Научная статья на тему 'Взаимосвязь имени собственного с личностными качествами девочек -подростков'

Взаимосвязь имени собственного с личностными качествами девочек -подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / ИСТОРИЯ ИМЕНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PROPER NAME / THE NAME OF THE STORY / AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES PHONOSEMANTIC ANALYSIS OF NAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Александра Сергеевна

В статье рассмотрена история происхожления имён собственных, а также теории, объясняющие влияние имени на психологические качества человека. Эмпирически на выборке учащихся 8-9 классов выявлена взаимосвязь имен Анастасия, Анна и Екатерина с психологическими качествами личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship with the proper name personal qualities teenage girls

The article discusses the history of the origin of proper names, as well as theories to explain the influence on behalf of the psychological qualities of the person. Empirically on a sample of students, 8 9 classes revealed the relationship name Anastasia, Anna and Catherine with the psychological qualities of the individual.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь имени собственного с личностными качествами девочек -подростков»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2014. № 2(16)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО С ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ДЕВОЧЕК -ПОДРОСТКОВ

© А. С. Петрова

В статье рассмотрена история происхожления имён собственных, а также теории, объясняющие влияние имени на психологические качества человека. Эмпирически на выборке учащихся 8-9 классов выявлена взаимосвязь имен Анастасия, Анна и Екатерина с психологическими качествами личности.

Ключевые слова: имя собственное, история имени, психологические качества, фоносемантический анализ имени.

Lady.Leksandra-weet@yandex.ru Нет ни одного человека на Земле, у кото-

рого нет имени. Самого человека уже может и не быть, но его имя продолжает жить. Удивительно, но имя — это не только особый звук, позволяющий отличить одного человека от другого, но нечто большее, ведь оно даётся нам при рождении, следовательно, без нашего желания и согласия, и, стало быть, в нём кроется нечто большее, чем просто набор букв и звуков.

Имя является своеобразной визитной карточкой его носителя и интерес человека к значению и происхождению своего имени существовал всегда. Существует мнение, что имя имеет серьёзное влияние на личностные качества человека, в связи с чем актуальность изучения имён собственных растёт. Как писал П. А. Флоренский: «Имя — лицо, личность, а то или другое имя — личность того или другого типического склада» [13, с. 469].

Некий прообраз имени — индивидуальный знак человека, начал зарождаться на этапе родового развития человечества. Этот знак присваивался каждому индивиду по различным зако-

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 2 (16)

Петрова

Александра Сергеевна магистр философии Самарская

гуманитарная академия

нам. Синкретическое мышление не могло сразу породить систему «имянаречения». Одни индивиды получали прозвища за свои родовые деяния (подвиги на охоте, создание улучшенного орудия и пр.), другие — по ассоциациям, связанным с рождением, с каким-либо событием, запечатленным в сознании рода. Индивидуальный знак уже выделял человека из его родового «Мы», индивидуализировал, обособлял. В. С. Мухина пишет [8, с. 90], что, получив имя, родовой человек получал и точку отсчета своих поступков и деяний. Это было начало социального разрешения на индивидуализацию, на обособление.

Мать, нарекающая своего ребёнка именем сразу же после его рождения, тем самым формирует его индивидуальное обособление. Способность ребёнка к обособлению завершает создание полноценного человека как личности. Обращение матери к младенцу по имени входит в бессознательную сферу младенца вместе с положительными эмоциями матери. Здесь идентификационные механизмы работают на бессознательном уровне [8]. Таким образом, имя является неким механизмом идентификации и обособленности человека, позволяющим сформировать полноценную личность.

Имя личное является определённым средоточием культуры народа. И в то же время оно само рождается народной культурой. Как известно, западное общество называет друг друга в большинстве случаев именно по имени, редко добавляя фамилию и никогда по отчеству [12]. У многих народов Востока вообще отсутствуют фамилии и отчества, в официальных случаях обращение происходит к имени личному, включающему прозвище, характеризующее человека — мальчик, старик, отец и название рода к которому он принадлежит, имена его близких родственников, местности его проживания. В русском же обществе есть имя, фамилия, отчество, из чего следует, что каждый народ формирует свою личную концепцию имён собственных.

