Научная статья на тему 'Взаимосвязь имени и отчества пары «Отец - сын» с психологическими свойствами личности'

Взаимосвязь имени и отчества пары «Отец - сын» с психологическими свойствами личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4413
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / ОТЧЕСТВО / ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕНИ И ОТЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / PROPER NAME / PATRONYMIC / AN ORIGIN STORY NAME AND PATRONYMIC / PSYCHOLOGICAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Александра Сергеевна

В статье рассмотрена история происхождения имён собственных и отчества личности, а также культурологические аспекты, объясняющие природу процесса имянаречения. Эмпирически на выборке испытуемых, носящих отчество Сергеевич, Александрович, Владимирович и их отцов, обнаружены статистически значимые взаимосвязи определённых психологических черт, а также обнаружена схожесть пары «отец сын» по определённым психологическим чертам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP NAME AND PATRONYMIC OF THE PAIR "FATHER - SON" WITH THE PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY

The article discusses the history of the origin of proper names and patronymics of the individual and cultural aspects that explain the nature of the process of naming. Empirically on sample subjects bearing the patronymic Sergeyevich, Aleksandrovich, Vladimirovich, and their fathers, statistically significant correlation of specific psychological features, and also discovered the similarity of a pair of "father son" for certain psychological traits.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь имени и отчества пары «Отец - сын» с психологическими свойствами личности»

УДК 159.923

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМЕНИ И ОТЧЕСТВА ПАРЫ «ОТЕЦ - СЫН» С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

© А. С. Петрова

Петрова

Александра Сергеевна магистр философии, бакалавр психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: Lady.Leksandra-sweet@yandex.ru

В статье рассмотрена история происхожления имён собственных и отчества личности, а также культурологические аспекты, объясняющие приролу процесса имянаречения. Эмпирически на выборке испытуемых, носящих отчество Сергеевич, Алексанлрович, Вла-лимирович и их отцов, обнаружены статистически значимые взаимосвязи опрелелённых психологических черт, а также обнаружена схожесть пары «отец - сын» по опрелелённым психологическим чертам.

Ключевые слова: имя собственное, отчество, история происхождения имени и отчества, психологические свойства.

«Как тебя зовут?» — один из самых первых вопросов который, нам приходиться слышать с раннего детства. Имя — это то первое, ключевое, что мы усваиваем, появляясь на свет. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его и таким образом имя ложиться в основу его личности» [7, с. 155]. Посредством имени человек представляет свою индивидуальность другим и дарует её самому себе. Оно отличает его от других и содержит в себе указания на пол, национальную принадлежность, культуру.

Отчество, представляет собой наименование личности по отцу. Имя отца является важным дополнением к имени личному, которое подчёркивает связь каждого из нас с предками, с родом, то, что передается нам с генами вне зависимости от нашего желания [8]. Отчество человека, оказывает так же, как и имя, влияние

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 1 (19)

на психологические особенности его носителя. Отчество является скорее, корректирующим, чем определяющим элементом характеристики. Какие-то особенности нивелируются, нейтрализуются благодаря отчеству, другие, напротив, оказываются более выраженными. Одним словом, именно сочетание имени и отчества является основой для наиболее полной характеристики их носителя.

В историческом плане, древнем и первичным является наречение именем личным. Все народы на Земле, в условиях родового строя, не нуждались в дополнительном именовании. Имя могло рождаться из характеристик, связанных с рождением, внешним видом, привычками, родом деятельности человека. Подобная ситуация стала меняться в связи с насильственным принятием христианства. Появились новые имена, ближайшим образом греческого происхождения пришедшие из Византии, которые обладали возможностью распространяться совместно с господствующим культом святых. Подобное явление породило борьбу имянаречений языческой и православной культуры, что послужило возникновению такого феномена как «двухсоставное имянаречение», позже трансформировавшегося в имя личное и имя прозвищное. И только вскоре после этого именование приобретает форму отчества или по-другому слова, указывающее на отношение лица названного до этого по имени к известному отцу.

С самых древних времён имена служили не только для обозначения личности и выделения её из числа других, но и как средство, которое позволяло защищать данного носителя имени от злых духов. Древний человек верил, что окружающая среда — это живая материя, а слово есть синоним магии. Всё вокруг — деревья, цветы, реки, животные, камни являлись для древнего человека названиями, которые он использовал в качестве имён. Эти имена являлись защитниками их носителя. «В этот период каждое слово могло быть использовано в качестве собственного личного имени» [3, с. 173].

