Список литературы
1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1 «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. -№ 1. - С. 122-132.
2. Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2007.
3. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов н/Д., 2006.
4. Щербатых Ю.В.Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2006. - С. 11-15.
УДК 159.922.72
Е. А. Бойко, Е. Г. Бондаренко
Особенности психического развития детей
дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с разными типами функциональной асимметрий
В статье исследуются особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Представлены данные, характеризующие динамику психического развития детей с разными типами функциональных асимметрий.
The article examines the features of the mental development of children aged 4 to 6 years who attend preschool education. It also presents the data characterizing the dynamics of mental development of children with different types of functional asymmetries.
Ключевые слова: развитие, тип функциональной асимметрии, левши, правши, амбидекстры.
Key words: development; the type of functional asymmetry, left-hander, righthander, ambidexters.
Функциональная асимметрия может быть рассмотрена как общая фундаментальная закономерность организации всех биологических систем, в том числе и человека. Вероятно, наличие функциональной асимметрии у живого организма обеспечивает наиболее эффективную адаптацию [4].
В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению этого явления, и к выделению основных видов функциональ -ной асимметрии. Так традиционно выделяют правую, левую функциональные асимметрии и амбидекстрию (по доминированию соответствующего парного органа). В зависимости от уровня проявления асимметрии, ряд авторов [3; 10] предлагает говорить о морфологической, биохимической и психофизиологической асимметрии.
Доброхотова Т. А. и Брагина Н.Н. [5] предлагают выделять моторные, сенсорные и психические асимметрии. Одновременно они вводят понятие «индивидуальный профиль функциональной асим -метрии», характеризующее сочетание моторных (рука, нога) и сенсорных (глаз, ухо) асимметрий, присущих данному индивиду, и в зависимости от этих сочетаний можно выделить от 3 до 16 профилей - от абсолютно правого до абсолютно левого.
Многие исследователи [4, 14] указывают на то, что асимметрия головного мозга человека формируется постепенно, достигая максимальной выраженности в зрелом возрасте. Можно предположить, что функциональная асимметрия оказывается значимым фактором для психического развития людей. Существует достаточно много работ, посвященных изучению особенностей развития психических познавательных процессов и личностных характеристик взрослых людей с разными типами функциональных асимметрий. Значительно меньше работ, посвященных изучению особенностей психического развития детей, разными типами функциональных асимметрий, особенно, детей - амбидекстров. Поэтому в 2008 году было проведено психодиагностическое обследование детей, в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих детские сады №14 (п. Высокоключевой) и № 12 (г. Гатчина). Всего в исследовании приняли участие 49 детей, из них 24 девочки и 25 мальчиков. Исходя из цели и задач исследования были применены следующие методики: ««Зашумленные» изображения»; «Восприятие пространственных отношений»; «Корректурные пробы»; «Образное мышление»; «Классификации»; «Запоминание слов»; «Запоминание рисунки»; опросник Л.Ф. Тихомировой для исследования воображения у ребенка для родителей; опросник Л.Ф. Тихомировой для исследования воображения у ре -бенка для педагогов; методика для исследования самооценки ребенка-дошкольника Р.С. Немова «Какой Я». Кроме того, были
128
проведены функциональные пробы для определения типа функциональной асимметрии. На основании выполнения этих проб все дети были разделены на правшей (57,1% всех детей), левшей (8,2% всех детей) и амбидекстров (34,7 всех детей).
Для того чтобы убедиться в достоверности полученных данных были применены критерий Стьюдента и критерий и Манна-Уитни.
В результате исследования было установлено, что амбидекст-ры-дошкольники, в сравнении с дошкольниками-правшами успешнее справились с выполнением методики «Корректурные пробы» (1=2,20; р<0,05), в частности они совершают достоверно меньше ошибок, чем правши и методики «Зрительная память» (1=2,06, р<0,05) (табл. 1).
Таблица 1
Особенности развития психических познавательных процессов у детей амбидекстров и правшей
Наименование показателя Амбидекстры Правши 1-критерий Р<
Количество совершенных ошибок по методике «Корректурные пробы» 0,9±0,2 2,3±0,6 2,20 0,05
Зрительная память 7,6±0,3 6,4±0,5 2,06 0,05
Примечание: Значения в таблице представлены в виде Х±т, где Х-среднее значение показателя по группе, а т-средняя ошибка.