На протяжении тысячелетий культура определяется не чем иным как религией. Одной из выдающихся культурных ценностей, сопутствующих религии, служит определённый пласт личных имён. Традиции, привнесённые религией, сохраняются на сегодняшний день при нарекании ребёнка именем [12].

Самые ранние имена связанны с язычеством. У древних славян, монголо-язычных и тюркоязычных народов, в которых проповедовался шаманизм, складывались свои самобытные именные системы. Так у древних славян существовало большое количество двусоставных имён типа Милодраз, Твердислав. Причем обусловлено это было многими факторами — от желаемых качеств в детстве до проявляемых в отрочестве, когда древние славяне давали ребенку настоящее, постоянное имя. Современные двусоставные имена: Святослав, Ра-домир, Доброгнева и т. д. В тюркских же именах наблюдалось отражение поклонения небесным силам, силам природы, животного духа — Орёл, Щука, Заяц. Пытаясь обмануть злых духов, древние тюрки давали родившемуся ребёнку сразу два имени, одно из них было ложное, которое говорилось всем, а другое настоящее, его знали, как правило, только родители и самые близкие родственники. «Эта традиции сохранялась в России, в некоторых семьях, и у народов ближнего Востока, вплоть до прошлого века ребенка нарекали двумя именами — тайным и явным» [14, с. 4].

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам, — масштабно распространяясь из народа в народ, несли свою собственную систему имён и связанные с ними традиции, в страны отдалённые друг от друга, но тем самым способствующие их культурному сближению через имя. Например, христианское восточно-византийское направление принесло с собой имена Василий, Марфа, Агафья, заимствованные посредством греческого языка. У католиков и протестантов те же самые имена, пришедшие уже из латинского, звучат иначе: Базиль, Марта, Агата [12].

Христиане старались прожить свою жизнь, следуя религии и её традиции, поэтому в христианстве закреплено положение нарекать ребёнка в честь одного из канонизированных святых. Выбор имени ребенку обычно осуществлялся или по святцам, или выбором имени святого почитаемого в семье. Считалось, что, давая имя святого, его носитель становится причастным к доле святости, поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова. Со временем каноническое имя вошло в употребление и ужилось как основное имя человека. И имя Иоанн, стало звучать как Иван. Одним словом, в христианстве человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Считается, что святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу и характер.

Мусульманские имена, в основе своей арабские, несут корни тюркского, персидского и иранского языка. Для мусульманства характерно обращение к божеству, при именовании человека. Для того чтобы ребенка оберегал сам Аллах, к имени надо сделать приставку «абд», что в переводе означает «раб», например, Абдулла (раб Аллаха), Абдурахман (раб милостивого, милосердного). Под эпитетом так же подразумевается Аллах.

Много внимания месту и времени рождения ребёнка уделяется в буддийской традиции. По расположению небесных светил, месту, дню и часу, с помощью специальной таблицы выбиралось наиболее благоприятное имя, из имеющихся данных. И в наши дни эта традиция, в рамках буддийской культуры и не только, имеет место быть. Прежде чем дать имя ребёнку его родители идут к астрологу. Астролог говорит первый слог имени наиболее подходящий, например, «ра». «Родители дополняют этот слог до полного имени и получается Рао, Рама, Радж» [12, с.18].

У древних арабов существовала традиция нарекать сыновей именами, образованных от камней, колючих кустарников, каменистой почвы, так как считали, что сыновья нужны для войны и тем твёрже камень из которого образовалось имя, тем твёрже и могущественней будет характер мальчика, носящего данное имя.

