Научная статья на тему 'Агрессивность в спорте'

Агрессивность в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2682
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА / THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETE / КОНФЛИКТЫ В СПОРТЕ / CONFLICTS IN THE SPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ / PEDAGOGICAL STUDIES OF THE AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сычугов А. В.

У современной молодежи изменились культурные и духовные ценности, изменились примеры для подражания. Притягательными для подростков зачастую становятся те, кого они видят на экранах телевизоров, а именно бандиты, насильники и убийцы. Все это способствует повышению уровня агрессивности. Учёные придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным или приобретается в течение всей жизни. У человека в результате соответствующего воспитания в раннем детстве могут формироваться агрессивные чувства и установки по отношению к жизни, людям и ситуациям в спорте, и поэтому изучение агрессивности, как личностного качества, актуально в данное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVENESS IN SPORT

Modern young people have different cultural and intellectual values, examples for the imitation became different. Attractive for the adolescents often become those, who they see on the television screens, mostly bandits, violator and killers. All this contributes to raising the level of aggressiveness. Scientists adhere to the different points of view apropos of that, aggression is innate or it is acquired in the course of the entire life. As a result of up-bringing the man can form aggressive feelings and installations with respect to the life, the people and the situations in the sport. So the aggressiveness study is the actual problem nowadays

Текст научной работы на тему «Агрессивность в спорте»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 796:159.9

АГРЕССИВНОСТЬ В СПОРТЕ

Аспирант А.В. Сычугов Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

AGGRESSIVENESS IN SPORT

A.V. Sychugov, post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: sychugov. aleksej@rambler. ru

Ключевые слова: агрессивность, психологическая подготовка спортсмена, конфликты в спорте, педагогические исследования агрессии.

Аннотация. У современной молодежи изменились культурные и духовные ценности, изменились примеры для подражания. Притягательными для подростков зачастую становятся те, кого они видят на экранах телевизоров, а именно бандиты, насильники и убийцы. Все это способствует повышению уровня агрессивности. Учёные придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным или приобретается в течение всей жизни. У человека в результате соответствующего воспитания в раннем детстве могут формироваться агрессивные чувства и установки по отношению к жизни, людям и ситуациям в спорте, и поэтому изучение агрессивности, как личностного качества, актуально в данное время.

Keywords: aggressiveness, the psychological training of athlete, conflicts in the sport, pedagogical studies of the aggression.

Summary. Modern young people have different cultural and intellectual values, examples for the imitation became different. Attractive for the adolescents often become those, who they see on the television screens, mostly bandits, violator and killers. All this contributes to raising the level of aggressiveness. Scientists adhere to the different points of view apropos of that, aggression is innate or it is acquired in the course of the entire life. As a result of up-bringing the man can form aggressive feelings and installations with respect to the life, the people and the situations in the sport. So the aggressiveness study is the actual problem nowadays

Во многих видах спорта от участника требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте,

как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления. Некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессивность в рамках спортивных правил и приемлемых границах, которые диктуются здравым смыслом. Многие спортивные обозреватели в США высказывали свое беспокойство по поводу все увеличивающегося количества драк, возникающих на соревнованиях по баскетболу в ряде студенческих команд. Более того, ухудшение спортивной деятельности наступает при проецировании агрессивности спортсмена на самого себя. В этих случаях спортсмен чрезмерно винит себя, когда у него не все получается так, как хотелось бы.

Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития, как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение для изучения агрессивности в спорте. Новорожденные, человека и некоторых высокоорганизованных животных, в первое время после своего появления на свет не выказывают какой-либо враждебности по отношению к окружающей среде. Вначале дети хорошо относятся к своим родителям, другим членам семьи, а также к своим сверстникам. К концу первого года жизни они, однако, начинают проявлять агрессивные тенденции, особенно когда возникают препятствия к удовлетворению их потребностей. По мере возмужания многие становятся открыто агрессивными. К этому времени у ребенка формируются агрессивные тенденции, которые наблюдаются на более поздних ступенях развития. Это формирование происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. В целом же дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено, что:

а) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрессивность;

в) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.

Потенциальный интерес для тренера представляет зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в

более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

Для оценки степени агрессивности человека есть несколько путей. Можно использовать результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей и взрослых в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экспериментатором.

Некоторые шкалы оценки личностных черт содержат подшкалы, предназначенные для оценки агрессивности. Различные ученые для оценки агрессивности у субъекта, которую он может направить на других или на себя, применяют проективные тесты, включая такие, как тест неоконченных предложений, фрустрационный тест Розенцвейга и ТАТ.

