Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях деятельности первой русской православной миссии на Аляске и испанской миссии в Калифорнии в конце XVIII начале XIX века'

К вопросу об особенностях деятельности первой русской православной миссии на Аляске и испанской миссии в Калифорнии в конце XVIII начале XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / АЛЯСКА / ИСПАНСКАЯ МИССИЯ / КАЛИФОРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Юлия Сергеевна

На основании имеющейся в распоряжении автора литературы и впервые введенных в научный оборот источников рассматриваются вопросы подготовки, отправки и первых мероприятий православных миссионеров на Аляске. Автор предпринял попытку вычленить общее и особенное в деятельности миссий на Аляске и в Калифорнии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FEATURES OF THE FIRST RUSSIAN ORTHODOX MISSION IN ALASKA AND SPANISH MISSION IN CALIFORNIA AT THE END OF THE XVIII EARLY XIX CENTURY

The article considers the questions of preparation for, dispatch and first activities of the Orthodox missionaries in Alaska based on the literature being at the authors disposal and sources introduced into scientific use for the first time. Russian-American company showed special interest in California where Franciscan monks were engaged in missionary activity. The author attempted at isolating generalities and peculiarities of the missions activities in Alaska and California.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях деятельности первой русской православной миссии на Аляске и испанской миссии в Калифорнии в конце XVIII начале XIX века»

УДК 94 (47).07

ЕГОРОВА Юлия Сергеевна, аспирант кафедры всеобщей истории Вологодского государственного педагогического университета. Автор трех научных публикаций

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ НА АЛЯСКЕ

И ИСПАНСКОЙ МИССИИ В КАЛИФОРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА *

На основании имеющейся в распоряжении автора литературы и впервые введенных в научный оборот источников рассматриваются вопросы подготовки, отправки и первых мероприятий православных миссионеров на Аляске. Автор предпринял попытку вычленить общее и особенное в деятельности миссий на Аляске и в Калифорнии.

Православная миссия, Аляска, испанская миссия, Калифорния

Историю Аляски и Калифорнии в конце XVIII - начале XIX века сложно представить без просветительской деятельности миссионеров, которая задала вектор всему дальнейшему развитию этих регионов. Не умаляя важной роли других конфессий, следует отметить, что на Аляске доминирующее значение имела Русская православная церковь, в то время как в Калифорнии христианизация туземного населения осуществлялась под руководством католических религиозных орденов и в первую очередь францисканских монахов. История православной миссии на Аляске и деятельность испанских миссионеров в Калифорнии изучена неравномерно. По истории православной церкви обобщающей работой на сегодняшний день можно считать труд митрополита Климента (Капалина) «Русская Православная церковь на

Аляске до 1917 года». По истории испанских миссий в Калифорнии существуют в основном публикации зарубежных авторов1. Несмотря на отсутствие или малодоступность архивных документов, история миссионерской деятельности францисканских монахов в Калифорнии отчасти представлена в записках российских путешественников, государственных деятелей, посещавших Калифорнию во время кругосветных плаваний. Привлеченные источники дают возможность проанализировать деятельность православных монахов на Аляске и испанских миссий в Калифорнии и выявить ее основные особенности в указанное время.

Для Синодального периода в истории Русской православной церкви (1700-1917) было характерно то, что православная миссионерская деятельность во многом определялась приори-

© Егорова Ю.С., 2010

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научноисследовательского проекта: «История США и российско-американских отношений (1765-1917) в отечественных региональных архивах, музеях и библиотеках» (№ 08-01-00001а). Статья подготовлена при участии и с учетом рекомендаций доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук А.Ю. Петрова.

