Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / РЕЛИГИЯ / КОНФЛИКТ / ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ / ДИАЛОГ / СИНТЕЗ / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клементьева Татьяна Николаевна

Обоснование. В современной философской литературе выделены три позиции взаимоотношения науки и религии в современном мире - конфликт, дополнение и диалог, синтез и интеграция. Для определения отношения к данной проблеме самих участников этого взаимодействия, верующих и ученых, было проведено социологическое исследование. Цель. Целью исследования стало изучение отношения к науке представителей религиозных конфессий современной России. Достижение поставленной цели предполагало изучение отношения представителей религиозных конфессий к научному сообществу, к науке как к способу познания реальности, к конфликту между наукой и религией, а также к возможности научного доказательства религиозных представлений. Материалы и методы. В качестве основного метода исследования использовался экспертный опрос, который проводился в форме глубинного интервью и анкетного опроса. Всего было опрошено 23 эксперта, которые были разделены на две группы, представляющие библейские и восточные религии. Результаты. На основе анализа полученных результатов был сделан вывод о том, что из трех точек зрения на взаимоотношения религии и науки наименьшей популярностью пользуется позиция конфликта. Однако среди представителей библейских религий больше сторонников идеи конфликтного противостояния религии и науки, чем среди представителей восточных религий. Точка зрения, утверждающая возможность синтеза религии и науки, также не является широко распространенной, и характерна в основном для представителей восточных религий, имеющих глубокие знания в области естественных наук. Самой распространенной точкой зрения является позиция взаимодополнения науки и религии, которое выражается в возможности использовать научные данные для подтверждения основных положений религиозного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS RELIGIOUS DENOMINATIONS AND THE SCIENTIFIC COMMUNITY IN MODERN RUSSIA

Background. In modern philosophical literature, three positions of the relationship between science and religion in the modern world are highlighted - conflict, complementarity and dialogue, synthesis and integration. To determine the attitude of the participants of this interaction themselves, believers and scientists, a sociological study was conducted. Purpose. The purpose of the study was to research the attitude of representatives of religious denominations of modern Russia to science and the scientific community. Achieving this goal involved studying the attitude of representatives of religious denominations to the scientific community, to science as a way of knowing reality, to the conflict between science and religion, as well as to the possibility of scientific proof of religious beliefs. Materials and methods. The main research method was an expert survey, which was conducted in the form of an in-depth interview and a questionnaire survey. A total of 23 experts were interviewed, who were divided into two groups representing biblical and Eastern religions. Results. Based on the analysis of the results obtained, it was concluded that of the three points of view on the relationship between religion and science, the position of conflict is the least popular. However, there are more supporters of the idea of a conflict between religion and science among representatives of biblical religions than among representatives of Eastern religions. The point of view that asserts the possibility of a synthesis of religion and science is also not widespread, and is typical mainly for representatives of Eastern religions who have deep knowledge in the field of natural sciences. The most common point of view is the position of complementarity of science and religion, expressed in the possibility of using scientific data to confirm the main provisions of the religious worldview.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2022-14-2-94-115 УДК 215

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.Н. Клементьева

Обоснование. В современной философской литературе выделены три позиции взаимоотношения науки и религии в современном мире - конфликт, дополнение и диалог, синтез и интеграция. Для определения отношения к данной проблеме самих участников этого взаимодействия, верующих и ученых, было проведено социологическое исследование.

Цель. Целью исследования стало изучение отношения к науке представителей религиозных конфессий современной России. Достижение поставленной цели предполагало изучение отношения представителей религиозных конфессий к научному сообществу, к науке как к способу познания реальности, к конфликту между наукой и религией, а также к возможности научного доказательства религиозных представлений.

Материалы и методы. В качестве основного метода исследования использовался экспертный опрос, который проводился в форме глубинного интервью и анкетного опроса. Всего было опрошено 23 эксперта, которые были разделены на две группы, представляющие библейские и восточные религии.

Результаты. На основе анализа полученных результатов был сделан вывод о том, что из трех точек зрения на взаимоотношения религии и науки наименьшей популярностью пользуется позиция конфликта. Однако среди представителей библейских религий больше сторонников идеи конфликтного противостояния религии и науки, чем среди представителей восточных религий. Точка зрения, утверждающая возможность синтеза религии и науки, также

не является широко распространенной, и характерна в основном для представителей восточных религий, имеющих глубокие знания в области естественных наук. Самой распространенной точкой зрения является позиция взаимодополнения науки и религии, которое выражается в возможности использовать научные данные для подтверждения основных положений религиозного мировоззрения.

Ключевые слова: наука; религия; конфликт; взаимодополнение; диалог; синтез; научное сообщество; религиозные конфессии

RELATIONSHIPS RELIGIOUS DENOMINATIONS AND THE SCIENTIFIC COMMUNITY IN MODERN RUSSIA

T.N. Klementyeva

Background. In modern philosophical literature, three positions of the relationship between science and religion in the modern world are highlighted - conflict, complementarity and dialogue, synthesis and integration. To determine the attitude of the participants of this interaction themselves, believers and scientists, a sociological study was conducted.

