Йога - один из самых душевных видов фитнеса, который включает комплекс физических упражнений, дыхательных техник и практик концентрации внимания. В йоге имеется много направлений, отличающихся друг от друга: хатха, кундалини, аштанга, аэройога. Выбирайте то, что больше всего подходит вашему темпераменту и тому, как вы чувствуете себя сегодня.
Плавание также выбирайте в том случае, если вы хотите подтянуть мышцы тела, укрепить позвоночник, сердечно-сосудистую систему и иммунитет. Шум воды расслабляет, снимает нервное напряжение и помогает отключиться от проблем. Плавание - спорт для любого возраста, поэтому ходить в бассейн можно всей семьей.
Большой теннис - игра аристократов, которая дает не только физическую нагрузку, но и как любит говорить легендарный персонаж детективов Эркюль Пуаро, - заставляет «работать серые клеточки». Регулярные занятия большим теннисом развивают стратегическое мышление, стимулируют работу головного мозга, а также улучшают память и концентрацию внимания.
Бег. К описанию этой разновидности нагрузки отлично подойдет простая цитата - «Всё гениальное - просто!». Пробежка также поможет улучшить работу головного мозга и желудочно-кишечного тракта, укрепить иммунитет, сбросить вес, укрепить мышцы, суставы и лёгкие.
Бег в тандеме с любимой музыкой в наушниках - это отличная возможность избавиться от раздражения и плохого настроения. Научно доказано, что во время бега организм вырабатывает гормон радости - эндорфин, при этом эффект сохраняется даже после тренировки.
Танцы уж точно еще никто не назовет скучным занятием. Начать танцевать можно в любом возрасте. Занятия танцами не только помогут подтянуть тело, но и положительно влияют на работу мозга: разучивание танцевальных связок создает новые нейронный связи. Кроме того, как утверждают психологи танцоры являются более уверенными в себе людьми.
Велосипед. К очевидным достоинствам велопрогулок можно отнести: польза для здоровья, финансовая доступность, возможность провести время на свежем воздухе. Во время езды улучшается снабжение клеток кислородом и кровообращение, тренируются мышцы глаз, так как необходимо вглядываться вдаль. Велосипедисты реже страдают от варикоза.
Список использованной литературы:
1. "Спорт: Современная энциклопедия" - под редакцией В. В. Матвеева.
2. "Теория и методика физической культуры и спорта" - под редакцией Л. Р. Матвеева.
3. "Наука побеждать" - Йоаннис Ангелопулос.
©Бекчаева М., Аннамурадов А., Алланазаров Д., 2023
Сергеев Владислав Дмитриевич
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет
Научный руководитель: Алонцева Александра Ивановна
Г. Новокузнецк РФ
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
Актуальность:
Профессиональная деятельность психологов характеризуется воздействием значительного
числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность в деятельности.
Изучение психологической защиты у студентов-психологов является интересным и важным моментом, так как именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.
Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность в психологической литературе, обусловлена тем, что изучение взаимосвязи психологической защиты и копинг-стратегий у будущих психологов является важным и закономерным, так как это основные общепризнанные процессы, обеспечивающие в целом адаптацию к окружающей среде.
Цель:
Изучить и описать соотношение копинг-стратегий и психологических защит у студентов-психологов.
Методы:
Теоретический анализ научной литературы, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона).
Методики:
1. Индекс жизненного стиля (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте);
2. Копинг-тест Лазаруса (Р. Лазарус, С. Фолкман);
3. Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан).
Задачи:
1. Проанализировать понятие «психологической защиты» в работах учёных-психологов;
2. Изучить в научной литературе проблемы копинг-стратегий в социальной психологии;
3. Рассмотреть научно-психологические подходы к определению «студенческая группа»;
4. Охарактеризовать выборку и обосновать методы и этапы исследования;
5. Провести диагностику копинг-стратегий и типов психологических защит у студентов-психологов;
6. Проанализировать взаимосвязь между показателями копинг-стратегий и психологических защит.
Ключевые слова:
копинг-стратегии, психологические защиты.
