Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНЫЙ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ / МОТИВЫ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ПРЕСТИЖА / САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Поляков Иван Витальевич

Известно, что уровень девиантного поведения среди подростков остается значительным. Это связано с мотивацией обучения и определяет будущие кадровые ресурсы страны. Цель: изучение мотивации обучения подростков с девиантным поведением. Обследовано 32 подростка в возрасте 15-17 лет. Исследование проведено на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Полярная звезда». Использованы стандартные методики изучения мотивации обучения и девиантного поведения старшеклассников. Методика Калинина Н.В., Лукьянова М.И.; методика диагностика учебной мотивации Н.Ц. Бадмаева; определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор А.Н. Орёл. Методика решение трудных ситуаций (РТС) Я. Боукала (в модификации О.Ю. Михайловой). Проведено вычисление первичных статистик и метод ранговой корреляции Спирмена. Подростки были разделены на 2 группы максимально выраженных в выборке девиаций. Склонные к суицидальному поведению (37,5%). Подростки, склонные к аддиктивному поведению (37,5%). Установлена верность выдвинутой гипотезы. Существует взаимосвязь мотивации обучения с девиантным поведением подростков. Чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем ниже мотивация долга и ответственности, престижа и выше мотивация избегания неудач. Чем выше склонность к суицидальному поведению, тем ниже мотивация престижа, благополучия, и выше мотивация самоопределения, творческой самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Поляков Иван Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF DEVIANT BEHAVIOR WITH THE MOTIVATION OF ADOLESCENT LEARNING

It is known that the level of deviant behavior among adolescents remains significant. This is related to the motivation of training and determines the future human resources of the country. Purpose: to study the motivation of teaching adolescents with deviant behavior. 32 adolescents aged 15-17 years were examined. The study was conducted on the basis of the social rehabilitation center for minors "Polar Star". Standard methods of studying the motivation of learning and deviant behavior of high school students were used. Methods of Kalinin N.V., Lukyanova M.I.; methods of diagnostics of educational motivation N. Ts Badmaev; determination of the tendency to deviant behavior (SOP), author A.N. Orel. The method of solving difficult situations (RTS) by Ya. Boukala (modified by O. Y. Mikhailova). The calculation of primary statistics and Spearman's rank correlation method were carried out. Adolescents were divided into 2 groups of deviations most pronounced in the sample. Prone to suicidal behavior (37.5%). Adolescents prone to addictive behavior (37.5%). The validity of the proposed hypothesis has been established. There is a correlation between the motivation of learning and the deviant behavior of adolescents. The higher the tendency to addictive behavior, the lower the motivation of duty and responsibility, prestige, and the higher the motivation to avoid failure. The higher the propensity to suicidal behavior, the lower the motivation for prestige, well-being, and the higher the motivation for self-determination, creative self-realization.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

9. Сеидов, Б.К. К всемирной мудрости в эру коммуникации и преобразования данных в цифровую форму / Б.К. Сеидов // Перспективы. - 1999. - Т. 27, № 3. - С. 77-90.

10. Шпагина, Е.В. Основные положения и различия открытого и дистанционного обучения / Е.В. Шпагина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. - С. 26-29.

11. Ячина, Н.П., Фернандез О.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Н.П. Ячина, О.Г. Фернандез // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 134-138.

Психология

УДК 159.9.07

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк),

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования

врачей - филиал Российской медицинской академии непрерывного

профессионального образования Минздрава России (г. Новокузнецк);

студент Поляков Иван Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Известно, что уровень девиантного поведения среди подростков остается значительным. Это связано с мотивацией обучения и определяет будущие кадровые ресурсы страны. Цель: изучение мотивации обучения подростков с девиантным поведением. Обследовано 32 подростка в возрасте 15-17 лет. Исследование проведено на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Полярная звезда». Использованы стандартные методики изучения мотивации обучения и девиантного поведения старшеклассников. Методика Калинина Н.В., Лукьянова М.И.; методика диагностика учебной мотивации Н.Ц. Бадмаева; определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор А.Н. Орёл. Методика решение трудных ситуаций (РТС) Я. Боукала (в модификации О.Ю. Михайловой). Проведено вычисление первичных статистик и метод ранговой корреляции Спирмена. Подростки были разделены на 2 группы максимально выраженных в выборке девиаций. Склонные к суицидальному поведению (37,5%). Подростки, склонные к аддиктивному поведению (37,5%). Установлена верность выдвинутой гипотезы. Существует взаимосвязь мотивации обучения с девиантным поведением подростков. Чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем ниже мотивация долга и ответственности, престижа и выше мотивация избегания неудач. Чем выше склонность к суицидальному поведению, тем ниже мотивация престижа, благополучия, и выше мотивация самоопределения, творческой самореализации.

