Научная статья на тему 'Взаимосвязь экспертной оценки управленческих кадров с самооценкой экспертов'

Взаимосвязь экспертной оценки управленческих кадров с самооценкой экспертов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синягин Юрий Викторович, Смирнов Сергей Алексеевич

Авторами рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема повышения объективности экспертной оценки в ходе диагностики, оценки и аттестации кадров управления. Выявлено, что повышение объективности экспертной оценки требует учета личностных особенностей экспертов и их подбора, который должен учитывать индивидуальное смещение оценок. Для оптимизации процедуры экспертных оценок целесообразно проводить специальную работу по анализу вопросов, выступающих основанием оценки. Индивидуальное смещение экспертных оценок руководителей может выступать весьма важным средством индивидуальной диагностики самих экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синягин Юрий Викторович, Смирнов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE EXPERT ESTIMATION OF THE ADMINISTRATIVE STAFF WITH THE SELF-ESTIMATION OF EXPERTS

Authors consider actual for today a problem of increase of objectivity of an expert estimation during diagnostics, estimations and certifications of the staff of management. It is revealed, that increase of objectivity of an expert estimation demands the account of personal features of experts and their selection which should take into account individual displacement of estimations. For optimization of procedure of expert estimations it is expedient to carry out special work under the analysis of the questions acting as the basis of an estimation. Individual displacement of expert estimations of heads can act as rather important means of individual diagnostics of experts.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь экспертной оценки управленческих кадров с самооценкой экспертов»

I АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Ю. В. Синягин, С. А. Смирнов

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ С САМООЦЕНКОЙ ЭКСПЕРТОВ

роблема повышения объективности экспертной оценки в ходе диагностики, оценки и аттестации кадров управления в организациях достаточно актуальна. Известно, что именно экспертная оценка обеспечивает наибольшую точность прогноза в диагностике, выступая средством не только уточнения, но и определенной коррекции данных компьютерной тестовой диагностики. Мнение людей, достаточно хорошо знающих конкретного руководителя, реально взаимодействующих с ним в различных жизненных ситуациях, содержит весьма важную информацию о достаточно устойчивых индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностях оцениваемого руководителя, типичных стилевых особенностях его поведения. Вместе с тем хорошо известно, что экспертная оценка субъективна и существенно зависит от целого ряда обстоятельств. Во-первых, это индивидуально-психологические и личностные особенности самих экспертов; во-вторых, сложившиеся отношения между оцениваемым и экспертом; в-третьих, особенности корпоративной культуры и ценности организации, в которой проводится оценка; в-четвертых, особенности самой оценочной процедуры, содержание вопросов и форма их предъявления и др.

Учет этих факторов в оптимизации экспертно-оценочной деятельности весьма важен. Вместе с тем сам факт «искажения» экспертных оценок, их характер и содержание могут выступать весьма важным средством получения информации о личности эксперта, характере внутриорганизационных отношений. Кроме того, индивидуальные устойчивые характеристики смещения экспертных оценок могут использоваться и при разработке программы индивидуальной психокоррекционной работы с руководителями.

Следует отметить, что использование экспертных оценок в качестве средства оптимизации личностно-профессионального развития руководителей практически не исследовалось.

Рассматривая экспертную оценку в этом плане, логично полагать, что она должна в первую очередь выступать отражением особенностей в широком плане самосознания руководителя и, в частности характеристик его ^-концепции.

Согласно Б.Г Ананьеву, «...необходимо представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [1, с. 171].

В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и #-ядро человеческой личности. Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем, его сознание является одновременно субъективным отражением объективной деятельности и внутренним миром личности. В этом, относительно обособленном от окружающего, внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки.

В современной психологической науке Я-концепция определяется как интегральное образование психики; сложная, переживаемая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой

является оценивающая деятельность сознания; санкционирующий механизм по отношению к себе и внешнему миру, с которым согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности личности. В.С. Агапов в своем диссертационном исследовании (1999) отмечает, что формирование многозначности Я-концепции определяется возрастными проявлениями характеристик ее социально-психологического содержания; принятием человеком разных ролей; многообразием его потребностей и деятельностей; социально-психологическими особенностями восприятия человеком себя и другого человека.

