УДК 159 . 99
DOI: 10.18384/2949-5105-2023-3-40-50
взаимосвязь инфантилизма и жизнестойкости курсантов
Басина Т. А.
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России
160032, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2, Российская Федерация Аннотация
Цель. Определить характер взаимосвязи между такими личностными особенностями курсантов ведомственного вуза, как инфантилизм и жизнестойкость. Процедура и методы. В исследовании приняли участие 66 курсантов первого и второго курсов психологического факультета ВИПЭ ФСИН России. Использовались следующие методы: психодиагностические методы (опросник «Уровень инфантилизма» А. А. Серегиной и тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева), методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). Результаты. Доказано, что имеется значимая обратная взаимосвязь между инфантилизмом и принятием риска, вовлеченностью и контролем как компонентами жизнестойкости у курсантов ведомственного вуза. Установлено, что инфантилизм курсантов с высоким уровнем жизнестойкости значимо ниже, чем инфантилизм курсантов с низким уровнем жизнестойкости.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса адаптации и обучения курсантов в ведомственном вузе.
Ключевые слова: ведомственный вуз, жизнестойкость, инфантилизм, кидалты, курсанты
THE RELATiONSHiP OF iNFANTiUSM AND LiFE RESILIENCE OF CADETS
T. Basina
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia ul. Shchetinina, 2, Vologda, 160032, Russian Federation
Abstract
Aim. Determine the nature of the relationship between such personal characteristics of departmental university cadets as infantilism and life resilience.
Methodology. The study involved 66 first- and second-year cadets of the Psychology Department of the All-Russian Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia. The following methods were used: psychodiagnostic methods (questionnaire "Level of infantilism" (A.A. Seregina) and S. Maddy's hardiness test adapted by D.A. Leontiev): methods of statistical data processing (U - Mann-Whitney test, correlation analysis). Results. It is proved that there is a significant inverse relationship between infantilism and risk taking, involvement and control as components of life resilience of cadets of departmental
© CC BY Басина Т. А . , 2023.
viv
higher education institution. It was found that the infantilism of cadets with a high level of life resilience is significantly lower than the infantilism of cadets with a low level of life resilience. Research implications. The results of the study can be used by practical psychologists in the course of accompanying the process of adaptation and training of cadets in a departmental university.
Keywords: departmental university, life resilience, infantilism, scammers, cadets
Введение
Современный мир характеризуется всё большим изменением социальных ценностей и приоритетов, увеличением границ детского и молодого возраста, с одной стороны, и увеличением количества стрессов, с другой Социальные изменения, происходящие в обществе, требуют от молодёжи хорошего приспособления к быстро меняющимся условиям, развития стрессоустойчивости и жизнестойкости, выработки адекватных способов совладающего поведения . Вместе с тем остаётся открытым вопрос: «Как в условиях повышения инфантилизации подрастающего поколения обеспечить им должный уровень сопротивляемости стрессам, научить их реализо-вывать свой потенциал и проявлять себя?» . Ответить на него может помочь исследование характера взаимосвязи между инфантилизмом и жизнестойкостью личности Взаимосвязь данных личностных особенностей в психологической науке практически не изучена, что определяет актуальность исследования
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
Проблема инфантилизации молодёжи в последние десятилетия становится особенно актуальной социальной проблемой общества (Г. З . Ефимова [5], И . С . Клецина, А . В . Микляева [11; 12], А. В. Утенков [18] и др .) . Первоначально данное понятие воз-
никло в медицине и рассматривалось как результат недоразвития отдельных сторон личности или психических процессов в рамках дизонтогенеза В настоящее время наряду с психическим инфантилизмом широко используется термин «личностный инфантилизм», применяемый в отношении людей, не имеющих психических патологий, но ведущих себя в соответствии с критериями более младшего возраста [2; 3; 5; 11; 15].
