Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белозерова Лилия Алмазовна, Забегалина Светлана Викторовна, Стародуб Елена Викторовна

Функциональная асимметрия мозга является биологической основой индивидуально-психологических различий в реализации психических функций. Авторы статьи поднимают проблему специфики проявления творческого мышления у детей с различными типами функциональной асимметрии мозга с точки зрения ее общетеоретического и практического аспектов. Повышение компетентности педагогов и психологов образовательных учреждений в вопросах специфики творческого мышления у детей с различными латеральными фенотипами позволит организовать дифференцированный учебный процесс, направленный на формирование креативной личности.Functional brain asymmetry is a biological basis for individual psychological differences in the implementation of the mental functions. The authors raise the problem of specific manifestations of creative thinking in children with different types of functional asymmetry of the brain in terms of its general theoretical and practical aspects. Increased competence of teachers and psychologists of educational institutions in matters of specifics of creative thinking in children with different lateral differentiated phenotypes will help organize the educational process aimed at the formation of the creative person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белозерова Лилия Алмазовна, Забегалина Светлана Викторовна, Стародуб Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Белозерова Лилия Алмазовна

канд. биол. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, г. Ульяновск Забегалина Светлана Викторовна канд. психол. наук, ст.преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО Ульяновского государственного

педагогического университета имени И.Н.Ульянова, г. Ульяновск

Стародуб Елена Викторовна

воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 50 «Северянка»,

г. Ульяновск

INTERRELATION FUNCTIONAL INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY OF THE BRAIN AND CREATIVE THINKING OF CHILDREN Belozerova Liliya Almazovna, Candidate of biological sciences, associate professor of psychology of Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Zabegalina Svetlana Viktorovna, Candidate of psychological science, assistant professor of the chair psychology of Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Starodub Elena, caregiver speech therapy group, MBDOU kindergarten № 50 combined type «Severyanka» АННОТАЦИЯ

Функциональная асимметрия мозга является биологической основой индивидуально-психологических различий в реализации психических функций. Авторы статьи поднимают проблему специфики проявления творческого мышления у детей с различными типами функциональной асимметрии мозга с точки зрения ее общетеоретического и практического аспектов. Повышение компетентности педагогов и психологов образовательных учреждений в вопросах специфики творческого мышления у детей с различными латеральными фенотипами позволит организовать дифференцированный учебный процесс, направленный на формирование креативной личности. ABSTRACT

Functional brain asymmetry is a biological basis for individual psychological differences in the implementation of the mental functions. The authors raise the problem of specific manifestations of creative thinking in children with different types of functional asymmetry of the brain in terms of its general theoretical and practical aspects. Increased competence of teachers and psychologists of educational institutions in matters of specifics of creative thinking in children with different lateral differentiated phenotypes will help organize the educational process aimed at the formation of the creative person.

Ключевые слова: творческое мышление; функциональная асимметрия мозга; дети дошкольного и школьного возраста.

Keywords: creative thinking; functional asymmetry of the brain; children of preschool and school age.

В изменяющихся социально-экономических условиях обостряется потребность общества в творчески-активной личности, способной в нестандартных условиях гибко, самостоятельно использовать приобретенные знания, активно и адекватно реагировать на происходящие в мире изменения. В связи с этим можно считать приоритетной направленность системы образования на ранее выявление креативных детей, их поддержку, создание условий для их развития. В тоже время современное обучение ориентировано преимущественно на развитие формально-логического мышления, опирающегося на строгие рассуждения с опорой на знакомые закономерности. В результате, это привело к недооценке образной, творческой стороны мышления при построении образовательного процесса.

Учитывая, что с точки зрения системного подхода психические явления многомерны и многоуровневы, а индивидуальность представляет собой систему, включающую психологический, физиологический и другие уровни, то функциональную асимметрию мозга можно рассматривать как нейрофизиологическую основу индивидуально-типологических различий в реализации психических функций [14], в том числе, творческого мышления.

Результаты научных исследований показывают, что специализация полушарий и межполушарные взаимодействия во многом определяют психофизиологическую индивидуальность человека [1]. Однако, анализ научной психологической и естественнонаучной литературы [1, 8, 14] показал, что до настоящего времени не проводилось комплексного изучения особенностей творческого мышления в зависимости от латерального фенотипа у детей

дошкольного, младшего и старшего школьного возраста. Соответственно в настоящее время имеется объективная малоизученная проблема: существует ли специфика проявления творческого мышления у детей с различными индивидуальными профилями функциональных асимметрий?