Важное значение в имянаречении играла смена политических и религиозных ориентаций. Как правило, подобные переменны отражались на составе имён и на мотивах их выбора. После Октябрьской революции появилось такое понятие как «имятворчество». После отделения церкви от государства, родители получили право называть ребёнка как угодно, позабыв о всяческих церковных канонах. Имятворчество 20-30-х годов развивалось в нескольких направлениях, и в создаваемых новых именах люди стремились отразить события, связанные с революцией и её волнениями, а также её атрибутику и идеологию. В связи с чем на свет появились такие имена как Коммунар, Ревмира (революция мира), Ревдит (революционное дитя), Идея, Май, Майя, Февралина, Октябрина, Интерна, Новомир, Пионер, Декрета, Пкрпур, Седьмое Ноября (мужское имя). Другие имена давали в честь вождей революции: Владилен, Вилен, Владлен, Нинель (читать с конца), Будёна, Ленина, Маркси-на, Энгельсина, «В ряде имён запечатлены первые этапы индустриализации и коллективизации: Мартен (в честь мартеновской печи), Горн, Трактор, Электростанция, Подъём, Смычка, Энергия, Рэм: революция, электрификация, машиностроение» [10, с. 67].

Начиная с 50-60-х годов фактор моды является ведущим при выборе имени ребёнку. Родителям хотелось одарить своё чадо самым «современным» и модным именем. Мода на имена диктовалась знаменитыми людьми — актёрами, учёными, изобретателями, военными, в честь которых и назывались дети. Имя Юрий — в честь Юрия Гагарина, имя Валерий — в честь Валерия Чкалова, Василий — в честь Василия Ланового и т. д.

В современном мире, начиная примерно с 2000-х годов, появилось новое веянье — называть ребёнка необычным, редким и креативными именем, теряя при этом всякий здравый смысл, и чем необычнее имя малыша, тем счастливее чувствуют себя родители, ведь их малыш, по их мнению, «не такой как все». Поэтому список имён пополнили такие как: Господин, Принцесса, Король, Амур, Аристотель, Белоснежка, Путислава (слава Путину), Царь, Сеньёр, Мадонна, Дьявол, Сатана. Так же отдаётся предпочтение иностранным, малознакомым именам — Адельфина, Антуанетта, Наоми, Разолия, Хуанита, Хуан, Мартин, Доминика.

Век господства компьютерных технологий вносит свои новшества в систему имянаречений. Так сегодня детей называют именем Твиттер, Аська, Ноутбук, Ваучер, Таймер. В этом отношении встаёт вопрос сочетания подобных имён с отчеством ребёнка: Твиттер Васильевич, Ваучер Семёнович и т. д.

Отчество, как специальный тип именования, совершенно отсутствует во многих странах запада и издавна существует только у восточных славян. Оно развилось из типа именования по отцу — патроним (с греческого «патрос» — отец, «оним» — имя) или более дальних предков, примечательно по мужской линии. «На определённом этапе развития общества, в условиях возрастания отдельных родов, знать кто чей сын или внук, из чьего рода или дома происходит, было очень важным [10, с. 82].

Совсем не случайно на Руси отчество образовывалось от имени отца. Именно муж-отец считался главным в семье, кормильцем и защитником, он должен был полностью нести ответственность за свою семью, за воспитание детей, за достаток в доме. Отчество говорило окружающим о том, кто воспитывал ребенка, отражало социальную составляющую его личности. Присвоение отчества по имени отца традиционно подчеркивает весь уклад семейной жизни, авторитет мужа, главы семьи.

Актуальность проблемы исследования заключается в малой изученности имени собственного и отчества личности, как факторов, которые могут оказывать влияние на её развитие и формирование психологических свойств. В рамках данной работы была предпринята попытка исследовать и доказать, что на формирование психологических свойств могут влиять такие факторы как «имя собственное» и «отчество» человека.

В данной работе исследуются такие отчества как: «Александрович, Владимирович, Сергеевич». Выбор исследования именно мужских отчеств является неслучайным, так как связь между отцом и сыном считается наиболее устойчивой и детерминированной, нежели связь отца с дочерью. Фигура отца для мальчика является ключевой, так как именно с неё закладываются, списываются и повторяются модели дальнейшего развития и поведения. Отец вводит сына в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и

оценивать себя и других, способствует становлению мальчика как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие ребёнка мужского пола [7, с. 76].

Исследование имени в сочетании с отчеством даёт более полное представление о личностных свойствах его носителя, чем только исследование имени. Отец, как носитель имени будь то имя Александр, Владимир или Сергей, так же имеет определённые личностные свойства, присущие непосредственно данным именам. Таким образом, отец с тем или иным именем воспитывая своего сына оказывает на него влияние своим именем, точнее сказать теми свойствами, которые характерны для имени отца.

Подход к изучению личного имени и отчества носит мультидисципинар-ный характер. Имена и отчества исследуются в лингвистике, этнографии, истории, психологии, теологии, культурологии, теории коммуникации [11, с. 4].

Цель — выявить взаимосвязь между именем и отчеством пары «отец — сын» с психологическими свойствами личности.

Объект — психологические свойства личности.

Предмет — взаимосвязь имени и отчества пары «отец — сын» с психологическими свойствами личности.

