Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
685
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / EMOTIONAL BURNOUT / PREVENTION / CORRELATION ANALYSIS / RESEARCH METHODS / ANALYSIS OF RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

Введение: В статье дается определение синдрому эмоционального выгорания, факторы, которые вызывают данное состояние у педагога, а также подтверждается актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания. Материалы и методы. В исследовании применяются следующие методики: Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (опросник «Утомление-монотония-пресыщение-стресс»), методика «Локус контроля» Дж. Роттера, методика «Оценка удовлетворенности работой», разработанная В.А. Разоновой и анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов». Результаты исследования. В процессе исследования были выявлены отрицательные корреляционные связи между удовлетворенностью работой и эмоциональным истощением и между удовлетворенности работой и стрессом, а также положительная корреляционная связь между удовлетворенности работой и профессиональной успешностью. В результате статистической проверки были выявлены отрицательные корреляционные связи между характеристиками профессионального (эмоционального) выгорания и мотивами трудовой деятельности. Обсуждение и заключения. Психологическая профилактика выгорания может быть основана на различных психологических технологиях. Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания у педагогов принадлежит затрудненным взаимоотношениям, поэтому встала необходимость найти такие методы, которые помогли бы раскрыть личностные и творческие потенциалы педагогов в групповом взаимодействии, в коллективной работе. Одним из эффективных методов профилактики эмоционального выгорания является тренинг «Общение без принуждения», включающий элементы коммуникативного тренинга, упражнения которого направлены на развитие навыков эффективного общения; тренинга развития уверенно-достойного поведения в различных профессиональных и личных ситуациях, например, в конфликтных ситуациях, в ситуациях публичного выступления и элементы тренинга сензитивности для развития социально-перцептивных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS AN EFFECTIVE METHOD OF PREVENTING EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS

Introduction: The article describes the definition of burnout syndrome, the factors that cause this condition in teacher, and also confirms the relevance of the problem of prevention of burnout. Materials and methods. The study uses the following methods: Questionnaire «Professional (emotional) burnout» of N. Vodopyanova, E. Starchenkova; methods of diagnosing emotional burnout of V.V. Boyko, differential diagnosis of states of reduced working capacity (DORS) (questionnaire “Fatigue-monotony-satiation-stress”), method “Locus of control” by J. Rotter, method “Assessment of job satisfaction” developed by V.A. Razonova and the questionnaire «Determination of the motives of the labor activity of teachers». The results. The study revealed negative correlations between job satisfaction and emotional exhaustion and between job satisfaction and stress, as well as a positive correlation between job satisfaction and professional success. As a result of statistical verification, negative correlations were found between the characteristics of professional (emotional) burnout and the motives of work. Discussion and conclusions. Psychological prevention of burnout can be based on various psychological technologies. Difficult relationships play a key role in the emergence of burnout syndrome among teachers, so there was a need to find methods that would help to reveal the personal and creative potentials of teachers in group interaction and teamwork. One of the effective methods of preventing burnout is the “Communication without coercion” training, which includes elements of communication training, the exercises which are aimed at developing effective communication skills; training development of confident and decent behavior in various professional and personal situations, for example, in conflict situations, in situations of public speaking and elements of sensitivity training for the development of social perceptive abilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Доктор психологических наук, профессор, Международный инновационный университет, г. Н. Новгород, e-mail: fkli-ket@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10037

Аннотация: Введение: В статье дается определение синдрому эмоционального выгорания, факторы, которые вызывают данное состояние у педагога, а также подтверждается актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания.

Материалы и методы. В исследовании применяются следующие методики: Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (опросник «Утомление-монотония-пресыщение-стресс»), методика «Локус контроля» Дж. Роттера, методика «Оценка удовлетворенности работой», разработанная В.А. Разоновой и анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов».

Результаты исследования. В процессе исследования были выявлены отрицательные корреляционные связи между удовлетворенностью работой и эмоциональным истощением и между удовлетворенности работой и стрессом, а также положительная корреляционная связь между удовлетворенности работой и профессиональной успешностью. В результате статистической проверки были выявлены отрицательные корреляционные связи между характеристиками профессионального (эмоционального) выгорания и мотивами трудовой деятельности.

