Научная статья о 0
УДК 159.9:376 <
do¡ 10.46741/2686-9764.2023.63.3.010
Особенности жизнестойкости и смысложизненных ориентации курсантов ведомственных образовательных организаций
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КОРНИЛОВА
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1978-9294
ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ КУЛЕШОВ
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], |тНрз://огс^. огд/0000-0002-3249-9649
Реферат
Введение: в статье представлены результаты межведомственного исследования, в котором приняли участие курсанты выпускных курсов образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и войск национальной гвардии Российской Федерации, у которых определялись уровни развития двух профессионально важных качеств - жизнестойкости и смысложизненных ориентаций. Оценивались готовность к профессиональной деятельности, а также воздействие образовательной среды ведомственных образовательных организаций на развитие профессионально важных качеств. Цель: выявить уровень жизнестойкости и осмысленности жизни курсантов ведомственных образовательных организаций (на примере Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний и Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии). Методы: для изучения заявленных особенностей личности у курсантов на выборке из 125 лиц мужского и женского пола (в возрасте от 21 года до 25 лет) были применены «Тест жизнестойкости» С. Мадди и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Крамбо и Л. Махолика, адаптированные Д. А. Леонтьевым. Результаты: выявлены и аргументированы различия по параметрам жизнестойкости, принятия риска, вовлеченности в образовательную деятельность и в некоторых позициях смысложизненных ориентаций. Обоснована закономерность: чем более активен и продуктивен курсант, тем выше его жизнестойкость и осмысленность жизни, и наоборот. Выводы: образовательная среда ведомственных образовательных учреждений положительным образом влияет на развитие профессионально важных качеств курсантов старших курсов. Полученные данные позволили выработать предложения по повышению жизнестойкости и формированию смысложизненных ориентаций.
Ключевые слова: курсанты; жизнестойкость; смысложизненные ориентации; личные особенности: профессиональная деятельность; ведомственные образовательные организации; сотрудники ФСИН России; сотрудники Росгвардии.
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Для цитирования: Корнилова Т. В., Кулешов Д, О. Особенности жизнестойкости и смысложизненных ориентаций курсантов ведомственных образовательных организаций // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 3 (63). С. 318-324. с1о1 10.46741/2686-9764.2023.63.3.010.
©Корнилова Т. В., Кулешов Д. О., 2023
Original article
Features of Hardiness and Life-Purpose Orientations of Cadets of Departmental Educational Organizations
■ TAT'YANA V. KORNILOVA
Vologda Instituteof Lawand Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1978-9294
DMITRIIO. KULESHOV
Saint-Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops, Saint-Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3249-9649
Abstract
Introduction: the article presents results of the interdepartmental study covering cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service and the National Guard Troop. Development levels of two professionally important qualities, such as hardiness and life-purpose orientations, are determined. The study assesses graduate cadets' readiness for professional activity, as well as the impact of the educational environment of departmental educational organizations on the formation of professionally important qualities. Purpose: to identify the level of hardiness and life-purpose orientations of cadets of departmental organizations (case study of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service and the Saint-Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops). Methods: to study the stated characteristics of cadets of departmental organizations on a sample of 125 male and female persons (aged 21 to 25 years), the "Hardiness Survey" by S. Maddi and the "Purpose-in-Life Test" by J, Crumbaugh and L. Maholic, adapted by D.A. Leont'ev, are used. Results: differences in the parameters of hardiness, challenge, commitment to educational activities and in some positions of life-purpose orientations are identified and reasoned. A pattern is substantiated: the more active and productive a cadet is, the higher his/her vitality and sense of purpose, and vice versa. Conclusion: the educational environment of departmental educational institutions has a positive effect on the development of professionally important qualities of graduate cadets. The data obtained have made it possible to develop proposals to raise hardiness and form life-purpose orientations.
