ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭКСПЕРТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Черемисова Ирина Валерьяновна
доктор психологических наук, доцент, Волгоградский госудрственный университет, г. Волгоград, e-mail: [email protected] Тришина Надежда Тельмановна
Кандидат юридических наук, Волгоградский госудрственный университет, г. Волгоград, e-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10041
Аннотация: Введение: в статье рассматриваются некоторые вопросы совладающего поведения в контексте осуществления профессиональной деятельности экспертами-психологами. Материалы и методы: в качестве методик диагностики стратегий совладающего поведения использовались: Ways of Coping Questionnaire (С. Фолкман и Р. Лазарус), опросник COPE К. (Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб) и одна методика выявления индивидуально-психологических характеристик «Большая пятерка» 5PFQ, (ХийджироТеуйн). Результаты: представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик экспертов-психологов и предпочитаемых ими копинг-стратегий.
Обсуждение и заключения: выявлено, что наиболее часто выбираемыми экспертами-психологами копинг-стратегиями являются планирование решения проблемы и положительная переоценка. Установлено, что круг реализуемых стратегий совладания сужен. Показано, что не применяются такие адаптивные копинг-стратегии как: активное совладание; самоконтроль; принятие ответственности.
Обоснована необходимость проведения целого комплекса мероприятий, предотвращающих профессиональное выгорание.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, положительная переоценка, планирование решения проблемы, обращение к религии, стресс, активное совладание.
study of the individual psychological
CHARACTERISTICS oF ExPERT PSYCHoLoGISTS
with different coping strategies
Cheremisova Irina Valeryanovna
Doctor of Psychology, Associate Professor, Volgograd State University (Volgograd), e-mail: [email protected] Trishina Nadezhda Telmanovna
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Volgograd State University (Volgograd), e-mail: [email protected]
Abstract: Introduction: the article discusses some aspects of coping behavior in the context of implementation of professional activity by experts psychologists . Materials and Methods: as the diagnostic methods of strategies of coping behavior were used: the Ways of Coping Questionnaire (S. Folkman and R. Lazarus), K. COPE questionnaire (Carver, M. and J. Sayer. Dg Weintraub), and one technique to identify individual psychological characteristics of the «Big five» 5PFQ, (Hijara Tein). Results: presents the results of the relationship of individual psychological characteristics of expert psychologists and their preferred coping strategies are presented.
Discussion and Conclusions: it was revealed that the most frequently chosen by experts-psychologists coping strategies are planning solutions and positive reassessment. It is established that the range of implemented coping strategies is narrowed. It is shown that such adaptive coping strategies as: active coping; self-control; taking responsibility are not used.
The necessity of carrying out the whole complex of the actions preventing professional burnout is proved.
Keywords: coping, coping strategies, positive reassessment, problem solving planning, turning to religion, stress, active coping.
Работа психолога в большинстве случае связана с немалым количеством стрессовых ситуаций. Предполагается, что в зоне риска, в числе первых можно назвать экспертов-психологов. Ведь их работа сопряжена с совершенными тяжкими и особо тяжкими уголовными преступлениями и с наиболее сложными гражданскими делами.
Экспертам-психологам приходится оказывать содействие правоохранительным органам, входить в контакт с особо опасными преступниками, подробно изучать материалы уголовных дел. В последнее время психологические экспертизы стали широко применяться и в гражданском судопроизводстве (экспертизы порока воли, экспертизы по спорам о праве на воспитание детей и другие) [1, с.418]. Все это может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье.
Понятие «coping» начало стремительно применяться учеными в Америке в начале 60-х годов для познания поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Р. Лазарус изучал когнитивную оценку стресса.[5, 203]. Он считал, что стрессовую ситуацию необходимо рассматривать не только как столкновение с определенным катализатором, ключевое значение отводится именно его субъективной оценке. Стимулы могут быть оценены как неуместные, позитивные или стрессогенные.
Кроме того исследователь считает, что стрессогенные стимулы приводят к разному уровню стресса у различных людей и в различных стрессовых ситуациях [3,c. 54]. Соответственно, главным аспектом в работах Р. Лазаруса было то, что стресс начал оцениваться как итог субъективной оценки отрицательного стимула.
Копинг может пониматься как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [10, с. 13].
