Серия «Политология. Религиоведение»
2012. № 1 (8). С. 221-225 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 282-284
Взаимоотношения шиитов и суннитов в Восточном Забайкалье (1907-1919 гг.)
И. А. Баринов
Забайкальский государственный университет, г. Чита
В данной статье автор исследует документы, хранящиеся в Государственном архиве Забайкальского края и рассказывающие о деятельности в Забайкалье Магометанского шиитского общества в 1907-1919 гг. Эти документы ранее не были изданы, но, по мнению автора, представляют историческую ценность, поскольку разрушают устоявшееся мнение о суннитской однородности мусульман Восточного Забайкалья.
Ключевые слова: ислам, шиизм, суннизм, Забайкалье, Чита.
Дореволюционная история ислама в Восточном Забайкалье остается одной из слабоизученных тем. Ей посвящены лишь две работы - статья Габдул-лы Ахмедьянова «Ислам в Забайкалье» [1, с. 39] и справка о читинской мечети, подготовленная Владимиром Лобановым для книги «Старая Чита» [7, с. 149]. Но поскольку обе публикации раскрывают историю соборной мечети мусульман-суннитов, то и весь анализ ислама в регионе традиционно сводится к деятельности представителей именно этого, суннитского, направления. Однако в фондах краевого архива хранится «Документ об утверждении Аль-Кербалая-Кегримана-оглы в должности муллы Читинского магометанского прихода», в котором представлена информация, рассказывающая о деятельности Забайкальского магометанского шиитского общества [10]. Оно просуществовало в области с 1907 по 1919 г. Этот документ ранее не публиковался и не исследовался, однако, с точки зрения автора, представляет историческую ценность, поскольку разрушает устоявшееся мнение о суннитской однородности мусульман Восточного Забайкалья.
История ислама в Забайкальской области началась с прибытия в 1820-х гг. в регион татарских переселенцев и ссыльных участников кавказских войн, а также нескольких персов, перешедших в русское подданство [1, с. 39]. К концу XIX в. в области насчитывалось более двух тысяч мусульман [2, с. 217], большая часть которых проживала в Чите и Читинском уезде - в 1905 г. здесь жило 1588 мусульман [4, с. 131]. В 1904-1906 гг. татарская община Читы построила на улице Ленской (ныне ул. Анохина) двухэтажную мечеть, ставшую главным центром исламской жизни Восточного Забайкалья [9, с. 133].
Параллельно с развитием суннитской общины началось становление и шиитского общества: 6 февраля 1907 г. Закавказское шиитское духовное правление обратилось к военному губернатору Михаилу Эбелову с просьбой содействовать мусульманам-шиитам. «Сосланные из Закавказского края в
город Читу мусульмане, в числе 50 человек, нуждаясь в духовнике - мулле, просят ходатайства моего пред Вашим Превосходительством о назначении к ним муллою проживающего в Чите Аль-Кербалая-Кегримана-оглы» [10, с. 3], -писал главе Забайкальской области Шейх-Уль-Ислам А. Анунд-Заде - высшее должностное лицо шиитского духовного правления, созданного в 1872 г. в Тифлисе.
К сожалению, по имеющимся документам сложно восстановить биографию лидера читинских шиитов. Известно лишь, что он проживал на улице Якутской (ныне ул. Н. Островского), в собственном доме. Здесь же проводил молитвенные собрания. По данным полицейского управления, под судебным следствием «не был и не состоит», а духовные обязанности начал исполнять еще в 1880-е гг. Единогласное решение читинских прихожан о возложении на Аль-Кербалая-Кегримана-оглы обязанностей муллы было принято 25 июля
1907 г., а спустя два дня, 27 июля, он был утвержден в этой должности Забайкальским областным правлением. В 1908 г. им были выдержаны испытания на звание муллы, и Закавказское шиитское духовное правление утвердило его в этом титуле, признав «глубокую нравственность» испытуемого. Сохранившиеся свидетельства указывают на авторитет, которым Аль-Кербалай-Кегриман-оглы пользовался среди единоверцев. «Лицо это достойно знает службу нашего исповедания, а потому может исполнить все требы по ритуалу нашего вероучения», - писали шииты военному губернатору, подчеркивая, что мулла «несет свою должность без всякого вознаграждения со стороны прихода» [10, с. 17].
Свет на прошлое этого духовного лидера проливает титул «кербалай», включенный в его имя. Это звание присваивалось шиитам-имамитам после посещения святого места - гробницы Третьего имама аль-Хусейна в иракском городе Кербела [4, с. 27].
