Научная статья на тему 'Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся'

Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЛИЯНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / МОТИВАЦИЯ / PEER-ASSESSMENT / EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / QUALITY OF EDUCATIONAL OUTCOMES / STUDYING PROCESS / INFLUENCE / COMPLEX LEARNING OUTCOMES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова Людмила Владимировна

Статья посвящена элементу формирующего оценивания -взаимооцениванию. Повышение качества учебных достижений является приоритетной целью современного образования. Взаимооценивание рассматривается как одно из средств достижения этой цели. Анализ зарубежных теоретических и практических исследований показывает высокий потенциал взаимооценивания, его влияние на участников, процесс и качество обучения. Отсутствие отечественных работ по взаимооцениванию и необходимость его практического использования для получения качественных комплексных результатов обучения обуславливает актуальность темы. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, в котором участвовали преподаватели и обучающиеся 9-11 классов средней школы и предпринята попытка доказательства роли взаимооценивания в повышение качества учебных достижений обучающихся. Полученные данные свидетельствуют об изменении приоритета использования целей взаимооценивания (как инструмента оценивания, активного участия обучающихся в процессе оценивания, социального контроля, обучения и обучения оцениванию). Описаны ряд преимуществ, не ассоциировавших ранее у участников эксперимента с данным видом оценивания, и недостатки, которые перешли в разряд положительных характеристик после его реализации в образовательном процессе. Акцентируется внимание на подготовке преподавателей и обучающихся к взаимооцениванию. Раскрывается получение качественных предметных, метапредметных, личностных результатов и повышение мотивации к изучению при реализации взаимооценивания. Результаты исследования позволяют говорить о взаимооценивании как о факторе повышения качества учебных достижений. Автором подчеркивается перспективность и актуальность данной темы в направлении теоретических изысканий, разработки форм и техник, учитывая возрастные особенности, сочетание целей, подготовки преподавателей и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peer assessment as a factor of improving the quality of students’ learning outcomes

The article deals with the component of formative assessment peer assessment. The priority of modern education is the quality of learning outcomes. Peer assessment is considered as one of the means to achieve this goal. The analysis of foreign theoretical and practical research shows high potential of peer assessment and its influence on participants, the learning process and its quality. The lack of domestic research about peer assessment and the need for its practical use to form complex outcomes (highquality comprehensive learning outcomes) determine the relevance of the theme. The results obtained after the experiment, in which teachers and students of 9-11 grades of secondary school participated are reported in the article. An attempt to prove the role of peer assessment in improving the quality of learning outcomes is made. New data demonstrate changes in the priority of goals of peer assessment (as assessment tool, learning tool, learning-how-to assess tool, active participation tool, social control tool). The advantages that were not associated with peer assessment and disadvantages that were interpreted as positive characteristics after the experiment are described. The author emphasizes on special teachers’ and students’ preparation before peer assessment. The connection between the quality of subject, meta-subject, personal results, motivation and peer assessment in educational process has been established. It is claimed that peer assessment is a factor of improving the quality of students’ educational achievements. The author underlines the prospects and relevance of the theme in the direction of theoretical research, methods and techniques, taking into consideration age peculiarities, combination of goals, designing of teachers’ and students’ training.

Текст научной работы на тему «Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/32PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Вилкова Л.В. Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vilkova L.V. (2019). Peer assessment as a factor of improving the quality of students' learning outcomes. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 373.51 ГРНТИ 14.25.07

Вилкова Людмила Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им Н.А. Добролюбова»

Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Английской филологии» Кандидат педагогических наук E-mail: plymouth@inbox.ru

Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся

Аннотация. Статья посвящена элементу формирующего оценивания -взаимооцениванию. Повышение качества учебных достижений является приоритетной целью современного образования. Взаимооценивание рассматривается как одно из средств достижения этой цели. Анализ зарубежных теоретических и практических исследований показывает высокий потенциал взаимооценивания, его влияние на участников, процесс и качество обучения. Отсутствие отечественных работ по взаимооцениванию и необходимость его практического использования для получения качественных комплексных результатов обучения обуславливает актуальность темы. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, в котором участвовали преподаватели и обучающиеся 9-11 классов средней школы и предпринята попытка доказательства роли взаимооценивания в повышение качества учебных достижений обучающихся. Полученные данные свидетельствуют об изменении приоритета использования целей взаимооценивания (как инструмента оценивания, активного участия обучающихся в процессе оценивания, социального контроля, обучения и обучения оцениванию). Описаны ряд преимуществ, не ассоциировавших ранее у участников эксперимента с данным видом оценивания, и недостатки, которые перешли в разряд положительных характеристик после его реализации в образовательном процессе. Акцентируется внимание на подготовке преподавателей и обучающихся к взаимооцениванию. Раскрывается получение качественных предметных, метапредметных, личностных результатов и повышение мотивации к изучению при реализации взаимооценивания. Результаты исследования позволяют говорить о взаимооценивании как о факторе повышения качества учебных достижений. Автором подчеркивается перспективность и актуальность данной темы в направлении теоретических изысканий, разработки форм и техник, учитывая возрастные особенности, сочетание целей, подготовки преподавателей и обучающихся.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: взаимооценивание; учебные достижения; качество результатов; учебный процесс; влияние; комплексный результат; мотивация

Вопрос оценивания качества учебных достижений обучающихся остается одним из приоритетных в образовании. Реализовать современные требования к оцениванию, а именно сделать этот процесс прозрачным, понятным, студентоориентированным и мотивирующим на самообразование способно формирующее оценивание. Среди его составляющих выделяют самооценивание и взаимооценивание, которые всегда рассматриваются совместно. В этой паре взаимооценивание незаслуженно находится в тени и не вызывает такого внимания как первый компонент. Между тем, оно обладает значительным потенциалом способным влиять на самооценивание, саморазвитие, рефлексию, качество образования и жизни. Умение критически мыслить, принимать решения, оценить сильные и слабые стороны собеседника необходимо в работе, образовании, жизни и взаимооценивание предстаёт как средство, при помощи которого можно этому научить. Широко обсуждаемая и разрабатываемая зарубежными исследователями тема не находит такого распространения в отечественной практике. Стоит отметить, что работы по взаимооцениванию в средней школе освещают аспект его использования совместно с самооцениванием и техники проведения преимущественно на начальном процессе обучения.

Отсутствие отечественных работ по этому вопросу и необходимость использования взаимооценивания для достижения целей поставленных перед образованием, в частности, повышение качества результатов обучения, обуславливает актуальность темы.

Исследования, посвященные взаимооцениванию, показывают, что всплеск интереса к этому процессу связан с новыми тенденциями в обучении и преподавании, формирующим оцениванием, новой роли обучающихся и преподавателей [1; 2]. Разрабатываются пути совершенствования валидности, объективности, формы и методы обратной связи при взаимооценивании, изучается его влияние на участников, учебный процесс и результаты [3; 4; 5; 6]. В то же время ряд вопросов остается мало разработанными. Среди них, связь взаимооценивания и повышение качества учебных достижений обучающихся. Для доказательства этого утверждения использованы как теоретические методы (изучение, анализ и обобщение отечественных и иностранных публикаций, педагогического опыта) так и практические (анкетирование обучающихся и преподавателей, обсуждения с преподавателями, наблюдения, сравнения, педагогический эксперимент, в котором приняли участие преподаватели (15 человек) и обучающиеся 9-11 классов (139 человек) МОУ СОШ Нижегородской области в 2017-2018 г.).

Взаимооценивание подразумевает оценивание в паре «обучающийся-обучающийся» по заданным критериям. Следует выделить обязательное наличие обратной связи и диалоговой формы работы, что часто игнорируется, превращая этот процесс в техническую процедуру проверки заданий [7; 8; 9; 10].