тетными для Российского государства направлениями в политике. Это время также представляется и как «период упадка церкви с подчиненностью государству»2. В пределах государства «без поддержки гражданских властей дело миссий по обращению инородцев в православие, воцерковлению старообрядцев и сектантов было обречено на провал»3. Миссионерская деятельность православного духовенства «за пределами империи носила совершенно иной характер, чем в России. Руководители миссий должны были активнее проявлять собственную инициативу и самостоятельно организовывать свою деятельность, но зато они не были стеснены в своей работе директивами правительства. Все эти миссии поддерживались Россией в финансовом отношении, хотя и в весьма скромных размерах»4. В этой связи заверения Г.И. Шелихова и И.Л. Голикова в том, что они окажут финансовую помощь в организации православной миссии на Аляску (о. Кадьяк) являются небезосновательными. Показательно письмо, которое по прибытии в Охотск в 1794 году монахи написали митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Г авриилу: они уверяли последнего, что «Григорей Иванович Г. Шели-хов доохотска ездил с нами и всево потребнаго, не только для церкви, но и к содержанию нашему, столько доставил с нами, что года на три не будем иметь ни в чем большой нужды»5. Со стороны Российского государства поддержка выражалась в том, что по ходатайству митрополита Г авриила Екатерина II определила для членов православной миссии на Аляску денежные пособия «архимандриту Иоасафу 500 руб., а остальным - по 250 руб.»6. Кроме того, «митрополит Гавриил обеспечил миссионеров необходимыми церковными предметами, облачением и богослужебными книгами»7. Подготовка миссии к отправлению на Аляску началась с того, что митрополит Г авриил направил 20 апреля 1793 году письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу А.И. Мусину-Пушкину с просьбой получить у императрицы Екатерины

II разрешение отправить православных миссионеров в Северную Америку. Монахи были избраны из двух крупнейших русских монасты-

рей: Валаамского и Коневского. Митрополиту Г авриилу поручалось также лично заняться выбором достойных людей из монашества. 16 сентября 1793 года он подал рапорт в Священный Синод, в котором сообщал, что им были избраны «Валаамского монастыря иеромонах Иоасаф, монах Герман и Иаков»8. Позднее состав миссии изменился. Был исключен монах Яков. По каким причинам это произошло -установить не удалось. Также не удалось найти и какие-либо биографические сведения о нем. По всей вероятности, Яков был исключен сразу же, приблизительно в конце сентября - начале октября 1793 года, т.к. перед отправлением монахов на Аляску Санкт-Петербургская духовная консистория навела обо всех будущих членах миссии справки, а сведения о монахе Якове в документах отсутствуют. «К концу 1793 г. Кадьякская миссия была сформирована, и 21 декабря Санкт-Петербургская духовная консистория выдала ее членам паспорта»9. Богословское образование имел только архимандрит Иоасаф. В документах говорится, что он «священников сын, обучался в тверской семинарии с 1772-го по 1784 год латинскому языку философии и Богословии»10. Иеродиакон Нектарий - член миссии, в миру Федор Дмитриевич Панов, сын купца - подал прошение о назначении его в православную миссию митрополиту Гавриилу в октябре 1793 года. От Костромского купеческого общества вскоре был подготовлен и направлен в Санкт-Петербургскую духовную консисторию аттестат с обоснованием невозможности для Панова заниматься купеческой деятельностью. В нем говорилось, что «имеет он Панов головную ломоту и животную болезнь, отчего имеет частые припадки и от таковых приключений чувствует во всем корпусе немалую слабость»11. Михаил Говорухин, как говорится в документах, являлся «унтершахтмейстером колывановорейнских заводов». Отмечается, что он «служил при ко-лыванских речных заводах и рудниках добропорядочно, а с 1781 года одержим чахотною болезнию»12. Он был уволен со службы по своему желанию «и отпущен с сим где жить пожелает». Михаил Говорухин был пострижен

в монахи 28 октября 1793 года. 11 и 21 октября 1793 года были допрошены и включены в миссию Афанасий и Ювеналий (брат Михаила Говорухина) и иеромонах Макарий. Из данных источников явствует, что члены первой духовной миссии отличались друг от друга по уровню образования и занятиям до пострижения в монашество. В деле не отражен уровень образования каждого из миссионеров, кроме Иоасафа, отмечается лишь, что человек «читать и писать умеет». Неслучайно Н.П. Резанов в своем донесении министру коммерции Н.П. Румянцеву укажет на тот факт, что члены первой православной миссии значительно уступают францисканцам в образованности: «Все миссионеры люди просвещенные и не наши святые отцы, которые едва не из безграмотных крестьян делаются пастырями душ наших»13. После своей инспекции на Аляску он докладывал директорам Российско-американской компании