По данным полицейского управления Забайкальской области, в августе
1908 г. в Чите проживали 59 шиитских семейств, большую часть которых составляли ссыльные из Закавказья. С конца 1907 г. «магометане шиитского вероисповедания собираются для совершения религиозных обрядов в частном доме Аль-Кербалая-Кегримана-оглы» [10, с. 21]. В 1908 г. верующие обратились к руководству региона с просьбой разрешить им официально зарегистрировать свой приход. Рассмотрев ходатайство, военный губернатор обратился за советом в Департамент духовных дел иностранных исповеданий при МВД Российской империи, откуда 30 ноября 1908 г. пришел ответ: «Уведомляем Ваше Превосходительство для зависящих распоряжений, что мы не встречаем препятствий к дозволению проживающим в Чите магометанам шиитского учения учредить в сем городе магометанский приход, но с тем чтобы последний в порядке управления своего... состоял в непосредственном ведении местного областного правления» [10, с. 35]. Совет был принят во внимание, и 5 января 1909 г. в Чите был официально учрежден особый магометанский шиитский приход, собрания которого теперь уже беспрепятственно проводились в доме городского муллы.
Стоит отметить, что в начале ХХ в. к шиитскому направлению в Российской империи себя относила небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и около 70 % жителей Азербайджана [8, с. 70]. Именно они, по всей видимости, и формировали этнический состав читинского прихода.
Столь стремительное развитие шиитского общества вызвало недовольство мусульман-суннитов, которые в эти годы занимались активной общественной деятельностью: в 1911 г. ими были начаты переговоры о возможном строительстве еще одной мечети на Уссурийской улице (ныне ул. Чкалова), а в 1913-м при соборной мечети открылась русско-татарская школа [7, с. 149]. На разногласия между суннитами и шиитами указывает обращение Аль-Кербалая-Кегримана-оглы к читинскому полицмейстеру, датированное 29 января 1909 г.: «Нам стало известно, что мусульмане суннитского толка подали Вашему Высокоблагородию прошение, в коем изложили, что нет никакой разницы между исповеданиями Шиа и Сунна, а потому и нет основания для учреждения в Чите особого прихода шиитов с муллой и молельней. Что мусульмане-шииты могут собираться в мечети с муллой суннитского толка. Таковые объяснения неправильны: между вероучениями шиитов и суннитов большая разница. Эти два вероучения хотя и магометанские, но во многом не сходятся между собой» [10, с. 48]. Инициатором этого обращения стал мулла суннитской мечети Исмагил Султан Ахун Галлеев.
С одной стороны, обряды в шиизме, действительно, мало отличаются от обрядов суннитов. Но с другой, представители этого течения верят в непогрешимость имамов - потомков Али, и в связи с этим особо отмечают дни их рождения и смерти. Шииты не признают первых трех халифов, считая их узурпаторами. Также в шиитском призыве к молитве есть дополнительная фраза: после слов «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха» они добавляют «Алиян-вали-уллах» (Али - близкий к Аллаху) [4, с. 26]. Кроме того, с момента образования своего течения шииты находятся в сложных отношениях с суннитами [3, с. 254].
Руководство Забайкальской области, проконсультировавшись с Закавказским шиитским духовным правлением и Оренбургским магометанским духовным собранием (мусульман-суннитов), сохранило за шиитами право на собственный приход с муллой и молельней.
В 1912 г. верующие выступили с инициативой начать строительство шиитской мечети на Бульварной улице (ныне ул. И. Бабушкина), а в 1913 г. мулла Аль-Кербалай-Кегриман-оглы обратился к военному губернатору Андрею Кияшко с ходатайством о разрешении сбора пожертвований на постройку в Чите новой мечети. 13 марта того же года военный губернатор ответил следующее: «Принимая во внимание, что на построение мечети в Чите не имеется согласия Закавказского шиитского духовного правления, и что число магометан-шиитов в городе Чите не соответствует требованиям 155 статьи Устава строительного (предусматривающей наличие более 200 прихожан. - Прим. авт.), вышеприведенное ходатайство муллы Кигриманова,
как не отвечающее требованиям закона, мною оставлено без внимания» [10, с. 37].
Как развивалась последующая история Забайкальского магометанского шиитского общества - неизвестно. С началом Первой мировой войны, судя по отсутствию документов, жизнь общины несколько затихла. 20 ноября 1919 г. «Документ об утверждении Аль-Кербалая-Кегримана-оглы в должности муллы Читинского магометанского прихода» был передан на хранение в архив как дело, «не требующее дальнейшего производства». Стоит отметить, что на тот же, 1919 год, пришелся расцвет суннитского общества, активно поддержавшего атамана Григория Семенова. Однако уже с 1921 г. в жизни мусульманской общины начались сложности [7, с. 150]. Суннитская мечеть действовала в городе до 1935 г., после чего была передана дистанции пути Забайкальской железной дороги [6, с. 212]. С национализацией этого культового здания прекратилась и деятельность мусульманской конфессии на территории Восточного Забайкалья, возрождение которой произошло лишь в 1993 г.
И если история суннизма в Восточном Забайкалье - одна из слабоизу-ченных тем, то деятельность мусульман-шиитов - «белое пятно» не только в истории нашего региона, но и всей страны. Возможно, по мере сбора архивной информации эти пробелы будут заполнены, и исследователям удастся составить более точную картину развития ислама в России.