Среди исследований по данной теме выделяются работы, которые изучают как взаимооценивание связано с мотивацией и результатами обучения [11; 12]; трансформирует обучающихся в активных участников оценивания [13]; стимулирует обучающихся к обсуждению, взаимодействию и размышлению [14]; заставляет сосредоточиться на критическом мышлении и навыках по решению проблем, которые достаточно трудно оценить традиционными способами оценивания [15; 16]; помогает определять критерии, соответствовать им, получать обратную связь от окружающих, адекватно реагировать, т. е. приобретать умения необходимые для жизни в социуме [17; 18]. Таким образом, взаимооценивание рассматривается с точки зрения деятельности обучающихся в этом процессе и их взаимодействия с партнерами, действий преподавателей, важности его применения в

последующей жизни. Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод, что взаимооценивание используется как:

• Инструмент оценивания, который помогает оценить результаты обучения. Качество зависит от качества критериев и уверенности в результате. В этом случае, процесс, призванный активизировать умственные, коммуникативные и личностные качества, подменяется простой проверкой ответов.

• Инструмент социального контроля для предотвращения бездействия на занятии. Качество определяется достижением желаемого поведения, контролированием задействованности аудитории. В данном случае цель задания взаимооценивания не учитывается, цель - занять время.

• инструмент активного участия обучающихся в процессе оценивания. Обучающиеся вовлечены в процесс оценивания, становятся его сотворцами, что приводит к осознанию его ценности и своей роли в нем. Качество определяется развитием чувства сопричастности к обучению и оцениванию.

• Как инструмент обучения, который, в данном случае, используется для поддержания процесса обучения. Обучается тот, кто оценивает через оценку и обратную связь; кого оценивают через сам процесс оценивания и оба участника через процесс взаимооценивания.

• Как инструмент обучения оцениванию. Помогает обучающимся становиться независимым при обучении, самостоятельно контролировать и регулировать этот процесс, оценивать себя через обучение, что необходимо для «обучения через всю жизнь».

Сопоставление данных полученных до и после проведения эксперимента, констатирует, что взаимооценивание уходит из разряда процедур для контроля аудитории и чисто технической проверки, вовлечения обучающихся в действие без заданной цели. На первое место выдвигается главная цель - оценивание, направленное на использование результатов оценивания в будущем, на адекватное восприятие критики и принятие правильных решений. Взаимооценивание рассматривается как ресурс способный влиять на оценивание, обучение и развитие личности (рис. 1).

1 - инструмент социального контроля; 2 - инструмент обучения; 3 - инструмент оценивания; 4 - инструмент активного участия обучающихся; 5 - инструмент обучения оцениванию

Рисунок 1. Цели взаимооценивания (составлено автором)

Анкетирование преподавателей и обучающихся до и после реализации взаимооценивания выявляет изменения в процессе оценивания, обучения, роли обучающихся, влияния на личность.

Следует отметить, что преподаватели не связывали взаимооценивание с достижением качественных результатов обучения. Прежде всего, его использование рассматривалось как экономия времени преподавателя, идентификация своих ошибок самими обучающимися, лучшее понимание учебного материала, повышение мотивации при введении новой формы работы. Однако было указано больше недостатков данного вида оценивания таких как:

• необходимость проведения большой организационной работы (описание критериев понятных для обучающихся для творческих, письменных и устных работ);

• подготовка обучающихся к данному виду оцениванию, объяснение, демонстрация примеров, из-за неимения опыта;

• отсутствие времени во время учебного процесса на данный вид работы и несоблюдение времени, отведенного на взаимооценивание;

• возможные пропуски и не принятые во внимания ошибки и неточности;

• неспособность обучающихся дать объективную обратную связь, т. к. роль передана не профессионалам;

• субъективность по причине взаимоотношений между обучающимися;

• разница в оценивании обучающимся и преподавателем, что приводит к неуверенности и разочарованию.

