Научная статья на тему 'Языковая способность в контексте успешности учебно-профессиональной деятельности студента медицинского вуза'

Языковая способность в контексте успешности учебно-профессиональной деятельности студента медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ЛАТЫНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / LANGUAGE ABILITY / SUCCESS / EDUCATIONAL AND VOCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Францева Маргарита Владимировна

В статье рассматривается языковая способность студентов медицинского вуза. Определяется взаимовлияние языковой способности и успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинских вузов. В статье раскрывается содержание категории «языковая способность», ее особенности развития в условиях вузовского обучения, а также «учебно-профессиональная деятельность» ; показана необходимость развития языковой способности студентам медицинского вуза, которая существенным образом влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic competence in the context of educational and vocational activity success of medical students

The language ability of medical students is considered in the article. The interference of the language ability and success of medical students' educational and vocational activity is defined. The author reveals the content of the categories "educational and vocational activity", "language ability" and its development features under the university conditions. The author also shows the necessity for the language ability development among medical students, which essentially influences the success of medical men's educational and vocational activity..

Текст научной работы на тему «Языковая способность в контексте успешности учебно-профессиональной деятельности студента медицинского вуза»

М. В. Францева

ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Работа представлена кафедрой прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент М. В. Лукьянова

В статье рассматривается языковая способность студентов медицинского вуза. Определяется взаимовлияние языковой способности и успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинских вузов. В статье раскрывается содержание категории «языковая способность», ее особенности развития в условиях вузовского обучения, а также «учебно-профессиональная деятельность»; показана необходимость развития языковой способности студентам медицинского вуза, которая существенным образом влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности медиков.

Ключевые слова: языковая способность, медицинская латынь, профессиональная терминология.

M. Frantseva

LINGUISTIC COMPETENCE IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL AND VOCATIONAL ACTIVITY SUCCESS OF MEDICAL STUDENTS

The language ability of medical students is considered in the article. The interference of the language ability and success of medical students' educational and vocational activity is defined. The author reveals the content of the categories "educational and vocational activity", "language ability" and its development features under the university conditions. The author also shows the necessity for the language ability development among medical students, which essentially influences the success of medical men's educational and vocational activity.

Key words: language ability, success, educational and vocational activity.

В настоящее время профессиональное образование должно быть ориентировано на выработку у студентов высокой мобильности, способности оперативно осваивать современные научные знания, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения. В медицинских вузах особое внимание должно уделяться развитию языковой способности, что обусловлено спецификой самой профессиональной деятельности медицинских работников, которая заключается в знании медицинской латыни, в активном использовании профессиональной

терминологии, в понимании и правильном толковании вербальных и невербальных проявлений симптоматики заболеваний и т. д. Однако в медицинских вузах отсутствует лингво-образовательная концепция профессиональной подготовки медицинских работников, что приводит к формированию профессиональной и личностной дезадаптации молодых специалистов в этой области, к кризисам профессионального становления. В связи с этим становится актуальным изучение взаимовлияния языковой способности и успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинских вузов.

В целом языковая способность рассматривается как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива [6, с. 88].

В настоящее время психологами часто языковая способность определяется как интегральное, многокомпонентное образование человека (субъекта речевой деятельности) как языковой личности, в котором по мере созревания и развития по-разному структурируются вводные навыки, база с полученными в ходе научения знаниями [5, с. 184; 6, с. 75]. Она формируется в процессе применения человеком языка; не приравнивается к объему знаний, но она их аккумулирует и становится основой для дальнейшего усвоения новых знаний в более обобщенном виде. При этом способность субъекта применять язык при решении мыслительных задач реализует творческий аспект его речевого поведения и не ориентирует только на механическое заучивание словарных единиц, что еще раз характеризует этого субъекта именно как языковую личность.

Формальное и содержательное измерения языковой способности (формальное измерение - это степень развитости способности как таковой, не зависимо от того, к чему она применяется, а содержательное измерение - это система конкретных содержаний, уже освоенных в рамках данной способности) задают границы возможного движения в пространстве понимания, приоритетные точки концентрации смыслов, направления их развертывания и способы представления [3, с. 224].

Языковая способность так или иначе обнаруживает свою детерминацию в трех общих способностях человека - интеллекте, обучаемости и креативности. Это определяет невозможность отнесения языковой способности к общим способностям, поскольку в ней сходятся три этих общих способности, но это же, однако, позволяет их характеристики в определенных условиях и с необходимыми допущениями считать показателями функционирования языковой способности.

Для характеристики уровня интеллекта., по В. Н. Дружинину, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и пространственного; ученым было показано, что:

• уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам, и в первую очередь гуманитарным;

• уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов;

• уровень математического интеллекта определяет успешность обучения по математике.

Схематично ступенчатую зависимость успешности обучения по различным циклам дисциплин можно представить следующим образом (рис 1)

Рис. 1. Зависимость факторов и успешности по циклам дисциплин

В данной схеме для нас принципиально важным является установленная зависимость успешности обучения дисциплинам гуманитарного цикла с вербальным интеллектом, учитывая то, что вербальный интеллект является показателем развития языковой способности личности.

Обучаемость (вторая общая способность человека) как характеристика индивидуальных возможностей субъекта деятельности с содержательной стороны включает многие показатели и параметры личности:

Языковая способность в контексте успешности учебно-профессиональной деятельности студента..