Purpose. The purpose of the study was to research the attitude of representatives of religious denominations of modern Russia to science and the scientific community. Achieving this goal involved studying the attitude of representatives of religious denominations to the scientific community, to science as a way of knowing reality, to the conflict between science and religion, as well as to the possibility of scientific proof of religious beliefs.

Materials and methods. The main research method was an expert survey, which was conducted in the form of an in-depth interview and a questionnaire survey. A total of 23 experts were interviewed, who were divided into two groups representing biblical and Eastern religions.

Results. Based on the analysis of the results obtained, it was concluded that of the three points of view on the relationship between religion and science, the position of conflict is the least popular. However, there are more supporters of the idea of a conflict between religion and

science among representatives of biblical religions than among representatives of Eastern religions. The point of view that asserts the possibility of a synthesis of religion and science is also not widespread, and is typical mainly for representatives ofEastern religions who have deep knowledge in the field of natural sciences. The most common point of view is the position of complementarity of science and religion, expressed in the possibility of using scientific data to confirm the main provisions of the religious worldview.

Keywords: science; religion; conflict; complementarity; dialogue; synthesis; scientific community; religious denominations

Введение

Проблема взаимоотношений науки и религии в современном мире является одной из самых неоднозначных и привлекающих внимание многих современных теологов, философов и ученых. Несмотря на то, что в реальной жизни деятельность научного сообщества и религиозных конфессий практически не пересекается, в области мировоззренческих представлений наука и религия предлагают разные решения одних и тех же метафизических вопросов, что неизбежно приводит к необходимости взаимодействовать друг с другом. В современной философской и научной литературе существует три основных позиции по данному вопросу.

Сторонники первой позиции настаивают на том, что наука и религия - независимые друг от друга и противоположные области познания и деятельности человека, между которыми продолжается конфликтное противостояние [6, 9, 11, 12]. Это обусловлено противоположностью фундаментальных идей, лежащих в основе научного и религиозного мировоззрения. Несмотря на отсутствие открытого конфликта, наука и религия остаются конкурентами, борющимися за монополию в решении главных метафизических вопросов бытия человека. Для данной точки зрения характерно рассматривать науку как прогрессивное явление, сменяющее старое религиозное мировоззрение, полное различных заблуждений и предрассудков. Именно борьба между старым и новым взглядом

на природу мироздания является причиной продолжающегося противостояния. В более мягком варианте данная позиция сводится к утверждению независимого статуса религии и науки и к оценке существующего конфликта между ними как преувеличения [13].

Согласно второй точке зрения, религия и наука не противостоят, а дополняют друг друга [1, 4, 7]. Это обусловлено тем, что они изучают разные аспекты реальности и жизни человека. Науку интересует материальный мир, окружающая природа и изменение материальной среды жизни человека, а религия сосредоточена на изучении идеального мира и духовном развитии человека. По этой причине между ними нет, и не могло быть конфликта, т.к. сферы их интересов не пересекаются. Наоборот, с этой точки зрения между ними возможен диалог, который может восполнить недостаток знаний о той или иной части реальности.

Наконец, третья позиция утверждает возможность не только согласия, но и синтеза науки и религии в будущем [2, 3, 5, 8, 10, 14, 15]. Сторонники данной точки зрения уверены, что по мере развития науки предмет ее исследования все больше выходит за границы материального мира и вступает в область традиционных религиозных представлений. В связи с этим возникает уникальная возможность проверить и даже доказать научными методами ряд основных идей религиозного мировоззрения. Этот процесс, начавшийся в XX веке, в перспективе может преодолеть мировоззренческие противоречия между наукой и религией и привести к их синтезу, результатом которого станет единая картина мира.

Цель исследования

Все эти позиции являются результатом авторского философского анализа данной проблемы, который не является в полной мере объективным и часто не отражает ее понимание самими участниками этого взаимодействия - верующими и учеными. В связи с тем, что социологических исследований данной проблемы проводится очень мало, реальное положение дел в этой сфере практически неизвестно. Поэтому была поставлена цель, выяснить, как к

взаимоотношениям между наукой и религией в современном мире относятся сами представители религиозных конфессий и научного сообщества и какую из вышеперечисленных позиций они поддерживают. Достижение этой цели предполагает решение нескольких исследовательских задач. Первая задача заключается в выяснении отношения к данной проблеме религиозных конфессий современной России. Решение этой задачи, в свою очередь, включает в себя изучение отношения представителей религиозных конфессий к научному сообществу и к возможности сотрудничества с ним, к науке как к способу познания и объяснения реальности, к конфликту между наукой и религией, а также к возможности научного доказательства религиозных представлений. Вторая задача состоит в изучении отношения к проблеме взаимоотношения науки и религии со стороны научного сообщества, которая также включает в себя исследование отношения ученых к религиозным конфессиям современной России, к религии в целом, к конфликту между наукой и религией и к научным теориям, доказывающим ряд религиозных представлений. Сравнительный анализ полученных результатов может дать реальную картину взаимоотношений научного сообщества и религиозных конфессий в современной России.