На основании полученных данных, выделены изменения преимуществ и недостатков взаимооценивания самими участниками. Среди положительных воздействий до и после реализации взаимооценивания отмечались:

Помощь в понимании и более глубокому изучению учебного материала. + +

Идентификация своих ошибок. + +

Влияние на мотивационную составляющую в учебном процессе. + +

Экономия время преподавателя. + + Развитие критического мышления, т. к. это совместная работа, предоставляющая возможность обсуждать, объяснять, анализировать, делать выводы.

Формирование коммуникативных умений, т. к. обучающиеся вынуждены были строить монологические высказывания для доказательства своей точки зрения, стремиться доходчиво - + и аргументировано высказывать своё мнение и диалогические для обратной связи.

Знакомство с правилами этики для тактичного, объективного, обоснованного и корректного комментирования.

Возможность черпать идеи для улучшения качества своих работ. - +

Достижение прозрачности процесса оценивания. - +

Добавляются новые характеристики, которые ранее не ассоциировались с взаимооцениванием и исчезает ряд трудностей, способствующих негативному отношению к этому виду оценивания. Так, случаи расхождения оценивания преподавателями и обучающимися, субъективность по причине взаимоотношений между обучающимися перестают иметь регулярный характер и сводятся к минимуму. Процесс подготовки и разработка критериев имеют место только на начальном этапе. Время проведения взаимооценивания планируется заранее и с приобретением обучающимися опыта в этом виде работе не выходит за рамки планируемого. Следует отметить, что организационная работа при использовании компьютерных технологий требует таких же затрат как обычная подготовка к уроку.

- +

https://mir-nauki.com

Следует добавить, что для реализации взаимооценивания в образовательном процессе необходимо его принятие и понимание преподавателями как обязательного составляющего обучения, готовность к изменениям в процесс преподавания. Обучающиеся также должны быть осведомлены о данном виде оценивания, его целях, методах, формах, работе, в которую они будут вовлечены, их роли в процессе оценивания.

Заслуживает быть отмеченным заинтересованность, с которой была воспринята информация о взаимооценивании и участие в эксперименте, т. к. оно, по словам обучающихся, «оживляло» и «разнообразило» учебный процесс. Отвечая на вопрос о том, какие изменения участники заметили по окончанию эксперимента, были получены следующие ответы: «не скучно, интересно, я не стесняюсь, очень мало, могу всё объяснить, я участвовал, это достаточно трудно, я оценивал, хотел бы еще поучаствовать и т. д.». На мотивацию участников на подготовительном этапе повлияло желание попробовать что-то новое, а во время реализации процесса взаимооценивания - понимание своей сопричастности, своей роли, важности этого процесса, необходимости приобретенного умения для дальнейшей самообразования.

При подготовке к взаимооцениванию обучающиеся вынуждены тщательно изучать материал, пользоваться дополнительной литературой для более развернутой и продуманной обратной связи. Этому способствует желание дать аргументированный комментарий, предложить что-то новое, дополнить, т. е. продемонстрировать свой потенциал перед сверстниками. В свою очередь, взаимооценивание предоставляет возможность «черпать» новые идеи из оцениваемых заданий, слушать, понятно объяснять, что не могло не отразится на качестве своих работ и успеваемости, т. е. на предметных результатах. Взаимооценивание разнообразных заданий и активное участие в этом процессе позволяет проследить в динамике метапредметные результаты (умение работать индивидуально и в группе, оценивать правильность учебной задачи, выполнять логические действия и самооценивание, формулировать своё мнение, делать выводы, самооценку, планировать речевое поведение и т. д.). Одновременно при выполнении взаимооценивания формируется коммуникативная компетенция, стремление к самообразованию, происходит осознание своих возможностей, проявляются такие качества как инициативность, трудолюбие, терпение, толерантность, креативность, настойчивость, т. е. происходит процесс формирования личностных результатов.

Таким образом, использование взаимооценивания способствует повышению мотивации, приводит к развитию упомянутых выше результатов (помогая формировать комплексный результат), делая при этом процесс их достижения более «прозрачным» и понятным, что позволяет говорить о нем, как об одном из факторов повышения качества учебных достижений обучающихся.

