Научная статья на тему 'Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров в возрасте 10-12 лет'

Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров в возрасте 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
961
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИДЕКСТРИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕМП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / AMBIDEXTERITY / FUNCTIONAL ASYMMETRY / CHANGES AT MENTAL DEVELOPMENT / PACE OF MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маклаков А.Г., Бойко Е.А.

В работе приведены результаты лонгитюдного исследования психических познавательных процессов детей в возрасте 10-12 лет. Все обследуемые (78 человек, мальчики и девочки) были разделены на группы в соответствии с типом функциональной асимметрии. Было выявлено, что темпы развития психических познавательных процессов в группе детей-амбидекстров могут характеризоваться как более низкие, в сравнении с группой детей-правшей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of longitudinal study of 10-12 years-old children's mental development are shown in the article. 78 subjects of both sexes were divided into the groups according with theirs functional asymmetry’s type. It is shown in the article that pace of mental development in the group of ambidexterity children is lower than in the group of right-handed children.

Текст научной работы на тему «Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров в возрасте 10-12 лет»

УДК 159.922.7

А. Г. Маклаков, Е. А. Бойко

Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров в возрасте 10-12 лет

В работе приведены результаты лонгитюдного исследования психических познавательных процессов детей в возрасте 10-12 лет. Все обследуемые (78 человек, мальчики и девочки) были разделены на группы в соответствии с типом функциональной асимметрии. Было выявлено, что темпы развития психических познавательных процессов в группе детей-амбидекстров могут характеризоваться как более низкие, в сравнении с группой детей-правшей.

Results of longitudinal study of 10-12 years-old children's mental development are shown in the article. 78 subjects of both sexes were divided into the groups according with theirs functional asymmetry's type. It is shown in the article that pace of mental development in the group of ambidexterity children is lower than in the group of right-handed children.

Ключевые слова: амбидекстрия, функциональная асимметрия, динамика психического развития, темп психического развития.

Key words: ambidexterity, functional asymmetry, changes at mental development, pace of mental development.

Изучение психического развития человека - это одна из главных задач психологии. Развитие психики определяется множеством факторов, к которым в том числе можно отнести наследственность, особенности нервной системы, социальное окружение, воспитание в семье и т. д.

Несмотря на то что многие закономерности психического развития уже описаны, их оценка, анализ и поиск новых закономерностей по-прежнему остаются актуальными. Ведь окружение современного человека разительным образом отличается от окружения человека, жившего 5060 лет назад: увеличилась доступность информации и количество ее источников (телевидение, Интернет, гаджеты), информация стала носить преимущественно развлекательный характер. Как следствие, закономерности развития психики, описанные ранее, могут в настоящее время несколько разниться, может изменяться значимость воздействующих факторов на человека.

Функциональная асимметрия головного мозга может быть отнесена к биологическим факторам психического развития человека, и вероятно, это одно из наиболее сложных явлений для психологического исследования [7]. До настоящего времени нет ни четкого определения феномена, ни четкого алгоритма оценки и описания. Одни исследователи предлагают изучать межполушарную асимметрию как составную часть общей асимметрии

© Маклаков А. Г., Бойко Е. А., 2017

человека [5], другие говорят о том, что функциональная асимметрия мозга предопределяет проявление остальных видов асимметрий (в частности, «рукости») [1].

Роль типа функциональной асимметрии в развитии человека оценивается разными авторами по-разному. Так, например, крайние типы лате-рализации (крайне правый и крайне левый) иногда рассматриваются в качестве причин, вызывающих затруднения психического развития [9], хотя результаты собственных изысканий авторов не позволяют согласиться с такой точкой зрения [4]. Проведенные ранее исследования показали, что наибольшие трудности в обучении и психическом развитии отмечаются у детей-амбидекстров, по-крайней мере у тех из них, у кого данный тип функциональной асимметрии является биологически обусловленным.

В научной литературе анализируется уровень развития творческих способностей и креативности у людей с разными типами функциональной асимметрии [10]. Показано, что вербальная информация воспринимается легче, если доминирует левое полушарие, а невербальная - если правое. В наименьшей степени в научных работах уделяется внимания феномену амбидекстрии. Амбидекстрия, по мнению ряда авторов [2; 3], представляет собой вид функциональной асимметрии, при котором отсутствуют различия между правой и левой рукой, между правым и левым полушарием. Можно предположить, что существование данного типа функциональной асимметрии обусловлено двумя группами факторов: биологическими и социальными.

