Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКГ-МАРКЕРОВ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕПОЛЯРИЗАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИОКАРДА РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКГ-МАРКЕРОВ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕПОЛЯРИЗАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИОКАРДА РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКГ-МАРКЕРОВ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕПОЛЯРИЗАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИОКАРДА РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА»

053-054

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

053 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПРЕДСЕРДНОЙ КАРДИОМИОПАТИИ С ВЫСОКИМ РИСКОМ РЕЦИДИВИРОВАНИЯ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ

Вайханская Т. Г., Воробьев А. П., Мельникова О. П., Фролов А. В.

ГУ "Республиканский научно-практический центр "Кардиология", Минск, Беларусь

[email protected]

Фибрилляция предсердий (ФП) является наиболее распространенной аритмией, которая несёт значительное экономическое бремя на систему здравоохранения. Диагностика фенотипа предсердной кардиомиопатии (ПКМ), ассоциированной с развитием персистирующей ФП и повышенной частотой рецидивов аритмии после кардиоверсии или изоляции легочных вен, определяет решающее значение в прогнозе и выборе тактики лечения.

Цель. Изучить морфофункциональные параметры предсердий, признаки внутрипредсердной электрической дисфункции и их влияние на рецидивы ФП.

Материал и методы. В пилотное исследование проспективно включили 67 пациентов (в возрасте 49 [43; 68] лет, 68,6% мужчин, ФВЛЖ 60,5±6,13%), перенесших первый эпизод пароксизмальной ФП. При синусовом ритме анализировали цифровую электрокардиограмму (ЭКГ) в 12 отведениях (амплитуда, длительность, электрическая ось Р волны, морфология Р зубца и PR интервал), эхокардиографические (ЭхоКГ) и/или МРТ данные (диастолическая функция ЛЖ, индексированные объемы левого предсердия и правого предсердия (иЛПО, иППО), диаметры Лп и ПП, фиброз предсердий). Рецидив аритмии оценивали с помощью анамнестического опросника, 48-часового мониторирования ЭКГ через 6 и 12 месяцев после кардиоверсии.

Результаты. Исходно увеличение продолжительности Р волны >120 мс выявлено у 44 (65,7%) пациентов, диастолическая дисфункция ЛЖ — у 37 (55,2%), дилатация предсердий (иЛПО или иППО >34 мл/м2) — у 42 (62,7%). Рецидивы ФП (пароксизмы и персистенция) обнаружены у 36 (53,7%) пациентов в годовом периоде наблюдения (медиана 16 мес [13; 19]). Рецидивы ФП значимо чаще регистрировались (62,5% против 25%, p<0,05) у пациентов с пролонгированной длительностью Р волны >130 мс и с электрическими морфологическими критериями Байеса (паттерн межпредсердной блокады и/или поздний терминальный паттерн P) — 75% против 25%, p<0,05. ЭхоКГ параметры ЛП в группе без ФП и в группе рецидивирующей ФП значимо не отличались (диаметр ЛП, мм: 44±5 vs 45±56, р=0,06; иЛПО, мл/м2: 36±12 vs 39±14, р=0,08). Значимых различий не выявлено по параметрам амплитуды и оси Р волны, интервалу PR (p>0,09). По половозрастным признакам и коморбидности группы также были сопоставимы. В результате ROC анализа определены независимые ЭКГ предикторы рецидивирования и/или персистирования ФП: длительность Р волны >139 мс (AUC: 0,717; чувствительность 72% и специфичность 60%) и паттерн межпредсердной блокады и/или поздний терминальный паттерн P волны (AUC: 0,860; 95% ДИ 0,757-0,963; чувствительность 80% и специфичность 78%).

Заключение. Полученные данные позволяют предложить диагностический алгоритм для определения электрического фенотипа ПКМ с высоким риском рецидива или персистирова-ния ФП. Выявление электрических критериев ПКМ: увеличение продолжительности Р волны >139 мс с морфологическими критериями (паттерн межпредсердной блокады и/или поздний терминальный паттерн P) можно использовать для стратификации риска рецидива аритмии после впервые возникшей ФП.

054 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКГ-МАРКЕРОВ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕПОЛЯРИЗАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИОКАРДА РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА

Гордеева М. С., Пармон Е. В.

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

Выявление структурных изменений миокарда (фиброза и воспаления) при помощи рутинного электрокардиографического исследования (ЭКГ) может существенно влиять на дальнейшей ход обследования. Существует ряд относительно новых ЭКГ-маркеров, таких, как фрагментация синусовых (fQRS) и желудочковых эктопических комплексов (¡ЖЭК), феномен ранней реполяризации желудочков (ФРРЖ), максимальная продолжительность желудочкового эктопического комплекса (тахЖЭК), которые могут быть использованы в клинической практике для выявления структурных изменений миокарда. Однако, в настоящее время их значение до конца не определено.