А . В . Утенковым [18] было предложено объяснение понятия «инфантилизм» «как незрелости в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам» [18, с . 30]. В переносном смысле инфантилизм рассматривается как детскость, т. е . не совсем зрелый подход к жилищ-но-бытовым условиям и проблемам, а также к учебной и трудовой деятельности
В социально-психологических исследованиях инфантилизация понимается как существенное замедление освоения молодыми людьми социальной роли взрослого человека со всеми её атрибутами (с экономической независимостью от родительской семьи, включением в профессиональную деятельность, созданием собственной семьи, рождением детей и т. д . ) [1; 11; 12]. К признакам личностной незрелости, сочетающимся с инфантилизмом, относятся: безответственность, пассивность, несамостоятельность, за-
вышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, обострённое, порой болезненное чувство психологической незащищённости, отсутствие целей в жизни, эгоцентризм, неумение анализировать собственные действия, перекладывание ответственности при принятии решения на других и др [1; 8; 12; 15].
В последние десятилетия в психологии появился специальный термин - кидалты («молодые взрослые») . Им обозначается особая стадия личностного развития, связанная со стремлением продлить детство, проявляющаяся в возврате к детским или юношеским формам поведения, увлечениям, личностным чертам со снижением при этом ответственности за свою жизнь [6; 16].
В качестве основной причины ин-фантилизации молодёжи психологи и социологи называют большое количество возможных траекторий взросления и путей самореализации, свойственное современному обществу, и размытость и нечёткость ориентиров для построения собственного жизненного пути [2; 3; 12]. Кроме того, можно отметить распространение в СМИ, интернет-каналах, социальных сетях представлений о лёгкой жизни, приоритете материальных ценностей, незначимости труда, пропаганду гедонизма основным механизмом компенсации, который проявляется при инфантилизме, является желание человека уйти от реальности Можно предположить, что при этом снижается жизнестойкость личности как один из важных концептов, развиваемых в современной науке
Жизнестойкость как психологический феномен следует отнести к
молодым феноменам, недавно получившим своё развитие в психологии . В зарубежной науке данный термин, обозначаемый как hardiness, впервые появился в начале 80-х гг. ХХ в ., его предложили американские психологи Сьюзен Кобейса и Сальватор Мадди [13]. В переводе с английского языка hardiness означает «крепость, выносливость» . С. Кобейса [7] одной из первых указала на жизнестойкость личности как важный фактор сопротивления трудностям. В своих экспериментах она установила, что данная черта является опорной в сопротивлении стрессовым событиям [7; 14; 19].
С . Мадди [10; 26] рассматривал феномен жизнестойкости с точки зрения целостного подхода к личности . Он считал, что термин «жизнестойкость» отражает живучесть на психологическом уровне и высокую эффективность личности, которая имеет связи с мотивацией к преодолению стрессогенных жизненных и реальных ситуаций [10; 17; 26]. В отечественной психологии данное понятие продолжил развивать Д . А . Леонтьев [13] в 2000 г. Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, д А Леонтьев [9] определяет жизнестойкость как черту, характеризующуюся мерой преодоления личности самой себя . Наиболее близким к понятию жизнестойкости д А Леонтьев [4] считает термин «жизнетворчество», т. е . расширение человеком мира, своих жизненных отношений . Основными составляющими жизнестойкости, по его мнению, являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией и открытость всему новому Жизнестойкость влияет как на оценку текущей ситуации, которая восприни-
мается менее травматичном, так и на дальнейшие действия человека, стимулируя его к заботе о собственном здоровье и психологическом благополучии [9; 13; 14].
П . Бартон, Д . Келли и М . Мэтхьюс
[20] отмечают, что жизнестойкость состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей и характеризует способность человека поддерживать здоровое состояние в неспокойные времена [20; 26].
В многочисленных исследованиях были установлены взаимосвязи жизнеа стойкости с рядом личностных и психофизиологических особенностей, например, с настойчивостью в обучении и поведении (О . С . Халата) [22], психи -ческой вовлечённостью и низким уровнем тревожности (В . В . Ковальский) [24], мотивацией избегания неудач, лидерством (дж джудкинс, Б Мур)
[21], способностью сопротивляться буллингу (К . Хамре) [23], склонностью к алкоголизму (Дж . Кулак) [25], качеством сна и работоспособностью (М . Нордмо, О . Олсен) [27] и др .