Материалы и методы исследования

В 2019-2022 гг. было проведено социологическое исследование, предметом которого стало изучение отношения к науке и научному сообществу представителей основных религиозных конфессий, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Основным методом исследования стал экспертный опрос, который проводился в форме глубинного интервью и анкетного опроса.

Всего было опрошено 23 эксперта. Доля каждой из религиозных организаций в выборке отражена в таблице 1.

В качестве экспертов выступили представители вышеперечисленных религиозных организаций, являющиеся настоятелями храмов, преподавателями религиозных учебных заведений, а также занимающие другие руководящие должности. 78,3% опрошенных

имеют высшее светское образование, из них 13% имеют ученую степень, а именно, кандидата биологических, философских и экономических наук.

Таблица 1.

Религиозная организация Количество опрошенных

Русская православная церковь 5

Евангельские христиане 4

Международное общество Сознания Кришны 4

Духовное управление мусульман г. Москвы 3

Буддийская традиционная сангха России 3

Римско-католическая церковь 2

Федерация еврейских общин России 1

Зороастрийская община г. Москвы 1

Характер высшего светского образования у большинства респондентов гуманитарный, но также присутствует техническое, естественнонаучное и медицинское образование. Все эксперты имеют высшее религиозное образование, некоторые имеют степень магистра теологии или кандидата богословских наук. Необходимо также отметить, что все респонденты являются зрелыми и опытными людьми. Большинство экспертов относятся к возрастной категории от 40 до 60 лет (см. Таблицу 2.) и являются последователями своего вероучения более 25 лет.

Таблица 2.

Возраст респондентов 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61 и более лет

% опрошенных 21,7% 34,8% 26,1% 17,4%

Все эксперты были разделены на две группы. В первую группу входили представители библейских религий, в частности, Русской православной церкви, евангельских христиан, Римско-католической церкви, Духовного управления мусульман г. Москвы и Федерации еврейских общин России (15 человек). Вторую группу

составляли эксперты, представляющие восточные религии - Международное общество Сознания Кришны, Буддийскую традиционную сангху России и зороастрийскую общину г. Москвы (8 человек). Данное деление использовалось при анализе результатов, т.к. оно дает возможность оценить влияние особенностей религиозного мировоззрения на отношение к науке.

Результаты и их обсуждение

Отношение к научному сообществу. Анализ результатов показал, что отношение опрошенных экспертов к научному сообществу лучше, чем к науке в целом. Подавляющему большинству из них (95,6%) приходилось встречаться и взаимодействовать с учеными. Почти у половины экспертов (47,8%) от этого взаимодействия осталось хорошее впечатление, а у некоторых (17,3%) - даже отличное. Однако треть респондентов (30,4%) оценила свое взаимодействие с научным сообществом как удовлетворительное. Главными причинами этого стали, прежде всего, низкий уровень религиозных знаний ученых и высокомерное отношение к верующим. Кроме того, в качестве причин были названы отсутствие взаимопонимания и общих интересов, негативное отношение к религии вообще и к вероучению респондента, в частности.

Несмотря на отмеченные трудности, абсолютное большинство экспертов (86,9%) считает, что сотрудничество религиозных конфессий и научного сообщества возможно. Среди форм подобного сотрудничества респонденты назвали организацию обучающих и просветительских семинаров по теме взаимодействия науки и религии, проведение совместных конференций, организацию совместных образовательных проектов для молодежи, издание популярных книг и журналов, а также проведение совместных исследований. Вместе с тем, был выделен целый ряд проблем, затрудняющих организацию взаимодействия религиозных конфессий и научного сообщества. Интересно, что большая часть экспертов выделила, прежде всего, проблемы организационного характера, такие как отсутствие финансирования совместных проектов и заинтересованных лиц, готовых заниматься этой деятельностью. Лишь треть респондентов понима-

ет, что трудности в организации такого сотрудничества обусловлены причинами более глубокого характера. В частности, такими причинами были названы низкий уровень знаний верующих людей в области науки и, наоборот, ученых - в области религии, а также непонимание, как верующими, так и учеными цели подобного взаимодействия.

Сравнительный анализ результатов интервью и анкетного опроса двух выделенных групп экспертов показал, что их отношение к научному сообществу различно. Среди представителей библейских религий удовлетворенность взаимодействием с научным сообществом выше, чем среди представителей восточных религий: 26,6% экспертов, представляющих иудаизм, христианство и ислам оценили свое взаимодействие с учеными как отличное, тогда как эксперты от восточных религий вообще не выбрали эту позицию. Также показательно, что с негативным отношением к собственному вероучению сталкивались именно эксперты, представляющие восточные религии, тогда как эксперты от библейских религий, более распространенных на территории нашей страны, вообще не говорили о подобных случаях.