У русского народа прослеживается традиция нарекать детей в честь или память умерших бабушек и дедушек, а также в честь старших членов семьи. Так создаются традиционные чередования имён через поколение, тем самым выражается почтение и уважение как умершим предкам, так и ныне живущим. Существует современная теория, в рамках парапсихологии, по которой всё же считается, что нельзя называть детей в честь и память кого — то, так родители ставят своего рода программу, по которой ребёнок повторяет судьбу, события жизни и даже болезни человека, в честь которого его нарекли.

Из сего следует, что у многих древних народов существовало представление о тесной связи между именем человека и его психологическими качествами, а также судьбой. Это заставляло их весьма ответственно и скрупулёзно подходить к выбору имени для ребенка. В этом усматривалось не только приобщение нарекаемого к культуре социальной группы, в которой он родился, но и связи поколений [12].

Вслушиваясь в музыку имени, не одно человеческое поколение задумывалось, можно ли определить характер личности по имени. В связи с этим возникали различные концепции, объясняющие, каким образом имя человека может влиять на его психологические качества [11].

Социальная теория имени [14] гласит, что имя — это сгусток социальной информации, который позволяет многое рассказать о его носителе. Ключевым словом здесь является «социальный». Так, например, слыша имя Октябрина, Станислава, Исаак или Сара, мы имеем представление о возможном вероисповедании человека, его национальности, происхождении и т. д. Данная теория имела большее распространение в прошлом веке, когда имя давалось по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого, его характера, поведения и бытия в целом. А. Ф. Лосев [6] повествует о том, что имя есть жизнь, и что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах её проявления, отвергать это, значит впадать в социальное одиночество. В психоэмоциональной теории [14] имя человека рассматривается как эмоциональный раздражитель, создающий поля, воздействующие на его носителя. Одни имена звучат нежно и ласково, формируя тем самым мягкое и плавное отношение окружающих к его носителю, а другие имена звучат грубо, холодно, неприятно, вызывая негативные реакции. Исходя из данной теории, то, как имя звучит, приятно или неприятно зависит изначальное отношение окружающих к носителю имени, и если имя у сотни людей вызывает негативные эмоции или же, наоборот, положительные, то, несомненно, скажется на особенностях характера человека. Будет он дружелюбным, открытым, коммуникабельным или же, наоборот, ярко выраженным интровертом.

Одна из самых распространенных считается звуковая теория имени [14]. Имя здесь рассматривается с точки зрения набора звуков различной высоты и тембра. «Имя Светлана — один набор звуков, в имени Костя набор звуков совершенно другой, что определяет неодинаковые для мозга звуковые раздражители, которые в свою очередь отвечают за разные участки головного мозга. Если в доречевой период Светлана тысячекратно слышит своё имя в словах "свет", "Светик", "светло", "Света", происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, отвечающих за отражение звуков "в", "а" и "с"» [14, с. 8]. Такая же ситуация и с Константином. Его мозговые структуры, отвечающие за звуки «к», «н», «т» — возбуждены. И совершенно спокойны структуры, связанные с отражением звуков «в», «а» и «с».

Д. Кусто, утверждает, что человек на 80 процентов состоит из воды, а имя — это звуковая волна, формирующая вокруг человека поле, что в общей сумме создаёт особое энергетическое пространство носителя того или иного имени [4]. В этом энергетическом пространстве, чем звучнее звук, тем сильнее характер, и наоборот. При мягком звуке — покорность и простота. В имени

Роман, «р» — звонкая, звук «ра» — мощный, сильный, настойчивый. Если взять имя Мария звук «ма» — спокойный, умиротворённый. Исходя из данной теории, так же можно предположить, почему человек при различных обстоятельствах представляется различными вариациями своего имени. Например, возьмём имя Александр, он же Саша, Шурик, Саня, Алекс. Различные вариации одного и того же имени дают различный набор звуков, а, следовательно, различное восприятие носителя данного имени. В полной форме Александр, звуки «н», «д», «р» ужесточают данное имя, возвеличивают его, «покрывают» официально-деловым форматом. Поэтому, если человек так представляется, скорее всего, ему важно сохранить дистанцию к себе и уважение. Другое дело, когда тот же самый человек представляется Шуриком. Звуки «шу» смягчённая «ри» и мягкая «к» создают восприятие человека дружелюбного, эдакого весельчака. Тем самым, представляясь Шуриком, носитель данного имени хочет расположить к себе окружающих, пошутить с ними и легко и свободно провести с ними время. Наука психолингвистика позволяет «нащупать» те самые механизмы, по которым становится возможным установить взаимосвязь имени личности с её психологическими качествами.

