Скляр Н.А., Ершова Н.Г., Кузьмина Я.Л.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ
В настоящее время много областей трудовой деятельности человека связаны с идеально совершенным ее выполнением, что часто сопровождается нервно-психическим напряжением. Таким сложным и ответственным видом человеческой деятельности является спорт. Спорт ставит высокие требования к исполнительскому мастерству в напряженных условиях соревнований и диктует необходимость проявления высокого уровня развития волевых качеств тренировочной деятельности, что сопровождается значительными расходами физических и психических ресурсов спортсмена.
современный спорт ориентирован на достижение предельно высоких результатов, тем самым закрепляет перфекционистские установки, которые могут оказывать как негативное влияние, связанное с возрастанием психической напряженности, так и конструктивное, обеспечивая высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом спортсмен здраво оценивает свои реальные способности, т. е. имеет адекватный уровень притязаний [1].
Классическое понимание перфекционизма определяется как стремление к совершенству и неотразимости, которое содержит завышенные стандарты выполнения действий в сочетании с тенденцией к чрезмерно критическим оценкам своего поведения, способность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования. В литературе перфекционизм рассматривается как многоаспектное явление.
Р.Фрост и коллеги (1990) включают в структуру перфекционизма следующие параметры: (1) «личные стандарты» - склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам, что порождает колебания самооценки и хроническую неудовлетворенность деятельностью; (2) «озабоченность ошибками» - негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче; (3) «сомнения в собственных действиях» - перманентные сомнения относительно качества выполнения деятельности; (4) «родительские ожидания» - восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания; (5) «родительская критика» - восприятие родителей как чрезмерно критикующих; (6) «организованность» - убежденность в важности порядка и организованности [5].
Канадские исследователи П.Хьюитт и Г.Флетт (1989) выдвигают альтернативное представление о структуре перфекционизма, включающее в соответствии
с его направленностью 3 параметра:
1. Я-адресованный (направленный на себя; субъектно - или личност-но-ориентированный) перфекционизм - изнурительно высокие, нереалистичные требования к себе, постоянное самооценивание, цензурирование собственного поведения, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач, а также мотив стремления к совершенству, варьирующий по интенсивности у разных людей;
2. Перфекционизм, адресованный к другим людям (направленный на других, объектно-ориентированный) - предъявление преувеличенных, нереалистичных требований значимым другим, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других;
3. Социально предписываемый (предписанный) перфекционизм - потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, генерализованное убеждение или ощущение, что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие.
В отечественной когнитивной психологии многокомпонентная модель пер-фекционизма предложена Н.Г.Гаранян и коллегами, на основании разработанного ими оригинального «Опросника перфекционизма». Перфекционизм понимается авторами как сложный психологический конструкт, сочетающий избыточно высокие стандарты ожидаемых результатов деятельности и притязания, нарушение социальных когниций (приписывание окружающим людям чрезмерно высоких ожиданий), персонализацию, связанную с постоянным сравнением себя с окружающими, поляризированное мышление по бинарному принципу оценки результатов деятельности и ее планированию («все или ничего»), отбор негативной информации о результатах своей деятельности [2].
В связи с тем, что спорт предполагает постоянное совершенствование мастерства и стремление к высокому уровню достижений в строго регламентированных условиях, необходимо изучать мотивацию занятий спортом, т. к. именно в тренировочном, а затем и в соревновательном процессе спортсмену необходимо добиться наилучшего результата с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний - от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их деятельность. степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации. Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности [3, 4].
Важнейшая роль мотивации заключается в возможности осуществления «управляемой тренировки» и формирования поведения спортсменов посредством использования структурных компонентов мотивации.
Цель данной работы - это выявление особенностей взаимосвязи перфекци-онизма и мотивов занятия спортом.
Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта». В нем прияло участие 58 студентов 1-4 курсов.
Результаты и обсуждение В ходе исследования нами было изучено соотношение составляющих пер-фекционизма в структуре личности.
