Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / удовлетворенность трудом / педагог / учитель / emotional burnout / job satisfaction / teacher

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Ольга Александровна, Ситяева Снежана Михайловна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и удовлетворенности разными аспектами труда педагогов следующих групп: учителей общеобразовательных школ, преподавателей среднего профессионального образования, а также педагогов, занимающих административные должности. В исследовании приняли участие 1784 педагога Хабаровского края. Результаты исследования показывают, что для школьных учителей характерна обратная корреляция высокой степени значимости между выраженностью эмоционального выгорания и удовлетворенностью всеми исследуемыми аспектами работы. Эмоциональное выгорание преподавателей среднего профессионального образования в меньшей степени, чем у школьных учителей, зависит от удовлетворенности взаимоотношениями с учащимися и их родителями. Эмоциональное выгорание педагогов, занимающих административные должности, в первую очередь, зависит от удовлетворенности их отношениями с вышестоящей администрацией и от материально-технического обеспечения педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлова Ольга Александровна, Ситяева Снежана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the relationship between emotional burnout and job satisfaction of school teachers, teachers of secondary vocational education, as well as teachers in administrative positions. 1784 teachers of the Khabarovsk Territory took part in the experiment. The results of the study show that for school characters there is a tight inverse relationship between the severity of emotional burnout and job satisfaction. Emotional burnout of senior secondary vocational education with a lower degree than that of school higher educational institutions depends on job satisfaction with students and their parents. Emotional burnout of teachers in administrative positions depends on satisfaction with their relationship with leaders and on the material and technical support of pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

16. Столин, B.B. Самосознание личности. Монография / В.В. Столин. М.: МГУ, 1983. - 286 с.

17. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2003. - 210 с.

18. Naumenko, M.V. The relationship of leadership qualities and professional ideas among teachers of the additional education system / M.V Naumenko, E.I.Rogov, E.E. Rogova 11 International Journal of Learning and Change. - 2020. - T. 12. - № 1. -C. 76-90

Психология

УДК 159.944:37.011.3-051

кандидат психологических наук Орлова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (г. Комсомольск-на-Амуре); кандидат биологических наук, доцент Ситяева Снежана Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (г. Комсомольск-на-Амуре)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и удовлетворенности разными аспектами труда педагогов следующих групп: учителей общеобразовательных школ, преподавателей среднего профессионального образования, а также педагогов, занимающих административные должности. В исследовании приняли участие 1784 педагога Хабаровского края. Результаты исследования показывают, что для школьных учителей характерна обратная корреляция высокой степени значимости между выраженностью эмоционального выгорания и удовлетворенностью всеми исследуемыми аспектами работы. Эмоциональное выгорание преподавателей среднего профессионального образования в меньшей степени, чем у школьных учителей, зависит от удовлетворенности взаимоотношениями с учащимися и их родителями. Эмоциональное выгорание педагогов, занимающих административные должности, в первую очередь, зависит от удовлетворенности их отношениями с вышестоящей администрацией и от материально-технического обеспечения педагогической деятельности.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, удовлетворенность трудом, педагог, учитель.

Annotation. The article presents the results of a study of the relationship between emotional burnout and job satisfaction of school teachers, teachers of secondary vocational education, as well as teachers in administrative positions. 1784 teachers of the Khabarovsk Territory took part in the experiment. The results of the study show that for school characters there is a tight inverse relationship between the severity of emotional burnout and job satisfaction. Emotional burnout of senior secondary vocational education with a lower degree than that of school higher educational institutions depends on job satisfaction with students and their parents. Emotional burnout of teachers in administrative positions depends on satisfaction with their relationship with leaders and on the material and technical support of pedagogical activities.

Key words: emotional burnout,job satisfaction, teacher.

Введение. Современное российское образование претерпевает модернизацию на всех его уровнях, что предъявляет все больше требований к профессионализму педагога, с одной стороны, и его психологической устойчивости - с другой. Исследования показывают, что в условиях активной апробации и освоения педагогических инноваций педагоги в большей степени подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания [7].