Интересно, что эксперты, представляющие восточные религии, более глубоко рассматривают причины затруднений во взаимодействии с научным сообществом. В частности, именно ими была названа проблема различия научного и религиозного языка, что сильно затрудняет взаимопонимание, а иногда делает процесс объяснения философской концепции той или иной религии крайне трудным. Кстати, ими же было предложено одно из направлений возможного сотрудничества с научным сообществом, а именно, приведение к общему пониманию терминологии, используемой в Священных Писаниях и современной науке. Такая работа могла бы предотвратить недопонимание того, что стоит за теми или иными терминами, сделать возможным диалог и поиск точек соприкосновения.

Отношение к науке. Что касается отношения к науке как к способу познания и объяснения реальности, то в целом его можно охарактеризовать как достаточно сдержанное. Только меньшинство полностью удовлетворено тем, как научные теории объясняют окружающую реальность, но такое же меньшинство относится к науке

крайне отрицательно и считает ее заблуждением. Основная часть опрошенных экспертов (65,2%) удовлетворена научным объяснением действительности частично и считает истинными отдельные научные теории. На наш взгляд, это указывает на то, что часть современного научного мировоззрения не рассматривается ими как нечто неприемлемое и принципиально противоречащее их собственному религиозному мировоззрению.

Главной причиной своей неудовлетворенности научным знанием респонденты назвали фрагментарность описания реальности и отсутствие, как следствие, целостной картины мира. Причем этот фрагментарный характер научного описания реальности выражается в двух аспектах, которые были выделены разными экспертами. Для одних он проявляется в том, что науки по-разному описывают различные сферы реальности, используя разные «языки», символические системы и т.д. Все это не образует единого научного мировоззрения, в котором все части связаны и согласованы друг с другом. Для других же экспертов эта фрагментарность и неполнота научного описания реальности обусловлена тем, что в него не входит трансцендентный мир и божественные явления, которые наука не может изучать и объяснять. Если в первом случае речь идет о разнообразии и несогласованности «языков» различных наук, то во втором случае главной причиной неудовлетворенности научным знанием является материалистический характер научного мировоззрения. Не удивительно, что именно второй аспект данной проблемы преобладал в высказываниях опрошенных экспертов. Многие из них прямо говорили о том, что наука изучает только материальные, «ощутимые» аспекты реальности, исключает Бога из картины мира и не учитывает более фундаментальных законов, которые не могут быть изучены научными методами и средствами.

Также существенными причинами критического отношения к науке, которые назвали респонденты, стали отсутствие научного объяснения для целого ряда явлений, известных в религии, быстрая изменчивость научных теорий, а также отсутствие доверия к ученым, которые игнорируют факты, опровергающие их теории.

Очевидно, что представители всех религиозных конфессий хотели бы видеть научное мировоззрение не только более целостным, но и более стабильным, подобным достаточно консервативному религиозному мировоззрению. Кроме того, для многих экспертов важным фактором является честность ученых, их объективность и бескомпромиссное отношение к различным «уловкам» и «подделкам» в научной деятельности. Например, один из респондентов сравнил научное сообщество с корпорацией следующим образом: «Современные ученые, несмотря на внутренние сомнения и разногласия, каким-то образом смогли представить единый фронт ненаучной публике. Порой их поведение напоминает худшее в политической и корпоративной хитрости».

Анализ результатов не показал особенных различий в отношении к науке между представителями библейских и восточных религий. Однако эксперты от восточных религий дали развернутые комментарии по этой теме, что свидетельствует об их хорошей осведомленности в подобных вопросах. Они подробно обсуждали проблему неполноты и фрагментарности научного знания, а также ограниченности научных методов познания. По мнению одного из респондентов, наука представляет собой «восходящий» процесс познания, основанный на возможностях человека и расширяющий его знания о мире. Религия же является «нисходящим» процессом познания, т.е. основана на знании, полученном из высшего источника, и направляющая человечество в его поисках истины. В идеале эти два способа должны не противоречить, а дополнять друг друга, но отрицание одного из них всегда будет порождать неполное знание или просто заблуждения.

Отношение к конфликту между религией и наукой. Одной из главных задач исследования было изучение отношения представителей религиозных конфессий современной России к конфликту между религией и наукой. Большинство опрошенных экспертов (69,5%) считают, что в современном мире между религией и наукой отсутствует конфликтное противостояние. Респонденты выделили целый ряд факторов, способствующих этому. Почти половина

экспертов считает, что причина для конфликта между религией и наукой отсутствует просто потому, что они изучают разные объекты реальности. Для науки таким объектом является материальный мир, а для религии - мир трансцендентальный. Сферы их интересов пересекаются, но не тождественны, что является основанием для отсутствия противостояния. Скорее, религиозные и научные представления могут дополнять друг друга, образуя целостную картину мира.

Однако существенная часть экспертов полагает, что этому способствуют и другие факторы, свидетельствующие о непосредственном взаимодействии и сближении науки и религии как социальных институтов. В частности, в качестве таких факторов было названо появление научных теорий, подтверждающих или объясняющих некоторые религиозные представления, рост числа ученых, являющихся верующими или дружественно относящихся к религии, а также сотрудничество некоторых религиозных конфессий с научным сообществом. Важную роль в этом процессе играет расширение возможностей религии как социального института. За последние десятилетия деятельность религиозных конфессий в нашей стране развивалась, и они получили такие же возможности для распространения своих взглядов, как и научное сообщество. Один из респондентов отметил, что у религии и науки одна цель - постижение законов мироздания для того, чтобы сделать людей счастливыми, и это делает их более близкими друг другу, чем принято считать.