В своих исследованиях С Мадди [10] установил возрастные особенности формирования жизнестойкости Наиболее интенсивно жизнестойкость формируется в детском и подростковом возрасте, где основополагающим в её развитии являются особенности детско-родительских отношений Родители выступают источниками установок, примерами собственной активности в преодолении различных трудностей В последующие возрастные периоды жизнестойкость незначительно меняется [4, с 75]
Можно предположить, что наличие личностного инфантилизма у молодёжи будет сочетаться с низким уров-
нем жизнестойкости, поскольку личностная незрелость взаимосвязана с психологической незащищённостью и неспособ ностью справляться со стрес-сомс сзмостоятельоо.
Предетавление (эезулатотов икс ледования
Исследование проводилось на базе ВИПЭ ФСИН России в 2023 г. В нём приняли участиебб курсантовпервого и второго курса психологического факультета. Для изучения инфантилизма и жизнестойкости курсантов использовался опросник «Уровень инфантилизма» А.А.Сересоной и методики С.Мадди вадаптацииД. А.Леонтьева.
Результаты изучения инфантилизма курсантовпредоинвлкнына рисунке
>74
□средний уровень инфантильности □ слабый уровень инфантильности В неинфантильная личность
80-/ 70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 1 / Fig. 1. Распределение инфантилизма в группе опрошенных, % / Distribution of Infantilism in the group of respondents, %
Источник: данные автора.
Анализ рисунка показывает, что среди опрошенных курсантов преобладает слабый уровень инфантилизма. Три четверти опрошенных не всегда контролируют свои эмоции, имеют жизненные цели, но иногда испытывают трудности в их достижении, отличаются высокой трудовой мотивацией и преобладанием нравственных цен-
ностей над материальными, иногда избегают трудных жизненных ситуаций и не всегда могут противостоять своим слабостям, могут быть излишне безответственными и зависимыми
Чуть менее четверти опрошенных относятся к группе неинфантильных, т. е . всегда могут противостоять своим желаниям, чётко следуют намеченным целям, отличаются целеустремлённостью, независимостью в оценках и суждениях, ответственностью и самостоятельностью
Лишь 4% опрошенных курсантов имеют средний уровень инфантилизма, т. е . отличаются повышенной степенью безответственности, несамостоятельности и зависимости, имеют сложности с формированием трудовой мотивации и познанием себя, слабо контролируют свои эмоции, больше ориентированы на материальные ценности, чем на нравственные Высокий уровень инфантилизма в группе не выявлен
данные, полученные при исследовании жизнестойкости курсантов, представлены в таблице 1
Подсчёт среднего значения компонентов жизнестойкости в группе показал, что опрошенным курсантам свойственен средний уровень вовлечённости и контроля и высокий уровень принятия риска При этом общий
Таблица 1 / Table 1
уровень жизнестойкости курсантов средний Полученные результаты позволяют сказать, что опрошенные обладают средним уровнем вовлечённости в учебную и служебную деятельность, способны получать от неё удовольствие, считают, что могут повлиять на результат своей деятельности и чего-то достичь в жизни за счёт собственных усилий, настроены на активное усвоение знаний и последующее их использование, склонны рисковать для достижения целей .
В целом курсанты способны справляться со стрессовыми ситуациями без внутреннего напряжения, действовать в ситуациях неопределённости и осуществлять выбор
Распределение курсантов по уровням сформированности жизнестойкости показывает, что четверть опрошенных (25%) имеют высокий уровень жизнестойкости и легко справляются со стрессовыми ситуациями, чуть больше половины опрошенных (54%) обладают средним уровнем жизнестойкости и 21% - низким, т е чуть меньше четверти опрошенных испытывают трудности при столкновении с ситуациями неопределённости, им сложно справиться со стрессом и внутренней тревогой
№ Шкала Среднее значение Уровень
1 Вовлечённость 35 норма
2 Контроль 29 норма
3 Принятие риска 19 высокий
4 Жизнестойкость 82,3 норма
Источник: данные автора.
