Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗАИКАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чех Ирина Васильевна, Брисберг Татьяна Леонидовна

В работе анализируются предиспонирующие факторы возникновения заикания у детей во взаимосвязи латеральных предпочтений с центральной асимметрией речевой функции у ребенка. Обследовано 38 детей в возрасте от 5 до 6 лет 9 месяцев. В экспериментальную группу вошли дети с тяжелым нарушением речи, заиканием. В контрольную группу вошли дети с нормативным развитием речевой системы. Обследовано по 19 детей в каждой группе - соответственно по 7 девочек и по 12 мальчиков. Установлено, что полученные данные в большей мере соответствуют точке зрения об атипичной представленности речевых областей в полушариях и даже в большей мере тому, что у заикающихся два центра речи. Высказывается предположение, что это возможно, если в ранний период развития ребенка были негативные воздействия на эти области в левом полушарии, что приводит к формированию соответствующих зон в правом полушарии. Диагностические выводы конкретизируются с общей картиной психического развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF LATERAL SIGNS IN PRESCHOOLERS WITH STUTTERING AND THE NORMATIVE DEVELOPMENT OF THE SPEECH SYSTEM

The paper analyzes the predisposing factors of stuttering in children in the relationship of lateral preferences with the central asymmetry of speech function in a child. 38 children aged 5 to 6 years and 9 months were examined. The experimental group included children with severe speech impairment, stuttering. The control group included children with normative development of the speech system. 19 children in each group were examined - 7 girls and 12 boys, respectively. It is established that the data obtained are more consistent with the point of view about the atypical representation of speech areas in the hemispheres and even more so that stuttering people have two speech centers. It is suggested that this is possible if in the early period of the child’s development there were negative impacts on these areas in the left hemisphere, which leads to the formation of corresponding zones in the right hemisphere. Diagnostic conclusions are concretized with the general picture of the child’s mental development.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ»

КОРРЕКЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376.37

И. В. Чех, Т. Л. Брисберг

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

Введение. Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребёнка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов [4, 13]. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте двух лет, то есть в тот момент, когда ребенок начинает осваивать речевые высказывания в несколько слогов и к 3 годам около 8% детей могут заикаться [20, 22, 24]. Существуют весьма противоречивые представления о качестве речи детей с заиканием по сравнению с не заикающимися перед началом проявления расстройства [4, 13, 20, 22-25].

Среди основных причин, ведущих к заиканию, обычно называют проблемы коммуникации в семье, связанные с неблагоприятной эмоциональной обстановкой [13]. Причем это нарушение эмоционального взаимодействия между

детьми и родителями в большей степени отражается на мальчиках. Есть данные, что заикание может быть связано с тем, что пол заикающегося ребенка не соответствует ожиданиям родителей; оно коррелирует с более высоким уровнем образования матери (возможно, это связано с ее более высокими требованиями к ребенку, чем таковые у матерей с более низким уровнем образования), наличие близнеца, а, следовательно, и более конкурентной среды за внимание родителей. Наряду с нарушениями коммуникации исследователи обращают внимание на биологическую основу расстройства. И здесь центральным становится предположение о нетипичной представительстве речевых областей в головном мозге. Например, функциональное ядерно-магнитно-резонансное сканирование выявляет билатеральную активацию областей, связанных с сочетанием речи и жестов: задней верхней височной из-

вилины, прецентральной извилины и нижней лобной доли [21, 24— 25].

Все это определило гипотезу настоящего исследования, а именно обусловленность заикания, как спецификой семейных обстоятельств, в которые погружен ребенок, так и особенностями взаимосвязи латеральных предпочтений с центральной асимметрией речевой функции у ребенка.

Целью исследования стало следующее: необходимость сравнить выраженность латеральных предпочтений и центрального представительства речи у детей с заиканием и детей нормативного развития.

Характеристика выборки. Было обследовано 38 детей в возрасте от 5 до 6 лет 9 месяцев. В экспериментальную группу вошли дети с тяжелым нарушением речи, заиканием (судороги средней и легкой степени выраженности, смешанного то-ноклонического характера). В контрольную группу вошли дети с нормативным развитием речевой системы. Группы были идентичными по возрасту и гендерным признакам, то есть в каждой группе было по 19 детей, из них по 7 девочек и по 12 мальчиков.

