Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляции / ценностные ориентации / личность студента. / self-regulation / value orientations / student personality.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А С. Берберян, Б А. Далогланян

Данная статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи саморегуляции и ценностных ориентаций. В контексте индивидуального становления личности и социального взаимодействия с группой данная проблема является одной из актуальных и значимых в современной психологии. Саморегуляция занимает центральное место в осознанной целенаправленной деятельности человека, которая в свою очередь обусловлена множеством факторов. Одним из факторов является самоотношение, которое выступает в роли оценочного критерия по отношению к собственной личности. Мы провели эмпирическое исследование, результаты которого имеют практическую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А С. Берберян, Б А. Далогланян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF COMPONENTS OF SELF-REGULATION AND VALUE ORIENTATIONS

The article is devoted to the problem of studying the relationship between selfregulation and value orientations. In the context of individual personality development and social interaction with a group, this problem is one of the most relevant and significant in modern psychology. Self-regulation occupies a central place in conscious, purposeful human activity, which in turn is determined by many factors. One of the factors is self-attitude, which acts as an evaluative criterion in relation to one’s own personality. We conducted empirical research, the results of which have practical value.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

Б01 10.24412/с1-37233-2024-2-214-221

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

А. С. Берберян, Б.А. Далогланян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООП)

aspsy@inbox. т, [email protected] АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи саморегуляции и ценностных ориентаций. В контексте индивидуального становления личности и социального взаимодействия с группой данная проблема является одной из актуальных и значимых в современной психологии. Саморегуляция занимает центральное место в осознанной целенаправленной деятельности человека, которая в свою очередь обусловлена множеством факторов. Одним из факторов является самоотношение, которое выступает в роли оценочного критерия по отношению к собственной личности. Мы провели эмпирическое исследование, результаты которого имеют практическую ценность.

Ключевые слова: саморегуляции, ценностные ориентации, личность студента.

Актуальность этой работы обусловлена ее недостаточным исследованием данной темы в современной научной психологии. Саморегуляция как фактор эффективности деятельности в современном мире обеспечивает своевременное и успешное достижение целей на разных этапах личностного и профессионального развития. Повышение квалификации, непрерывное образование - постоянный процесс, сопровождающий специалиста любого уровня в течение всей его профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации личности являются одним из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношение к себе, к миру и способствуют установлению характерных для него отношений с миром. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Цель исследования, выявление взаимосвязи между уровнем самоорганизации и ценностными ориентациями студентов.

Гипотеза. мы предполагаем, что между саморегуляцией и ценностными ориентациями существует определенная взаимосвязь.

Методы исследования, теоретический анализ научной литературы, тестирование, в том числе методики. Тест-опросник самоотношения (В .В. Столин, С.Р. Пантелеев), методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможном использовании результатов исследования для дальнейшего углубленного изучения этой проблематики.

Психическая саморегуляция представляет собой воздействие человека на самого себя с помощью слов или образов, в целях управления своей деятельностью, своим психическим состоянием и развитием своих свойств, умений и навыков.

Функционирование человеческого организма и обеспечение его целостности осуществляются за счет трех основных систем, гуморальной, нервной и психической. Среди упомянутых систем роль саморегуляции занимает особо важное положение. О.А. Конопкин предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения осознанной СР деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные составляющие, цель деятельности (в том виде, в каком она понята и принята субъектом); субъективная модель

значимых для достижения цели условий деятельности; программа деятельности; система критериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной) информации о результатах деятельности; звено коррекций. Концептуальные представления о модели СР были разработаны и экспериментально проверены первоначально на сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно применялись и при анализе регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений.

Основные функции психической саморегуляции, отражение окружающей действительности и самого человека (моделирование деятельности, поведения, состояния). Целью психической саморегуляции является определенный результат, полученный при выполнении заранее смоделированной картины действий. В качестве средств психической саморегуляции выступают способы самовоздействия, которые способствуют повышению настроенности человека на определенную деятельность. Данные способы могут выступать как в виде самоприказов, так и в виде определенных ежедневных мероприятий, способствующих выполнению определенной деятельности. Результатом ПСР является окончательный результат, который может быть представлен как в предметном мире, так и в психоэмоциональном состоянии субъекта. Таким образом, психическая саморегуляция способствует управлению сознательный деятельности, регулированию стабильного состояния личности.

Среди форм психической саморегуляции можно выделить, осознаваемую, неосознаваемую и частично осознаваемую. Осознаваемая, волевая, произвольная регуляция - данный тип регуляции характеризуется постановкой цели и выбором средств, доступных для его осуществления. Образ желательного результата в будущем создается на основе актуальной в настоящем времени ситуации и необходимым итогом.

Помимо указанных особенностей, для волевой регуляции также необходима мотивация, в основе которой находится намерение. Благодаря произвольной саморегуляции происходит реализация цели. Также возникают на пути препятствия в виде потерь, усталости и т.д., которые преодолеваются волевой регуляцией, неосознаваемой саморегуляцией. В случаях, когда произвольная регуляция неполноценно формирует и детерминирует человеческую деятельность, непроизвольная регуляция является основным

компонентом для выстраивания определенного способа действия. Процесс перехода саморегуляции от сознательной к неосознанной и обратно в определенном промежутке является частично осознаваемой. Она характеризуется недостаточной отчетливостью в сознании человека, в виде примера можно привести состояния засыпания и пробуждения.

Ценностные ориентации представляют собой одну из важных составляющих личностной организации, которая определяет и направляет деятельность человека в характерном и соответствующем для его индивидуального стиля, также ценностные ориентации играют ключевую роль в выстраивании межличностных отношений.

Уровень развития личности напрямую зависит от степени сформиро-ванности ценностей, данный факт обусловливает концепцию о важности целостного компонента в структуре личности.