Подведем некоторые итоги.
1. Поскольку все существующие публикации об исламе в Восточном Забайкалье раскрывают историю соборной мечети мусульман-суннитов, то и весь анализ этой религии в регионе традиционно сводится к деятельности представителей именно этого направления. Однако с 1907 по 1919 г. в области действовало Забайкальское магометанское шиитское общество, исследование которого представляет историческую ценность, поскольку разрушает устоявшееся мнение о суннитской однородности мусульман Восточного Забайкалья.
2. Стремительное развитие шиитского общества вызвало недовольство мусульман-суннитов, которые в эти годы занимались активной общественной деятельностью. Однако руководство Забайкальской области, проконсультировавшись с Закавказским шиитским духовным правлением и Оренбургским магометанским духовным собранием (мусульман-суннитов), поддержало шиитов и сохранило за ними право на собственный приход с муллой и молельней.
1. Ахмедьянов Г. С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - № 5. - 88 с.
2. Баринов А. О. Религии // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область : в 4 т. Т. 1 / А. О. Баринов, Н. Н. Константинова, М. Н. Фомина. - Новосибирск, 2002. - С. 217.
1. Ahmedianov G. S. Islam in Transbaikalia // Transbaikalia: science, culture, life. - 2003. - N 5. - P. 88.
2. Barinov A. O. Religions // the Encyclopedia of Transbaikalia: the Chita region : in 4 vol. Vol. 1 / A. O. Barinov, N. N. Konstantinova, M. N. Fomina. - Novosibirsk, 2002. - P. 217.
3. Гогибраидзе Г. М. Исламский толковый словарь / Г. М. Гогибраидзе. -Ростов н/Д, 2009. - 266 с.
4. Керимов Г. М. Шариат: Законы жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г. М. Керимов. - СПб., 2009. - 512 с.
5. Кириллов И. И. Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область. Т. 1 / под ред. И. И. Кириллова. -Чита, 2007. - 172 с.
6. Кулаков В. С. География Забайкальского края / под ред. В. С. Кулакова. -Чита, 2009. - 308 с.
7. Лобанов В. Г. Старая Чита / В. Г. Лобанов. - Чита, 2001. - 270 с.
8. Магомерзоев М. Ислам / М. Ма-гомерзоев. - М., 2010. - 640 с.
9. Немеров В. Ф. Прогулки по старой Чите / В. Ф. Немеров. - Чита, 2010. -332 с.
10. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 1о. Оп. I. Д. 4471. Документ об утверждении Аль-Кербалая-Кегримана-оглы в должности муллы Читинского магометанского прихода. - 60 л.
3. Gogibraidze M. The Islamic explanatory dictionary. - Rostov-on-Don, 2009. - 266 p.
4. Kerimov G. M. Shariat: Laws of life of Moslems. Answers of Sheriyat to present problems / G. M. Kerimov. - SPb., 2009. -512 p.
5. Kirillov I. I. Essays on history of East Transbaikalia. The Chita region. T 1 / ed. I. I. Kirillov. - Chita, 2007. - 172 p.
6. Kulakova V. S. Geografy of Transbaikalia / Ed. V. S. Kulakova. - Chita, 2009. -308 p.
7. Lobanov V. G. Old Chita / V. G. Lobanov. - Chita, 2001. - 270 p.
8. Magomerzoyev M. Islam / M. Ma-gomerzoyev. - М., 2010. - 640 p.
9. Nemerov V. F. Walks along old Chita / V. F. Nemerov. - Chita, 2010. - 332 p.
10. The state archive of Transbaikal region (SATR). F. Io. Inv. I. D. 4471. the Document on the sanction of Al-Kerbalay-Kegriman-ogly as the mullah of the Chita Mohammedan observance. - 60 p.
Relationship of Shiites and Sunnis in the Eastern Transbaikalia (1907-1919)
I. A. Barinov
Transbaikal State University, Chita
The author researches the documents, stored in the state archive of Transbaikal region, with concern the Islamic Shut society activity in Transbaikalia in 1907-1919s. Although those documents weren’t edited earlier, from the author's opinion represent a historical value, as they change the standpoint on the Moslems' homogeneity of the Eastern Transbaikal region. Key words: Islam, Shiism, Sunnizm, Transbaikalia, Chita.
Баринов Илья Александрович - аспи- Barinov Ilya Aleksandrovich - Postgradu-рант кафедры философии, истории и ate student of the Department of Philoso-теории культуры Забайкальского госу- phy, History and Theory of Culture, the дарственного университета, 672007, Transbaikal State University, 672007,
г. Чита, ул. Балябина, 46-24, тел. 8-914- Chita, Balyabin st., 46-24, 8-914-492-69492-69-81, e-mail: [email protected] 81, e-mail: [email protected]