Обсуждение и заключения. Психологическая профилактика выгорания может быть основана на различных психологических технологиях. Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания у педагогов принадлежит затрудненным взаимоотношениям, поэтому встала необходимость найти такие методы, которые помогли бы раскрыть личностные и творческие потенциалы педагогов в групповом взаимодействии, в коллективной работе. Одним из эффективных методов профилактики эмоционального выгорания является тренинг «Общение без принуждения», включающий элементы коммуникативного тренинга, упражнения которого направлены на развитие навыков эффективного общения; тренинга развития уверенно-достойного поведения в различных профессиональных и личных ситуациях, например, в конфликтных ситуациях, в ситуациях публичного выступления и элементы тренинга сензитивности для

развития социально-перцептивных способностей.

ключевые слова: психологическое здоровье, эмоциональное выгорание, профилактика, корреляционный анализ, методы исследования, анализ результатов исследования.

psychological training as an effective method of preventing emotional burnout of teachers

Sorokoumova Galina Veniaminovna

Doctor of Psychological Sciences, Professor, International Innovative University, N. Novgorod, e-mail: Jkli-ket@mail.ru

Abstract: Introduction: The article describes the definition of burnout syndrome, the factors that cause this condition in teacher, and also confirms the relevance of the problem of prevention of burnout.

Materials and methods. The study uses the following methods: Questionnaire «Professional (emotional) burnout» of N. Vodopyanova, E. Starchenkova; methods of diagnosing emotional burnout of V.V. Boyko, differential diagnosis of states of reduced working capacity (DORS) (questionnaire "Fatigue-monotony-satiation-stress"), method "Locus of control" by J. Rotter, method "Assessment of job satisfaction" developed by V.A. Razonova and the questionnaire «Determination of the motives of the labor activity of teachers».

The results. The study revealed negative correlations between job satisfaction and emotional exhaustion and between job satisfaction and stress, as well as a positive correlation between job satisfaction and professional success. As a result of statistical verification, negative correlations were found between the characteristics of professional (emotional) burnout and the motives of work.

Discussion and conclusions. Psychological prevention of burnout can be based on various psychological technologies. Difficult relationships play a key role in the emergence of burnout syndrome among teachers, so there was a need to find methods that would help to reveal the personal and creative potentials of teachers in group interaction and teamwork. One of the effective methods of preventing burnout is the "Communication without coercion" training, which includes elements of communication training, the exercises which are aimed at developing effective communication skills; training development of confident and decent behavior in various professional and personal situations, for example, in conflict situations, in situations of public speaking and elements of sensitivity training for the development of social perceptive abilities.

Keywords: psychological health, emotional burnout, prevention, correlation analysis, research methods, analysis of research results.

Вопрос эмоционального и психологического здоровья человека, живущего в крайне нестабильном и постоянно изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экономических условиях, выступает на первый план в последние десятилетия и является чрезвычайно важной проблемой для теоретического исследования и практического применения, особенно. Как пишет А.Р. Тимиргалеев, преобладающими состояниями людей современного общества являются негативные и нестабильные состояния: стресс, неврозы, апатичное состояние, депрессия, агрессия, тревожность, снижение самооценки и чувства достоинства, чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями, чувство бесперспективности, эмоциональное выгорание и др.

Эти данные подтверждаются и другими исследованиями [5].

Например, РАН, проводя мониторинг общественного мнения, выяснила, что у большинства людей преобладают негативные психические состояния, у значительной части населения фиксируется дифицит смысложизненных ориентаций, когда цель жизни состоит только в «выживании» и удовлетворении своих первичных материальных потребностей [1].

Мы готовим к профессиональной деятельности будущих педагогов, которые должны не только сами быть психологически здоровы, но и поддерживать, а при необходимости формировать психологическое здоровье у своих воспитанников, поэтому проблема профилактики эмоционального выгорания педагогов является чрезвычайно актуальной для теоретического исследования и практического использования.

