Научная статья на тему 'Роль религии в повседневном поведении студенческой молодежи как объект управленческого влияния'

Роль религии в повседневном поведении студенческой молодежи как объект управленческого влияния Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
583
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / RELIGIOUS BEHAVIOR / CONFESSIONAL ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиятуллина К. Р.

Цель. Определить отношение студенческой молодежи к религиозным конфессиям, место конфессиональных ориентаций в системе ценностных ориентаций студенчества. Сформулировать соответствующие рекомендации по организации взаимодействия студенчества, вузов и религиозных организаций с целью профилактики распространения влияния радикальных религиозных организаций и противодействия экстремизму. Методы. Представлен анализ результатов анкетного опроса студентов вузов г. Екатеринбурга, Тюмени, Сургута (N=1231), проведенного в 2016 году, а также результаты полуформализованного экспертного интервью, проведенное в 2016 году, с представителями различных конфессий, работниками культуры, преподавателями религиоведения, теологии (N=20). Результаты. Выявлено, что религия воспринимается студентами как что-то модное (среди молодежи особую популярность имеют религиозные обряды венчания, как продолжение свадебной церемонии; крещение детей), или как формальный институт, осуществляющий сохранение, ретрансляцию нравственных норм, культурного наследия. Определены основные факторы обращения студентов к религии: смерть близкого человека (родственника, друга и др.); проблемы родных и близких со здоровьем; трудности, горе. Среди факторов, которые повлияли на выбор конфессии стали: 1) родители, 2) трудная жизненная ситуация. Представлены основные направления взаимодействия религиозных организаций, вузов, студентов. Научная новизна. Раскрыты представления студентов о религии, её месте в жизни современного человека. С учетом итогов анализа данных, полученных в ходе проведения анкетного опроса и экспертного интервью было обосновано, что конфессиональные ориентации студенчества не являются ярко выраженными, влияют не на собственное религиозное поведение, а в значительной степени на повседневные практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN THE DAILY BEHAVIOR OF STUDENTS AS AN OBJECT OF ADMINISTRATIVE IMPACT

Purpose. Determine the attitude of students to religious confessions, the place of confessional orientations in the system of values orientations of students. To formulate appropriate recommendations to organize interaction between students, universities and religious organizations in order to prevent the spread of the influence of radical religious organizations and counteract extremism. Methods. The analysis of the results of a questionnaire survey of university students in Yekaterinburg, Tyumen, Surgut (N = 1231), conducted in 2016, as well as the results of a semi-formalized expert interview conducted in 2016 with representatives of various faiths, cultural workers, teachers of religious studies, theology (N = 20). Results. It is revealed that religion is perceived by students as something fashionable (among young people, religious rituals of the wedding, as a continuation of the wedding ceremony are very popular, baptism of children), or as a formal institution that preserves, retransmits moral standards, cultural heritage. The main factors of students' conversion to religion are defined: the death of a loved one (relative, friend, etc.); problems of relatives and friends with health; difficulties, grief. Among the factors that influenced the choice of the confession: 1) parents, 2) a difficult life situation. The author presented еhe main directions of interaction religious organizations with universities and students. Scientific novelty. The scientific article reveals students' ideas about religion, its place in the life of modern person. Taking into account the results of the analysis of the data obtained during the questionnaire survey and the expert interview, it was justified that the student's confessional orientations are not pronounced, affect not their own religious behavior, but largely everyday practices.

Текст научной работы на тему «Роль религии в повседневном поведении студенческой молодежи как объект управленческого влияния»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОМ ПОВЕДЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Гафиятуллина К. Р.

Аспирант кафедры теории и социологии управления Уральского института управления-филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620144, Россия, г.Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected]

УДК 316.334:21-057.875

ББК 60.563.05

Цель. Определить отношение студенческой молодежи к религиозным конфессиям, место конфессиональных ориентаций в системе ценностных ориентаций студенчества. Сформулировать соответствующие рекомендации по организации взаимодействия студенчества, вузов и религиозных организаций с целью профилактики распространения влияния радикальных религиозных организаций и противодействия экстремизму.

Методы. Представлен анализ результатов анкетного опроса студентов вузов г. Екатеринбурга, Тюмени, Сургута (N=1231), проведенного в 2016 году, а также результаты полуформализованного экспертного интервью, проведенное в 2016 году, с представителями различных конфессий, работниками культуры, преподавателями религиоведения, теологии (N=20).