Задачи:

1. Провести исторический экскурс становления понятий «имя собственное» и «отчество» личности.

2.Определить философско-культурологические аспекты в изучении имени и отчества личности.

3. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий, направленный на установление взаимосвязи между именем и отчеством пары «отец — сын» с психологическими свойствами личности.

4. Установить взаимосвязь между именем и отчеством пары «отец — сын» с психологическими чертами личности.

Гипотеза: 1. Существуют взаимосвязь психологических черт с отчеством отца 2. Существует схожесть психологических черт отца и сына 3. Существует взаимосвязь авторитетного стиля воспитания пары «отец — сын» с психологическими чертами личности.

Методика исследования

Данное исследование является пилотажным, с использованием метода — тестирования. Тестирование проводилось на базе диджитал агентства ООО «Ориджинал Воркс», занимающимся созданием и продвижением сайтов. В число испытуемых вошли представители таких профессий как: менеджер по персоналу, менеджер по продажам, юрист, бухгалтер, специалист по рекламе, системный администратор, главный директор. Главным критерием отбора испытуемых являлись их отчества. Для проведения исследования и проверки выдвигаемых гипотез — были необходимы испытуемые с отчествами Александрович, Владимирович, Сергеевич. Выбор именно этих отчеств, а не каких-либо других, объясняется предварительными наблюдениями за лицами, носящими данные отчества и обнаружения схожих проявлений личностных особенностей у людей с одинаковым отчеством, что требует научного обоснования

выдвигаемого предположения. Возрастной диапазон испытуемых от 21 до 69 лет и является так же не случайным, так как для установления отношений испытуемых к своему имени и отчеству требуется лица минувшие подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), когда только запускается процесс самосознания и ещё нет чёткого представления о себе самом [6, с. 548].

Таким образом, в число выборки вошли пять испытуемых с отчеством Александрович и их отцы, пять испытуемых с отчеством Владимирович и их отцы и пять испытуемых с отчеством Сергеевич и их отцы. Общее число выборки составляет n = 30.

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: 1. Опросник Черт Характера взрослого человека «ОЧХ-В», автором является О. Н. Манолова; 2. Опросник личностного дифференциала (ЛД) вариант адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева; 3. Опросник «Стили родительского воспитания» (С. С. Степанов); 4. Свободное сочинение на тему «Я и моё имя»; 5. Анкета «Отношение к собственному отчеству».

Для определения психологических черт личности был использован опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) [4, с. 166]. Данный инструментарий позволяет исследовать количественные характеристики индивидуальных свойств, и на основе выявленных закономерностей моделировать типологию, а также предоставляется возможность осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле характера, выделить акцентуации и деакцентуации черт индивидуального характера.

Опросник черт характера взрослого человека «ОЧХ-В» - представляет собой надёжный и валидный диагностический инструмент, с нормативными данными для измерения всего диапазона черт характера взрослого человека. Методика содержит 80 пунктов, которые описывают 10 основных шкал, принятые классификацией К. Леонгарда и включающие в себя 10 основных черт характера. Степень выраженности каждой из десяти черт, согласованность с другими чертами — определяют профиль характера. В представленном тесте-опроснике используется 4-балльная система ответов: 1-полностью не согласен; 2-скорее не согласен; 3-согласен; 4-полностью согласен. Все шкалы имеют нормальное распределение. Опросник позволяет получить индивидуальный профиль характера, состоящий из «деакцентуациий», «нормы» и «акцентуаций» [4, с. 153].

Методика личностного дифференциала (ЛД) вариант адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева [5]. Созданный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Данные факторы разработаны в 1952 году, благодаря американскому психологу Чарльзу Осгуду. В данный вариант методики отобрана 21 личностная черта. Положительные значения этих черт обозначены знаком «+», а отрицательные — «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале 3 2 1 0 1 2 3, где 3 — проявляется очень сильно и очень часто; 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается; 1 — проявляется иногда и слабо; 0 — трудно сказать, есть и то, и другое [5].

Опросник «Стили родительского воспитания», разработан российским педагог-психологом С. С. Степановым [9], и используется в данном исследова-

нии с целью установления доминирующей стратегии поведения при воспитании ребёнка и доказательства гипотезы о существовании взаимосвязи авторитетного стиля воспитания пары «отец — сын» с психологическими свойствами личности. Необходимость наличия представленной методики объясняется тем фактом, что стиль родительского воспитания влияет на формирование личностных черт ребёнка, а также даёт возможность проследить передаётся ли установлений стиль воспитания от отца к сыну.

Опросник состоит из 10 вопросов, в каждом из которых предлагается 4 варианта ответа. Исходя из преобладания одного из типов ответов, даётся характеристика более выраженного стиля воспитания из 4-х представленных: авторитетный стиль, авторитарный, либеральный, равнодушный.