Из большого числа существующих на данный момент определений совладающего поведения, представляется максимально точным определение Крюковой Т. Л. Она понимает под совладающим поведением особое социальное поведение, которое обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека, целенаправленное поведение, позволяющее человеку справляться со стрессом адекватными личностным особенностям и ситуации способами. [2,с.59].
Данный вид поведения поспособствует преодолению стресса с помощью осознанных действий. Предполагается, что совладающее поведение подталкивает человека на активное взаимодействие со стрессовой ситуацией - ее изменение (когда она поддается контролю) или приспособление к ней (в случае, когда ситуация неподконтрольна). [6, с.29]. Основными понятиями, при характеристике копинга, являются осознанность и целенаправленность. Для любого субъекта крайне важно владеть рассматриваемым видом поведения. В противном случае, высока вероятность наступления неблагоприятных последствий для его продуктивности, физического и психического здоровья, благополучия. Важным внутренним фактором, побуждающим индивида активно противостоять трудным
жизненным ситуациям, является феномен долженствования («я должен быть в форме, чтобы продолжать свою работу», «я должен держаться, чтобы растить детей» ит.д.)[9, с. 98].
На данный момент в научной психологической литературе насчитывается более 400 стратегий совладающего поведения. [8, с.94]. Важно отметить, что, несмотря на все усилия ученых, единой классификации копинг-стратегий пока не существует.
Одна из наиболее удачных, на наш взгляд, классификаций определяет три больших типа стратегий совладающего поведения: 1) стратегии когнитивной адаптации; 2) проблемно-фокусированные стратегии; 3) эмоционально-ориентированные стратегии [4,^124].
1)Стратегия когнитивной адаптации олицетворяется с процессом мышления и направлена на позитивное изменение отношения к ситуации, на поиск положительного в случившемся стрессе, на изменение ценностей и целей, например, с помощью обращения к юмору.
2)Проблемно-фокусированные стратегии ориентированы на устранение или изменение самой проблемы. Примерами данного вида стратегий могут являться: обращение за социальной поддержкой, поиск информации, планирование решения проблемы.
3)Эмоционально-ориентированные стратегии, которые настроены на работу с эмоциями. Стратегии такого типа сопровождают восприятие стресса и включают активное их выражение, управление враждебными чувствами, медитации, процедуры систематической релаксации.
Полагаем, что к стратегиям когнитивной адаптации относятся: юмор; положительная переоценка; принятие ответственности; мысленный уход от проблемы; дистанцирование. В качестве проблемно-фокусированных стратегий выступают: активное совладания; планирование решения проблемы; бегство-избегание; поиск социальной поддержки; подавление конкурирующей деятельности; сдерживание совладания. К эмоционально-ориентированным стратегиям относятся: конфронтация; самоконтроль; обращение к религии; поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам; использование «успокоительных».
Как правило, для достижения успешного результата, человеку необходимо применять все три вида копинг-стратегий в сочетании.
С целью профилактики профессионального выгорания у экспертов-психологов представляется необходимым проводить целый комплекс соответствующих мероприятий. Целесообразно говорить о психологической диагностике, профилактике и, в некоторых случаях, психологической коррекции. Такого рода сопровождение направлено на оптимизацию не только психического состояния эксперта-психолога, но и на результативность в его профессиональной службе.
Нами было проведено исследование, в котором участвовало 30 человек. Из них 17 женщин и 13 мужчины в возрасте от 32 до 57 лет. Эксперты-психологи
со стажем работы от 2 до 18 лет, работающие в различных экспертных центрах Волгограда и Москвы.
В качестве методик диагностики стратегий совладающего поведения использовались: Ways of Coping Questionnaire (С. Фолкман и Р. Лазарус), опросник COPE К. (Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб) и одна методика выявления индивидуально-психологических характеристик «Большая пятерка» 5PFQ, (ХийджироТеуйн).
Данная выборка показала, что различия в индивидуально-психологических характеристиках приводят к выбору разных копинг-стратегий.
Рисунок № 1
Различия выбора копинг-стратегий психологов экспертов в зависимости от экстраверсии и интроверсии
Из рисунка № 1 следует, что эксперты-психологи с ярко выраженной индивидуально психологической особенностью «экстраверсия» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «подавление конкурирующей деятельностью», чем их коллеги интроверты.
В силу того, что экстраверты более ориентированы на скорость выполнения задания, они чаще избегают отвлечение другими видами активности и стараются как можно скорее справиться со стрессовой ситуацией.