Но не все представители религиозных конфессий столь миролюбиво смотрят на взаимоотношения между наукой и религией. Примерно треть из опрошенных экспертов настаивает на продолжающемся конфликте между ними. Главной причиной этого они считают исключение Бога из картины мира. Истинная религия никогда не согласится с этим, вследствие чего конфликт в явной или скрытой форме будет продолжаться. Также часть экспертов указала на наличие существенных противоречий научного и религиозного мировоззрения в целом, что является причиной для продолжающейся идейной борьбы, а также на материалистические взгляды ученых и

их враждебное отношение к верующим. Конфликт может возникать, в том числе, из-за неправильного понимания религиозных учений учеными или научных теорий верующими. Это обусловлено часто стереотипными представлениями и низким уровнем знаний ученых о религии или верующих людей о науке. Кроме мировоззренческих причин, эксперты выделили и социально-политические причины конфликта между наукой и религией. В частности, были названы неравные возможности науки и религии как социальных институтов, а также масштабная государственная поддержка науки при явном или скрытом давлении на религиозные конфессии со стороны государственной власти.

Сравнительный анализ результатов интервью и опроса двух групп экспертов выявил различия в их отношении к конфликту религии и науки. Среди экспертов, представляющих библейские религии, больше тех, кто считает, что между наукой и религией конфликт продолжается. Несмотря на то, что лишь меньшинство открыто согласилось с этой точкой зрения, практически все представители библейских религий подробно проанализировали причины, приводящие к возникновению и продолжению этого конфликта. Среди экспертов, представляющих восточные религии, ситуация иная: число согласных с тем, что конфликт между религией и наукой продолжается, соответствует числу респондентов, назвавших его причины. Это указывает на то, что представители библейских религий стараются, открыто не выражать свое мнение по этому вопросу, которое в действительности может быть более радикальным, чем это допустимо в современном обществе.

Отличается у выделенных категорий опрошенных экспертов и оценка причин, способствующих возникновению данного конфликта. В частности, эксперты от библейских религий большое значение придают социально-политическим причинам, таким как неравные возможности науки и религии как социальных институтов и давление на религиозные конфессии со стороны государства. Кроме того, четверть из них настаивает на продолжении идейной борьбы между наукой и религией, причиной которой являются материалистиче-

ские взгляды ученых и их враждебное отношение к верующим. При этом лишь 12,5% экспертов от восточных религий выделили вышеперечисленные причины и оценили их влияние на возникновение конфликта между религией и наукой. Это явно свидетельствует о том, что тема конфликтного противостояния религии и науки более актуальна для библейских религий. Под утверждением о том, что между религией и наукой нет конфликта, часто подразумевалось отсутствие открытого конфликта, к которому могут привести как обострение мировоззренческих противоречий, так и вмешательство в религиозную жизнь со стороны государства.

Отношение к научному доказательству религиозных представлений. В ходе исследования также было изучено отношение представителей религиозных конфессий к возможности научного доказательства религиозных представлений. Большинство опрошенных экспертов (65,2%) уверены в том, что некоторые положения их вероучения можно доказать научно. В целом респонденты достаточно свободно ориентируются в науках, в рамках которых могут проводиться подобные исследования. Явными лидерами в этом процессе они считают естественные науки, в частности, физику, биологию и генетику. Среди гуманитарных наук предпочтение отдается истории и психологии.

Однако при высокой степени уверенности в том, что религиозные представления можно доказать научно, лишь 30,4% респондентов смогли конкретно назвать научные теории и исследования, которые это делают. Большинство не только не ориентируется в современных научных исследованиях, но даже не знает, какие именно положения религиозного мировоззрения сегодня можно обсуждать в научном контексте.

Тем не менее, некоторые эксперты достаточно конкретно назвали религиозные идеи, которые, по их мнению, можно доказать научно. Некоторые из них являются общими для всех религиозных конфессий. Это, прежде всего, касается существования Создателя мира в целом и жизни на Земле в частности. И восточные, и библейские религии одинаково не приемлют идею случайного возникно-

вения и развития Вселенной, Земли, жизни на ней и разумного человека. Поэтому все эксперты в связи с этим вспомнили теорию о Вселенной как об открытой системе, второй закон термодинамики, теорию о расширяющейся Вселенной и «Большого Взрыва». Также были названы исследования, доказавшие, что водород не является возобновляемым источником и мог быть произведен из энергии в экстремальных условиях в начале существования Вселенной. Что касается происхождения и развития жизни на Земле, то многие эксперты указали на различные опровержения дарвинизма со стороны генетики и палеонтологии.

