Научная статья на тему 'Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности'

Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1559
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / БРАК / ПРИБЫЛЬ / QUALITATIVE STRUCTURAL SHIFTS / ECONOMIC BENEFITS / THE FINANCIAL RESULT / MARRIAGE / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаулов Руслан Раисович

Заинтересованность хозяйствующих субъектов в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции. Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атаулов Руслан Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF QUALITY OF PRODUCTION AND FINANCIAL RESULTS

The Interest of the economic agents in the production and marketing of quality, marketable products on the market, reflected on the amount of profit, which, other conditions being equal is in direct dependence on the volume of sales of this product. The quality of the products in the conditions of modern production is the most important component of the efficiency, profitability.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности»

B а Авинова А B Сажнев АНАЛИЗ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ...

15%, оставшиеся товары (группа С) при своей многочисленности (в номенклатуре их доля 50%) в выручке имеют долю в 5%. Очевидно, что для анализа они не представляют большого интереса [3; 5-10].

От масштабов предприятия зависят информационные потребности тематического анализа инновационной деятельности предприятия. Чем крупнее организация, тем больше в ней управленцев, соответственно тем больше направлений (тематик) анализа используется в процессе деятельности. Следует отметить, что в крупных корпорациях на уровне топ - менеджмента для принятия решений необходима более агрегированная информация, нежели топ - менеджерам средних хозяйствующих субъектов. Так, если заказчиком тематического анализа инновационной деятельности предприятия выступает управляющая компания, то на ее уровне достаточно владеть информацией об объеме продаж инновационной продукции, рентабельности продаж инновационной продукции, рентабельности активов и собственного капитала. Такая информация способствует управляющей компании принимать решения о дополнительных инвестициях в данное направление бизнеса или же о его диверсификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.: ил.

2. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие для вузов /В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Вэлби, Проспект, 2007. - 432 с.) (Ковалев

В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.) (Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.

3. Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособ./ М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.

4. Усольцева И.В., Тунегова В.Н. Аутсорсинг для некоммерческих организаций и возможности применения. // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4.

5. http://www.market-ioumal.com/ekoanaliz/

6. Фролова В.А. Формирование интегрированной системы АВС-AND-EVA //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 64-67.

7. Ядранский Д.Н. Диагностирование и контроль социально-экономической эффективности как направление современного экономического анализа // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 209-216.

8. Иранпур А.Б.О. Проблема анализа результатов иностранного инвестирования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 50-53.

9. Асканова О.В. Сущность управления производственной программой предприятия и роль анализа в этом процессе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 53-56.

10. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. анализ управления технологическими инновациями на промышленных российских предприятиях: источники финансирования, инновационная стратегия // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 143-150.

ANALYSIS AS ONE OF THE MOST IMPORTA NT FUNCTIONS OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE

> 2013

V.A. Avinova, candidate of economic sciences, lecturer of the Department of «Economics and management» A.V. Sazhnev, candidate of economic sciences, associate professor of Department of «Economics and management»

Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)

Annotation: In modern conditions of economic entities operate in a difficult economic environment. Many enterprises went bankrupt in the conditions of crisis, not withstanding the competition. In this situation there is a growing demand management in the forward-looking information, to meet that need a thematic analysis aimed at making strategic decisions. This means that the main task of a case study and, therefore, management analysis, and accounting in modern conditions is aimed at the long-term character.

Keywords: analysis; financial accounting; management accounting; reporting; management functions; thematic analysis.

УДК 658

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2013

Р.Р. Атаулов, ассистент кафедры «Экономики и менеджмент» Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,

Тольятти (Россия)

Аннотация: Заинтересованность хозяйствующих субъектов в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Ключевые слова: качественные структурные сдвиги; экономический эффект; финансовый результат; брак; прибыль.

Рост объема производства и продажи продукции - это основополагающий фактор уровня прибыли, а внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, оказывают прямое влияние на состояние обусловленных показателей. В свою очередь объем производства, и объем продаж зависят от показателя качества изготовленной и реализованной продукции. Заинтересованность хозяйствующих субъектов в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимо-

сти от объема продажи этой продукции и ценовой характеристики продукции. Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание [1]. Контроль качества продукции должен присутствовать на всех стадиях производства и продажи продукции, т.е. начиная от директора субъекта хозяйствования и заканчивая конкретным исполнителем любой операции, необходимо прослеживать изменение качества производимой продукции. Улучшение качества продукции - это направление интенсивного развития экономики,

Р.Р. Атаулов

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ФИНАНСОВОГО .

источник экономического роста, эффективности общественного производства. Фактор ресурсоограничен-ности при прочих условиях играет одну из значимых ролей. Особенно это заметно при условии возрастания комплексного управления качеством продукции и эффективностью производственной деятельности.