Как мы писали ранее, Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) внесен в Международный классификатор болезней МКБ -10 с диагностическим статусом 273 - Проблемы, связанные с трудностью управления своей жизнью. [7]

Синдром выгорания - это эмоциональное, физическое, мотивационное истощение человека, которое характеризуется такими симптомами, как усталость, бессонница, различные соматические заболевания, нарушение продуктивности в работе и т. д. Наиболее подвержены выгоранию профессии социономического типа - профессии «человек-человек».

Нами было организовано и проведено исследование с целью нахождения эффективного метода профилактики эмоционального выгорания педагогов. В нем приняли участие 19 респондентов - учителей средней образовательной школы.

В исследовании применялась следующие методики: Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности

(ДОРС) (опросник «Утомление-монотония-пресыщение-стресс»), методика «Локус контроля» Дж. Роттера, методика «Оценка удовлетворенности работой», разработанная В.А. Разоновой и анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов».

Цель методики Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Н. Водопьяновой, Е. Старченковой - определить степень профессионального (эмоционального) выгорания.

Методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко направлена на выявление симптомов профессионального (эмоционального) выгорания. [2]

Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (опросник «Утомление-монотония-пресыщение-стресс») позволяет оценить степень выраженности таких состояний сниженной работоспособности, как утомление, монотония, пресыщение и стресс.

Методика «Локус контроля» Дж. Роттера позволяет определять уровень субъективного контроля личности над жизненными ситуациями.

Цель методики «Оценка удовлетворенности работой», разработанная В.А. Разоновой состоит в изучении удовлетворенности работника микроклиматическими условиями труда, содержанием деятельности, взаимоотношениями с руководителями и коллегами, возможностью профессионального роста и другими факторами.

Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов» предназначена для выявления наиболее значимых мотивов трудовой деятельности учителей.

Все полученные данные подвергались статистическому анализу с использованием программы SPSS 12.0: вычисление средних, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, 5%-й уровень значимости).

Исходя из полученных результатов констатирующего исследования, можно сделать вывод, что в нашей выборке педагогов выявлены высокие показатели эмоционального выгорания: группа респондентов имеет высокие показатели по эмоциональному истощению, деперсонализации.

Также, в процессе исследования были выявлены отрицательные корреляционные связи между удовлетворенностью работой и эмоциональным истощением (r = -0,51, p <0,03), и между удовлетворенности работой и стрессом (r = -0,49, p < 0,03), а также положительная корреляционная связь между удовлетворенностью работой и профессиональной успешностью (r = 0,45, p < 0,05). То есть, чем выше степень удовлетворенности работой, тем ниже эмоциональное истощение.

В результате статистической проверки были выявлены отрицательные корреляционные связи между характеристиками профессионального (эмоционального) выгорания и мотивами трудовой деятельности (r = -0,49, p < 0,03; r = -0,51, p < 0,03).

Наиболее значимыми мотивами для группы респондентов являются комфортные условия труда, возможность самореализации и уровень доходов

(заработная плата). Исходя из этого, можно предположить, что данные мотивы реализуются недостаточно, что является одной из причин не высокой удовлетворенности работой и наличием синдрома эмоционального выгорания. Данная ситуация требует целенаправленной работы по профилактике и психокорреции эмоционального выгорания педагогов.