Между группами левшей и амбидекстров при выполнении мето -дик значимых различий не выявлено, хотя наблюдается тенденция опережающего развития некоторых психических процессов у левшей, в сравнении с амбидекстрами (табл. 2.). При выполнении методик «Восприятие пространственных отношений» и «Образное мышление» левши справились с заданиями немного лучше.
Таблица 2
Особенности развития психических познавательных процессов у детей амбидекстров и левшей
Наименование показателя Амбидекстры Левши 1-критерий
Восприятие пространственных отношений 5,9±0,3 6,5±0,2 1,85
Образное мышление 3,8±0,1 4,0±0,0 1,95
Примечание: Значения в таблице представлены в виде Х±т, где Х-среднее значение показателя по группе, а т-средняя ошибка.
Среди дошкольников, между правшами и левшами, обнаружены достоверные различия по методикам «Восприятие пространственных отношений» (1=2,14; р< 0,05), «Образное мышление» (1=3,04; р< 0,01). Таким образом, левши демонстрируют более высокий уровень развития восприятия пространственных отношений и образно -го мышления. Родители и педагоги оценивают левшей как детей, обладающих более высоким уровнем воображения (табл. 3.).
Таблица 3
Особенности развития психических познавательных процессов
у детей, правшей и левшей
Наименование показателя Правши Левши 1-критерий Р <
Восприятие пространственных отношений 5,9 ± 0,2 6,5 ± 0,2 2,14 0,05
Образное мышление 3,6 ± 0,1 4,0 ± 0,3 3,04 0,01
Воображение - оценка родителей 10,4 ± 0,3 12,0 ± 0,4 3,09 0,01
Воображение - оценка педагогов 9,8 ± 0,4 12,0 ± 0,7 2,77 0,01
Примечание: Значения в таблице представлены в виде Х±т, где Х-среднее значение показателя по группе, а т-средняя ошибка.
Таким образом, получается, что в детском саду в возрасте от 4 до 6 лет наиболее успешно развиваются дети-левши. Полученные данные несколько противоречат данным, встречающимся в других исследованиях. Так, например, В.П. Еремева и Т.П. Хризман [7], указывают на то, что в дошкольном возрасте дети-левши испытывают значительные трудности в пространственном ориентировании. Характер полученных результатов, связан с тем, что в последние годы интерес к проблеме левшества значительно вырос. Ранее бытовавшая практика переучивания в настоящее время отменена. Психологи и педагоги в процессе воспитания и обучения, выбирают программы и методики, учитывая индивидуальные особенности ле-воруких детей. Кроме того, психологи, работающие в данных детских садах проводили специальные занятия с детьми-левши, направленные на развитие пространственного восприятия. Так специальные занятия способны не только компенсировать слабые сто -роны, но и способны стимулировать процесс психического развития у детей.
Наибольшие трудности в развитии психических познавательных процессов испытывают дети-правши. Выявленная закономерность тем интереснее, что именно эта группа детей в начальных классах начинает развиваться наиболее интенсивно, и на протяжении всего обучения в школе сохраняет наиболее высокие темпы психического развития. А дети-амбидекстры, в период обучения в начальных классах начинают испытывать наибольшие трудности.
Не смотря на то, что все дети принявшие участие в исследовании, согласно возрастной периодизации Леонтьева А.Н., могут быть отнесены к одной возрастной группе - дошкольной, необходимо посмотреть особенности психического развития в каждом конкретном возрасте. Поскольку психическое развитие в данном периоде очень интенсивно, то можно предположить, что закономерности характерные для всего периода могут не соблюдаться, если рассматривать детей конкретного возраста, например детей 4-х лет.
Среди детей 4 лет, между амбидекстрами и правшами, обнаружены достоверные различия (и=0; р<0,05) по методикам «Корректурная проба», «Образное мышление» (рис.1.). Таким образом, амбидекстры демонстрируют более высокий уровень развития внимания и образного мышления. При исследовании развития таких психических процессов как, восприятие, память, мышление (классификация), речь и т. д. различий не выявлено.
30 25 20 15 10 5 0
ш
-1
□ Амбидекстры
□ Правши
корректурные пробы
образное мышление
Рис. 1. Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров и детей-правшей 4 лет.
При сравнении детей 5 лет, между амбидекстрами и левшами обнаружены достоверные различия в результатах выполнения методики «Восприятие пространственных отношений» (и=0, р<0,05) (рис. 2.). А правши 5 лет более успешно справились с заданием по методике «Зашумленные изображения» (и=1; р<0,05) по сравнению с левшами (рис. 2). Таким образом, можно отметить, что восприятие
пространственных отношений лучше развито у левшей, но, в сравнении со своими сверстниками, они испытывают большие трудности, например, тогда, когда необходимо выделить предмет из фона.
