Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов на качество образования в техногенном обществе'

Взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов на качество образования в техногенном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / TECHNOGENIC SOCIETY / LEVELS OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогиберидзе Георгий Меджидович, Твердынин Николай Михайлович

Рассмотрено взаимодействие различных факторов, влияющих на особенности развития общества. Показано, что образовательная сфера в ходе этого развития является одной из наиболее инертных составляющих. При этом сам процесс развития современного социума напрямую зависит от качества образования. Предложен ряд мер по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation and interference of various factors on quality of education in technogenic society

The interaction of different factors influencing the development of modern society, were considered. The inertia of the educational sphere, as one of the most inert components was shown. At the same time the process of development of modern society depends on the quality of education. A number of measures for its improvement was offered.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов на качество образования в техногенном обществе»

УДК 37.01 ББК 74.0

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ГЕОРГИЙ МЕДЖИДОВИЧ ГОГИБЕРИДЗЕ,

профессор общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики ГАОУВОМГПУ, доктор педагогических наук

E-mail: giya28@mail.ru; НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТВЕРДЫНИН, профессор общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики ГАОУ ВО МГПУ,

доктор философских наук, кандидат технических наук E-mail: tvernick@mail.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрено взаимодействие различных факторов, влияющих на особенности развития общества. Показано, что образовательная сфера в ходе этого развития является одной из наиболее инертных составляющих. При этом сам процесс развития современного социума напрямую зависит от качества образования. Предложен ряд мер по его совершенствованию.

Ключевые слова: техногенное общество; уровни образования; качество образования, модернизация образовательной системы.

Abstract. The interaction of different factors influencing the development of modern society, were considered. The inertia of the educational sphere, as one of the most inert components was shown. At the same time the process of development of modern society depends on the quality of education. A number of measures for its improvement was offered.

Keywords: technogenic society; levels of education; the quality of education, modernization of the educational system.

Развитие современного техногенного социума представляет собой одновременно многофакторный и многофункциональный процесс. Именно это обстоятельство делает достаточно сложной задачей не только получение объективной оценки состояния общества в целом, но даже его отдельных сегментов. Оценка же перспектив социального развития, точное прогнозирование применительно даже к отдельным социальным группам затруднено еще более. Это происходит вследствие того, что динамика многих социальных процессов за последнее столетие изменилась больше, чем за всю историю цивилизации [1, с. 33—38; 2, с. 23—28]. В данной статье описывается попытка анализа причин, порождающих многофакторность и многофункциональность общественного развития, применительно к той части общества, которая представляет его интеллекту-

альный авангард и постоянно пополняется за счет не имеющего исторических аналогов развития системы образования (при всех имеющихся издержках) за последние два столетия.

Под многофакторностью в данной статье понимается одновременное воздействие на любой субъект социальных отношений комплекса факторов; экономических, политических, социальных, этнических, конфессиональных и множества других. Казалось бы, что в такой постановке вопроса нет ничего нового, но с возникновением информационного общества развитие техники и технологии стало не просто определять различные стороны жизни людей (особенно качество условий существования) как это было на первых этапах научно-технической революции. Практически каждый житель развитых стран стал заложником бесперебойного функцио-

нирования множества технологических цепочек и технических устройств различной степени сложности. Это привело к тому, что каждый из обозначенных выше факторов проявляет себя в значительных масштабах, влияя порой на судьбы десятков миллионов людей, с различной интенсивностью, и эта интенсивность может резко измениться относительно любого фактора в считанные дни и даже часы. При этом ни один из факторов независимо от своей величины (доли) не исчезает полностью, но и не захватывает надолго доминирующие позиции. В качестве историко-социального примера приведем изменение роли экономического фактора в определении социального положения.

В средние века экономическое положение определяло социальный статус только частично, поскольку владетельный сеньор сохранял свое место в социальной иерархии, даже при финансовых потерях. Он просто возмещал их за счет косвенного, а порой и прямого ограбления тех купцов и ростовщиков, которые предоставляли ему до этого в долг товары и финансовые средства, не говоря уже о повышении эксплуатации крепостных. Наоборот, даже самый богатый купец не мог претендовать на равное положение с аристократом, который мог быть значительно беднее его. Естественно, что положение постепенно менялось, и с началом эпохи буржуазных революций экономический фактор обрел доминирующую роль в социальных отношениях, но, как известно, на это ушли столетия.

