Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Г.Ф., Фещенко Е.М., Ерещенко Ю.В., Зюзя А.А.

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения игровой компьютерной зависимости и связанные с ней проблемы агрессивного поведения подростков. Представлены результаты эмпирического изучения уровня игровой компьютерной зависимости подростков во взаимосвязи с агрессивностью, проявляемыми в отношениях со взрослыми и сверстниками. Отмечены неблагоприятные тенденции к росту числа интернет-аддикций в подростковой среде. Сделаны выводы о необходимости комплексного, систематического психолого-педагогического сопровождения подростков, входящих в «группу риска» и проявляющих склонности к игровой компьютерной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE CORRELATION BETWEEN THE DEPENDENCE OF TEENAGERS ON COMPUTER GAMES AND THEIR AGGRESSIVENESS

The article deals with the theoretical aspects of the study of the addiction of teenagers to computer games and associated with it problems of their aggressive behavior. The results of the empirical study of the level of gaming computer addiction of adolescents in relation to the aggressiveness, which they demonstrate in relationships with adults and peers are presented. Unfavorable trends towards an increase in the number of Internet addictions among adolescents have been noted. Conclusions about the need of the comprehensive, systematic psychological and pedagogical support for teenagers who are included in the "risk group" and who are prone to gaming computer addiction are drawn.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

усиление рекламы, проведение различных массовых соревнований, которые повышают интерес к спорту и зарождают рвение к победе, а также проведение различных встреч с представителями спорта, дабы проявить желание и самостоятельное принятие решения к занятиям спортом, поддержанию здоровья, развитию личности, что важно для будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сысоева Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, А.В. Седнев // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 419-420. - URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (дата обращения: 04.06.2023).

REFERENCES

1. Sysoeva, Yu.V. and Sednev, A.V. (2018), "Physical culture in the life of students", Young scientist, No. 46 (232), pp. 419-420, available at: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (accessed 4 June 2023).

Контактная информация: larisana4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2023

УДК 159.9.072

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Галина Федоровна Голубева, кандидат психологических наук, доцент, Елена Михайловна Фещенко, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Владимировна Ере-щенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г.

Петровского, Брянск

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения игровой компьютерной зависимости и связанные с ней проблемы агрессивного поведения подростков. Представлены результаты эмпирического изучения уровня игровой компьютерной зависимости подростков во взаимосвязи с агрессивностью, проявляемыми в отношениях со взрослыми и сверстниками. Отмечены неблагоприятные тенденции к росту числа интернет-аддикций в подростковой среде. Сделаны выводы о необходимости комплексного, систематического психолого-педагогического сопровождения подростков, входящих в «группу риска» и проявляющих склонности к игровой компьютерной зависимости.

Ключевые слова: игровая компьютерная зависимость, интернет-аддикции, агрессивность, подростковый возраст, психокоррекция и психопрофилактика зависимого поведения, диагностика, корреляционный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p505-510

DIAGNOSTICS OF THE CORRELATION BETWEEN THE DEPENDENCE OF

TEENAGERS ON COMPUTER GAMES AND THEIR AGGRESSIVENESS Galina Fedorovna Golubeva, candidate of psychological sciences, docent, Elena Mikhaylovna Feshchenko, candidate of psychological sciences, docent, Yulia Vladimirovna Ereshchenko, candidate of psychological sciences, docent, Anna Alekseevna Zyuzya, сandidate of pedagogical sciences, docent, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Abstract

The article deals with the theoretical aspects of the study of the addiction of teenagers to computer games and associated with it problems of their aggressive behavior. The results of the empirical study of the

level of gaming computer addiction of adolescents in relation to the aggressiveness, which they demonstrate in relationships with adults and peers are presented. Unfavorable trends towards an increase in the number of Internet addictions among adolescents have been noted. Conclusions about the need of the comprehensive, systematic psychological and pedagogical support for teenagers who are included in the "risk group" and who are prone to gaming computer addiction are drawn.

Keywords: gaming computer addiction, Internet addiction, aggressiveness, adolescence, psy-chocorrectional and psychoprophylaxis of addictive behavior, diagnostics, correlation analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие индустрии компьютерных и электронных игр ставит перед психологией новые вопросы о том, какое влияние они оказывают на развитие детей и подростков. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако компьютерные игры - это не просто деятельность, это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог А.Г. Асмолов. Согласно точке зрения ученого, конструирование миров - процесс создания образа мира в человеческой психике [2].