Являясь одним из компонентов формирующего оценивания, взаимооценивание имеет большой потенциал для влияния на более широкие образовательные результаты, а не только в рамках дисциплины. В системе формирующего оценивания, взаимооценивание совместно с другими компонентами (обратная связь, самооценивание, постановка целей, обсуждение критериев, «открытые вопросы») позволит решить проблему современного качества учебных достижений обучающихся, т. е. выполнить требования ФГОС к процедуре оценивания.

Данное направление является перспективным, востребованным, имеющим практическую значимость. Дальнейшие исследования требуются в направлении разработки методик, учитывая специфику дисциплин и возрастные особенности обучающихся, сочетание целей, подготовки преподавателей и обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Karami A., Rezaei A. An Overview of Peer-Assessment: The Benefits and Importance. [Электронный ресурс] // Journal for the Study of English Linguistics. - 2015. - Vol. 3 (1). - P. 93-100. - Режим доступа: https://doi.org/10.5296/jsel.v3i1.7889 (дата обращения 8.10.2018).

2. Panadero E., Brown G. Teachers' reasons for using peer assessment: positive experience predicts use. [Электронный ресурс] // European Journal of Psychology of Education. - 2017. - Vol. 32 (1). - P. 133-156. - Режим доступа: http://www.ernestopanadero.es/Publications/Articles/025_Panaderoes/Publications/Ar ticles/025_Panadero_&_Brown_2017_Teachers_reasons_for_using_peer_assessment. pdf (дата обращения 13.01.2019).

3. Harris L.R., Brown, G.T.L. Opportunities and obstacles to consider when using peer-and self-assessment to improve student learning: Case studies into teachers' implementation. [Электронный ресурс] // Teaching and Teacher Education. - 2013. -Vol. 36. - P. 101-111. - Режим доступа: DOI: 10.1016/j.tate.2013.07.008 (дата обращения 19.11.2018).

4. Reinholz D. The assessment cycle: a model for learning through peer assessment. [Электронный ресурс] // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2016. -Vol. 41(2). - P. 301-315. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/276375447_The_assessment_cycle_a_mode l_for_learning_through_peer_assessment (дата обращения 10.2018).

5. Vanderhovena E., Raesa A. Face-to-face peer assessment in secondary education: does anonymity matter? [Электронный ресурс] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 69. - P. 1340-1347. - Режим доступа: https://www.academia.edu/2415868/Face-to-

Face_Peer_Assessment_in_Secondary_Education_Does_Anonymity_Matter (дата обращения 13.01.2019).

6. Wanner T., Palmer E. Formative self-and peer assessment for improved student learning: the crucial factors of design, teacher participation and feedback. [Электронный ресурс] // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2018. -Vol. 43(7). - P. 1032-1047. - Режим доступа: https://doi.org/10.1080/02602938.2018.1427698 (дата обращения 13.01.2019).

7. Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самооценивание и взаимооценивание в процессе подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам / С.Ю. Богданова, О.А. Каверина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. - № 4(100). - C. 117-123.

8. Викулина М.А., Вилкова Л.В. Формирующее оценивание качества учебных достижений обучающихся: теоретический аспект: Монография / М.А. Викулина, Л.В. Вилкова - Н. Новгород: НГЛУ, 2017. - 132 с.

9. Онищенко Е.А., Утегенова Б.М. Формативное оценивание: само- и взаимооценивание: методические рекомендации в помощь педагогам / Е.А. Онищенко, Б.М. Утегенова. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. - 34 с.

10. Topping, K.J. Peer Assessment: Learning by Judging and Discussing the Work of Other Learners. [Электронный ресурс] // Interdisciplinary Education and Psychology. -2017. - Vol. 1(1). - P. 1 -17. - Режим доступа:

https://discovery.dundee.ac.uk/ws/portalfiles/ portal/ 19454487 /peer_ assessment _learning_by_judging_and_discussing_the_work_of_other_learners.pdf (дата

обращения 19.11.2018).

