Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
489
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ / ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремеева А. А., Коротеева Е. М.

В статье обсуждаются результаты исследования эмоционального интеллекта, его роли в детско-родительских отношениях. Эмпирически доказано, что эмоциональный интеллект матерей взаимосвязан с особенностями детско-родительских отношений: чем выше эмоциональный интеллект, тем реже матери допускают ошибки в воспитании своих детей подросткового возраста и тем гармоничнее взаимоотношения между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еремеева А. А., Коротеева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF MOTHERS AND THE CHARACTERISTICS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN ADOLESCENCE

The article discusses the results of research on the emotional intelligence of mothers and their parents in child-parent relationships in adolescence. It is empirically proved that the emotional intelligence of mothers is interrelated with the characteristics of child-parent relationships: the higher the emotional intelligence, the less often mothers make mistakes when raising teenagers and the more harmonious their relationships are.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 1. С. 6-11.

УДК 159.923+159.924.7+159.922.6 DOI: 10.24147/2410-6364.2021.1.6-11

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

А. А. Еремеева1, Е. М. Коротеева2

1 Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия) 2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

В статье обсуждаются результаты исследования эмоционального интеллекта, его роли в дет-ско-родительских отношениях. Эмпирически доказано, что эмоциональный интеллект матерей взаимосвязан с особенностями детско-родительских отношений: чем выше эмоциональный интеллект, тем реже матери допускают ошибки в воспитании своих детей подросткового возраста и тем гармоничнее взаимоотношения между ними.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; детско-родительские отношения; подростковый возраст; отношения с матерью; ошибки в воспитании.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF MOTHERS AND THE CHARACTERISTICS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN ADOLESCENCE

А. А. Yeremeyeva1, Е. М. Koroteeva2

1 Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia) 2 Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The article discusses the results of research on the emotional intelligence of mothers and their parents in child-parent relationships in adolescence. It is empirically proved that the emotional intelligence of mothers is interrelated with the characteristics of child-parent relationships: the higher the emotional intelligence, the less often mothers make mistakes when raising teenagers and the more harmonious their relationships are.

Keywords: emotional intelligence; child-parent relationships; adolescence; relationship with mother; upbringing mistakes.

Актуальность работы обусловлена относительно новым для эмпирических исследований феноменом - «эмоциональный интеллект», который находится на стадии своего уточнения и установления взаимосвязи с другими психологическими феноменами [1]. В отечественной литературе недостаточно теоретико-эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с детско-родительскими отношениями, особенно в подростковый период, являющийся кризисным этапом развития ребенка. Данный возраст ха-

рактеризуется активностью формирования взглядов и убеждений, поиском себя и своего места в обществе, а также стремлением подростка к автономии, при одновременной объективной зависимости от взрослых [2]. Несмотря на подобные противоречивые стремления подростков, отмечается их потребность в эмоциональной близости с родителями, в особенности с матерями. Именно матери чаще всего отличаются безусловным принятием своих детей, что способствует формированию их базового доверия к миру. Кроме того,

© Еремеева А. А., Коротеева Е. М., 2021 6

подростки чаще всего обращаются по личным, социальным и учебным вопросам именно к матери, что обуславливает частые и широкие контакты матери с подростком и большую близость между ними [3].

В силу проблематичности подросткового возраста, перед матерями стоит задача учитывать его особенности и корректировать модели своего поведения с детьми-подростками. На наш взгляд, эмоциональный интеллект, заключающийся в понимании своих и чужих эмоций и в способности управления ими [4], может способствовать более гармоничным детско-родительским отношениям, особенно между матерями и подростками.

Цель исследования - изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах исследования:

1) определить эмоциональный интеллект и его структуру у матерей подростков;

2) выявить особенности детско-родитель-ских отношений у матерей с разным уровнем эмоционального интеллекта;

3) определить различия в описании особенностей детско-родительских отношений подростков и матерей с разным уровнем эмоционального интеллекта;

4) выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

Общий объем выборки - 64 человека. Из них 32 матери (в возрасте от 44 до 50 лет), воспитывающие ребенка подросткового возраста, и 32 подростка (в возрасте от 13 до 16 лет) - дети этих матерей.