Использованные методики:

1. Тесты, направленные на исследование типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии включали: определение ведущей руки (6 проб); определение ведущей ноги (3 пробы); определе-

ние ведущего глаза (3 пробы); определение ведущего уха (2 пробы) [10-12].

Пробы для оценки рукости были разделены на 2 группы: пробы, не связанные с социальным давлением (сцепление пальцев рук, плечевой тест, проба Наполеона) и пробы, связанные с социальным давлением (какой рукой ребенок рисует, берет ложку, игрушку [3, 11-12].

2. Вербально-мануальная интерференция. Задача, которая решается с помощью данной методики, состоит в сравнении выполнения теппинг-теста правой и левой рукой без речевого сопровождения и с речью. Снижение двигательных актов какой-либо рукой при речевом высказывании свидетельствует о том, что речь и моторная зона руки находятся в одном полушарии. Сначала испытуемый проводил теппинг-тест последовательно двумя руками. Затем теппинг тест проводился при одновременном произнесении имени ребенка. Оценивалось изменение числа производимых точек под воздействием вербального задания [17-18].

3. Компьютерный вариант ди-хотического тестирования, разработанный коллективом авторов для детей дошкольного возраста, в ЛОР НИИ СПб под руководством И. В. Королёвой [4, 12].

4. Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы» Дж. К. Равена для оценки уровня невербального интеллекта [15-16].

5. Объем рабочей памяти. Оценка типа памяти, который позволяет человеку сохранять информацию, на всех этапах выполнения какого-либо действия [17—18].

6. Описание эффективности тормозных процессов в парадигмах go/go и go/no-go [1—2].

7. Анкета для родителей с описание возраста родителей, их уровня образования, числом детей в

KMO и крит

семье и порядком рождения заикающегося ребенка [10, 12].

Результаты и их обсуждение. Был

проведен факторный анализ, в котором критерий Кайзера-Мейера-Олкина составил 0,553, процент объясненной дисперсии — 63,5%, что позволяет нам считать результаты исследования достоверными. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

ий Бартлетта

Мера адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина (КМО) 0,553

Критерий сферичности Бартлетта Примерная Хи-квадрат 84,088

ст.св. 55

Значимость 0,007

Первый фактор (19,6% объяс- метры вербально-мануальной ин-ненной дисперсии) включал пара- терференции.

Таблица 2

Повернутая матрица компонентов®

Компонент

1 2 3 4

Вербально-мануальная интерференция справа 0,899 0,000 0,086 0,023

Вербально-мануальная интерференция слева 0,896 0,005 0,072 0,064

Диагноз по МКБ- 10 -0,161 0,710 0,011 -0,210

Рукость на основе проб, не связанных с социальным давлением -0,216 0,641 -0,156 0,247

Объем первого воспроизведения в рабочей памяти 0,256 0,604 0,335 -0,022

Эффект правого уха -0,389 -0,593 0,060 -0,019

Уровень интеллекта по тесту Равена (в %) 0,025 0,202 0,794 0,010

Возраст 0,330 0,007 0,691 0,149

Рукость на основе про, связанных с социальным давлением -0,101 -0,200 0,663 -0,089

Профиль функциональной сенсомоторной асимметрии -0,147 0,079 0,114 0,851

Число ошибок в парадигме go/no-go 0,333 -0,122 -0,094 0,721

Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера.

а Вращение сошлось за 4 итераций.

Второй фактор (15,7% объясненной дисперсии) дал наиболее значимую информацию. Он включал диагноз (наличие или отсутствие заикания), рукость, оцененную с помощью проб, не связанных с социальным давлением, объем первого воспроизведения в рабочей памяти, эффект правого уха с обратным знаком.

Это означает, что диагноз «заикание» тем более вероятен, чем выше уровень праворукости, оцененный по пробам, описывающим не влияние социального давления, но генетическую предрасположенность, и чем меньше выражен эффект правого уха. Следовательно, именно сочетание генетически обусловленной праворукости (а не действие правой рукой леворуким ребенком под социальным давлением) с атипичным представительством речи способствует возникновению заикания.

Третий фактор (15,6% объясненной дисперсии) включал уровень интеллекта, оцененного по методике Дж. Равена, возраст. Здесь

мы видим достаточно предсказуемый результат: интеллект тем выше, чем старше ребенок, и он не связан с развитием заикания у ребенка.

Наконец, последний фактор (12,6% объясненной дисперсии) связывал профиль функциональной сенсомоторной асимметрии и тормозные процессы.

