УДК 658
АНАЛИЗ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
© 2013
В.А. Авинова, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент»
А.В. Сажнев, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,
Тольятти (Россия)
Аннотация: В современных условиях хозяйствующие субъекты действуют в сложной экономической обстановке. Многие предприятия разорились в условиях кризиса, не выдерживая конкуренции. В этой ситуации возрастает потребность менеджмента в прогнозной информации, для удовлетворения которой необходим тематический анализ, направленный на принятие стратегических решений. Это значит, что основной задачей тематического анализа, а значит, и управленческого анализа, как и бухгалтерского учета, в современных условиях является направленность на перспективный характер.
Ключевые слова: анализ; финансовой учёт; управленческий учёт; отчётность; функции управления; тематический анализ.
Деление экономического анализа на внешний (финансовый) и внутренний (управленческий) связано с тем, что оба вида анализа используют информацию, сформированную в рамках соответственно внешнего (финансового) и внутреннего (управленческого) учета.
Залог нармального жизнеобеспечения организации, во многом зависит от полноты и своевременности бухгалтерского обслуживания, то есть ведения документооборота, учёта активов и обязательств и тем самым являясь крайне важным аспектом управления предприятием [4, с. 144].
По мнению В.В. Ковалева, в традиционном понимании внешний (финансовый) анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. При этом он менее детализирован и более формализован. Этот вид анализа, безусловно, важен, но имеет существенные недостатки - отсутствие оперативности. Менеджер не имеет возможности оценить достигнутые оперативные результаты деятельности предприятия, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, оперативно использовать полученную информацию в управленческих целях. Все это возможно в рамках соответственно тематического анализа, являющегося внутренним анализом. Его информационная база гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяется и возможности такого анализа [2].
Ю.А. Бабаев утверждает, что для эффективности управления производственной деятельностью одного экономического анализа недостаточно, и лишь при полном единстве экономического и оперативного анализа можно всесторонне изучить работу предприятия и определить перспективы его дальнейшего развития. Однако из приведенного высказывания следует, что оперативный анализ не входит составной частью в экономический анализ. Мы же полагаем, что и оперативный, и тематический анализ входят составной частью в экономический анализ.
Оперативность является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы подготовленная информация удовлетворяла менеджмент. В современных условиях хозяйствующие субъекты действуют в сложной экономической обстановке. Многие предприятия разорились в условиях кризиса, не выдерживая конкуренции. В этой ситуации возрастает потребность менеджмента в прогнозной информации, для удовлетворения которой необходим тематический анализ, направленный на принятие стратегических решений. Это значит, что основной задачей тематического анализа, а значит, и
управленческого анализа, как и бухгалтерского учета, в современных условиях является направленность на перспективный характер.
Именно оперативность тематического анализа, нацелено на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений предприятия, и характеризует собственно тематический анализ, интегрирующий три вида внутреннего анализа - ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение: тематический анализ - это ранжирование по значимости производственных процессов по интересующей теме, сравнение документов по содержанию, исследование состава и временной динамики информационных потоков для расчёта интерпретации показателей, характеризующих отдельные элементы деятельности хозяйствующего субъекта.
Проанализировав различные подходы к сущности понятия «тематический анализ», признаки которого представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Признаки «тематического анализа»
Следует отметить, что на содержание тематического анализа существенное влияние оказывает его отраслевая направленность, т.е. при его проведении необходимо учитывать технико-экономические особенности деятельности предприятия, как базовый элемент производственного потенциала является существенным инструментом управления инвестиционно - инновационными процессами предприятия. Такой анализ позволяет выявлять внутренние резервы, потенциал развития хозяйствующего субъекта, оценить рыночную стоимость, кредитоспособность, финансовые результаты и другие стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Тесная интеграция экономического анализа с другими направлениями функционирования экономических субъектов хозяйствования - управлением, учётом, контролем, планированием и т. п., определяет выделение тематических направлений, экономического анализа как самостоятельных направлений: финансовый и управлен-
ческий анализ, инвестиционный и инновационный, маркетинговый и логистический анализ и тому подобное.