С начала 80-х гг компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков, что связано с нестабильностью психоэмоциональной сферы и отсутствием волевого самоконтроля на данном этапе развития. Игровые интернет-аддикции становятся реальной угрозой для психического здоровья детей и взрослых. Согласно различным исследованиям, диагноз интернет-зависимость может быть поставлен 10% активных пользователей. Поэтому данную проблему современного общества нельзя оставлять без внимания [4, 5].

К тревожащим фактам следует отнести увеличение числа подростковых преступлений, приводящих к тяжким телесным повреждениям и смерти. Участились среди подростков случаи групповых драк и насильственных действий, носящих ожесточенный характер, в которых повторяются и обыгрываются агрессивные сценарии компьютерных игр. Вызывает серьезные опасения печальная статистика самоубийств, совершенных подростками под воздействием деструктивных сайтов и игровых компьютерных программ, пропагандирующих суициды [3]. Изучением проблемы агрессивности и агрессивного поведения личности на разных этапах онтогенеза занимались как отечественные психологи: Ю.М. Анто-нян, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ю.М. Можгинский, Л.М. Семенюк, так и зарубежные: А. Бандура, Р. Бэрон, К. Лазарус, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Р. Уолтерс и др. [1, 3]. В настоящее время отечественными психологами активно рассматриваются проблемы психологии зависимости. А.Е. Войскунский разработал собственные критерии этой зависимости. В. Д. Менделевич выделил типы интернет-зависимых личностей. В.А. Лоскутова изучала культурные особенности пользователей русскоязычного Интернета. А.Е. Жич-кина, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова изучили особенности личности интернет-зависимых пользователей. Однако стоит признать, что проблемы игровой компьютерной зависимости и вопросы, связанные с ее профилактикой и коррекцией, остаются до конца не исследованными, что объясняется быстрыми изменениями, происходящими в интернет пространстве, а также на рынке компьютерных игровых технологий, предъявляющие новые вызовы индивиду и обществу.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между агрессивностью и уровнем игровой компьютерной зависимости подростков. Основными задачами исследования были:

1. Подобрать методы и методики изучения агрессивности и игровой компьютерной зависимости подростков.

2. Провести исследование уровня компьютерной игровой зависимости и агрессивности у подростков.

3. С помощью математико-статистической обработки эмпирических данных выявить взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и агрессивности подростков.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой данного эмпирического исследования явилось МГБОУ СОШ № 29 города Брянска. Выборка составила 86 испытуемых подростков в возрасте 13-14 лет.

В качестве методов исследования были использованы: а) теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация при проведении исследования психологической литературы; б) эмпирические: диагностические методики и тесты, качественные методы исследования, количественная и качественная обработка данных, статистический анализ.

Эмпирическое исследование включало в себя следующие психодиагностические методики: тест Т. Такера, направленный на выявление игровой компьютерной зависимости (модифицированный и адаптированный для подростков психологом Коныгиной И.А.); методика выявления уровня агрессии «Басса - Дарки»; «Тест руки» Э. Вагнера; проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования была проведена методика, позволяющая выявить у подростков игровую зависимость (тест Т. Такера). Результаты представлены на рисунке 1.

4^<>/„ -41%--Данные, представленные на рисунке

1 свидетельствуют о том, что у 41% испытуемых подростков не выявлены какие-либо негативные последствия, связанные с компьютерными игами. У 37% подростков отмечаются тенденции к негативным последствиям. 22% испытуемых находятся в зоне риска, так как у них выявлен уровень, ведущий к негативным последствиям и высока вероятность компьютерной зависимости.

Проведенное исследование компьютерной зависимости подростков с помощью теста Т. Такера позволило сделать вывод о том, что, у менее половины подростков нашей выборки не отмечаются какие-либо последствия от компьютерных игр, то есть подросткам не угрожает общение с компьютером, они способны ограничивать время своего пребывания в Сети самостоятельно. Однако уровень зависимости подростков от компьютера, который может привести к негативным последствиям достаточно высок. Это говорит о том, что с подростками, отнесенными к данной стадии игровой зависимости необходимо провести профилактические занятия, направленные на профилактику игровой компьютерной зависимости.

Для выявления агрессивности подростков была проведена методика «Басса-Дарки». Результаты представлены в таблице.

Анализ данных по различным формам агрессивных реакций показал, что у подростков наиболее выражены такие характеристики как: физическая агрессия (56%), косвенная агрессия (48%), вербальная агрессия (52%), подозрительность (44%). Подростки в конфликтной ситуации готовы к применению физической силы против другого лица.