В психологической литературе не существует единой классификации факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание. Традиционно эти факторы группировались в две большие группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Многочисленные исследования посвящены изучению личностных факторов эмоционального выгорания (H.A. Аминов, В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел и др.). Другие исследователи подчеркивают связь между личностными особенностями и социально-организационными условиями. Так, К. Маслач основывала свой подход на идее, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Некоторые исследования описывают в качестве детерминант эмоционального выгорания организационные факторы (А.П. Петров, Г.Ж. Жумагазина, A.A. Рукавишников и др.). Так, исследование A.A. Рукавишникова показали, что ведущими организационными детерминантами выгорания являются: включение в деятельность, сплоченность коллектива, поддержка руководства, психологический климат коллектива и потребность в инновациях [10]. В.Е. Орел, обобщая данные многочисленных исследований, показывает, что существуют факторы профессиональной среды, влияющие на выгорание педагогов в большей степени: это повышенные нагрузки, сверхурочная работа, неблагоприятная атмосфера в классе, отсутствие вознаграждения (денежного и морального) и взаимоотношения в организации [8]. Полученные данные в его исследовании свидетельствуют о том, что у педагогов доминирующую роль в возникновении выгорания и его протекании играют факторы профессиональной среды по сравнению с личностными особенностями.

Мы полагаем, что не сами по себе объективные характеристики профессиональной среды являются определяющими степень эмоционального выгорания педагогов, а их отражение, субъективная оценка. Удовлетворенность разными аспектами жизни на настоящий момент используется в отечественных исследованиях в качестве одной из центральных характеристик субъективного качества жизни (P.M. Шамионов, C.B. Яремчук). Одна из важнейших составляющих удовлетворенности жизнью для профессионала является удовлетворенность своей работой. При этом удовлетворенность трудом ученые считают как показателем (В.Е. Орел) [8], так и предиктором эмоционального выгорания (E.H. Ярошенко) [13].

Изложение основного материала статьи. Обзор существующих исследований, изучающих связь уровня эмоционального выгорания и психологического благополучия профессионалов, позволил обнаружить, что данная связь неоднозначна. Так, в работе И.Б. Акимова получены данные об отсутствии связи эмоционального выгорания педагогов школ и удовлетворенности работой [1]. И.И. Таран с соавторами выявили прямую зависимость между этими переменными в группе спортивных педагогов: более высокая удовлетворённость организацией труда, содержанием, процессом и результатом собственной профессиональной деятельности выявлена у педагогов, характеризующихся более высоким уровнем эмоционального выгорания [11]. Исследования В.Е. Орла позволили обнаружить обратную зависимость между показателями эмоционального выгорания педагогов и показателями удовлетворенности, при этом более тесная связь была обнаружена по шкале психоэмоционального истощения. По результатам исследования в большей степени эмоциональное выгорание было свойственно тем педагогам, которые неудовлетворены своей заработной платой и материальной базой

школы, а более высокая степень неудовлетворенности характерна для педагогов, у которых выражено эмоциональное истощение [8]. Пономарева Т.И. выявила такие факторы риска эмоционального выгорания педагогов как недовольство организацией труда и невозможность влиять на дела коллектива [9].

Ярошенко Е.И. описывает значение удовлетворенности профессионалов к объектам и субъектам труда на разных стадиях эмоционального выгорания. Выявлено, что на этапе напряжения наиболее значимым предиктором выгорания выступает удовлетворенность достижениями на работе, а на этапе истощения - удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками [13].