С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник в своих трудах отмечают, что в результате тесной интеграции экономического анализа формируются самостоятельные его разделы, корреспондирующие функциям управления и стадиям воспроизводственного процесса, а также специальные направления анализа, отражающие специфику анализируемых хозяйствующих субъектов по профилю (производство, строительство, торговля, сфера услуг), особенности их организационно-правовых форм и видов (акционерные общества, унитарные предприятия, малые и совместные организации) и уровни (организации, корпоративные структуры, регионы, подотрасли и т.п.). Наряду с этим развиваются и совершенствуются общая методология и методические приемы экономического анализа. Появляются самостоятельные работы по теории и методологии экономического анализа, эта область рассматривается как самостоятельная система знаний [1].
Анализ является одной из важнейших функций управления предприятием, без него невозможно принятие обоснованных управленческих решений. Современная практика управления требует выработки и исполнения менеджерских решений, способствующих достижению эффективной деятельности предприятия. Под управлением предприятия понимается сознательное воздействие на процесс финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленной на достижение стратегии его развития путем эффективного использования различных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и других. Управленческая система воздействует на объект управления посредством общих функций (планирование, учет, анализ, контроль), взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый цикл управления.
Конкретное познание процессов хозяйствования прерогатива экономического анализа. Следовательно, экономический анализ может соединить формальную схему теории принятия решений с конкретной сущностью решаемой проблемы. А это означает, что процесс управления можно характеризировать посредством задач, стоящих перед ним. Возникает необходимость соединения количественного и качественного анализа управленческих процессов, а также совершенствования аналитического обеспечения процессов принятия решений.
Развитие экономической науки сопряжено как с разработкой практических методик, так и методологическим обоснованием выделения специальных областей знаний в отдельные научные направления. Этим, в частности, объясняется возросший интерес к проблемам становления и развития тематического анализа инновационной деятельности предприятия как самостоятельной области знаний, с одной стороны, и функции управления предприятием с другой стороны.
В то время как вопросы организационного, информационного и методического обеспечения тематического анализа исследуются в различных работах, исследования же в части инновационной деятельности описаны недостаточно. Поэтому в своем исследовании мы обратились именно к рассмотрению проблем связанных с тематическим анализом инновационной деятельности предприятия.
В связи с этим, мы полагаем, разработка методических аспектов тематического анализа инновационной деятельности предприятия в условиях конкурентной среды и риска представляется актуальной задачей. Задачи анализа инновационной деятельности предприятия представлены на рисунке 2.
Рациональное распределение тематических функций анализа между структурными подразделениями предприятий позволяет сгруппировать и систематизировать наиболее ценную информацию, полезную для принятия управленческих решений, менеджерами предприятия.
При этом тематический анализ в условиях реализации инновационных программ технического перевооружения и развития приобретает особую значимость. К его выполнению должны быть привлечены сотрудники, как инженерно-технических, так и финансово - экономических служб и подразделений, что позволит обеспечить соответствующую глубину и комплексность тематического анализа инновационной деятельности предприятия.
Рисунок 2 - Задачи анализа инновационной деятельности предприятия
Следует отметить, что в процессе обоснования принимаемых деловых решений отдельные виды экономического анализа используются редко, чаще используется совокупность различных видов тематического анализа.
Эффективность проведения тематического анализа инновационной деятельности предприятия во многом зависит от правильно выбранных и обоснованных целей и задач бизнеса, а также от характеристик самой системы управления, принятой на предприятии. Система управления должна быть гибкой, эффективной, оптимальной. Эффективное управление требует высокой оперативности, взаимодействия всех участников производственно
- хозяйственного процесса, понимания целей и задач самого бизнеса.
В связи с тем, что тематический анализ ограничивается изучением какой либо темы, отдельного вопроса, тематический анализ в ряде случаев можно рассматривать как часть комплексного, его дальнейшего углубления [5].
Следует согласиться с мнением С.Б. Барнгольц и М.В. Мельник с тем, что «вследствие эпизодичности, разнообразие тематики, сложности подготовки информационной базы и аналитической ее обработки, необходимости привлечения специалистов, в служебные обязанности которых выполнение аналитической работы не входит, тематический анализ значительно более трудоемок, чем комплексный, и на практике проводится преимущественно на стадии проектирования новых изделий или подготовки новых технологических процессов их производства с целью выявления резервов улучшения их качества и снижения затрат на единицу полезного эффекта. Тематический анализ чаще всего проводится в рамках функционально-стоимостного, реже - техникоэкономического вида анализа» [1]. Это опять подтверждает направленность тематического анализа, характеризующего инновационную деятельность предприятия.