о том, что «она [православная миссия] крестила здесь несколько тысяч, но только, что литературно сказать — крестила»14. По мнению Резанова, православные монахи «никогда не шли путем иезуитов в Парагвае, где искали развить понятия диких, не умели входить в обширные виды ни Правительства, ни компа-нии»15. Здесь заключается важная мысль о том, что изначально, до отправления монахов на Аляску, было установлено, что они не должны вмешиваться в светские дела, однако данное правило не могло соблюдаться безукоризненно, т.к. просвещение местных жителей в известной степени предполагало столкновение интересов Российско-американской компании и миссионеров. Н.П. Резанов довольно близко подошел к причинам этого противостояния, поскольку имел возможность сравнить деятельность православных и католических миссий непосредственно. По его мнению, следует обратить внимание на устройство Калифорнии, где «губернатор и коменданты президий объезжают округа свои и посылают к вице-рою годовые отчеты»16.

При организации испанских миссий в Калифорнию преследовались достаточно четкие государственные интересы. Изучая этот вопрос, Г. Болтон пришел к выводу, что миссия

финансировалась за счет испанской короны. Исследователь отмечал: «...миссии поддерживались в значительной степени королевским казначейством»17. Существовало три вида дотаций: ежегодные правительственные стипендии миссионерам, так называемые «smodos», которые «изменялись по количеству согласно отдаленности миссий»18. Кроме этого нами установлено, что монахам даже выплачивалось из королевской казны жалование. В отечественных источниках есть сведения Н.П. Резанова, посетившего с первой русской кругосветной экспедицией Аляску и Калифорнию в 1805-1806 годах: «.жалованья получают францисканцы 400, а доминиканцы по 300 пиастров в год»19 .

По иному развивалась деятельность Русской православной миссии на Аляске. Предполагалось, что Российско-американская компания (РАК), которая была образована в 1799 году на основе компании Голикова-Шелихова, будет продолжать оказывать миссионерам щедрую поддержку. Однако компания в начале XIX века сама переживала финансовые трудности и не могла в должной мере заботиться о развитии Православия. Ситуация стала меняться с 1810 года, когда в балансы компании стал закладываться ресурс для поддержки миссии20. Система выплаты жалования миссионерам была окончательно налажена с назначением белого духовенства. Причем, существовало несколько статей, по которым оно выплачивалось. Устанавливались также и целевые выплаты: например, в одном из указов императора Священному Синоду говорилось, что «одна тысяча серебряных рублей в год ассигнуется на поддержание шко-

лы»21 .

Испанские миссионеры не стремились к просвещению туземцев. Литке отмечает, что «детей учат миссионеры петь и играть на некоторых инструментах и больше ничему; ни один из индейцов не знает грамоте»22. Если деятельность православных миссионеров до образования РАК сталкивалась с препятствиями со стороны промышленников, которые преследовали интересы собственных компаний, то францисканцы действовали в союзе с испанской коро-

ной. При этом 1-2 монахам удавалась контролировать всю миссию. Данный факт объясняется продуманностью системы миссии в организационном плане. Каждая миссия имела прочную военную защиту в лице солдат. Определенную эффективность давали и элементы самоуправления, введенные монахами-францис-канцами в индейской деревне. Российские путешественники отмечают, что «доставая индейцов обоего пола, женят их в миссионерстве по согласию, из оных выбираются старейшины, кои смотрят за прочими»23 . По некоторым данным на Аляске было крещено около 10 тыс. язычни-ков24. По подсчетам Ф.Л. Литке, во всех известных ему испанских миссиях число «крещенных индейцов считается около 15-ти тысяч»25.

Таким образом, миссионерская деятельность Русской православной церкви на Аляске и испанской миссии в Калифорнии зависела от целого ряда факторов, в т.ч. курса государственной власти. Первая официальная право-

славная духовная миссия на Аляске финансировалась в основном за счет частных лиц, при незначительной поддержке российского правительства. Испанская миссия, напротив, получала значительные дотации от государства. Православных и католических монахов объединяло слабое знание языка туземного населения. Однако если испанские миссионеры, как правило, не стремились к просвещению индейцев, т.к. были заинтересованы в них только как в рабочей силе, поскольку от этого зависело экономическое процветание миссии, то православные монахи пытались через проповедь и службу привить основы грамоты аборигенам. Православные миссионеры после образования РАК действовали с согласия и в курсе Российско-американской компании, с учетом конкретных условий и могли быть отозваны в Россию, то испанские миссионеры, представляя свои ордена, преследовали иные цели на основе постоянного пребывания в Новом Свете.