Цель. Проанализировать взаимосвязь ЭКГ-маркеров, отражающих нарушения процессов деполяризации и структурные изменения миокарда, ассоциированные с миокардитом и ишемической болезнью сердца (ИБС).

Материал и методы. Ретроспективно проанализированы данные анамнеза, результатов обследований 172 пациентов (73,4% мужчин, возраст 57 (медиана), квартили: 51; 64) с подозрением на наличие миокардита или ИБС. Пациенты были разделены на группы в зависимости от характера выявленных структурных изменений миокарда по данным эндомио-кардиальной биопсии, магнитно-резонансной томографии, однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ). Всем пациентам проводился анализ ЭКГ и хол-теровского мониторирования ЭКГ двумя исследователями, независимо друг от друга. FQRS определялась по критериям Das М. и др. 2006 г., ФРРЖ оценивался в соответствии с рекомендациями "Консенсуса по определению паттерна ранней реполяризации желудочков" Macfarlane P. W. и др., 2015 г.

Результаты. Встречаемость исследуемых маркеров представлена на рисунке 1.

ПМКС — постмиокардитический кардиосклероз; ПИКС — постинфарктный кардиосклероз

У пациентов с наличием рубца миокарда ¡ОКЗ комплекса ассоциирована с большими размерами дефектов перфузии (индекс нарушения перфузии — 16,7 и 10,9, соотв. У пациентов со фиброзом миокарда поствоспалительного генеза с ¡ОКЗ были ассоциированы больший конечный диастоличе-ский объем (КДО) (190; (125; 304) мл и 126 (110; 184) мл, соотв., р=0,04) и систолический объем левого желудочка (112; (60; 190) мл и 58 (42; 96), соотв., р=0,05), большая продолжительность синусовых комплексов (117; (100; 144) мс и 95 (86; 100) мс, соотв., р=0,0008), большее количество желудочковых эктопических комплексов (ЖЭК) (354; (5; 1048) ЖЭК/сутки и 12 (4; 307) ЖЭК/сутки, соотв., р=0,032). РЖЭК была ассоциирована с большим КДО (125; (110; 167) мл и 180 (125; 274) мл, соотв., р=0,03). Была выявлена взаимосвязь ФРРЖ и наличия воспалительных изменений миокарда. Также с ФРРЖ ассоциированы такие показатели, как больший КДО и большее количество ЖЭК. Мы установили, что у пациентов с сочетанием фиброзных и воспалительных изменений миокарда тахЖЭК была больше.

Заключение. Все изученные маркеры указывают на наличие структурных изменений миокарда. РОКЗ ассоциирована

Российский кардиологический журнал. 2022;27(S6), дополнительный выпуск (апрель)

27

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

055-057

с Рубцовыми изменениями и сочетанием фиброзных и воспалительных изменений. ФРРЖ и тахЖЭК указывают на наличие воспалительных, но не Рубцовых изменений миокарда. В различных клинических ситуациях fQRS и ФРРЖ являются не только маркерами наличия структурных изменений миокарда, но и указывают на их выраженность.

055 ОСОБЕННОСТИ НЕИНВАЗИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ СИНДРОМАХ WPW

Деева И. В., Деев М. А.

ООО "Праймер", Симферополь; ГБУЗ РК РКБ им. Н. А. Семашко, СП Диагностический Центр, Симферополь, Россия

[email protected]

Синдром преждевременного возбуждения желудочков сердца (СПВЖС) WPW имеет "классические" признаки на ЭКГ — короткий интервал Р^, менее 120 мс, наличие "дельта — волны", уширение и деформацию комплекса QRS. В литературных источниках описано, что иногда, данный синдром имеет отклонения от своих традиционных признаков.

Цель. Изучить особенности неинвазивной диагностики синдромов WPW.

Материал и методы. В исследование включено 110 пациентов с синдромом WPW, верифицированным при чреспи-щеводном ЭФИ (ЧПЭФИ). Всем больным проведено Хол-теровское мониторирование ЭКГ (ХМЭКГ). У 12 пациентов признаки WPW на ЭКГ покоя не регистрировались и проявлялись при ХМЭКГ и ЧПЭФИ.

Результаты. На ЭКГ средний интервал P-R составил 108(107;117) мс, средний QRS — 120(115;130) мс, Эффективный рефрактерный период (ЭРП) дополнительного проводящего пути (ДПП) составил в среднем 270(240;290) мс. У 11 больных интервал P-R превышал 120 мс, за счет выраженной деформации и уширения зубца P до 120-150 мс, за счет этого средний показатель P-R у них был 130(120;135) мс, у всех было наличие "дельта-волны" и характерная для WPW деформация QRS. ЭРП ДПП составил 290(260;300) мс. Это были пациенты с выраженной дилатацией предсердий на фоне хронической ревматической болезни сердца с митральными пороками, врожденными пороками сердца, кардиомиопатиями. В структуре пароксиз-мальных тахикардий у данных больных преобладали тяжелые, длительные приступы фибрилляции — трепетания предсердий, в 32% с антидромным проведением, на фоне антиаритмической терапии (в большинстве случаев применялся амиодарон).