Тематическим может являться и АВС анализ. Этот вид анализа предполагает выявление наиболее значимых для предприятия товаров (ассортиментных групп), т.е. товаров группы А, доля которых в номенклатурном перечне составляет приблизительно 20%, в то время как их доля в выручке равно 80% (правило 20/80). Именно товары этой группы должны изучаться в процессе анализа наиболее тщательно. Доля товаров группы В составляет в номенклатуре 30%, их доля в выручке равна
15%, оставшиеся товары (группа С) при своей многочисленности (в номенклатуре их доля 50%) в выручке имеют долю в 5%. Очевидно, что для анализа они не представляют большого интереса [3; 5-10].
От масштабов предприятия зависят информационные потребности тематического анализа инновационной деятельности предприятия. Чем крупнее организация, тем больше в ней управленцев, соответственно тем больше направлений (тематик) анализа используется в процессе деятельности. Следует отметить, что в крупных корпорациях на уровне топ - менеджмента для принятия решений необходима более агрегированная информация, нежели топ - менеджерам средних хозяйствующих субъектов. Так, если заказчиком тематического анализа инновационной деятельности предприятия выступает управляющая компания, то на ее уровне достаточно владеть информацией об объеме продаж инновационной продукции, рентабельности продаж инновационной продукции, рентабельности активов и собственного капитала. Такая информация способствует управляющей компании принимать решения о дополнительных инвестициях в данное направление бизнеса или же о его диверсификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.: ил.
2. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие для вузов /В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Вэлби, Проспект, 2007. - 432 с.) (Ковалев
В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.) (Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.
3. Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособ./ М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.
4. Усольцева И.В., Тунегова В.Н. Аутсорсинг для некоммерческих организаций и возможности применения. // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4.
5. http://www.market-ioumal.com/ekoanaliz/
6. Фролова В.А. Формирование интегрированной системы АВС-AND-EVA //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 64-67.
7. Ядранский Д.Н. Диагностирование и контроль социально-экономической эффективности как направление современного экономического анализа // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 209-216.
8. Иранпур А.Б.О. Проблема анализа результатов иностранного инвестирования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 50-53.
9. Асканова О.В. Сущность управления производственной программой предприятия и роль анализа в этом процессе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 53-56.
10. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. анализ управления технологическими инновациями на промышленных российских предприятиях: источники финансирования, инновационная стратегия // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 143-150.
ANALYSIS AS ONE OF THE MOST IMPORTA NT FUNCTIONS OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE
> 2013
V.A. Avinova, candidate of economic sciences, lecturer of the Department of «Economics and management» A.V. Sazhnev, candidate of economic sciences, associate professor of Department of «Economics and management»
Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)
Annotation: In modern conditions of economic entities operate in a difficult economic environment. Many enterprises went bankrupt in the conditions of crisis, not withstanding the competition. In this situation there is a growing demand management in the forward-looking information, to meet that need a thematic analysis aimed at making strategic decisions. This means that the main task of a case study and, therefore, management analysis, and accounting in modern conditions is aimed at the long-term character.
Keywords: analysis; financial accounting; management accounting; reporting; management functions; thematic analysis.
УДК 658
ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013
Р.Р. Атаулов, ассистент кафедры «Экономики и менеджмент»
Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,
Тольятти (Россия)
Аннотация: Заинтересованность хозяйствующих субъектов в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Ключевые слова: качественные структурные сдвиги; экономический эффект; финансовый результат; брак; прибыль.
Рост объема производства и продажи продукции - это основополагающий фактор уровня прибыли, а внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, оказывают прямое влияние на состояние обусловленных показателей. В свою очередь объем производства, и объем продаж зависят от показателя качества изготовленной и реализованной продукции. Заинтересованность хозяйствующих субъектов в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимо-
сти от объема продажи этой продукции и ценовой характеристики продукции. Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание [1]. Контроль качества продукции должен присутствовать на всех стадиях производства и продажи продукции, т.е. начиная от директора субъекта хозяйствования и заканчивая конкретным исполнителем любой операции, необходимо прослеживать изменение качества производимой продукции. Улучшение качества продукции
- это направление интенсивного развития экономики,