Keywords: cadets; hardiness; life-purpose orientations; personal characteristics; professional activity; departmental educational organizations; employees of the Federal Penitentiary Service; employees of the National Guard Troops.
5.3.9. Legal psychology and security psychology.
For citation: Kornilova T.V., Kuleshov D.O. Features of hardiness and life-purpose orientations of cadets of departmental educational organizations. Penitentiary Science, 2023, vol. 17, no. 3 (63), pp. 318-324. doi 10.46741/2686-9764.2023.63.3.010.
Введение
Правоохранительные структуры Российской Федерации выполняют важную функцию по обеспечению безопасности страны, законности и правопорядка, а при необходимости защищают ее интересы, в том числе силовыми методами. Современная геополитическая обстановка, а также высокий уровень негативного информационного воздействия, оказываемого как на граждан, так и наличный состав силовых ведомств, требуют проведения новых межведомственных исследований, в том числе направленных на изучение жизнестойкости и смысложизненных ориентаций людей, призванных обеспечивать безопасность Российской Федерации,
Данные исследовательского портала «ЭирепоЬ» свидетельствуют, что профессия военного в Российской Федерации сейчас считается самой опасной (43 % опрошенных). За судьбу «людей в погонах» граждане беспокоятся втрое чаще, чем в прежние
годы. Одной из причин резких изменений в общественном мнении является конфликт у границ России. В связи с этим в глазах граждан служебная деятельность в настоящее время сопряжена с очевидной угрозой для жизни [1]. При этом, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выявлено, что стрессы, связанные с проведением специальной военной операции, тяжелее переносят граждане в возрасте от 18 до 24 лет - 79 % [2].
Переживание экстремальных жизненных событий оказывает влияние на здоровье личности, а также меняет восприятие окружающего мира и своего места в нем. Служебная среда может быть источником многих профессиональных стрессоров для отдельных людей, способствовать высокому уровню напряжения и, как следствие, негативно воздействовать на физическое и психологическое здоровье сотрудников. Критические ситуации вызывают потребность
в использовании внутренних ресурсов человека, предъявляют требования к его жизнестойкости. Умение человека справляться со сложными жизненными ситуациями и сведение к минимуму негативного влияния стресса является важным показателем уровня развития личности, что, в свою очередь, актуализирует исследование взаимосвязи осмысленности жизни с уровнем жизнестойкости.
Жизнестойкость является важным преимуществом в трудных ситуациях и стрессовых условиях. Благодаря высокому уровню жизнестойкости человек может справиться почти с любыми обстоятельствами и проблемами.
Калифорнийский психолог С. Мадди, являющийся одним из основоположников теории жизнестойкости, разрабатывал проблему феномена, базируясь не только на идее целостного подхода к личности, но и на принципах позитивной психологии. Эта концепция была выделена в ходе исследования психологических факторов, которые способствуют успешному преодолению стресса и уменьшению (или даже предотвращению) негативных реакций на стрессовые ситуации. Концептуальная позиция, которая привела к исследованию жизнестойкости, подчеркивала, что стрессовые обстоятельства являются неотъемлемой частью жизни и, следовательно, мужество необходимо, если человек хочет расти и развиваться, а не отрицать проблемы и избегать стрессовых событий [3].
В исследованиях С. Мадди феномен жизнестойкости понимался как совокупность установок и навыков личности, которые обеспечивают мотивацию и мужество, способствуя превращению стрессовых событий из потенциальных проблем в возможности личностного роста [4, с. 23]. В частности, выделялись три жизнестойких установки, а именно вовлеченность (убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности), контроль (убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован) и принятие риска (убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного) [5, с. 5].
Таким образом, жизнестойкость особенно важна в условиях, изначально вызывающих стресс, например таких, как служебная деятельность. Начиная с 1979 г. обширные исследования показывают, что жизнестойкость смягчает неблагоприятные последствия стресса, связанного с работой/службой, для здоровья людей самых разных профессий.
