DOI: 10.17805/trudy.2023.6.2 ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Н.А. Логинова
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: Статья посвящена становлению Петербургской психологической школы, основателем которой явился В.М. Бехтерев. Он мыслил психологию человека как союз психоневрологии с социогуманитарными науками, что означает необходимость комплексного подхода. Для комплексной разработки проблемы человека были созданы особые институциональные структуры. В последующем эстафета научного направления Бехтерева, его главная идея психобиосоциальной целостности человека и курс на комплексные исследования, были подхвачены его сотрудниками и учениками, среди которых выделялся Б.Г. Ананьев. Сохраняя лучшие традиции Петербургской школы, он сумел создать институции, пригодные для новой антропологической психологии: Ленинградский НИИ педагогики, отделение и факультет психологии в ЛГУ-СПбГУ, НИИКСИ, научные лаборатории, периодические научные издания и многое другое.
Ключевые слова: история психологии; Петербургская психологическая школа; В.М. Бехтерев; Б.Г. Ананьев; институции; экспериментальные и прикладные исследования; антропологизм; практические приложения; многообразная тематики и концептуальное единство
THE RELATIONSHIP BETWEEN INSTITUTIONAL AND PROBLEM-THEMATIC CONTINUITY IN THE ST. PETERSBURG PSYCHOLOGICAL SCHOOL
N.A. Loginova St. Petersburg State University
Abstract: The article is devoted to the formation of the St. Petersburg Psychological School, the founder of which was V.M. Bekhterev. He thought of human psychology as a union of psychoneurology with socio-humanitarian sciences, which means the need for an integrated approach. Special institutional structures have been createdfor the comprehensive development of the human problem. Subsequently, the baton of Bekhterev's scientific direction, his main idea of the psychobiosocial integrity of man and the course of comprehensive research were picked up by his staffand students, among whom B.G. Ananyev stood out. Preserving the best traditions of the St. Petersburg School, he managed to create institutions suitable for the new anthropological psychology: the Leningrad Research Institute of Pedagogy, the department and Faculty of Psychology at LSU-St. Petersburg State University, NIIKSI, scientific laboratories, periodicals and much more.
Keywords: history of psychology; St. Petersburg Psychological School; V.M. Bekhterev; B.G. Ananyev; institutions; experimental and applied research; anthropologism; practical applications; diverse topics and conceptual unity
В Петербургской психологической школе, заложенной Владимиром Михайловичем Бехтеревым на заре ХХ в. была общая и главная проблема - психобиосоциальная целостность человека. Психология выдвинулась в комплексе наук на первый план, т.к. она изучала вершинное образование в структуре человека -психику, сознание. Психика, как полагал Бехтерев, объективируется в социаль-
ном поведении личности и соматических реакциях организма. Он настойчиво и последовательно развивал идею неразрывных связей психологии с неврологией -морфологией, физиологией, биохимией мозга, а с другой стороны, с социально-исторической средой жизнедеятельности человека в обществе. В теории Бехтерева естественнонаучная психоневрология закономерно была связана с социальными и гуманитарными науками (Логинова, 1991; 2005).
Ученый обладал колоссальным организаторским талантом. Ему, вместе с учениками, соратниками, сторонниками удалось уже в первой четверти ХХ в. создать целый куст институций, в том числе, Психоневрологический институт как научно-исследовательское учреждение и высшее учебное заведение. Институт кладет в основу своей деятельности всестороннее изучение человека и его духовных способностей в здоровом и болезненном состоянии, не раз утверждал Владимир Михайлович. По сути, это был Институт человека. В его состав вошли вновь созданные Педологический (1907), Криминологический (1908), Экспериментально-Клинический институт по изучению алкоголизма, или Противоалкогольный (1911) и другие подразделения (Акименко, 2007: 65; Логинова, 2005). В советское время самим Владимиром Михайловичем и последователями его научной школы были основаны: Институт по изучению мозга и психической деятельности, Детский обследовательский институт, Центральный институт глухонемых, Ветеринарно-зоотехнический и др.1
Наряду с этими учреждениями в Петербурге по инициативе и при активном участии В.М. Бехтерева стали выходить научные журналы. С 1894 г. - «Обозрение психиатрии, неврологии и психологии». Существование этого научного журнала было прервано после смерти его создателя. Только в 1990 г. издание было возобновлено (Акименко, 2007: 521-522). С 1904 г. издавался «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1911 г. журнал стал называться «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии» (Сидорчук, Долгова, 2014). В первые годы советской власти появились новые периодические издания - «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вестник знания», «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», «Труды Института мозга им. В.М. Бехтерева».