А. А. Леонтьев [5] определяет направление психолингвистики, как созданное изучать те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Таким образом, можно заключить, что психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояния сообщений с состояниями участников коммуникации» и, стало быть, имя — это своеобразный индивидуальный код, посредством которого выстраивается коммуникация личности с социумом. Разное произнесение одного и того же имени — это вариации программы и подсказка к тому, как видит одного человека другой, в зависимости от того, как другой называет первого и как первый представляется для другого. Каждый раз меняется звуковая вибрация, соответственно, каждый раз меняется и код имени. Сюда же можно отнести клички, «ники», прозвища и псевдонимы.

На сегодняшний день именно психолингвистическую теорию, или по-другому фоносемантический анализ значения имени, принято считать популярной и масштабно развивающейся [9]. Каждый звук и каждое слово человеческой речи обладает определённым подсознательным значением, смыслом, кодом. Это значение, более известное как семантический дифференциал, впервые, в 50-е годы прошлого столетия установил американский психолог Ч. Осгуд. Данный метод позволяет увидеть тот образ и значение того образа, который возникает в сознании человека при оценке какого-либо объекта [9].

А. П. Журавлев, воспользовавшись методом Ч. Осгуда, провёл исследования для выяснения этих значений. В ходе исследований А. П. Журавлев предложил список качественных характеристик каждого звука русской речи, а именно каким он является по 25 шкалам: хороший — плохой, красивый — отталкивающий, радостный — печальный, светлый — темный, и т. д. [3]. Всем звукам русского языка по этим шкалам даны оценки. В рамках данной идеи, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Каждое слово состоит из звуков, и

предлагается для оценки воздействия на человека слова, как набора звуков по соответствующим расчётам, определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем 25 шкалам, предложенным А. П. Журавлевым [3].

При помощи компьютерной программы «фоносемантический анализ» [17], осуществляется быстрая и последовательная психолингвистическая операция интерпретации имени или иного другого слова, введённого в программу. Например, вводя имя Альберт, мы получаем четыре ярко выраженных фоносе-мантических признака из 25 возможных: хорошее, весёлое, яркое, быстрое. Важно отметить, что чем больше выраженных признаков — тем сильнее эмоционально подсознательная значимость этого имени.

В статье Л. Д. Нельсона и Дж. П. Симонса [16] описываются ряд экспериментов, устанавливающих взаимосвязь между первыми буквами имени человека и его успехом в каком-либо виде деятельности. Так, например, в одном из исследований было показало, что бейсбольные игроки с именами, начинающимися на букву «к» делают страйк (выбивают мяч за пределы поле) чаще, чем другие. При этом важным является то, что сам звук «к», обозначенный соответствующий буквой, ассоциируется со страйком.

В системе образования США принято обозначать оценки студентов буквами от А, В, С, Б, где А — наивысший балл, Б — низший. Следующие исследования соответственно показали, что студенты, чьи имена начинаются на С, Б имеют меньшие средние баллы, а студенты чьи именами начинаются на А, В более высокие, чем остальные. Как следствие, в другом исследовании выявлено, что студенты с именами на А и В — учатся больше в юридических школах, имеющих высокий рейтинг. Студенты с именами на С и Б — обучаются в школах с низким рейтингом.