Sergeev Vladislav Dmitrievich
Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute Kemerovo State University Scientific adviser: Alontseva Alexandra Ivanovna
Novokuznetsk, Russian Federation
Analysis of the values of modern youth and the older generation
Аnnotation
Relevance:
The professional activity of psychologists is characterized by the impact of a significant number of stressful factors and places increased demands on stress resistance and psychological qualities of the
individual, which ensure stress-overcoming behavior and efficiency in activities.
The study of psychological defense among psychology students is an interesting and important point, since it is psychological defense that reflects the harmony of a developed personality, the adequacy of perception of the surrounding reality and the ability to solve personal and professional problems.
The relevance of the problem and its insufficient elaboration in the psychological literature is due to the fact that the study of the relationship between psychological defense and coping strategies in future psychologists is important and natural, since these are the main generally recognized processes that provide overall adaptation to the environment. Target:
To study and describe the correlation of coping strategies and psychological defenses among psychology students. Methods:
Theoretical analysis of scientific literature, psychodiagnostic testing, method of mathematical and statistical data processing (Pearson's correlation coefficient). Methods:
1. Life style index (R. Plutchik, G. Kellerman, H. Conte);
2. Lazarus coping test (R. Lazarus, S. Folkman);
3. Indicator of coping strategies (D. Amirkhan). Tasks:
1. Analyze the concept of "psychological protection" in the works of psychologists;
2. To study the problems of coping strategies in social psychology in the scientific literature;
3. Consider scientific and psychological approaches to the definition of "student group";
4. Characterize the sample and justify the methods and stages of the study;
5. Diagnose coping strategies and types of psychological defenses among psychology students;
6. Analyze the relationship between indicators of coping strategies and psychological defenses.
Key words: coping strategies, psychological defenses.
Введение:
Окружающий нас мир в настоящий момент представляет собой бурный поток происходящих в различных сферах жизни событий. Человек, неизбежно втянутый в этот процесс, вынужден искать пути адаптации к меняющимся условиям. Данная проблема давно рассматривается в различных научных областях, особенно тех, которые непосредственно заняты изучением человека.
В ряде психологических исследований уже на протяжении многих лет поднимается вопрос о способах преодоления различных жизненных ситуаций. И здесь особое внимание уделяется механизмам психологической защиты личности.
Использование личностью механизмов психологической защиты и копинг-стратегий по преодолению трудных жизненных ситуаций способствует стабилизации психической деятельности и оказывает положительное влияние на личность.
Теоретические основы проблемы стресс-преодолевающих копинг-стратегий только начинают разрабатываться, они тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс - это два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователей, основное внимание уделялось анализу внешних стрессогенных факторов. Психологи, в большей степени Р. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.
Исследование проводилось по следующим этапам:
1. Постановка проблемы. На данном этапе осуществляется выбор темы исследования, обосновывается её актуальность. Определены объект и предмет исследования. Сформулированы цель, задачи, гипотеза. Осуществлён подбор научной литературы по выбранной теме.
2. Анализ теоретического материала по теме исследования. Сформулированы основные идеи теоретического раздела, уточнены основные понятия и определения.
3. Выбор методов и методик исследования, описание этапов исследования. В процессе данного этапа были подобраны методы и методики, составлены этапы исследования, охарактеризована выборка исследования.
4. Проведение психодиагностического тестирования. На данном этапе собираются необходимые данные для дальнейшего эмпирического исследования.
5. Осуществление математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона). С помощью данного метода была обеспечена объективная интерпретация полученных в ходе исследования данных, была установлена зависимость между изучаемыми явлениями.
6. Заключительный этап исследования: формулировка выводов и заключения исследования.
Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку из 21 студента-психолога 2
курса КГПИ КемГУ.
Для получения информации о взаимосвязи копинг-стратегий и типов психологических защит у студентов-психологов использовался «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте).
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой группе для большинства студентов-психологов характерно преобладание защитного механизма «проекция», что составляет 63%.