Исследование показало, что отношение к теме научного доказательства религиозных представлений существенно отличается у представителей восточных и библейских религий. Подавляющее большинство экспертов от восточных религий (87,5%) уверено в том, что такое доказательство возможно, тогда как среди экспертов от библейских религий с этим согласились только 53,3% респондентов. При этом треть из них считает, что это в принципе невозможно. Таким образом, очевидно, что представители восточных религий более оптимистично смотрят на этот вопрос и уверенны, что постепенно все их представления будут доказаны научно.

На выбор наук, которые более всего близки к доказательству религиозных представлений, также сильное влияние оказывали особенности собственного мировоззрения респондентов. Эксперты от восточных религий, в основном, выбирали физику и психологию. Представители библейских религий предпочтение отдавали истории, биологии и генетике. Данный выбор достаточно показателен и отражает специфику религиозного мировоззрения экспертов. Восточные религии более ориентированы на изучение мироздания в целом, а также внутреннего мира человека. Эксперты от восточных религий действительно продемонстрировали хорошее знание современной физики, космологии и психологии. Библейские религии больше ориентированы на историю сотворения человека, развитие человеческого рода вообще и историю еврейского народа, в частности. Не удивительно, что история здесь рассматривается как

основная наука, которая может подтвердить библейские представления. Лидерство биологии и генетики среди естественных наук также обусловлено тем, что они имеют непосредственное отношение к происхождению жизни и человека. Физика, космология и психология пользуются меньшей популярностью у экспертов от библейских религий, т.к. они только косвенно относятся к библейским вероучениям и не могут точно и однозначно подтвердить содержание Священного Писания.

Что касается научных теорий и исследований, доказывающих религиозные представления, то их выбор в двух группах экспертов имел свою специфику. Для представителей библейских религий большое значение имеют исторические, археологические и лингвистические исследования, подтверждающие существование пророков и событий, описанных в Священном Писании. Их вообще больше интересуют гуманитарные исследования в различных направлениях, например, изучение формирования и развития понятий, ценностей, различных культурных явлений, в том числе влияние религиозных ценностей на развитие общества и т.п.

У экспертов от восточных религий интерес к историческим исследованиям крайне низкий. Вместо этого они обращают свое внимание на квантовую физику, которая доказывает одно из самых важных представлений всех восточных религий о взаимосвязи всех объектов и явлений во Вселенной. Также отмечается важность изучения сознания человека вообще и, особенно, его изменений в процессе духовного развития, например, получение опыта установления отношений с Богом или достижения состояния просветления. Например, один из респондентов считает, что в Священных Писаниях приводятся пошаговые инструкции для экспериментатора - человека, вступившего на духовный путь, - с контрольными тестами после каждого этапа и условиями перехода на следующий уровень. Там же описывается конечная цель этого эксперимента и то, что испытывает человек, достигший этого высшего уровня. Этот процесс можно и нужно изучать научно, и это делают те направления современной психологии, которые исследуют духовное

развитие человека, например, гуманистическая и трансперсональная психология.

Среди тех, кто считает невозможным научное доказательство религиозных представлений, большинство объясняет это ограниченностью эмпирического опыта человека, а также научных методов, основанных на нем. Эти эксперты склонны жестко разделять предметы изучения физики и метафизики, полагая, что трансцендентный мир нельзя изучать с помощью науки. С их точки зрения, наука и религия изучают разные объекты реальности, причем часть реальности, изучаемая религией, гораздо шире и сложнее. Вследствие этого, научные методы для этого в принципе не подходят.

Вместе с тем, некоторые эксперты придерживаются более мягкой позиции по этому вопросу, и она достаточно сильно обусловлена типом их религиозного мировоззрения. Для представителей библейских конфессий традиционно большое значение имеет вера человека, его убежденность в каких-либо принципах и идеалах. В связи с этим одним из респондентов, например, было высказано мнение, что «научные теории вообще не доказывают и не опровергают религиозные представления. Ученые собирают различные данные, а научные теории - просто разные интерпретации этих данных, которые могут быть сделаны либо в религиозном контексте, либо в контексте материалистическом и атеистическом. Это зависит от мировоззрения ученого, от его общего взгляда на мир и веры в него».

Представители восточных религий предлагают более позитивное решение проблемы ограниченности научных методов познания. Они не отвергают возможности изменения самой науки с целью лучшего изучения духовных явлений. Например, один из экспертов предположил, что «это может потребовать введения новых научных концепций, которые будут отличаться от общепринятых теорий как квантовая и обычная физика, описывающие одну и ту же реальность, но на разных уровнях и поэтому противоречащие друг другу». Однако именно такой процесс развития науки может привести к ее радикальному изменению и полному доказательству религиозных представлений.

Отношение к проведению совместных исследований. Несмотря на разное отношение к возможностям науки, все опрошенные респонденты проявили высокую заинтересованность в проведении научных исследований предложенных им феноменов, традиционно считающихся религиозными. Большинство экспертов считает, что интересно и целесообразно изучать клиническую смерть и молитвенное состояние человека. Примерно треть респондентов выбрала для научного изучения медитацию и явления исцеления, а также экстрасенсорные способности человека и чудесные явления. В качестве предмета научного исследования, предложенного самими экспертами, было названо изучение влияния на материю звука молитв и мантр, различных состояний верующего человека во время поста, размышления, благоговения и т.д., а также в целом сознания человека и его изменение в процессе духовной практики. Также было указано на то, что изучение всего, что связано со сферой духовности, требует междисциплинарного подхода и серьезной подготовки, как научной, так и духовной, самих исследователей.