Биологические факторы - это, например, определенная незрелость мозговых структур (мозолистого тела). По мнению М. Газзаниги, формирование типа функциональной асимметрии напрямую связано с постепенным созреванием мозолистого тела [9]. Социальные факторы - это прежде всего факторы воспитания и обучения. Если ребенок занимается разнообразными видами деятельности, например, рисует, лепит, учиться играть на музыкальном инструменте, занимается теми видами спорта, которые требует координированного движения рук и ног (например, плавание), то это приводит к тому, что выраженность асимметрии сглаживается и формируется амбидекстрия.

Имея внешне сходные проявления, амбидекстрия может иметь различное происхождение и играть различную роль в развитии человека.

Таким образом, функциональная асимметрия головного мозга - это биологическая характеристика человека, которая может оказывает влияние на психическое развитие человека, в том числе на психические познавательные процессы.

В исследовании приняли участие 78 детей (42 девочки и 36 мальчиков) в возрасте 10-12 лет; все они обучались в одной общеобразовательной школе в пятых классах. Затем эти же дети были обследованы повторно через год, когда уже обучались в шестых классах. На момент первого обследования средний возраст детей составил 10,5 лет, повторного обследования - 11,5.

Для оценки развития психических познавательных процессов была применена батарея интеллектуальных тестов КР-3-85, разработанная Б.М. Кулагиным и М.М. Решетниковым в 1985 г. и включающая в себя семь субтестов, позволяющих выявить особенности развития памяти, внимания, мышления.

Тип функциональной асимметрии определялся по результатам выполнения функциональных проб А.Р. Лурии [6] и теппинг-теста [3]. По итогам проведения психодиагностических методик все дети были разделены на три группы (в зависимости от вида функциональной асимметрии): правши (52 чел.), левши (6 чел.) и амбидекстры (20 чел.). В дальнейшем при оценке развития психических познавательных процессов группа де-тей-амбидекстров рассматривалась в качестве экспериментальной, а группа детей-правшей - в качестве контрольной; дети-левши были исключены из дальнейшего рассмотрения, вследствие их недостаточной представленности в выборке исследования.

Для того чтобы оценить статистическую значимость различий, был применен ^критерий Стьюдента (для зависимых и независимых выборок). Учитывались различия при вероятностях ошибки: р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

На первом этапе был проведен сравнительный анализ особенностей развития психических познавательных процессов в группах амбидекстров и правшей в возрасте 10-11 лет. Между детьми из экспериментальной и контрольной групп были выявлены статистически достоверные различия по субтесту «Образное мышление» (КР-3-85) (1=2,11; р<0,05): дети-амби-декстры справились с данной методикой успешнее, чем их сверстники правши (рис.1). Следовательно, можно говорить о том, что уровень развития образного мышления выше в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Данный факт может быть связан с тем, что в группе правшей доминирует левое полушарие (отвечающее за вербально-логическое мышление), и поэтому задачи, связанные с геометрическими образами, вызывают у них некоторые затруднения. При интерпретации выявленного факта также целесообразно вспомнить общие закономерности развития мышления: образное мышления достигает максимума своего развития в возрасте 7-9 лет (период обучения в начальной школе), на следующем возрастном этапе ведущую роль начинает играть уже не образное а абстрактно-логическое мышление, которое у детей в возрасте 10-11 лет должно быть достаточно развитым. Таким образом, получается, что дети-амибдекстры несколько отстают в темпах развития мышления от своих сверстников.

По остальным показателям между правшами и амбидекстрами в возрасте 10-11 лет статистически значимые различия обнаружены не были.

Дети-правши

Дети-амбид екстры

Образное мышление

0 2 4 6 8 10 12 14

Рис. 1. Показатели развития образного мышления в группах детей амбидекстров и правшей в возрасте 10-11 лет (обучающихся 5 классов)

Повторное исследование через год не выявило статистически достоверных различий между детьми из экспериментальной и контрольной групп (обучающиеся 6 классов). Отсутствие статистически достоверных различий в уровне развития образного мышления в возрасте 11-12 лет может рассматриваться в качестве доказательства предположения о том, что темпы развития мышления в группе детей-амбидекстров несколько ниже.

На следующем этапе исследования был проведен анализ динамики развития психических познавательных процессов в группах амбидекстров и правшей в возрасте от 10 до 12 лет (рис. 2, 3, 4).