Выраженность компонентов жизнестойкости в группе опрошенных / Expression of life resilience components in the group of respondents
Для выявления характера взаимосвязи между изучаемыми параметрами был осуществлён расчёт коэффициента корреляции Спирмена, значения которого представлены в таблице 2
В результате была получена заметная значимая обратная взаимосвязь между инфантилизмом и всеми компонентами жизнестойкости у курсантов, т е чем выше инфантилизм обучающихся в ведомственном вузе, тем ниже уровень их жизнестойкости и меньше выраженность её компонентов . Курсанты, отличающиеся личностной зрелостью, лучше справляются со стрессовыми ситуациями и оценивают их как менее значимые Больше всего выражена взаимосвязь между инфантилизмом и шкалой принятия риска (г8=-0,606) . Чем ниже уровень инфантилизма, тем лучше выражен компонент принятия риска и человек нацелен на развитие,
проявляет активность в достижении целей, готов действовать на свой страх и риск, не любит плыть по течению
В целом чем выше уровень инфантилизма обучающихся, тем ниже их вовлечённость в учебную и служебную деятельность, меньше убеждённость в том, что результат их деятельности зависит от их усилий и является результатом самостоятельного выбора
Для подчёркивания значимости различий в поведении курсантов с разным уровнем жизнестойкости был осуществлён расчёт критерия Манна-Уитни, значения которого представлены в таблице 3
В результате были установлены статистически значимые различия в уровне инфантилизма курсантов с высоким и низким уровнями жизнестойкости (иэмп .=5, при р<0,05), т. е . инфантилизм курсантов с высоким
Таблица 2 / Table 2
Эмпирические значения коэффициента корреляции Спирмена / Empirical values of the Spearman correlation coefficient
Жизнестойкость и её компоненты
вовлечённость контроль принятие риска жизнестойкость
инфантилизм -0,55 -0,59 -0,61 -0,515
Источник: данные автора .
Таблица 3 / Table 3
Эмпирические значения критерия Манна-Уитни / Empirical values of the MannWhitney criterion
Группы курсантов с разным уровнем жизнестойкости
Высокая и низкая жизнестойкость Высокая и средняя жизнестойкость Средняя и низкая жизнестойкость
U-эмп. 5* 24,5 58
* - при уровне значимости р<0,05
Источник: данные автора
уровнем жизнестойкости значимо ниже, чем инфантилизм курсантов с низким уровнем жизнестойкости
25% опрошенных курсантов имеют высокий уровень жизнестойкости, следовательно, они отличаются личностной зрелостью, активны и ответственны, настойчивы в учебной и служебной деятельности. 21% опрошенных продемонстрировали низкий уровень жизнестойкости, что свидетельствует о наличии у них противоположных характеристик
Поскольку большая часть опрошенных курсантов относится к группе слабоинфантильных личностей, можно предположить, что они обладают хорошим потенциалом при столкновении с трудными жизненными ситуациями, легко могут с ними справиться без сильного внутреннего напряжения, готовы проявлять активность и настойчивость в достижении целей, учиться на опыте, проявляют оптимальный уровень работоспособности Вызывает обеспокоенность наличие в исследуемой группе довольно большого числа лиц с низким уровнем жизнестойкости Согласно результатам исследования низкий уровень жизнестойкости сочетается с достаточно высоким инфантилизмом, следовательно, снижение инфантилизма может помочь данным курсантам в развитии их жизнестойкости Комплекс мероприятий по снижению инфантилизма обучающихся может включать обучение умениям ставить долгосрочные цели, развитие рациональности, обучение способам самоконтроля и контроля над своими эмоциями, развитие гуманизма и расширение мировоззрения, обучение умению слушать других людей Все эти умения и навыки, которые
могут быть сформированы в ходе социально-психологических тренингов, пригодятся курсантам в будущей профессиональной деятельности
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что инфантилизм представляет собой социальную проблему, связанную с возрастанием числа личностно-не-зрелых молодых людей, не желающих взрослеть и ведущих себя в соответствии с критериями предшествующего возрастного этапа В ходе исследования было установлено, что среди курсантов высокий инфантилизм встречается нечасто однако лишь менее четверти опрошенных продемонстрировали полное отсутствие признаков инфантилизма, у остальных молодых людей он выражен на слабом или среднем уровне