В 1921 г. многие из институтов по замыслу Бехтерева были объединены в системе вновь учрежденной Психоневрологической академии. Все эти взаимосвязанные учреждения мыслились Бехтеревым как единый научный, научно-практический и образовательный центр. Он был направлен на изучение человека как организма, личности и субъекта деятельности, а также - на практическую ему помощь и на образовательную и популяризаторскую деятельность. Кроме указанных институций, существовали общественные объединения ученых и прак-
1 Годы создания этих и других учреждений не вполне определены. В разных источниках есть небольшие расхождения в датах. Например, в публикации журнала «Вестник знания» (1926) и в годовых отчетах о деятельности Бехтеревских институтов. К тому же датировка затруднена из-за изменений в названии институций. Это объясняется процессуальностью их становления, большими изменениями в социально-исторической среде.
тиков: Русское общество нормальной и патологической психологии, Общество психологии, рефлексологии, неврологии и педологии и др.
Взаимосвязь институтов была не только организационная и идейная, но и персональная, т.к. многие психоневрологи работали одновременно или последовательно в нескольких родственных учреждениях. Владимир Михайлович руководил учреждениями, занимался исследованиями, учил студентов и соискателей, лечил страждущих, популяризировал научные знания. Он сам был объединяющим фактором созданного междисциплинарного комплекса.
После Бехтерева его научное направление, скорректированное в трех методологических дискуссиях психологов Института мозга в конце 1920-х - начале 1930-х гг., было подхвачено его сотрудниками и учениками, среди которых выделялся Б.Г. Ананьев. Сохраняя принципиальную антропологическую направленность и комплексный подход Петербургской школы, Ананьев в иных исторических условиях создавал новые институции, в которых возможно было развернуть коллективную исследовательскую работу для эмпирического обоснования антропологической психологии (Логинова, 2016).
Б.Г. Ананьев выступил одним из инициаторов создания Ленинградского филиала Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (1946), вскоре преобразованного в Ленинградский НИИ педагогики. Позже - НИИ педагогики АПН РСФСР, НИИ общего образования взрослых АПН СССР и др. В 1963 г. Ананьев организовал на общественных началах лабораторию дифференциальной психологии и антропологии в составе зарождающегося Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ), который был официально учрежден решением Совета министров РСФСР и Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в 1965 г.
Ядром лаборатории стали сотрудники и аспиранты отделения психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (теперь СПбГУ) Г.И. Акинщикова, И.М. Палей, Н.А. Грищенко (Н.А. Розе). К ним подключились сотрудники Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР. Совместно они проводили комплексные исследования человека в структурном и генетическом плане. Общая работа строилась на концепции Ананьева - развития человека как индивида, субъекта и личности. Перспективной целью исследования была индивидуальность как полисистема и душевно-духовный внутренний мир человека (Ананьев, 1968).
Б.Г. Ананьев и его сотрудники исследовательским и педагогическим трудом, целенаправленными организационными действиями подготовили базу для открытия в 1966 г. факультета психологии в Ленинградском государственном университете (теперь - СПбГУ). Всё, что было ценного в Институте мозга им. В.М. Бехтерева и Бехтеревском Психоневрологическом институте, было поддержано и продолжено в школе Ананьева в Ленинградском государственном университете и в секторе психологии в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР.
С самого начала существования Психологического отделения, с 1944/45 уч.г., и в последующем времени проводились экспериментальные исследования традиционные по тематике для этой научной школы чувственного познания, в том числе, зрительным, слуховым, болевым, вибрационным, обонятельным и другим психическим процессам, осязанию (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко, 1959). Продолжались исследования, начатые в 1930-х в Институте мозга, по проблеме отражения пространства. Было экспериментально доказано, что все чувственные процессы участвуют в жизненно важной функции ориентации в пространстве, доказано, что зрение является интегратором чувственного опыта всех анализаторов. Таким образом, обобщение существует не только на уровне мышления, но и на уровне чувственного познания.