В многочисленных зарубежных исследованиях также подчеркивается обратная зависимость между показателями эмоционального выгорания педагогов и удовлетворенностью условиями труда [14-19]. Так, выявлено, что педагоги, оценивающие свою профессиональную деятельность как соответствующую их интересам и навыкам, удовлетворенные возможностью принимать решения и нести за них ответственность, оценивающие свою работу как дающую возможность развития - менее склонны к эмоциональному истощению и деперсонализации [14]. В другом исследовании, педагоги, удовлетворенные предъявляемыми к ним требованиями (степень интенсивности труда, наличие конфликтующих между собой требований) были менее подвержены эмоциональному истощению, а удовлетворенные возможностью управлять своей деятельностью (принимать решения, иметь свободу действий, проявлять творчество в работе) более высоко оценивали свои профессиональные достижения [16].

В последние годы исследователи стали уделять внимание изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогов разных образовательных учреждений. Работы B.C. Третьяковой, Л.П. Хмелева, Т.В. Малютиной и др. посвящены изучению синдрома выгорания педагогов колледжа. Исследования A.C. Леоновой [6], И.А. Дедовских и Т.В. Пановой [5] показывают различия в симптоматике выгорания и его выраженности у педагогов школ и ВУЗов. Зарубежные исследователи указывают на то, что уровень обучения, специфика преподаваемой дисциплины и занимаемая должность дают разную степень выгорания педагогов [18]. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и удовлетворенности разными аспектами труда педагогов разных групп: учителей школ, преподавателей средних профессиональных учреждений, а также педагогов (школ и СПО), занимающих административные должности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 1784 педагога Хабаровского края (средний возраст - 43 года, 1660 женщин и 124 мужчины). Из них, учителей школ - 1341 человек, преподавателей СПО - 272; педагогов, занимающих административные должности - 171). Опрос был анонимным, проведенный с помощью Google Forms. С целью диагностики эмоционального выгорания нами была использована анкета, которая позволяет выявить степень эмоционального истощения [2]. Данный параметр является ведущим в синдроме эмоционального выгорания. Остальные компоненты СЭВ являются следствием сформированного эмоционального истощения (В.Е. Орел). В данной методике суммарное значение от 3 до 12 баллов оценивается как средний уровень эмоционального выгорания, ниже 3 баллов - низкий уровень и более 12 баллов -высокий.

Для оценки степени удовлетворенности условиями труда была использована методика удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, разработанная E.H. Степановым [3], в которой значение 3 и более баллов оценивается как высокий уровень удовлетворенности, 2 и более - средний и менее 2 баллов как низкий уровень. Значимость различий в уровне эмоционального выгорания и удовлетворенности мы определяли с помощью критерия Стьюдента, взаимосвязь показателей удовлетворенности педагогами своим трудом и уровня эмоционального выгорания - с помощью критерия Спирмена.

Результаты и их описание. Сравнительный анализ степени эмоционального выгорания у педагогов разных групп показала, что в большей степени эмоциональное выгорание свойственно педагогам, которые занимают в образовательных организациях административные должности (11,84 балла) и школьным учителям (11,01), по сравнению с преподавателями СПО (9,22), чьи показатели оказались значительно менее выраженными (р<0,001). Среди педагогов, занимающих административные должности 46% - имели высокий уровень выгорания, среди школьных учителей - 37% и преподавателей СПО-26%.

Более высокие показатели эмоционального выгорания у руководителей образовательных организаций можно объяснить рядом причин. Так, современная образовательная организация функционирует в ситуации постоянных изменений, внедрения инноваций, что требует от руководящего состава оперативно реагировать на изменения, создавать необходимые условия осуществления педагогической деятельности. Высокий статус руководящего состава сочетается с высокой степенью ответственности за процессы, происходящие в организации, в том числе за ошибки подчиненных. Руководители образовательной организации в силу своей профессиональной деятельности зачастую находятся в ситуации ролевого конфликта, стремясь удовлетворить потребности сотрудников, родителей, обучающихся, действуя при этом в рамках существующих законов. Дополнительным фактором, провоцирующим напряжение руководителей, является необходимость постоянно поддерживать конкурентоспособность своей образовательной организации.