1) познавательные возможности (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи);

2) особенности мотивации, характера, эмоциональных проявлений;

3) качества, определяющие возможности общения и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость и т. д.).

С динамической стороны обучаемость характеризуют темп продвижения, уровень достижений, устойчивость и возможность переноса (использование усвоенного приема и для решения других задач).

В основе обучаемости лежит интеллект, но не является детерминирующим в успешности обучения [3, с. 315]. На успешность деятельности в целом влияют общий интеллект, установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Так, В. М. Блей-хер, Л. Ф. Бурлачук показали, что в разряд неуспевающих попадают и обучающиеся с высоким показателем умственного развития, но со слабой познавательной мотивацией [2].

Таким образом, обучаемость определяется возможностью субъекта принимать и адаптировать в пространстве личного опыта знания об окружающей действительности. Общепринято, что ключевым (единственным) средством принятия и адаптации является язык в той или иной форме или виде его репрезентации (речь, речевая деятельность, вербальная, невербальная коммуникация).

Третьей общей способностью, рассмотрение особенностей которой в контексте нашей работы позволит приблизиться к пониманию языковой способности, является креативность (вербальная и невербальная), характеризующаяся как общая способность к творчеству, творческой деятельности.

В исследованиях, посвященных изучению вербальной креативности, в качестве маркеров изучения используются такие формы рече-мыслительной деятельности, как метафорическое мышление, силлогистическое мышление и мышление, связанное с пониманием идиоматических выражений [4; 8, с. 113, 10, с. 89].

В целом языковая способность есть совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение,

производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива. Базовыми определителями языковой способности являются ее динамичность, взаимное развитие с речевыми навыками и усложнение ее механизма у формирующейся языковой личности.

В свою очередь успешность личности рассматривается в научной литературе как проблема личностного роста, проблема развития самоидентичности, адаптированности к внешним условиям жизнедеятельности, проблема, связанная с формированием у личности стиля деятельности и, в целом, индивидуальной стратегии жизни [1, с. 175].

В своей работе проблему успешности деятельности личности мы рассматриваем в рамках конкретного вида деятельности -учебно-профессиональной, поскольку данный вид деятельности является ведущим в студенческом возрасте.

Учебно-профессиональная деятельность является активностью субъекта, связанной с реализацией своего опыта в конкретной профессии через актуализацию соответствующей потребности, удовлетворяемую посредством заложенного для этого в учебной деятельности потенциала. При этом важно, что обучение в вузе существенным образом определяет успешность будущей профессиональной деятельности не приобретенными фактами из мира будущей профессии, а приобретенными формами и способами добывания фактов будущей профессии.

Успешная учебно-профессиональная деятельность студента неразрывна с его языковой способностью, поскольку индивидуальные проявления и обусловленность поведения человека в различных видах деятельности определяется общими и специальными способностями, в частности языковыми [9, с. 152].

Приведенные теоретические положения стали определяющими при установлении факта возможной связи между языковой способностью и успешностью учебно-профессиональной деятельности.

Для изучения уровня языковой способности студентов медицинского вуза и влияния его на успешность учебно-познаватель-

ной деятельности нами был проведен эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов.

Констатирующий этап предполагал определение показателей успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза (37 чел. экспериментальной и 33 чел. контрольной группы, всего 70 чел.), уровня развития их языковой способности.

Для исследования успешности профессионального обучения студентов использовались экспертные оценки, проводимые преподавателями, врачами медицинских учреждений. Показателями успешности учебно-профессиональной деятельности в процессе ее диагностики являются следующие: субъектные характеристики (субъективная сторона успешности) и объективные характеристики (показатель эффективности учебы).

Уровень развития языковой способности определялся нами по следующим направлениям: уровень вербального интеллекта, обучаемость (как усвоение иностранного языка), уровень вербальной креативности. Вербальный интеллект измерялся классически с помощью тестов вербального интеллекта. Обучаемость как овладение языком мы диагностировали через усвоение, соотносимое с языковыми средствами по показателям уровня речевого развития и слухового анализа. Вербальная креативность измерялась классическими тестами вербальной креативности.

В результате диагностики испытуемых, входящих в экспериментальную и контрольную группы, мы получили данные, на основании которых провели многомерный анализ, позволивший установить значимые связи между переменными.

Так, обнаружилось следующее:

• вербальный интеллект х слуховой анализ (г = 0,319);

• вербальная креативность х слуховой анализ (г = 0,313);

• слуховой анализ х умение применять материал аналитически - отрицательная связь (г = -0,344).

В целом, обнаружена связь между группами показателей, относящихся к успешности учебно-профессиональной деятельности и языковой способности на уровне р < 0,023 (г = 0,271).

Таким образом, между показателями уровней успешности учебно-профессиональной деятельности и языковой способности существуют связи, что доказывает взаимовлияние рассмотренных нами категорий.

Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что уровень языковой способности при различии в индивидуальных проявлениях, в целом соответствует возрастному развитию студентов, но недостаточная актуализация этой способности не позволила в достаточной мере использовать личностные потенциалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Высшая школа, 1978. 142 с.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.

4. Геодакян В. Г. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. URL: http: // www.gordon.ru/

5. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.

6. Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 110 с.

7. Педагогическая антропология: учебное пособие / ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянов. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 696 с.

8. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Питер, 2002. 264 с.

9. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

10. Шубин А. В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 89-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.