Результаты. Выявлено, что религия воспринимается студентами как что-то модное (среди молодежи особую популярность имеют религиозные обряды венчания, как продолжение свадебной церемонии; крещение детей), или как формальный институт, осуществляющий сохранение, ретрансляцию нравственных норм, культурного наследия. Определены основные факторы обращения студентов к религии: смерть близкого человека (родственника, друга и др.); проблемы родных и близких со здоровьем; трудности, горе. Среди факторов, которые повлияли на выбор конфессии стали: 1) родители, 2) трудная жизненная ситуация. Представлены основные направления взаимодействия религиозных организаций, вузов, студентов.

Научная новизна. Раскрыты представления студентов о религии, её месте в жизни современного человека. С учетом итогов анализа данных, полученных в ходе проведения анкетного опроса и экспертного интервью было обосновано, что конфессиональные ориентации студенчества не являются ярко выраженными, влияют не на собственное религиозное поведение, а в значительной степени на повседневные практики.

Ключевые слова: студенчество, конфессиональные ориентации, религиозное поведение.

THE ROLE OF RELIGION IN THE DAILY BEHAVIOR OF STUDENTS AS AN OBJECT OF ADMINISTRATIVE IMPACT

Gafiyatullina K. R.

Post-graduate student of the Chair of Theory and Sociology of Management, Ural Institute of Management-Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 March str., 66,

[email protected]

o cm

oJ

Purpose. Determine the attitude of students to religious confessions, the place of confessional orientations in the system of values orientations of students. To formulate appropriate recommendations to organize interaction between stu- ® dents, universities and religious organizations in order to prevent the spread of the influence of radical religious organizations and counteract extremism. I1

Methods. The analysis of the results of a questionnaire survey of university students in Yekaterinburg, Tyumen, Surgut (N = 1231), conducted in 2016, as well as the results of a semi-formalized expert interview conducted in 2016 with ¿b representatives of various faiths, cultural workers, teachers of religious studies, theology (N = 20). ©

ratf/uxmyrnuHa K. P.

Results. It is revealed that religion is perceived by students as something fashionable (among young people, religious rituals of the wedding, as a continuation of the wedding ceremony are very popular, baptism of children), or as a formal institution that preserves, retransmits moral standards, cultural heritage. The main factors of students' conversion to religion are defined: the death of a loved one (relative, friend, etc.); problems of relatives and friends with health; difficulties, grief. Among the factors that influenced the choice of the confession: 1) parents, 2) a difficult life situation. The author presented ehe main directions of interaction religious organizations with universities and students.

Scientific novelty. The scientific article reveals students' ideas about religion, its place in the life of modern person. Taking into account the results of the analysis of the data obtained during the questionnaire survey and the expert interview, it was justified that the student's confessional orientations are not pronounced, affect not their own religious behavior, but largely everyday practices.

Key words: Students, confessional orientations, religious behavior.

В последнее десятилетие все чаще встречаются упоминания о возрастании религии в современном обществе, средства массовой информации акцентируют свое внимание на религиозных праздниках, транслируют службы, следят за крестным ходом. Активное участие в религиозных мероприятиях характерно больше для людей среднего и старшего возраста. Современные исследования в сфере социологии религии свидетельствуют о том, что мировоззрение молодежи эклектично, поверхностно, а в силу возраста - еще и неустойчиво, ее религиозность скорее потенциальная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими (православными, мусульманами), соответствовать распространяемому в обществе, СМИ стереотипу духовности, вести себя как верующие, отмечать религиозные праздники, венчаться, крестить детей и т.п. Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере, религиозной жизни, стать действительно религиозными молодые люди не намереваются. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде в настоящее время предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм [1-5]. Для определения отношения студенческой молодежи к религии, а также её влияния на повседневную жизнь, нами были проведены эмпирические исследования.

1) Социологическое исследование, проведенное автором в 2016 г. методом анкетного опроса. В ходе исследования был опрошен 1231 студент, обучающийся в вузе на очной форме обучения в городах Екатеринбург, Сургут, Тюмень.

2) Качественное исследование - полуформализованное экспертное интервью, проведенное в 2016г., с представителями различных конфессий, работниками культуры, преподавателями религиоведения, теологии. В ходе исследования было опрошено 20 экспертов, среди которых директора музеев г. Екатеринбурга, Ханты-Мансийска и др., директора домов культуры г. Екатеринбурга, Ханты-Мансийска, заведующий кафедрой теологии УГГУ, лидеры религиозных объединений основных традиционных конфессий.

