Научная статья на тему ' взаимоотношения Русской православной церкви и купеческо-промысловых объединений на Аляске в конце XVIII века'

взаимоотношения Русской православной церкви и купеческо-промысловых объединений на Аляске в конце XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аляска / промысловые объединения / промышленники / передовщик / Российско-американская компания. / Alaska / trade companies / promyshlenniki / peredovshik / Russian- American company.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И. В. Савельев, Ю. С. Егорова

В статье рассматривается проблема отношений священнослужителей Русской Православной Церкви и деятелей купеческо-промысловых объединений накануне образования монопольной Российско-американской компании. Выявляются факторы взаимодействия духовенства и купечества и специфика этих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И. В. Савельев, Ю. С. Егорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIPS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND TRADE COMPANIES IN ALASKA IN THE LATE EIGHTEENTH CENTURY

The article devoted to problem of relations between representatives of Russian Orthodox Church and representatives of trading companies before foundation of the Russian American Company. Its analyze specific of this relations and factors of influence to it.

Текст научной работы на тему « взаимоотношения Русской православной церкви и купеческо-промысловых объединений на Аляске в конце XVIII века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

И. В. Савельев, Ю. С. Егорова

Савельева И.В., кандидат исторических наук, доцент; заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения САФУ им. М. В. Ломоносова; e-maiL: ivan_saveLiev@maiL.ru

Егорова Ю. С., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин ВоГУ; e-mail: ysegorova@mail.ru

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И КУПЕЧЕСКО-ПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА АЛЯСКЕ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА1

В статье рассматривается проблема отношений священнослужителей Русской Православной Церкви и деятелей купеческо-промысловых объединений накануне образования монопольной Российско-американской компании. Выявляются факторы взаимодействия духовенства и купечества и специфика этих отношений.

Ключевые слова: Аляска; промысловые объединения; промышленники; передовщик; Российско-американская компания.

I. V. Savelyev

PhD. (History), Associate Professor; head of department of international law and comparative jurisprudence, NArFU named after M. Lomonosov, e-mail: ivan_ saveliev@mail.ru

Iu. S. Egorova

PhD. (History), Associate Professor; chair of General history and socio-economic disciplines, VOGU; e-mail: ysegorova@mail.ru

THE RELATIONSHIPS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND TRADE COMPANIES IN ALASKA IN THE LATE EIGHTEENTH CENTURY

The article devoted to problem of relations between representatives of Russian Orthodox Church and representatives of trading companies before foundation of the Russian American Company. Its analyze specific of this relations and factors of influence to it.

1 Исследование выполнено в РГУ им. С. А. Есенина при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01567).

Key words: ALaska; trade companies; promyshLenniki; peredovshik; Russian-American company.

Конец XVIII в. является периодом активной колонизации северо-западной части Северо-американского материка. К этому времени был накоплен определенный опыт в освоении этой территории, и российские первопроходцы стали впервые основывать здесь постоянные поселения. В ходе конкурентной борьбы на передний план постепенно стали выходить учредители Северо-Восточной Американской компании (СВАК) Г. И. Шели-хов, И. Л. Голиков и племянник последнего М. С. Голиков [Петров, Троицкая 1997; Ермолаев, Петров 2009; Петров, Ермолаев 2017].

Практически параллельно с процессом промыслового освоения Аляски шло знакомство местных жителей с православной верой [Петров, Комаров 2014]. Причины, побудившие российское правительство направить миссию на Аляску, в целом хорошо изучены, равно как история формирования миссии [Митрополит Климент (Капалин) 2009]. В начале апреля 1793 г.1 митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу (Петрову) было направлено совместное прошение именитых граждан Г. И. Шели-хова и И. Л. Голикова, в котором излагалась просьба подыскать женатого священника для направления его на Аляску (ЦГИАЛ СПБ, л. 8). Однако по решению Екатерины II членами миссии стали насельники Валаамского и Коневского Рождество-Богородичного монастырей. Возглавил духовную миссию архимандрит Иоасаф (Болотов).

По ходатайству митрополита Гавриила Екатерина II повелела выдать миссионерам разовые денежные пособия для покрытия путевых расходов. Кроме того, перед отправлением на Аляску монахи получили инструкцию, которой предписывалось неукоснительно следовать. В соответствии с инструкцией монахи должны были «сообщать в столицу о делах государственной важности» [Митрополит Климент (Капалин) 2009, с. 46]. Однако существовала серьезная проблема в реализации принципов, содержащихся в инструкции: миссионеры по объективным причинам не были знакомы с языком местных жителей Аляски. Предполагалось, что в колониях монахи будут пользоваться услугами толмачей (переводчиков).