Кроме этого, они способны на проявление агрессии косвенным путем, через выражение негативизма, отрицания мнения другого, принижение значимости одноклассников, подталкивания к неприемлемым поступкам других.

Наиболее часто подростки в неприятной для них ситуации используют вербальную агрессию, которая выражается в оскорблениях, злобных шутках, негативных чувствах. Таким образом, можно отметить, что у подростков данной выборки представлены все виды агрессии. Для них в более всего характерна вербальная агрессия. Этим учащимся

Уровень, Уровень, Нет

ведущий к который может последствий от негативным привести к компьютерной последствиям негативным игры

последствиям

Рисунок 1 - Уровни игровой компьютерной зависимости подростков по тесту Т. Такера, в адаптации И.А. Коныгиной

свойственны словесные оскорбления, критика, унижение другого человека, распространение клеветы, сплетен. Индекс агрессивности находится в норме; индекс враждебности выше нормы.

Таблица - Результаты изучения агрессивности подростков (методика Басса-Дарки)

Параметры Уровни проявления агрессивности / %

Высокий Средний Низкий

Физическая агрессия 56 40 4

Косвенная агрессия 48 12 40

Раздражение 16 52 32

Негативизм 32 44 24

Обида 24 24 52

Подозрительность 44 36 20

Вербальная агрессия 52 32 16

Угрызение совести 20 28 52

Изучение агрессивности подростков проходило с помощью методики «Тест руки» Э. Вагнера. Результаты теста представлены на рисунке 2.

Данные рисунка 2 показывают, что норма коэффициента агрессивности отмечается у 33% подростков, которые способны в сложной ситуации контролировать свои негативные эмоции, выражать свое мнение приемлемым путем. У 26% испытуемых подростков выявлены установки на социальное сотрудничество, что отражает наличие у них умений выстраивать бесконфликтно свое взаимодействие с окружающими людьми. Для 41% подростков характерна склонность к агрессивному поведению, которая может носить пока не явно выраженный характер, но в сложной ситуации может стать реальным агрессивным поведением в общении со сверстниками. Таким образом, почти у половины подростков выявлена склонность к агрессивному поведению, у меньшего числа испытуемых уровень агрессивность находится в норме.

Для изучения агрессивности подростков была проведена проективная методика «Несуществующее животное». Результаты представлены на рисунке 3.

установки на норма склонность к ммгаутость ] 5

социальное агрессивности агрессивному -I-1-----

сотрудничество поведению 0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 2 - Показатели агрессивности подростков по Рисунок 3 - Результаты проведения проективной мето-«Тесту руки» Э. Вагнера (%) дики «Несуществующее животное» (в %)

Данные, представленные на рисунке 3 позволяют сделать вывод о том, что замкнутость в проективных рисунках присутствует у 15% подростков; эгоцентризм выявлен у 17% испытуемых; вербальная агрессия характерна для 18% подростков; защита и страх проявляются в рисунках 28% подростков; боязнь, нерешительность выявлена у 50% подростков. Полученные результаты позволяют отметить, что у половины подростков нашей выборки выявлены боязнь, нерешительность. В меньшей степени для них характерны замкнутость и вербальная агрессия, а защита, страх и недовольство в процентном отношении у подростков представлены практически в равной степени. Из всех видов агрессии доминирующей выступает вербальная. Для подростков, которые ее используют в отношениях

со взрослыми и сверстниками характерно использование угроз и оскорблений.

Для проверки гипотезы о том, что существует взаимосвязь между агрессивностью и уровнем игровой компьютерной зависимости подростков, нами было проведено корреляционное исследование, с использованием критерия корреляции Пирсона и программы SPSS Statistics. Были выявлены следующие значимые корреляционные связи:

- между уровнем компьютерной зависимости, ведущим к негативным последствиям и косвенной агрессией подростков (r=0,33, при p=0,01), что отражает прямую связь коррелируемых характеристик, а именно: при высоком уровне компьютерной зависимости повышается склонность подростков к выражению негативизма, оскорблений в адрес других;

- между уровнем компьютерной зависимости, который может привести к негативным последствиям и физической агрессией подростков (r=0,36, при p=0,001). Подростки с данным уровнем компьютерной зависимости способны к выражению агрессии с применением силы по отношению к другим людям;