Шкала агрессивности Дюрки представляет собой самооценочный опросник, состоящий из 75 вопросов, назначение которых заключается в оценке степени агрессивности, которая проявляется во внешних реакциях опрашиваемого. В этой шкале имеется под-шкала так называемого «нападения», представляющая собой один из лучших способов измерения физической агрессивности. Сюда входят такие фразы, как: «если кто-нибудь ударит меня первым, то я ему отвечу тем же» или «когда я теряю самообладание, я могу дать пощечину».

В экспериментальных ситуациях нередко применяют различного рода остроумные задачи на определение враждебности и агрессивности. Например, испытуемых убеждают в том, что если они нажмут на кнопку или повернут рычаг, то их «соперник» получит легкий, но несколько болезненный удар электрическим током. Иногда испытуемым говорят, что они могут вызвать у противника различную степень дискомфорта нажатием кнопки или поворотом рычага. С помощью такого приема можно исследовать влияние различных факторов, связанных с агрессивностью. Например, изучалась степень фрустрации, которую субъект способен вынести до физического проявления агрессивности. Исследовали также терапевтический эффект проявления агрессивности по отношению к тому испытуемому, кто сам недавно подвергался действию фрустрации или наказывал того субъекта, у которого в данный момент рука находилась на рычаге. Для лучшего измерения агрессивности и враждебности используется комплекс проективных и объективных тестов, а также методов наблюдения, указанных выше. Однако самыми достоверными индексами агрессивности являются наблюдения тренера за потребностью и желанием спортсмена проявлять агрессивность непосредственно в деятельности. Между тем, некоторые из рассмотренных методов эффективны только в руках опытных специалистов.

В одних видах спорта непосредственное проявление агрессивности может быть продуктивным, тогда как в других спортивных ситуациях или видах деятельности

несвоевременная, либо не туда направленная агрессивность, не только непродуктивна, но может быть и нежелательной (разрушительной).

Результаты исследования, проведенного Райаном, показывают, что снижение напряжения достигается только тогда, когда агрессивность направлена на человека, который первым ее проявил. Удар по мячу, к сожалению, не приносит такого удовлетворения, как удар по сопернику!

Трудно определить, выбирает ли индивид с агрессивными наклонностями сам вид спорта и игровое амплуа в команде, требующее проявления агрессивности, или же занятия определенным видом спорта каким-то образом способствуют формированию у него должной агрессивности. Как тренеры, так и зрители, и спортсмены ожидают от участников, выполняющих в команде определенное амплуа, проявлений агрессивности, если последние добиваются признания и успеха.

В исследовании, проведенном Уильямсом и Иозефом, была предпринята попытка выяснить, придерживаются ли тренеры определенных стереотипов относительно личностных характеристик, имея в виду агрессивность у игроков, выполняющих различные амплуа.

Результаты психологического тестирования, хотя и не имели решающего значения, все же в известной мере подтвердили зависимость стереотипного ранжирования игроков от выполняемой ими роли в команде. Авторы высказывают предположение, что на результаты исследования мог повлиять один из двух факторов: а) тренеры могли считать спортсмена агрессивным только потому, что он выполнял определенное амплуа в команде; б) сами игроки могли выполнять соответствующие роли, зная, каких действий ждут от них.

Далее было высказано предположение, что ожидания тренера и его восприятие поведения, которое должен демонстрировать игрок определенного амплуа, может не соответствовать тому, что представляет собой спортсмен на самом деле или, по крайней мере, каким он сам себя воспринимает. Это последнее обстоятельство может разочаровать тренера.

Фолькамер, проводивший исследование, рассматривал спортивную команду как своеобразное общество в миниатюре, содержащее в себе те же фрустрации, поощрения и взаимодействия, которые наблюдаются и в социальных группах. Он предсказал (в большинстве случаев правильно), в каких именно спортивных ситуациях можно ожидать агрессивного поведения спортсменов. К агрессивным действиям он отнес персональные (неэтические) нарушения правил (фолы), вербальную (словесную) и физическую агрессию. Он получил следующие данные:

1. Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем те, которые выигрывают. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение.

2. Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем те, которые играют на чужом. Фолькамер объясняет это незнакомой средой, а также тенденцией приезжих команд воспринимать себя во враждебной среде. Поэтому они совершают нарушения не только

против соперников, но и косвенным образом против болельщиков, поддерживающих их соперников. Следовательно, многие нарушения представляют собой утонченную форму агрессивности, направленной спортсменами, как против зрителей, так и против соперников.