Ключевые слова: аддиктивный, суицидальный, мотивы избегания неудач, престижа, самоопределения, творческой самореализации.

Annotation. It is known that the level of deviant behavior among adolescents remains significant. This is related to the motivation of training and determines the future human resources of the country. Purpose: to study the motivation of teaching adolescents with deviant behavior. 32 adolescents aged 15-17 years were examined. The study was conducted on the basis of the social rehabilitation center for minors "Polar Star". Standard methods of studying the motivation of learning and deviant behavior of high school students were used. Methods of Kalinin N.V., Lukyanova M.I.; methods of diagnostics of educational motivation N. Ts Badmaev; determination of the tendency to deviant behavior (SOP), author A.N. Orel. The method of solving difficult situations (RTS) by Ya. Boukala (modified by O. Y. Mikhailova). The calculation of primary statistics and Spearman's rank correlation method were carried out. Adolescents were divided into 2 groups of deviations most pronounced in the sample. Prone to suicidal behavior (37.5%). Adolescents prone to addictive behavior (37.5%). The validity of the proposed hypothesis has been established. There is a correlation between the motivation of learning and the deviant behavior of adolescents. The higher the tendency to addictive behavior, the lower the motivation of duty and responsibility, prestige, and the higher the motivation to avoid failure. The higher the propensity to suicidal behavior, the lower the motivation for prestige, well-being, and the higher the motivation for self-determination, creative self-realization.

Key words: addictive, suicidal, motives of failure avoidance, prestige, self-determination, creative self-realization.

Введение. Вопреки длительной истории проведения исследований и реализации профилактических программ в области заблаговременного предупреждения рискованного поведения подростков, уровень девиантного поведения среди подростков остается значительным, что делает актуальным последующие исследования в данной области. Аналитическое рассмотрение литературы, представленной в данной работе, было выполнено с целью акцентирования на наиболее значимых гранях в личностном развитии и в процессе социализации, которые воздействуют на становление мотивационной сферы подростков с девиантным поведением и успешности обучения.

Психологи определили, что подростки, чей возраст наиболее подвержен девиациям, учатся не одинаково, что дает основания делать различия между учением и учебной деятельностью. Учебная деятельность допустима только тогда, когда она провоцируется мотивом к познавательной деятельности. В иных ситуациях мы сталкиваемся с несформированной учебной деятельностью. Обширные исследования выявили главный путь формирования познавательных мотивов. Он пролегает через правильно скоординированную учебную деятельность школьников и отработку всех ее элементов.

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; морально-политические установки и помыслы; психические процессы, состояния и свойства личности; предметы внешнего мира; установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий; соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные

потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Для подросткового возраста характерны проблемы взаимоотношений с родителями и педагогами [2]. Подростковый возраст характеризуется временем, когда происходит становление мировоззрения личности, появляются новые интересы, не связанные с образовательной деятельностью.

Изложение основного материала статьи. Цель: изучение мотивации обучения подростков с девиантным поведением.

Гипотеза: существует взаимосвязь мотивации обучения с девиантным поведением подростков:

- чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем ниже мотивация долга и ответственности, престижа и выше мотивация избегания неудач;

- чем выше склонность к суицидальному поведению, тем ниже мотивация престижа, благополучия, и выше мотивация самоопределения, творческой самореализации.

Материалы и методы: Исследование проведено у 32 человек старшего подросткового возраста с 15 до 17 лет (25% девушек, 75% юношей), обратившиеся в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда», куда подростки и их родители обращались за помощью по профилактике девиаций. Распределение выборки по видам девиантного поведения, при поступлении в МКУ СРЦН «Полярная звезда»: агрессивное - 12,5%; делинквентное - 25%; аддиктивное - 37,5%; суицидальное - 25%. Полная семья была у 18,75% подростков. Не полная семья, т.е. один родитель (мать или отец) характерна для 56,25% респондентов; наличие опекунов выявлено у 25% подростков.

Осуществлен теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных: вычисление первичных статистик, метод ранговой корреляции Спирмена. Использованы методики: изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 11-го класса), (Калинина Н.В., Лукьянова М.И.); диагностика учебной мотивации (Н.Ц. Бадмаева); определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), (А.Н. Орёл); решение трудных ситуаций (РТС) Я. Боукала (в модификации О.Ю. Михайловой).