Меньшинство респондентов считает, что проводить подобные исследования нецелесообразно. Главным аргументом в пользу такой точки зрения стал акцент на практической стороне молитвы, медитации и других религиозных практик. Эта категория опрошенных считает, что научное изучение этих явлений ничего не прибавит к тому, что говорится в духовных учениях, и они настаивают на том, что важно не изучать молитву или медитацию, а заниматься ими. Также было высказано мнение, что вышеперечисленные явления касаются внешних аспектов духовной жизни, поэтому их изучение не имеет большого значения. Настоящий духовный опыт не может быть изучен обычными методами, к нему надо применять духовную методику, описанную в священных писаниях.

Заключение

Анализ полученных результатов показал, что для представителей религиозных конфессий в современной России характерно достаточно позитивное отношение к научному сообществу и заин-

тересованность в сотрудничестве с ним. При наличии соответствующих возможностей все опрошенные эксперты сочли необходимым не только проводить просветительскую деятельность по теме взаимодействия науки и религии, но и участвовать в совместных исследованиях.

На основе изучения общего отношения экспертов к науке был сделан вывод о том, что из трех представленных взглядов на взаимоотношения религии и науки в современном мире наименьшей популярностью пользуется позиция конфликта. Несмотря на все противоречия между научным и религиозным мировоззрением, а также ограниченность научного метода познания, эксперты в основном не видят в этом причин для конфликта. Однако стало также понятно, что среди представителей библейских религий больше сторонников идеи конфликтного противостояния религии и науки, чем среди представителей восточных религий. Многие из них считают, что в современном мире этот конфликт просто находится в скрытом состоянии, и о нем не принято говорить.

Тем не менее, самой распространенной точкой зрения стала позиция взаимодополнения и диалога науки и религии. Большинство экспертов рассматривают науку и религию как разные сферы познания и деятельности человека, поэтому им не понятна как позиция конфликта, так и синтеза. С этой точки зрения религии и науке нечего делить, но и объединять их тоже не имеет смысла. Взаимодополнение и диалог для опрошенных экспертов выражается в возможности использовать научные данные или теории для подтверждения своих взглядов. Показательно, что достаточно большой оптимизм в отношении возможности научного доказательства религиозных представлений сопровождается низким уровнем знаний в области современных научных теорий. Это явно указывает на низкую актуальность данного вопроса для опрошенных респондентов и отсутствие достаточно значимого мотива для восполнения своих знаний в сфере современной науки. С нашей точки зрения, сторонники рассматриваемой позиции хотели бы диалога с наукой, но не владеют необходимыми для этого знаниями. Только небольшое число

экспертов продемонстрировали достаточную компетентность для того, чтобы вести равный диалог с научным сообществом.

Что касается позиции, утверждающей возможность синтеза религии и науки в будущем, она тоже не является широко распространенной. В ходе исследования удалось выделить два основных фактора, обуславливающих принятие респондентами этой точки зрения. Это уровень образования и принадлежность к восточным религиям. Высшее светское образование, особенно, его естественнонаучный характер, а также наличие ученой степени в этой области дают возможность легко ориентироваться в современном научном знании и понимать, где и каким образом оно пересекается с религиозным мировоззрением. Принадлежность к восточным религиям формирует очень миролюбивое отношение к науке, обусловленное отсутствием конфликта между религией и наукой в истории восточных цивилизаций. Большинство из опрошенных экспертов, выразившие уверенность в возможном союзе религии и науки в будущем, представляли восточные религии и имели глубокие и всесторонние знания в области естественных наук.

Список литературы

1. Александер Д., Уайт Р. Наука и религия: друзья или враги? Христианский взгляд на последние научные достижения. Пер. с англ. СПб: Издательство «Шандал», 2009. 336 с.

2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Религиозное и научное познание. М.: Научный эксперт, 2013. 344 с.

3. Барбур И. Религия и наука: история и современность. Пер. с англ. СПб: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. 428 с.

4. Бонет Э. Основные принципы соотношения веры и разума в документе «Fidea et Ratio» // Наука и религия: в поисках единой картины мира: материалы международного «круглого стола», Москва, 19 марта 2015. М.: РИТМ, 2015. С.100 -107.

5. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. Пер. с франц. М.: КРАСАНД, 2010. 360 с.

6. Докинс Р. Бог как иллюзия. Пер. с англ. М.: КоЛибри, 2010. 560 с.

7. Койне Дж. Традиция и сегодняшний день: религия и наука // Религия и культура: Реф. Сб. / РАН ИНИОН. М., 2000. 228 с. С.195-200.

8. Отюцкий Г. Религиозная и научная картина мира: точки соприкосновения и взаимодействия. // Наука и религия: в поисках единой картины мира: материалы международного «круглого стола», Москва, 19 марта 2015. М.: РИТМ, 2015. С. 7-14.

