Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АЛЕКСИТИМИИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АЛЕКСИТИМИИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСИТИМИЯ / СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ - ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина А.В., Косцова М.В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проводимого с целью выявления взаимосвязи между алекситимией и стиля поведения в конфликте у студентов - будущих психологов. Согласно эмпирическому исследованию студентов разных курсов были выявлены разные стили поведения в конфликтных ситуациях. Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов-психологов по формированию конструктивного поведения в конфликте через эмоциональные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN ALEXITHYMIA AND THE STYLE OF BEHAVIOR IN CONFLICT AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS

The article presents the results of an empirical study conducted to identify the relationship between alexithymia and the among students - future psychologists. According to an empirical study of students of different styles of behavior in conflict courses were identified. Thus, the empirical data obtained can become the basis for creating a developmental program for psychology students on the formation of constructive behavior in conflict through emotional components.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АЛЕКСИТИМИИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.942.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ АЛЕКСИТИМИИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© 2023 А. В. Гришина1, М. В. Косцова2

1 кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии e-mail:nast_kostsova@mail. ru

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

2кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

e-mail:mashasev@mail. ru

Севастопольский государственный университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проводимого с целью выявления взаимосвязи между алекситимией и стиля поведения в конфликте у студентов - будущих психологов. Согласно эмпирическому исследованию студентов разных курсов были выявлены разные стили поведения в конфликтных ситуациях. Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов-психологов по формированию конструктивного поведения в конфликте через эмоциональные компоненты.

Ключевые слова: алекситимия, стили поведения в конфликте, эмоциональная направленность личности, профессиональная подготовка, студенты - психологи.

THE RELATIONSHIP BETWEEN ALEXITHYMIA AND THE STYLE OF BEHAVIOR IN CONFLICT AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS

© 2023 A. V. Grishina1, M. V. Kostsova2

1Candidate of Psychological Sciences e-mail: nast_kostsova@mail.ru

V. I. Vernadsky Crimean Federal University

2Candidate of Psychological Sciences, Psychology Department e-mail: mashasev@mail.ru

Sevastopol State University

The article presents the results of an empirical study conducted to identify the relationship between alexithymia and the among students - future psychologists. According to an empirical study of students of different styles of behavior in conflict courses were identified. Thus, the empirical data obtained can become the basis for creating a developmental program for psychology students on the formation of constructive behavior in conflict through emotional components.

Keywords: alexithymia, styles of behavior in conflict, emotional orientation of personality, professional training, psychology students.

Высокие стрессовые нагрузки в современном обществе сказываются на психоэмоциональном состоянии человека и качестве его жизни. Подавленные,

неотреагированные во внешнем плане эмоции, являются одним из важных факторов психосоматических расстройств. Нарушение контакта с эмоциональной сферой приводит к серьезным последствиям в виде психосоматических заболеваний.

Алекситимия - это состояние, при котором человек испытывает трудности в распознавании своих и чужих эмоций, что приводит к проблемам как в области эмоциональной рефлексии и саморегуляции, так и в установлении и поддержании межличностных контактов [1].

Алекситимия в различных формах встречается у 5-25 % условно здоровых людей. Расхождения в оценке распространенности связаны с использованием различных диагностических методик выявления и определения уровня этого психологического расстройства.

Для лиц с алекситимией характерны следующие особенности:

- в эмоциональной сфере - неспособность к распознаванию и описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, телесный дискомфорт. Лицам с выраженной алекситимией трудно оценить модальность переживаний, им сложно понять, огорчены они, встревожены или раздражены, в стрессовых ситуациях у них могут возникать аффективные срывы [2];

- в когнитивной сфере - недостаточность воображения, ограниченность способности фантазировать, недостаточная способность к творчеству, слабость функции символизации и категоризации в мышлении, преобладание наглядно-действенного над абстрактно-логическим мышлением, тип мышления в целом «конкретный», «механистический» [3].

- в личностной сфере - высокая личностная тревожность, инфантильность, в разной степени примитивность жизненной позиции, недостаточно развитая функция рефлексии, нечувствительность к своему физическому и психологическому состоянию, неспособность активного вмешательства в обстоятельства жизни, низкий уровень удовлетворенности жизнью. В личностном профиле алекситимика преобладают черты, направленные, скорее, на реализацию социальной роли, а не на личностное совершенствование [4].

В настоящее время не существует единой концепции, объясняющей причины и механизмы развития алекситимии, однако можно выделить три основные теории происхождения этого психологического расстройства: биологическую теорию, теорию травматической соматизации и теорию социального научения [4; 5].