Предположительно, показатели, полученные в ходе анализа данных опросника, свидетельствуют о том, что данная часть исследуемой группы студентов в большей степени применяют в стрессовой ситуации защитный механизм «проекция», чем студенты, которые применяют защитный механизм «вытеснение», который составляет 37%.
В рамках исследования взаимосвязи копинг-стратегий и типов психологических защит у студентов-психологов, также была проведена диагностика ведущих копинг-механизмов, используемых человеком в разнообразных стрессовых ситуациях, а именно копинг-стратегии «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки». Выявление показателей осуществлялось на основе методики «Копинг-тест Лазаруса» (Р. Лазарус, С. Фолкман).
Анализ данных исследования показал, что копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» в большей степени используется студентами-психологами в различных стрессовых ситуациях и составляет 54%. Показатели результатов копинг-стратегии «разрешение проблемы» составили 46%, что говорит о чуть меньшем использовании данной копинг-стратегии студентами в стрессовых ситуациях.
Также в рамках исследования взаимосвязи копинг-стратегий и типов психологических защит у студентов-психологов, в данной работе использовался «Индикатор копинг-стратегий», автором которой является Д. Амирхан. С помощью данной методики была проведена диагностика ведущих копинг-стратегий, используемых человеком в стрессовых ситуациях.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой группе студентов-психологов, преобладающей копинг-стратегией является «поиск социальной поддержки», что составляет 57,5%. Это говорит о том, что студентам при возникновении сложной стрессовой ситуации, зачастую приходится обращаться за помощью к другим для того, чтобы разрешить свои проблемы. В свою очередь, копинг-стратегия «разрешение проблемы» составляет 42,5% что говорит о том, что
некоторым студентам проще самим справиться в стрессовой ситуации путём разрешения проблемы.
Путём эмпирического исследования было выявлено, что чаще всего студенты-психологи показывают высокий уровень зрелости путём решения своих проблем, а не их избегания. Результаты исследования показывают, что студенты-психологи в большей степени используют такие защитные механизмы как «вытеснение» и «проекция». Это говорит о том, что испытывая стрессовую ситуацию, студенты пытаются предохранить психику от травмирующих переживаний путём контроля своих мыслей и поведения, ограничивая своё стремление перекладывать свои проблемы на других.
При возникновении сложной стрессовой ситуации, студенты-психологи зачастую прибегают к таким копинг-стратегиям, как «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки». Копинг-стратегия «разрешение проблемы» говорит о том, что студенты-психологи часто принимают ответственность на себя и планируют шаги по выходу из трудных ситуаций. При этом, результаты копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» говорят о том, что в зависимости от трудности ситуации, студенты-психологи могут прибегать к посторонней помощи для того, чтобы справиться с эмоциональной нагрузкой в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, личность, переживающая определённые события, связанные с преодолением трудностей, сознательно или бессознательно старается защитить сферу своей психики, стабилизировать её работу с целью адаптации к окружающим условиям и более адекватного ответа на негативные, неприятные события.
Список использованной литературы:
1. Козина, А. В. Основные подходы к изучению психологических защит личности в зарубежной и отечественной психологии / А. В. Козина, А. Н. Баламут. - СПб.: Питер, 2009. - 37 с. - ISBN 5-85413-2708. - Текст: непосредственный.
2. Бассин, Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии / Ф. В. Бассин / 1969. - №
2. - С. 118-125. - ISBN 5-94136-117-2. - Текст: непосредственный.
3. Панасенко, Е. А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг стратегиями // Психологические науки / Е. А. Панасенко, И. С. Морозова. - 2015. - 51 с. - ISBN 5-88142-602-8. - Текст: непосредственный.
4. Адылова, Р. М. Взаимосвязь психологической защиты и копинг стратегий / Р. М. Адылова, Х. С. Асадуллина - СПб.: Питер, 2011. - 114 с. - ISBN 5-95105-317-8. - Текст: непосредственный.
5. Донцов, Д. А. Социально-психологические особенности студентов-психологов // Психологические науки / Д. А. Донцов, М. В. Донцова. - 2017. - 38 с. - ISBN 5-97451-690-8. - Текст: непосредственный.
© Сергеев В.Д., 2023