С. Мадди была разработана модель жизнестойкости, которая показывает, что по мере нарастания стрессовых воздействий, вероятно, у человека возникнет реакция напряжения. Если эта реакция продолжит нарастать, ожидается, что последует снижение производительности (например, физическое заболевание или психический срыв). Однако, если жизнестойкие установки сильны, следствием этого является конструктивное преодоление критических ситуаций.
В ряде исследований отмечается, что жизнестой-
кость формируется в детском и подростковом возрасте, хотя ее развитие возможно и в более поздний период [6].
Крупный блок зарубежных исследований посвящен непосредственно изучению проблематики жизнестойкости курсантов, военных, а также сотрудников различных силовых структур (А. Г. Томассен, С. В. Хистад, Б. Г. Джонсен, Г. Э. Джонсен, Дж. С. Ла-берг, Дж. Эйд [7]; С. Р. Мадди, М. Д. Мэтыоз, Д. Р. Кел-ли, Б. Вильярреал, К. К, Гандерсен, С. К. М. Савино [8]; С. Ло Буэ, С. Кинтаэрт, Дж. Тавернье, Дж. Милле, Р. Делахай, М. Эувема [9]; М. Нордмо, О. К. Олсен. Дж. Хетланд, Р. Эспевик, А. Б. Баккер, С. Паллесен [10]). Анализ зарубежных публикаций свидетельствует о том, что высокий уровень жизнестойкости у курсантов связан с более высоким уровнем успеваемости, настойчивости, работоспособности, уверенности в способности пройти весь путь обучения, удовлетворенности собственной жизнью и др. [11].
Следует отметить, что в России также растет число публикаций по изучению жизнестойкости военнослужащих, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов внутреннихдел и юстиции, втом числе курсантов (Е, Р. Куашева, 2011 [12]; Е. А. Горская, И. В. Чернова, 2013 [13]; Л. Н. Молчанова, А. И. Редькин, 2014 [14]; С. С. Франчук, С. Н, Гаврю-ченко, 2015 [15]; А. С. Отраднова, 2018 [16]; А. А. Зем-скова, Н. А. Кравцова, 2019 [17]: Г. М. Муратшина, 2021 [18]; А. Р. Дашевский, Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков, 2022 [19]; А. В, Сперанская, 2023 [20] и др.).
Основная часть
Для обследования курсантов ведомственных образовательных организаций было принято решение избрать валидные и надежные методики: «Тест жизнестойкости» [5], который представляет собой адаптированный научной группой профессора Д. А. Леонтьева вариант опросника «Hardiness Survey», разработанного американским психологом С. Мадди, а также «Тест смысложизненныхориентаций» [21], который является адаптированной Д. А, Леонтьевым версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д, Крамбо и Л. Махолика.
В нашем исследовании приняли участие 63 обучающихся (22 юноши и 41 девушка) выпускных курсов Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) и 62 обучающихся (62 юноши) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии (СПВИ). Возраст обучающихся составил от 20 до 25 лет (средний возраст 22 года).
Полученные данные обработаны с помощью многофункциональной компьютерной диагностической системы «Psychometric Expert» и системы статистического анализа данных «SPSS Statistics 24».
Результаты интерпретировались по группам курсантов, дифференцированных по критерию пола, и с использованием для оценки различий непараметрического статистического U-критерия Манна - Уитни.
Рассмотрим подробнее результаты по методике «Тест жизнестойкости» (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения по шкалам методики «Тест жизнестойкости» курсантов ВИПЭ ФСИН России и СПВИ
Шкалы Девушки ВИПЭ ФСИН России Юноши ВИПЭ ФСИН России Юноши СПВИ
Вовлеченность 33,8 33,4 33,2
Контроль 31,9 32,5 32,4
Принятие риска 17,5 18,4 19,5*
Жизнестойкость 83,2 84,3 85,1
Примечание: знаком «*» обозначены различия на уровне р < 0,05.
