Научная статья на тему 'Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов'

Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ценностная направленность / личностные ценности / жизненные сферы / гуманистическая и прагматическая направленность / aggression / a valuable orientation / personal values / vital spheres / a humanistic and pragmatically orientation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Анна Георгиевна, Земсков Алексей Сергеевич

В статье рассматривается проблема агрессивности и ценностных ориентаций как регуляторов поведения в спортивной деятельности. Представлены результаты исследования агрессивности, ценностной направленности спортсменов факультета физической культуры и особенностей их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the problem of aggression and valuable orientations as behavior regulators in sports activity is considered. Results of research of aggression, a valuable orientation of sportsmen of faculty of physical training and features of their interrelation are presented

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7)

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

© А. Г. Черкащина © А. С. Земсков

Черкашина Анна Георгиевна

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии управления

Самарская гуманитарная академия

cherka-anna@yandex.ru

Земсков Алексей Сергеевич

кандидат педагогических наук

доцент кафедры теоретических основ физического воспитания

Поволжская государственная

социально-гуманитарная

академия

В статье рассматривается проблема агрессивности и ценностных ориентаций как регуляторов повеления в спортивной леятельности. Прелставлены результаты исслелования агрессивности, ценностной направленности спортсменов факультета физической культуры и особенностей их взаимосвязи.

Ключевые слова: агрессивность, ценностная направленность, личностные ценности, жизненные сферы, гуманистическая и прагматическая направленность.

Спорт принадлежит к видам социальной деятельности, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. Традиционно принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности. Участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и личностно-волевых качеств и т. д. Как правило, спорт позволяет не только испытывать радость успеха, но и многое приобрести в смысле собственного развития и личностного роста, но неправильное управление спортивным опытом может создать серьцзные проблемы.

Спортивные соревнования по своей сути представляют «борьбу» интересов соперников. Так, многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха в спорте, тогда как большинство теоретиков часто рассматривают негативные аспекты ее проявления. А. Л. Попов

разделяет понятия агрессивности и спортивной злости. «Агрессивность — это отрицательная эмоция, направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта, — пишет он. — Спортивная злость — чаще возникает как фрустрация — кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалась такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника» [4].

С одной стороны, спорт представляет собой ту форму социальной активности, которая позволяет реализовать агрессивные влечения и не несет в себе социального порицания и неодобрения. С другой стороны, проявление агрессии в спорте — это следствие потребности в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперником. В некоторых случаях на возникновение агрессивности сильное влияние оказывают установки задействованных в ситуации лиц, как агрессоров, так лиц, провоцирующих агрессию. Поскольку у человека имеются установки относительно различных аспектов социального и физического мира, то многие из них вносят свою лепту и в вариациях агрессивности. То есть в зависимости от того, какую модель жизнедеятельности выбрал себе человек, так он и будет поступать. Трудно определить, выбирает ли индивид с агрессивными наклонностями сам вид спорта и игровое амплуа в команде, требующее проявления агрессивности, или же занятия определенным видом спорта каким-то образом способствуют формированию у него должной агрессивности. Как тренеры, так и зрители, и спортсмены ожидают от участников, выполняющих в команде определенное амплуа, проявлений агрессивности в случае достижения признания и успеха.

Конечные действия индивида с высоким уровнем самосознания будут зависеть, и довольно сильно, от его системы ценностей и внутренних стандартов относительно поведения. Если выбор агрессии в качестве средства достижения цели одобряют, а саму агрессию рассматривают как приемлемую форму поведения, высокое самосознание может привести к усилению внешних проявлений подобного поведения, поскольку индивиды стремятся привести свои поступки в соответствие со взглядами, которых придерживаются. Напротив, если агрессия считается неприемлемой, индивид с высоким самосознанием будет склонен к уменьшению интенсивности подобных действий [1].

В силу этого, целью исследования является изучение взаимосвязи агрессивности и ценностной направленности спортсменов.

Методикаисследования

В исследовании приняли участие пятьдесят шесть испытуемых, занимающихся различными видами спорта, среди них тридцать девять мужчин и семнадцать женщин — студенты факультета физической культуры. Средний возраст испытуемых составил 19 лет.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методики: 1) тест «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ)

А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной предназначен для исследования ценностной направленности личности [3]; 2) методика «Нап^тест» «Тест руки» Э. Вагнера предназначена для диагностики агрессивности [2]. Суммарный балл агрессивности вычислялся по формуле: Агрессивность = (Агрессия + Указание) — (Страх + Коммуникация + Зависимость).

