Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / РАЗВИТИЕ / ПРОГРЕСС / ВЗАИМОСВЯЗЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ульябаева Г. Ш.

Философия в античности рассматривалась как всеобъемлющая наука, поскольку уровень теоретической зрелости отдельно взятых наук был достаточно мал. Аристотель называл философию «госпожой наук». Со временем она стала выделяться из философии, но при этом оставалась органом, который соединял результаты деятельности остальных наук. В данной статье рассматривается взаимосвязь философии с развитием науки. На основании проведенного анализа выявлено, что по мере развития науки, как правило, происходит прогресс философии. Установилось, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культур. Они теснейшим образом связаны между собой, взаимно влияют друг на друга, при этом решают каждая свои задачи и взаимодействуют в ходе их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PHILOSOPHY WITH THE DEVELOPMENT OF SCIENCE

Philosophy in antiquity was considered as a comprehensive science, since the level of theoretical maturity of individual sciences was quite small. Aristotle called philosophy the "mistress of sciences." Over time, it began to stand out from philosophy, but at the same time it remained an organ that combined the results of the activities of other sciences. This article examines the relationship of philosophy with the development of science. Based on the analysis, it was revealed that as science develops, as a rule, philosophy progresses. It has been established that philosophy and science are born within the framework of specific types of cultures. They are closely related to each other, mutually influence each other, while each solves its own tasks and interacts in the course of their solution.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ»

Взаимосвязь философии с развитием науки The relationship of philosophy with the development of science

Ульябаева Г.Ш.

Студентка 1 курса магистратуры, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет

РФ, г.Казань e-mail: gulyabaeva@..ru

Ul'yabaeva G.

1st year student, institute of Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail:gulyabaeva@bk.ru

Научный руководитель Авдошин Г.В.

К. филос. н., доцент кафедры «Философия и медиакоммуникации» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» e-mail: avdoshing@gmail. com

Scientific supervisor, Avdoshin G. V.

candidate of philosophical sciences, Kazan State Power Engineering University, assistant professor of Department of Philosophy and Media Communications e-mail: avdoshing@gmail.com

Аннотация.

Философия в античности рассматривалась как всеобъемлющая наука, поскольку уровень теоретической зрелости отдельно взятых наук был достаточно мал. Аристотель называл философию «госпожой наук». Со временем она стала выделяться из философии, но при этом оставалась органом, который соединял результаты деятельности остальных наук. В данной статье рассматривается взаимосвязь философии с развитием науки. На основании проведенного анализа выявлено, что по мере развития науки, как правило, происходит прогресс философии. Установилось, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культур. Они теснейшим образом связаны между собой, взаимно влияют друг на друга, при этом решают каждая свои задачи и взаимодействуют в ходе их решения.

Annotation.

Philosophy in antiquity was considered as a comprehensive science, since the level of theoretical maturity of individual sciences was quite small. Aristotle called philosophy the "mistress of sciences." Over time, it began to stand out from philosophy, but at the same time it remained an organ that combined the results of the activities of other sciences. This article examines the relationship of philosophy with the development of science. Based on the analysis, it was revealed that as science develops, as a rule, philosophy progresses. It has been established that philosophy and science are born within the framework of specific types of cultures. They are closely related to each other, mutually influence each other, while each solves its own tasks and interacts in the course of their solution.

Ключевые слова: философия, наука, развитие, прогресс, взаимосвязь, концепция, влияние, взаимосвязь.

Key words: philosophy, science, development, progress, relationship, concept, influence, relationship.

Взаимоотношения науки и философии являются одной из интереснейших и неоднозначных проблем на протяжении долгого времени. Если смотреть с одной стороны, то наука и философия вырастают из единого основания - потребности человечества в истинном знании. С другой стороны, ученые с развитием науки

начинают отказывать философии в эвристических возможностях, считая ее анахронизмом, подлежащим списанию. Актуальность поставленной проблематики особо подчеркивается тем, что наука, развиваясь и достигая при этом определенного уровня, начинает нуждаться в философской рефлексии, без которой не может осознать перспективы своего развития и понять собственные основания. Современная наука обращается к философскому наследию и черпает оттуда вдохновение.Как замечает А. Эйнштейн «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [1, с. 248]. А вот Нильс Бор значимость физики для философии определил следующим образом: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они все время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости» [2, с. 139].