Исследования по данной проблеме актуальны для развития теории творческого мышления как с точки зрения ее общетеоретического, так и практического аспектов. Изучение творческого мышления детей в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации дает возможность осуществить целостный междисциплинарный подход к изучению креативности, расширить представления о влиянии типа сенсомоторного доминирования на особенности протекания психических процессов. В практическом плане результаты исследования по указанной проблеме могут иметь значение при построении диагностической, развивающей и коррекционной работы, направленной на формирование творческих способностей детей различного возраста, с учетом их индивидуально-типологических различий.

Экспериментальные и клинические данные свидетельствуют, что само явление межполушарной функциональной асимметрии мозга уже неопровержимо доказано, однако по-прежнему дискуссионным остается вопрос о сроках и механизмах ее формирования, особенностях проявления в онтогенезе, ее отношениях с психическими функциями. Существуют две основные концепции возрастной динамики межполушарных функциональных различий: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Согласно первому подходу существует изначальное абсолютное равенство больших полушарий по отношению ко всем функциям. А формирование доминантности полушария происходит уже в процессе онтогенеза. Сторонники второй концепции утверждают, что специализация полушарий происходит еще при рождении, она проявляется как генетически запрограммированная способность нервного субстрата полушарий развивать те или иные функции [10].

Нормальная психическая деятельность человека реализуется при участии обоих полушарий головного мозга, но каждое из них вносит свой вклад в ее организацию, обеспечивает свою сторону этой деятельности. Установлено, что левое полушарие обрабатывает информацию аналитически, последовательно, индуктивно, с выявлением причинно-следственных связей. Оно обеспечивает сукцессивное восприятие, произвольное запоминание, речевой слух, чтение, письмо. В то же время правая гемисфера отвечает за целостную, синтетическую, дедуктивную, конкретную, симультанную обработку информации. Она обеспечивает непроизвольное запоминание, интонационную и образную сторону речи, восприятие музыки. Доминирование образного мышления связано с большей активацией правого полушария, в тоже время, оперирование логико-символическим материалом коррелирует с активностью левой гемисферы [1, 5, 8, 14].

Установлено, что при решении вербальных и невербальных задач фокус межполушарной активности определяется не качеством или содержанием информации, а способом ее анализа. Так, последовательное сукцессивное выполнение задания сопровождается фокусом межполушарной активности в передних областях левого полушария, а при решении симультанных заданий он локализуется в задних зонах правого полушария [7].

Существует ряд исследований, в которых показано, что выключение правой гемисферы, обеспечивающей образное мышление, при сохранной деятельности левого полушария, делает человека не способным к творчеству. Напротив, при «выключении» левого полушария, сохраняются и повышаются творческие способности за исключением тех, которые связаны с активной ролью левого полушария (вербальные способности, анализ и критика гипотез, постановка проблем) [12].

Эмпирические исследования свидетельствуют, что решение творческих задач обеспечивается совместной деятельностью обоих гемисфер при доминирующей активности задних отделов правого полушария. Большинство исследователей подчеркивает важность лобных и височных областей мозга в осуществлении процессов творческого мышления, причем правое полушарие играет особую роль в процессах творчества [6], что подтверждается многочисленными эмпирическими данными.

В исследованиях Базановой О.М. показана роль альфа-ритма в реализации творческой деятельности у высокочастотных и низкочастотных испытуемых, при этом автор отмечает, что невербальное творческое мышление сопровождается увеличением мощности этого ритма и синхронизацией в диапазоне 8-10 Гц в правом полушарии [9].

В работах Разумниковой О.М. рассмотрена связь ЭЭГ-показателей с уровнем креативности испытуемых, при этом автором установлено, что у них функционально доминирует правое полушарие [13].

Согласно еще одной точке зрения, творчество - постоянное состояние мозга, приводящее к формированию особого креативного личностного типа, либо это результат «выключения» левого полушария и изолированной активности правого [7].

Однако, анализируя функциональную роль полушарий головного мозга в творческом мышлении, необходимо отметить, что его обеспечивает не только правое полушарие.

Так же были обнаружены зоны мозга локализованные преимущественно в левом полушарии, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческой [7].

Работы Бехтеревой Н.М. указывают на существование многоуровневой системы обеспечения творческих процессов, включающих интенсивные локальные процессы в лобных и теменных зонах коры больших полушарий и выраженную модификацию межполушарных связей.

Согласно целому ряду исследований сотрудников лаборатории Бехтеревой Н.П., посвященных изучению нейрофизиологических коррелят творческого мышления, показано, что сложная вербальная творческая деятельность обеспечивается участием обоих полушарий [4].