Территориальный выбор для проведения анкетного опроса обосновывается схожей религиозной картиной Свердловской области и Тюменской области, в которых Екатеринбург, Тюмень и Сургут являются образовательными центрами. По данным Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области, по состоянию на 1 января 2014 года на территории области действуют 747 религиозных организации различных конфессий, их направлений, течений и деноминаций. Наибольшие по количеству зарегистрированных организаций Русская православная церковь (536 организаций), ислам (60 организаций), Христиане веры евангельской-пятидесятники (54 организации) и др.[6]. По данным сайта Тюменской области, на территории проживают 40 % православного населения, 34 % представителей исламской конфессии, 22 % протестантов, 2,4 % католиков. По данным социологических исследований отношения между представителями разных конфессий и различных религиозных групп в Тюменской области как совершенно спокойные и относительно спокойные оценивают 83 % респондентов. [7]

По результатам проведенного анкетного опроса для современного студенчества религия в первую очередь - это следование моральным и нравственным нормам (для 40 % ответивших), для 35 % респондентов - это духовность, более чем 20 % ответивших рассматривают религию как возможность общения с Богом, 44 % как часть мировой культуры и истории (рис. 1).

Такое понимание свидетельствует об отношении молодежи к религии как к существующей формальной системе, которая в большей степени предназначена для сохранения, ретрансляции моральных, нравственных норм, сохранения культуры и истории, духовности, и как способ общения с богом. Молодежь не вникает в глубинные составляющие религии, рассматривая её как еще одну сферу жизнедеятельности общества.

Как справедливо отмечают эксперты, «религия если и занимает какое-то место в жизни студенческой молодежи, то очень маленькое. Им не до религии» (эксперты № 2, 5). Как ни странно, но многие

Гафиятуллина К. Р.

Часть мировой культуры и истории_^

Духовность

Общение с Богом

3

Следование моральным и нравственным нормам ^

Рис. 1. Значение религии в понимании студенческой молодежи

эксперты отмечают среди студенческой молодежи отношение к религии больше как к чему-то модному, нежели смысложизненному: «сейчас для молодежи религия имеет значение, сейчас это модно» (эксперты № 6,7,8); «религия как мода, религия как национально-патриотический признак для многих молодых людей важны. Но поиск и познание глубин религиозных истин зачастую на вторичном плане» (эксперт № 4).

Некоторые студенты описывают религию как индустрию обмана, зарабатывания денег, что может быть связано либо с критичностью мышления, которая воспитывается в стенах вуза, либо результатом негативного психологического воздействия со стороны родственников, СМИ и т.д. Это подтверждается полученными результатами эмпирического исследования. Среди поводов обращения к религии, а также факторов, повлиявших на выбор конкретной религиозной конфессии, респонденты, считающие себя верующими, назвали родственников (87,8 % от общего числа опрошенных, считающих себя верующими), для 18,5 % студентов выбор произошел в результате того, что человек оказался в сложной жизненной ситуация (потеря близких, проблемы со здоровьем, проблемы в общении с окружающими и др.), а также утрата жизненных ориентиров и потеря интереса к жизни (3,9 % респондентов от общего числа считающих себя верующими). На 7,8 % респондентов повлияли друзья и на 2,7 % оказали воздействие средства массовой информации. Как ни странно, но выбор стать неверующим или атеистом имеет подобную тенденцию.

На основе полученных данных и проведенного анализа можно сделать вывод, что все-таки наибольшее влияние на религиозную самоидентификацию оказывают родственники, так как человек растет в определенных семейных традициях, которые и оказывают решающее влияние. При характеристике взглядов семьи 70 % студентов из группы считающих себя

верующими подтвердили, что их семья и родственники придерживаются в основном религиозных взглядов. Таким образом, можно говорить о поколенческой передаче традиционных религиозных и нравственных ценностей. Интерес к религии увеличивается с возрастом, так как человек все чаще сталкивается с уходом из жизни близких и родных людей, у молодежи таких обстоятельств заведомо меньше, именно поэтому нами была выбрана именно эта возрастная категория. Тем не менее, среди обстоятельств, которые заставили человека изменить свое отношение к религии, респонденты отметили: смерть близкого человека (35,7 % считающих себя верующими), проблемы со здоровьем (19,4 % считающих себя верующими), какие-то трудности в жизни (15,3 % считающих себя верующими). Упоминание негативных событий объясняется страхом смерти, потери близкого человека. Именно желание жить, желание «продлить» жизнь, сложность объяснения многих событий подталкивает человека к религиозному выбору.