Значимые различия выявлены между девушками ВИПЭ ФСИН России и юношами СПВИ по параметру «Принятие риска», следовательно, можно говорить о том, что курсанты СПВИ более склонны к рискованным действиям, что, в свою очередь, может быть связано с особенностями образовательной деятельности военного вуза (большое количество учебных стрельб, учений, тактических тренировок и др.). По остальным шкалам методики «Тест жизнестойкости» существенных различий между курсантами образовательных организаций не выявлено.
Однако стоит заметить, что девушки ВИПЭ ФСИН России более вовлечены в образовательную дея-
тельность, чем юноши обеих образовательных организаций, что может быть связано с более развитыми усидчивостью, пунктуальностью и внимательностью. Общий показатель жизнестойки несколько выше в группе юношей СПВИ, что говорит о том, что курсанты СПВИ чаще стремятся использовать активные, а не пассивные стратегии преодоления стрессовых событий, более замотивированы на социальную поддержку, ее предоставление и получение, а также на активную физическую подготовку.
На рис. 1 представлено процентное распределение курсантов с разными уровнями жизнестойкости.
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Девушки ВИПЭ ФСИН России
Юноши ВИПЭ ФСИН России
Юноши СПВИ
Низкий 1 Средний ■ Высокий
Рис. 1. Процентное распределение курсантов с разными уровнями жизнестойкости (%)
Большинство юношей и девушек (89,35 %), участво- низкой жизнестойкостью, минимально (10,65 %). Рас-вавших в исследовании, обладают средней и высокой смотрим подробнее результаты по методике «Тест жизнестойкостью. Число респондентов, обладающих смысложизненных ориентации» (табл. 2).
Таблица 2
Средние значения по шкалам методики «Тест смысложизненных ориентаций» курсантов
ВИПЭ ФСИН России и СПВИ
Шкалы Девушки ВИПЭ ФСИН России Юноши ВИПЭ ФСИН России Юноши СПВИ
Цели в жизни 30,6 31,3 32,2
Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность 28,7 26,9 30,7*
Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией 25,3 24,1 26,4
Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) 17,6 19,8 19,2
Локус контроля - жизнь, управляемость жизни 28,7 30,4 30,1
Общий показатель осмысленности жизни 104,8 105,4 106,2
Примечание: знаком «*» обозначены различия на уровне р < 0,05.
Значимые различия выявлены по шкале «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» между
юношами ВИПЭ ФСИН России и СПВИ, что говорит о том, что курсанты СПВИ в большей степени воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, что может быть связано с привлечением их к будущей профессиональной деятельности (несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в г, Санкт-Петербурге).
Сравнительный анализ по другим шкалам методики «Тест смысложизненных ориентаций» показывает отсутствие существенных различий. По шкале «Локус контроля - Я» наблюдается значительное количество респондентов всех групп с низким показателем, соответственно, можно предполагать, что, по мнению курсантов, они не обладают достаточной свободой выбора, не контролируют события собственной жизни, что в свою очередь может быть связано со строгой субординацией в образовательных учреждениях, необходимостью подчиняться приказам командиров
и начальников в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
Самые высокие показатели у курсантов по шкале «Цели в жизни». Наибольшее количество респондентов имеют направленность на будущее, а именно определение своего будущего, планирование, построение жизненных планов, начало профессионального становления.
В целом все средние показали методики «Тест смысложизненных ориентаций» попадают в пределы норм, что говорит о том, что курсанты удовлетворены жизныо в настоящее время, их жизнь продуктивна и насыщена, они имеют четко определенные жизненные цели, интересы и намерения. Отметим, что осмысленность жизни является необходимым условием развития личности.
На рис. 2 представлено распределение сформированное™ смысложизненных ориентаций курсантов.
