Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов перфекционизма и мотивов занятий спортом'

Взаимосвязь компонентов перфекционизма и мотивов занятий спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PERFECTIONISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скляр Наталья Александровна, Ершова Наталья Генриховна, Кузьмина Яна Леонидовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи структурных компонентов перфекционизма и мотивов занятия спортом, которые могут быть использованы в практической деятельности тренера для направления перфекционизма спортсмена по пути конструктивного достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of perfectionism and motives in playing spors

The article presents the empirical studies’ results of the correlation of the perfectionism’s structural components and motives of playing sports that can be used in the coach’s practice to direct athlete’s perfectionism to achieve their goals in a constructive way.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов перфекционизма и мотивов занятий спортом»

Скляр Н.А., Ершова Н.Г., Кузьмина Я.Л.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

В настоящее время много областей трудовой деятельности человека связаны с идеально совершенным ее выполнением, что часто сопровождается нервно-психическим напряжением. Таким сложным и ответственным видом человеческой деятельности является спорт. Спорт ставит высокие требования к исполнительскому мастерству в напряженных условиях соревнований и диктует необходимость проявления высокого уровня развития волевых качеств тренировочной деятельности, что сопровождается значительными расходами физических и психических ресурсов спортсмена.

современный спорт ориентирован на достижение предельно высоких результатов, тем самым закрепляет перфекционистские установки, которые могут оказывать как негативное влияние, связанное с возрастанием психической напряженности, так и конструктивное, обеспечивая высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом спортсмен здраво оценивает свои реальные способности, т. е. имеет адекватный уровень притязаний [1].

Классическое понимание перфекционизма определяется как стремление к совершенству и неотразимости, которое содержит завышенные стандарты выполнения действий в сочетании с тенденцией к чрезмерно критическим оценкам своего поведения, способность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования. В литературе перфекционизм рассматривается как многоаспектное явление.

Р.Фрост и коллеги (1990) включают в структуру перфекционизма следующие параметры: (1) «личные стандарты» - склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам, что порождает колебания самооценки и хроническую неудовлетворенность деятельностью; (2) «озабоченность ошибками» - негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче; (3) «сомнения в собственных действиях» - перманентные сомнения относительно качества выполнения деятельности; (4) «родительские ожидания» - восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания; (5) «родительская критика» - восприятие родителей как чрезмерно критикующих; (6) «организованность» - убежденность в важности порядка и организованности [5].

Канадские исследователи П.Хьюитт и Г.Флетт (1989) выдвигают альтернативное представление о структуре перфекционизма, включающее в соответствии

с его направленностью 3 параметра:

1. Я-адресованный (направленный на себя; субъектно - или личност-но-ориентированный) перфекционизм - изнурительно высокие, нереалистичные требования к себе, постоянное самооценивание, цензурирование собственного поведения, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач, а также мотив стремления к совершенству, варьирующий по интенсивности у разных людей;

2. Перфекционизм, адресованный к другим людям (направленный на других, объектно-ориентированный) - предъявление преувеличенных, нереалистичных требований значимым другим, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других;

3. Социально предписываемый (предписанный) перфекционизм - потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, генерализованное убеждение или ощущение, что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие.

В отечественной когнитивной психологии многокомпонентная модель пер-фекционизма предложена Н.Г.Гаранян и коллегами, на основании разработанного ими оригинального «Опросника перфекционизма». Перфекционизм понимается авторами как сложный психологический конструкт, сочетающий избыточно высокие стандарты ожидаемых результатов деятельности и притязания, нарушение социальных когниций (приписывание окружающим людям чрезмерно высоких ожиданий), персонализацию, связанную с постоянным сравнением себя с окружающими, поляризированное мышление по бинарному принципу оценки результатов деятельности и ее планированию («все или ничего»), отбор негативной информации о результатах своей деятельности [2].

В связи с тем, что спорт предполагает постоянное совершенствование мастерства и стремление к высокому уровню достижений в строго регламентированных условиях, необходимо изучать мотивацию занятий спортом, т. к. именно в тренировочном, а затем и в соревновательном процессе спортсмену необходимо добиться наилучшего результата с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний - от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их деятельность. степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации. Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности [3, 4].