Экспертное мнение во многом подтвердило полученные данные. Основной причиной обращения к религии у студенческой молодежи является какая-то проблема. Другой причиной является воспитание в религиозной, верующей семье, что в свою очередь исключает возможность изначального выбора, но не исключает последующих трансформаций конфессионального выбора.

- «Это всегда какие-то проблемы. Если студент вырос в верующей семье, то это традиционно. Если что-то происходит в его жизн,и что-то такое, например, несчастье какое-то, это, безусловно, может послужить основанием для того, чтобы обратиться к религии» (эксперты № 3, 10).

- «Конечно же обращаются те, которые испытали определенные бедствия, трудности, проблемы, неустройства в семейной жизни, неудачные попытки какие-то предпринимались, увидел что это не так-то просто, приходится спросить, а что же делать, например. Притеснение, угнетение, пьянство в семье. Такие ситуации сразу же отображаются на том, что человек приходит в храм, начинает молиться, прочерчивает путь в эту сторону» (эксперт № 1).

- «Чаще всего отрицательный жизненный опыт, когда не на кого рассчитывать и положиться, или чудо. Был в трудной ситуации, тебе нечто помогло, без твоих видимых усилий, без посторонних людей, ты выпутываешься из какой-нибудь ситуации. Ты болен был или чуть не умер и остался жив. Может быть духовный отрицательный опыт, различные сверхъестественные явления, которые плохо на человека влияют» (эксперты №2, 12).

- «Человек обращается к религии в нескольких случаях. Среди них: 1) в силу своего воспитания, когда

Гафиятуллина К. Р.

религиозные традиции являются неотъемлемой частью жизни его семьи и родных;... 3) вынужденный выбор в силу определённых обстоятельств, связанных с духовным кризисом» (эксперт № 13, 14)

В действительности для многих людей в ситуации, когда больше не к кому обратиться, не у кого попросить помощи, характерно появление веры в существование сверхсилы, которая сможет решить все проблемы. Обращение к религии, к Богу является иногда единственным способом пережить сложные жизненные обстоятельства. В равной степени это характерно и для студенчества, также как и для других групп населения. Студенты видят в религии способ решения сложных жизненных ситуаций или проблем, возможность вернуться к нормальной жизни в посттрагических ситуациях, решить все проблемы.

Среди альтернативных причин обращения студенчества к религии эксперты выделяют сознательный поиск: «сознательно молодежь обращается к религии, во-первых, увидев в ней источник прояснения своих мировоззренческих позиций каких-то - это думающая, мыслящая молодежь, которая что-то почитала, увидела преимущества взглядов православных авторов, философов и т.д.» (эксперт № 1). «Есть отдельные индивиды, которые осуществляют некий духовный поиск, читают литературу, есть такие, но их меньшинство. Это интеллектуалы, которые тут читают, тут читают, к этому приходит» (эксперт №3). «... 2) самостоятельный выбор человека для удовлетворения духовных потребностей...» (эксперт № 13, 14).

В целом можно сказать, что чаще всего студенческая молодежь обращается к религии в моменты горя, сложных жизненных ситуаций. Никто не обращается по какому-то счастливому или радостному поводу, что подтверждается результатами опроса. Редким исключением являются венчание и крещение детей. Именно ввиду возникновения проблем со здоровьем

Табл. 1. Конфессиональная принадлежность студенческой молодежи, % от общего числа опрошенных

Город

р

Конфессиональная £ н

принадлежность & Л я н

теа е - р

2

Ы Н и

Православие 41,5 44 41,4

Мусульманство 7,1 6,2 12,5

Представители других 4 4,9 2,7

религиозных направлений

Ни к какому 44,2 42,8 42

Затрудняюсь ответить 3,2 2,1 1,4

и происходит попытка обратиться к Богу, появляется стремление к обретению вечного благого бессмертия.

