Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативных способностей студентов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности'

Взаимосвязь коммуникативных способностей студентов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ABILITIES / STUDENT AGE / COMMUNICATION / VOCATIONAL EDUCATION / SUCCESS / EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюзя Анна Алексеевна, Мезенцева Ирина Александровна, Ерещенко Юлия Владимировна

В статье рассматривается взаимосвязь коммуникативных способностей студентов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности. В ходе теоретического исследования систематизированы представления по проблеме коммуникативных способностей и успешности учебно-профессиональной деятельности, а также рассмотрены особенности их проявления в студенческом возрасте. В качестве критериев исследования были выделены: коммуникативные способности студентов-психологов, успешность учебно-профессиональной деятельности. Практическая часть исследования направлена на выявление взаимосвязи между успешностью учебной деятельности и уровнем развития коммуникативных способностей по выделенным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативных способностей студентов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности»

люзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 20-22 июня 2011 // Московский городской психолого-педагогический университет; ред. кол.: С. В. Алехина [и др.]. - М.: МГППУ, 2011. - С. 210-211.

9. Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm.

10. Микова И. С. Концептуальные подходы к тьюторству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 2-2. - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-tyutors tvu-v-vysshey-shkole-v-otechestvennoy-i-zarube zhnoy-literature (дата обращения: 01.04.2019).

11. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

12. Пономарёва Е. Ю., Рудакова О. А. Проблема методических основ преподавания практической и прикладной психологии в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 532. - С. 369-375.

13. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18 ноября 2016 г. / сост. В. Д. Байрамов, Н. А. Ореховская. -М.: МГГЭУ, 2016. - 847 с. - URL: https://ke-msu. ru/upload/education/inclusive-education/p roph_orientaz_inva.pdf (дата обращения: 01.042019).

14. Рубцов В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 9-14.

15. Шарова Л. В. Особенности организации образовательной деятельности в вузе для обучающихся с ограниченными возмож-

ностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2-1. - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-obrazo vatelnoy-deyatelnosti-v-vuze-dlya-obuchayuschi hsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdoro vya-i (дата обращения: 30.03.2019).

А. А. Зюзя, И. А. Мезенцева, Ю. В. Ерещенко

УДК 159.98

ВЗАИМОСВЯЗЬ

КОММУНИКАТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

С УСПЕШНОСТЬЮ

УЧЕБНО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

плодотворность межличностных и деловых взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, обеспечивает высокий уровень сформи-рованности коммуникативных способностей, позволяющий устанавливать реальный психологический контакт с собеседником, эффективно передавать другим и усваивать самому поступающую информацию, преодолевать разнообразные психологические барьеры и возможные конфликты, которые возникают в процессе общения.

Основной спектр учебно-профессиональной деятельности студента осуществляется в

ходе взаимодействия с другими людьми: общение с преподавателями, общение с однокурсниками, профессиональное общение на практике. Таким образом, чтобы быть успешным в учебной деятельности, помимо интеллектуальной и мотивационной развитости необходимо быть коммуникативно активным, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи коммуникативных способностей и успешности учебной деятельности мы считаем весьма актуальным.

Концептуальные основы психологии общения и коммуникативных способностей анализируются в исследованиях А. А. Бодалева, Е. М. Горюновой, А. А. Леонтьева, Е. П. Ильина, М. С. Кагана, А. А. Кидрона, Я. А. Коло-минского, Е. Мелибруды, М. И. Станкина и др. Проблема формирования коммуникативных способностей студентов отражена в исследованиях таких психологов, как Ю. В. Аникеева, Т. С. Баташева, З. З. Жамбеева, В. Т. Кузнецова, Е. А. Кукуев, С. М. Хамдохова и др.

Коммуникативные способности являются интегральными способностями личности, поскольку представляют собою комплекс способностей, проявляющихся в процессе общения. Как указывает Е. П. Ильин, факторы, определяющие сущность коммуникативных способностей, представляют собой как личностные свойства, так и специальные способности, составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал, индивидуальный стиль ее участия в социальном взаимодействии с другими людьми [3].

Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о коммуникативных способностях, Э. Д. Ба-будоржиева углубляет положение ученого о системной взаимосвязи структурных элементов [1]. В способностях, обеспечивающих передачу и обмен информацией между системами, выделяются «ядерные свойства» личности, к которым относятся коммуникативно-информационные, когнитивные, конатив-ные, эмотивные и креативные качества. Дальнейшие исследования позволили расширить и дополнить представления о структуре коммуникативных способностей.