Многофункциональность же каждого фактора, значимого для развития социальных отношений (как эволюционного, так и революционного) заключается в том, что каждый из них функционально связан как с остальными, так и рядом других (менее масштабных и по своей сути вторичных), которые возникают и исчезают в конкретных социально-исторических условиях. Например, на социальную жизнь общества может в какой-то период достаточно сильно влиять степень распространенности азартных игр или степень пристрастия к предметам роскоши.

Поскольку такая многофакторно-многофункциональная система телеологична [3, с. 19—24], то попытки прогнозировать происходящие в ней процессы с позиций классического анализа динамики того или иного фактора скорее всего не дадут положительных результатов, прежде всего, потому,

что сами рассматриваемые функционалы диалектичны по своей природе, а их анализ с использованием принципа суперпозиции — механистичен. То есть, рассматривая с общеметодологических позиций сбои в прогнозировании развития социальных (политических, этно-конфессиональных и др.) процессов и явлений при применении даже самых эффектных математических моделей, можно предположить, что такие сбои неизбежны.

В техногенном социуме процесс развития общества зависит от достаточно большого социального пласта, составляющего ту часть населения, которая занята в сферах деятельности, требующих высокого интеллектуального и образовательного уровня [4, с. 7—25; 5, с. 8—29]. Традиционно к этой категории, помимо управленческого и инженерно-технического персонала (общеупотребительный термин «белые воротнички»), относятся и рабочие с высокой квалификацией — «синие воротнички».

Если в первой половине прошлого века различия в уровне образования и заработной плате между этими категориями были достаточно велики, то, к настоящему времени произошли значительные изменения. На ряде производств синий воротничок может получать равную или даже большую зарплату, чем белый воротничок или управленец, переизбыток которых, порожденный системой высшего образования, стал одной из реалий современной жизни.

Включение молодежи в современное производство при этом идет гораздо более медленными темпами, чем это наблюдалось еще полвека назад [6, с. 44—49]. Причины такого явления вполне объяснимы при его анализе с диалектических позиций. Уникальное по нарастающим темпам развитие техники и технологии за последние три века привело к доминированию в образовательной среде естественно-научных и технико-технологических специальностей. Поскольку образовательная сфера крайне инерционна, то в конце советского периода количество инженерно-технических специалистов стало избыточным. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что и в других промышленно развитых странах количество инженерно-технических специалистов также стало сокращаться. И здесь имеет место процесс диалектичный по своей сущности, поскольку научно-технический прогресс привел к ряду качественных изменений (кибернетизация производства, появление

робототехники третьего поколения и др.), которые сделали ненужным существовавшее ранее значительное количество специалистов для работы в сфере техники и технологии. Но, в тоже время, именно изменения в образовательном пространстве, реагирующие на подобные социально-экономические вызовы, позволяют обществу безболезненно решать вопросы интеграции «лишних» людей с техническим образованием в другие сегменты социума, которые часто не связаны напрямую с техникой и технологией [7, с. 59—63].

Подобные перемены в научно-техническом развитии общества и соответствующие им изменения в соответствующих сегментах образовательного пространства по-новому ставят вопрос о качестве образования в нашей стране. После колоссального промышленного спада и даже деградации многих отраслей в промышленности в начале девяностых годов (не говоря уже о предшествующем достаточно сложном периоде, который принято периодом застоя) возникла необходимость в инновационной модернизации производственного потенциала нашей страны и, соответственно, образования. Представляется, что наиболее удачным термином отвечающим данному процессу является «реиндустриализация».

Процесс реиндустриализации способствует активизации поиска дополнительных источников и внутренних региональных ресурсов социально-экономического развития в каждом субъекте РФ. Одним из таких источников является качество образования.

Само понятие «качество образования» с трудом поддается определению. И это не вопрос терминологии. В новых экономических реалиях качество образования приобретает новые смыслы и характеристики. Оно становится многомерным и рассматривается уже не только как достижение определенного культурного и образовательного уровня, но, прежде всего, как соответствие результатов подготовки обучающихся кадровым потребностям социально-экономической сферы конкретного региона в конкретный период времени.

Современная теория менеджмента склоняется к тому, что важнейшие параметры качества образования должны определяться, прежде всего, работодателями. Подобный подход получает все большее распространение в Европейском Союзе. Так, например, в 2011 году Еврокомиссия представила до-

кумент «Модернизация высшего образования в Европе: финансирование и социальные аспекты», в котором подчеркивается: «качество образования должно соответствовать ценностям, целям и задачам трех групп пользователей: учащихся, покупателей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом».

Сходное определение понятия «качество образования» дано в Кодексе Российской Федерации об образовании: «Качество образования — это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству» [8].