В исследованиях Старченко М.Г. с использованием позитронно-эмиссионной томографии были выявлены зоны мозга в правом полушарии, обеспечивающие сложные виды творческой деятельности, активность которых коррелирует с психологическими показателями креативности - беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления. Исследования показали, что при выполнении вербального творческого задания - составления рассказа из слов, усиливалась пространственная синхронизация в пе-

редних областях коры обоих полушарий и межполушар-ная синхронизация, одновременно ослаблялась синхронизация передних и задних областей коры. Основными зонами, обеспечивающими творческую деятельность, авторы считают префронтальную кору обоих полушарий [9].

Исследования Нагорновой Ж.В. [11] свидетельствуют, что при выполнении невербальных творческих заданий наблюдается менее взаимосвязанная и более независимая обработка образной информации полушариями. Так в медленных и средних диапазонах ЭЭГ внутри- и межполушарная синхронизация возрастала, а в быстрых ритмах внутриполушарная синхронизация усиливалась, а межполушарная ослаблялась.

Анализ научных исследований, направленных на выявление связи между латеральным фенотипом и особенностями протекания тех или иных психических функций, уровнем их развития [1, 2, 3, 8], позволил установить, что доминирование одной из гемисфер в обеспечении когнитивных функций в определенной степени связано с периферическими - сенсомоторными асимметриями. Было уставлено, что праворукие и «левши» решают интеллектуальные и мнестические задачи различными способами. По данным ряда исследований наибольшие показатели вербального творческого мышления обнаружены у лиц с ведущей левой рукой [7, 14, 15]. При этом больше всего значимых различий в каждом из факторов вербальной креативности демонстрирует вариант индивидуального профиля сенсомоторной асимметрии, в котором больше левосторонних сенсомоторных признаков. Одновременно не было обнаружено значимых различий в показателях гибкости, беглости, оригинальности и степени выраженности вербальной креативности для амбидекстров и праворуких [15].

Результаты исследования когнитивных функций в зависимости от мануальной асимметрии показали, что у лиц с ведущей левой рукой чаще обнаруживается художественный тип мышления, по сравнению с праворукими. Согласно этому подходу индивид с преобладающей лево-полушарной стратегией мышления должен быть менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией - более продуктивен творчески. Однако существуют работы в которых не подтверждается предположение о корреляции правополушарной стратегии и склонности к творческой деятельности [7].

В последнее время возрос интерес к изучению показателей межполушарной асимметрии в их связи с возрастными особенностями протекания различных психических процессов. По мнению ряда авторов динамика развития мышления связана с особенностями возрастных изменений межполушарного взаимодействия и специализацией больших полушарий, которая у каждого ребенка происходит с разной скоростью. Установлено, что созревание правого полушария совершается более быстрыми темпами, поэтому в первые годы жизни в обеспечении психической деятельности доминирует преимущественно правое полушарие, которое характеризуется эмоционально-образным, интуитивным, ассоциативным типом мышления. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария начинается только в школьном детстве с десятилетнего возраста, и становится особенно выраженным к концу подросткового периода. С нарастанием активности именно левого полушария появляется система сложных понятий, рационально-логического типа мышления, умения считать и писать [10, 12].

Известно, что дошкольный период является сенситивным для развития воображения, являющегося основой творческого мышления. Это, в определенной степени, связано с более быстрыми темпами созревания правого полушария в онтогенезе, и его доминированием в регуляции психических функций в данном возрасте. В то же время младший школьный возраст сенситивен к дифференциации разных направлений интеллектуального развития. Возможно, это связано с особенностями становления межполушарной асимметрии в данный возрастной период, когда активно начинают развиваться нейронные связи в левом полушарии, и гетерохронностью специализации гемисфер. Прогрессирующее становление конвергентного (логического) мышления и регресс дивергентного (творческого) происходит в подростковом возрасте, что также может быть объяснено с позиции теории функциональной асимметрии мозга, согласно, которой в конце подросткового возраста завершается функциональная специализация полушарий с доминированием одного -преимущественно левого. Это связано не только с биологическими особенностями специализации полушарий, но и с культурными традициями, социальными влияниями, обучением, ориентированным на развитие логического -левополушарного мышления.

Таким образом, учитывая, что одним из ключевых принципов современного образования является принцип индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, необходимо проводить качественную оценку показателей функциональной асимметрии мозга в практике образовательных организаций, с целью развития креативности детей и построения адекватного возрасту и индивидуально-типологическим особенностям ребенка образовательного процесса.

Список литературы

1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. - 240 с.