Религиозная самоидентификации студенческой молодежи показана на рис. 2:

Как в Екатеринбурге, так и во всех других городах половина студенческой молодежи определяет себя как верующих (Екатеринбург - 50,9 %; Тюмень -54,5 %; Сургут - 52,6 %). Ранее нами было отмечено поверхностное отношение студенчества к религии, к её составляющим, поэтому, на наш взгляд, в действительности группа верующих всего лишь считает себя таковыми, при этом не подкрепляя это реальными практиками. Гораздо меньшее количество студентов определили себя как неверующих, атеистов или агностиков (не более 20 % респондентов в каждом из городов). Как справедливо замечают эксперты, «неверующих людей по существу не бывает... Атеист, это

Екатеринбург

Верующим

Неверующим

Тюмень

Атеистом

Сургут

Агностиком

Затрудняюсь ответить

Рис. 2.

Распределение ответов опрошенных студентов на вопрос: «Считаете ли Вы себя...» (допускался один вариант ответа; процент от общего числа опрощенных)

Гафиятуллина К. Р.

тоже верующий человек, причем, убежденный атеист, по словам Ф. М. Достоевского, это очень близкий к вере человек. Студенты просто недорефлексируют себя, они просто не понимают, что они, например, придерживаются языческих взглядов или каких-то других» (экспрет № 1).

В ходе исследования респондентам предлагалось определить свою конфессиональную принадлежность. Распределение ответов показано в табл. 1 (% от общего числа опрошенных).

Полученные данные о конфессиональной принадлежности подтверждают религиозную самоидентификацию студенческой молодежи. Процентное соотношение считающих себя верующими и распределение по конфессиональной принадлежности соответствуют друг другу. Среди опрошенных наиболее часто встречаются представители таких религиозных конфессий, как православие (41,5 % - Екатеринбург; 44 % - Тюмень; 41,4 % - Сургут), ислам (7,1 % - Екатеринбург; 6,2 % - Тюмень; 12,5 % - Сургут), к другим религиозным направлениям отнесли себя не более 5 % опрошенных в каждом из городов, затруднились в ответе 3,2 % респондентов в Екатеринбурге; 2,1 % - в Тюмени; 1,4 % - в Сургуте, а в среднем 43 % респондентов по каждому из городов вообще не идентифицируют себя с какой-либо конфессией. Такое значительное количество приверженцев православия можно объяснить историческими традициями, в какой-то степени даже модой на православие, для кого-то русский и православный являются синонимами. Вполне возможно, что большинство студентов идентифицирует себя с православной религией, так как в детстве прошли обряд крещения (крещеный -значит православный); конечно, это был не их личный выбор, а решение родителей или других близких родственников. В данной ситуации определяющим фактором являются семья, родители.

Со стороны студенчества социальное одобрение православия значительно выше, нежели других конфессий. Так, респонденты на вопрос об их отношении к возрастанию влияния одной из конфессий наиболее лояльно отнеслись к православию (57,4 % студентов от общего числа опрошенных в Екатеринбурге, 52,4 % в Тюмени и 59,9 % в Сургуте положительно относятся к возрастанию влияния православия). Негативное отношение у студентов всех городов вызывает возрастание влияния ислама (52,5 % респондентов от общего числа опрошенных в Екатеринбурге, 46,2 % в Тюмени и 44,1 % в Сургуте отрицательно относятся к распространению влияния ислама). В отношении распространения влияния всех остальных конфессий студенческая молодежь проявляет безразличие. Такое негативное отношение к исламу связано с увеличением численности мигрантов из восточных стран (Азербайджан, Узбекистан

и др.), которые переезжают в наиболее благополучные регионы целыми семьями и занимают отдельные районы в исследуемых городах. Многие связывают ислам с развитием экстремистских организаций, что в современных условиях приобретает особое значение.

Результаты исследования показали, что достаточно большой процент студентов верит не только в Бога, но и в сверхъестественные силы, это дает им надежду на то, что все-таки есть что-то иное в жизни, и не все заканчивается этим миром. Для того чтобы добиться будущего спасения, попасть в этот «будущий мир», необходимо совершать определенные культовые действия. Совершение культовых действий являются внешним проявлением религиозной самоидентификации студенческой молодежи, и может быть охарактеризовано как религиозное поведение. К внешним проявлениям мы отнесли: посещение религиозных мероприятий, частота участия в них. Среди различных религиозных мероприятий для респондентов мы предложили следующие (табл. 2-7, % от общего числа опрошенных).