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Девушки ВИПЭ ФСИН России
ЮношиВИПЭФСИН России
ЮношиСПВИ
Низкий ■ Средний Ы Высокий Рис. 2. Распределение сформированности смысложизненных ориентаций курсантов (%)
Большинство юношей и девушек (83,15 %), участвовавших в исследовании, имеют средние и высокие показатели по шкале «Общий показатель осмысленности жизни». Число респондентов с низким показателем - 16,85 %.
Заключение
Таким образом, проблема жизнестойкости как фактора, помогающего сотрудникам экстремальных профессий быть психически устойчивыми, превращающими потенциальные трудности в возможности личностного роста и самореализации, заслуживает особого исследовательского и практического внимания ученых. Ведь известно, что экстремальные профессии характеризуются повышенной ответственностью за жизнь других людей, необходимостью
быстрого принятия решений в психотравмирующих ситуациях.
На основе исследования мы можем говорить об определенной степени взаимосвязи жизнестойкости и осмысленности жизни у курсантов ведомственных организаций ФСИН России и войск национальной гвардии.
Установлено, что жизнестойкость курсантов является исключительным личностным качеством, которое приводит к адаптивности и высокой работоспособности в трудных условиях обучения в ведомственных образовательных организациях и в дальнейшей службе. В дополнение к тому, что курсантам сложно сбалансировать свою службу и быт, они пытаются преодолеть конфликт между службой, личной
жизнью и обязанностями, где каждая область отнимает много времени и является сложной с точки зрения их задач и деятельности. В служебном контексте стрессоры могут проявляться в различных формах, включая физические (например, недосыпание, физическое истощение и др.) и психологические (например, нехватка времени, большая нагрузка, информационная перегрузка).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут использоваться для разработки комплексных программ для психологической работы с представителями опасных профессий.
Так, например, тренинг развития жизнестойкости будет полезен обучающимся ведомственных образовательных организаций, в связи с тем что высокий уровень жизнестойкости человека повышает его работоспособность, лидерство, позволяет сохранить здоровье в стрессовых обстоятельствах, формирует мотивацию выполнять тяжелую работу по преодолению трансформаций, взаимодействию с социальной поддержкой и эффективному уходу за собой, чтобы превратить стрессовые обстоятельства из потенциальных проблем в возможности конструктивного развития.
I СПИСОК источников
1. Военная профессия впервые за 15 лет стала наиболее опасной в глазах россиян. URL: https://www.gazeta.ru/ social/news/2022/04/29/17655602.shtml (дата обращения: 13.06.2023).
2. Глава ВЦИОМ: социальное самочувствие граждан улучшилось за период СВО. URL: https://regnum.ru/ news/3789589 (дата обращения: 13.06.2023).
3. Maddi S. R. Hardiness: Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth. London, 2012. 99 p.
4. Корнилова Т. В., Поздняков В. М. Жизнестойкость осужденных с длительными сроками отбывания наказания и психологические пути ее повышения : моногр. Рязань, 2021. 191 с.
5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И, Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.
6. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2006. 175 с.
7. The combined influence of hardiness and cohesion on mental health in a military peacekeeping mission: A prospective study/A. G.Thomassen, S.W. Hystad, В. H. Johnsen [et al,] // Scandinavian Journal of Psychology. 2015. Vol. 56, no 5. Pp. 560-566.
8. The Continuing Role of Hardiness and Grit on Performance and Retention in West Point Cadets / S. R. Maddi, M. D. Matthews, D. R. Kelly [et al.] // Military Psychology. 2017. Vol. 29, no 5. Pp. 355-358.
9. Hardiness differentiates military trainees on behavioural persistence and physical performance / S. Lo Bue, S. Kintaert, J. Taverniers [et al.] // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2018. Vol. 16, no 4. Pp. 354-364.