Исследования, проводимые отечественными учеными (В.С. Буланов, Н.А. Волгин, Н.Я. Синиц-кая и др.), позволили сделать вывод о том, что «образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и не денежное выражение» [9, с. 50]. Не денежные экс-терналии оказывают существенное влияние на социокультурное развитие региона. Результаты проведенных социологических исследований выявили достаточно четкую связь между качеством образования населения и активностью его участия в общественно-экономической жизни региона. Кроме того, было доказано, что качество образования не только детерминирует процессы социальной активизации, но и способствует более интенсивному экономическому развитию региона.

Изучение роли качества образования позволило также сделать вывод о том, что оно порождается «расширением объема использованных трудовых и капитальных ресурсов, а также совершенствованием технологий» [10, с. 67]. В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала как первостепенного рычага экономического роста региона.

Идея осуществления затрат на повышение квалификации работника в качестве капитала выдвигалась еще классиками политической экономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Позже эта идея получила развитие в работах известных отечествен-

ных и зарубежных ученых. Экономисты пришли к выводу о том, что особенность человеческого капитала состоит в его неотделимости от самого человека, а инвестиции в человеческий капитал — это затраты, которые приводят к повышению квалификации человека, и как следствие, к росту производительности труда. Таким образом, инвестиции в качество образования следует рассматривать не иначе как инвестиции в качество человеческого капитала.

В последнее десятилетие человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Экспертами Всемирного банка были проведены денежные оценки элементов национального богатства. Результаты расчетов показали, что «в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 от его итоговой оценки» [11, с. 204 — 207]. На основе этих расчетов был сделан вывод о том, что главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление компетенций, знаний и умений.

Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются следующими факторами:

• темпами развития приоритетных направлений развития науки и техники;

• уровнем подготовки и квалификационным составом работников;

• степенью прогрессивности средств научно-производственного труда.

То есть всем тем, что обеспечивает ускорение реализации инновационных проектов, а также увеличение объема и качества инвестиций, направляемых на эти цели

Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние качества образования на экономический рост региона, являются научные исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Так, например, вклад технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20—40% от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает тезис о том, что качество образования имеет огромное значение для экономического развития.

Появление новых высокорентабельных отраслей в промышленности, аграрном комплексе, сфере услуг стало следствием крупных вложений в

НИОКР. Сама структура экономики наиболее развитых регионов в последние три-четыре десятилетия претерпела существенные изменения в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей. Ту же направленность имеет и глобализация мирового хозяйства, где главными инструментами конкурентоспособности становятся инновации, идеи, мастерство и знания. Сохранение и развитие базы знаний возможно только при условии повышения качества образования населения, что неразрывно связано с ростом инвестиций в науку и образование.

При осуществлении инвестиций в развитие человеческого капитала необходимо учитывать характерные особенности этого вида затрат.

Во-первых, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование их профессиональной культуры, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала.

Во-вторых, такие затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка в связи с изменившимися требованиями инновационного обновления производства.

В-третьих, длительность периода, в течение которого окупаются инвестиции в человеческий капитал, должна соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-квалификационного роста работников.

Учитывая специфику инвестиций в развитие человеческого капитала, можно констатировать, что дальнейшая судьба российской экономики в целом и экономики отдельных регионов в частности во многом зависит от решения следующих задач:

Создание нормативно-правовых условий для активного участия работодателей и других социальных партнеров в повышении качества образования.

Разработка механизма реализации контрактной подготовки специалистов (квалифицированных рабочих, бакалавров, магистров) в учреждениях выс-

шего, среднего и начального профессионального образования, а также в условиях профильного обучения на основе государственных заказов.

Совершенствование производственной (профессиональной) практики на договорной основе между работодателями и образовательными учреждениями.

Разработка механизма взаимодействия и интеграции системы высшего, среднего и начального профессионального образования с общеобразовательной (профильной) школой.

Реализация образовательных программ, сочетающих различные формы обучения со стажировками на базе сетевых учреждений.

Разработка стандартов минимального материально-технического оснащения образовательных учреждений разного профиля и уровня.

7. Разработка системы мер, стимулирующих инвестиционную деятельность потенциальных работодателей и социальных партнеров в качество образовательных услуг.

Таким образом, инвестиции в науку и образование — это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих научных и образовательных объектов, их материально-техническое оснащение, организацию учебного процесса, разработку образовательных технологий, но и наиболее эффективные вложения в социально-экономическое развитие региона.

Литература

1. Старжинский В.П., Цекало В.В. Динамика науки и инновационное развитие. / В.П. Старжинский, В.В. Цекало // Минск: БНТУ. 2013. 391 с.