Вновь психологи вплотную занялись педагогической психологией, опираясь на исследования школьников 1920-1930-х гг. в Институте мозга. В 1960-е гг. в комплексных исследованиях шла разработка психологии взрослых, возникла акмеология. Появление в ЛГУ лаборатории по инженерной психологии, лаборатории и кафедры социальной психологии исторически связано с исследованиями В.М. Бехтерева по рефлексологии труда и общения.
В Ленинградской психологической школе были продолжены исследования Института мозга: по истории отечественной психологии в диссертациях В.Н. Андреевой (Андреева, 1953), Е.И. Степановой (Степанова, 1955), В.А. Якунина (Якунин, 1973); по психологии искусства - в труде В.Л. Дранкова (Дранков, 1951); по психологии чувственного познания - М.Д. Дворяшиной (Дворяшина, 1965), в работах психолингвиста и инженерного психолога И.М. Лущихиной и др.
Бехтеревский принцип единства теории, эксперимента и практики в значительной степени претворялся в жизнь в деятельности психологов Ленинградского государственного университета и в ассоциированных с ними коллективах психологов города. Шел поиск новых методик для экспериментальных работ, выполнялись прикладные исследования по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями (Русалинова, 2009). Отметим сотрудничество ученых ЛГУ с организациями военного и космического назначения, например, эксперименты в сурдокамере, в которых испытуемыми являлись сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ В.Д. Балин, Н.Н. Обозов, В.Ю. Шайдаров.
Уже в 40-х гг. было положено начало университетским серийным изданиям «Ученые записки ЛГУ» по психологии (Проблемы психологии, 1948; Психология, 1949 и т.д.). В связи с созданием факультета психологии в университете и НИИКСИ появились совместные серии сборников научных работ «Человек и общество» (1966), «Экспериментальная и прикладная психология» (1968), публиковались материалы научных конференций, проведенных по инициативе представителей Ленинградской школы. Например, научная конференция университетов по проблемам психологии (1947); Всесоюзное совещание по психологии
личности в Ленинграде (1956), организационный комитет которого возглавлял Б.Г. Ананьев; 11-й Всесоюзный съезд психологов (Б.Г. Ананьев - председатель оргкомитета, М.Д. Дворяшина - секретарь) (1963); Всесоюзная конференция «Возрастная психология взрослых» (1971), на которой были впервые представлены всему психологическому сообществу страны результаты комплексных исследований, главным образом, в части развития психофизиологических функций и интеллекта. Традиция научных конференций по обсуждению идей Б.Г. Ананьева продолжается сегодня. Так, ныне широко известная конференция «Ананьевские чтения» проводится в СПбГУ с 1978 г. по инициативе В.Н. Куницыной, поддержанной тогда деканом факультета психологии ЛГУ А.А. Крыловым.
Новые данные о взрослости изменили представление о центральном периоде жизни человека и положили начало отечественной акмеологии. В начале ХХ в. в Педологическом институте объектом комплексных исследований были дети самого раннего возраста и планировался лонгитюд, охватывающий все детско-юношеские возрасты. Исторические события и обстоятельства помешали реализации планов В.М. Бехтерева. Возобновление комплексного исследования развития человека от детства до старости стало возможным только в 1960-х гг. по оригинальной программе Б.Г. Ананьева и его коллектива. После Б.Г. Ананьева принципы этой программы были распространены на исследования среднего и старшего школьного возраста под руководством проф. Е.Ф. Рыбалко в 1980-х гг.
В 1969 г. на базе факультета психологии ЛГУ был образован Головной совет по психолого-педагогическим проблемам высшей школы РСФСР. Его назначение состояло в координации исследований в разных областях психологии. Председателем стал Б.Г. Ананьев, заместителем - Н.В. Кузьмина, ученым секретарем -Н.А. Грищенко (Розе). После ухода из жизни Б.Г. Ананьева председателями совета стал А.А. Бодалев, а затем А.А. Крылов.
Совет провел выездные заседания и межвузовские конференции в Иркутске, Волгограде, Владикавказе, Курске, Новосибирске, Твери, Краснодаре, др. Была составлена и выполнялась единая программа комплексных исследований человека в Ленинграде, Новосибирске, Краснодаре, Владивостоке, Петрозаводске (сведения Н.А. Грищенко). Под его эгидой издавались сборники статей «Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы».