Примечания

1 См. например: Fr. Zephyrin Engelhardt. The Mission and missionaries of California. San Francisco, І9І2; Bolton H.E. The Mission as a Frontier Tnstitution in the Spanish-American Colonies. October, І9І7. Vol. 23. № І.

2 Ware T. The Orthodox Church. Baltimore-Maryland, І9б3. P. І28.

3 Рягузов С. С. Общественно-политическая деятельность православного духовенства Европейского Севера в конце XTX - начале XX века II Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. N° 3. С. І8-22.

4 СмоличИ.К. История русской церкви. І700-І917. Ч. П. М., І997. С. 259.

5 ЦГИА (Центр. гос. ист. арх. СПб.). Ф. І9. Петроградская духовная консистория. Оп. І. Д. І57бі. Л.72.

бМитрополит Климент (Капалин). Русская Православная церковь на Аляске до І9І7 года. М., 2009. С. 42.

7 Там же. С. 45.

8 ЦГИА. Ф. І9. Оп. І. Д. 157б1. Л.І4.

9Митрополит Климент (Капалин). Указ. соч. М., 2009. С. 42.

10 ЦГИА II Ф. І9. Петроградская духовная консистория. Оп. І. Д. І57бі. Л.І5.

11 Там же. Л. 24.

12 Там же. Л. 32.

13 Донесение Н.П. Резанова министру коммерции графу Н.П. Румянцеву о плавании в Калифорнию и положении в русских колониях. Ново-Архангельск, І7 июня І80б г. II Россия в Калифорнии: русский документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, (І803-І850): в 2 т. I сост. и подгот. А.А. Истомин, Дж.Р. Гибсон, В.А. Тишков. Т. L М., 2004. С. І5б.

14 Резанов Н.П. Письма директорам Российско-Американской Компании. URL: http:IIamerica xix.org.ruHibraryI rezanov-letters. (дата обращения: І8.02.20І0).

15 Там же.

16 Донесение Н.П. Резанова министру коммерции графу Н.П. Румянцеву... С. І5б.

17 Bolton H.E. Op. cit. C. 49.

18 Tbid.

19 Донесение Н.П. Резанова министру коммерции графу Н.П. Румянцеву... С. 153.

20 См., напр.: ПетровА.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М., 2006.

21 Alaska Church Collection. Papers Relating to the Holy Synod, Consistory and Bishops. Box 270. Ukase of the Emperor of Russia from the Holy Ruling Synod to the Ecclesiastical Department. December 1. 1840. P. 1.

22 Литке Ф.П. Из дневника, веденного во время кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка». Посещение Калифорнии. 4-28 сентября 1818 г. // Россия в Калифорнии... С. 279.

23 ВасильевВ.М. Заметки о Калифорнии. 1821 г., не ранее 11 февраля // Россия в Калифорнии... С. 350.

24Митрополит Климент (Капалин). Указ. соч. С. 60.

25 Литке Ф.П. Из дневника, веденного во время кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка». Посещение Калифорнии. 4-28 сентября 1818 г. // Указ. соч. С. 278.

Egorova Yulia

TO THE QUESTION OF THE FEATURES OF THE FIRST RUSSIAN ORTHODOX MISSION IN ALASKA AND SPANISH MISSION IN CALIFORNIA AT THE END OF THE XVIII - EARLY XIX CENTURY

The article considers the questions of preparation for, dispatch and first activities of the Orthodox missionaries in Alaska based on the literature being at the author’s disposal and sources introduced into scientific use for the first time. Russian-American company showed special interest in California where Franciscan monks were engaged in missionary activity. The author attempted at isolating generalities and peculiarities of the mission’s activities in Alaska and California.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Репневский А.В., доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.