По меркам исторического времени наука является самой молодой из всех основных форм мировоззрения, в эпоху же мифов она была просто невозможна. Появление первых намеков исследования приходится на период расцвета религии многобожия в виде прикладных математических вычислений и астрономических наблюдений. Наука как особый способ познания начинает складываться с 6 века до н.э. в греческих полисах. Рождение науки с точностью до века совпадает со становлением философии. Такая связь оказалась неслучайна: в античные времена сложились социокультурные условия, которые оказались весьма благоприятными для развития высокоинтеллектуальной деятельности. Своими успехами наука античности всецело обязана философии.

Способствует ли философия развитию науки? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо в первую очередь поразмышлять над тем, как они связаны между собой. Отношения науки и философии имеют богатую историю. Философия в свое время зародилась как своеобразная форма преодоления мифа [3, С. 46]. Миф, преодолеваясь, разделяется на два полюса. Один из полюсовреализуется в нерациональном постижении мира (иными словами - в религии и искусстве), а другой полюс связан с рационально-теоретическим постижением бытия (наука). Философия возникает как интегрирующая форма сознания. Она в качестве своего предмета изучения рассматривает не только сферу конкретно сущего, но и сферу должного,а также выступает в качестве науки, поскольку имеет собственную систему категорий и методов.

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи между философией и наукой. Первый подход называется позитивистским, в соответствии с ним философия не имеет какого-либо своего предмета и способа познания, отличного от науки. Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. В данном случае считается, что философский способ познания является научным способом познания, то есть имеют в виду, что никакого другого способа познания, кроме как научного, просто напросто не существует. Второй же подход получил название натурфилософии. Здесь философия представляет собой особый способ познания мира, совершенно отличающийся от способа познания мира наукой. Философия вырабатывает свои собственные истины, она как способ познания мира первична, в то время как наука вторична, то есть наука должна подстраивать свои истины к истинам философии.

На самом деле взаимосвязь философии и науки очень тонкая и ее нельзя так просто внедрить в рамки таких конструкций, как позитивистская и натурфилософская. Философия представляет собой самостоятельный компонент духовной культуры, она тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Все формы познания, не только наука, предоставляют философии материал для обобщений. Многие философы разрабатывают проблемы, религии, морали, искусства.

Изначально наука и философия были едины. В античные и средневековые времена науку и философию

вовсе не могли различить между собой. Философ в те времена был ученым, а ученый - философом. По мере развития научного знания и выделения необычных разделов философии, все четче обозначаются рамки между наукой и философией. В результате чего возникает проблема особенного и общего в науке и философии.

Как говорил Гегель: «Философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [4, с. 98].Конечно же, она способствует развитию науки, непосредственно воздействует на сам субъект научного творчества - ученого и представляет собой «эпоху, схваченную в мысли», в которой, так или иначе, кристаллизуется интеллектуальный опыт всего человечества. Философия не только стимулирует познание, но и позволяет человеку выходить за рамки стереотипных познавательных схем, тем самым способствуя развитию науки. В самих же частных науках, к сожалению, нельзя найти саму основу наук, для этого необходима наука наук - философия. Иными словами, философия призвана решать такую задачу, как уяснение самых общих оснований науки и культуры.

Попытаемся на основании уже существующих концепций взаимоотношения философии и науки ответить на вопрос о роли философии в развитии науки. В нынешнее время существует несколько концепций, первая из них называется «метафизической», в ней философия рассматривается как высшая форма науки, то есть «философия - сама себе наука». Рене Декарт систему человеческого знания сравнивает с деревом, где ветви представлены частными науками, ствол - физикой, а сами корни представлены метафизикой. В системе знания Аристотеля первая философия представляет собой метафизику, а вторая физику. В данном случае вышеописанный вопрос лишен смысла, поскольку философия является основой науки, а сама же наука своеобразным комментарием к философским положениям.