Важнейшая роль мотивации заключается в возможности осуществления «управляемой тренировки» и формирования поведения спортсменов посредством использования структурных компонентов мотивации.

Цель данной работы - это выявление особенностей взаимосвязи перфекци-онизма и мотивов занятия спортом.

Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта». В нем прияло участие 58 студентов 1-4 курсов.

Результаты и обсуждение В ходе исследования нами было изучено соотношение составляющих пер-фекционизма в структуре личности.

По результатам методики «Многомерная шкала перфекционизма» было выявлено, что у спортсменов наиболее выражен субъектно - или личностно-ориен-тированный перфекционизм (70,36 балла). Это свидетельствует о том, что юноши склонны предъявлять к себе завышенные и нереалистичные требования. Для них также характерно усиленное исследование себя, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач.

Перфекционизм, ориентированный на других, (57,72 балла) и социально предписанный перфекционизм (59,72 балла) имеют средний уровень выраженности. Юноши в некоторой степени склонны предъявлять преувеличенные и нереалистичные требования к другим. Некоторым из них свойственно убеждение, что другие предъявляют к ним нереалистичные требования, которым необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие.

далее нами было изучено соотношение мотивов занятий спортом в структуре личности. Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть различной.

Результаты методики «Мотивы занятий спортом» показали, что у юношей, занимающихся спортом, наиболее выраженным является мотив физического самоутверждения (13,45 балла). Это свидетельствует о стремлении к физическому развитию и становлению характера. Занятие спортом является средством для поддержания здоровья. следовательно, тренеру необходимо тщательно следить за объемом и интенсивностью нагрузок в процессе тренировок, способствующих физическому развитию спортсменов, и постоянно искать пути дальнейшего повышения эффективности технико-тактического мастерства, так как только в этом случае сохраняется высокая мотивация ученика, а, следовательно, и уверенность в собственных силах. Хорошее здоровье является важным условием формирования мотива любой деятельности. В спорте с его предельными физическими нагрузками и психическим напряжением вопрос этот приобретает особое значение.

Одним из доминирующих стремлений в процессе занятия спортом является мотив эмоционального удовольствия (12 баллов). следовательно, студенты испытывают удовлетворение от физических усилий. для них важно ощущение

приподнятого настроения, воодушевления и радости от выполнения движений, которое может служить сильным побудителем к проявлению активности, направленной на достижение цели на борьбу за победу или высокий результат.

Немного меньшим, но также значительным мотивом для юношей является мотив достижения успеха в спорте (9,58 балла). Характерно стремление улучшать личные спортивные результаты при помощи регулярных тренировок. спортсмены испытывают потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, самих себя, а главное, потребность добиться высоких спортивных результатов. По сравнению с другими видами деятельности, в спорте высокое психическое напряжение принципиально не устранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Такой мотив, возникая, зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта. спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения.

Относительно высокие показатели отмечаются по шкале гражданско-патрио-тический мотив (8,9 балла). Активность спортсмена, в данном случае, направлена на поддержание престижа спортивного сообщества. Юноши стремятся к спортивному совершенствованию для поддержания высокого статуса своей страны.

Меньше всего у студентов выражен социально-моральный мотив (4,7 балла). В данном случае, это говорит о том, что им менее свойственно стремление к установлению хороших контактов с партнерами. Тренировка ради успеха команды не является доминирующим стимулом. Этот факт может быть объяснен тем, что в нашем исследовании принимали участие спортсмены, занимающиеся как командными видами спорта, так и индивидуальными.

По сравнению с другими, низкий уровень имеет и социально-эмоциональный мотив (5,25 балла). Высокая эмоциональность, неформальность общения, социальная раскованность не являются превалирующим стимулом для занятий спортом у юношей.

В дальнейшем нами изучалась взаимосвязь составляющих перфекционизма и мотивов занятий спортом с применением методов математико-статистической обработки данных.

В результате была выявлена прямая высокая связь между перфекциониз-мом, ориентированным на себя, и мотивом достижения успеха в спорте (0,69 при р<0,05). Это говорит о том, что чем выше склонность предъявлять высокие требования к себе, тем активнее спортсмен стремиться повысить качество тренировок,

для улучшения спортивных показателей.