По результатам методики «Многомерная шкала перфекционизма» было выявлено, что у спортсменов наиболее выражен субъектно - или личностно-ориен-тированный перфекционизм (70,36 балла). Это свидетельствует о том, что юноши склонны предъявлять к себе завышенные и нереалистичные требования. Для них также характерно усиленное исследование себя, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач.
Перфекционизм, ориентированный на других, (57,72 балла) и социально предписанный перфекционизм (59,72 балла) имеют средний уровень выраженности. Юноши в некоторой степени склонны предъявлять преувеличенные и нереалистичные требования к другим. Некоторым из них свойственно убеждение, что другие предъявляют к ним нереалистичные требования, которым необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие.
далее нами было изучено соотношение мотивов занятий спортом в структуре личности. Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть различной.
Результаты методики «Мотивы занятий спортом» показали, что у юношей, занимающихся спортом, наиболее выраженным является мотив физического самоутверждения (13,45 балла). Это свидетельствует о стремлении к физическому развитию и становлению характера. Занятие спортом является средством для поддержания здоровья. следовательно, тренеру необходимо тщательно следить за объемом и интенсивностью нагрузок в процессе тренировок, способствующих физическому развитию спортсменов, и постоянно искать пути дальнейшего повышения эффективности технико-тактического мастерства, так как только в этом случае сохраняется высокая мотивация ученика, а, следовательно, и уверенность в собственных силах. Хорошее здоровье является важным условием формирования мотива любой деятельности. В спорте с его предельными физическими нагрузками и психическим напряжением вопрос этот приобретает особое значение.
Одним из доминирующих стремлений в процессе занятия спортом является мотив эмоционального удовольствия (12 баллов). следовательно, студенты испытывают удовлетворение от физических усилий. для них важно ощущение
приподнятого настроения, воодушевления и радости от выполнения движений, которое может служить сильным побудителем к проявлению активности, направленной на достижение цели на борьбу за победу или высокий результат.
Немного меньшим, но также значительным мотивом для юношей является мотив достижения успеха в спорте (9,58 балла). Характерно стремление улучшать личные спортивные результаты при помощи регулярных тренировок. спортсмены испытывают потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, самих себя, а главное, потребность добиться высоких спортивных результатов. По сравнению с другими видами деятельности, в спорте высокое психическое напряжение принципиально не устранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Такой мотив, возникая, зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта. спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения.
Относительно высокие показатели отмечаются по шкале гражданско-патрио-тический мотив (8,9 балла). Активность спортсмена, в данном случае, направлена на поддержание престижа спортивного сообщества. Юноши стремятся к спортивному совершенствованию для поддержания высокого статуса своей страны.
Меньше всего у студентов выражен социально-моральный мотив (4,7 балла). В данном случае, это говорит о том, что им менее свойственно стремление к установлению хороших контактов с партнерами. Тренировка ради успеха команды не является доминирующим стимулом. Этот факт может быть объяснен тем, что в нашем исследовании принимали участие спортсмены, занимающиеся как командными видами спорта, так и индивидуальными.
По сравнению с другими, низкий уровень имеет и социально-эмоциональный мотив (5,25 балла). Высокая эмоциональность, неформальность общения, социальная раскованность не являются превалирующим стимулом для занятий спортом у юношей.
В дальнейшем нами изучалась взаимосвязь составляющих перфекционизма и мотивов занятий спортом с применением методов математико-статистической обработки данных.
В результате была выявлена прямая высокая связь между перфекциониз-мом, ориентированным на себя, и мотивом достижения успеха в спорте (0,69 при р<0,05). Это говорит о том, что чем выше склонность предъявлять высокие требования к себе, тем активнее спортсмен стремиться повысить качество тренировок,
для улучшения спортивных показателей.