Для проверки полученных результатов на нормальность распределения был использован критерий Колмогорова-Смирнова. Взаимосвязь ценностей и шкал агрессивности определялась с помощью коэффициента корреляции Спирмена с применением пакета 8ТАТ1БТ1СА 6.0.

Результатыисследования

В результате обработки данных теста АНЛ были выявлены жизненные сферы и личностные ценности исследуемых спортсменов (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Иерархия личностных ценностей спортсменов

На рисунке 1 видно, что в целом исследуемые спортсмены обладают достаточно высокой степенью мотивации, так как их личностные ценности находятся на уровне выше среднего. Все же из первого рисунка видно, что такие личностные ценности, как саморазвитие и сохранение индивидуальности, являются для наших испытуемых наиболее значимыми.

На рисунке 2 показана иерархия жизненных сфер спортсменов. Наиболее значимой жизненной сферой для наших испытуемых является сфера семьи. Таким образом, можно сказать, что такие значимые личностные ценности, как саморазвитие и сохранение индивидуальности, определяют поведение испытуемых в семейной жизни. Спортсмены, с одной стороны, стремятся изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности в семейной жизни, но, с другой стороны, стараются строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания и убеждения, и сохраняют свою независимость даже от членов семьи.

Рис. 2. Иерархия жизненных сфер спортсменов

Также с помощью методики АНЛ была определена направленность ценностного пространства спортсменов, проявляемая в жизненных сферах.

На рис. 3 показано, что ценностная структура испытуемых разнонап-равлена, т. к. нет четко выраженной направленности (гуманистической или прагматической). Таким образом, можно предположить, что исследуемые спортсмены, с одной стороны, проявляют стремление к моральному удовлетворению от того, что они совершают, а также к соблюдению этических норм, дружелюбию в процессе общения с другими людьми через сферу увлечения, сферу профессии (гуманистическая направленность), с другой стороны, нацелены на получение практических результатов независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям через сферу общественной жизни, семейной жизни, обучения (прагматическая направленность). Это подтверждает результаты, показанные на рис.1 и 2, где ведущие личностные ценности, такие как саморазвитие, представляют собой гуманистическую направленность, а сохранение индивидуальности — прагматическую направленность, а наибольшую важность личностные ценности имеют в сфере семейной жизни.

Рис. 3. Направленность ценностного пространства спортсменов

Исследование агрессивности спортсменов по методике «Нап^тест» показало следующие результаты, которые представлены в рис. 4.

Рис. 4. Агрессивность спортсменов по методике «Нап^тест»

Из рисунка 4 следует, что у спортсменов преобладает низкий уровень агрессивности, так как по каждой из выделенных категорий не набрано больше четырех баллов. Наиболее высокое значение показала категория «коммуникация», которая означает, что спортсмены направлены на приспособление к социальной среде, при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.

Агрессивность = -7,6. Подсчитанный суммарный балл агрессивности показывает, что у испытуемых спортсменов установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

После проверки полученных результатов на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова оказалось, что данные не соответствуют закону нормального распределения [5]. В силу этого для выявления связи между ценностной направленностью и агрессивностью применялся коэффициент корреляции Спирмена (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что больше всего корреляционных взаимосвязей с ценностной направленностью показали такие категории агрессивности, как «указание», «зависимость» и «страх».

«Указание» подразумевает готовность обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежелание приспособиться к окружению. Категория «указание» значимо взаимосвязана с жизненными сферами профессии (гуманистическая направленность), обучения (гуманистическая направленность), семьи (прагматическая направленность), общественной жизни (гуманистическая направленность), ценностями саморазвития, духовного удовлетворения, креативности, достижения, сохранения индивидуальности. Коэффициент корреляции Спирмена имеет отрицательное значение, а это означает, что если спортсмены проявляют агрессию, то они обладают низким уровнем личностных ценностей и их низкой значимостью в жизненных сферах.