В качестве основного метода сбора данных применялось психологическое тестирование. Методический инструментарий: опросник для диагностики эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина [5], опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемил-лера и В. В. Юстицкиса [6], опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской в двух вариантах: для родителей и для подростков [7].

Для статистической обработки полученных данных использовались: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение); частотный анализ и проценты; критерий согла-

сия распределения Колмогорова - Смирнова; непараметрический критерий Крускала -Уоллиса; критерий Манна - Уитни, непараметрический критерий Вилкоксона; непараметрический критерий Спирмена.

Эмпирическое исследование предполагало реализацию четырех основных этапов (соответствующих задачам исследования), в ходе которых данные, полученные при помощи соответствующего методического инструментария, подвергались количественной и качественной обработке.

На первом этапе мы определили эмоциональный интеллект и его структуру у матерей, воспитывающих детей подросткового возраста. Согласно полученным результатам у 28 % матерей низкий уровень эмоционального интеллекта, у 41 % - средний, у 31 % -высокий. Анализ структуры эмоционального интеллекта показал следующее. Матери с высоким уровнем эмоционального интеллекта более склонны к пониманию чужих, а не своих эмоций и управлению ими. Матери же с низким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются тем, что плохо понимают как чужие, так и свои эмоции, с трудом управляют и теми и другими.

На втором этапе нашей работы мы эмпирически доказали, что матери с низким уровнем эмоционального интеллекта менее удовлетворены взаимоотношениями со своими детьми подросткового возраста. Матери не замечают их взросления, игнорируя потребности, которые существуют у подростка на этом этапе его жизни; видят в своем ребенке «маленького», беззащитного малыша, снижая уровень требований и обязанностей по отношению к нему, при этом проявляя контролирующее поведение в его воспитании. Они склонны не соглашаться со своими детьми-подростками по каким-либо жизненным вопросам, вероятно, в силу того, что считают своих детей не способными сделать правильный, по их мнению, выбор в той или иной ситуации (выбор высшего учебного заведения и специальности, внешний облик, своя точка зрения в обсуждении важного вопроса и т. п.).

Матери с высоким уровнем эмоционального интеллекта, напротив, удовлетворены взаимоотношениями со своими детьми-подростками и не склонны игнорировать их взросление. Они понимают потребности, существующие у подростка на данном возрастном этапе, в частности потребность в неко-

торой доле автономности и самостоятельности, и поэтому не склонны проявлять в его воспитании излишнее контролирующее поведение. Матери с высоким эмоциональным интеллектом предъявляют к подростку достаточное количество требований, поручают ему достаточное количество обязанностей (это, например, обязанности по уходу за домашними питомцами, ответственность за школьную успеваемость и т. п.). Кроме того, матери склонны к согласию со своими детьми в отношении тех или иных жизненных ситуаций. Вероятно, это обусловлено тем, что они принимают взросление своих детей, как и то, что их дети способны на взвешенные, ответст-

венные решения, в которых матерям сложнее усомниться.

На третьем этапе мы, определяя согласованность в описании особенностей детско-ро-дительских отношений подростков и матерей с разным уровнем эмоционального интеллекта, обнаружили, что в группе матерей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и их детей-подростков описания особенностей детско-родительских отношений характеризуется меньшим количеством различий по сравнению с описаниями в группе матерей с низким уровнем эмоционального интеллекта и их детей подросткового возраста (см. рис. 1).

Рис. 1. Согласованность в описании особенностей детско-родительских отношений подростков и их матерей с разным уровнем эмоционального интеллекта (среднее значение): НТ - нетребовательность / требовательность; МС - мягкость / строгость; АК - автономия / контроль; ЭДБ - эмоциональная дистанция / близость; ОП - отвержение / принятие; ОСС - отсутствие сотрудничества / сотрудничество; НС - несогласие / согласие; НП - непоследовательность / последовательность; АР - авторитетность родителя; УО - удовлетворенность отношениями

Согласно результатам, полученным при сравнении подростков и их матерей с низким уровнем эмоционального интеллекта, дети отмечают эмоциональную дистанцию со своими матерями, а матери, в свою очередь, переоценивают эмоциональную близость между ними и детьми (Т = 2,54 при р < 0,01), степень сотрудничества и партнерства во взаимоотношениях с подростками (Т = 2,55 при р < 0,05) и степень согласия с ними в различных жизненных ситуациях (Т = 2,32 при

р < 0,05). Кроме того, по мнению подростков, их матери непостоянны в применении наказаний и поощрений в процессе воспитания, в то время как мнение матерей является противоположным (Т = 2,39 прир < 0,01).

