Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ / RESOURCES / RESILIENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERSONAL POTENTIAL / FITNESS INSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караулова Стела Николаевна, Ольшанская Светлана Алексеевна, Кадырова Евгения Римовна

Качество оказываемых фитнес услуг напрямую зависит от состояния, в котором находится инструктор, в связи с чем, поиск ресурсов по предупреждению эмоционального выгорания остается необходимым условием в условиях профессиональной деятельности. В данной статье представлены новые данные о взаимосвязи, обнаруженных ресурсов преодоления эмоционального выгорания, которыми выступают жизнестойкость и эмоциональный интеллект до и после проведения психологического тренинга. Выявленная взаимосвязь между этими показателями свидетельствует о том, что формирование личностного потенциала у инструкторов по фитнесу является ключевым в преодолении воздействия стрессов, в связи с тем, что профессия инструктора по фитнесу напрямую связана с работой в личном контакте с клиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND RESILIENCE AS A PERSONAL RESOURCE TO OVERCOME EMOTIONAL BURNOUT AMONG FITNESS INSTRUCTORS

Since the quality of fitness facilities provided directly depends on a current state of an instructor, seeking resources on burnout prevention remains to be an essential requirement in working conditions. This article provides new data on interrelation of discovered resources to overcome burnout that are represented by resilience and emotional intelligence prior to and following the psychological training. The correlation detected between these criteria indicates that the development of personal potential by fitness instructors stands for the main goal while mastering stress effects because a fitness instructor's profession is directly connected to working in personal contact with a client.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу»

Психология

УДК 796.01:159.9

аспирантка Караулова Стела Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна Автономная некоммерческая образовательная организация «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар); аспирантка Кадырова Евгения Римовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИТНЕСУ

Аннотация. Качество оказываемых фитнес услуг напрямую зависит от состояния, в котором находится инструктор, в связи с чем, поиск ресурсов по предупреждению эмоционального выгорания остается необходимым условием в условиях профессиональной деятельности. В данной статье представлены новые данные о взаимосвязи, обнаруженных ресурсов преодоления эмоционального выгорания, которыми выступают жизнестойкость и эмоциональный интеллект до и после проведения психологического тренинга. Выявленная взаимосвязь между этими показателями свидетельствует о том, что формирование личностного потенциала у инструкторов по фитнесу является ключевым в преодолении воздействия стрессов, в связи с тем, что профессия инструктора по фитнесу напрямую связана с работой в личном контакте с клиентом.

Ключевые слова: ресурсы, жизнестойкость, эмоциональный интеллект, личностный потенциал, инструктор по фитнесу.

Annotation. Since the quality of fitness facilities provided directly depends on a current state of an instructor, seeking resources on burnout prevention remains to be an essential requirement in working conditions. This article provides new data on interrelation of discovered resources to overcome burnout that are represented by resilience and emotional intelligence prior to and following the psychological training. The correlation detected between these criteria indicates that the development of personal potential by fitness instructors stands for the main goal while mastering stress effects because a fitness instructor's profession is directly connected to working in personal contact with a client.

Keywords: resources, resilience, emotional intelligence, personal potential, fitness instructor.

Введение. В настоящее время выделяют более ста психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Следует отметить, что возникающие стрессы в условиях профессиональной деятельности могут стать причиной появления предпосылок возникновения синдрома хронической усталости, переутомления, апатии, которые довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. [2, с. 28-33].

Изложение основного материала статьи. Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой и посвящает ей большую часть своего времени, жертвуя личной жизнью и временем, отведенным для отдыха. Данное поведение ведет к возникновению первого признака синдрома эмоционального выгорания -истощение, которое сопровождается возникновением чувства перенапряжения, эмоциональной подавленностью, физической усталостью, не проходящей после длительного отдыха, ночного сна. Попыткой справиться с воздействием стресса на работе является личностная отстраненность. В этом состоянии специалист не испытывает необходимости к качественному исполнению своих должностных обязанностей, так как почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Третий признак синдрома эмоционального выгорания сопровождается ощущением утраты собственной эффективности и необходимости пребывать на рабочем месте, падение самооценки. Специалист разочаровывается в своих профессиональных компетенциях, не видит перспективы развития и роста, снижается удовлетворение работой. Следствие развития, описанных симптомов необратимы и неизбежны в условия отсутствия подходящих инструментов, позволяющих предотвратить развитие данного синдрома. В современной психологии такими инструментами выступают личностные ресурсы, к которым можно отнести разноплановые возможностями человека, мобилизация которых становится стратегией преодоления/предупреждения эмоционального выгорания.