11. Gielen, S. Peer assessment as a tool for learning. Unpublished doctoral dissertation. [Электронный ресурс] // Catholic University Leuven, Belgium. - 2007. - Режим доступа:

file:///C:/Users/User/Downloads/D0CT0RAL%20DISSERTATI0N%20S.%20GIEL EN.pdf (дата обращения 8.10.2018).

12. Kang'ethe S.M. Peer Assessment as a Tool of Raising Students' Morale and Motivation: The Perceptions of the University of Fort Hare Social Work Students. [Электронный ресурс] // International Journal of Educational Sciences. - 2014. - Vol. 6 (3). - P. 407-413. - Режим доступа: DOI: 10.1080/09751122.2014.11890152 (дата обращения 8.10.2018).

13. Llado, A., Soley, L., Sansbello Student perceptions of peer assessment: An interdisciplinary study. [Электронный ресурс] // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2014. - Vol. 39(5). - P. 592-610. - Режим доступа: https://doi.org/10.1080/02602938.2013.860077 (дата обращения 8.10.2018).

14. Strijbos J., Sluijsmans, D. Unravelling peer assessment: Methodological, functional, and conceptual developments. [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. -2010. - Vol. 20(4). - P. 265-269. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2009.08.002 (дата обращения 19.11.2018).

15. Lew M., Alwis W., Schmid H. Self and Peer Assessment as an Assessment Tool in Problem-based Learning. [Электронный ресурс] - Режим доступа: D0I: 10.4172/2375-4516.1000118 (дата обращения 19.11.2018).

16. McDonald B. Peer Assessment That Works: A Guide For Teachers. [Электронный ресурс] // Rowman & Littlefield Publishers, Inc. - 2015. - 72 p. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/301677295_Peer_Assessment_That_Works _A_Guide_For_Teachers (дата обращения 9.11.2018).

17. Wesson, R. Peer and Self Assessment. Deakin Learning Futures, Deakin University. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.deakin.edu.au/_data/assets/pdf_file/0020/53462/peer-and-self-

assessment.pdf (дата обращения 19.11.2018).

18. Topping, K. Peer assessment / K. Topping // Theory into practice. - 2009. - Vol. 48 (1). - P. 20-27.

Vilkova Lyudmila Vladimirovna

Linguistics university of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: plymouth@ inbox.ru

Peer assessment as a factor of improving the quality of students' learning outcomes

Abstract. The article deals with the component of formative assessment - peer assessment. The priority of modern education is the quality of learning outcomes. Peer assessment is considered as one of the means to achieve this goal. The analysis of foreign theoretical and practical research shows high potential of peer assessment and its influence on participants, the learning process and its quality. The lack of domestic research about peer assessment and the need for its practical use to form complex outcomes (high- quality comprehensive learning outcomes) determine the relevance of the theme. The results obtained after the experiment, in which teachers and students of 9-11 grades of secondary school participated are reported in the article. An attempt to prove the role of peer assessment in improving the quality of learning outcomes is made. New data demonstrate changes in the priority of goals of peer assessment (as assessment tool, learning tool, learning-how-to assess tool, active participation tool, social control tool). The advantages that were not associated with peer assessment and disadvantages that were interpreted as positive characteristics after the experiment are described. The author emphasizes on special teachers' and students' preparation before peer assessment. The connection between the quality of subject, meta-subject, personal results, motivation and peer assessment in educational process has been established. It is claimed that peer assessment is a factor of improving the quality of students' educational achievements. The author underlines the prospects and relevance of the theme in the direction of theoretical research, methods and techniques, taking into consideration age peculiarities, combination of goals, designing of teachers' and students' training.

Keywords: peer-assessment; educational achievements; quality of educational outcomes; studying process; influence; complex learning outcomes; motivation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.