Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям'

Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
774
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / ADDICTION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION / COPING MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гилемханова Э. Н.

В статье рассмотрены проблемы адаптации аддиктивной личности. Показано, что обусловленная аддиктивным поведением социально-психологическая дезадаптация является результатом отклонения от норм безопасного поведения. Описаны особенности социально-психологической адаптации и ее механизмов у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the social-psychological adaptation of the students who are prone to alcohol and drug dependencies. The article considers the adaptation problems of addictive person. It is shown that due to the addictive behavior the social psychological disadaptation is the result of deviation from the norms of safe behavior. It is described the features of the social-psychological adaptation and its mechanisms of the students who are prone to alcohol and drug dependencies.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ АДДИКЦИЯМ

Э.Н. Гилемханова

В статье рассмотрены проблемы адаптации аддиктивной личности. Показано, что обусловленная аддиктивным поведением социально-психологическая дезадаптация является результатом отклонения от норм безопасного поведения. Описаны особенности социально-психологической адаптации и ее механизмов у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.

Ключевые слова: аддикция, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая дезадаптация, механизмы адаптации

The features of the social-psychological adaptation of the students who are prone to alcohol and drug dependencies. The article considers the adaptation problems of addictive person. It is shown that due to the addictive behavior the social psychological disadaptation is the result of deviation from the norms of safe behavior. It is described the features of the social-psychological adaptation and its mechanisms of the students who are prone to alcohol and drug dependencies. Key words: addiction, social and psychological adaptation, social and psychological disadaptation, coping mechanisms

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что изучение проблем адаптации, в первую очередь социальной, в настоящее время становится своеобразным научным «мэйнстримом», в русле которого активно сотрудничают историки, социологи и психологи, философы и культурологи, социальные работники и педагоги, ученые и управленцы. В российской науке имеются отдельные научные разработки самого высокого уровня [1,5,7], тем не менее, до сих пор, не было сделано попыток интегрированного, междисциплинарного подхода. Очевидны и противоречия в степени проработанности исследуемых вопросов и потребностей практики. Остаются малоизученными проблемы социально-психологической адаптации разных социальных групп, в частности студенчества. На фоне катастрофической восходящей динамики приобщения к психоактивным веществам в молодежной среде изучение специфики их адаптации представляется крайне актуальным [3]. Только понимание данных особенностей, установившихся механизмов компенсации и гиперкомпенсации, поможет найти корректные и эффективные формы профилактической и психокоррекционной работы с данным контингентом. Социальная адаптация понимается нами как результирующая процессов психической адаптации во внешней среде [5]; она непосредственно характеризует особенности взаимодействия индивидуума с социальным окружением. Количественная оценка социальной адаптации — это мера успешности функционирования индивидуума в социуме. Таким образом, своевременная социально-психологическая адаптация личности студентов, склонных к аддикции, которая позволит снизить уровень склонности к зависимости и повысит эффективность их личностно-профессионального

становления.

В рамках одной научной работы крайне трудно осветить все аспекты социально-психологической адаптации, поэтому нами сделан акцент на анализе основных, с нашей точки зрения, компонентов - аксиологическом и личностном. Первый из них рассматривался нами на основе исследования основных ценностей жизнедеятельности студентов, склонных к аддикции. Второй анализировался на основе изучения механизмов адаптации студентов. Проведенный далее сравнительный анализ адаптационных, ценностных, личностных и аддиктивных особенностей студентов позволил выявить специфические дезадаптивные черты студентов, склонных к аддиктивному поведению.

Цель исследования - определить особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям.

Гипотеза исследования - социально-психологическая адаптация студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям имеет общие дезадаптивные особенности, связанные с отклонением от социальных норм и ожиданий, сопровождающиеся искажением ценностно-мотивационной структуры личности и снижающие эффективность их социального взаимодействия, при этом находящиеся в латентной форме и не выходящие на момент исследования на уровень проявленного нарушения.

Исследованием охвачено 700 человек (31% мужчин и 69% женщин).

В исследовании использовались методики: авторский опросник «Механизмы социально-психологической адаптации» (Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н.), опросник «Социально-психологическая адаптация» (Роджерс Д.А.), опросник «Склонность к аддиктивному поведению» (Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А.), Копинг -тест (Лазарус), Смысложизненные ориентации (Леонтьев Д.А.), Тест самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), ДОС-39 (Ишков А.Д.).