При исследовании особенностей развития внимания, у амби-декстров и правшей 5 лет выявлены значимые различия в уровне развития продуктивности внимания и точности выполнения задания (и=0,5 р<0,05; и=1; р<0,05). У детей правшей выше развита продуктивность внимания, а надежность внимания выше - у детей-амбидекстров.
Восприятие "Зашумленные пространственных изображения" отношения
□ амбидекстры
□ левши
□ правши
Рис. 2. Особенности психического развития детей в возрасте 5 лет, с разными типами функциональных асимметрий
о
Таким образом, было установлено, что в возрасте 4 лет амбидекстры, развиваются немного успешнее своих сверстников, однако уже в возрасте 5 лет они начинают им уступать. Так в группе детей 5 лет, правши демонстрируют наиболее высокий уровень развития внимания и восприятия предметов, левши - восприятия пространственных отношений. Наиболее выраженным, у амбидекстров оказалось отставание в степени сформированности внимания. Таким образом, в возрасте пяти лет именно амбидекстры оказываются той группой детей, которые развиваются более медленными темпами.
Функциональные асимметрии являются сложным образованием и, вероятно, оказывают влияние не только на уровень развития отдельных психических процессов, но и на саму динамику развития этих явлений.
Для того, чтобы изучить каким образом происходит психическое развитие дошкольников, было проведено сравнение между собой детей-амбидекстров, детей-правшей и детей-левшей разных возрастов.
В группе детей-амбидекстров от 4 до 5 лет значимых различий выявлено не было. А при сравнении детей амбидектров 4-х и 6-и лет было выявлено активное развитие вербальной слуховой па -мяти. Амбидекстры 6 лет демонстрируют более высокий уровень развития слуховой кратковременной памяти на всех этапах выпол -нения методики: после 1 прочтения (и=4,5; р< 0,05), 2 прочтения (и=0; р< 0,01) и 3 прочтения (и=5,5;р< 0,05) (рис.3).
В группе детей-амбидекстров от 5 до 6 лет, происходит развитие таких психических познавательных процессов как: восприятие пространственных отношений (и=4; р<0,05), внимания (и=0; р< 0,01) (и=3; р< 0,05), слуховой памяти (и=2,5; р<0,05) (рис. 4).
10 8 6 4 2 0
Слуховая память 1 Слуховая память 2 Слуховая память 3
Рис.3. Динамика развития кратковременной слуховой памяти детей-амбидекстров от 4 до 6 лет
50 40 30 20 10 0
Рис. 4. Динамика психического развития детей-амбидекстров от 5 до 6 лет
В группе детей-правшей, также происходят определенные изменения в показателях развития психических познавательных про-
□ Амбидекстры 4 года
□ Амбидекстры 6 лет
цессов. В группе правшей с 4 лет до 5 происходит развитие внимания (и=0; р<0,01), (и=0; р<0,01), зрительной памяти (и=1,5; р<0,05), умения обобщать, классифицировать предметы окружающего мира (и=2; р<0,05) (рис. 5.).
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Продуктивность внимания
1
¡И
13 Правши 4 года □ Правши 5 лет
Надежность внимания
Зрительная память
Классификации
Рис. 5. Динамика психического развития детей-правшей от 4 до 5 лет
У детей правшей от 5 до 6 лет интенсивно развивается слуховая память(и=22,5; р<0,05).
В группе детей-правшей с 4 до 6 лет активно развиваются восприятие пространства (и=3; р<0,01), внимание (и=0; р<0,01), образное мышление (и=13,5; р<0,05), способность классифицировать понятия (и=2; р<0,01), слуховая (и=13,5; р<0,05) и зрительная па-мять(и=9,5; р<0,05), расширяется словарный запас (и=16,5; р<0,05).
Таким образом, развитие психических познавательных процессов с 4 до 6 лет, происходит достаточно успешно как в группе детей-правшей, так и в группе детей-амбидекстров. При этом необходимо отметить, что в группе детей-правшей, эти изменения протекают более интенсивно, динамично. Вероятно, это связано с тем, что социальная среда более благоприятна для этой группы детей и оказывает положительное влияние на развитие психических процессов в группе детей-правшей.
Известно, что принадлежность ребенка к определенному полу (мужскому или женскому), оказывает влияние на особенности развития, в частности, на скорость созревания отдельных мозговых структур. И как было показано выше, в группе правшей преобладает количество девочек, в группе левшей 100% - мальчики. Амбидекст-ров среди мальчиков и девочек оказалось одинаковое количество.