10. It's been a hard day's night: A diary study on hardiness and reduced sleep quality among naval sailors / M. Nordmo,
0. K. Olson. J. Hetland [etal.] // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 153. URL: https://elib.pstu.ru/vufind/ EdsRecord/a9h, 139584995 (дата обращения: 13.06.2023).
11. Корнилова Т. В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (hardiness) // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 223-229.
12. Куашева Е. Р. Жизнестойкость и ценностно-смысловые предпочтения личности: согласованность и противоречия (на материале сотрудников органов внутренних дел) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогикаи психология. 2011. №3. С. 173-178.
13. Горская Е. А., Чернова И. В. Жизнестойкость курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (результаты комплексного исследования) // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2013. №1 (18). С. 30-35.
14. Молчанова Л. Н., Редькин А. И. Жизнестойкость как детерминанта состояния психического выгорания у спасателей МЧС // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 216-223.
15. Франчук С. С., Гаврюченко С. Н. Качества личности, обусловливающие жизнестойкость сотрудников полиции // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 2. С. 106-111.
16. ОтрадноваА. С. Жизнестойкость сотрудников органов внутренних дел: постановка проблемы // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7(26). С. 193-195.
17. Земскова А. А., Кравцова Н. А. Жизнестойкость как интегральная характеристика личности у курсантов МЧС России // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2019. №3. С. 94-105.
18. Муратшина Г. М. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации курсантов военного вуза // Аллея науки. 2021. Т. 1, №3(54). С. 54-57.
19. Дашевский А. Р., Шмелева Е. А., Кисляков П. А. Жизнестойкость в психологической безопасности курсантов противопожарной службы в образовательной среде вуза // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30, № 2. С. 255-265.
20. Сперанская А. В. Характеристика жизнестойкости у сотрудников отдела охраны исправительного учреждения // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2023. № 1 (8). С. 31-37.
21. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000. 18 с.
■ REFERENCE
1. Voennaya professiya vpervye za 15 let stala naibolee opasnoi v glazakh rossiyan [For the first time in 15 years, the military profession has become the most dangerous in the eyes of Russians], Available at: https://www.gazeta.ru/social/ news/2022/04/29/17655602.shtml (accessed June 13, 2023).
2. Glava VTslOM: sotsial'noe samochuvstvie grazhdan uluchshilos' za period SVO [The head of VCIOM: the social well-being of
citizens has improved over the period of the SMO]. Available at: https://regnum.ru/news/3789589 (accessed June 13, 2023).
3. Maddi S.R. Hardiness: turning stressful circumstances into resilient growth. 2012. 99 p.
4. Kornilova T.V., Pozdnyakov V.M. Zhiznestoikost' osuzhdennykh s dlitel'nymi srokami otbyvaniya nakazaniya i psikhologicheskie puti ее povysheniya: monografiya [Hardiness of convicts with long sentences and psychological ways to increase it: monograph], Ryazan, 2021. 191 p.
5. Leont'ev D. A., Rasskazova E.I. Testzhiznestoikosti [Hardiness survey], Moscow, 2006. 63 p.
6. Nalivaiko T.V. Issledovaniezhiznestoikostiiееsvyazeisosvoistvamilichnosti: dis.... kand. psikhol. nauk [Study of hardiness and its connections with personality traits: Candidate of Sciences (Psychology) dissertation]. Chelyabinsk, 2006. 175 p.
7. Thomassen A.G., Hystad S.W., Johnsen B.H. et al. The combined influence of hardiness and cohesion on mental health in a military peacekeeping mission: a prospective study. Scandinavian Journal of Psychology, 2015, vol. 56, no. 5, pp. 560-566.
8. Maddi S.R., Matthews M.D., Kelly D.R. et al. The continuing role of hardiness and grit on performance and retention in west point cadets. Military Psychology, 2017, vol. 29, no. 5, pp. 355-358.
9. Lo Bue S., Kintaert S.. Taverniers J. etal. Hardiness differentiates military trainees on behavioral persistence and physical performance. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2018, vol. 16, no. 4, pp. 354-364.