1 В прошении точная дата не указана.

80

Снабженные одеждой, церковной утварью и деньгами на первое время монахи выехали из Санкт-Петербурга 25 декабря 1793 г. и 16 марта 1794 г. прибыли в Иркутск (ЦГИАЛ СПб., л. 69). Здесь их встретил Г. И. Шелихов, который обеспечил миссионеров всем необходимым в дорогу. Этот факт подтверждал архимандрит Иоасаф (Болотов) в письме к ректору Ярославской семинарии: «Компанионы, люди пречестнейшие, снабдили нас всеми надобными вещами, тысяч десяток на другой и побольше»1. По всей видимости, глава миссии установил с Г. И. Шелиховым дружеские отношения. Об этом свидетельствуют многие факты, в основном их можно обнаружить в личной переписке архимандрита Иоасафа (Болотова) и Г. И. Шелихова [Letter from archimandrite Ioasaf... 1795]. Возможно, Шелихов посвятил главу духовной миссии в нюансы торгово-промысловых операций на Северо-Западе Тихого океана.

С конца 80-х гг. XVIII в. купцы Г. И. Шелихов и П. С. Лебедев-Ласточкин вели совместный промысел [Савельев 2006, с. 101]. Архимандрит Иоасаф (Болотов) оказался вовлечен в сложные взаимоотношения деятелей двух купеческо-промысловых организаций: «лебедевцев» и «шелиховцев». Из Иркутска 30 апреля 1794 г. Григорий Иванович Шелихов и Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин направили находящемуся уже в пути на Охотск архимандриту Иоасафу (Болотову) письмо с просьбой собрать сведения о передовщике и мореходе «лебедевцев» Григории Матвеевиче Коновалове, который, находясь в заливе Принс-Уильям, навлек на себя возмущение со стороны местных жителей и промышленников своей деспотичностью [там же, с. 123-124]. Нужно отметить, что этот человек еще в 1792 г. успел испортить отношения с «лебедев-цами» П. Коломиным и А. Балушиным. В то же время исследователями выявлены факты неоднократных действий А. А. Баранова по подрыву деятельности «лебедевцев», что, несомненно, только повышало конкурентоспособность «шелиховцев» [там же, с. 114].

Суть просьбы купцов сводилась к тому, чтобы начальник духовной миссии помог разобраться в причинах конфликта Коновалова с промышленниками, потому что деятельность передовщика осложнила и без того напряженные отношения промышленных с местными жителями Аляски [Письмо Шелихова и Лебедева-Ласточкина... 1794, с. 57]. Купцы просили архимандрита Иоасафа

1 Цит. по: [Титов 1912, с. 153].

(Болотова) узнать, не наносит ли Григорий Коновалов своими действиями вред интересам промышленников, а также, не совершает ли иных поступков: «как то: измены, лихоимства и прочего...» [Письмо Шелихова и Лебедева-Ласточкина... 1794, с. 57]. Письмо содержит не только просьбу проанализировать поведение передовщика, но и решить «кому из нас (Шелихову или Лебедеву-Ласточкину) от первого доверено будет исполнение (очевидно наказание Коновалова) ...» [там же, с. 58]. Это письмо интересно по следующей причине. Просьба купцов, адресованная к архимандриту, вряд ли являлась проявлением их личной инициативы и желанием привлечь для разбирательств лицо духовного звания. Вспомним, что в соответствии с инструкцией монахи обязаны были сообщать в столицу о делах государственной важности [Митрополит Климент (Капалин) 2009, с. 48]. Очевидно, что «дело Коновалова» вполне могло испортить и без того небезупречную репутацию купцов-компаньонов в глазах правительства. Поэтому представляется, что Шелихов и Лебедев-Ласточкин решили не испытывать судьбу и обратиться за помощью к начальнику духовной миссии.