Каждое слово — это символ, следовательно, имя является символом, который обладает частотой, звуковой волной и даже цветом. Б. Хигир, в результате своих исследований, в ходе которых просил реципиентов ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена, статистически установил, что, например, имя Татьяна у большинства вызывает представление о красном цвете и близким к нему [14]. Имя же Елена ассоциируется с синим и небесными тонами. Благодаря этому исследованию Б. Хигир, пришёл к выводу, что красный цвет в психологии цвета вызывает у человека состояние тревоги, опасности, синий же наоборот, вызывает чувство спокойствия и умиротворения. Подтверждение этому мы находим в трудах П. В. Яньшина [15], где приписывается эмоционально-возбуждающее воздействие, тревога в эмоциональной сфере — красному цвету и успокаивающее, положительное воздействие синего цвета. По этим данным Татьяны в основном натуры властные, несколько грубоватые и упрямые. Елены же наоборот являются олицетворением нежности и мягкости. Б. Хигир предполагает, что Татьяны вызывая своим именем бессознательное чувство тревоги у окружающих, вынуждены с самого детства находиться в состоянии защиты, отсюда такой набор личностных качеств. Елена же, вызывая у окружающих чувство покоя, формируется как спокойная личность [14].

Цель исследования: выявить взаимосвязь между именем испытуемых и их пс и. хологическими качествами.

Объект исследования — личностные качества.

Предмет — взаимосвязь имени личности с её психологическими качествами.

Гипотеза: существует взаимосвязь между именем личности и её психологическими качествами.

Методика исследования

Данное исследование является пилотажным с использованием метода тестирования. В качестве диагностического инструментария был использован подростковый 14-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (HSPQ), состоящий из 142 вопросов, предназначенный для диагностики подростков в возрасте от 12 до 16 лет, выявляющий 14 факторов личности [7]. На каждый вопрос приводится три варианта ответа, из которых нужно выбрать один. Данный опросник охватывает наиболее существенные и устойчивые компоненты, характеризующие качества личности.

В 2013 году на начальном этапе исследования приняли участие 260 школьников разного пола из 8-х и 9-х классов общеобразовательного учреждения. Заполнение бланка опросника испытуемыми осуществлялось под диктовку экспериментатора.

После обработки данных опросников в группу исследования были определены 34 школьницы разных классов — 8-х и 9-х, из которых 14 девочек, с именем Анастасия, 10 девочек с именем Анна и 10 девочек с именем Екатерина. Возраст школьниц составлял 13-14 лет (1999 и 2000 годов рождения). Чтобы исключить влияние других факторов на исследование (пол, возраст, этнические особенности и т. п.) в качестве испытуемых взяты девочки с христианскими именами.

Результаты, полученные в ходе исследования, были приведены в стенах, и подвергнуты анализу на нормальность распределения по Е. И. Пустыльнику [10, с. 234]. В результате нормальность распределения данных была подтверждена. Так как выборка испытуемых является малочисленной (34 человека), то невозможно применить более строгий и точный метод доказательства нормального закона распределения — критерий Хи-квадрат. Поэтому для доказательства гипотезы о существовании взаимосвязи между именем личности и её психологическими качествами, используются как параметрические (дисперсионный анализ, F-критерий Фишера), так и непараметрические (U-критерий Манна-Уитни) методы статистической обработки экспериментальных данных [2].

Результаты исследования

В результате проведённого исследования, для установления взаимосвязи имени с психологическими характеристиками лиц, носящих данное имя, использовался параметрический метод статистического анализа — дисперсионный анализ [2]. Результаты анализа представлены на рисунке 1.