Авторский опросник «Механизмы социально-психологической адаптации» (Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н.) позволяет выявить специфику используемых механизмов адаптации. Теоретической базой конструирования опросника послужила классификация адаптаций, выделенных в социологии [4] на основании которой из предложенной включающей более 30 наименований классификации были отобраны и адаптированы из социологической области в психологическую 10 шкал, идентифицированных как механизмы социально-психологической адаптации и получивших психологическую интерпретацию. На основании данного теоретического конструкта был разработан опросник, состоящий в итоговом варианте из 70 вопросов. Результаты по разработке, валидизации и использованию опросника, приведенные в статье Социально-психологический подход к адаптации [2] позволяют утверждать, что данный опросник обладает диагностической ценностью.

Кратко обозначим основное содержание и психокоррекционный потенциал данных механизмов.

Название механизма Содержание Направление психокоррекционного воздействия

Адекватность степень принятия социальных развитие социально-нормативного

норм, следование им и ожидание аналогичного поведения от других людей. аспекта личности

Вертимность направленность вектора активности личности («вовне» или «внутрь») развитие способности ориентироваться не только на внутренние, но внешние ситуативные индикаторы при адаптации, развитие гибкости.

Императивность установка положительная или отрицательная, с которой осваивается индивид формирование позитивной установки при адаптации.

Конструктивность плодотворность адаптации развитие целеполагания, коррекция смысложизненных ориентаций.

Метастатичность принцип преобразования связи с окружающей средой усиление, расширение связи субъекта с окружающей средой, в частности за счет появления новых связей.

Морфологичность направленность изменений во внутренней структуре индивида усложнение и совершенствование внутренней (ценностно-мотивационной) структуры субъекта адаптации.

Ретроспективность механизм рабочего поведения -ориентация на прошлый опыт или настоящую ситуацию развитие способности действовать с учетом обстоятельств настоящей ситуации (с учетом анализа рисков).

Способ взаимодействия степень ориентации на индивидуальные или общегрупповые интересы развитие навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов.

Структурность степень сохранности структурной целостности субъекта при изменениях во внутренней структуре личности формирование ценностно-смыслового «каркаса» (стержня) личности, работа с самоопределением и самоотношением.

Маргинальность степень субъективной и объективной идентификации субъекта с определенной группой формирование личностной, групповой, профессиональной идентичности.

Перейдем к обсуждению полученных результатов исследования.

При адаптации для студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям более характерным является концентрация на себе, негативная установка при адаптации к социуму, ощущение чуждости. Исповедуется позиция невключенности в социальный контекст. Это часто является причиной двойственности и несогласованности между исповедуемыми идеями и реальными требованиями к себе и окружающим. Также для данных студентов при взаимодействии с социальной средой более характерно упрощение и ограничение числа социальных связей. У данного контингента изменения во внутренней структуре индивида под влиянием его взаимодействия со средой более направлены на упрощение структуры (в том числе мировоззренческой), что является отражением попадания в более примитивную среду либо в неблагоприятные для своего развития, неадекватные возможностям развития условия. У студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям при адаптации проявляется ригидность, ориентация на негативный прошлый опыт, поглощение средой либо псевдоадаптация, когда взаимодействие осуществляется только на внешнем, формальном уровне. Однако в качестве определяющих социально-психологическую адаптацию студентов, склонных к аддикции,

выступают механизмы Конструктивности и Структурности. Адаптация к социуму носит более деструктивный характер, что проявляется в спонтанном, нецеленаправленном, то есть не «структурированном» подходе к процессу приспособления. Это связано, в том числе, с отсутствием значимого окружения, то есть «социальной опоры», которая необходима для идентификации. Это отражается на отсутствии ценностно-мотивационного стержня личности, разрушая структурную целостность индивида.

У студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, значительно меньше взаимосвязей между механизмами адаптации. При этом у студентов, склонных к алкогольной зависимости механизмы метастатичность и морфологичность оказались не включенными в систему, то есть принцип преобразования связи с окружающими и изменений во внутренней структуре индивида не подчиняются обшей логике приспособительных изменений личности студентов, склонных к алкогольной зависимости. У студентов, склонных к наркотической зависимости, не включенными в систему оказались механизмы адекватность, морфологичность и маргинальность. Решение следовать общепринятым нормам, мировоззренческая и ценностно-мотивационная структура личности, а также идентификация с группой оказываются не задействованными при социально-психологической адаптации у данной группы студентов. Также механизм преобразования связи с окружающими у них носит обратный характер, то есть чем больше происходит расширение круга знакомств, тем взаимодействия более поверхностны, деструктивны, ориентированы только на себя. Можно предположить, что данные механизмы, не включенные в систему, образованную остальными механизмами адаптации, оказывают наиболее сильное дезинтегрирующее воздействие на адаптацию, обуславливая ряд специфических для данной группы проблем. Проявлением недостаточной согласованности механизмов адаптации, служит рассогласование и противоречивость поведения исследуемой группы студентов.

Студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям, имеют более выраженную дезадаптацию. Для них более характерно непринятие себя и других, эмоциональный дискомфорт и эскапизм, проявляющийся в стремлении личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии. В работе с ними внимание психолога должно быть направлено на коррекцию самоотношения и самооценки, а также на перевод локуса контроля с внешнего плана во внутренний.

Студенты, склонные к наркотической аддикции также более склонны к обману относительно своих отрицательных свойств личности, у них выше гедонистическое стремление к эмоциональному комфорту, при этом более высокий показатель эмоционального дискомфорта, более характерны ведомость.

Отметим, что у студентов, склонных к алкогольной аддикции дезадаптация связана с проблемами в принятии других и внутренним контролем. Также позитивная ложь связана с непринятием себя, эмоциональным комфортом и эскапизмом.

Анализ ценностно-мотивационного компонента адаптации показал, что у студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, менее эффективны навыки принятия и

удержания цели. Студенты, склонные к алкогольной аддикции хуже способны преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия, мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что в результате проявляется в недостатке необходимого побуждения, инициирующего деятельность и поддерживающего ее по ходу реализации плана. В общем смысле у студентов, склонных к алкогольной зависимости имеются недостатки в организации своей деятельности, которые хотя и не выходят пока за рамки среднестатистических показателей уже на данном этапе заметно отличают студентов по характеру и уровню развития навыков организации процесса собственной деятельности. Важен также тот факт, что у склонных к алкогольной аддикции студентов коррекция связана с самоконтролем, в отличие от не склонных студентов, у которых она связана с целеполаганием и волевыми усилиями. Анализируя другую пару, отметим, что если у студентов не склонных к наркотической аддикции коррекция деятельности связана с целеполаганием и волевыми усилиями, а также слабо связана с самоконтролем, то у студентов, склонных к наркотической аддикции коррекция выпадает из системы самоорганизации. То есть данные студенты ригидны, не могут при несоответствии своих целей ожиданиям или волевых усилий получаемым результатам скорректировать свои действия, в том числе это касается способности реагировать на «обратную связь», что является важным моментом при построении и ведении психолого-педагогических профилактических тренингов для данного контингента учащихся.

Студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям значительно меньше уделяют внимание целям в будущем, больше характеризуют их как людей, живущих сегодняшним или вчерашним днем. Также очень важен для темы нашего исследования то, что склонные студенты сильнее, чем не склонные испытывают убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Данная установка снижает их толерантность к употреблению психоактивных веществ.

Студенты испытывают слабый интерес к собственным мыслям и чувствам, не готовы общаться с собой «на равных», не испытывают уверенности в своей интересности для других. Самоуважение у склонных студентов, проявляющееся во «внутренней последовательности», «самопонимании», «самоуверенности», вере в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, способности контролировать собственную жизнь не выражено (по сравнению с контрольной группой). Также необходимо отметить более слабую интеграцию аспектов самоотношения у студентов, склонных к аддикциям. Если саморуководство у не склонных связано с самопониманием, то у склонных она аспектируется вокруг вопросов самоуважения. Интересен тот факт, что самообвинение связано прямой связью с самопринятием, что свидетельствует о зарождении саморазрушающих тенденций. Результаты эмпирических данных свидетельствуют о том, что чем лучше они понимают себя, тем меньше испытывают самоуважения, ожидают более худшее отношение других и меньше принимают себя. Так или иначе, самоуважение является сезитивным аспектом ценностно-мотивационной сферы личности

данных студентов и поэтому может являться одним из рычагов воздействия на аддиктивную личность учащегося.

Анализируя компонент социальной компетентности отметим следующее. Выявлено, что для студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, характерны низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребности в острых ощущениях. Склонность к агрессии и насилию свидетельствуют о более выраженных агрессивных тенденциях. На деформацию ценностно-смысловой системы личности и тенденции утраты норм безопасного поведения указывает и тот факт, что если в представлении студентов не склонных к зависимости в преодоление норм сильно связано с саморазрушающим поведением, то у аддиктивных студентов преодоление норм связано с социальной установкой (вероятно здесь существенную роль играет микросоциум).