Жизнестойкость отражает способность личности сопротивляться стрессовым воздействиям и поддерживать оптимальный уровень психологического благополучия . В условиях большого количества стрессовых факторов, существующих в современном обществе, её изучение отличается особой актуальностью В исследовании было уставлено, что выраженность жизнестойкости и её компонентов на среднем или высоком уровнях свойственна большей части опрошенных обучающихся ведомственного вуза однако около четверти опрошенных продемонстрировали низкий уровень жизнестойкости
Была обнаружена заметная обратная взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и инфантилизмом личности курсантов Инфантильные опрошенные отличаются низкими по-
казателями принятия риска, вовлечённости в учебную и служебную деятельность, испытывают сложности в выборе своего пути, ориентированы на мнение авторитетов, в то время как личностно-зрелые курсанты имеют хорошую сопротивляемость стрессам, легко справляются с трудностями, возникающими в различных видах деятельности
Таким образом, можно предположить, что при наличии высокой инфантильности курсанты будут более ведо-
мыми, склонными зависеть от чужого мнения, несамостоятельными и пассивными, что может способствовать неудовлетворённости собой, снижению уровня психологического благополучия и профессиональному выгоранию в будущем. Полученные результаты актуальны для обеспечения эффективного психологического сопровождения обучающихся ведомственного вуза
Статья поступила в редакцию 27.04.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Ардельянова Я . А. , Саидов Б. Ш . Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития: [сайт]. 2018 . № 4. URL: http://teoria-practica.ru (дата обращения: 10. 05.2023).
2. Бернацкий В. О . , Мосиенко Л. И . Концепт «инфантильная молодёжь» в контексте диалога семьи и общества // Вестник Омского государственного университета. 2019 . № 1. С. 56-63.
3. Демиденко А. С. Социальная инфантильность российской молодёжи: специфика научного дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль: [сайт]. 2018 . Т. 10 . № 3-1. URL: http://www. hist-edu . ru (дата обращения: 10. 05.2023).
4. Евтушенко Е . А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016 . № 1 (58). С. 72-77.
5 . Ефимова Г. З . Социальный инфантилизм студенческой молодёжи как фактор про-
тиводействия модернизации современного российского общества // Науковедение: [сайт]. 2014. № 6 (25). URL: http://naukovedenie .ru (дата обращения: 10. 05.2023).
6 . Змиевская А. А. , Курышева О . В. Временные аспекты дестандартизации жизненного
пути личности в семейной сфере // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015 . Т. 21. № 4. С. 81-85 . 7. Корнилова Т. В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (HARDINESS) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика Психология Социокинетика 2020 № 4 С 223-230
8 Корчагина О В Социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью как фактор социальной адаптации // Концепт. 2016 . Т. 20 . С. 39-42.
9 Наливайко Т В К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов . 2006. № 4 . С . 211-216 .
10 . Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический
журнал. 2005. Т. 26 . № 6 . С. 87-101.
11 Микляева А В Личностный инфантилизм в дискурсе психологического консультирования (по материалам интернет-форума) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018 . № 2. С. 276-290.
12. Микляева А. В . , Клецина И . С. Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018 . № 187. С. 102-111.
13. Никитина Е . В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Academy. 2017. № 4 (19). C. 100-103.
14. Овчарова Р. В . Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019 . № 2 (53). C. 59-62.
15 . Пахомова Е . А . Инфантилизм в студенческой молодёжной среде как психолого-педа-
гогическая проблема // Человеческий капитал. 2021. № 2 (146). С. 113-115 .
16 . Темнова Л . В . , Тезина Е . И . Кидалтинг как социальный феномен // Теория и практика
общественного развития. 2018 . № 12. С. 36-41. 17. Тодовянская О. В. Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии // Молодой учёный 2021 № 47 (389) С 65-67
18 . Утенков А. В . Психологические детерминанты развития учебно-профессионального
инфантилизма студентов педвуза // Вестник Московского Университета МВД России . 2011. № 6 . С 30-34.
19 . Чухрова М. Г. , Митрофанова О . Е . , Филь Т. А. Анализ жизнестойкости в контексте агрес-
сивности личности // Мир науки, культуры, образования. 2018 . № 5 (72). С. 360-364.