Психологическая профилактика выгорания может быть основана на различных психологических технологиях. В предыдущих статьях мы писали о возможности применения метода обучения трансгенным автоматическим однообразным движениям Х. Алиева «Ключ», метода wingwave - билатеральной стимуляции функциональной активности полушарий головного мозга (симулирование фазы «быстрого» сна), метода десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро. [7] Перечисленные методы показали хорошие результаты в снижении уровня эмоционального выгорания: СУПэг = 2.28 против 1, 78 до психокоррекционной программы. Степень различий р<0,01. [7]

Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания у педагогов принадлежит затрудненным взаимоотношениям, поэтому целью нашей работы стала необходимость найти такие методы, которые помогли бы раскрыть личностные и творческие потенциалы педагогов в групповом взаимодействии, в коллективной работе. На наш взгляд, одним из эффективных методов профилактики эмоционального выгорания является тренинг «Общение без принуждения». [6]

Тренинг включал элементы коммуникативного тренинга, упражнения которого были направлены на развитие навыков эффективного общения; тренинга развития уверенно-достойного поведения в различных профессиональных и личных ситуациях, например, в конфликтных ситуациях, в ситуациях публичного выступления и элементы тренинга сензитивности для развития социально-перцептивных способностей. [6]

Анализ и сравнение результатов исследования эмоционального выгорания на констатирующем и контрольном этапе после проведения тренинга «Общение без принуждения» или тренинг ненасильственного общения осуществлялся также с помощью диагностической методики эмоционального выгорания В.В. Бойко и представлен в таблице 1 с использованием Т-критерия Вилкоксона.

Таблица 1.

Средние значения уровня эмоционального выгорания (по Бойко В.В.)

Констатиррующий этап Контрольнй этап

Симптомы Средние значения симптомов Фазы Средние значения фаз Средние значения симптомов Средние значения фаз Т-критерий Вилкоксона (значимость)

Переживание пси- хотравмирующих обстоятельств 6,11 (D S 3,73 2,38 (p>0.05)

Неудовлетворенность собой 3,84 I н 19,84 2,56 11,87 1,28 (p>0.05)

«Загнанность в клетку» 2,16 К 0,53 1,63 (p>0.05)

Тревога и депрессия 7,74 5,05 2,69 (р<0.05)

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 8,42 5,42 3,00 (р<0.01)

Эмоционально-нравственная дезориентация 1,37 s я и (D н о 22,74 0,03 13,89 1,34 (p>0.05)

Расширение сферы экономии эмоций 3,74 К со (D рц 1,92 1,82 (p>0.05)

Редукция профессиональных обязанностей 9,21 6,52 2,69 (р<0.05)

Эмоциональный дефицит 1,74 0,01 1,73 (p>0.05)

Эмоциональная отстраненность 5,16 (D S и 2,44 2,72 (р<0.05)

Личностная отстраненность (деперсонализация) 6,05 (D 3 о н о к 22,26 3,29 12,94 2,76 (р<0.05)

Психосоматические и психовегетативные нарушения 9,32 7,2 2,12 (p>0.05)

Для качественного анализа реализации процесса профилактики эмоционального выгорания мы использовали следующие критерии:

- установление партнерских отношений: равенство всех участников общения, уважение профессионального и личностного достоинства, право выбора, независимость, самостоятельность, диалогичное деловое общение;

- наличие ситуации успеха для каждого: участники тренинга научились устанавливать контакты с партнерами по общению, слушать и слышать партеров, понимать их эмоциональные состояния, отзеркаливать и при необходимости корректировать, грамотно простраивать взаимоотношения, диалог, пользоваться стратегиями уверенно-достойного поведения в различных профессиональных и личных ситуациях;

- стремление и умение заниматься самоанализом, видеть успехи в любой даже неприятной профессиональной ситуации, понимать мотивы поведения других людей, получать опыт в любой ситуации;

- адекватная самооценка: нахождение плюсов, минусов, ресурсов своего поведения, умение видеть себя со стороны;

- эмпатия, гибкость поведения, наличие разнообразных стратегий поведения;

- благоприятная психологическая атмосфера в коллективе: открытость, доброжелательность, конструктивная деятельность, творческая и креативная деятельность [3].

Статистический анализ результатов показал, что существуют достоверные различия на констатирующем и контрольном этапе после проведения тренинга «Общение без принуждения», таких как: тревога и депрессия (р<0,05), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (р<0,01), редукция профессиональных обязанностей (р<0,05), эмоциональная отстраненность (р<0,05), личностная отстраненность (деперсонализация) (р<0,05). По остальным факторам различия не проявились.