В период жестких рыночных отношений изменения социально-экономического развития государства приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли экономических субъектов различных форм собственности. Прибыль является одним из качественных показателей финансового результата, а показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности экономических субъектов. Существенными среди этих показателей являются показатели прибыли и рентабельности. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. При этом наблюдается тесная взаимосвязь объема производства и продажи продукции, величины прибыли, уровня рентабельности, которые в свою очередь зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности экономического субъекта, характеризующие все стороны финансово-хозяйственной деятельности. В процессе производства и продажи продукции необходимо проводить анализ промежуточного результата финансово-хозяйственной деятельности, т.е. следует проанализировать значение маржинального дохода, характеризующего сумму выручки, остающуюся после возмещения переменных затрат. Из полученного маржинального дохода организация - производитель возмещает постоянные затраты (расходы) отчетного периода. При уравнивании суммы полученного маржинального дохода с величиной постоянных затрат, наступает точка безубыточности - такой объем производства, при котором организация не имеет убытков, но еще не получает прибыль.

При построении процесса управления качеством продукции непосредственными объектами управления становятся бизнес-процессы, которые определяют практическое выполнение указанных групп показателей качества продукции. Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях и в организациях, индивидуальны. Эти процессы являются, по сути, непрерывными и реализуются на всех стадиях жизненного цикла продукции. В современной организации управление качеством продукции осуществляется при помощи комплекса методов (рис. 1).

Механизм управления -совокупность средств, методов н инструментов управления.

V_/

Инструменты управления - это средства упорядочения,

приспособления для решения поставленной

задачи в рамка:: сложившейся реальной ситуации, ресурсные и иных ограничений

Методы и средства управления -способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции

И

У

КОМПЛЕКС МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ

Средства управления (рычаги, инструменты) - это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования)

Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью который субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в .__области качества.__у

Рисунок 1 - Комплекс методов управления качеством производимой продукции

Инструмент управления ориентирован на сохранение, то есть на устойчивость. Другими словами, это способ решения проблемы приспособления в сложившейся ситуации [3].

Необходима систематизация всего множества инструментов, относящихся к сфере менеджмента качества, так как растущий объем, а также разнообразие средств, методов и инструментов управления качеством создает определенные трудности при их изучении и выборе для практического применения. В современных бы-строизменяющихся условиях развитие систем управления качеством предприятий и продукции (услуг) должно представлять собой непрерывный процесс, требующий постоянной адаптации основных и вспомогательных служб к экономическим, техническим, организационным и научным изменениям.

Системная ориентация всех подразделений организации на качество лежит в основе ресурсосберегающего подхода к управлению с конечной целью оправдания ожиданий потребителей и, как следствие, получения максимально возможной прибыли или экономического эффекта.

В современных условиях успех в деятельности каждой организации во многом зависит от того насколько эффективно используется её потенциал. В силу ограниченности различных видов ресурсов возникает необходимость регулярного поиска внутренних возможностей предприятия [2, с. 165].

При оценке экономического потенциала организации показатели следует рассматривать только в динамике во избежание неверных выводов из-за случайных явлений, имевших место в том или ином периоде [4, с. 279]. Целью такой оценки является показатели качества, определяющие их значение, наличие обусловленных средств и методов оценки. Весь процесс оценки качества продукции и его взаимосвязь с финансовым результатом деятельности любой организации всецело зависит от специфики деятельности организации, ценовой характеристики продукции, ассортиментной программы, квалификации персонала, состояния материальных ресурсов и её технических возможностей. Так рост брака в процессе производства и продажи продукции снижает качество производимой продукции. В свою очередь качество продукции, которое соответствует требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность продукции и финансово-хозяйственной деятельности в целом. Жесткие условия конкуренции в свою очередь заставляют всех субъектов экономики постоянно совершенствовать качественные показатели товаров и услуг, нарабатывать оперативную и стратегическую политику не только в сфере качества, количества произведенной и проданной продукции, но и ценовой политики.

Следует отметить, что качество продукции - это экономическая категория, формирующая такие экономические показатели работы организации как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность [5-7]. Взаимозависимость всех упомянутых показателей неоспорима и значима, следовательно, при формировании стратегии развития экономическим субъектом должны быть рассмотрены возможности гибкого влияния на обозначенные показатели, тем самым оказывать существенное и положительное влияние на финансовый результат. Необходимо заметить, что факторы повышения качества продукции и факторы влияния на нее, определяются как целая система, способствующая то увеличению, но снижению финансового результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова, Н.С. Бережливое производство на предприятиях машиностроения: теория и практика внедрения. - Академия Естествознания, 2012.

2. Никифорова Е.В., Бердникова Л.Ф., Николаева М.Ю. Теоретико-методические аспекты производствен-

Р. Р. Атаулов

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ФИНАНСОВОГО ...

ного потенциала организации // Вектор науки ТГУ. 2009. № 7.

3. Томохова, И.Н. Классификация средств и методов управления качеством / Томохова И.Н., Рыжкова Н.А.// Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС журнал «Сервис plus». - 2008. - № 4. - С. 27-39.