Следует подвести итоги теоретического анализа по вопросу девиантного (отклоняющегося) поведения — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. К основным видам девиантного поведения относятся: агрессивное поведение, делинквентное поведение, зависимое (аддиктивное) поведение, суицидальное поведение. Зависимое и суицидальное поведение особенно часто встречается среди подростков. А.Н. Орел в своей работе определяет склонность к отклоняющемуся поведению, как комплекс связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальные и личностные установки, стоящие за этими поведенческими проявлениями и определяющие готовность подростков к реализации девиантного поведения [5]. Авторы еще одной методики для выявления предпосылок девиантного поведения Я. Боукал и О.Ю. Михайлова рассматривают девиантное поведение через склонность к определённым защитным механизмам психики, которые проявляются в стрессовой ситуации [3].

Результаты по методике СОП А.Н. Орёл выявили, что почти 50% школьников имеют предрасположенность - или выраженность исследуемых видов отклоняющегося поведения; готовность реализовать аддиктивное поведение можно наблюдать у 37,5% подростков, у 37,5% невыраженны аддиктивные тенденции и у 25% ярко выражена потребность в аддиктивных состояниях. Установлено, что у 56,25% слабый волевой контроль, у 43,75% достаточный волевой контроль поведения чувственных влечений и потребностей. На склонность к суицидальному поведению указывает - готовность реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. У 46,88% человек отсутствует тенденция к саморазрушающему поведению, 34,38% имеют склонность к риску и аутодеструктивному поведению, у 18,75% подростков.

В ходе проведенного исследования методикой решение трудных ситуаций (РТС) Я. Боукала определено, что средний уровень склонности к употреблению психоактивных веществ имеется у 46,88% подростков. У 40,63% есть тяга к наркотизации, в тоже время 12,5% подростков она отсутсьвует. Стремление не думать, упокоить себя, переключиться на что-нибудь другое, объяснить наличие неприятностей стечением обстоятельств или невезением развито в норме у 28,13% подростков. Однако 40,63% респондентов склонны переключать внимание от проблемной ситуации и заменять его на отклоняющиеся формы поведения. Высокую склонность забывать о проблеме имеют 15,63% человек. Пониженная тяга к снятию психического напряжения имеется у 15,63% подростков. Так же можно наблюдать, что 53,13% подростков имеют средние тенденции к компенсации неудач. Однако, 34,38% респондентов склонны переключаться на иные виды деятельности, в случае неудачи, высокие показатели по данному критерию имеют 12,5% обследуемых. На склонность к суицидальному поведению указывают наличие у подростка склонности обращать свой гнев и отчаяние против самого себя, причинять себе боль, заставлять себя делать что-нибудь особенно неприятное в наказание за неудачи. У 40,63% подростков нет склонности агрессировать на себя, 28,13% подростков имеют тенденцию раздражаться на себя, у 9,38% респондентов высока склонность к самобичеванию. Полученные результаты свидетельствуют, что у 21,88% пониженная склонность к аутоагрессии; склонность обвинять самого себя в случившихся неудачах или неприятностях, объяснять проблемы своими недостатками (неумением, незнанием, ленью и т.д.).

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что 43,75% подростков имеют средние показатели по данному критерию. Склонны к самообвинению 25% подростков, высокий показатель данной шкалы имеют 9,38% подростков. В тоже время установлено, что не склонны к самоосуждению 21,88% подростков.

Обзор литературы по проблеме мотивации обучения позволил в нашем исследовании полагаться на труды Калининой Н.В. и Лукьяновой М.И., в которых учебная мотивация школьников отражает сущность обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними. Это наличие личностного смысла обучения, выраженность определенных типов мотивов (познавательных и социальных, внешних и внутренних, стремление к успеху и избеганию неудач), постановка целей, достижение доминирующих мотивов в поведении, эмоциональная составляющая [4]. Бадмаева Н.Ц. в своих исследованиях определяет важность мотивационных компонентов для развития общих интеллектуальных способностей и успешности обучения [1].

Диагностика мотивации обучения у подростков по методике изучение мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 11-го класса), Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова позволила получить следующие результаты: 30% подростков, склонных к аддиктивному поведению, имеют средний уровень мотивации обучения. У аналогичного количества подростков (30%) отмечается сниженный уровень мотивации обучения. Однако установлено, что 20% респондентов данной группы все же заинтересованы в образовательном процессе (высокий уровень мотивации обучения). У оставшихся обследуемых (20%) выявлен низкий уровень - они не мотивированны на получение знаний.