Между амбидекстрами, девочками и мальчиками, обнаружены различия по методике «Зрительная память» (рис.6.). Амбидекстры-мальчики демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти (и=14; р<0,05). В группе девочек-амбидекстров выше самооценка (и=13,5; р<0,05). Вероятнее всего, это связано с тем, что в дошкольном возрасте у мальчиков, в целом, двигательная активность выше, чем у девочек [11] Девочки, в этом возрасте демонстрируют социально-одобряемые качества, такие как доброта, ответственность, ориентированность на группу и т. д., что не может не сказаться на отношении взрослых к детям. Многие исследователи показывают [8] что общение ребенка с взрослым - основное и решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы и т. д.
10 8 6 4 2 0
□ Амбидекстры девочки
□ Амбидекстры мальчики
Зрительная память
Самооценка
Рис. 6. Особенности развития мальчиков и девочек - амбидекстров
При сравнении правшей-девочек и правшей-мальчиков более успешными оказываются девочки. У них лучше развито восприятие предметов (и=55,5; р<0,05), образное мышление (и=56; р<0,05), зрительная память (и=33,5; р<0,01) (рис. 7), также девочки-правши 6 лет демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти по сравнению с мальчиками-правшами 6 лет (и=19; р<0,05).
□ Правши девочки
□ Правши мальчики
Рис. 7. Особенности психического развития мальчиков правшей
и девочек правшей
При сравнении групп мальчиков-амбидекстров и мальчиков-правшей, амбидекстры также демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти (и=11; р<0,01). Но при этом у мальчиков-правшей отмечается более высокий уровень развития самооценки (и=27; р<0,05).
В ходе исследования было установлено, что девочки-правши развиваются несколько успешнее, чем мальчики-правши и демонстрируют более высокий уровень развития таких психических познавательных процессов, как: восприятие, образное мышление, зрительная память. Следовательно, сформированность функциональной асимметрии у дошкольников, оказывает значительное влияние на развитие психических познавательных процессов, прежде всего, у девочек.
Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что наиболее успешно в дошкольном возрасте развиваются левши, так для них характерен более высокий уровень развития образного мышления и восприятия пространства. Родители и педагоги оценивают левшей как детей, обладающих более высоким уровнем воображения. Дети-амбидекстры в этом возрасте превосходят детей-правшей в уровне развития внимания и зрительной памяти. Таким образом, психическое развитие детей-левшей в дошкольном возрасте является наиболее успешным, а детей-правшей наименее успешным. Однако, как известно, в начальных классах именно левши и амбидекстры - становятся теми группами детей, которое испытывают наибольшие трудности, возможно, это связано с тем, что школа (школьные программы обучения) предъявляется требования, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям детей -правшей, и не учитывают особенности других групп детей. Но это предположение требует своей дальнейшей проверки.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 302 с.
2. Березин Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения // Функциональная асимметрия и адаптация человека. - М., 1976. - С. 53-56.
3. Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. - Л.: Наука. 1985. - 293с.
4. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.
5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина, 1988. - 237 с.
6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, лтд, 1994. - 232с.
7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. -СПб.: Тускарора, 2001. - 182 с.
8. Кураев Г. А., Сорокалетова Л. Г. Механизм межполушарных отношений при образовании временных связей // Проблемы нейрокибернетики. - Элиста, 1985. - С. 69-78.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: МГУ, 1985. - С. 27-34.
10. Леутин В.П. , Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. - СПб.: Речь, 2005. - 366 с.
11. Сандомирский М.Е., Белгородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. - Уфа: Башкирский гос. мед. ун-т, 1997. - С. 44-63.
12. Семенович А. В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2008. - 250 с.
13. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985. 190 с.
14. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учеб. М.: МГУ, 1987. - 288 с.
УДК 155.98
А. Н. Волкова
Психологическое консультирование семейных конфликтов
В статье рассмотрены семейные конфликты, выделены их основные типы, проанализированы причины семейных конфликтов. Представлены эмпирические данные, характеризующие преобладающие типы конфликтов в «городских» и «областных» семьях, характер конфликтов и способы поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от продолжительности брака.
The article is devoted to the study of family conflicts, the basic types of conflicts, and the reasons of family conflicts. It presents the empirical data describing prevailing types of conflicts in "a city" and "regional" families, the character of conflicts and ways of behaviour in conflict situations depending on duration of marriage.