4. Шнайдер О.В., Шнайдер В.В. Диагностика экономического потенциала: проблемы, сущность и значение // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4.

5. Хабибулина А.Г. Элементы новаций в современной системе управления качеством в России //

Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 138-142.

6. Кирпиков А.Н. Использование показателей оборачиваемости текущих активов в системе экономического анализа и финансового управления организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 73-77.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Проектирование системы анализа деятельности предприятия с учетом цикличности экономической конъюнктуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 34-36.

INTERCONNECTION OF QUALITY OF PRODUCTION AND FINANCIAL RESULTS

© 2013

R.R. Ataylov, assistant of the Department «Economy and management»

Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Interest of the economic agents in the production and marketing of quality, marketable products on the market, reflected on the amount of profit, which, other conditions being equal is in direct dependence on the volume of sales of this product. The quality of the products in the conditions of modern production is the most important component of the efficiency, profitability.

Keywords: qualitative structural shifts; economic benefits; the financial result; marriage; profit.

УДК 65.011

К ВОПРОСУ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2013

Л.Ф. Бердникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье исследовано понятие «риск». Раскрыты виды рисков, связанных с инвестиционно-инновационной деятельностью организации. Выделены способы снижения рисков, связанных с инвестиционно-инновационной деятельностью организации.

Ключевые слова: риск, инновационно-инвестиционная деятельность организации, виды рисков, способы снижения рисков.

Любая организация, ведущая финансово-хозяйственную деятельность нацелена на получение прибыли, повышение рентабельности, расширение доли рынка и привлечение потенциальных клиентов. Предложение на рынок новой инновационной продукции существенно может повлиять на конкурентные преимущества фирмы, и, безусловно, раскрыть возможности освоения новых рынков, привлечения дополнительных потребителей. В этой связи актуальным является инвестиционно-инновационная деятельность.

Ориентир российской экономики на высокотехнологичное производство предполагает значительные инвестиции в различные отрасли. В условиях привлечения инвестиций становится очевидным, что современным хозяйствующим субъектам будет довольно сложно рассчитывать на привлечение средств инвесторов, не затрачивая усилий на повышение своей инвестиционной привлекательности [12].

Однако, необходимо отметить, что в стремительно меняющихся условиях внешней среды инвестиционно-инновационная деятельность организации подвержена различным видам рисков, требующих регулярного анализа. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что многие риски взаимосвязаны между собой, и реализация одного из них может провоцировать наступление другого. В этой связи необходимо владеть не только теоретическими знаниями о рисках и методах их анализа, но и оперативно применять их на практике.

Для того, чтобы определить какие риски непосредственно связаны с инвестиционно-инновационной деятельностью необходимо в целом исследовать экономическое содержание риска.

Определения термина «риск», представленные в экономической литературе отражены в таблице 1.

Таким образом, в общем виде риск характеризуется как возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой появление различ-

ных потерь.

Таблица 1 - Определения термина «риск», представленные в экономической литературе

Ns п/п Автор Определение

1 А.И. Ильин [9, с. 192] Под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерб а в любых видах деятельности, связанных с производством продукции товаров, услуг, их реализацией товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией осуществлением социально-экономических и научно-технических программ

2 Э.А. Маркарьян, Г.П Герасименко, С.Э. Маркарьян [б, с. 492] В общем случае под риском понимают в озможно сть наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой возникновение различного рода потерь (например, получение физической травмы, потеря имущества, ущерб от стихийного бедствия и т.п.)

3 J1.H. Коршунова, H.A. Про данов а [3, с. б] Под риском понимают все внутренние и внешние предпосылки, которые могут негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение точно определенного отрезка времени наблюдения, например, периода оперативного планирования

4 Г.Д. Ковалев [4, с. 122] Риск есть затраты усилий и средств при неопределенном соотношении выигрьлпа и потерь, шанса наудачу и краха

5 Н.В. Игошин [2, с. 118] Риск - это ненадежность, свойственная процессу извлечения прибыли от инвестиций, а следовательно, и вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестор ом

Рассмотрим взаимосвязь риска с понятиями «вероятность» и «неопределенность». Термин «вероятность» характерен теории вероятности, в рамках которой является фундаментальным, способствующим количественно сравнивать события по степени их возможности. Вероятностью события служит некое число, которое будет тем больше, чем более возможно событие. В общем понимании вероятность представляет собой возможность достижения определенного результата. Иными словами, чаще всего происходящее событие будет считаться наиболее вероятным. Таким образом, термин «вероятность» тесно взаимосвязан с понятием частоты события. В случаях, когда статистические данные о частотах появления события недостаточны или отсутствуют, то оценка вероятности ситуации опирается на субъективных измерениях человека, принимающего определенное решение. Эффективность принятого управленческого решения определяется его экономической обоснованностью, своевременным реагированием на стремительно меняющи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.