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с психоэмоциональным состоянием личности. В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывалось в исследованиях В.А. Бодрова, Н.Е. Водопьяновой, К. Муздыбаева [4, с. 336].

В частности, В.А. Бодров рассматривает ресурс в плоскости развития теории психологического стресса и дает им определение «.... являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способы (стратегии) поведения для предотвращения или купирования стресса» [2, с. 28-33].

К. Муздыбаев дает понимание психологических ресурсов в представлении их как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладения с неблагоприятными жизненными событиями [10, с. 103].

В своих исследованиях Н.Е. Водопьянова раскрывает понятие «психологических ресурсов», к которым относит внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям; средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [4, с. 290].

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как личностный потенциал человека, способный устранять стресогенные воздействия окружающей среды на личность, преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства посредством разнообразия личностных ресурсов как основы для самореализации.

Интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния характеризуется деятельность инструкторов по фитнесу, в независимости от разновидности исполняемой работы и является деятельностью с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, что приводит к возникновению чувства беспокойства и моральной истощенности. Следовательно, актуальной является проблема малоизученности сферы оздоровительного фитнеса с точки зрения психоэмоциональной среды, а именно выявление механизмов эффективного раскрытия личностных ресурсов, в целях формирования потенциала инструктора по фитнесу, способного сформировать устойчивый взгляд на систему адаптации к сложным жизненным обстоятельствам и условиям профессиональной деятельности.

Наиболее эффективным, с точки зрения Д.А. Леонтьева, в зарубежной психологии соответствует понятие «hardiness» - «жизнестойкость», введенное С. Мади [8]. Данное понятие отражает психологическую живучесть, расширенную эффективность человека и является показателем психического здоровья человека. Это свойство личности представляет четыре компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и жизнестойкость в целом. При развитой жизнестойкости, личность становится более открытой, с точки зрения взаимодействия с миром, повышается способность испытывать и интерпретировать чувства свои и окружающих, проявлять большую заинтересованность в происходящем и иметь активную жизненную позицию [9, с. 87-101].

Так образом, необходим поиск новых форм и подходов в подготовке студентов высшей школы. Освоение профессии в сфере фитнеса заключается не только в получении профильного образования, но в освоении новых форм и методов построения взаимодействия с людьми, поиске путей повышения своей профессиональной эффективности [2, с. 28-33]. Также, для достижения успеха в различных сферах жизни и удержания оптимального уровня психоэмоционального состояния, необходимо развитие эмоционального интеллекта, которое раскрывается в понимании своих и эмоций окружающих, управлении ими и правильной ответной реакции на того или иного рода переживания [7].

В этой связи, нами проведено актуальное исследование по формированию личностного потенциала, а именно повышения уровня жизнестойкости и эмоционального интеллекта у инструкторов по фитнесу, направленных на преодоление эмоционально выгорания.

Результаты проведенного исследования показали, что компоненты «жизнестойкости» имеют значение выше среднего в группе инструкторов по фитнесу, а для инструкторов по физической культуре - ниже среднего. Полученные данные свидетельствуют о том, что «жизнестойкость» выступает для инструкторов по фитнесу ресурсом, развитие которого будет способствовать предупреждению их эмоционального выгорания в условиях профессиональной деятельности.

Таблица 1

Показатели уровня жизнестойкости

Показатели Экспериментальная группа, n=72 Контрольная группа, n=82 Т - критерий, р<0,01

Вовлеченность 31,71+10,3* 27,72+9,8 tЭмп = 3.4

Контроль 24,31+7,4* 18,39+10,9 tЭмп = 2.9

Принятие риска 15,43+5,3* 9,81+5,6 tЭмп =2.6

Жизнестойкость 73,32,5+16,2* 62,5+16,2 tЭмп = 3.1

Примечание: Достоверность определена по Т-критерию Стьюдента, «зона значимости» определена в пределах tЭмп>2,58; * и полужирно выделены достоверные различия

На следующем этапе исследования был проведен анализ показателей уровня эмоционального интеллекта в изучаемых группах.