9. Щавелёв С.П. Демаркация типов знания: по «горизонтали» или по «вертикали» пространства культуры. // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М.: ИФРАН, 2008. С. 25-29.

10. Barbour I. G. When Science Meets Religion: Enemies, Strangers, or Partners? San Francisco: Harper Collins Publishers, 2000. 224 p.

11. Coyne J.A. The Faith That Dare Not Speak Its Name. The case against intelligent design. // The New Republic. August 22 & 29, 2005. P. 21-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Coyne J.A. Faith Versus Fact: Why Science and Religion Are Incompatible. New York: Viking, 2015. 336 p.

13. Gould S.J. Rocks of Ages. Science and Religion in the Fullness of Life. New York: Ballantine Publishing Group, 1999. 222 p.

14. Polkinghorne J.C. Theology in the Context of Science. New Haven: Yale University Press, 2009. 166 p.

15. Polkinghorne J. Science and Religion in Quest of Truth. New Haven, Yale University Press, 2011. 160 p.

References

1. Alexander D., White R. Nauka i religiya: druz'ya ili vragi? Hristianskij vzglyad na poslednie nauchnye dostizheniya [Science and religion: friends or enemies? Christian view of the latest scientific achievements.] Translated from English. St. Petersburg, Shandal Publ., 2009, 336 p.

2. Bagdasaryan V.Je., Sulakshin S.S. Religioznoe i nauchnoe poznanie. [Religious and scientific knowledge]. Moskow, Nauchyi jekspert Publ., 2013,344 p.

3. Barbour I.G. Religiya i nauka. Istoriya i sovremennost'. [Religion and Science: Historical and Contemporary Issues]. Translated from English. St. Petersburg, Bibleisko-bogoslovskij institut sv. apostola Andreya, 2000, 205 p.

4. Bonet J. Osnovnye printsipy sootnosheniya very i razuma v dokumente "Fidea et Ratio" [The basic principles of the relation between faith and reason in the document "Fides et Ratio"]. NaukaIreligiyavpoiskah ed-inoi kartiny mira:materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola [Science and religion: in search of a unified picture of the world: materials of the international "round table"]. Moscow, Ritm Publ., 2015, pp. 100-107.

5. Butru J. Nauka i religiya v sovremennoi filosofii [Science and Religion in Modern Philosophy]. Translated from French. Moscow, Krasand Publ., 2010, 360 p.

6. Dawkins R. Bogkakillyuziya [The God Delusion]. Translated from English. Moscow, KoLibri Publ., 2010. 560 p.

7. Koine J. Traditsiya i segodnyashij den': religiya i nauka. [Tradition and today: religion and science]. Religiya i kul'tura [Religion and culture]. Moscow, RAN INION Publ., 2000, pp. 195-200.

8. Otyutskiy G. I. Religioznaya i nauchnaya kartiny mira: tochki soprikos-noveniya i vzaimodeistviya [Religious and scientific picture of the world: points of contact and interaction]. Nauka i religiya v poiskah ed-inoi kartiny mira: materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola [Science and religion: in search of a unified picture of the world: materials of the international "round table"]. Moscow, Ritm Publ., 2015, pp. 7-14.

9. Shchavelev S.P. Demarkatsiya tipov znaniya: po "gorizontali" ili po"ver-tikali" prostranstva kul'tury. [Demarcation of types of knowledge: Across and down of the the space of culture]. Problema demarkatsii nauki i te-ologii: sovremennyy vzglyad [The problem of demarcation of science and theology: the modern view]. Moscow, IF RAN Publ., 2008, pp. 25-29.

10. Barbour I.G. When Science Meets Religion: Enemies, Strangers, or Partners? San Francisco: HarperCollins Publishers, 2000, 224 p.

11. Coyne J.A. The Faith That Dare Not Speak Its Name. The case against intelligent design. The New Republic, 22nd & 29th August, 2005, pp. 21-33.

12. Coyne J.A. Faith Versus Fact: Why Science and Religion Are Incompatible. New York: Viking, 2015, 336 p.

13. Gould S.J. Rocks of Ages. Science and Religion in the Fullness of Life. New York: Ballantine Publishing Group, 1999, 222 p.

14. Polkinghorne J.C. Theology in the Context of Science. New Haven: Yale University Press, 2009, 166 p.

15. Polkinghorne J.C. Science and Religion in Quest of Truth. New Haven: Yale University Press, 2011, 160 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Клементьева Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Красный проспект, 52, г. Новосибирск, 630091, Российская

Федерация

tklementyeva@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Tatyana N. Klementyeva, Cand. Phil. (Philosophy), Associate Professor, Department of Philosophy

Novosibirsk State Medical University

52, Krasniy Prospect, Novosibirsk, 630091, Russian Federation tklementyeva@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7314-4633

Поступила 05.05.2022

После рецензирования 15.05.2022

Принята 02.06.2022

Received 05.05.2022 Revised 15.05.2022 Accepted 02.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.