Сравнительный анализ интегрального показателя удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении показал более высокие значения у преподавателей СПО (2,78 балла), он достоверно отличался от интегрального показателя удовлетворенности у школьных учителей (2,62 балла) (р<0,05). Анализ отдельных аспектов удовлетворенности показал, что преподаватели СПО по сравнению со школьными учителями более удовлетворены качеством общения с субъектами образовательного процесса (учениками (р<0,001), родителями (р<0,01) и коллегами(р<0,05)), а также возможностью проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств (р<0,01).

Корреляционный анализ между показателями удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и эмоциональным выгоранием показал, что взаимосвязь между данными переменными носит обратный характер: чем более педагоги удовлетворены разными характеристиками образовательной среды, тем в меньшей степени у них проявляется эмоциональное выгорание (Таблица 1). Для школьных учителей все характеристики, отражающие жизнедеятельность в образовательном учреждении, оказались тесно связаны (на уровне р<0,001) со степенью их эмоционального выгорания, что может свидетельствовать о двустороннем характере связи - неблагоприятные условия труда способствуют эмоциональному выгоранию, а эмоциональное выгорание способствует снижению степени удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности в образовательной организации. У преподавателей СПО параметр «отношение с родителями» не был связан с эмоциональным выгоранием, что объясняется низкой интенсивностью общения с родителями учащихся в условиях среднего профессионального образования. Анализируя характер данных взаимосвязей в группе педагогов, занимающих административные должности, можно отметить, что проявление эмоционального выгорания свойственно прежде всего тем, кто не удовлетворен материально-техническим обеспечением деятельности и отношением с администрацией. Роль администрации заключается в организации деятельности сотрудников образовательных учреждений и, если оснащенность школы или СПО находится на высоком уровне, а вышестоящее руководство оказывает поддержку, это способствует меньшей вероятности выгорания административных работников.

Другие факторы (отношения с коллегами, учениками, родителями, климат в организации и др.) практически не вносят вклад в развитие синдрома эмоционального выгорания в этой группе педагогов.

Таблица 1

Корреляционный анализ между показателями удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и эмоциональным выгоранием

Показатели Учителя школ Преподаватели СПО Администрация

г р-уров. г р-уров. г р-уров.

Организация труда -0,26 0,0000 -0,29 0,0000 -0,15 0,0403

Возможность проявления и

реализации профессиональных и других -0,23 0,0000 -0,22 0,0003 -0,12 0,1105

личностных качеств педагога

Отношения с коллегами -0,16 0,0000 -0,20 0,0012 -0,10 0,1898

Отношение с администрацией -0,21 0,0000 -0,22 0,0002 -0,23 0,0028

Отношение с учащимися -0,16 0,0000 -0,13 0,0388 -0,12 0,1338

Отношение с родителями -0,16 0,0000 -0,05 0,3808 -0,08 0,3137

Материально-техническое обеспечение деятельности -0,21 0,0000 -0,22 0,0003 -0,20 0,0090

педагога

Нравственно- психологический климат в -0,24 0,0000 -0,29 0,0000 -0,06 0,4500

организации

Интегральная оценка удовлетворенности -0,27 0,0000 -0,26 0,0000 -0,18 0,0140

Сравнивая наши данные с исследованием, проведенным В.Я. Тернополом [12], под руководством В.Е. Орла в 19992000 гг., мы обнаруживаем существенные отличия. В исследовании В.Я. Тернопола выявлено незначительное количество достоверных отрицательных связей между эмоциональным выгоранием и параметрами удовлетворенности трудом специалистов, в частности заработной платой и материальной базой профессии. Эмоциональное истощение в этом исследовании связано с такими параметрами труда как организационная подготовка, профессиональная подготовка в целом и заработная плата специалистов. То есть, чем выше организационная и профессиональная подготовка специалистов и их заработная плата, тем ниже эмоциональное истощение.