3. Нарушений обычно бывает меньше, когда команда имеет большое число очков или забитых голов, по сравнению с менее результативными матчами. Фолькамер считает, что при каждом забитом голе происходят снижение психического напряжения и перестройка отношений в команде, тогда как при небольшом количестве забитых голов напряжение сохраняется на довольно высоком уровне, что приводит к агрессивности и большему числу нарушений.

4. Команды, занимающие более низкое место в турнирной таблице, обычно допускают больше нарушений, чем команды, занимающие более высокие места. Это обстоятельство автор объясняет более высоким уровнем фрустрации у проигрывающих команд, а также возможным отсутствием у них умения играть агрессивно, не нарушая правил. Оказалось также, что команды, занимающие более низкие места в турнирной таблице, действуют более агрессивно, даже когда они выигрывают.

5. При встречах команд, занимающих различные места в турнирной таблице, команда, которая находится выше, допускает большее число нарушений. Это является подтверждением так называемого «закона кто кого клюнет», наблюдаемого у животных. Там агрессивность особи более высокого статуса допускается, особенно если она направлена на других членов группы с более низким статусом.

В этом обстоятельном исследовании были выявлены и другие, косвенные, факторы, влияющие на число нарушений, совершаемых спортсменами. Например, когда встречались команды, занимающие верхние и нижние места в турнирной таблице, то наблюдалось больше нарушений, чем в случае, когда играли команды, занимающие места в середине таблицы. Автор предположил, что игроки лучших команд обычно напряжены и более агрессивны, поскольку боятся потерять возможность выиграть чемпионат или потерять призовое место, тогда как более слабые команды боятся лишь одного - оказаться последним в турнирной таблице и покинуть данную лигу.

С другой стороны, команды, находящиеся в середине турнирной таблицы, свободны от этих переживаний и потому допускают меньше нарушений. Кроме того, соотношение в счете в каждой конкретной игре тоже влияет на число допущенных нарушений. В играх с примерно равным счетом, как и в тех, где практически нет борьбы, обычно наблюдается меньше нарушений и грубости, чем тогда, когда разница в счете больше выражена. В первом случае спортсмены стремятся выиграть и поэтому следят за тем, чтобы не допускать излишней агрессивности (грубости). И, наоборот, когда разница в счете настолько велика, что ни одна из команд не сомневается в окончательном исходе игры, то потребность в проявлении агрессии минимальна.

Фолькамер указал на несколько проблем, связанных с уровнем агрессивности в спорте, выявленных им в ходе анализа количества нарушений. Например, он отмечает «цепную реакцию» в нарушениях правил - если игра началась с серьезного нарушения, то затем следует целая серия нарушения правил из-за ухудшения морального духа команды.

Обобщая полученные результаты, Фолькамер сделал вывод, что агрессивность (нарушение правил) в спортивных командах с социологической и психологической точек зрения представляет собой «нормальное» явление.

На нарушения правил игры влияют, по крайней мере, четыре фактора: 1) выигрывает или проигрывает команда; 2) играет ли команда на своем или чужом поле; 3) велика ли разница в счете; 4) какое место в турнирной таблице занимает команда соперников.

Литература:

1. Краткий психологический словарь.- М.: Просвещение, 1999. - 134 с.

2. Нравственное воспитание детей: лекции. - М.: Владос, 2002. - 301 с.

3. Петросян, Г. Спорт и нравственность / Г. Петросян, Г. Туманян. - М.: ФиС, 1998. - 142 с.

4. Сулейманов, И. Спортивная конфликтология / И. Сулейманов. - М.: ФиС, 1998. - 142 с.

5. Хромина, Т.В. Агрессия, спорт и подросток / Т.В. Хромина, В.В. Сорокин. - Хабаровск: ХГУ, 1999. - 213 с.

Glossary:

1. Brief psychological dictionary. - M.: Education, 1999. - 134 p.

2. Moral children training: lectures. - M.: Vlados, 2002. - 301 p.

3. Petrosyan, G. Sport and morals / G. Petrosyan. - M.: FiS, 1998. - 142 p.

4. Suleymanov, I. Sport of conflicts / I. Suleymanov. - M.: FiS, 1998. - 142 p.

5. Chromiumine, T.V. Aggression, sport and adolescent / T.V. Chromiumine, V.V. Sorokin. - Khabarovsk: KhcGu, 1999. - 213 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.