При этом именно Я-концепция рассматривается большинством исследователей в жесткой связке с профессиональной деятельностью, результатом этого взаимодействия является профессиональная Я-концепция.

В соответствии с моделью С.Л. Рубинштейна можно выделить несколько систем отношений, которые в своем аффективном, когнитивном и поведенческих аспектах определяют структуру Я-концепции [3]. Это:

- отношение к миру;

- отношение к другим;

- отношение к себе;

- отношение других к себе.

Таким образом, важнейшей составной частью Я-концепции выступает самооценка субъекта деятельности. Как отмечает В.С. Агапов, самооценка с этих позиций:

- наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия;

- специальная функция самосознания, не сводимая ни к образу Я, ни к самоотноше-

нию;

- источник и средство пополнения знаний личности о себе.

Как самооценка, так и оценка других — это отраженное отношение, которое несет в себе компонент как рационального, так и эмоционального, аффективного сравнения себя как с другими, так и с интериоризированными эталонами, выступающими в качестве оценочных оснований. «Один человек отражает другого человека, эмоционально на него реагирует и определенным образом себя ведет. В свою очередь его партнер по общению свойственным ему образом тоже отражает этого человека, дает на него тот или иной эмоциональный отклик и как-то обращается с ним. Это взаимодействие двух личностей, проявляющееся в общении, выступает как их взаимоотношение», — отмечает А.А. Бодалев [2, с. 12].

Логично полагать, что исследование характера взаимосвязи особенностей оценок других людей при условии достаточно большого их количества, обеспечивающего получение статистически значимого массива данных с самооценкой, может дать весьма интересные данные, позволяющие глубже проанализировать особенности структуры самосознания руководителей, что, в свою очередь, может выступить основой для дальнейшей индивидуальной работы с ними в процессе индивидуального консультирования при построении программ личностно-профессионального развития. С другой стороны, выявление подобных взаимосвязей может стать основой для типологизации руководителей, а также разработки новых диагностических процедур. Наконец, выявление индивидуальных особенностей оценок других людей в процессе экспертного оценивания может выступить основой выработки рекомендаций при формировании самих экспертных групп.

В данном исследовании нами была предпринята попытка проанализировать взаимосвязь характера и содержания экспертных оценок руководителей, полученных в процессе диагностики управленческого персонала целого ряда организаций с характеристиками их самосознания и, в частности, самооценкой.

В проведенном нами исследовании приняло участие 45 крупных руководителей, которым было предложено дать оценку себе и другим по семи заранее определенным в ходе предварительного исследования вопросам, касающимся особенностей стиля их организа-

ционного поведения, а также неформальной позиции в организационно-управленческой структуре.

Исследование проводилось в рамках реальной диагностики управленческого потенциала руководителей в процессе формирования кадрового резерва.

Ответы испытуемых перекодировались по специальной шкале в балльные показатели, что позволило получить количественные показатели оценки и самооценки в сопоставимых баллах. Поскольку каждый руководитель выступал в качестве эксперта по отношению к нескольким другим руководителям, общее число включенных оценок в анализ составило 215.

Включенные в анализ параметры оценки и самооценки охватывали три блока характеристик:

- стилевые особенности организационного поведения (активность, самостоятельность

-исполнительность);

- неформальный статус и авторитет;

- управленческая компетентность.

Первый факт, который был зафиксирован в ходе исследования, состоял в том, что парциальные самооценки по блокам выделенных качеств личности руководителя и оценки других в качестве экспертов, хотя и коррелируют между собой, находятся в неоднозначном соотношении.

Так, оказалось, что, чем выше уровень оценки соответствующего блока качеств, тем выше парциальная самооценка по этому блоку. При этом оценки других в качестве эксперта не коррелируют на значимом уровне с интегральной самооценкой. Более того, по отдельным показателям наблюдаются значения коэффициента корреляции, близкие к нулю. Это в первую очередь относится к оценке неформального статуса и авторитета.

Иными словами, чем выше оценка собственного авторитета в организации руководителя эксперта, тем выше парциальная оценка авторитета руководителей, выступающих в качестве оцениваемых. В то же время высокая оценка авторитета руководителя не связана с интегральной самооценкой эксперта.

На наш взгляд, этот факт представляет интерес, прежде всего, с позиций построения самих оценочных шкал при проведении экспертных опросов.