В данной ситуации можно говорить о полном несоответствии, 20 % атеистов задумываются о существо-

Табл. 2. Участие в культовых мероприятиях (исповедь, намаз, причастие, посещение проповедей), %

Считают себя

2 и я с т

Варианты ответа й и 3 ю В 2 ^ р е 2 о т с ю к Й и Ё ^

ер в е и е ре тв

ве н ат м О

Регулярно 8,9 2,6 1,1 0

От случая к случаю 41,9 1,3 6,3 15,3

Не совершаю 49,2 96,2 92,6 84,7

Табл. 3. Посещение религиозных образовательных

программ (воскресная школа, обучение основам

протестантизма и др.), %

Считают себя

2 и я с т

Варианты ответа й и 3 ю В 2 ^ р е 2 о т с ю * 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ер в е и е ре тв

ве н ат м О

Регулярно 3,6 0 1,1 0

От случая к случаю 8,5 5,1 2,1 3,2

Не совершаю 88,0 94,9 96,8 96,8

Табл. 4. Участие в праздниках, организованных религиозными объединениями, %

Считают себя

2 я с

и т

Варианты ответа й и э в 2 2 о ю яь х Ь

ю р е т с 5 §

р е в е и е т ре 5 в

в н а и О

Регулярно 14,9 0 3,2 3,2

От случая к случаю 44,7 33,3 16,8 29,1

Не совершаю 40,4 66,7 80 67,7

Табл. 6. Участие в благотворительных мероприятиях, %

Считают себя

2 я с

и т

Варианты ответа й и В ю яь

э ж о и Ь

ю р е т с

р е в е и е т ре

в н а и О

Регулярно 7,3 3,8 4,2 1,9

От случая к случаю 47,8 50 37,9 47,1

Не совершаю 44,9 46,2 57,9 51

К. Р.

Табл. 5. Участие в мероприятиях, организованных религиозными объединениями, %

Считают себя

2 я с

и т

Варианты ответа й и 3 ю В 2 ^ р е 2 о т с ю яь и Ё

р е в е и е т ре 5 В

в н а и О

Регулярно 5,8 0 0 0,6

От случая к случаю 30,7 7,7 5,3 12,7

Не совершаю 63,6 92,3 94,7 86,6

Табл. 7. Посещение святых мест (паломничество, религиозный туризм), %

Считают себя

2 я с

и т

Варианты ответа й и а В 2 ю яь

а ю ^ р е т с

р е в е и е т ре

в н а и О

Регулярно 9,2 0 0 1,3

От случая к случаю 47,6 28,6 25,3 34,2

Не совершаю 43,2 71,4 74,7 64,6

вании загробной жизни, более 70 % студентов, считающих себя верующими, верят в загробную жизнь, но для достижения собственной будущей жизни, личного благого бессмертия, студенческая молодежь ничего не делает. Регулярное участие в культовых мероприятиях как среди считающих себя верующими, так и среди атеистов - минимальное (8,9 % - считающие себя верующими, 1,1 % - атеисты).

Результаты нашего исследования подтвердили, что студенческая молодежь знает лишь общие религиозные нормы, которые транслируются средствами массовой информации, семейными традициями и т.д., о собственно религиозных нормах студенчество не имеет представления. Религиозные образовательные программы, как видно из таблицы, их не привлекают. Но при этом церковь создает все возможные условия, проводит занятия в воскресных школах, предоставляет свободу выбора программы и т.д. Для студенческой молодежи наиболее важным является культурная составляющая религии, её социальный аспект.

В целом наиболее активно респонденты участвуют в религиозных праздниках (45 % считающих себя верующими, 17 % среди атеистов), так как они

вплетены в обыденную жизнь и общекультурные представления. В этом аспекте явной зависимости от религиозной самоидентификации не наблюдается. Более 40 % студентов, считающих себя верующими, регулярно или от случая к случаю посещают святые места и образовательные программы по своему направлению. Также чаще остальных считающие себя верующими посещают различные религиозные мероприятия, не связанные с празднованием определенных событий. Вне зависимости от религиозной самоидентификации многие студенты принимают участие в благотворительных мероприятия. Как можно видеть из таблиц, всего лишь 8,9 % считающих себя верующими регулярно посещают церковь, мечеть, молельный дом и др. для совершения культовых мероприятий, что в целом противоречит условиям религиозной принадлежности. Можно сделать вывод о том, что студенческая молодежь ошибочно причисляет себя к верующим. Также встречаются респонденты, которые не отнесли себя к какой-то определенной религии, но при этом посещают от случая к случаю различные религиозные мероприятия. Это может быть связано как с модными тенденциями, желанием расширить

Гафиятуллина К. Р.