Глава духовной миссии выполнил просьбу купцов, и в 1795 г. он сообщил Г. И. Шелихову уже с Кадьяка, что «буйство» промышленных вызывает лично у него большие сомнения. Коновалов, по его мнению, являясь опытным передовщиком, не может быть отстранен от своей должности, «. ибо без него некому и судном будет управлять.» [Letter from archimandrite Ioasaf... с. 5]. А поднявшие против Коновалова бунт промышленники «. восчувствуют и рассмотрят свою ошибку, его (Коновалова) с любовью примут.» [там же, с. 5]. Глава миссии выразил надежду, что «.Коновалов свои ошибки поправить постарается и благосклонностью своею привести их в доброе устроение.» [там же, с. 5]. Архимандрит Иоасаф высказал также свое мнение относительно причин буйного поведения передовщика: «. А поступки Коновалова ежели и были нехороши, но не с промышленными, а с Коломиным1, но тот и сам стоит того, чтобы с ним так или еще

1 Коломин Петр - большерецкий посадский. В описываемый архимандритом Иоасафом период был байдарщиком «лебедевцев» на п-ве Кенай и пытался вредить здесь промышленникам СВАК. Был выслан Барановым в Охотск в 1795 г. Очевидно, что отрицателльные отзывы Главы миссии как раз и связаны с данным вредительством.

хуже поступать» [Letter from archimandrite Ioasaf... с. 5]. В письме сообщалось также, что участников конфликта с Коноваловым Коломина и Балушина, по слухам, должны выслать в Охотск [там же, с. 5].

В начале 1795 г. А. А. Баранов выступил в качестве третейского судьи в разрешении конфликта между Коноваловым, с одной стороны, и Коломиным с Балушиным - с другой. Это косвенно может свидетельствовать о том, что окончательное решение вопроса по «делу Коновалова» архимандрит Иоасаф рекомендовал передать в руки «шелиховцев». Результат не заставил себя ждать, и вскоре Коломин и Балушин отбыли в Охотск [Савельев 2006, с. 124]. А поскольку они являлись одними из наиболее ценных людей «ле-бедевцев», то их высылка в Россию положила начало краха компании Лебедева-Ласточкина [там же, с. 124].

Мнение архимандрита Иоасафа по «делу Коновалова», на наш взгляд, может свидетельствовать о его избирательном отношении к действиям «лебедевцев» и «шелиховцев». Вероятно, глава миссии в большей степени симпатизировал Г. И. Шелихову, чем к П. С. Лебедеву-Ласточкину. Видимо, Северо-Восточная компания Голиковых-Шелиховых воспринималась главой миссии как объединение, действующее на Аляске в соответствии с государственными интересами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ермолаев А. Н., Петров А. Ю. Документы Российско-американской компании в архивохранилищах России // Отечественные архивы. 2009. № 5. С. 46-52.

Митрополит Климент (Капалин) Русская православная миссия на Аляске

до 1917 г. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с. Петров А. Ю., Троицкая Л. М. Основание постоянных поселений на Северо-Западе Америки. Деятельность Г. И. и Н. А. Шелиховых // История Русской Америки (1732-1867): в 3 т. Т. I. Основание Русской Америки (1732-1799) / отв. ред. акад. Н. Н. Болховитинов. М. : Международные отношения, 1997. С. 109-131. Петров А. Ю., Ермолаев А. Н. Главный правитель Русской Америки //

Родина. 2017. № 1. С. 22-27. Петров А. Ю., Комаров С. Г. Исторические традиции развития Русской православной церкви на Аляске и Алеутских островах // Вестник Московского государственного лингвистического ун-та. Исторические

и политические науки. 2014. № 23 (709). С. 129-145. [Электронный ресурс]: libranet.linguanet.ru/prk/Vest/Vest-23z.pdf

Савельев И. В. Промысловое освоение Русской Америки во второй половине XVIII в.: монография. Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2006. 358 с.

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» (ЦГИА СПБ) Ф. 19. Оп. 1. Д. 15761.

Титов А. Историческая справка о первом русско-американском епископе преосвященном Кадьякском Иоасафе и сохранившееся письмо его к ректору Ярославской семинарии Иерониму Понятовскому //Американский Православный вестник. 1912. № 7. (апрель). С. 153.

Письмо Шелихова и Лебедева-Ласточкина к архимандриту Иоасафу от 30 апреля 1794 г. // Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени / П. А. Тихменев. СПб. : Тип. Эдуарда Веймара, Ч. II. 1863. С. 57-60.

Letter from archimandrite Ioasaf to G. I. Shelikhov, Kodiak, Island, May 18, 1795 // Library of Congress. Manuscript Division. Yudin collection. Vol. III. P. 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.