20 . Bartone P. T. , Eid J. , Hystad S . W. Training hardiness for stress resilience // Military psychol-
ogy: Concepts, trends and interventions. New Delhi: Sage Publications, 2016 . P. 231-248.
21. Judkins J. L. , Moore B. A. , Collette T. L. Psychological Hardiness [Электронный ресурс] // The Routledge Research Encyclopedia of Psychology Applied to Everyday Life . URL: https:// www. taylorfrancis . com (дата обращения: 10.05. 2023).
22. Halata O. S. Educational persistence and hardiness of university students // The European Journal of Education and Applied Psychology. 2020. № 1. P. 35-39.
23 . Hamre K. V. , Einarsen S. V. , Hoprekstad 0. L. Accumulated Long-Term Exposure to Workplace Bullying Impairs Psychological Hardiness: A Five-Year Longitudinal Study among Nurses [Электронный ресурс] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. № 17 (7). URL: https://www. mdpi. com (дата обращения: 10.05.2023). 24. Kowalski C. M. , Schermer J. A. Hardiness, Perseverative Cognition, Anxiety, and Health-Related Outcomes: A Case for and Against Psychological Hardiness // Psychological Reports 2019 . Vol. 122 . № 6 . P. 2096-2118.
25 Kulak J A , Homish D L , Hoopsick R Hardiness protects against problematic alcohol use in male, but not female, soldiers [Электронный ресурс] // Psychological Services 2020 Vol. 23. № 1. URL: https://psycnet. apa. org (дата обращения: 10. 05.2023).
26 . Maddi S . R. , Matthews M. D. , Kelly D. R. The Continuing Role of Hardiness and Grit on
Performance and Retention in West Point Cadets // Military Psychology. 2017. Vol. 29 . № 5 . P. 355-358.
27 . Nordmo M. , Olsen O. K. , Hetland J. It's been a hard day's night: A diary study on hardiness and
reduced sleep quality among naval sailors [Электронный ресурс] // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 153 . URL: https://elib.pstu.ru (дата обращения: 10.05.2023).
REFERENCES
1. Ardel'yanova Ya. A . , Saidov B . Sh . [Factors and conditions of infantilization of modern evolution], In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2018, no. 4. Available at: http://teoria-practica.ru (accessed: 10.05. 2023). 2 . Bernackij V. O. , Mosienko L . I . [The concept of "infantile youth" in the twentieth dialogue of family and society]. In: Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Omsk State University], 2019, no. 1, pp. 56-63. 3. Demidenko A. S . [Social infantilism of Russian youth: features of scientific discourse]. In: Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl [Historical and socio-educational thought],
2018, vol. 10, no. 3-1. Available at: http://www. hist-edu. ru (accessed: 10. 05.2023).
4 . Evtushenko E . A . [Personality resilience as a psychological phenomenon]. In: Lichnost',
sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology], 2016, no. 1 (58), pp. 72-77.
5 . Efimova G. Z. [Social infantilism of student youth as a factor of counteraction to the mod-
ern Russian society]. In: Naukovedenie [Science of Science], 2014, no. 6 (25). Available at: http://naukovedenie ru (accessed: 10 05 2023)
6 . Zmievskaya A . A. , Kurysheva O. V. [Temporary aspects of destandardisation of the life path
of a person in the family sphere]. In: Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2015, vol. 21, no. 4, pp. 81-85 . 7. Kornilova T. V. [Modern foreign studies of the phenomenon of resilience]. In: Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, no 4, pp 223-230
8 . Korchagina O. V. [Social and personal infantilism of adolescents with mental retardation as
a social factor of adaptation]. In: Koncept [Concept], 2016, vol. 20, pp. 39-42.
9 . Nalivajko T. V. [On the issue of understanding the concept of resilience S . Maddi]. In: Vestnik
integrativnojpsihologii: zhurnal dlyapsihologov [Bulletin of integrative psychology: a journal for psychologists], 2006, no . 4, pp . 211-216 .
10 . Maddi S. R. [Meaning formation in the decision-making process]. In: Psihologicheskij zhur-
nal [Psychological journal], 2005, vol. 26, no. 6, pp. 87-101.