2. Белозерова Л.А. Уровень развития речи детей дошкольного возраста с разным типом функциональной асимметрии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. - Ульяновск, 2013. - С. 33-37.

3. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. Уровень развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с разным типом профиля сенсомоторной асимметрии // Современные проблемы науки и об-разования.-2013. - № 3.

4. Бехтерева Н.П., Данько С.Г., Медведев С.В. Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы. - Институт мозга человека РАН, 2005. - 50 с.

5. Забегалина С.В. Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 123-128.

6. Каразаева А.Ю. Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей // МНКО. - 2010. - №3. - С. 149-150.

7. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей

творческой личности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6-2. - С. 369-374.

8. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н., Глумов А. Г. Межполу-шарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. - 1996. - № 2. - С. 56-63.

9. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. - 2008. - №11. - С. 4-11.

10. Мешкова Т. А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. -1982. - № 4. - С. 144-151.

11. Нагорнова Ж.В. Динамика мощности ЭЭГ при выполнении заданий на вербальную (образную) креативность // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. -№ 3. - С. 26 -34.

12. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы

отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2006. - №5. - С.322-331.

13. Разумникова О.М. Индивидуальные особенности полушарной активности, определяющие успешность решения эвристической задачи - режим доступа к изд.: http://i-asvmmetry.com/2011/12/ га1итп1коуа_1_2009/.

14. Ротенберг В. С. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез // Руководства по Функциональной Межполушарной Асимметрии. Москва. -режим доступа к изд.: ttp://www.rjews.net /v_rotenberg/ §1ауа6.^т1#.ис1о0]^РУ.

15. Серпионова Е.И. Психофизиологические детерминанты вербальной креативности старшеклассников // Известия ВолгГТУ. - 2008. - №5. - С. 87-95.

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лотова Ирина Петровна

доктор психологических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской

академии образования, город Москва

THE MEANING OF LIFE AS A PROBLEM AKMEOLOGICHESKOJ

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность феномена «смысл жизни» с позиций акмеологии, а также соотнесение его с понятием «дело жизни». Анализируются способы идентификации человека с профессией. Дана содержательная характеристика таких понятий, как «личностный аспект зрелости», «жизненный путь», «жизненная перспектива», «жизненная стратегия»

ABSTRACT

The article reveals the essence of the phenomenon of the "meaning of life" from the standpoint of Occupational and correlating it with the concept of "business life". Ways of human identification with the profession. Dana substantial characteristic of such concepts as "personal aspect of maturity", "way of life", "life perspective", "life strategy".

Ключевые слова: смысл жизни, дело жизни, акмеология, профессиональная деятельность, жизненная перспектива, жизненная стратегия.

Keywords: the meaning of life, business life, Psychology, professional activity, life perspective, life strategy.

Дело жизни, подобно смыслу жизни, у каждого человека индивидуально и уникально. Оно является реализацией смысла жизни, требует высшего уровня развития способностей и возможностей, которое принято определять как «акме». Если человек выполняет свое дело жизни - он живет и развивается как духовная субстанция, оставляя в жизни соответствующий след. В противном случае человек существует лишь как субстанция биологическая [7, с.266]. Данное понимание дела жизни тесно связано с той моделью личного бессмертия, которую мы находим в трудах В.М Бехтерева [3]. По мнению этого выдающегося ученого, ни одно наше слово, ни один наш жест не остается бесследным; все это запечатлевается в коллективной памяти сообщества и составляет единственную реальную основу для нашего личного бессмертия. От нашего поведения, таким образом, целиком зависит, каким будет этот наш запечатленный образ.

Можно обозначить следующие характерные признаки дела жизни. Дело жизни определяет духовный жизненный мир человека и опредмечивает его в этом мире.

В упрощенном виде жизненный мир человека можно рассматривать как состоящий из «делового» каркаса и «смыслового» наполнения, или, точнее, «деятельностно-смыслового» наполнения, реализуемого в психологической сфере человека [11].

Профессиональная деятельность - одна из наиболее значимых ценностей человека - занимает значительное место в структуре его смысложизненных ориентаций. Она может быть ее ведущим компонентом и составлять главный смысл существования или, не являясь главным смыслом жизни, быть достаточно весомым либо периферическим компонентом его структурной иерархии. Личностная (ценностная, эмоциональная и т.д.) вовлеченность человека в избранный им вид профессионального труда является, как известно, важнейшим фактором его эффективного осуществления, а также достижения высокого профессионального мастерства [8, с.332]. Но сама по себе вовлеченность конкретного субъекта в определенный вид труда, даже подтвержденная определенными профессиональными успехами, еще не означает, что пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.