Другая концепция связана с таким направлением, как позитивизм, который полагает, что наука сама для себя является философией. Огюст Конт, основатель позитивизма, считал, что «Философия - это сжатое изложение науки своего времени». По мнению Конта, человечество в результате достижения наукой так называемой «позитивной стадии» уже не ищет необходимости в спекулятивном философском знании. Рассматривая данную концепцию, можно прийти к выводу, что наука уже не нуждается в покровительстве философии. Данный вывод, на наш взгляд, является справедливым лишь отчасти, так как мы уже ранее отметили, что наука сама по себе дает лишь фрагментированное знание, для его же интеграции необходима философия.

Третья концепция носит название «антиинтеракционизм». Сторонники данной концепции считают, что наука после выделения из корпуса философского знания развивается самостоятельно, впрочем, как и сама философия. В таком случае вопрос о влиянии философии на развитие науки является бессмысленным. Но, тем не менее, параллельное развитие философии и науки является сомнительным, поскольку они всегда существуют в общем культурном поле, поэтому не влиять друг на друга они не могут.

Четвертая концепция является одной из наиболее продуктивных, поскольку адекватно отражает противоречивые взаимоотношения единства и борьбы между философией и наукой. Называется она «диалектической». В рамках этой концепции отражается борьба и единство между этими двумя формами общественного сознания, а так же их историческое и онтологическое единство. Не смотря на то, что у философии и науки имеется единое основание, наука все же по мере своего развития становится одной из самостоятельных форм общественного сознания.

Тем самым наука обретает институциональные формы, но при этом не утрачивает связь с философией, которая по отношению к науке начинает выполнять методологическую и эпистемологичсекую функцию [5, с.

286]. Достижения в процессе развития науки неизбежным образом становятся источником для философской рефлексии. Если под понятием «развитие» подразумевать необратимое качественное изменение, то роль философии в развитии науки становится более очевидной, поскольку наука в процессе своей деятельности опирается на парадигму, выражающую ключевые принципы научной рациональности. При этом же данная парадигма сама по себе не может быть порождением лишь частных наук, так как она содержит в себе общие и абстрактные, а иногда и вовсе аксиоматические утверждения. Парадигма претендует на цельное знание о действительности, что неизбежно требует философских допущений.

Философия, так же как и наука, выявляет закономерности, выражает результаты исследований через систему понятий и категорий. Без философии нет науки, а без науки - философии. Философия в том виде, в котором она сейчас существует, не была бы возможна без внешних условий по отношению к человеку. Настоящая же наука без философии невозможна вдвойне, поскольку работая над научными трудами, необходимо их осмысливать, осознавать, переживать в процессе выполнения, иначе их нельзя будет назвать истинными научными трудами. И именно поэтому настоящий ученый в первую очередь должен быть философом, и только потом естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Научная истина по проявлениям сугубо материальна, она делает человека богаче в материальном плане, здоровее, сильнее. Философская же истина наоборот нематериальна, поскольку она, прежде всего продукт деятельности человеческого сознания.

Философия стимулирует развитие науки по мере того как наукой осознается важность определенной проблемы, уже поставленной философией. С развитием науки прогрессирует философия. Она намечает пути разрешения противоречий, возникающих на стыках наук, решает и такую проблему, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как своего рода мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории и методы познания, которые впоследствии активно используются в конкретных науках.

Список используемой литературы:

1. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. - М.: Наука, 1966. - Т.4.

2. Бор Н. Квантовая физика и философия / Н. Бор // Атомная физика и человеческое познание. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.

3. Алексее П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд.,перераб.идоп. - М.: Проспект, 2012.

4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль,

1975.

5. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.