2. Лебедев С.А. Методы научного познания: учебное пособие / С.А. Лебедев. М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2014. 272 с.

3. Грунвальд Армин. Техника и общество. / Ар-минГррунвальд // М.: Логос, 2011. 160 с.

4. Лебедев С.А. О стратегии развитии научно-технического потенциала современной России / Лебедев С.А. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 3. С. 7—25.

5. Лебедев С.А. Российская наука и образование: проблемы и перспективы / С.А. Лебедев // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 82—89.

6. Твердынин Н.М. Обучение технологии в школе как основа научно-технического развития. //

Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. 2013. № 1. С. 44—49.

7. Гогиберидзе Г.М., Твердынин Н.М. Высокие технологии в образовании: возможности внедрения и реальность. Непрерывное профессиональное образование: опыт внедрения инновационных технологий: сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. Е.А. Смирнова, М.А. Шир-калин. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2015. 324 с. С. 59—63.

8. Рынок труда: учебник / Под. ред. проф. В.С. Буланова, проф. Н.А. Волгина. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Экзамен, 2003.

9. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. № 3. С. 67.

10. Синицкая Н.Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона// Экономика образования. 2004. № 1. С. 50.

11. Кодекс Российской Федерации об образовании // Учительская газета от 06.07.2012.

References

1. Starzhinsky V.P., Tsekalo V.V. Dynamics of science and innovative development. / V.P. Starzhinsky. V.V. Tsekalo // Minsk: Belarusian national technical University. 2013. 391 p.

2. Lebedev S.A. Methods of scientific knowledge: textbook / S.A. Lebedev. M.: Alpha M: INFRA-M, 2014. 272 p.

3. Grunwald Armin. Technology and society. / Emigroval // M.: Logos, 2011. 160 p.

4. Lebedev S.A. On the strategy of development of scientific-technical potential in modern Russia / Lebedev A.S. // New in psycho-pedagogical studies. 2011. No. 3. P. 7—25.

5. Lebedev S.A. Russian science and education: problems and prospects / S.A. Lebedev // Higher education in Russia. 2012. No. 11. P. 82—89.

6. Tverdynin N.M. Learning technologies in the school as a basis for scientific and technological development. // Research in education. The magazine for Professional education. Capital. 2013. No. 1. P. 44—49.

7. Gogiberidze G.M., Tverdynin N.M. High technologies in education: implementation and reality. Continuing professional education:

experience of introduction of innovative technologies: materials of scientific-practical conference / ed. ed. by E.A. Smirnova, M.A. Chirkalin. Kolomna: State socio-humanitarian University, 2015. 324 p. P. 59—63.

8. The labor market: the textbook / Under. edited by Professor V.S. Bulanov, prof. Volgina. 2-e Izd., Rev. M.: Exam, 2003.

9. The evaluation of the benefits to society from higher education system // Economy of education. 2002. No. 3. P. 67.

10. Sinitskaya N.I. Education as a factor in the quality of human potential of region // Economy of education. 2004. No. 1. P. 50.

11. Code of the Russian Federation on education // Teachers newspaper from 06.07.2012.

УДК 378 ББК 74.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: Statya2015@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются понятие и элементы профессионально-педагогической компетентности сотрудников органов внутренних дел. Определено, что данная компетентность является одним из аспектов профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; сотрудник органов внутренних дел; правоохранительная деятельность.

Abstract. The article analyzes the concept and elements of the professional-pedagogical competence of employees of internal Affairs bodies. Determined that this competence is one aspect of professional readiness of the bodies of internal Affairs to implement the operational objectives of law enforcement.

Keywords: pedagogical competence; communicative competence; an employee of internal Affairs bodies; law enforcement.

Деятельность органов внутренних дел, бесспорно, педагогически ориентирована. Социально-педагогическое влияние на население происходит при каждом контакте с гражданами, осуществлении правового воспитания, организации работы по профилактике правонарушений, общении сотрудников в служебных коллективах и др. Таким образом, решение в том числе педагогических задач в деятельности сотрудников органов внутренних дел способствует достижению главной профессиональной цели — защиты личности, общества, государства. Большое внимание в процессе своей профессиональной деятельности сотрудники органов вну-

тренних дел уделяют правовому воспитанию, необходимость которого обусловлена слабым уровнем правосознания в обществе.

Эти обстоятельства требуют высокого уровня профессионально-педагогической компетентности каждого сотрудника органов внутренних дел.

Разберемся, что понимается под педагогической компетентно стью.

Так, Сластенин В.А. под педагогической компетентностью понимает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналити-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.