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к личностным особенностям студентов-психологов на этапе подготовки, которые в будущей профессиональной деятельности будут работать с разрешением конфликтов, выступать в роли «медиатора». Поэтому изучение эмоциональной сферы будущих психологов как фактора выбора конструктивной и деструктивной стратегии поведения в конфликте повысит профессиональную компетентность.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет». В исследовании приняли участие 36 студентов 2-4 курсов в возрасте от 19 до 22 лет, обучающиеся по специальности «Психология» и «Психология служебной деятельности», из них 33 девушки и 3 юношей.

В эмпирическом исследовании использовался комплекс методик: Торонтская алекситимическая шкала TAS-26 (адаптирована в институте им. В. М. Бехтерева), опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности и опросник С.М. Емельянова «Самооценка конфликтности».

При проведении диагностики уровня алекситимии с помощью опросника Торонтская алекситимическая шкала ТЛ8-26 (адаптирована в институте им. В. М. Бехтерева) было выявлено, что у половины выборки (18 человек) отсутствуют признаки алекситимии (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение показателей алекситимии среди группы студентов-психологов (в %)

Промежуточная степень алекситимии выявлена у 12 человек, что составляет 33%, а явная алекситимия - у 6 человек (17% испытуемых).

Перейдем к изучению особенности наиболее предпочитаемых стилей поведения в конфликте по методике Кеннета Томаса. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Средние показатели по методике «Стили поведения в конфликте» у студентов-психологов

Из представленных средних показателей опросника К. Томаса видно, что среди стилей поведения в конфликте у студентов-психологов преобладает избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. А реже всего встречается сопротивление. Это говорит о том, что испытуемые в конфликтной ситуации редко стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая модель поведения в конфликте является не очень конструктивной. Следовательно, одним из факторов

выбора данной модели поведения в конфликте у студентов-психологов могут быть эмоциональные особенности, то есть эмоциональная направленность личности, алекситимия как неспособность выражать эмоции, отстаивать свою точку зрения, позицию и т. д.

К такому фактору относится тип эмоциональной направленности личности по Б.И. Додонову, средние показатели по выборке представлены на рисунке 3.

10,00 9,00 8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

Рис. 3. Средние показатели методики Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности

Наглядно представленные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов-психологов высокие показатели по коммуникативной и гедонистической эмоциональной направленности, что говорит о потребности в общении и удовлетворении прежде всего личных потребностей. Меньшее количество баллов набрано по шкале пугнической направленности; это говорит о низкой потребности в преодолении опасности, что в конечном счете может повлечь за собой и нежелание отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях.

Представим результаты диагностики по методике «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова (см. рис. 4).

Рис. 4. Результаты диагностики самооценки конфликтности по методике «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова (в %)

Из рисунка видно, что крайние показатели по шкале самооценки конфликтности не показал никто из испытуемых. У большинства студентов-психологов невыраженная степень конфликтности (88% - 33 человека). Высокая степень конфликтности у 3% испытуемых (1 человек). Выраженная степень конфликтности выявлена у 3 человек (9%).

Таким образом, полученные данные еще раз показывают специфику поведения в конфликте у студентов-психологов и возможную связь стиля поведения в конфликте и алекситимии эмоциональной направленности личности.

Для подтверждения гипотезы был использован критерий ранговой корреляции Спирмена. Эмпирическая гипотеза состоит в следующем: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стилем поведения в конфликте и алекситимией, между стилем поведения в конфликте и типом эмоциональной направленности личности.

В таблице 1 представлены результаты ранговой корреляции по этим переменным.

Таблица 1

Результаты ранговой корреляции (критерий Спирмена, при р <0,05)

Переменные (п= 36) Стиль поведения в конфликте Переменные (п= 36) Значения корреляции г, при р <0,05

Сопротивление Алекситимия 0,03

Сотрудничество Алекситимия 0,2

Компромисс Алекситимия -0,3

Избегание Алекситимия 0,11

Приспособление Алекситимия -0,04

Как видно из таблицы 1, значимых взаимосвязей не было выявлено, но проявляется средняя обратная корреляция между уровнем алекситимии и стилем поведения в конфликте «компромисс». То есть студентам - будущим психологам, у которых высокий уровень алекситимии как неспособности проявлять свои эмоции и идентифицировать их, не свойственен выбор поведения в конфликте «компромисс» и наоборот.

