Научная статья на тему 'Взаимосвязь адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов'

Взаимосвязь адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гилемханова Э. Н.

В статье приведены результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям. Представлены новые исследовательские данные о взаимосвязи проблем адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов»

УДК 316.6:378

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИИ С НЕКОНСТРУКТИВНЫМИ ФОРМАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СКЛОННЫХ К

АДДИКЦИЯМ СТУДЕНТОВ

Э.Н.Гилемханова

В статье приведены результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям. Представлены новые исследовательские данные о взаимосвязи проблем адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, поведенческая стратегия, склонность к зависимости.

Исследование феномена и сущности адаптации человека в последние десятилетия является одной из самых актуальных проблем медико-биологических, психологических и социальных наук. На современной информационной стадии развития, общество и технологии достигли такого уровня, когда ряд ученых говорят об изменении социальных условий существования. Авторы «Психологической энциклопедии» Н.Сандберг, А.Уаинбергер и Д.Таплин [4] прогнозируют дальнейшее нарастание сложности существования как следствие увеличения доступа к информации и информационной перегрузки, «сдвиг убеждений» и упадок традиций. Трансформация самосознания сопровождается обесцениванием многих устоявшихся идентификационных категорий. Сложившаяся ситуация требуют от человека гибкости в использовании механизмов адаптации к социуму.

В настоящее время адаптация - междисциплинарный, полисемантичный термин, использующийся во многих областях знаний, как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля, как инструмент познания отдельных аспектов взаимодействия социальных и природных систем с окружающей их средой. Исследование особенностей адаптации

студентов, склонных к аддикциям, является в последнее время одной из наиболее востребованных областей. Это связано прежде всего с неуклонным ростом потребителей психоактивных веществ и снижением возраста начала приобщения к аддикциям. Знание особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к аддиктивному поведению позволит построить эффективные программы по снижению уровня склонности к зависимости и целенаправленно воздействовать на мишени зависимостей, принимая во внимание компенсаторные механизмы социально-психологической адаптации склонной к аддикции личности.

Учитывая распространенность аддиктивного поведения в нашем социуме, важность его всестороннего рассмотрения для решения задач прикладной психологии, разработки мер по профилактике, а также актуальность его для решения проблем личностно-профессионального становления студентов, мы организовали данное исследование.

Целью эмпирического исследования являлось выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимости.

В задачи исследования входило: а) выявление особенностей социально-психологической адаптации и копинг стратегий студентов склонных к алкогольной и наркотической зависимостям; б) сопоставительный анализ особенностей адаптации и копинг-стратегий студентов склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Выдвинута основная гипотеза: студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимости имеют специфические особенности адаптации и поведенческие стратегии, оказывающие дезадаптирующее влияние и снижающие их личностную и социальную эффективность.

В исследовании нами были использованы следующие методики: 1) методика «Склонность к аддиктивному поведению» (А.Н.Грязнов,

Е.А.Чеверикина) [1], разработанная в лаборатории психологии личности ИПП ПО РАО; 2) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность 99» (А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин) [3]; 3) копинг-тест Р.Лазаруса [2]. Результаты опроса обрабатывались с помощью общей статистики (пакет БТАИБИСЛ 6.0), выборка - 300 студентов г.Казани, средний возраст респондентов - 22,5 года.

Согласно методики А.Н.Грязнова, Е.А.Чеверикиной выявлено, что склонность к алкогольной зависимости обнаруживается у 16% студентов склонность к наркотической зависимости - у 18% студентов. Согласно полученным по опроснику «Адаптивность 99» данным, студенты, склонные к алкогольной зависимости и наркотической зависимости, характеризуются как обладающие признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех их адаптации зависит от внешних условий среды. Студенты данной группы, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. У них возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. По сравнению со студентами, не склонными к алкогольной аддикции, им сложнее адаптироваться к новым условиям деятельности. Они дольше входят в новый коллектив, им требуется больше усилий, чтобы адекватно ориентироваться в ситуации, и больше времени на выработку стратегии своего поведения. Они более конфликтны. В целом они обладают более низким личностным адаптивным потенциалом по сравнению со студентами не склонными к алкогольной зависимости (1=5,67 при р<0,01) и студентами, не склонными к наркотической зависимости (=5,67 при p<0,01). У студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям также отмечается неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость. Согласно