Уровень мотивации обучения у подростков, склонных к суицидальному поведению, немного выше среднего, что свидетельствует о хорошей мотивации обучения у 33,33% испытуемых.

Однако, удовлетворительный результат показали 41,67% респондентов, у них отмечался средний уровень мотивации обучения. Так же в этой группе имелись и подростки (25%) совсем не заинтересованные учебной деятельностью.

Подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют следующие преобладающие мотивы. Так доминирующий социальный мотив (главная цель мотива - коммуникативная) отмечался у 15% подростков.

Доминирующий позиционный мотив (желание не быть хуже других) - тоже был характерен для 15% подростков.

Однако, оценочный мотив (главная цель - получение оценок) предпочитали 20% подростков; внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо) был наиболее важен для 20% подростков.

У подростков, склонных к суицидальному поведению, преобладают иные виды мотивов. Так, учебный мотив доминировал (ориентация на получение знаний) у 25% подростков данной группы.

Мотив позиционный (желание не быть хуже других) был характерен для 25% респондентов. Наиболее предпочитаемый внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо) отмечался у 16,67% подростков.

Изучение видов ведущих мотивов по методике Н.Ц. Бадмаевой у подростков показало, что у склонных к аддиктивному поведению, преобладают мотивы избегания неудачи - 40% респондентов; мотивы благополучия (стремление получить одобрение) - 20% респондентов. Мотивы аффилиации (стремление быть в обществе других людей) характерны для 20% подростков; мотивы самоопределения и самосовершенствования предпочитали 10% респондентов.

У подростков второй группы, склонных к суицидальному поведению, наблюдается несколько иная ситуация. Так мотивы самоопределения и самосовершенствования наиболее характерны для 41,67% подростков. Они отвечают за понимание важности знаний для будущей профессиональной подготовки и тягу к интеллектуальному развитию. Наиболее предпочитаемые мотивы творческой самореализации характерны для 33,33% респондентов и отражают потребность в самовыражении посредством созидания; мотивы избегания неудач характерны для 25% подростков.

Результаты по методике диагностики учебной мотивации Н. Ц. Бадмаевой показали, что подростки, склонные к аддиктивному поведению, имеют крайне высокий процент мотива избегания неудач.

Это приводит к низкой продуктивности и формальному отношению к учебе. Такие подростки боятся за результаты своей деятельности, особенно если она оценивается другими людьми. Также для данной группы подростков очень предпочитаемы мотивы благополучия и аффиляции, которые выражаются в стремлении получить одобрение, хорошие оценки, они стремятся к коммуникациям со сверстниками, близость с другими людьми снижает тревожность и повышает уверенность в себе у данной группы респондентов.

Однако, подростки, склонные к суицидальному поведению, более ориентированы на самообразование и творческую деятельность.

Определение взаимосвязи аддиктивного поведения и ведущих мотивов по гипотезе исследования показало, что коэффициент корреляции у мотивов долга и ответственности (rs = -0,24 при p<0,05), престижа (rs = -0,21 при p<0,05) имеет слабый уровень связи. Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что эти факторы мотивации обучения не выражены для подростков с аддиктивными тенденциями и не оказывают должного влияния на процесс обучения.

Очень высокая взаимосвязь у мотива избегания неудач и склонности к аддиктивному поведению. Явное преобладание имеет фактор избегания неудачи (rs = 1,44 при p<0,01), он показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что бояться, что иначе их будут ругать, наказывать.

Корреляционная взаимосвязь суицидального поведения и ведущих мотивов оказалась очень слабой отрицательной между склонностью к суицидальному поведению и мотивами благополучия (rs = - 0,14 при p<0,05) и престижа (rs = - 0,12 при p<0,05). Явное преобладание имеют мотивы самоопределения (rs = 1,2 при p<0,01), и творческой самореализации (rs = 0,64 при p<0,01), о чем говорит очень сильная положительная связь с показателем склонности к суицидальному поведению.

Выводы: Результат исследования мотивации взаимосвязи мотивации обучения с девиантным поведением подростков подтверждены:

- чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем выше мотив избегания неудач и престижа;

- чем выше склонность к суицидальному поведению, тем выше мотив самоопределения, творческой самореализации. Полученные результаты могут быть применимы практическими и школьными психологами, учителями и родителями для повышения уровня мотивации обучения подростков с девиантным поведением.

Литература:

1. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 280 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 160 с. -(Антология мысли). ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/452935 (дата обращения: 12.04.2021).

3. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО Пони, 2010. - 316 с.

4. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М.И. Лукьянова Н.В. Калинина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208 с.

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Институт Психотерапии, 2005. - 489 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.