свой кругозор, так и с попыткой найти себя в этом религиозном разнообразии.

При подробном анализе полученных данных эмпирического исследования нами было выявлено, что студенты в различных культовых мероприятиях не участвуют, но при этом возможность продолжения жизни в потустороннем мире они ожидают, верят в её существование. В этой связи при исследовании религиозности современной студенческой молодежи необходима корректировка традиционных признаков религиозности, разработанных в отечественной социологии религии и разделяемых большинством социологов. На наш взгляд, необходимо дополнить принятый комплекс признаков таким как вера в благое бессмертие. Многие студенты не посещают храма, мечети, молельного дома и др., так как для них непосредственное общение с Богом осуществляется без посещения святых мест. Это позволит наиболее ёмко отразить современную ситуацию, когда население не посещает храмы для непосредственного общения с Богом, а молится и верит в Бога внутри себя и дома.

Обобщая все вышесказанное, нами были разработаны следующие рекомендации для органов власти, регулирующих межконфессиональные отношения, для религиозных организаций и для образовательных организаций, в частности для Вузов:

1) религиозные организации для привлечения молодого поколения должны проводить праздники, благотворительные акций, организовывать молодежные клубы по интересам. По оценкам молодежи именно эти формы являются наиболее интересными. На наш взгляд, помимо внешних проявлений и внешней привлекательности, необходимо создавать определенную атмосферу понимания, которая позволит максимально расположить к себе молодых людей. Как верно было замечено экспертами, многое зависит и от священнослужителя, который должен быть не ментором, а другом, человеком, который всегда может выслушать, который понимает проблемы студенческой молодежи.

2) как органы власти, так и религиозные организации должны использовать наиболее эффективные источники информирования о своей деятельности: информационные передачи на радио и телевидении; во время паломничества к святым местам; во время посещения храмов. Именно эти способы получения информации о религии студенты используют в своей повседневной практике.

3) необходимо организовывать взаимодействие вузов и религиозных организаций через участие религиозных лидеров в студенческих мероприятиях. Например, проведение встреч со студентами для разъяснения основных религиозных норм, истории религии.

Предложенные мероприятия позволят организовать эффективное взаимодействие всех участников

процесса, смогут заинтересовать молодежь в изучении религиозных основ и способствовать профилактике экстремизма.

Литература:

1. Варзанова Т. И. Религиозные ориентации молодых россиян (Возрастной и гендерный аспекты проблемы). В кн.: Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. В 2-х тт. М., 1999. Т. 2. С. 274-286.

2. Мчедлов М. П. Религиозны ли молодые россияне? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 2. С. 111-118.

3. Мчедлова М. М. Роль религии в современном обществе. // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 77-84.

4. Вишневский Ю. Р. Студенчество: динамика ценностных ориентаций // Академический вестник. Научно-аналитический журнал. 2009. № 3. С. 19-37.

5. Грашевская О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к религии // Проблемы развития территории. 2014. № 5. С. 57-68.

6. Официальный сайт Правительства Свердловской области [электронный ресурс]. URL: http://www. midural.ru/community/100326/ (дата обращения 10.09.2016)

7. Официальный сайт Тюменской области [электронный ресурс]. URL: http://www.portal-urfo.ru/tumen/about/ naselenie/national/ (дата обращения 10.09.2016)

References:

1. Varzanova T. I. Religious orientations of young Russians (Age and gender aspects of the problem). In book: Man and woman in the modern world: changing roles and images. In 2 vols. M., 1999. V.2. P. 274-286.

2. Mchedlov M. P. Are young Russians religious? // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2005. № 2. P. 111-118.

3. Mchedlova M. M. The role of religion in modern society // Sociological research. 2009. № 12. P. 77-84.

4. Vishnevsky Yu. R. Student: dynamics of value orientations // Academic Herald. Scientific and analytical journal. 2009. № 3. P. 19-37.

5. Grashevskaya O. V. Studying the attitude of student youth towards religion // Problems of Territory Development. 2014. № 5. P. 57-68.

6. The official website of the Government of the Sverdlovsk Region [e-resource]. URL: http://www.midural.ru/com-munity/100326/ (date of reference 10.09.2016).

7. Official site of the Tyumen region [e-resource]. URL: http://www.portal-urfo.ru/tumen/about/naselenie/national/ (date of reference 10.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.