Свободное сочинение на тему «Я и моё имя» [11, с. 13], используется для выявления смыслового содержания, вкладываемое испытуемыми в собственное имя. Необходимость этого метода, так же объясняется выявлением таких черт, как связь испытуемого с семьей, родом, оценка себя посредствам имени, принятием либо не принятием себя посредством имени в различные возрастные периоды. Анализ сочинений проводился с применением метода контент-анализа [1, с. 379].

Анкета «Отношение к собственному отчеству», является авторской и применялась только для исследования испытуемых сыновей, так как целью её было выявить наличие связи с отцом, отношение к нему и с ним, а также принятие либо непринятия своего отчества. Анкета состоит из семи открытых вопроса. Для её анализа так же был применён метод контент-анализа [1, с. 379].

Для доказательства выдвигаемых гипотез: 1) существуют взаимосвязь психологических черт с отчеством отца; 2) существует схожесть психологических черт отца и сына; 3) существует взаимосвязь авторитетного стиля воспитания пары «отец — сын» с психологическими свойствами личности -были использованы такие методы статистической обработки экспериментальных данных, как: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, И-критерий Манна-Уитни. Для сбора дополнительной информации в рамках исследуемой темы, применялся метод контент-анализ.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, был выбран в качестве метода статистической обработки экспериментальных данных, исходя из того, что - это непараметрический метод, который позволяет статистически изучать связи между явлениями, в данном случаи — связь между психологическими чертами и отчеством. Так же данный метод позволяет определить фактическую степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков. После чего дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента [2, с. 212]. Данный метод потребуется при доказательстве первой гипотезы. И-критерий Манна-Уит-ни, так же является непараметрическим статистическим критерием, который используется для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. В данным случаи сравнивается схожесть психологических черт отца и сына. Метод основан на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя

вариационными рядами и чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках более достоверны [2, с. 101].

Результаты исследования

Обработав массив данных с помощью метода ранговой корреляции Спир-мена [2, с. 212], были обнаружены статистически значимые взаимосвязи в определённых психологических чертах. В паре «Сергеевичи» выявлена взаимосвязь между такой личностной чертой, как демонстративность (акцентуация) (p = 0,15). Исходя из чего, можно заключить, что испытуемым с отчество Сергеевич и именем Сергей присуще активная коммуникативная способность и как следствие наличие большого круга контактов, яркое и богатое воображение, наблюдательность, артистичная развитость и талантливость, наличие богатого воображения. Сергеевичи, как и Сергеи обладают высокой социальной адаптивностью, решительностью. Легко сходятся с людьми и умеют вмиг завязать новое знакомство. Результаты по психологической черте «демонстративность» в паре «Сергеевичи» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Демонстративность в паре «Сергеевичи»

На рисунке 1, горизонтальная шкала представляет собой выраженность психологической черты «демонстративность» (представлена в стенах), а вертикальная шкала обозначает испытуемую пару «Сергеевичи».

В паре «Александровичи» обнаружена статистически значимая взаимосвязь по психологической черте экзальтированность (деакцентуация) (р = 0,03), Результаты представлены на рисунке 2. Из рисунка 2 следует, что пара Александры и Александровичи эмоционально сдержанные личности, в некоторых жизненных ситуациях возможно проявление холодности, отстраненности от переживаний других, умении контролировать и сдерживать свои эмоции, наличие некоторой доли скептицизма и консерватизма, а также присутствие прагматичного взгляда на оценку вещей.

I I I . I

Рис. 2. Экзальтированность в паре «Александровичи»

По психологической черте «циклотимность» (акцентуация) обнаружена статистически значимая взаимосвязь в паре «Владимировичи» (р = 0,04), следовательно, это означает, что их настроение имеет тенденцию часто меняться, в зависимости от изменчивости внешней среды. Наличие данного обстоятельства сказывается на работоспособности, взаимоотношениях, как с близкими, так и мало знакомыми людьми, а также на восприятии себя и своего места в колее жизненных событий. Результаты по психологической черте «циклотимность» в паре «Владимировичи» представлены на рисунке 3.

ю

12 3 4 5

Рис. 3. Циклотимность в паре «Владимировичи»

С помощью И-критерия Манна-Уитни [2] была обнаружена схожесть пары «отец — сын» по определённым психологическим чертам. Результаты представлены в таблице 1. Из таблицы 1 следует, что «Сергеевичи» достоверно схожи со своими отцами по психологической черте «тревожность» (91%). В паре «Александровичи» процент схожести по данной черте составляет 83%, в паре «Владимировичи» — 13%. По психологической черте «застревание» обнаружено достоверное сходство отца и сына в паре «Владимировичи» —

91%. В сравнение, в паре «Сергеевичи», процент сходства по черте «застревание» составляет всего лишь 5%, в паре «Александровичи» — 31%. По психологической черте «экзальтированность» сходство выявлено в паре «Владимировичи» (91%), у пары «Сергеевичи» по этой черте процент сходства равен 24%, у пары «Александровичи» — 32%.