Оказалось, что чем больше выражены правые латеральные предпочтения в сенсомоторной сфере (то есть это не столько рукость, сколько правый ведущий глаз, правое ведущее ухо и правая ведущая нога), тем больше ошибок ребенок делает при оценке тормозных процессов, тем более не сформированы тормозные процессы. Стоит подчеркнуть, что мы предварительно вводили параметр «кросслате-ральность», который обнаруживался в том случае, когда ведущая рука и ведущие сенсорные параметры относились к разным полушариям. Он не был связан с заиканием.

В таблице 3 представлены результаты линейного регрессионного анализа полученных данных.

Таблица 3

Влияние независимых переменных на зависимую «Диагноз заикание»

Независимые переменные в R2 Р

Возраст матери при рождении ребенка 0,322 0,104 0,49

Число детей в семье 0,311 0,097 0,57

Коэффициент асимметрии -0,353 0,125 0,30

Коэффициент продуктивности левого уха 0,560 0,314 0,000

Из нее видно, что диагноз заи- выше уровень образования мате-кания тем более вероятен, чем ри, чем больше детей в семье, чем

выше продуктивность левого уха и больше левых признаков в сенсорной и моторной сферах. Можно предположить, что два первых параметра (то есть уровень образования матери и количество детей в семье) свидетельствуют о том, что ребенку не хватает теплого общения с матерью, что соответствует данным, описанным нами ранее.

Выводы:

1. Возникновению заикания в большей мере способствует сочетание генетически обусловленной праворукости с атипичным представительством речевых областей в коре головного мозга.

2. Постановка диагноза «Заикание» тем более вероятна, чем выше уровень праворукости, оцененный по пробам, сформированным вне социального давления

3. Интеллект тем выше, чем старше ребенок, и он не связан с развитием заикания у ребенка.

4. Диагноз «заикание» тем более вероятен, чем выше уровень образования матери, чем больше детей в семье, чем выше продуктивность левого уха и больше левых признаков в сенсорной и моторной сферах.

Наш данные совпадают с уже опубликованными ранее данными о связанности возраста матери с диагнозом заикания [4, 6, 13, 1920, 22]. В дискуссии о связи заикания с латеральными предпочтениями наши данные в большей мере соответствуют представлению об атипичной представленности речевых областей в полушариях и даже в большей мере тому, что у заикающихся два центра речи [21, 23-24]. Это возможно, если в ранний период развития ребенка были негативные воздействия на эти области в левом полушарии, что приводит к формированию соответствующих зон в правом полушарии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вергунов Е. Г., Николаева Е. И. Опыт применения методов визуализации в качественном анализе тайм-теста // Мир науки, культуры образования. 2009. № 3. С. 7-12.

2. Вергунов Е. Г., Николаева Е. И., Балиоз Н. В., Кривощёков С. Г. Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов // Физиология человека. 2018. Т. 44. № 3. С. 97-108. DOI: 10.7868^0131164618030116.

3. Ефимова В. Л., Николаева Е. И., Огородникова Е. А. Анализ возможных причин нарушений в развитии связной речи у первоклассников с помощью айтрекинга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 2(42). С. 18-23.

4. Карпова Н. Л., Николаева Е. И. Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований) // Дефектология. 2020. № 3. С. 41-50. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42937323.

5. Королева И. В., Шургая Г. Г., Штыров Ю. Ю. Разработка дихоти-ческих тестов и проведение дихоти-ческого прослушивания: метод. рекомендации. СПб, 1998. 18 с.

6. Меренкова В. С., Николаева Е. И. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 3 (3). С. 53—60. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15278419.

7. Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. СПб.: Речь, 2008. 368 с.

8. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб. Речь, 2008. 392 с.

9. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. СПб. Питер, 2005.

10. Николаева Е. И. Психофизиология. СПб: Питер, 2019. 544 с.

11. Николаева Е. И. Специфика определения и использования рукости у детей 4—7 лет в медицинской практике / Е. И. Николаева, Е. Ю. Ковалева // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2006. Т. 13. № 4. С. 35-38.

12. Николаева Е. И., Брисберг Т. Л, Связь проб, направленных на оценку ведущей руки, с результатами дихоти-ческого тестирования // Асимметрия. 2018. №4. С. 350-359. D0I:10.18454/ ASY.2018.12.96.001.