При интерпретации полученных результатов стоит отметить, что матери с низким эмоциональным интеллектом испытывают затруднения в понимании своих и чужих эмоций и в управлении ими. В связи с этим у них могут возникать затруднения в поддер-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 1. С. 6-11

жании последовательности своих действий в процессе воспитания подростков, так как контроль нам собственными эмоциями слабый. Также трудности в понимании эмоций своих детей сопровождаются у матерей неправдоподобными представлениями о близости их взаимоотношений с подростком. Подростки не всегда готовы делиться своими переживаниями со своими матерями.

Что касается подростков и их матерей со средним эмоциональным интеллектом, то в данном случае необходимо отметить, что матери переоценивают эмоциональную близость со своими детьми (Т = 2,56 при р < 0,01) и недооценивают степень их принятия (Т = 2,63 при р < 0,01). То есть подростки считают, что их матери принимают их такими, какие они есть, с различного рода личностными и поведенческими особенностями (а это является фактором благоприятного развития ребенка и формирования его самооценки), в то время как матери указывают на то, что не все качества в ребенке они готовы принять. Также подростки, дети описанных выше матерей, утверждают, что контролирующего поведения в их воспитании больше, чем считают сами матери (Т = 2,18 прир < 0,05).

Описывая результаты опроса подростков и их матерей с высоким уровнем эмоционального интеллекта, отметим, что данная группа характеризуется наименьшим количеством значимых различий, которые были обнаружены лишь в отношении эмоциональной дистанции между матерью и ребенком. Так, матери, чей уровень общего эмоционального интеллекта высок, переоценивают эмоциональную близость со своими детьми подросткового возраста (Т = 2,55 при р < 0,01). При обсуждении полученных результатов важно отметить, что группа матерей с высоким эмоциональным интеллектом характеризуется высокими показателями межличностного эмоционального интеллекта и более низкими -внутриличностного. Это свидетельствует о том, что они более склонны к пониманию скорее чужих, нежели своих эмоций, и управлению ими. Несмотря на это, матери с высоким общим эмоциональным интеллектом склонны переоценивать эмоциональную близость со своими детьми, как и матери со средним и низким уровнями эмоционального интеллекта. Подростки, в силу своего возрас-

та, не всегда готовы делиться со своими матерями вопросами личного, учебного и т. п. плана, хотя матери считают иначе, независимо от особенностей собственного эмоционального интеллекта.

Следует отметить и то, что, независимо от уровня эмоционального интеллекта, матери переоценивают эмоциональную близость со своими детьми подросткового возраста. Это может означать, что подросткам недостаточно близости между ними и матерями, независимо от того, насколько хорошо матери понимают их и свои собственные эмоции. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что существуют и другие факторы (помимо эмоционального интеллекта), играющие важную роль в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте, которые не были учтены нами в рамках данного исследования и требуют своего дальнейшего изучения.

Обобщая сказанное выше, хотелось бы особо подчеркнуть, что взаимоотношения подростков и их матерей со средним и высоким уровнями эмоционального интеллекта более гармоничны и схожи в своих значениях по шкалам методики, чем взаимоотношения подростков и их матерей с низким уровнем эмоционального интеллекта.

Заключительным этапом нашей работы стало выявление взаимосвязи (с помощью коэффициента корреляции Спирмена) эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте (см. рис. 2).

Согласно полученным результатам выявлены обратные корреляции общего эмоционального интеллекта с потворствованием в воспитании ребенка (г = -0,41 при р < 0,05), чрезмерностью санкций (г = -0,36 при р < 0,05), воспитательной неуверенностью (г = -0,369 при р < 0,05), проекцией нежелательных качеств (г = -0,437 при р < 0,05), гиперпротекцией (г = -0,455 при р < 0,01), игнорированием потребностей ребенка (г = = -0,506 при р < 0,01), предпочтением детских качеств в ребенке (г = -0,565 при р < 0,01); прямые корреляции - с удовлетворенностью отношениями с детьми подросткового возраста (г = 0,408 при р < 0,05) и согласием с ними в разных жизненных ситуациях (г = 0,410 прир < 0,05).