В исследованиях, посвященных онтогенетическим аспектам, рассматривается проблематика формирования коммуникативных способностей. Первые коммуникативные умения начинают развиваться с появлением потребности субъекта в контакте с другими людьми. В различных видах деятельности ребенок активно осваивает экспрессивно-мимические и речевые знаковые средства [7]. Подростковый и идущий вслед за ним юношеский возраст в отечественной системе классификации возрастов является наиболее интенсивным с точки зрения развития коммуникативных способностей, приобретающих и новое содержание, и новые формы [6].

Проблема успешности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов освещена в работах В. М. Блинова, А. Д. Ишкова, С. Д. Смирнова, В. И. Якунина и других исследователей. Общепсихологическое представление об успешности учебной деятельности является более объемным и охватывает два параметра: продуктивность (результативность учебной деятельности и эффективность используемых им способов достижения учебных целей) и эмоциональную удовлетворенность как состояние, испытываемое человеком при получении успешного результата, то есть переживание своей успешности.

Интересны, на наш взгляд, показатели успешности учебной деятельности студентов, которые выделяют в своих работах Т. А. Нам и М. В. Францева. Так, Т. А. Нам пишет об академической успеваемости, субъективной оценке степени трудности учения, временных затратах на приобретение учебных результатов, удовлетворенности учением, позитивности отношения к профессии [5]. М. В. Францева к критериям успешности учебно-профессиональной деятельности относит психологическое состояние удовлетворенности личности уровнем личной учебно-профессиональной подготовки, выражающееся в стабильности мотивации достижения, интер-нальности локуса контроля, адекватности уровня притязаний и самооценки, а также в сохранении учебной активности и положительной перспективы учебно-профессионального роста студентов [8].

Следует отметить, что проблема формирования коммуникативных способностей в контексте успешности учебно-воспитательного взаимодействия рассмотрена в работах В. А. Кан-Калика [4]. Такие способности, как быстрота и точность ориентировки в разнообразных ситуациях общения, планирование речи, адекватность речевых средств, организация обратной связи, оказывают влияние на развитие и совершенствования всех сторон учебной деятельности.

Коммуникативные способности обеспечивают присвоение знаний, умений и навыков, адекватное общение в рамках осуществления всех форм связи внутри учебно-воспитательной системы. Так, в некоторых отечественных исследованиях [2] подчеркивается важность формирования таких факторов, как осознание целей обучения и значимости усваиваемых знаний; восприятие и адекватная интерпретация эмоциональной формы изложения материала; понимание перспективы развития научных понятий и др.

В ходе теоретического этапа исследования нами были изучены и систематизированы представления по проблеме коммуникативных способностей и успешности учебно-профессиональной деятельности, а также рассмотрены особенности их проявления в студенческом возрасте. Практическая часть исследования была направлена на выявление взаимосвязи между успешностью учебной деятельности и уровнем развития коммуникативных способностей.

В качестве выборки исследования нами был выбран студенческий возраст, когда уже сформирована основа для полноценного развития личности, заложены необходимые коммуникативные предпосылки, при этом имеется потенциал для их последующего улучшения и совершенствования. Выбор студентов-психологов мы сочли целесообразным, поскольку коммуникативные способности являются одной из основных компетенций, которыми они должны обладать, что позволит им обеспечить успех не только в процессе обучения в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель исследования - изучение взаимосвязи коммуникативных способностей студен-

тов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на базе Брянского государственного университета, где в качестве респондентов выступали студенты 3-го и 4-го курсов очного отделения факультета педагогики и психологии. Предметом эмпирического исследования явились коммуникативные способности студентов-психологов с разным уровнем успешности учебно-профессиональной деятельности.

В качестве критериев исследования нами были выделены:

1. Коммуникативные способности студентов-психологов:

- уровень выраженности;

- представленность видов коммуникативных умений и способностей;

- факторы, указывающие на эффективность использования коммуникативных способностей (стиль коммуникативной деятельности, эффективность коммуникативной деятельности).

2. Успешность учебно-профессиональной деятельности:

- успеваемость;

- осуществляемые затраты (временные, физические, интеллектуальные и эмоционально-личностные);

- эмоциональная удовлетворенность;

- стремление к профессиональной деятельности.

Для достижения цели и задач исследования использовались следующие методики: Р. В. Овчаровой «Коммуникативные склонности личности», «Тест-опросник коммуникативных умений» (Л. Михельсон в адаптации Ю. З. Гильбуха), «Удовлетворенность учебной деятельностью» (Л. В. Мищенко), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан), анкета «Успешность учебно-профессиональной деятельности студентов», методы математической статистики (коэффициент линейной корреляции Пирсона).