Формирование концепции жизненного пути личности образует сущность мотивов личности, смысложизненной ориентации, также от ценностной основы личностного строения зависит вид жизненной стратегии, которая заключается в способах взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, в основе которой лежат такие аспекты, как морально-нравственные нормы, убеждения, выражающиеся во всех сферах жизни.

В советской психологии проблеме ценностных ориентаций уделялось достаточно большое внимание. По Н. Розову, в его работе «Ценности в проблемном мире» вопрос о ценностях представлялся следующим образом: «ценность подобно истине, человеку, культуре, по-видимому, никогда не будет определена исчерпывающим образом, однако понимание этого обстоятельства не должно препятствовать созданию рабочих понятийных конструкций, отвечающих необходимости решения современных проблем».

Согласно А.Н. Леонтьеву, понятие «ценность» в себя вбирает несколько составляющих. Они представлены в виде смысла и значимости, конкретные предметы, необходимые для удовлетворения потребностей, также ценности - это абстрактные сущности и индивидуальные значения, которые имеют своеобразный вид у каждой личности. Также в трактовке Леонтьева ценности имеют социологизированную природу, данный критерий он относил к надындивидуальному уровню, поскольку его становление определяется социальным фактором. Еще одним критерием, определяющим ценность в данной теории, является направленность личности и его идеалы.

Изучая проблему ценностей, Рокич разделил ценности на два полюса.

1. терминальные, в которых определение цели происходит с точки зрения индивидуального и общественного значения, поощряется их достижение;

2. инструментальные, в которых определенный стиль действия предпочтительнее как со стороны самой личности, так и с общественной точки зрения.

В соответствии со сферами общественной жизни человека С. С. Бубнова, В.Ю. Крылов, И.Я. Яковлев выделяют 3 группы ценностей. духовные, социальные и материальные.

1. Материальные ценности представлены в виде ценностно значимых объектов и предметов, вещами непосредственного применения. Также к материальным ценностям относятся природные блага и предметы культурного наследия.

2. Социально-политические ценности, к ним относятся социальные блага в виде определенных социальных движений, также те процессы или события, которые способствуют развитию, процветанию общества и укреплению мира между различными группами как внутри этноса, так и в межэтнических отношениях.

3. Духовные ценности - нормативно-оценочная сторона общественных явлений. Духовными ценностями принято считать ценности морали, права, науки и т. д.

Помимо различения ценностей по их общественному критерию, ценностные ориентации следует рассматривать также в контексте индивидуальных, групповых и общечеловеческих сторон.

1. Индивидуальная или личностная ценность - это та идея, тот предмет, которые представляют определенную значимость для человека. Личностные ценности обусловлены индивидуальными потребностями, следовательно, соответствуют вкусам, привычкам и общему уровню развития человека.

2. Групповые ценности - это те ценности, которые имеют предметную значимость для группы людей. Данная группа может быть представлена в виде определенного класса, нации, народа, семьи и т. д.

3. Общечеловеческие ценности - значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К указанным ценностям можно

отнести социально-политические, нравственные принципы, которые имеют универсальный характер трактовки для большинства населения в мире. К общечеловеческим ценностям можно отнести также такие критерии, как справедливость, гражданский долг, человеческое достоинство.

Еще одним автором, который исследовал и выявил собственную классификацию ценностей, является Ш.Шварц. В результате собственных исследований Шварц сформулировал теорию базовых ценностей индивидуального уровня, в которой выделил базовые ценности: Власть, Традицию, Конформность, Безопасность и др. Данная классификация представляется нам наиболее целесообразной для контекста нашего исследования.

Результаты исследования

По результатам первой методики мы выявили, что максимально выражены шкалы ценностных ориентаций: стимуляция, достижения, далее представлены ценности, имеющие среднюю выраженность - универсализм, самостоятельность и безопасность. В меньшей степени выражены традиции и власть. Результаты нашего исследования по первой методике представлены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты исследования ценностных ориентации у студентов.

По результатам второй методики, мы выявили, что максимально выражены самоинтересы, глобальное самоотношение, ожидание отношения других, аутосимпатия, ожидание отношения других, саморуководство и др. Минимально выражена шкала самоуверенности. Результаты нашего исследования по второй методике представлены в Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результаты исследования самоотношения у студентов.

Результаты статической обработки данных

Мы провели корреляционный анализ между шкалой саморуководства, как важного компонента саморегуляции, и ведущими ценностными ори-ентациями. Нами были выявлены следующие показатели. саморуководство-самостоятельность р = (0.534); саморуководство-стимуляция р = (0.443); саморуководство-достижение р = (0.577); саморуководство-безопасность р = (0.382.)

Выводы

Теоретический анализ психической саморегуляции способствует управлению сознательный деятельности, регулированию стабильного состояния личности. От ценностной основы личностного строения зависит вид

жизненной стратегии, которая заключается в способах взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, в основе которой лежат такие аспекты, как морально - нравственные нормы, убеждения, выражающиеся во всех сферах жизни.

Рассмотрев и проанализировав полученные данные эмпирического исследования, можно утверждать, что наша гипотеза о существовании взаимосвязи между саморуководством и ценностными ориентациями студентов получила подтверждение.

RELATIONSHIP OF COMPONENTS OF SELF-REGULATION AND VALUE ORIENTATIONS

A. Berberyan, B. Daloglanyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of studying the relationship between self-regulation and value orientations. In the context of individual personality development and social interaction with a group, this problem is one of the most relevant and significant in modern psychology. Self-regulation occupies a central place in conscious, purposeful human activity, which in turn is determined by many factors. One of the factors is self-attitude, which acts as an evaluative criterion in relation to one's own personality. We conducted empirical research, the results of which have practical value.

Keywords: self-regulation, value orientations, student personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.