- между уровнем компьютерной зависимости, при котором нет последствий зависимости и вербальной агрессией (r=-0,38 при p=0,001). Чем более выражена у подростков склонность к угрозам, брани, чрезмерному крику, тем менее характерен для них низкий уровень компьютерной зависимости;

- между уровнем компьютерной зависимости, который может привести к негативным последствиям и подозрительностью подростков (r=0,40, при p=0,001). Подростки с данным уровнем компьютерной зависимости имеют способность безосновательно подозревать окружающих во многих делах, усматривают их враждебные намерения;

- между уровнем компьютерной зависимости, при котором нет последствий зависимости и боязнью, нерешительностью (r=0,32 при p=0,012). Низкий уровень компьютерной зависимости снижает уровень страха, нерешительных действий подростков.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил выявить значимые корреляционные связи:

- между уровнем компьютерной зависимости, приводящим к негативным последствиям и косвенной агрессией подростков;

- между уровнем компьютерной зависимости, который может привести к негативным последствиям и физической агрессией, подозрительностью подростков;

- между уровнем компьютерной зависимости, при котором нет последствий зависимости и вербальной агрессией, боязнью подростков.

Это позволяет говорить о том, что при развитии компьютерной, игровой зависимости у подростков более выраженными становятся агрессивные проявления в общении со сверстниками и взрослыми.

В дальнейших эмпирических исследованиях по данной проблеме целесообразно верифицировать на репрезентативной выборке гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем компьютерной игровой зависимости и агрессивностью подростков, а также разработать и провести коррекционную программу для подростков, входящих в «группу риска» и проявляющих склонности к игровой компьютерной зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов С.В. Агрессивность и компьютерные игры / С.В. Блинов // Граждановедение. -2006. - № 10 - С. 7-16.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 90-100.

3. Голубева Г.Ф. Связь индивидуально-психологических особенностей со склонностями к суицидальному поведению старшеклассников / Г.Ф. Голубева, Е.М. Фещенко // Alma Mater (Вестник

высшей школы). - 2022. - № 4. - С. 55-61.

4. Голубева Г.Ф. Проблемы подготовки психологов-консультантов для психологической службы в образовании / Г.Ф. Голубева // Вестник Брянского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 117-121.

5. Султанова Ж.А. Научно-теоретический обзор влияния СМИ (на примере интернета) на агрессивное поведение подростков / Ж.А. Султанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 429-432.

REFERENCES

1. Blinov, S.V. (2006), "Aggressiveness and computer games", Grazhdanovedenie, No. 1, pp. 716.

2. Voiskunskii, A.E. (2014), "Actual problems of dependence on the Internet", Psikhologicheskii zhurnal, Vol. 25, No. 1, pp. 90-100.

3. Golubeva, G.F. and Feshchenko E.M. (2022), "The relationship of individual psychological characteristics with suicidal tendencies in high school students", Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly), No. 4, pp. 55-61.

4. Golubeva, G.F. (2009), "Problems of training psychologists-consultants for psychological service in education", VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 1, pp. 117-121

5. Sultanova, Zh.A. (2009), "Scientific and theoretical review of the influence of the media (on the example of the Internet) on the aggressive behavior of adolescents", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 90-100.

Контактная информация: erho11@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2023

УДК 159.99

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Маргарита Александровна Данилова, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Сергеевна Пантелеймонова, магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь.

Аннотация

Статья посвящена проблеме совладающего поведения матерей в замещающих семьях. Описываются факторы, влияющие на развитие совладающего поведения у родителей. Представлен анализ специфики детско-родительских отношений в замещающих семьях, рассматриваются типичные копинг-стратегии, используемые матерями в процессе взаимодействия с ребенком в условиях опекунства либо усыновления. Совладающее поведение матерей рассматривается как фактор, определяющий условия успешной адаптации детей в замещающих семьях. Изучение теоретических аспектов проблемы дает возможность осуществлять процесс психологического сопровождения приемных родителей, позволяет значительно увеличить уровень их способности справляться со стрессом и трудностями в процессе воспитания.

Ключевые слова: воспитание, детско-родительские отношения, замещающая семья, приемные родители, стресс, совладающее поведение, копинг-стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p510-513

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF COPING BEHAVIOR OF MOTHERS IN SUBSTITUTE FAMILIES

Margarita Aleksandrovna Danilova, candidate of psychological sciences, docent, Tatiana Ser-

geevna Panteleimonova, master student, Crimean State Engineering Pedagogical University,

Simferopol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.