Изучение коммуникативных способностей у студентов-психологов показало следующее: высокий уровень коммуникативных способностей выявлен у 23,2% обучающихся, уровень выше среднего у 24,4%, средний

№$/2-

уровень у 38,1% испытуемых, уровень ниже среднего у 14,3%, низкий уровень не выявлен.

Анализ данных, полученных в процессе обработки «Теста-опросника коммуникативных умений» показал, что у 40,5% студентов-психологов преобладают компетентный и зависимый стили коммуникативного взаимодействия. Также выявлен агрессивный стиль коммуникативного взаимодействия у 19% испытуемых.

В ходе исследования удовлетворенности учебной деятельностью нами были получены следующие результаты. По шкале «учебная удовлетворенность» у 35,7% студентов выявлен высокий уровень, у 45,2% средний и у 19% обучающихся - низкий уровень. По шкале «воспитательная удовлетворенность» 71,4% студентов демонстрируют средний уровень, и 28,6% низкий уровень. По шкале «профессиональная удовлетворенность» у 31% студентов выявлен высокий уровень, у 45,2% средний и у 23,8% низкий уровень. По шкале «взаимоотношения с однокурсниками» у 52,4% студентов преобладает высокий уровень, у 38,1% средний и у 9,5% низкий. По шкале «взаимоотношения с преподавателями» 33,3% студентов демонстрирует высокий уровень, 47,6% - средний и 19% - низкий уровни. По шкале «внеучебная» удовлетворенность у 11,9% студентов наблюдается высокий уровень, у 71,4% средний и у 16,7% низкий. По шкале «общая удовлетворенность» у 64,3% студентов преобладает средний уровень, у 19% средний и у 16,7% низкий.

Результаты исследования мотивации успеха и боязни неудачи у респондентов показали, что у 47,6% преобладает промежуточная мотивация достижений, у 31% мотивация достижения успеха, у 21,4% мотивация избегания неудачи.

В качестве показателя успеваемости была взята средняя оценка успеваемости студентов как по профильным (психологические науки), так и непрофильными дисциплинам. Выявлено, что 52,4% студентов успевают на «хорошо», 28,6% успевают на «отлично», 21,4% успевают на «удовлетворительно».

В результате изучения критериев успешности учебной деятельности, которые выде-

лены на основе анализа психологической литературы, были получены следующие данные:

- высокие уровни выраженности изучаемого явления выявлены по следующим критериям успешности учебной деятельности -«взаимосвязь коммуникативных способностей и успешности учебной деятельности» у 73,8% испытуемых и «эмоциональное состояние при учебно-профессиональной деятельности» у 50% испытуемых;

- средний уровень выраженности по критериям успешности учебно-профессиональной деятельности «отношение к делу» выявлен у 50% студентов, «объем знаний» у 50%, «качество знаний» у 40,5%, «стремление к профессиональной деятельности» у 42,9%, «временные затраты» у 50%, «учебная успеваемость» у 69%, «умение применять теорию на практике» у 57,1%, «успешность учебной деятельности» у 54,8%;

- значительная часть исследуемой выборки на низкий уровень ставят такие критерии успешности учебной деятельности, как «временные затраты» - 35,7%, «стремление к профессиональной деятельности» - 31%, «качество знаний» - 50%.

Результаты проведенного корреляционного анализа с помощью коэффициента г-Пирсона выявило наличие взаимосвязи коммуникативных способностей с успешностью учебной деятельности (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что существует значимая прямая корреляционная зависимость между уровнем развития коммуникативных способностей и компетентным стилем общения (г = 0,83):

- Прямая корреляционная зависимость между уровнем развития коммуникативных способностей и удовлетворенностью учебным процессом, воспитательным процессом, отношениями с однокурсниками, отношениями с преподавателями, внеучебной деятельностью, успеваемостью, объемом знаний, качеством знаний, эмоциональным состоянием при учебной деятельности; мотивацией достижения; умением применять теорию на практике; успешностью учебной деятельности. Чем выше уровень развития коммуникативных

Таблица 1

Корреляционный анализ коммуникативных способностей и успешности учебной деятельности студентов-психологов

Показатель успешности Коэфф. Достоверность при Якр = от 0,30 (р < 0,05) до 0,39 (р < 0,01)