11. Miklyaeva A . V. [Personal infantilism in the discourse of psychological counseling (based on the materials of the Internet forum)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta (elektronnyj zhurnal) [Bulletin of the Moscow State Regional University (electronic journal)], 2018, no. 2, pp. 276-290.
12. Miklyaeva A. V. , Klecina I . S . [Personal maturity and infantilism among boys and girls studying in civilian and military universities: gender aspect]. In: Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I . Herzen], 2018, no . 187, pp. 102-111.
13 Nikitina E V [Phenomenon of life resilience: concepts, modern views and research] In:
Akademia [Academy], 2017, no. 4 (19), pp. 100-103. 14. Ovcharova R. V. [Methodology for the study of personality resilience]. In: Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kurgan State University], 2019, no 2 (53), pp 59-62
15 . Pahomova E . A . [Infantilism in the student youth environment as a psychological and peda-
gogical problem]. In: Chelovecheskij kapital [Human capital], 2021, no . 2 (146), pp . 113-115 .
16 . Temnova L. V. , Tezina E . I . [Kidalting as a social phenomenon]. In: Teoriya i praktika ob-
shchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2018, no . 12, pp. 36-41.
17 Todovyanskaya O V [Prospects for the study of the phenomenon of resilience in psychology]. In: Molodoj uchyonyj [Young scientist], 2021, no. 47 (389), pp. 65-67.
18 . Utenkov A. V. [Psychological determinants of the development of educational and pro-
fessional infantilism of students of a pedagogical university]. In: Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 6, pp. 30-34.
19 . Chuhrova M . G . , Mitrofanova O. E . , Fil T. A. [Analysis of hardiness in less aggressive per-
sonality], In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2018, no. 5 (72), pp. 360-364.
20. Bartone P. T. , Eid J. , Hystad S. W. Training hardiness for stress resilience . In: Military psychology: Concepts, trends and interventions. New Delhi, Sage Publications, 2016, pp. 231-248.
21. Judkins J. L. , Moore B. A. , Collette T. L. Psychological Hardiness. In: The Routledge Research Encyclopedia of Psychology Applied to Everyday Life. URL: https://www. taylorfrancis . com (accessed: 10. 05.2023).
22. Halata O. S. Educational persistence and hardiness of university students. In: The European Journal of Education and Applied Psychology, 2020, no . 1, pp. 35-39.
23. Hamre K. V. , Einarsen S . V. , Hoprekstad 0. L. Accumulated Long-Term Exposure to Workplace Bullying Impairs Psychological Hardiness: A Five-Year Longitudinal Study among Nurses In: International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no . 17 (7). Available at: https://www.mdpi. com (accessed: 10. 05.2023).
24 Kowalski C M , Schermer J A Hardiness, Perseverative Cognition, Anxiety, and Health-Related Outcomes: A Case for and Against Psychological Hardiness In: Psychological Reports, 2019, vol. 122, no. 6, pp. 2096-2118.
25 Kulak J A , Homish D L , Hoopsick R Hardiness protects against problematic alcohol use in male, but not female, soldiers In: Psychological Services, 2020, vol 23, no 1 Available at: https://psycnet. apa. org (accessed: 10.05. 2023).
26 . Maddi S . R. , Matthews M. D. , Kelly D. R. The Continuing Role of Hardiness and Grit on
Performance and Retention in West Point Cadets . In: Military Psychology, 2017, vol. 29, no 5, pp 355-358
27 . Nordmo M . , Olsen O. K. , Hetland J. It's been a hard day's night: A diary study on hardiness
and reduced sleep quality among naval sailors. In: Personality and Individual Differences, 2020, vol. 153. Available at: https://elib. pstu.ru (accessed: 10. 05.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Басина Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Тatyana A. Basina - Cand . Sci . (Psychological Sciences), Senior Lecturer of the Department of General and Pedagogical Psychology of the VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Басина Т А. Взаимосвязь инфантилизма и жизнестойкости курсантов // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки . 2023. № 3. С.40-50.
DOI: 10.18384/2949-5105-2023-3-40-50
FOR CITATION
Basina T A The relationship of infantilism and life resilience of cadets In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no 3, рр 40-50 DOI: 10.18384/2949-5105-2023-3-40-50