В настоящее время, как показало наше исследование, выгорание учителей связано и с организацией труда, и с материально-техническим обеспечением, и с возможностью реализации своих профессиональных качеств, и с отношениями с субъектами образовательного процесса (коллеги, администрация, ученики, их родители), и с нравственно-психологическим климатом в целом. Морально-психологический климат - это преобладающий в группе устойчивый нравственный и социально-психологический настрой его членов, который проявляется во всех разнообразных формах их деятельности и заключается в том, что он объединяет в себе взаимодействие всех факторов внутриколлективной жизни [4]. Таким образом, мы видим, что эмоциональное выгорание современного педагога тесно связано с удовлетворенностью учителем своей жизнедеятельностью в образовательной организации во всех ее аспектах.

Данная динамика, вероятнее всего, связана с изменением условий, в которых работают современные учителя, с внедрением инноваций в образовательный процесс [7]. Так, с 2000 года идет информатизация школ, с 2010 - внедрение ФГОС в учебный процесс, с 2015 - активно создаются онлайн-платформы с онлайн-курсами и другие нововведения. Данные изменения увеличивают нагрузку на учителей. Педагогам приходится решать не только традиционные в их деятельности задачи, но и совершенно новые. Чем выше удовлетворенность современного педагога разными показателями своего труда, тем меньше он эмоционально истощается и соответственно, может более эффективно осуществлять свою деятельность.

Выводы. На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. В большей степени эмоциональное выгорание свойственно педагогам, которые занимают в образовательных организациях административные должности и школьным учителям, по сравнению с преподавателями СПО.

2. Преподаватели СПО, в отличие от педагогов школ, в целом более удовлетворены своей жизнедеятельностью в образовательном учреждении, а в частности, качеством общения с субъектами образовательного процесса, родителями и коллегами, а также возможностью проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств.

3. Характер связей между показателями удовлетворенности педагогами своей жизнедеятельностью в образовательном учреждении и эмоциональным выгоранием показал, что взаимосвязь между данными переменными носит обратный характер: чем более педагоги удовлетворены разными характеристиками образовательной среды, тем в меньшей степени у них проявляется эмоциональное выгорание.

4. Выгорание учителей школ связано удовлетворенностью организацией труда, материально-техническим обеспечением, возможностью реализации своих профессиональных качеств, отношениями с субъектами образовательного процесса и с нравственно-психологическим климатом в целом. У преподавателей СПО эмоциональное выгорание связано с такими же показателями, как у учителей общеобразовательных школ, кроме параметра «отношение с родителями». У педагогов, занимающих административные должности, выгорание связано с отношениями с администрацией и материально-техническим обеспечением деятельности.

Полученные результаты, на наш взгляд, убедительно показывают, что внедрение инноваций в образовательный процесс существенно увеличило риски эмоционального выгорания педагогов. У современного учителя развитие синдрома эмоционального выгорания очень тесно связано с разными аспектами его деятельности, что позволяет утверждать, что работа по профилактике выгорания педагогов требует как организационно-управленческого, так и социально-психологического характера. Выявленные взаимосвязи удовлетворенности педагога позволяют наметить сферы коррекционно-развивающей и профилактической работы с педагогами с целью минимизации эмоционального истощения учителей.

Литература:

1. Акимов, И.Б. Факторы удовлетворенности работой педагогов среднего общеобразовательного учреждения / И.Б. Акимов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2017. - №2 (22). - С. 23-35

2. Викторова, Е.А. Сборник диагностических материалов по изучению психолого-педагогических особенностей педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях / Е.А. Викторова, Н.И. Скляренко. - Белгород, 2020. - 485 с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

4. Зарубина, Е.В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е.В. Зарубина // Аграрное образование и наука. -2017. -№ 1. - С. 10-14.

5. Дедовских, И.А. Эмоциональное выгорание учителей общеобразовательных школ и преподавателей вузов / П.А. Дедовских Т.В. Панова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №3. - С. 193-195

6. Леонова, А.С. Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ / А.С. Леонова // Развитие общественных наук российскими студентами. -2017. - №2. - С. 32-35

7. Литвинова, Е.Ю. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса / Е.Ю. Литвинова, М.А. Харченко, А.В. Погодина // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. -2018. - Т. 3. -№ 2. -С. 96-119

8. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2005. - 329 с.