Таблица 1

Схожесть отца и сына по U-критерию Манна Уитни

Психологическая черта Пары «Сергеевичи» Пары «Александровичи» Пары «В ладимировичи»

Z Р Z Р Z Р

Тревожность 0,11 0,91 0,91 0,83 -1,53 0,13

Застревание 1,93 0,05 1,02 0,31 0,12 0,91

Экзальтированность 1,17 0,24 0,99 0,32 0,11 0,91

Методика личностного дифференциала (ЛД) [5], использовалась в данном исследовании в качестве компактного и валидного инструмента изучения определенных черт личности, по трём шкалам: оценка, сила, активность (в каждую из которых входит по семь психологических черт). С помощью метода ранговой корреляции Спирмена [2, с. 212], были обнаружены статистически значимые взаимосвязи между психологическими чертами отца и психологическими чертами сына в определённых шкалах и в определённых парах. Результаты значимых взаимосвязей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень значимости взаимосвязи психологических черт отца и сына (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)

Испытуемая пара «отец - сын» Шкалы

Активность Оценка Сила

«Сергеевичи»

«Александровичи» 0,12

«Владимировичи» 0,00 0,10

Из таблицы 2 следует, что выявлена взаимосвязь в паре «Александровичи» по шкале «активность» (суммарный балл выше среднего уровня) (р = 0,12). Это позволяет утверждать, что Александровичи и Александры высоко активные, энергичные личности, которые во всём преуспевают и выдерживают высокий темп работы. Им свойствен высокий уровень речевой активности, в некоторых случаях и болтливости. Они не выносят безделья и постоянно погружены в какую-либо деятельность. Предприимчивы и находчивы, казалось бы, даже в самых безнадёжных ситуациях. По шкале «оценка», выявлена взаимосвязь в паре «Владимировичи» (суммарный бал среднего уровня) (р = 0,00), следовательно, можно заключать, Владимировичи и Владимиры в

среднем принимают себя как личность, в определенном смысле удовлетворены собой. Наблюдается склонность к осознанию себя как носителя определённых прав и свобод. В среднем для пары «Владимировичи» характерно добросовестное выполнение своих обязанностей, а также отзывчивость к неприятностям ближнего окружения. Справедливость для Владимировичей и Владимиров — это не пустой звук, а в определённом смысле их жизненное кредо. Всегда стараются поступить по совести и учитывать интересы других лиц. Правдив и прямолинеен. Так же в диаде «Владимировичи» выявлена взаимосвязь по шкале «сила» (суммарный бал среднего уровня) (р = 0,10), что в среднем говорит о развитых волевых сторонах личности и склонности рассчитывать на собственные силы в трудных жизненных ситуациях. Владимировичи и Владимиры обладают решительностью, а также уверенностью в собственных силах и в собственном успехе. Им не страшны трудности, ведь трудности для них — это стимул к дальнейшему развитию и личностному росту. Им близко высказывание: «не ошибается только тот, кто ничего не делает», и поэтому любая сложная ситуация воспринимается ими как бесценный опыт.

Используя в дальнейшем методику личностного дифференциала (ЛД) [5], для доказательства гипотезы о существовании схожести психологических черт отца и сына, был применён И-критерию Манна-Уитни [2, с. 212]. Результаты представлены в таблице 3.

Из таблицы 3 следует, что «Александровичи» достоверно схожи со своими отцами по шкале «активность» на 100%. В противовес, в паре «Сергеевичи» процент схожести по данной шкале составляет всего лишь 1%, в паре «Владимировичи» — 23%. По шкале «сила» так же обнаружено достоверное сходство отца и сына в паре «Александровичи» — 92%. В сравнение, в паре «Сергеевичи», процент сходства по шкале «сила», так же составляет 92%, в паре «Владимировичи» — 46%. По шкале «оценка» сходство выявлено в паре «Александровичи» (83%), у пары «Сергеевичи» по этой шкале процент сходства равен 74%, у пары «Владимировичи» — 32%.

Таблица 3

Схожесть отца и сына по У-критерию Манна-Уитни

Пары Пары Пары

Шкала «Сергеевичи» «Александровичи» «Владимировичи»

Ъ Р Ъ Р Ъ Р

Оценка 0,34 0,74 0,21 0,83 - 0,85 0,40

Сила 0,11 0,92 - 0,11 0,92 - 0,74 0,46

Активность - 2,69 0,01 0,00 1,00 1,19 0,23

Для доказательства гипотезы о существовании взаимосвязи авторитетного стиля воспитания пары «отец — сын» с психологическими чертами личности был использован опросник «Стили родительского воспитания» [9], но в ходе статистической обработки экспериментальных данных, с помощью метода ранговой корреляции Спирмена [2, с. 212], статистически значимых взаимосвязей обнаружено

не было, из чего следует, что данная гипотеза не подтвердилась. Следовательно, отчество не определяет передачу стиля воспитания от отца к сыну.