10. Nordmo M., Olsen О. K., Hetland J. et al. It's been a hard day's night: a diary study on hardiness and reduced sleep quality among naval sailors. Personality and Individual Differences, 2020, vol. 153. Available at: https://elib.pstu.ru/vufind/ EdsRecord/a9h, 139584995.
11. Kornilova T.V. Modern foreign studies of the phenomenon of hardiness. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika = Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 223-229. (In Russ.).
12. Kuasheva E.R. Stead-fastness and value-semantic preferences of the person: the coordination and contradictions (as shown by the material of law-enforcement body employees). Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya = Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2011, no. 3, pp. 173-178. (In Russ.).
13. Gorskaya E.A., Chernova I.V. Hardiness of Cadets of Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (Results of Integrated Research). Psikhologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva = Psychological and Pedagogical Safety Problems of Human and Society, 2013, no. 1 (18), pp. 30-35. (In Russ.).
14. Molchanova L.N., Red'kin A.I. Hardiness as a determinant of the state of mental burnout among rescuers of the Ministry of Emergency Situations. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of Science and Education, 2014, no. 1 (7), pp. 216-223. (In Russ.).
15. Franchuk S.S., Gavryuchenko S.N. Personality qualities that determine the resilience of police officers. Sotsial'no-ekonomicheskie issledovaniya, gumanitarnye nauki i yurisprudentsiya: teoriya i praktika = Socio-economic Research, Humanities and Jurisprudence: Theory and Practice, 2015, no. 2, pp. 106-111. (In Russ.).
16. Otradnova A.S. Resilience of employees of internal affairs bodies: problem statement. Vestnik sovremennykh issledovanii = Bulletin of Modern Research, 2018, no. 11.7(26), pp. 193-195. (In Russ.).
17. Zemskova A.A., Kravtsova N.A. Resilience as an integral characteristic of personality among cadets of EMERCOM of Russia. Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh = Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations, 2019, no. 3, pp. 94-105. (In Russ.).
18. Muratshina G.M. Resilience and life-meaning orientations of cadets of a military university. Alleya nauki = Alley of Science, 2021, vol. 1, no. 3 (54), pp. 54-57. (In Russ.).
19. Dashevskii A.R., Shmeleva E.A., Kislyakov PA. Hardiness in psychological safety of cadets of the fire service in the educational environment of the university. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Man: Crime and Punishment, 2022, vol. 30, no. 2, pp. 255-265. (In Russ.).
20. Speranskaya A.V. Characteristics of resilience of security department employees in a correctional facility. Vserossiiskii nauchno-prakticheskii zhurnal sotsial'nykh i gumanitarnykh issledovanii = All-Russian Research and Practice Journal of Studies in Social Sciences and Humanities, 2023, no. 1 (8), pp. 31-37. (In Russ.).
21. Leont'ev D.A. Testsmyslozhiznennykh orientatsii(SZhO) [Purpose-in-Life Test (PIL)]. Moscow, 2000. 18 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КОРНИЛОВА - кандидат психологических наук, начальник отделения организации и координации научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества организаци-онно-иаучного отдела Вологодского института права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, 1а1уапа_ [email protected], ЬПрз://огсй.огд0000-0003-1978-9294 ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ КУЛЕШОВ - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], (1И:рз:// orcid.org 0000-0002-3249-9649
TAT'YANA V. KORNILOVA - Candidate of Sciences (Psychology), Head of the Division of Organization and Coordination of Research Activities and International Cooperation of the Organizational and Research Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, https://orcid.org0000-0003-1978-9294, tatyana_vladi21 @ mail.ru
DMITRI! O. KULESHOV - Candidate of Sciences (Psychology), Lecturer at the Saint-Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops, Saint Petersburg, Russia, https://orcid.org 0000-00023249-9649, [email protected].
Статья поступила 13.06.2023