В связи с этим весьма показательным выступает и отсутствие значимой взаимосвязи между оценкой и самооценкой авторитета и дополнительно выделенным нами параметром,

Параметры экспертной оценки и самооценки Параметры самооценки

Квалифи- кация Стиль Авторитет Интегральная самооценка

Экспертная оценка Квалификация 0,36 0,53 0,20 0,25

Стиль -0,04 0,62 0,13 0,16

Авторитет -0,20 0,14 0,50 -0,01

Самооценка Квалификация 1,00 0,34 0,37 0,73

Стиль 0,34 1,00 0,37 0,47

Авторитет 0,37 0,37 1,00 0,61

Интегральная самооценка 0,73 0,47 0,61 1,00

который фиксировал степень готовности эксперта в воображаемой ситуации работать под руководством оцениваемого лица. Условное обозначение этой шкалы «возможность подчинения».

В ходе совместного анализа данных по этим шкалам обнаружилось, что, при определенной позитивной корреляции, наблюдаются смещения в оценках руководителей с полярными значениями самооценки авторитета. Так, эксперты с невысокой самооценкой авторитета в наибольшей степени склонны ограничивать гипотетическую возможность руководства

со стороны оцениваемых. В наибольшей степени предоставляют гипотетическое право руководить собой оцениваемыми руководителями те эксперты, самооценка авторитета которых находится в среднем диапазоне значений (диаграмма 1).

Весьма показательным на этом фоне является достаточно четко выраженная позитивная корреляционная связь между самооценкой авторитета экспертов и средней оценкой авторитета лиц, по отношению к которым руководители выступали в качестве экспертов (диаграмма 2).

В то же время и между структурными элементами самооценки экспертов обнаруживаются достаточно интересные взаимосвязи. На теоретическом уровне подобные взаимосвязи исследовались достаточно активно как на общепсихологическом уровне, так и в различных сферах профессиональной деятельности личности.

В этих исследованиях было показано, что самосознание, самооценка и самоуважение обеспечиваются единством когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих, которые детерминируют отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними. В рамках нашего исследования была проанализирована взаимосвязь двух составляющих самосознания, которые сами по себе являются интегративными и включают как эмоционально-когнитивную, так и поведенческую составляющие. Речь идет о взаимосвязи

48

I 42

ш

I

5

I 40

С

X

6

9 38

33 50 100

Самооценка авторитета

Диаграмма 1. Взаимосвязь самооценки авторитета экспертов и возможности принятия оцениваемых в качестве собственных руководителей

Самооценка авторитета

Диаграмма 2. Взаимосвязь оценки авторитета экспертами оцениваемых руководителей и самооценки авторитета экспертов

Диаграмма 3. Взаимосвязь самооценки авторитета экспертов и самооценки степени его комфортности для подчиненных в качестве руководителя

самооценки авторитета в организации и субъективной оценки комфорта собственного стиля руководства. Полученные данные показали наличие достаточно интересной связи между этими составляющими (диаграмма 3).

Так, обнаруживается, что, чем выше самооценка своего авторитета в организации, тем меньше дисперсия в оценке возможной комфортности стиля своего руководства для подчиненных. Весьма важно, что при этом не наблюдается зафиксированного при исследовании других составляющих смещения оценок при возрастании показателей в сторону завышения.

В целом полученные данные позволяют сделать несколько выводов.

Во-первых, повышение объективности экспертной оценки в ходе диагностики и оценки управленческого персонала требует учета личностных особенностей экспертов и их подбора, который должен учитывать индивидуальное смещение оценок.

Во-вторых, для оптимизации процедуры экспертных оценок целесообразно проводить специальную работу по анализу вопросов, выступающих основанием оценки. Эта работа позволит минимизировать влияние индивидуально-психологических и личностных особенностей экспертов.

В-третьих, индивидуальное смещение экспертных оценок руководителей, выступающих в качестве экспертов по отношению к другим сотрудникам организации, при условии их достаточного для статистического анализа количестве, может выступать весьма важным средством индивидуальной диагностики самих экспертов.

Литература____________________________________________________________________________

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

© Синягин Ю. В., Смирнов С. А., 2004

70 ■

20

33 50 100

Самооценка авторитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.