Эксперты-психологи с ярко выраженной индивидуально психологической особенностью экстраверсия чаще прибегают к такой копинг-стратегии, как планирование, чем их коллеги интроверты.
Интроверты легче переносят однообразие в деятельности и любят планировать свое будущее, однако, что касается планирования в стрессовой ситуации, то они уступают экстравертам.
Рисунок № 2
Различия выбора копинг-стратегий психологов экспертов в зависимости от привязанности и обособленности
Из рисунка № 2 следует, что на уровне тенденции эксперты-психологи с индивидуально психологической особенностью «привязанность» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «положительная переоценка», чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «обособленность».
Во взаимоотношения с другими, такие люди пытаются не конфликтовать, избегают ссоры, не приемлют конкуренции, настроены на сотрудничество, а не на конкуренцию. Они склонны рассматривать стрессовые ситуации как стимул для личностного роста.
На уровне тенденции эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «обособленность» склонны избирать позитивное переформулирование чаще, чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «привязанность».
Люди, имеющие низкие значения по фактору «обособленность», стремятся переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе.
Эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «обособленность» склонны чаще обращаться к религии, чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «привязанность».
Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими, в то же время им свойственны обращение к помощи Бога, вере и религии.
На уровне тенденции эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «обособленность» склонны чаще обращаться
к юмору, чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «привязанность».
Данная категория людей для достижения своих целей использует все доступные им средства, а в качестве борьбы со стрессовыми ситуациями прибегает к шуткам и юмору, в том числе и отношении самой ситуации.
На уровне тенденции эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «обособленность» склонны чаше прибегать к такой копинг-стратегии, как «поведенческий уход от проблемы».
Поведенческий уход от проблемы подразумевает отказ от свершения поставленной цели и урегулирование намерений, ориентированных на преодоление стрессовой ситуации. Данная концепция поведения близка людям с психологической особенностью «обособленность».
Рисунок № 3
Различия выбора копинг-стратегий психологов экспертов в зависимости от импульсивности и самоконтроля
планирование
решения
проблемы
мысленный уход от проблемы
обращение к религии
Из рисунка № 3 следует, что эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью импульсивность склонны чаще выбирать копинг-стратегию «мысленный уход от проблемы», чем их коллеги с индивидуально-психологической особенностью «самоконтроль».
Человек, имеющий низкую оценку по фактору импульсивности, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. То же самое касается и стрессовой ситуации. Фантазирование и сон такие люди могут использовать для борьбы со сложной жизненной ситуацией.
Эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «импульсивность» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «обращение к религии», чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «самоконтроль».
Данная категория людей, как правило, живет «здесь и сейчас», не прогнозируя и не задумываясь о своём будущем. Одна в борьбе со стрессом ищет поддержку у Бога, опирается на веру.
Эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «самоконтроль» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «планирование», чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «самоконтроль».
Несмотря на то, что для данной категории людей не является нормой прикладывать достаточные усилия для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, в стрессовой ситуации они способны обдумывать то, как следует поступить в трудной жизненной ситуации.
Рисунок № 4
Различия выбора копинг-стратегий психологов экспертов в зависимости от эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости
Из рисунка № 4 следует, что эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «эмоциональная неустойчивость» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «концентрация на эмоциях и их выражение», чем их коллеги с индивидуально-психологической особенностью «эмоциональная устойчивость».
Высокие значения по фактору «эмоциональная неустойчивость» характеризуют лиц, которым трудно дается контроль собственных эмоций,
они излишне импульсивны. В поведении это выражается в отсутствии чувства ответственности, избегании реальности, капризности. В стрессовых ситуациях это выражается в фокусировке на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств.
Эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «эмоциональная неустойчивость» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам», чем их коллеги с индивидуально психологической особенностью «эмоциональная устойчивость».
Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями, в состоянии стресса они ищут социальную поддержку по эмоциональным причинам - желание реализовать потребность в эмоциональной, моральной поддержке. Острая необходимость в сочувствии и понимании.
Рисунок № 5
Различия выбора копинг-стратегий психологов экспертов в зависимости от практичности-экспрессивности
Из рисунка № 5 следует, что эксперты-психологи с индивидуально-психологической особенностью «экспрессивность» склонны чаще выбирать копинг-стратегию «позитивное переформулирование», чем их коллеги с индивидуально-психологической особенностью «практичность».