Для выявления смыслового содержания, вкладываемого испытуемыми в собственное имя, а также для анализа связи сыновей с отцами и анализа степени принятия своего отчества было использовано свободное сочинение на тему «Я и моё имя» и анкета, «Отношение к собственному отчеству» (использовалась только для сыновей). Данный анализ проводился при помощи метода контент-анализа, благодаря которому удалось произвести подсчет смысловых единиц и достоверно определить смысл и направленность в письменных текстах [1].

Из свободного сочинения на тему «Я и моё имя» были выделены следующие смысловые категории: «отношение к собственному имени», «отношение к себе посредством имени»», «имя данное в честь и память», «изменения отношения к имени». Результаты анализа данных сочинения свидетельствуют, что всем испытуемым удалось описать своё отношение к собственному имени. Частота встречаемости высказываний испытуемых в процентном соотношении, характеризующее данное отношение, представлены на рисунке 4, где горизонтальная шкала представляет собой выраженность отношения к собственному имени, а вертикальная шкала испытуемых в процентном выражении.

Из рисунка 4 следует, что подавляющее большинство испытуемых в независимости от имени и отчества высказало своё положительное отношении к собственному имени. Самый высокий процент варианта ответа «нравится» собственное имя обнаружено у носителей имени «Александр» (80%). В высказываниях испытуемых с отчеством «Сергеевич» и именем «Сергей», обнаружена оценка своего имени как исключительно «нравится» (60%) и как «люблю» (60%). Такие высказывания как «не задумывался» и «нейтрально» среди «Сергеев» и «Сергеевичей» дано не было, а это может означать, что испытуемые осознают своё отношение к имени как положительное. Так же, важным показателем, является наличие того факта, что никто из испытуемых не выразил негативного отношения к собственному имени. Следовательно, такой вариант ответа как «не нравится» в описываемой рисунке 4 — не представлен.

90%

II

Рис. 4. Гистограмма распределения отношения к собственному имени

При анализе смысловой категории «отношение к себе посредством имени», не у всех испытуемых в письменных источниках удалось встретить данную категорию. Результаты высказываний «отношение к себе посредством имени», представлены на рисунке 5. Анализируя рисунок 5, можно заключить, что у большинства носителей имени «Александр» (60%) и отчеств «Александрович» (60%) в письменных источниках, высказываний, касающихся отношения к себе посредством имени, встречено не было. Высокий процент высказываний, связанных с утверждением «уникальности» собственного имени обнаружено у испытуемых носящих отчество «Сергеевич». Не связывают себя с именем только испытуемые с отчеством «Владимирович» (40%).

Рис. 5. Гистограмма распределения отношения к себе посредством имени

При анализе смысловой категории «имя данное в честь и память», не у всех испытуемых в письменных источниках удалось встретить высказывания, касающиеся данной категории. Результаты высказываний ««имя данное в честь и память»», представлены на рисунке 6 на котором, обращает на себя внимание, доминирование испытуемых с именем «Александр» названных так в честь исторического героя (60%). У носителей отчества «Александрович» наблюдается высокая вариативность «имянаречения». В честь и память дедушки (20%), дяди (20%), папиного друга (20%), исторического героя (20%), знаменитости (20%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же анализируя рисунок 6 примечательно, что у 100% «Владимировичей» при анализе сочинений не тему: «Я и моё имя», высказываний, касающихся категории «имя данное в честь и память», обнаружено не было. У 60% «Сергеевичей», подобных высказываний, так же обнаружено не было. 40% испытуемых носящие имя «Сергей» наречены так в честь дедушки, другие 40% в честь Святого. 40% «Владимировичей» получили своё имя в честь исторического героя.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30%

Сергеевичи Сергеи Александровичи Александры Владимировичи Владимиры

■ Дедушки Дяди ■ Папиного друга иСвятого

Исторического героя ■ Знаменитости иНетвысказывания

Рис. 6. Гистограмма распределения имени данного в честь и память

Из анализа сочинений на тему: «Я и моё имя», у ряда испытуемых были обнаружены высказывания, касающиеся динамики изменений отношения к своим собственным именам. Подавляющему числу испытуемых с именем «Александр» (80%) своё имя нравилось всегда. У «Владимиров» и «Сергеев», процент высказываний характеризующий своё имя как «нравилось всегда» составляет 60%. Что касается отчеств, то большему количеству испытуемым с отчеством «Сергеевич» (60%) сначала не нравилось своё имя, но теперь они считаю его самым подходящим. У носителей отчества «Александрович» подобная характеристика имени в сочинении не встречалась. Высказывание «нравилось всегда» встретилось у 40% «Александровичей» и 40% «Владимировичей». Подобная ситуация наблюдается и в категории «нет высказывания - у 40% «Александровичей» и 40% «Владимировичей» не было обнаружена высказываний, касающихся динамики изменения отношения к собственному имени. Результаты представлены на рисунке 7.