(^Гиперпротекция^)

(^^Потворствование^)

Рис. 2. Взаимосвязь эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений:

_- прямая корреляция (при р < 0,01 ир < 0,05);

------ обратная корреляция (при р < 0,01 и р < 0,05);

ЭИ - эмоциональный интеллект (по шкале методики «Взаимодействие родитель - ребенок»); АК - автономия / контроль; НС - несогласие / согласие; УО - удовлетворенность отношениями; ИП - игнорирование потребностей; НО - недостаточность обязанностей; ЧС - чрезмерность санкций; МС - минимальность санкций; ВН - воспитательная неуверенность

Таким образом, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более матери удовлетворены взаимоотношениями со своими детьми подросткового возраста и тем чаще они соглашаются с мнением ребенка в разного рода вопросах и жизненных ситуациях. И тем реже матери стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей подростка и оказываются неспособными устанавливать правила поведения для ребенка в семье и потакать подростку во всех вопросах и спорах. Чем выше эмоциональный интеллект, тем реже матери видят в ребенке те черты, наличие которых ощущают, но не признают в самих себе, нарушают личные границы подростка и игнорируют его потребности. И тем реже матери видят в подростке всё еще маленького, неспособного взять на себя ответственность ребенка и используют в воспитании слишком много наказаний, даже по самым незначительным проступкам.

Факты, приведенные выше, подчеркивают особенности эмоционального интеллекта, которые проявляются в процессе воспитания подростка. Чем выше эмоциональный интеллект матерей, тем лучше они понимают то, что чувствует их ребенок подросткового возраста и чего ему не хватает. Они понимают его потребности, способны контролировать собственные эмоции, что может проявляться

в готовности доверить своему ребенку более широкий круг обязанностей и в управлении своим поведением (в том числе контролирующим) в процессе воспитания с целью заботы о личных границах подростка (это особенно значимо для него на данном возрастном этапе), что отражается и на удовлетворенности матерей взаимоотношениями со своим ребенком.

Резюмируя сказанное выше, можно сформулировать следующий вывод. Существует взаимосвязь эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте: чем выше эмоциональный интеллект матерей, тем реже они допускают ошибки в воспитании своих детей подросткового возраста и тем благополучнее, гармоничнее взаимоотношения между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mayer J. D., Salovey P. The intellegence of emotional intelligence // Intelligence. - 1993.

- Vol. 17, no. 4. - P. 433-442.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. -398 с.

3. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд.

- М. [и др.] : Питер, 2010. - 812 с.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 1. С. 6-11

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. -М. : Ин-т психологии РАН, 2004. - С. 29-38.

5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. -№ 4. - С. 3-22.

Информация о статье Дата поступления 10 января 2021 Дата принятия в печать 26 февраля 2021

Сведения об авторах

Еремеева Анастасия Алексеевна - выпускница факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского 2020 г.; магистрант факультета психологии (направление «Психология развития») Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, Россия). E-mail: eremeeva0519@ya.ru.

Коротеева Елена Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: koroteevaem@omsu.ru.

Для цитирования

Еремеева А. А., Коротеева Е. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта матерей и особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. - № 1. -С. 6-11. - DOI: 10.24147/2410-6364.2021.1.6-11.

6. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : метод. пособие / под общ. ред. Л. И. Вассермана. - М. : Фо-лиум, 1996. - 63 с. - (Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу ; вып. 1).

7. Марковская И. М. Психология детско-роди-тельских отношений : монография. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

Article info

Received January 10, 2021 Accepted February 26, 2021

About the authors

Yeremeyeva Anastasia Alekseevna - Graduate of the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University, 2020, Master's student of the Faculty of Psychology, Department of "Developmental Psychology", Novosibirsk State Pedagogical University. E-mail: eremeeva0519@ya.ru.

Koroteeva Elena Mikhajlovna - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: koroteevaem@omsu.ru.

For citations

Yeremeyeva A. A., Koroteeva E. M. The Relationship between the Emotional Intelligence of Mothers and the Characteristics of Child-Parent Relationships in Adolescence. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 1, pp. 6-11. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.1.6-11. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.