Индивида с подобной чертой характеризует легкость в отношении к жизни. Зачастую стираются грани между реальной жизнью и вымыслом. Такой человек склонен опираться на свои чувства и интуицию больше, нежели на здравый смысл, а в стрессовой ситуации прибегает к такой копинг-стратегии,
как позитивное переформулирование. Суть его заключается в попытке переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе.
Данный анализ нам иллюстрирует, что: эксперты-психологи применяют следующие стратегии когнитивной адаптации: положительная переоценка; юмор; мысленный уход от проблемы; позитивное переформулирование. Чаще других к данным стратегиям прибегают эксперты-психологи с ярко выраженными чертами экстраверсии, привязанности, эмоциональной устойчивости, импульсивности.
Эксперты-психологи применяют следующие проблемно-фокусированные стратегии: подавление конкурирующей деятельностьи; планирование; поведенческий уход от проблемы; поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам. Чаще других к данным стратегиям прибегают эксперты-психологи с ярко выраженными чертами экстраверсии и эмоциональной неустойчивости.
Эксперты-психологи прибегают к следующим эмоционально-ориентированным стратегиям: обращение к религии; концентрация на эмоциях и их выражение; поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам. Чаще других к данным стратегиям прибегают эксперты-психологи с ярко выраженными чертами импульсивности, эмоциональной неустойчивости.
Наиболее часто выбираемыми экспертами-психологами копинг-стратегиями являются планирование решения проблемы и положительная переоценка. Вместе с тем, необходимо отметить, что круг реализуемых стратегий совладания сужен. Не применяются такие копинг-стратегии как: активное совладание; самоконтроль; принятие ответственности; конфронтация; применение «успокоительных»; бегство-избегание, отрицание.
В 2016 году Е.В. Старченковой была разработана программа по обучению конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях. Полагаем, что данная программа может быть успешно применена в отношении экспертов-психологов, поскольку она базируется на теоретическом анализе литературы и обобщении результатов эмпирических исследований в области совладающего поведения, сопряженного с профессиональной деятельностью [7, с.198].
Эта методика содержит в себе следующие этапы осуществления обучающе-коррекционных средств:
1. Просвещение, т.е. увеличение познаний о совладающем действии, о том какие существуют копинг-стратегии и как их можно использовать, о стрессе в профессиональной деятельности. Увеличение представления взаимосвязи индивидуальных установок, репрезентаций профессионально-стрессовых событий. Реализуется посредством небольших лекций, дискуссий.
2. Повышение мотивации самоизменения во взаимоотношении улучшения совладающего поведения. Выяснение предпочитаемого итога от прохождения тренинга, мнений о «Я-концепции», базовых понятий профессиональной деятельности, выявление и корректировка сопротивления к самоизменению и
самодетерминации.
3. Помощь в понимании индивидуальных черт своего совладающего поведения, разнообразия существующих стратегий, их адаптивности/ дезодаптивности в ситуационном контексте профессиональной деятельности и личной жизни.
Для достижения положительного результата сочетаются различные психодиагностические средства (рисуночные методики, анкеты, тесты и др.) и рассмотрение копинг-поведения в играх, схожих по смыслу с профессионально-стрессовыми ситуациями, с точки зрения методологии субъектно-деятельностного подхода. Ведется общепсихологическое исследование восприятияиинтерпретациипрофессиональнострессовыхситуацийвзависимости от степени профессионального навыка и стадии профессионализации, а кроме того отбор ресурсного обеспечения нового совладающего.
4. Обучение ранее не используемым копинг-стратегиям, содействующим наиболее высокой степени субъектности при столкновении с профессиональным стрессом.
5. Оказание поддержки в личностном планировании и проектировании стратегий поведения в широком диапазоне жизненных и трудовых ситуаций. Выполняетсяспомощьюувеличенияпространствацелейиподцелей,преподавания основам и аспектам результативного целеполагания, проговаривания копинг-стратегий, содействующих их достижению. В заключительной части каждый участник тренинга пишет проект операций и «договор с собой» по применению новых копинг-стратегий.
6. Послетренинговое сопровождение. Контроль и поддержка в использовании адаптивных копинг-стратегий в реальных актуальных моментах. Достигается при помощи индивидуального или группового консультирования 2-3-ежемесячный посттренинговый период.
Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что выбор применяемых экспертами-психологами копинг-стратегий сужен. В связи с этим, и для профилактики профессионального выгорания, поддержания физического и психического здоровья экспертам-психологам рекомендуется применять программы по реализации эффективного преодоления стресса. В частности, рассмотренную в исследовании программу Е.В. Старченковой, по обучению конструктивному совладающему поведению в профессионально-трудных ситуациях.
Важными аспектами такого рода деятельности выступают: просвещение в вопросах существующих копинг-стратегий; увеличение степени мотивации самоизменения; поддержка в осознании отличительных черт своего совладающего поведения; обучение ранее не используемым копинг-стратегиям; оказание помощи в индивидуальном планировании и проектировании стратегий поведения в широком диапазоне профессионально-трудных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. -640 с.
2. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2004. С. 147-153.
3. Лазарус Р. Совладание (coping). / Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с, № 4. 1096 с.
4. Лазарус P.C. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989. - С. 121-126.
5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс // Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. -С. 178-208.
6. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко»: Институт психологии РАН; Москва; 2008, 567 с.
7. Старченкова Е. С., Ячанова А. Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 2. С. 196201.
8. Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 года / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. В 2-х томах. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. Т.1.Т.2.
9. Фоминова, А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. - 2006. - №1. - С. 95-105.
10. Хрусталева Н.С. Психология экстремальных ситуаций: учеб. метод, пособие. СПб., 2006. - 152с.
REFERENCES
1. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psikhologiya. S osnovami obshchei i sotsial'noi psikhologii: Uchebnik dlya vuzov [Legal psychology. With the basics of general and social psychology: Textbook for universities.]. Moscow: Norma, 2005. 640 p.
2. Kryukova T.L. Osnovnye podkhody k izucheniyu sovladayushchego povedeniya v zarubezhnoi i otechestvennoi psikhologii [The main approaches to the study of coping behavior in foreign and domestic psychology]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova [Bulletin of KSU named after ON. Nekrasova]. 2004. pp. 147-153.
3. Lazarus R. Sovladanie (coping) [Coping]. Psikhologicheskaya entsiklopediya [Psychological Encyclopedia]. 2-e izd. Pod red. R. Korsini, A. Auerbakha. SPb.: Piter, 2003. 760 p, no4. 1096 p.
4. Lazarus P.C. Individual'naya chuvstvitel'nost' i ustoichivost' k psikhologicheskomu stress [Individual sensitivity and resistance to psychological stress]. Psikhologicheskie faktory na rabote i okhrana zdorov'ya [Psychological factors at work and health]. Moscow: Zheneva, 1989. P. 121-126.
5. Lazarus R. Teoriya stressa i psikhofiziologicheskie issledovaniya [Stress Theory and Psychophysiological Research]. Emotsional'nyi stress [Emotional stress]. Pod red. L. Levi. L.: Meditsina, 1970. Pp. 178-208.
6. Sovladayushchee povedenie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Concurrent behavior: current status and prospects]. Pod red. A. L. Zhuravleva, T. L. Kryukovoi, E. A. Sergienko: Institut psikhologii RAN; Moscow; 2008, 567 p.
7. Starchenkova E. S., Yachanova A. Yu. Sovladayushchee povedenie v professional'no trudnykh situatsiyakh u pedagogov na raznykh etapakh professionalizatsii [Coexisting behavior in professionally difficult situations among teachers at different stages of professionalization]. Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 12. 2011. Vyp. 2. Pp. 196-201.
8. Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy. Tezisy dokladov na yubileinoi nauchnoi konferentsii IP RAN, 28-29 yanvarya 2002 goda [Modern psychology: state and prospects. Abstracts at the anniversary scientific conference of the IP RAS, January 28-29, 2002]. Otv.red. A.V. Brushlinskii, A.L. Zhuravlev. V 2-kh tomakh. Moscow: Publ. «Institut psikhologii RAN», 2002. Vol. 1.Vol.2.
9. Fominova, A.N. Problema aktivatsii resursov lichnosti cheloveka v trudnykh vozrastno-psikhologicheskikh zhiznennykh situatsiyakh [The problem of activating the resources of a person's personality in difficult age-psychological life situations]. Vestnik Nizhegorodskogo un-ta. Seriya Sotsial'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Social Science Series]. 2006. no1. Pp. 95-105.
10. Khrustaleva N.S. Psikhologiya ekstremal'nykh situatsii: ucheb. metod, posobie [Psychology of extreme situations: textbook. method, allowance.]. SPb., 2006. 152 p.