При анализе анкеты «Отношение к собственному отчеству» были выделены следующие смысловые категории: «отношение к отцу», «отношения с отцом», «отношение к своему отчеству», «желание изменить отчество».

Рис. 7. Гистограмма распределения изменения отношения к имени

Результаты анализа данных анкеты свидетельствуют, о том, что всем испытуемым удалось ответить на все предоставленные вопросы анкеты. В результате анализа смысловой категории «отношение к отцу» выявлено, что большой процент испытуемых с отчеством «Александрович» (60%) относятся к своему отцу «как к примеру, и авторитету», другие 20% относятся «с благодарностью и уважением», оставшиеся 20% — «как к близкому другу». Стоит заметить, что лишь у носителей отчества «Александрович» выявлено исключительно положительное отношение к своему отцу. Представители отчеств «Сергеевич» относятся к своему отцу «положительно» (60%), «доверительно» (20%), «дистанционно» (20%). У носителей отчества «Владимирович» наблюдается высокая вариативность отношений к отцу: 20% — «положительно», 20% ответили «стараюсь понимать его», 20% — «дистанционно», 20% — «не скажу, что в лучших». Из этого следует, что отношения к отцу у носителей отчеств «Владимирович» нельзя назвать самыми лучшими. Результаты смысловой категории «отношение к отцу» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Частота встречаемости ответов, характеризующих отношение к отцу

Варианты высказываний Сергеевичи Александровичи Владимировичи

С уважением и благодарностью 20%

Положительно 60% 20%

Папа для меня пример и авторитет 60%

Как к близкому другу 20%

Доверительное 20%

Стараюсь понимать его 20%

Дистанционно 20% 20%

Неоднозначно 20%

Не скажу, что в лучших 20%

При анализе смысловой категории «отношения с отцом», у части испытуемых было выявлено число высказываний не носящие положительный характер. Результаты смысловой категории «отношения с отцом» представлены на рисунке 8.

Рис. 8. Гистограмма распределения отношения с отцом

По данным изображённым на рисунке 8 можно заключить, что подавляющее число испытуемых с отчеством «Владимирович» (80%) находятся в «не-

простых» отношениях со своими отцами, другие 20% считают, что находятся в отношениях «какие и должны быть между родителями и детьми». «Александровичи», оценивают свои отношения с отцом как «очень хорошие» (40%), «дружеские» (40%), «крепкие» (20%), что является важным показателем при анализе данной категории. «Сергеевичи»: «в положительных» — 40%, «в очень хороших» — 20%, «в дружеских» — 20%, «в каких и должны быть родители и дети» — 20%.

Последующий анализ анкеты «Отношение к собственному отчеству» и выделенных смысловых категорий «отношение к своему отчеству», «желание изменить отчество» — выявил 100% совпадение даваемых ответов на вопросы, связанные с данными категориями, среди всех испытуемых носящих отчество «Сергеевич», Александрович», «Владимирович». Испытуемые единогласно ответили, что их отчество им нравится, что с именем оно сочетается и что никакого другого отчества они бы не хотели иметь.

Следовательно, можно сделать вывод, что отношения к отцу и с отцом никак не влияет на отношение к собственному отчеству. Данный вывод можно сделать исходя из количественных данных полученных при анализе анкеты испытуемых с отчеством «Владимирович». Данная информация является дополнительной в рамках исследуемой темы и позволяет более глубже изучить предмет исследования.

Таким образом, можно заключить, что существуют взаимосвязь психологических черт с отчеством отца, схожесть психологических черт отца и сына, а также отчество, как выяснилось, не определяет передачу стиля воспитания от отца к сыну.

Выводы

1. Выявлены следующие взаимосвязи: в паре «Сергеевичи» демонстративность (акцентуация) (р = 0,15), в паре «Александровичи» экзальтированность (деакцентуация) (р = 0,03), в паре «Владимировичи», «циклотимность» (акцентуация) (р = 0,04).

2. Обнаружена схожесть пары отец — сын: «Сергеевичи» достоверно схожи со своими отцами по черте «тревожность» (91%), «Владимировичи» по черте «застревание» (91%). «Александровичи» по шкале «активность» схожи со своими отцами на 100%. По шкале «сила» «Александровичи» (92%). паре «Сергеевичи», процент сходства по шкале «сила», так же составляет 92%, в паре «Владимировичи» — 46%.

3. Используя методику личностного дифференциала (ЛД), удалось выявить следующие взаимосвязи: в паре «Александровичи» по шкале «активность» (суммарный балл выше среднего уровня) (р = 0,12). По шкале «оценка», «Владимировичи» (суммарный бал среднего уровня) (р = 0,00). Так же в паре «Владимировичи» выявлена взаимосвязь по шкале «сила» (суммарный бал среднего уровня) (р = 0,10).