связь между личностно-ориентированным перфекционизмом и спортивно познавательным мотивом, также можно охарактеризовать как значимую, прямую (0,58 при р<0,05). Чем выше спортсмены демонстрируют самокритичность, тем тщательней они стремятся разобраться в вопросах технической и тактической подготовки. Для таких студентов наиболее значимым является правильность выполнения тренировочных действий.
Было обнаружено, что социально-предписанный перфекционизм имеет прямую достаточную взаимосвязь с мотивом социального самоутверждения (0,68 при р<0,05), мотивом достижения успеха в спорте (0,67 при р<0,05) и гражданско-патриотическим мотивом (0,59 при р<0,05). Чем выше данный тип перфекционизма, тем более значимым для юношей является достижение личного престижа, уважение знакомых и зрителей. Для спортсменов важно находиться в центре внимания во время соревновательного процесса. Также, в данном случае, юноши стремятся поддерживать и повышать спортивные результаты. Тренировки являются способом достижения поставленных целей. Чем выше убеждение, что общество предъявляет к спортсмену завышенные требования, тем больше он направлен на защиту чести своего общества, государства и страны.
Наиболее высокая взаимосвязь наблюдается между социально-предписанным перфекционизмом и мотивом физического самоутверждения (0,76 при р<0,05). Современные виды спорта трансформировались из постоянного стремления человека удовлетворять потребность в движении, развивать свои физические качества. Суть спорта и его направленность на высокие достижения обуславливает наибольшее влияние на деятельность спортсменов данного вида перфекционизма, который усиливается по мере взросления, что является подтверждением значимости социального окружения и социальной оценки для спортсменов.
Вывод
В ходе данного исследования было обнаружено влияние различных составляющих перфекционизма на спортивную мотивацию юношей.
Деятельность спортсмена связана с высокими нагрузками, им свойственна потребность соответствовать ожиданиям окружающих. Спортсмены проявляют склонность к воплощению совершенства через тренировочный и соревновательный процесс. В некоторых случаях, такое стремление может иметь неконструктивный характер. В связи с этим, тренер должен научить спортсменов проявлять уважение к мнению и потребностям окружающих их людей. Способом оптимизации поведения спортсменов может служить мотивация как система поощрений и наказаний. Тренеру необходимо правильно донести высокий смысл спортивной деятельности и сформировать положительную мотивацию спортсмена, которая сможет направить перфекционизм по пути конструктивного достижения поставленных целей. При этом не следует забывать о регулярной диагностике перфек-ционистских тенденций личности спортсмена, которые под воздействием пси-
хотравмирующих факторов могут переходить в патологическое состояние. Также нужно учитывать готовность спортсменов к конструктивному реагированию на перфекционистские требования, обусловленные не только возрастными и квалификационными характеристиками спортсмена, но и уровнем сформированности его личностной зрелости.
Психологический тренинг, направленный на формирование личностных предпосылок конструктивного проявления перфекционизма, является эффективным способом предупреждения негативного влияния перфекционизма путем развития адекватного самоотношения, уверенности в себе, навыков целепологания и формирования стремления к достижению поставленной цели. Кроме того, следует помнить, что существует понятие «оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от вида спорта. Максимальная мотивация необходима в видах спорта, где требуется большая выносливость, быстрота реакции. В тоже время, слишком высокая мотивация помешает в тех видах спорта, где потребуется четко координируемые движения.
Таким образом, практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы сформировать здоровый перфекционизм у спортсмена, управляя мотивами занятий спортом. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андраханова, Н.В. Перфекционизм: нормальная патология или патологическая норма? /Н.В. Андраханова // «Профессия директор». - Санкт-Петербург. - № 8.- 2009. Режим доступа: http://psy.m-sk.ru/Html/publications12.htm
2. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. -2006. - Т. 27, № 6.
3. Ильин, Е.П. Практические занятия по психологии: Мотивация и мотивы. /Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
4. Мальгин В. Е. Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ / В.Е. Мальгин // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 557-561.
5. Ясная В.А., Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-168.