Б01 10.24412/с1-37233-2024-2-214-221
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
А. С. Берберян, Б.А. Далогланян
Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук
(ИМООП)
aspsy@inbox. т, [email protected] АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи саморегуляции и ценностных ориентаций. В контексте индивидуального становления личности и социального взаимодействия с группой данная проблема является одной из актуальных и значимых в современной психологии. Саморегуляция занимает центральное место в осознанной целенаправленной деятельности человека, которая в свою очередь обусловлена множеством факторов. Одним из факторов является самоотношение, которое выступает в роли оценочного критерия по отношению к собственной личности. Мы провели эмпирическое исследование, результаты которого имеют практическую ценность.
Ключевые слова: саморегуляции, ценностные ориентации, личность студента.
Актуальность этой работы обусловлена ее недостаточным исследованием данной темы в современной научной психологии. Саморегуляция как фактор эффективности деятельности в современном мире обеспечивает своевременное и успешное достижение целей на разных этапах личностного и профессионального развития. Повышение квалификации, непрерывное образование - постоянный процесс, сопровождающий специалиста любого уровня в течение всей его профессиональной деятельности.
Ценностные ориентации личности являются одним из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношение к себе, к миру и способствуют установлению характерных для него отношений с миром. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
Особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Цель исследования, выявление взаимосвязи между уровнем самоорганизации и ценностными ориентациями студентов.
Гипотеза. мы предполагаем, что между саморегуляцией и ценностными ориентациями существует определенная взаимосвязь.
Методы исследования, теоретический анализ научной литературы, тестирование, в том числе методики. Тест-опросник самоотношения (В .В. Столин, С.Р. Пантелеев), методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможном использовании результатов исследования для дальнейшего углубленного изучения этой проблематики.
Психическая саморегуляция представляет собой воздействие человека на самого себя с помощью слов или образов, в целях управления своей деятельностью, своим психическим состоянием и развитием своих свойств, умений и навыков.
Функционирование человеческого организма и обеспечение его целостности осуществляются за счет трех основных систем, гуморальной, нервной и психической. Среди упомянутых систем роль саморегуляции занимает особо важное положение. О.А. Конопкин предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения осознанной СР деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные составляющие, цель деятельности (в том виде, в каком она понята и принята субъектом); субъективная модель
значимых для достижения цели условий деятельности; программа деятельности; система критериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной) информации о результатах деятельности; звено коррекций. Концептуальные представления о модели СР были разработаны и экспериментально проверены первоначально на сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно применялись и при анализе регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений.
Основные функции психической саморегуляции, отражение окружающей действительности и самого человека (моделирование деятельности, поведения, состояния). Целью психической саморегуляции является определенный результат, полученный при выполнении заранее смоделированной картины действий. В качестве средств психической саморегуляции выступают способы самовоздействия, которые способствуют повышению настроенности человека на определенную деятельность. Данные способы могут выступать как в виде самоприказов, так и в виде определенных ежедневных мероприятий, способствующих выполнению определенной деятельности. Результатом ПСР является окончательный результат, который может быть представлен как в предметном мире, так и в психоэмоциональном состоянии субъекта. Таким образом, психическая саморегуляция способствует управлению сознательный деятельности, регулированию стабильного состояния личности.
Среди форм психической саморегуляции можно выделить, осознаваемую, неосознаваемую и частично осознаваемую. Осознаваемая, волевая, произвольная регуляция - данный тип регуляции характеризуется постановкой цели и выбором средств, доступных для его осуществления. Образ желательного результата в будущем создается на основе актуальной в настоящем времени ситуации и необходимым итогом.
Помимо указанных особенностей, для волевой регуляции также необходима мотивация, в основе которой находится намерение. Благодаря произвольной саморегуляции происходит реализация цели. Также возникают на пути препятствия в виде потерь, усталости и т.д., которые преодолеваются волевой регуляцией, неосознаваемой саморегуляцией. В случаях, когда произвольная регуляция неполноценно формирует и детерминирует человеческую деятельность, непроизвольная регуляция является основным
компонентом для выстраивания определенного способа действия. Процесс перехода саморегуляции от сознательной к неосознанной и обратно в определенном промежутке является частично осознаваемой. Она характеризуется недостаточной отчетливостью в сознании человека, в виде примера можно привести состояния засыпания и пробуждения.
Ценностные ориентации представляют собой одну из важных составляющих личностной организации, которая определяет и направляет деятельность человека в характерном и соответствующем для его индивидуального стиля, также ценностные ориентации играют ключевую роль в выстраивании межличностных отношений.
Уровень развития личности напрямую зависит от степени сформиро-ванности ценностей, данный факт обусловливает концепцию о важности целостного компонента в структуре личности.
Формирование концепции жизненного пути личности образует сущность мотивов личности, смысложизненной ориентации, также от ценностной основы личностного строения зависит вид жизненной стратегии, которая заключается в способах взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, в основе которой лежат такие аспекты, как морально-нравственные нормы, убеждения, выражающиеся во всех сферах жизни.