данным опросника у них низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. В отличие от студентов, не склонных к аддиктивному поведению, уровень нервно-психической регуляции студентов, склонных к алкогольной зависимости (1=5,17 при р<0,01) и наркотической зависимости (1=6,37 при р<0,01) достоверно ниже. У студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, коммуникативные способности находятся на удовлетворительном уровне, в отличие от студентов, не склонных к алкогольной зависимости (1=5,17 при р<0,01) и наркотической зависимости (1=5,4 при р<0,01), у которых они развиты хорошо. То есть аддиктивные студенты более чем остальные могут испытывать затруднения в построении контактов с окружающими, проявлять вспышки агрессивности. Что касается моральной нормативности, у студентов, склонных к аддиктивному поведению она находится на удовлетворительном уровне, равно как и у студентов, не склонных к алкогольной зависимости. Тем не менее, у склонных студентов она достоверно ниже по сравнению со студентами, не склонными к алкогольной зависимости (1=4,51 при р<0,01) и наркотической зависимости (1=4,51 при р<0,01). Это проявляется в том, что им сложнее адекватно оценить свое место и роль в коллективе, они менее чем сокурсники стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям, также достоверно отличаются от студентов не склонных к зависимостям тем, что у них достоверно выше суицидальный риск (1=6,42; 1=8,61 при р<0,01, соответственно).

Делая структурный анализ необходимо отметить, что все компоненты адаптивности в описываемых группах тесно взаимосвязаны. При этом единственным отличием является то, что у склонных к алкогольной и

наркотической зависимостям студентов моральная нормативность не связана с особенностями коммуникации, в отличие от не склонных, где она имеет слабую достоверную прямую корреляцию (г=0,3 при р<0,01).

Анализируя применяемые в поведении стратегии выявлено, что у студентов, склонных к алкогольной зависимости, более выражены в поведении конфронтационный копинг (1=3,63 при р<0,01) и дистанцирование (1=2,9 при р<0,01). Также для них более характерна стратегия бегство избегания (1=3,48 при р<0,01). То есть для студентов, склонных к алкогольной зависимости более характерны либо агрессивные усилия по изменению ситуации, что предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску, либо усилия, направленные на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости. Также они более часто, чем их сверстники прикладывают усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Что касается группы студентов, склонных к наркотической зависимости, для них более характерны, как и для студентов, склонных к алкогольной зависимости (по сравнению со студентами не склонными к зависимостям) конфронтационный копинг (1=2,48 при р<0,01) и бегство-избегание (1=2,43 при р<0,01). Студентов, склонных к наркотической зависимости, отличает от не склонных к зависимостям студентов отчужденность по отношению к социальной поддержке (1=2,16 при р<0,01), им менее свойственно планировать решение проблемы (1=2,9 при р<0,01) и положительно переоценивать ситуацию (1=2,98 при р<0,01). Имеется специфика взаимосвязи адаптированности и копинг стратегий у студентов. Если у не склонных к алкогольной зависимости студентов снижение личностного адаптивного потенциала, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и моральной нормативности находит выражение в поведении через выбор стратегии бегство-избегание, то у склонных к зависимости это выражается в более агрессивной форме поведения -

конфрантационном копинге. У студентов, склонных к наркотической зависимости, риск самоубийства связан с положительной переоценкой (с тем, что они считают себя иными великими и непонятыми, и им либо кажется что им тесно в окружающем мире либо они хотят уйти с гордо поднятой головой, потому что их не понимают). В то же время как у студентов не склонных к наркотической зависимости положительная переоценка наоборот снижает риск суицидального поведения.

Сравнительный анализ особенностей адаптированности и применяемых копинг стратегий студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, позволяет сделать вывод о том, что данные группы идентичны по адаптивности. Они менее эффективны в результате низкого личностного адаптивного потенциала, менее развитых коммуникативных способностей. В результате для обеих групп более предпочтительными поведенческими стратегиями становятся конфрантационный копинг и избегание. Также для склонных к алкогольной зависимости характерна стратегия дистанцирование. Однако, анализ на достоверность различий показывает отсутствие принципиальных отличий в частоте выбора той или иной стратегии в группах, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Выводы: студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям имеют специфические особенности адаптации и поведенческие стратегии, оказывающие дезадаптирующее влияние и снижающие их личностную и социальную эффективность. Для студентов, склонных к алкогольной зависимости характерны конфронтационный копинг, дистанцирование, бегство или избегание проблемы. Для студентов, склонных к наркотической зависимости, характерными являются дистанцирование, бегство или избегание, частый отказ от поиска социальной поддержки, планирования решения проблемы, а также концентрация на негативных сторонах ситуации при социально -

психологической адаптации. Знание данных особенностей позволит дифференцированно подходить решению проблем социально-психологической адаптации аддиктивной личности в профессиональном образовании.

Источники:

1. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Тухватуллина Д.Р. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов // Казанский педагогический журнал, 2009. №3. с 10-14.

2. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112.

3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2001. С.549-558.

4. Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2005.

Зарегистрирована: 27.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.