10 Суровость-мягкосердечность; LS Means Current effect: F(2, 31)=6,2526, p=,00523 Effective hypotheas decompostion Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

9

8 7 - 6 5

4 3 2

Анастасия Анна Екатерина Имя

Рис. 1. Взаимосвязь между именами испытуемых и психологическим фактором «суровость-мягкосердечность» (фактор I НБРф Кеттелла)

В ходе дисперсионного анализа была обнаружена статистически значимая взаимосвязь между таким личностным качеством испытуемых как «суровость-мягкосердечность» по фактору I (р = 0,005) опросника ИБРЦ Кеттелла и именами испытуемых. Исходя из чего, можно сказать, что девочкам с именем Анастасия присущ более суровый нрав и желание подчинить к себе окружающих, благодаря чему Настя производит впечатление, «мальчика в юбке», который любит всеми командовать и не прощает малейшего обмана. Анастасий весьма трудно в чём-либо переубедить, до последнего стоят на своём и не терпят над собой давления. Аннам же напротив свойственна доброта и мягкосердечность. Девочки с этим именем умеют сочувствовать и сопереживать, всегда протянут руку помощи тому, кто попал в беду, отличаются преданностью и тончайшей организацией своей души, что сказывается на их повышенной тревожности и не перенесением критики в свой адрес. Любая грубость или замечание способны их глубоко ранить. Девочкам с именем Екатерина характерен менее суровый нрав, чем Анастасиям. Кати далеко не жаждут подчинять себе окружающих и командовать ими. Им так же не характерна яркая чувствительность как Аннам.

Для подтверждения достоверности различий в дисперсионном анализе был использован Б-критерий Фишера. На основании данных полученных с помощью этого критерия по фактору I (р=0,001) (суровость-мягкосердечность) выявились различия между испытуемыми с именами Анастасия и Анна. В среднем Анастасии (4 стена) отличаются мужественным сладом характера. Девочки с данным именем не привыкли ни с кем и ни с чем церемониться, всегда идут напролом, настойчивы в достижении своих целей и реализации идей. Из-за чего возникает множество конфликтов с окружающими, будь то учителя, родители или сверстники. Анастасии предстают как девочки «бунтарки», самоуверенные и проявляющие скептицизм к окружающими их миру.

У девочек с именем Анна по фактору I (7 стен) неотъемлемо такое качество как добросердечность. Анны относятся к безропотным натурам, которым свойственно сострадание. Это очень преданные подруги, любящие дочки и послушные ученицы. Сталкиваясь с хамством, очень сильно переживают. Аннам свойственна доверчивость в отношении с людьми и бескорыстность. Всё это подтверждает правоту дисперсионного анализа и позволяет утверждать, что есть взаимосвязь имени с психологическими качествами личности. Напротив, различия по фактору I между Аннами и Екатеринами, а также между Анастасиями и Екатеринами не установлены.

По личностному качеству недобросовестность-совестливость (фактор G, р=0,043) есть различия между испытуемыми с именами Анна и Екатерина. В среднем Анны (7 стен) характеризуются высокой сознательностью и требовательностью к себе. Если же Анна взялась за какое-то дело, то она приложит все усилия для того чтобы довести его до конца и не абы как, а качественно, соблюдая все нормы и правила, работают Анны «на совесть». Поэтому на девочек с этим именем всегда можно смело положиться, ведь чувство долга ни на минуту не оставит их в покое при выполнении какого-либо задания и поручения. Девочки с именем Екатерина по фактору G (5 стен) менее совестливы, нежели Анны и порой могут себе позволить беспечно отнестись к поручениям и требованиям окружающих. Катям не присуще быть гиперответственными и чересчур обязательными. При выполнении тех или иных обязательств Кати вполне могут позволить себе «дать слабинку» и пойти погулять с подружками. Умеют переключаться и при этом выполняют работу в срок. Напротив, различия по фактору G (недобросовестность-совестливость) между девочками с именами Анастасия и Анна, Анастасия и Екатерина не установлены.