В группе амбидекстров между детьми 10-11 лет и детьми 11-12 лет были выявлены статистически достоверные различия в выполнении заданий таких субтестов, как «числовые ряды» (1=3,12; р<0,01), «вербальная память» (1=3,01; р<0,01), «установление закономерностей» (1=2,81; р<0,01), «общий интеллектуальный уровень развития» (1=2,55; р<0,05). Таким образом, в группе детей-амбидекстров отмечаются положительные сдвиги в развитии памяти, внимания; увеличивается скорость переработки информации (рис. 2).

Установление закономерностей

Вербальная память

Числовые ряды

Амбидекстры 10-11 лет Амбидекстры 11-12 лет

0 5 10 15 20 25

Рис. 2. Динамика показателей интеллектуального развития в группе детей-амбидекстров

В группе детей-правшей в возрасте 10-11 лет и возрасте 11-12 лет были обнаружены статистически достоверные различия в решении заданий по таким субтестам, как: «аналогии» (1=-2,46; р<0,05), «числовые

ряды» (1=-3,79; р<0,001), «зрительная память» (1=-3,41; р<0,01), «образное мышление» (1=3,31; р<0,01), «вербальная память» (1=-2,06; р<0,05), «установление закономерностей» (1=-4,41; р<0,001), «общий интеллектуальный уровень развития» (1=-4,36; р<0,001) (рис. 3, 4).

правши

амбидекстры

10-11 лет

11-12 лет

0

20 40 60 80 100 120

Рис. 3. Показатели общего интеллектуального развития в группах амбидекстров и правшей в возрасте 10-11 лет и в возрасте 11-12 лет

Установление закономерностей

Вербальная память

Образное мышление

Зрительная память

Числовые ряды

Аналогии

Рис. 4. Динамика показателей интеллектуального развития в группе детей-правшей

Таким образом, у детей-правшей отмечается достаточно интенсивное развитие памяти, внимания, вербально-логического мышления, увеличивается скорость обработки информации. Как видно на рис. 2, 3 и 4 развитие психических познавательных процессов происходит и в группе правшей, и в группе амбидекстров, однако в группе правшей оно проходит более интенсивно и гармонично: отмечается положительная динамика в развитии практически всех оцениваемых психических познавательных процессов.

Таким образом, полученные в ходе лонгитюдного исследования данные о динамике развития психических познавательных процессов позволяют рассматривать тип функциональной асимметрии в качестве фактора,

определяющего проявление закономерностей развития психики. Для известного всем факта, что скорость развития человека является индивидуальной и может как превышать норму, так и отставать от нее, вполне допустимо новое объяснение, если учитывать тип функциональной асимметрии. Наличие амбидекстрии, которая у детей в возрасте 10-12 лет может быть описана как биологически обусловленная, приводит к снижению скорости развития. Общие закономерности (как, например, переход от образного мышления к абстрактно-логическому) в этой группе детей сохраняются, но проявляются позднее, в сравнении с праворукими детьми.

Полученные результаты указывают также на то, что тип функциональной асимметрии в определенной степени определяет интенсивность развития и его гетерохронность. В группе детей-правшей развитие психических процессов более интенсивно и более согласовано: наблюдалось изменение в уровне развития всех оцениваемых психических познавательных процессов. Развитие психических познавательных процессов в группе детей-амбидектров может быть описано как менее интенсивное и более гетерохронное.

Вполне правомерным будет предположение о том, что тип функциональной асимметрии определяет не только развитие психических познавательных процессов, но и формирование личностных качеств, однако такое предположение нуждается в дальнейшей проверке.

Таким образом, у детей в возрасте 10-12 лет выраженность функциональной асимметрии выступает в качестве фактора, определяющего темпы и интенсивность развития психических познавательных процессов.

Тем не менее предположения высказанные в рамках проведенного исследования нуждаются в дальнейшем изучении и подтверждении.

Список литературы

1. Белгородский Л.С., Еникеев Д.А., Сандомирский М.Е. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. - Уфа: Башкирский гос. мед. ун-т, 1997. - С. 44-63.

2. Березин Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения. Функциональная асимметрия и адаптация человека. - М., 1976.

3. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.

4. Бойко Е.А. Функциональные асимметрии и успешность школьного обучения. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2007. - 118 с.

5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга. - 2-е изд. -М.: Медицина, 1988.

6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013.

7. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016.

8. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - М., 1969.

9. Поляков В.М. Колесникова Л. И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. -№ 5 (51). - 2006. - С. 322-331.

10. Фабинская А.А., Фомина Е.В. Связь креативности и асимметрии зрительного сенсорного входа у школьников // Наука и школа. - №4. - 2015. - С.135-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.