У 12 пациентов с интермиттирующим WPW "включение" ДПП происходило при ЧПЭКС и при ХМЭКГ. Трудность диагностики ДПП во время суточного мониторирова-ния была в том, что укорочение интервала P-R менее 120 мс (в среднем 112(110;118) мс) и уширение QRS до 130(120;130) мс отмечалось без явной "дельта-волны" в этих комплексах по 3 мониторным отведениям, и происходило при регистрации наджелудочковых экстрасистол или смене частоты ритма сердца на бради или тахикардию. Это требовало дифференциальной диагностики наличия ДПП и наджелудочковых аритмий с аберрантным проведением. Для уточнения использовали ЧПЭФИ, которое диагностировало синдром WPW.

Заключение. Особенности СПВЖС WPW создают трудности в неинвазивной диагностике у больных с пороками сердца и КМП за счет увеличения продолжительности зубца P и интервала P-R >120 мс. При ХМЭКГ интермиттирующий синдром WPW в наджелудочковых экстрасистолических комплексах необходимо дифференцировать с аберрантным проведением без ДПП. Основным неинвазивным методом подтверждения синдрома WPW является ЧПЭФИ.

056 ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ МАЛЬЧИКОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Зайнеев М. М., Крылова А. В.

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

[email protected]

Проведено исследование сердечно-сосудистой системы мальчиков 8-летнего возраста, обучающихся в 1 классе общеобразовательной школы, в состоянии относительного покоя, после дозированной динамической нагрузки в начале, и в конце учебного года. Динамическая нагрузка во всех периодах исследований приводила к изменению показателей сердечно-сосудистой системы.

Динамическая нагрузка приводила к увеличению систолического АД первоклассников при обследовании в начале учебного года. После велоэргометрии наблюдалась весьма значительной связь между МОК и САД (г=0,41; р<0,01), УОК и САД (г=0,35; р<0,05). После изометрической нагрузке связь этих показателей была незначительной, но замечалась обратная корреляционная связь между МОК и ДАД (г=-0,37; р<0,01) (рис. 2). Обращает на себя внимание существенное смещение вегетативного гомеостаза в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС после изометрической нагрузки у первоклассников.

При изучении состояния сердечнососудистой системы мальчиков первого года обучения в конце учебного года мы обнаружили некоторые снижение систолического артериального давления по сравнению с началом учебного года (р<0,05). Ударный объем крови в состоянии покоя превышал аналогичные значения данного показателя, зарегистрированные в середине учебного года. В конце учебного года динамическая и изометрическая нагрузки приводили к различным изменениям сердечнососудистой системы первоклассников. Динамическая нагрузка вызывала увеличение ударного и минутного объемов крови после завершения. Изометрическая нагрузка к подобным изменениям УОК и МОК не приводила. После динамической нагрузки мы зафиксировали достоверные изменения систолического, диастолического и пульсового давления.

057 ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

ИЗОЛИРОВАННОГО СЕРДЦА КРЫС ПОСЛЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Зарипова Р. И., Сунгатуллина М. И., Зиятдинова Н. И., Зефиров Т. Л.

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

[email protected]

По данным Всемирной организации здравоохранения основными причинами смертности в мире являются три большие группы заболеваний: сердечно-сосудистые, респираторные и неонатальные патологические состояния. Решающими факторами в развитии сердечно-сосудистых заболеваний являются артериальная гипертензия и гипокинезия. В современном мире особую тревогу вызывает рост распространенности нездорового и малоподвижного образа жизни уже среди детей. Около 25% детей во всем мире имеют избыточную массу тела, также наблюдается значительный рост метаболических нарушений у 35-летних, что в первую очередь связано с низкой физической активностью. Снижение двигательной активности приводит к структурным изменениям органов и нарушениям регуляторной деятельности физиологических систем. В условиях гипокинезии нарушается принцип подчиненности и функционального взаимодействия физиологических систем в организме. В то же время гипокинезия вызывает изменения функции сердца, направленные на адаптацию к изменившимся условиям функционирования организма, в связи с этим изучение влияния ограничения двигательной активности на параметры сердца является актуальным.

Цель. Изучение возможных изменений параметров изолированного сердца взрослых крыс, после 30-суточной ограничении двигательной активности.

Материал и методы. Данная работа проводилась на белых лабораторных крысах. Эксперименты проводились на двух группах крыс: 1-контрольная, которые содержались в стандартных условиях вивария и 2-экспериментальная, кры-

28

Российский кардиологический журнал. 2022;27(^6), дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.