По личностному качеству самоуверенность-неуверенность в себе (фактор O, p=0,026) есть различия между испытуемыми с именами Анастасия и Екатерина. Анастасиям (5 стен), в среднем, свойственна невозмутимость, зрелая уверенность в себе и своих силах, которая зачастую вызывает неприязнь у окружающих. Насти идут по жизни под девизом «мне море по колено». Любят бросать вызов, как самим себе, так и тем, кто рядом с ними. Анастасии всецело полагаются только на себя, что говорит о них, как о личностях независимых и решительных, которым чужды сомнения и колебания. Они высокого о себе мнения с отсутствием малейшего намёка на робость. У Девочек Екатерин по фактору О (6 стен) менее выражена способность полагаться лишь только на себя и бросать вызов всем и всюду. Кати не лишены некой доли беспокойства по поводу своих слов и поступков. Они в меру уверенны в своих силах, но если им предложить сделать, то что они считают им будет не под силу, то не раздумывая откажутся от этого дела, адекватно оценив себя и свои силы. В них нет жажды «прыгнуть выше головы». Напротив, различия по фактору O (самоуверенность — склонность к чувству вины) между девочками с имена Анастасия и Анна, Анна и Екатерина не установлены.

По личностному качеству социабельность-самодостаточность (фактор Q2, p=0,036) есть различия между испытуемыми с именами Анастасиями и Екатеринами. В среднем Анастасиям (6 стен) всегда хватает решительности совершить тот или иной поступок как самостоятельно, так и на пару с кем-то.

Насти вполне могут действовать и решать вопросы, полагаясь как на себя, но также для них не возникает проблемы делать тоже самое и в группе. Анастасии не всегда доминируют и им не чужда способность прислушиваться к общественному мнению. Екатеринам же, по фактору Ц2 (3 стена), просто необходима поддержка группы, они зависимы от мнения большинства и стараются не принимать решения в одиночку, а только предварительно с кем-нибудь посовещавшись. Екатеринам не хватает решительности, что способно формировать в них стадное чувство. Катеньки любят, когда ими восхищаются, делают комплименты, для них при этом очень ценен сам процесс общения и возможность присоединится к какой-либо группе. Напротив, различий по фактору (социабельность-самодостаточность) между девочками с именами Анастасия и Анна, Анна и Екатерина не установлены.

Так же для подтверждения различий между личностными качествами испытуемых с различными именами использовался непараметрический И-кри-терии Манна-Уитни, приведённый в таблице 1.

Таблица 1

Уровень достоверности различий личностных качеств испытуемых с разными именами по У-критерию Манна-Уитни

Сочетания имен Факторы

в I 0 02

Анастасия Анна 0,002

Анастасия Екатерина 0,044

Анна Екатерина 0,021

Из данных таблицы 1 видно, что И-критерии Манна-Уитни подтвердил выводы, сделанные с помощью Е-критерия Фишера, кроме пары «Анастасия — Екатерина» по фактору О (самоуверенность — склонность к чувству вины).

Выводы

Из результатов проведенного пилотажного исследования различий личностных качеств испытуемых с тремя женскими именами установлено, что по отдельным личным качествам имеются статистически достоверные различия испытуемых в некоторых парах, что косвенно подтверждает, что существует взаимосвязь имени личности с ее психологическими качествами. Данные связи не является жесткими и абсолютными, так как на формирование психологического склада человека оказывают влияние множество других факторов, которые требуют дальнейших исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л. Ф. Словарь справочник по психодиагностике. — Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. — 528 с.

2. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. — Москва : Флинта, 2002. — 335 с.

3. Журавлёв А. П. Звук и смысл. — Москва : Просвещение, 1991. — 160 с.

4. Кусто Д. Магия твоего имени [Электронный ресурс]. URL: http://facegallery.ru/ user/2376/blogs/12452 (дата обращения: 17.10.2014).

5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — Москва : Смысл, 1997. — 287 с.

6. Лосев А. Ф. Философия имени [Электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/ lib/book/72798/ (дата обращения: 16.10.2014).

7. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла: руководство. — Челябинск : Психологический центр ПсиХРОН, 2005. — 62 с.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. — Москва : Академия, 1999. — 456 с.

9. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. —

480 с.

10. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 350 с.