связь между личностно-ориентированным перфекционизмом и спортивно познавательным мотивом, также можно охарактеризовать как значимую, прямую (0,58 при р<0,05). Чем выше спортсмены демонстрируют самокритичность, тем тщательней они стремятся разобраться в вопросах технической и тактической подготовки. Для таких студентов наиболее значимым является правильность выполнения тренировочных действий.

Было обнаружено, что социально-предписанный перфекционизм имеет прямую достаточную взаимосвязь с мотивом социального самоутверждения (0,68 при р<0,05), мотивом достижения успеха в спорте (0,67 при р<0,05) и гражданско-патриотическим мотивом (0,59 при р<0,05). Чем выше данный тип перфекционизма, тем более значимым для юношей является достижение личного престижа, уважение знакомых и зрителей. Для спортсменов важно находиться в центре внимания во время соревновательного процесса. Также, в данном случае, юноши стремятся поддерживать и повышать спортивные результаты. Тренировки являются способом достижения поставленных целей. Чем выше убеждение, что общество предъявляет к спортсмену завышенные требования, тем больше он направлен на защиту чести своего общества, государства и страны.

Наиболее высокая взаимосвязь наблюдается между социально-предписанным перфекционизмом и мотивом физического самоутверждения (0,76 при р<0,05). Современные виды спорта трансформировались из постоянного стремления человека удовлетворять потребность в движении, развивать свои физические качества. Суть спорта и его направленность на высокие достижения обуславливает наибольшее влияние на деятельность спортсменов данного вида перфекционизма, который усиливается по мере взросления, что является подтверждением значимости социального окружения и социальной оценки для спортсменов.

Вывод

В ходе данного исследования было обнаружено влияние различных составляющих перфекционизма на спортивную мотивацию юношей.

Деятельность спортсмена связана с высокими нагрузками, им свойственна потребность соответствовать ожиданиям окружающих. Спортсмены проявляют склонность к воплощению совершенства через тренировочный и соревновательный процесс. В некоторых случаях, такое стремление может иметь неконструктивный характер. В связи с этим, тренер должен научить спортсменов проявлять уважение к мнению и потребностям окружающих их людей. Способом оптимизации поведения спортсменов может служить мотивация как система поощрений и наказаний. Тренеру необходимо правильно донести высокий смысл спортивной деятельности и сформировать положительную мотивацию спортсмена, которая сможет направить перфекционизм по пути конструктивного достижения поставленных целей. При этом не следует забывать о регулярной диагностике перфек-ционистских тенденций личности спортсмена, которые под воздействием пси-

хотравмирующих факторов могут переходить в патологическое состояние. Также нужно учитывать готовность спортсменов к конструктивному реагированию на перфекционистские требования, обусловленные не только возрастными и квалификационными характеристиками спортсмена, но и уровнем сформированности его личностной зрелости.

Психологический тренинг, направленный на формирование личностных предпосылок конструктивного проявления перфекционизма, является эффективным способом предупреждения негативного влияния перфекционизма путем развития адекватного самоотношения, уверенности в себе, навыков целепологания и формирования стремления к достижению поставленной цели. Кроме того, следует помнить, что существует понятие «оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от вида спорта. Максимальная мотивация необходима в видах спорта, где требуется большая выносливость, быстрота реакции. В тоже время, слишком высокая мотивация помешает в тех видах спорта, где потребуется четко координируемые движения.

Таким образом, практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы сформировать здоровый перфекционизм у спортсмена, управляя мотивами занятий спортом. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андраханова, Н.В. Перфекционизм: нормальная патология или патологическая норма? /Н.В. Андраханова // «Профессия директор». - Санкт-Петербург. - № 8.- 2009. Режим доступа: http://psy.m-sk.ru/Html/publications12.htm

2. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. -2006. - Т. 27, № 6.

3. Ильин, Е.П. Практические занятия по психологии: Мотивация и мотивы. /Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.

4. Мальгин В. Е. Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ / В.Е. Мальгин // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 557-561.

5. Ясная В.А., Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.