4. Из исследования письменных тексов при помощи метода контент-анализа выявлено следующее: 1) самый высокий процент варианта ответа «нравится» собственное имя обнаружено у носителей имени «Александр» (80%); 2) высокий процент высказываний, связанных с утверждением «уникальности» собственного имени обнаружено у испытуемых с отчеством «Сергеевич»

(60%); 4) 60% испытуемых с именем «Александр» названы так в честь исторического героя; 5) испытуемых с именем «Александр» (80%) своё имя нравилось всегда; 6) испытуемые с отчеством «Александрович» (60%) относятся к своему отцу «как к примеру, и авторитету»; 7) испытуемые с отчеством «Владимирович» (80%) находятся в «непростых» отношениях со своими отцами.

На основании проведенного исследования, гипотезы о том, что: 1) существуют взаимосвязь психологических черт с отчеством отца 2) существует схожесть психологических черт отца и сына — были подтверждены. Гипотеза о существовании взаимосвязи авторитетного стиля воспитания пары «отец — сын» с психологическими чертами личности не подтвердилась. Возможная причина заключается в неоднородности выборки испытуемых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. Москва : Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.

2. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. Москва : Флинта, 2002. 335 с.

3. Ковалдо Л. Я. Слово — тайна тысячелетий. Минск : Тесей, 2004. 304 с.

4. Манолова О. В. Индивидуальный характер: акцентуации и деакцентуации черт // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 150-164.

5. Методика личностного дифференциала. URL: http://azps.ru/tests/2/tt10.html (дата обращения: 22.01.2016).

6. Мухина В. С. Возрастная психология. Москва : Академия, 1999. 456 с.

7. Мухина В. С. Детская психология. Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.

8. Семенова А. Г. Как зовут отца? URL: http://to-name.ru/zov_otca.htm (дата обращения: 08.01.2016).

9. Степанов С. С. Стили родительского воспитания. URL: http://www.maam.ru/ maps/news/87228.html (дата обращения: 21.01. 2008).

10. Суперанская А. В. Имя — через века и страны. Москва : ЛКИ, 2007. 192 с.

11. Хомутская Е. Ю. Особенности отношения к собственному имени в различных возрастных и гендерных группах молодёжи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

REFERENCES

1. Baranov A. N. Vvedenie vprikladnuju lingvistiku [Introduction to applied linguistics]. Moscow: Jeditorial URSS, 2001. 360 p. (in Russian).

2. Ermolaev O. Ju. Matematicheskaja statistika dlja psihologov [Mathematical statistics for psychologists]. Moskva: Flinta, 2002. 335 p. (in Russian).

3. Kovaldo L.J a. Slovo - tajna tysjacheletij [The Word - mystery of the Millennium]. Minsk.: Tesej, 2004. 304 p. (in Russian).

4. Manolova O. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija Psihologija [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series «Psychology»]. 2009. No. 1. Pp. 150-164 (in Russian).

5. Metodika lichnostnogo differenciala [The technique of personal differential]. Available at: http://azps.ru/tests/2/tt10.html (accessed: 22.01.2016) (in Russian).

6. Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija [Age psychology]. Moscow: Akademija, 1999. 456 p. (in Russian).

7. Muhina V. S. Detskajapsihologija [Psychology of adolescence]. Moscow: JeKSMO-Press, 2000. 352 p. (in Russian).

8. Semenova A. G. Kak zovut otca? [The name of the father?]. Available at: http: // to-name.ru/zov_otca.htm (accessed: 08.01.2016). (in Russian).

9. Stepanov S. S. Stili roditel'skogo vospitanija [Styles of parenting]. Available at: http:/ /www.maam.ru/maps/news/87228.html (accessed: 21.01.2008) (in Russian).

10. Superanskaja A. V. Imja - cherez veka i strany [The Name through centuries and countries]. Moscow: LKI, 2007. 192 p. (in Russian).

11. Homutskaja E. Ju. Osobennosti otnoshenija k sobstvennomu imeni v razlichnyh vozrastnyh i gendernyh gruppah molodjozhi: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Features of the relationship to the own name in various age and gender groups of youth: Avtoref. dis. kand. the course of studies. Sciences]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

The relationship name and patronymic of the pair «father - son» with the psychological properties of the personality

A. Petrova

The article discusses the history of the origin of proper names and patronymics of the individual and cultural aspects that explain the nature of the process of naming. Empirically on sample subjects bearing the patronymic Sergeyevich, Aleksandrovich, Vladimirovich, and their fathers, statistically significant correlation of specific psychological features, and also discovered the similarity of a pair of «father - son» for certain psychological traits.

Key words: proper name, a patronymic, an origin story name and patronymic, psychological properties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.