Рассмотрим взаимосвязь поведения в конфликте у студентов - психологов Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета и типов эмоциональной направленности личности по методике

Б.И. Додонова. В таблице 2 представлены только статистически значимые результаты ранговой корреляции.

Таблица 2

Результаты ранговой корреляции (Критерий Спирмена, при p <0,05)

между стилем поведения в конфликте _и типом эмоциональной направленности личности_

Переменные (п= 36) Стиль поведения в конфликте Переменные (п= 36) Тип эмоциональной направленности личности Значения корреляции г, при p <0,05

Сопротивление Глорическая 0,3

Пугническая 0,4

Романтическая 0,4

Гностическая 0,4

Компромисс Глорическая -0,3

Гностическая -0,4

Избегание Пугническая -0,3

Эстетическая -0,3

Приспособление Акизитивная -0,4

Были выявлены прямые и обратные средние корреляции:

- стиль поведения в конфликте «сопротивление» со следующими типами эмоциональной направленности личности: глорическая (0,3), пугническая (0,4), романтическая (0,4), гностическая (0,4). То есть студент, который использует эту стратегию поведения в конфликте, тем самым пытается реализовать эмоции славы, борьбы, доминирования, познания себя и оппонента и поиска новых ощущений, реализованные в типе романтической эмоциональной направленности;

- стиль поведения в конфликте «компромисс» со следующими типами эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): глорическая (-0,3), гностическая (-0,4). То есть студент, который использует эту стратегию поведения в конфликте, внутренне противоречит эмоциям славы, принятия конфликтной ситуации, также это касается гнозисных эмоций, то есть в ситуации компромисса студент для себя не реализует познавательные эмоции;

- самый избираемый стиль поведения в конфликте - «избегание» со следующими типами эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): пугническая (-0,3), эстетическая (-0,3). То есть студент, который использует данную стратегию поведения в конфликте, не проявляет эмоции борьбы и не видит, что выбранный стиль поведения неконгруэнтен.

- стиль поведения в конфликте «приспособление» со следующим типом эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): акизитивная (-0,4). То есть чем чаще используется стратегия приспособления к конфликту, тем меньше студент хотел бы ее повторять в своей жизни и испытывать эмоции накопления.

Таким образом, согласно эмпирическому исследованию студентов разных курсов - будущих психологов, были выявлены следующие особенности и взаимосвязи:

- студентам с высоким уровнем алекситимии как неспособности проявлять свои эмоции и идентифицировать их не свойственен выбор поведения в конфликте «компромисс» и наоборот;

- стиль поведения в конфликте «сотрудничество» не взаимосвязан с эмоциональной направленностью личности студента, обучающегося по специальности «Психология»;

- стиль поведения в конфликте «сопротивление» со следующими типами эмоциональной направленности личности: глорическая (0,3), пугническая (0,4), романтическая (0,4), гностическая (0,4);

- стиль поведения в конфликте «компромисс» со следующими типами эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): глорическая (-0,3), гностическая (-0,4);

- самый избираемый стиль поведения в конфликте - «избегание» со следующими типами эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): пугническая (-0,3), эстетическая (-0,3);

- стиль поведения в конфликте «приспособление» со следующим типом эмоциональной направленности личности (обратная взаимосвязь): акизитивная (-0,4).

Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов-психологов по формированию конструктивного поведения в конфликте через эмоциональные компоненты.

Библиографический список

1. Гришина, А. В. Уровни алекситимии у старшеклассников с разными типами эмоциональной направленности личности / А. В. Гришина, М. В. Косцова, В. А. Быстрюков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 3(59). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4089 (дата обращения: 13.11.2022).

2. Гришина, А. В. Развитие «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза / А. В. Гришина, М. В. Косцова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. -

1(45). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2486 (дата обращения: 13.11.2022).

3. Гришина, А. В. «Soft-skills»: навыки будущего профессионала / А. В. Гришина, М. В. Косцова, А. В. Еськова // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право : Сборник научных трудов. -Симферополь : Издательство «Типография "Ариал"», 2022. - С. 170-176.

4. Гришина, А. В. Развитие эмоциональной направленности личности студентов в процессе их профессионального самоопределения: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / А. В. Гришина. - Кшв, 2013. - 22 с.

5. Гришина, А. В. Раздел 1. Критерии, показатели и типы эмоциональной направленности личности и образа «я» студента-психолога / А. В. Гришина // Современная гуманитаристика. Часть 2 / Севастопольский государственный университет. - Севастополь, 2023. С. 4-14.

6. Гришина, А. В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям) / А. В. Гришина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Том 6. - № 2. - С. 98-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.