Таблица 1

Значимыекорреляционныесвязимеждуценностямииагрессивностью

(п=56чел.)

Переменные Spearman p-level

Ценность сферы профессии и Указание - 0,309 0,021

Ценность сферы профессии и Зависимость 0,279 0,037

Ценность сферы обучения и Указание - 0,285 0,033

Ценность сферы семьи и Указание - 0,292 0,029

Ценность сферы общественной жизни и Указание - 0,334 0,012

Ценность сферы общественной жизни и Страх - 0,327 0,014

Ценность сферы увлечения и Страх - 0,488 0,000

Ценность саморазвития и Указание - 0,335 0,012

Ценность дух. удовлетворения и Указание - 0,337 0,011

Ценность креативности и Указание - 0,407 0,002

Ценность достижения и Указание - 0,308 0,021

Ценность достижения и Страх - 0,374 0,004

Ценность индивидуальности и Указание - 0,266 0,047

Ценность индивидуальности и Страх - 0,355 0,007

Гуманистическая направленность сферы профессии и Указание - 0,362 0,006

Гуманистическая направленность сферы обучения и Указание - 0,371 0,005

Гуманистическая направленность сферы семьи и Зависимость 0,273 0,042

Гуманистическая направленность сферы общественной жизни и Указание - 0,404 0,002

Гуманистическая направленность сферы увлечения и Страх - 0,403 0,002

Прагматическая направленность сферы профессии и Зависимость 0,314 0,019

Прагматическая направленность сферы семьи и Указание - 0,307 0,022

Прагматическая направленность сферы общественной жизни и Страх - 0,387 0,003

Прагматическая направленность сферы увлечения и Страх - 0,442 0,001

«Зависимость» отражает тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде, при этом вероятность агрессивного поведения незначительна, обследуемый выступает как ведомый, зависимый от благожелательного отношения других людей. Категория «зависимость» значимо взаимосвязана с ценностью сферы профессии и сферы семьи (гуманистическая направленность). Так как корреляционная взаимосвязь положительная, то можно сказать, что спортсмены, проявляя зависимое поведение, ориентируясь на позитивное отношение других людей, стремятся реализоваться в сферах профессии и семейной жизни, через приспособление к социальной среде.

«Страх» отражает тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде, при этом вероятность агрессивного поведения незначительна, обследуемый выступает как неспособный отстаивать свою позицию, проявляет себя как жертва обстоятельств. Категория «страх» обратно взаимосвязана со сферами общественной жизни (прагматическая

направленность) и увлечениями (гуманистическая и прагматическая направленность), с ценностями достижения и сохранения индивидуальности. Можно сказать, что если спортсмены ведут себя как жертвы обстоятельств, плывут по течению, то они обладают низким уровнем потребности в достижении и сохранении индивидуальности и имеют незначительные достижения в сфере общественной жизни и в сфере увлечений.

Выводы

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что агрессивность имеет корреляционные взаимосвязи с ценностной направленностью спортсменов. Проявление агрессивного поведения подразумевает низкую ценностную направленность спортсменов. Спортсмены, у которых в поведении преобладает ориентация на социальное приспособление, а агрессивные тенденции не доминируют, обладают высокой ценностной направленностью в различных жизненных сферах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василиади О. Д., Карпушипа Л. В. Особенности взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности студенческой молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», 2009. ц 1 (5). С. 27—35.

2 Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 310—327.

3. Капцов А. В, Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. Издание третье, дополненное. Самара : ИПК «Содружество», 2007. 44 с.

4. Попов А. Л. Спортивная психология : учеб. пособие. М. : Московский психоло-го-социальный институт «Флинта», 1998.

5. Рубцова Н. Е, Ленъков С. Л. Статистические методы в психологии : учебное пособие. М. : УМК «Психология», 2005. С. 64—75, 120—125.

INTERRELATION OF AGGRESSION AND VALUABLE ORIENTATION OF SPORTSMEN A. Cherkashina A. Zemskov

In article the problem of aggression and valuable orientations as behavior regulators in sports activity is considered. Results of research of aggression, a valuable orientation of sportsmen of faculty of physical training and features of their interrelation are presented.

Key words: aggression, a valuable orientation, personal values, vital spheres, a humanistic and pragmatically orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.