Таблица 2

Показатели уровня эмоционального интеллекта

Тесты Экспериментальная группа, n=78 Контрольная группа, n=82 Достоверность различий, р <0.01

Эмоциональная осведомленность 13.31+0,14* 9.88+0,28 tэмп = 3.3

Управление своими эмоциями 12.28+0.32* 8.39+0.34 tэмп = 2.7

Управление эмоциями других 10.32+0.08* 7.85+0.1 tэмп = 4.2

Эмпатия 12.77+0.38* 8.21+0.26 tэмп = 3.4

Самомотивация 11.18+-0.08* 6.44+0.36 tэмп = 3.5

Примечание: Достоверность определена по Т-критерию Стьюдента, * - достоверность различий, р <0.01

Анализ данных из табл. 2 свидетельствует о том, что уровень развития эмоционального интеллекта выше у инструкторов по фитнесу, чем у инструкторов по физической культуре. Различия обуславливаются тем, что у инструкторов по фитнесу рабочий процесс связан со сложными и тесными взаимоотношениями с гостями клуба. Инструктор по фитнесу работает индивидуально с каждым гостем клуба, вне зависимости ведет он персональную тренировку или групповую, что обязывает его иметь креативный подход к выполняемой деятельности. Для этого необходимо понимание, что гостю клуба ближе, например, монотонная тренировка или высокий темп выполнения упражнений, «активная мотивация» или стиль «уговаривания/убеждения» со стороны инструктора по фитнесу и т.д. И, напротив, у инструкторов по физической культуре, во-первых, занимающиеся посещают занятия согласно расписанию, работа ведется согласно утвержденной программе и плану, в связи, с чем разнообразить тренировочный процесс нет необходимости и тем более подстраиваться под интересы и настроение каждого персонально.

По итогам исследования показателей жизнестойкости и уровня эмоционального интеллекта, выявлено, что они могут выступать ресурсами для преодоления/предупреждения эмоционального выгорания при условии психологического сопровождения их профессиональной деятельности. Нами была разработана программа психологического тренинга для инструкторов по фитнесу, направленная на развитие показателей жизнестойкости и уровня эмоционального интеллекта. В их число входили занятия на развитие контроля над эмоциями под давлением обстоятельств, развитие внутреннего плана действий, саморегуляции, самоконтроля, способности управления собственными действиями, самопознание.

Таблица 3

Взаимосвязь жизнестойкости и уровня эмоционального интеллекта у инструкторов по фитнесу

Показатели Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Управление эмоциями других Эмпатия Самомотивация

Вовлеченность 0,56** 0,50** 0,01 0,43* 0,52**

Контроль 0,41* 0,42* 0,29 0,12 0,60**

Принятие риска 0,31* 0,33* 0,09 0,20 0,43*

Жизнестойкость 0,53** 0,59** 0,23 0,01 0,39*

Примечание: ** - р<0,01; * - р<0,05

По итогам психологического тренинга был проведен повторный анализ уровня жизнестойкости и эмоционального интеллекта у инструкторов по фитнесу и сделан корреляционный анализ этих показателей.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о взаимосвязи между эмоциональной осведомленностью и всеми показателями жизнестойкости. Понимание своего психоэмоционального состояния, своих эмоциональных реакций в ответ на воздействия окружающего мира позволяют справляться с внутренним напряжением, препятствовать возникновению «мышечных зажимов» и психосоматическим проявлениям. Со стороны управления своими эмоциями также обнаружена взаимосвязь со всеми показателями жизнестойкости.

У инструктора по фитнесу рабочий процесс связан с наиболее сложными и тесными взаимоотношениями с гостями клуба. Инструктор по фитнесу работает индивидуально с каждым клиентом, в не зависимости ведет он персональную тренировку или групповую, все это предполагает быть для клиента примером и наставником, что ведет к осознанию уровня ответственности и может оказаться «психологическим грузом» для специалиста. Понимание своего эмоционального потока позволит направить высокую степень ответственности в стимул развиваться самому и помогать совершенствоваться гостям клуба без вреда для себя и окружающих.

Уровень эмпатии коррелирует с показателем вовлеченности, что говорит о включенности инструктора по фитнесу и индивидуальный подход к каждому гостю, вне зависимости ведет он персональную тренировку или групповую, на что способен только креативный человек. В работе с гостем необходимо знание предпочтений гостя, особенностей его физических и психологических проявлений возможностей.

Полная взаимосвязь показателя самомотивации и жизнестойкости говорит о развитости системы убеждений о себе и своем взаимоотношении с окружающим миром. Такое убеждение дает уверенность в своих решениях, поступках и адекватную оценку своим достижениям, что снижает степень воздействия стрессов и тем самым исключает возникновение синдрома эмоционального выгорания личности.