Таким образом, можно считать что психологический тренинг «Общение без принуждения» является эффективным методом профилактики эмоционального выгорания педагогов. На наш взгляд, целесообразно для педагогов регулярно проводить психологические тренинги, такие как Тренинг эффективного педагогического общения для развития коммуникативных умений и навыков, развития коммуникативно-личностного потенциала, Тренинг креативности для развития способности к нахождению эффективных, нестандартных решений и способов поведения в различных ситуациях, Тренинг анализа и разрешения конфликтных ситуаций для развития навыков конструктивного разрешения конфликтов, Тренинг развития уверенности в себе для развития навыков уверенно-достойного поведения и др. Психологические тренинги несут в себе большой заряд положительных эмоций и возможностей для профилактики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения/ Е.В. Балацкий. 2005. № 4. С. 42-52.

2. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня «эмоционального выгорания»/ В.В. Бойко. - Режим доступа: URL: http://www.b17.ru (Дата обращения 17.10.2017).

3. Кочерга, И.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов среднего профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания: автореф. к.псх.н./ И.В. Кочерга. - Режим доступа: URL: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka-pedagogov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-s-sindromom-emotsionalnogo-vygoran#ixzz5YRFaPNNV https://risr.mstitute/publication4.html (Дата обращения 1.12.2018)

4. Курапова, И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания педагогов: монография /И.А. Курапова. - Йошкар-Ола, 2015. 232 с.

5. Тимиргалеев, А.Р. Актуальные психические состояния людей

современного общества/ А.Р. Тимиргалиев. - Режим доступа: URL: https://risr. institute/publication4.html (Дата обращения 1.12.2018)

6. Сорокоумова, Г.В. Развитие социального интеллекта студентов - будущих педагогов и психологов/ Г.В. Сорокоумова// Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2018. № 2. с. 42-48

7. Сорокоумова, Г.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов/ Г.В. Сорокоумова//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология», 2017 № 3, с.437-444

REFERENCES

1. Balatskiy, E.V. Faktory udovletvorennosti zhizn'yu: izmerenie i integral'nye pokazateli [Factors of life satisfaction: measurement and integral indicators]. Monitoring obshchestvennogo mneniya [Public opinion monitoring]. 2005. no 4. Pp. 42-52.

2. Boyko, V.V. Metodika diagnostiki urovnya «emotsional'nogo vygoraniya» [ Methods of diagnosing the level of «emotional burnout»]. Available: URL: http:// www.b17.ru

3. Kocherga, I.V. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka pedagogov srednego professional'nogo obrazovaniya s sindromom emotsional'nogo vygoraniya: avtoref. k.pskh.n [Socio-pedagogical support for teachers of secondary vocational education with a burnout syndrome: author. Ph.D.]. Available: URL: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka-pedagogov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-s-sindromom-emotsionalnogo-vygoran#ixzz5YRFaPNNV https://risr.institute/publication4.html

4. Kurapova, I.A. Nravstvenno-tsennostnaya regulyatsiya emotsional'nogo vygoraniya pedagogov: monografiya [The moral-value regulation of emotional burnout of teachers: monograph]. Yoshkar-Ola, 2015. 232 p.

5. Timirgaleev, A. R. Aktual'nye psikhicheskie sostoyaniya lyudey sovremennogo obshchestva [Actual mental states of the people of modern society]. Available: URL: https://risr.institute/publication4.html

6. Sorokoumova, G.V. Razvitie sotsial'nogo intellekta studentov - budushchikh pedagogov i psikhologov [Development of social intelligence of students - future teachers and psychologists]. Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniya» [Scientific and practical journal «Humanization of Education»]. 2018. no 2. Pp. 42-48

7. Sorokoumova, G.V. Sovremennye metody diagnostiki i psikhokorrektsii emotsional'nogo vygoraniya pedagogov [Modern methods of diagnosis and psychocorrection of emotional burnout of teachers]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 2017 no 3, Pp.437-444

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.