Компетентный стиль общения 0,83* Выявлена

Зависимый стиль общения 0,39 Не определена

Агрессивный стиль общения -0,66* Выявлена

Удовлетворенность учебным процессом 0,77* Выявлена

Удовлетворенность воспитательным процессом 0,48* Выявлена

Удовлетворенность отношениями с однокурсниками 0,59* Выявлена

Удовлетворенность отношениями с преподавателями 0,76* Выявлена

Удовлетворенность внеучебной деятельностью 0,53* Выявлена

Удовлетворенность успеваемостью 0,87* Выявлена

Удовлетворенностьобъемом знаний 0,87* Выявлена

Удовлетворенность качеством знаний 0.9* Выявлена

Удовлетворенностьвременными затратами на учебную деятельность 0,39 Не определена

Эмоциональное состояние при учебной деятельности 0,78* Выявлена

Отношение к делу 0,11 Не выявлена

Мотивация достижения 0,87* Выявлена

Умение применять теорию на практике 0,88* Выявлена

Стремление к профессиональной деятельности -0,22 Не выявлена

Успешность учебной деятельности 0,88* Выявлена

способностей, тем выше уровень сформиро-ванности названных критериев успешности учебной деятельности.

- Обратная корреляционная зависимость между уровнем развития коммуникативных способностей и агрессивным стилем общения. Чем выше уровень развития коммуникативных способностей, тем ниже проявления агрессивного стиля общения.

- Соотношения, попавшие в зону неопределенности, - между уровнем развития коммуникативных способностей и зависимым стилем общения, временными затратами на учебную деятельность. Мы можем предполагать наличие взаимосвязи между данными критериями, но считать их статистически достоверными нельзя.

- Отсутствие взаимосвязи между уровнем развития коммуникативных способностей и отношением к делу, стремлением к профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование показало, что основная часть студентов-психологов имеют уровень развития коммуникативных способностей выше среднего (высокий и выше среднего). У большинства студентов преобладает компетентный и зависимый стиль коммуникативного взаимодействия. Коммуникативные умения наиболее развиты у студентов, имеющих компетентный стиль взаимодействия; наименее - при агрессивном стиле коммуникативного взаимодействия.

Основная часть студентов ориентирована на промежуточную мотивацию достижений.

Успеваемость студентов-психологов как один из показателей успешности учебной деятельности для большинства студентов соответствует оценке «хорошо», удовлетворенность учебной деятельностью как показатель ее успешности находятся в пределах среднего уровня.

Большинство студентов-психологов оценивают свою учебную деятельность как сред-неуспешную, отмечая значительный объем полученных знаний; положительное эмоциональное отношение к учебному процессу; невысокое стремление к будущей профессиональной деятельности.

Корреляционный анализ по методу К. Пирсона выявил прямую корреляционную зависимость между уровнем развития коммуникативных способностей и большинством исследуемых нами критериев успешности учебной деятельности.

Все это позволяет нам говорить о том, что существует тесная взаимосвязь между коммуникативными способностями студентов-психологов и успешностью их учебно-профессиональной деятельности, что нами было доказано на статистическом уровне.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь коммуникативных способностей студентов-психологов с успешностью учебно-профессиональной деятельности. В ходе теоретического исследования систематизированы представления по проблеме коммуникативных способностей и успешности учебно-профессиональной деятельности, а также рассмотрены особенности их проявления в студенческом возрасте. В качестве критериев исследования были выделены коммуникативные способности студентов-психологов, успешность учебно-профессиональной деятельности. Практическая часть исследования направлена на выявление взаимосвязи между успешностью учебной деятельности и уровнем развития коммуникативных способностей по выделенным критериям.

Ключевые слова: коммуникативные способности, студенческий возраст, общение, про-

фессиональное обучение, успешность, учебно-профессиональная деятельность.

SUMMARY

The article reveals the interrelation of communicative abilities of students of Psychology with success of educational professional activity. During the theoretical research representations of problem of communicative abilities and success of educational professional activity are systematized and features of their demonstration at student age are considered. As criteria of a research were allocated communicative abilities of students of Psychology, success of educational professional activity. A practical part of a research was directed to identification of interrelation between success of educational activity and the level of development of communicative abilities by the marked-out criteria.

Key words: communicative abilities, student age, communication, vocational education, success, educational professional activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. -№ 5. - С. 41-45

2. Жамбеева З. З. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2007. - 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. -632 с.

4. Кан-Калик И. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Нам Т. А. Психолого-педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность студентов технического вуза: дисс. . канд. пед. наук. - СПб., 2005. -242 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2014. -812 с.

7. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста. - М.: Академия, 2011. - 268 с.

8. Францева М. В. Психолого-педагогические условия формирования успешности

учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком: дисс. ... канд. псих.наук. - Тамбов, 2009. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.