13. Николаева Е. И., Карпова Н. Л. Теоретические подходы к изучению заикания. Анализ иностранных источников // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3 (3). С. 251-258.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-251-258.

14. Николаева Е. И., Яворович К. Н. Специфика вербально-мануальной интерференции у юношей и девушек с различной выраженностью латеральных признаков // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. Т. 1 (25). С. 30-38.

15. Равен Дж. К. Цветные Прогрессивные Матрицы. М.: Когито-Центр, 2001.

16. Равен Дж., Равен Дж. К., Корт Дж. Х. Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных шкал: Раздел 1 и 2 / Пер с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 80 с.

17. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 124-132.

18. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук. 2019. Т. 50. № 1. С. 75-89. DOI: 10.1134/ S0301179819010090.

19. Chang S.-E., Angstadt M., Chow H. M. Anomalous network architecture of the resting brain in children who stutter // Journal of Fluency Disorders. 2018. V. 55. P. 46-67. https://doi.org/10.1016/j. jfludis.2017.01.002.

20. Oliveira C. M., Nogueira P. R. Prevalence of risk factors for stuttering among boys: analytical cross-sectional study// Sao Paulo Medical Journal. 2014. V. 3. P. 152-157.

21. Reilly S., Onslow M., Packman A., Wake M., Barvin E. L., Prior, M., Ukoumunne O. C. Predicting stuttering

onset by the age of 3 years: A prospective, community cohort study // Pediatrics. 2009. V. 123(1). P. 270-277.

22. Reilly S., Onslow M., Packman A., Cini E., Conway L., Ukoumunne O., Wake M. Natural history of stuttering up to 4 years of age: A prospective community based study // Pediatrics. 2013. V. 132(3). P. 459-467.

23. Simic-Ruzic B., Jovanovic A. A. Family characteristics of stuttering children // Sapiski Arhiv Za Celokupno Lekarstvo. 2008. V. 136 (11-12). P. 629-634.

24. Unicomb R., Kefalianos E., Reilly S., Cook F., Morgan A. Prevalence and features of comorbid stuttering and speech sound disorder at age 4 years // Journal of communication disorders. 2020. V 84. P. 105976.

25. Weisberg J., Hubbard A. L., Emmorey K. Multimodal integration of spontaneously produced representational co-speech gestures: An fMRI study // Language, Cognition and Neuroscience. 2017. V. 32 (2). P. 158-174. https://doi.or g/10.1080/23273798.2016.1245426.

REFERENCES

1. Vergunov E. G., Nikolaeva E. I. Opyt primeneniya metodov vizualizacii v kachestvennom analize tajm-testa // Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2009. № 3. C. 7-12. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vergunov E. G., Nikolaeva E. I., Balioz N. V., Krivoshchyokov S. G. Late-ral'nye predpochteniya kak vozmozhnye fenotipicheskie prediktory rezervov serdechno-sosudistoj sistemy i osobennosti sensomotornoj integracii u al'pinistov // Fiziologiya cheloveka. 2018. T. 44. № 3. S. 97-108. DOI: 10.7868/ S0131164618030116. (In Russ.).

3. Efimova V. L., Nikolaeva E. I., Ogorodnikova E. A. Analiz vozmozhnyh prichin narushenij v razvitii svyaznoj rechi u pervoklassnikov s pomoshch'yu ajtrekinga // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2018. № 2 (42). S. 18-23. (In Russ.).

4. Karpova N. L., Nikolaeva E. I. Semejnye faktory, povyshayushchie veroyatnost' vozniknoveniya zaikaniya u rebenka (obzor zarubezhnyh issledovanij) // Defektologiya. 2020. № 3. S. 41-50. https://www.elibrary.ru/item.asp?i =42937323.

5. Koroleva I. V., SHurgaya G. G., SHtyrov YU. YU. Razrabotka dihoti-cheskih testov i provedenie dihoticheskogo proslushivaniya: metod. rekomendacii. SPb, 1998. 18 s. (In Russ.).

6. Merenkova V. S., Nikolaeva E. I. Vliyanie anamneza materi na zdorov'e detej pervogo i vtorogo goda zhizni // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2010. T. 3 (3). S. 53—60. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15 278419.

7. Leutin V. P. Funkcional'naya asimmetriya mozga: mify i dejstvitel'nost' / V. P. Leutin, E. I. Nikolaeva. SPb.: Rech', 2008. 368 s. (In Russ.).

8. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannyh: ucheb. posobie /A. D. Nasledov. SPb. Rech', 2008. 392 s. (In Russ.).

9. Nasledov A. D. SPSS: Komp'yuternyj analiz dannyh v psihologii i social'nyh naukah / A. D. Nasledov. SPb. Piter, 2005. (In Russ.).

10. Nikolaeva E. I. Psihofiziologiya. SPb: Piter, 2019. 544 s. (In Russ.).

11. Nikolaeva E. I. Specifika opredeleniya i ispol'zovaniya rukosti u

detej 4—7 let v medicinskoj praktike / E. I. Nikolaeva, E. YU. Kovaleva // Uchenye zapiski SPbGMU im. I. P. Pavlova. 2006. T. 13. № 4. S. 35-38. (In Russ.).

12. Nikolaeva E. I., Brisberg T. L, Svyaz' prob, napravlennyh na ocenku vedushchej ruki, s rezul'tatami diho-ticheskogo testirovaniya // Asimmet-riya. 2018. № 4. S. 350-359. DOI: 10.18454/ASY.2018.12.96.001. (In Russ.).

13. Nikolaeva E. I., Karpova N. L. Teoreticheskie podhody k izucheniyu zaikaniya. Analiz inostrannyh istochnikov // Kompleksnye issledovaniya detstva. 2021. T. 3 (3). S. 251-258. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-251-258. (In Russ.).

14. Nikolaeva E. I., YAvorovich K.N. Specifika verbal'no-manual'noj interferencii u yunoshej i devushek s razlichnoj vyrazhennost'yu lateral'nyh priznakov // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2014. T. 1 (25). S. 30-38. (In Russ.).

15. Raven Dzh. K. Cvetnye Progres-sivnye Matricy. M.: Kogito-Centr, 2001. (In Russ.).

16. Raven Dzh., Raven Dzh. K., Kort Dzh. H. Rukovodstvo dlya Progressivnyh Matric Ravena i Slovarnyh shkal: Razdel 1 i 2 / Per s angl. M.: Kogito-Centr, 2002. 80 s. (In Russ.).

17. Razumnikova O. M., Nikolaeva E. I. Vozrastnye osobennosti tormoz-nogo kontrolya i proaktivnaya interfe-renciya pri zapominanii zritel'noj infor-macii // Voprosy psihologii. 2019. № 2. S. 124-132. (In Russ.).

18. Razumnikova O.M., Nikolaeva E. I. Tormoznye funkcii mozga i vozrastnye osobennosti organizacii kognitivnoj deyatel'nosti // Uspekhi fiziologicheskih

nauk. 2019. T. 50. № 1. S. 75-89. DOI: 10.1134/S0301179819010090. (In Russ.).

19. Chang S.-E., Angstadt M., Chow H. M. Anomalous network architecture of the resting brain in children who stutter // Journal of Fluency Disorders. 2018. V. 55. P. 46-67. https://doi.org/10.1016/j. jfludis.2017.01.002.

20. Oliveira C. M., Nogueira P. R. Prevalence of risk factors for stuttering among boys: analytical cross-sectional study// Sao Paulo Medical Journal. 2014. V. 3. P. 152-157.

21. Reilly S., Onslow M., Packman A., Wake M., Barvin E. L., Prior, M., Ukoumunne O. C. Predicting stuttering onset by the age of 3 years: A prospective, community cohort study // Pediatrics. 2009. V. 123(1). P. 270-277.

22. Reilly S., Onslow M., Packman A., Cini E., Conway L., Ukoumunne O., Wake M. Natural history of stuttering up to 4 years of age: A prospective community based study // Pediatrics. 2013. V. 132(3). P. 459-467.

23. Simic-RuziC B., Jovanovic A. A. Family characteristics of stuttering children // Sapiski Arhiv Za Celokupno Lekarstvo. 2008. V. 136 (11-12). P. 629-634.

24. Unicomb R., Kefalianos E., Reilly S., Cook F., Morgan A. Prevalence and features of comorbid stuttering and speech sound disorder at age 4 years // Journal of communication disorders. 2020. V 84. P. 105976.

25. Weisberg J., Hubbard A. L., Emmorey K. Multimodal integration of spontaneously produced representational co-speech gestures: An fMRI study // Language, Cognition and Neuroscience. 2017. V. 32 (2). P. 158-174. https://doi.or g/10.1080/23273798.2016.1245426.

Поступила в редакцию 17.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.