11. Склярова В. А. Имя и судьба. — Москва : Фаир-Пресс, 2004. — 544 с.

12. Суперанская А. В. Имя — через века и страны. — Москва : ЛКИ, 2007. — 192 с.

13. Флоренский П. А. Имена. — Москва : Фолио, 1998. — 912 с.

14. Хигир Б. Ю. Имя и счастье в браке. — Москва : АСТ, 2004. — 301 с.

15. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет. — Самара : СамГПУ, 1996. — 218 с.

16. Nelson L. D., Simons J. P. Moniker maladies: When names sabotage success // Psychological Science. — 2007. — Vol. 18. — Р. 1106—1112.

17. Vaal-mini: программа для фоносемантического анализа слов и текстов [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologov.net/view_post.php?id=212 (дата обращения: 19.10.2014).

REFERENCES

1. Burlachuk L. F. Slovar' spravochnik po psikhodiagnostike [Dictionary reference psychodiagnostics]. St. Petersburg: Piter Kom, 1999. 528 p. (in Russian).

2. Ermolaev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlyapsikhologov [Mathematical statistics for psychologists]. Moscow: Flinta, 2002. 335 p. (in Russian).

3. Zhuravlev A. P. Zvuk i smysl [Sound and meaning]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 160 p. (in Russian).

4. Kusto D. Magiya tvoego imeni [Magic in your name] Available at: http:// facegallery.ru/user/2376/blogs/12452 (accessed 17 October 2014) (in Russian).

5. Leont'ev A. A. Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow: Smysl, 1997. 287 p. (in Russian).

6. Losev A. F. Filosofiya imeni [Philosophy of the name]. Available at: http://predanie.ru/ lib/book/72798/ (accessed 17 October 2014) (in Russian).

7. Mnogofaktornyi lichnostnyi oprosnik R. Kettella: rukovodstvo [Multivariate R. Cattell Personality Inventory: A Guide]. Chelyabinsk: Psikhologicheskii tsentr PsiKhRON, 2005. 62 p. (in Russian).

8. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya [Psychology of age]. Moscow: Akademiya, 1999. 456 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Petrenko V. F. Osnovy psikhosemantiki [Basics psychosemantics]. St. Petersburg: Piter, 2005. 480 p. (in Russian).

10. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Mathematical Methods in Psychology]. St. Petersburg: Rech', 2003. 350 p. (in Russian).

11. Sklyarova V. A. Imya i sud'ba [Name and fate]. Moscow: Fair Press, 2004. 544 p. (in Russian).

12. Superanskaya A. V. Imya - cherez veka i strany [Name - through the centuries and countries]. Moscow: LKI, 2007. 192 p. (in Russian).

13. Florenskii P. A. Imena [The names]. Moscow: Folio, 1998. 912 p. (in Russian).

14. Khigir B. Yu. Imya i schast'e v brake [Name and happiness in marriage]. Moscow: OOO Izdatel'stvo AST, 2004. 301 p. (in Russian).

15. Yan'shin P. V. Emotsional'nyi tsvet [The emotional color]. Samara: SamGPU, 1996. 218 p. (in Russian).

16. Nelson L. D., Simons J. P. Moniker maladies: When names sabotage success // Psychological Science. 2007. Vol 18. pp. 1106 - 1112. (in English).

17. Vaal-mini: programma dlya fonosemanticheskogo analiza slov i tekstov [Baal-mini: a program for phonosemantic analysis of words and texts]. Available at: http://www. psychologov.net/view_post.php?id=212 (accessed 19 October 2014). (in Russian).

Relationship with the proper name personal qualities teenage girls

A. Petrova

The article discusses the history of the origin of proper names, as well as theories to explain the influence on behalf of the psychological qualities of the person. Empirically on a sample of students, 8 - 9 classes revealed the relationship name Anastasia, Anna and Catherine with the psychological qualities of the individual.

Key words: proper name, the name of the story, and psychological qualities phonosemantic analysis of name.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.