9. Пономарева, Т.П. Проблема сохранения здоровья педагогов в условиях современной образовательной среды / Т.П. Пономарева // Инновации в науке. - 2016. - №2 (51). - С. 127-133

10. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.13 /Рукавишников Алексей Александрович. - М.: РГБ, 2013. - 177 с.

11. Таран, И.И. Удовлетворённость трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов / И.И. Таран, В.В. Коломенская, Е.В. Анисимова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - №3. - С. 212-215

12. Тернопол, В.Я. Структурно-психологические закономерности субъектных детерминат профессиональной адаптации: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Тернопол Виктор Яковлевич. -Ярославль, 2001. -223 с.

13. Ярошенко, Е.И Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) / Е.И. Ярошенко // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2019. - Т. 19. - Вып. 1. - С. 83-88

14. Bayrak, М. Job satisfaction and professional burnout of primary school teachers / M. Bayrak, R. Sohbet 11 Social Sciences Studies Journal. - 2022 - №8(97). - P. 1224-1229.

15. Gokalp, M. An evaluation of the burnout level of middle school teachers (teachers of the central middle school of Tunceli) / M. Gokalp 11 Turkish Online Journal of Educational Technology, 2018 (special Issue). - № 1. - P. 41-48

16. Marti, M. COVID-19 in school teachers: job satisfaction and burnout through the job demands control model / M. Marti, M. Alcala-Ibanez, J. Castan-Esteban, L. Martin-Bielsa, L. Gallardo 11 Behavioral Sciences. - 2023. - № 13(1):76.

17. Nathaya, A. The effect of emotional intelligence with work-life balance and burnout on job satisfaction / A. Nathaya, N. Hidayat, S. Dalimunthe 11 Journal of Business and Behavioural Entrepreneurship. - 2022. - №6. - P. 21-35

18. Sari, H. How do principals and teachers in special schools in Turkey rate themselves on levels of burnout,job satisfaction, and locus of control? / H. Sari 11 Alberta Journal of Educational Research. - 2005. - V.51. - P. 172-192

19. Yildiz, C. Job satisfaction and burnout levels of early childhood teachers in the U.S. and Turkey / C. Yildiz, M. Orcan, E. Erdemir, N. Aral 11 Adiyaman Universitesi Egitim Bilimleri Dergisi. - 2020. - V. 10. - №. 1. - P. 56-69

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Терещенко Элеонора Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей функций программирования и контроля у лиц с признаками депрессии. Людям с признаками депрессии сложнее переключаются с одной программы на другую, им тяжелее удерживать внимание, вместе с тем для них характерна некоторая ригидность. Подобные особенности функционирования, возможно, играют роль в формировании персевераторных явлений и, как следствие, приводят к руминациям.

Ключевые слова: депрессивные расстройства, когнитивные нарушения, персевераторные явления, руминации.

Annotation. The article presents the results of a study of the features of programming and control functions in people with signs of depression. It is more difficult for people with signs of depression to switch from one program to another, it is harder for them to keep their attention, at the same time they are characterized by some rigidity. Such features of functioning may play a role in the formation of perseveratory phenomena and, as a consequence, lead to rumination.

Key words: depressive disorders, cognitive impairments, perseverative phenomena, rumination.

Введение. Депрессивные расстройства - распространенная во всем мире проблема, от которой, по оценкам ВОЗ, страдает 4,4% населения или около 322 миллионов человек (по данным ВОЗ за 2017 год). Депрессивные расстройства имеют тенденцию к росту с течением времени - так, например, с 2005 по 2015 годы число страдающих от депрессии лиц увеличилось на 18,4%, а пандемия COVID-19 увеличила число депрессивных и тревожных пациентов на 25%. Эти факты в числе первых обуславливают актуальность проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.