Выводы. Все сказанное говорит о том, что вероятность снижения уровня эмоционального выгорания обуславливается разнообразием выявленных личностных ресурсов и их уровнем развития. В данном исследовании они представлены в виде двух показателей: «жизнестойкость» и «эмоциональный интеллект» и взаимосвязи между этими показателями свидетельствует об эффективности психологического сопровождения профессиональной деятельности инструкторов по фитнесу.

Литература:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2001. - №4. - С. 28 - 33.

2. Босенко, Ю. М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифицированных спортсменов / Ю. М. Босенко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2011. - № 2. - С. 84-91.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - Спб.: Изд-во Спб ГУ, 2000. С. 443-463.

4. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

6. Котлярова Н.С. Роль эмоционального интеллекта в развитии личности студента в современной образовательной среде // Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Брянск: изд-во ООО «Ладомир», 2010.

7. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - №6. - С. 87- 101.

8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С. 16-24.

9. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том 1. - 1998. - №2. - С. 100 - 109.

10. Ольшанская, С.А. Особенности применения телесно-ориентированных практик для снижения гиперактивности у детей в возрасте 7-10 лет / С.А. Ольшанская, С.В. Дударина // Курорты. Сервис. Туризм. -Краснодар, 2011, № 1-2, С. 117-122.

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда) ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН

Аннотация. В статье обосновывается идея рассмотрения личностной идентичности осужденных женщин как ресурса их ресоциализации. Излагаются результаты эмпирического исследования структуры идентичности осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Показана ведущая роль семейных идентификаций в ролевом компоненте идентичности осужденных женщин.

Ключевые слова: ресоциализация, личностная идентичность, ролевые идентификации.

Annotation. The article substantiates the idea of considering the personal identity of convicted women as a resource of their resocialization. The results of an empirical study of the structure of identity of convicted women serving sentences in a correctional institution are presented. The leading role of family identifications in the role component of the whole identity of convicted women is shown.

Keywords: resocialization, personal identity, role identifications.

Введение. Ресоциализация осужденных является одной из важных государственных задач. В связи с этим в настоящее время большое значение придается всестороннему изучению женской преступности для более эффективной адаптации и ресоциализации осужденных женщин, формирования у них социально приемлемых форм поведения после освобождения из исправительных учреждений.

Процесс ресоциализации представляет собой многоаспектную проблему, детерминированную в значительной степени как личностными характеристиками, так и спецификой социальных взаимодействий, в которые включены осужденные [7, с. 215]. Ресурсом для успешной ресоциализации осужденных женского пола, на наш взгляд, может выступать личностная идентичность - особое интрапсихическое образование, формирующееся на протяжении всей жизни благодаря взаимоотношениям индивида с окружающей средой [11].

Личностная идентичность осужденной, оказывающая несомненное воздействие на ее собственную готовность к ресоциализации, является результатом интеграции прежнего опыта, в частности, идентификаций с различными социальными ролями - дочери, подруги, коллеги, супруги, матери и др. В условиях пенитенциарного учреждения женщина принудительно отстранена от полноценной реализации каждой из этих ролей. Опираясь на представления об идентичности Э. Эриксона, можно предположить, что в период отбывания наказания в исправительном учреждении осужденные женщины переживают «психосоциальный мораторий» - период, для которого характерна спутанность ролей, неуверенность в своей идентичности. В то же время мораторий дает время подумать, выработать новое ощущение целенаправленности, новые ценности и поставить новые цели [9, с. 239]. Все это дает основание исследовать идентичность как значимый ресурс для изменений в личности осужденных, связанный с выбором позитивных социальных ролей. При этом следует принять во внимание, что в структуре идентичности женщин приоритет принадлежит семейным ролям [1; 2; 3; 4].

Общественно опасный вред преступлений, совершаемых женщинами, заключается помимо прочего в том, что нарушается, а иногда и совсем прекращается функционирование семьи [4]. Известно, что успешная ресоциализация многих осужденных женщин затрудняется вследствие распада семейных связей. Любая неурядица в семейных отношениях, наличие конфликтных ситуаций нередко отрицательным образом сказывается на поведении и психическом состоянии женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Семейные женщины, занимающиеся воспитанием детей, как правило, практически не допускают нарушений порядка отбывания наказания, но по-разному относятся к своим детям [5].

Анализ немногочисленных публикаций показывает, что идентичность осужденных женщин представляет актуальную для изучения проблему [2; 3; 4; 6; 8; 10]. Наше исследование базировалось на идее о том, что сформированная позитивная идентичность выступает важнейшим условием психологического благополучия и создает необходимый ресурс для ресоциализации женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование структуры личностной идентичности осужденных женщин проводилось на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.