При всех различиях в мотивации поведения для них более характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности. Последствий своих действий они могут не осознавать или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется. Они более склонны демонстрировать неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов. Могут также в большей степени, нежели не склонные к алкогольной зависимости студенты проявлять неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. В итоге они чаще попадают в неприятные или даже опасные для его здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя предрасположенность и готовность личности действовать определенными, ведущими в индивидуальном профиле способами (в данном случае либо по агрессивному типу, либо активному или некритичному). Резюмируя вышесказанное можно заключить, что у студентов, склонных к аддикциям, нет представления о ряде поведенческих случаев как о ненормативных, а также процесс саморефлексии развит более слабо. Это может служить одним из важных индикаторов отхода от норм безопасного поведения. Анализируя конкретные копинг стратегии как один из показателей реализации социальной эффективности личности студентов, отметим, что для студентов, склонных к алкогольной аддикции более характерны либо агрессивные усилия по изменению ситуации, что предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску, либо усилия, направленные на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости. Также они более часто, чем их сверстники прикладывают усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Склонные к наркотической аддикции студенты значительно меньше прилагают усилий по поиску информационной, действенной и эмоциональной поддержки, а также усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме, равно как и усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включая религиозное измерение. Таким образом, мы видим, что данные студенты значительно чаще используют стратегии, не способствующие их эффективному взаимодействию в обществе. В свою очередь структурный анализ применяемых копинг-стратегий показал, что у студентов склонных к наркотической зависимости риск самоубийства связан с положительной переоценкой. Данный

эмпирический факт нельзя недооценивать при работе со студентами, склонными к аддикциям, так как у студентов не склонных к наркотической зависимости положительная переоценка наоборот снижает риск суицидального поведения. Это значит, что чем больше предпринимается усилий по созданию положительного значения ситуации и чем больше уделяется внимание росту собственной личности, тем выше суицидальный риск. Мы объясняем данную корреляцию тем, что студенты, склонные к наркотической аддикции, более инфантильно подходят к данному вопросу, зачастую идеализируя смерть, создавать вокруг нее миф героя.

В итоге, на основании полученных данных, мы можем заключить, что студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям отличаются по адаптивности от своих не склонных сокурсников. Во-первых они более дезадаптивны, во-вторых механизмы адаптации характеризуются деструктивными характеристиками. Кроме этого у них более низкий личностный адаптивный потенциал. В отношении ценностно-мотивационного компонента адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям, мы можем отметить следующие особенности. У данных студентов имеются недостатки в организации своей деятельности, которые хотя и не выходят на текущий момент исследования за рамки среднестатистических показателей уже на данном этапе заметно отличает студентов по характеру и уровню развития (мотивации) навыков организации процесса собственной деятельности, в частности, данные студенты менее эффективны в целеполагании и склонны проявлять меньше волевых усилий в процессе выполнения деятельности. Развивая вопрос неэффективности целеполагания студентов, склонных к зависимости, необходимо отметить, что для них более актуален сегодняшний или вчерашний день, нежели мысли о будущем, которое они воспринимают фаталистически, не ориентируясь на самоконтроль и свободу выбора. Данное отношение к будущему способствует возрастанию толерантности к употреблению ПАВ. Отношение к жизни также коррегирует с отношением к себе. В данной сфере личности также имеются важные недостатки: слабый интерес к собственным мыслям и чувствам, низкое самоуважение связанное также со сниженной оценкой своих возможностей, способности контролировать собственную жизнь. Очевидна и противоречивость самоотношения: при позитивном самоотношении в целом, выражающаяся в самоуверенности, самопринятии, самопонимании у них низкое самоуважение к себе и самоинтерес; при выраженном ожидании позитивного отношения окружающих, фактическое отношение других воспринимается в большей степени как негативное. Неспособность контролировать свою жизнь выражающаяся с одной стороны через фаталистичное восприятие жизни и с другой через сниженную оценку своих возможностей является ядром формирования дезадаптивных характеристик мотивационной системы склонных к алкогольной и наркотической аддикциям студентов.

Таким образом, мы эмпирически показали, что студенты, склонные к алкогольной и наркотической аддикциям уступают по степени выраженности социальных компетенций своим сокурсникам, не склонным к аддикциям. Более того, наблюдаемые нами особенности поведения свидетельствуют о складывающихся тенденциях утраты норм безопасного поведения личности аддиктивных студентов.

Литература:

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Ф.Б. Березин. Л.: Наука. 1988. 270с.

2. Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н., Шулаев А.В. Новый социально-психологический подход к рассмотрению адаптации// Неврологический вестник журнал им. В.М.Бехтерова. 2010. вып.2. С. 33- 37.

3. Грязнов А.Н., Баширова Т.Н. Факторы аддиктивного поведения студентов ВУЗов// Казанский педагогический журнал. № 3. 2011. С. 81 - 86.

4. Корель Л.В. Социология адаптаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

6. Научно-методическое обеспечение процесса личностно-профессионального становления студентов/ А.Н. Грязнов [и др.]; под научной ред. д.псх.н. А.Н. Грязнова. Казань: Изд. Данис. ИПП ПО РАО. 2011. 124 с.

7. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Россис. откр. унив-т, 1992. 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.