В советской психологии проблеме ценностных ориентаций уделялось достаточно большое внимание. По Н. Розову, в его работе «Ценности в проблемном мире» вопрос о ценностях представлялся следующим образом: «ценность подобно истине, человеку, культуре, по-видимому, никогда не будет определена исчерпывающим образом, однако понимание этого обстоятельства не должно препятствовать созданию рабочих понятийных конструкций, отвечающих необходимости решения современных проблем».
Согласно А.Н. Леонтьеву, понятие «ценность» в себя вбирает несколько составляющих. Они представлены в виде смысла и значимости, конкретные предметы, необходимые для удовлетворения потребностей, также ценности - это абстрактные сущности и индивидуальные значения, которые имеют своеобразный вид у каждой личности. Также в трактовке Леонтьева ценности имеют социологизированную природу, данный критерий он относил к надындивидуальному уровню, поскольку его становление определяется социальным фактором. Еще одним критерием, определяющим ценность в данной теории, является направленность личности и его идеалы.
Изучая проблему ценностей, Рокич разделил ценности на два полюса.
1. терминальные, в которых определение цели происходит с точки зрения индивидуального и общественного значения, поощряется их достижение;
2. инструментальные, в которых определенный стиль действия предпочтительнее как со стороны самой личности, так и с общественной точки зрения.
В соответствии со сферами общественной жизни человека С. С. Бубнова, В.Ю. Крылов, И.Я. Яковлев выделяют 3 группы ценностей. духовные, социальные и материальные.
1. Материальные ценности представлены в виде ценностно значимых объектов и предметов, вещами непосредственного применения. Также к материальным ценностям относятся природные блага и предметы культурного наследия.
2. Социально-политические ценности, к ним относятся социальные блага в виде определенных социальных движений, также те процессы или события, которые способствуют развитию, процветанию общества и укреплению мира между различными группами как внутри этноса, так и в межэтнических отношениях.
3. Духовные ценности - нормативно-оценочная сторона общественных явлений. Духовными ценностями принято считать ценности морали, права, науки и т. д.
Помимо различения ценностей по их общественному критерию, ценностные ориентации следует рассматривать также в контексте индивидуальных, групповых и общечеловеческих сторон.
1. Индивидуальная или личностная ценность - это та идея, тот предмет, которые представляют определенную значимость для человека. Личностные ценности обусловлены индивидуальными потребностями, следовательно, соответствуют вкусам, привычкам и общему уровню развития человека.
2. Групповые ценности - это те ценности, которые имеют предметную значимость для группы людей. Данная группа может быть представлена в виде определенного класса, нации, народа, семьи и т. д.
3. Общечеловеческие ценности - значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К указанным ценностям можно
отнести социально-политические, нравственные принципы, которые имеют универсальный характер трактовки для большинства населения в мире. К общечеловеческим ценностям можно отнести также такие критерии, как справедливость, гражданский долг, человеческое достоинство.
Еще одним автором, который исследовал и выявил собственную классификацию ценностей, является Ш.Шварц. В результате собственных исследований Шварц сформулировал теорию базовых ценностей индивидуального уровня, в которой выделил базовые ценности: Власть, Традицию, Конформность, Безопасность и др. Данная классификация представляется нам наиболее целесообразной для контекста нашего исследования.
Результаты исследования
По результатам первой методики мы выявили, что максимально выражены шкалы ценностных ориентаций: стимуляция, достижения, далее представлены ценности, имеющие среднюю выраженность - универсализм, самостоятельность и безопасность. В меньшей степени выражены традиции и власть. Результаты нашего исследования по первой методике представлены в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты исследования ценностных ориентации у студентов.
По результатам второй методики, мы выявили, что максимально выражены самоинтересы, глобальное самоотношение, ожидание отношения других, аутосимпатия, ожидание отношения других, саморуководство и др. Минимально выражена шкала самоуверенности. Результаты нашего исследования по второй методике представлены в Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты исследования самоотношения у студентов.
Результаты статической обработки данных
Мы провели корреляционный анализ между шкалой саморуководства, как важного компонента саморегуляции, и ведущими ценностными ори-ентациями. Нами были выявлены следующие показатели. саморуководство-самостоятельность р = (0.534); саморуководство-стимуляция р = (0.443); саморуководство-достижение р = (0.577); саморуководство-безопасность р = (0.382.)
Выводы
Теоретический анализ психической саморегуляции способствует управлению сознательный деятельности, регулированию стабильного состояния личности. От ценностной основы личностного строения зависит вид
жизненной стратегии, которая заключается в способах взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, в основе которой лежат такие аспекты, как морально - нравственные нормы, убеждения, выражающиеся во всех сферах жизни.
Рассмотрев и проанализировав полученные данные эмпирического исследования, можно утверждать, что наша гипотеза о существовании взаимосвязи между саморуководством и ценностными ориентациями студентов получила подтверждение.
RELATIONSHIP OF COMPONENTS OF SELF-REGULATION AND VALUE ORIENTATIONS
A. Berberyan, B. Daloglanyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of studying the relationship between self-regulation and value orientations. In the context of individual personality development and social interaction with a group, this problem is one of the most relevant and significant in modern psychology. Self-regulation occupies a central place in conscious, purposeful human activity, which in turn is determined by many factors. One of the factors is self-attitude, which acts as an evaluative criterion in relation to one's own personality. We conducted empirical research, the results of which have practical value.
Keywords: self-regulation, value orientations, student personality.