На факультете психологии ЛГУ при Ананьеве действовал ежемесячный методологический семинар, на котором выступали докладчики из его сотрудников и приглашенных ученых философского факультета университета Л.М. Веккер, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко и другие. По инициативе Бориса Герасимовича состоялись всем памятные встречи и доклады ученых из ведущих научных психологических школ страны - МГУ, Института общей и педагогической психологии АПН СССР, Института психологии им. Д.Н. Узнадзе Академии наук Грузинской ССР, Института психологии Украинской ССР.
Таким образом, в Ленинградской/Петербургской школе сохранялась и эта традиция открытости, свободной дискуссии. Все институции, зародившиеся и
развивавшиеся в этой психологической школе во второй половине ХХ в. выполняли не только исследовательские и образовательные функции. Они также способствовали пропаганде новых научных достижений в области психологии и смежных наук и внедрению их в практику, вовлечению талантливых молодых специалистов в общее дело создания психологии как центральной науки о человеке. В этой полифункциональности институций и деятельности психологов обнаруживаются идейная связь с Бехтеревскими принципами и начинаниями, но и индивидуальность Петербургской психологической школы. Незадолго до своей кончины Борис Герасимович на ученом совете университета высказал научную мечту, которой не удалось сбыться до сих пор - создать в Ленинграде Институт человека. О выступлении Б.Г. Ананьева есть свидетельства Е.И. Степановой (Степанова, 2003: 116-117) и устное свидетельство Н.А. Грищенко (Розе). Прообразом такого учреждения он видел Институт мозга им. В.М. Бехтерева. Великие научные, организаторские, педагогические таланты, упорство и жизнестойкость В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева явились залогом осуществления смелых научных и практических замыслов наперекор превратностям ХХ в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акименко Г.А. (2007) Институт им. В.М. Бехтерева: история и современность (1907-2007 гг.). СПб.
Ананьев Б.Г. Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. (1959) Осязание в процессах познания и труда. М.: АПН ПСФСР.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (1968) Л.: ЛГУ.
Андреева В.Н. (1953) Развитие экспериментальных методов исследования в истории русской психологии конца XIX (по проблеме чувствительности). Автореферат дисс. .. .канд. пед. н. (по психологии).
Дворяшина М.Д. (1965) Онтогенетические изменения перцептивной константности человека. Автореферат дисс. ... канд. психол. н. Л.: ЛГУ.
Дранков В.Л. (1951) Взаимодействие изобразительной и литературной деятельности в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Автореф. дисс. к. п. н. (по психологии). Л: ЛГУ.
Логинова Н.А. (2006) Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы / Автор и составитель Н.А. Логинова. СПб: С.-Петерб. ун-т.
Логинова Н.А. (2005) Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб: Изд-во СПбГУ.
Русалинова А.А. (2009) Проблемы промышленной социальной психологии: избранные научные труды: 1964-2008. СПб: С.-Петерб. ун-т.
Семенов В.Е. (2017) История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета (интервью с В.Е. Семеновым в связи с 75-летием со дня рождения) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, Т.2. №2. С. 197-229.
Сидорчук И.В., Долгова Е.А. (2014) Из истории одной инициативы: к 110-летию издания «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» // Вопросы психологии, № 5. С. 128-137.
Степанова Е.И. (2003) Становление психологической школы Б.Г. Ананьева: Памятные даты и события. СПб: Симпозиум.
Якунин В.А. (1973) О формировании психологии как экспериментальной науки. Дисс. ... канд. психол. н. Л.: ЛГУ.
Логинова Наталья Анатольевна - доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6. Тел. + 7 (812) 324-25-74. Эл. почта: [email protected]
Loginova Natalia Anatolyevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Developmental Psychology and Differential Psychology of St. Petersburg State University. Address: Russia, St. Petersburg, nab. Makarova, 6. Tel. + 7 (812) 324-25-74. Email: [email protected]
Для цитирования:
Логинова Н.А. Взаимосвязь институциональной и проблемно-тематической преемственности в Петербургской психологической школе. 2023. № 6. С. 15-21. DOI: https://www. doi.org/10.17805/trudy.2023.6.2