Научная статья на тему 'Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации'

Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы конституционного строя / институт президента и прокуратуры / принцип разделения властей / взаимодействие института президента и прокуратуры / fundamentals of the constitutional system / the institute of the President and the Prosecutor's office / the principle of separation of powers / the interaction of the institute of the President and the Prosecutor's office

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мевлуд Демуралович Давитадзе, Анастасия Васильевна Сатышева

Рассматриваются вопросы взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации, а также роль прокуратуры в построении правового государства и место гражданского общества в деятельности органов прокуратуры. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия института президента и прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the prosecutor's office and the presidential power in the system of separation of powers of the Russian Federation

The issues of the relationship between the prosecutor's office and the presidential power in the system of separation of powers of the Russian Federation, as well as the role of the prosecutor's office in building the rule of law and the place of civil society in the activities of the prosecutor's office are considered. Special attention is paid to the issues of interaction between the Institute of the President and the Prosecutor's Office.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-57-60 NIION: 2003-0059-3/22-281 MOSURED: 77/27-003-2022-03-480

Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации

Мевлуд Демуралович Давитадзе1, Анастасия Васильевна Сатышева2

1 Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Одинцово, Россия, md2063@mail.ru

2 Московский университет имени С. Ю. Витте, Москва, Россия, nastyasatysh95@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации, а также роль прокуратуры в построении правового государства и место гражданского общества в деятельности органов прокуратуры. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия института президента и прокуратуры.

Ключевые слова: основы конституционного строя, институт президента и прокуратуры, принцип разделения властей, взаимодействие института президента и прокуратуры

Для цитирования: Давитадзе М. Д., Сатышева А. В. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 57-60. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-57-60.

Original article

The relationship between the prosecutor's office and the presidential power in the system of separation of powers of the Russian Federation

Mevlud D. Davitadze1, Anastasia V. Satysheva2

1 Odintsovo Branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia,

md2063@mail.ru

2 Moscow University named after S. Yu. Witte, Moscow, Russia, nastyasatysh95@mail.ru

Abstract. The issues of the relationship between the prosecutor's office and the presidential power in the system of separation of powers of the Russian Federation, as well as the role of the prosecutor's office in building the rule of law and the place of civil society in the activities of the prosecutor's office are considered. Special attention is paid to the issues of interaction between the Institute of the President and the Prosecutor's Office.

Keywords: fundamentals of the constitutional system, the institute of the President and the Prosecutor's office, the principle of separation of powers, the interaction of the institute of the President and the Prosecutor's office

For citation: Davitadze M. D., Satysheva A. V. The relationship between the prosecutor's office and the presidential power in the system of separation of powers of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):57-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-57-60.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компе-

© Давитадзе М. Д., Сатышева А. В., 2022

тенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие [1].

В науке конституционного права высказывается мнение о том, что прокуратура является правовым механизмом реализации полномочий Президента Российской Федерации. В качестве аргументов сто-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ронники этой точки зрения выдвигают конституционные положения, касающиеся правового статуса Президента РФ [5]. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, охраняет суверенитет, независимость и государственную целостность России, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти направления в деятельности Президента РФ согласуются с назначением прокурорской системы.

Главенствующую роль в государственно-властной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Особенностью взаимоотношений органов прокуратуры со структурами президентской власти является осуществление прокурорами координации деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, в том числе тех, которые находятся в непосредственном ведении Президента РФ (ст. 8 Закона о прокуратуре и Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. данное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567).

В контексте этих отношений прокуратура по уполномочию Президента РФ вовлекает в правоохранительный процесс также органы вневедомственного контроля, иные органы исполнительной власти, по-

буждает их при необходимости к принятию мер по обеспечению законности и правопорядка, устранению обстоятельств, способствующих нарушениям законов в контролируемой ими сфере правовых отношений.

Всей своей деятельностью прокуратура содействует Президенту РФ в реальном утверждении в практике государственного строительства и функционирования институтов власти принципа «разделения властей» и обеспечении согласованности, единства всех ветвей власти как «по горизонтали», так и «по вертикали» между органами Российской Федерации и ее субъектов, а также с органами местного самоуправления.

Оценивая состояние и перспективы взаимоотношений прокуратуры с Президентом РФ, следует отметить, что уже сложились и продолжают складываться действенные формы ее организации и функциональных связей с Президентом страны, а также структурными подразделениями его администрации. Так, Президент РФ определяет основные направления правовой политики, проводимой государством, является центральной фигурой при утверждении и реализации государственно-правовой, судебно-правовой реформ, общероссийских программ по борьбе с преступностью и других основополагающих нормативных правовых документов, от содержания которых во многом зависит то, какое место в их реализации будет отведено органам прокуратуры.

Роль прокуратуры в утверждении демократического правового федеративного государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей [2]. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей), в то же время организационно не входя ни в одну из ветвей государственной власти.

В современных условиях активная роль государства должна быть более эффективной. Государство не может быть сторонним наблюдателем того, что делается в обществе, а должно направлять происходящие процессы в нужном для общества направлении и полезном для его развития русле [4]. Другое дело, что необходимо заставить государство служить обществу, поставить все его органы под контроль последнего, сделать методы функционирования государства исключительно правовыми.

58

Вестник Московского университета МВД России

№ 3/2022

JURISPRUDENCE

Поэтому на нынешнем этапе становления российской государственности приоритетным направлением реформирования и развития прокуратуры является ее открытость и подконтрольность гражданскому обществу, прозрачность ее политики и практических действий. Общественный контроль за деятельностью прокуратуры обогащает прокурорский надзор, а именно: осуществляемый гласно, под контролем общества, он теряет свой архаичный признак ненужной келейности и чрезмерной корпоративности, становится более эффективным, востребованным и воспринимаемым населением. А общественный контроль, в свою очередь, становится более значимым и результативным.

Следует также отметить, что место прокуратуры в механизме государства, по мнению некоторых исследователей остается несколько сомнительным, что заключается в ее зависимости от президента Российской Федерации. Данное мнение, на наш взгляд, является ошибочным так как современное законодательство не выделяет президентскую власть как отдельную ветвь. Другими словами, верным будет присвоение прокуратуре статуса самостоятельного института.

Вместе с тем, не обеспечивающих факт зависимости Генерального прокурора от Президента, нам хотелось бы обратить внимание на рассмотрение следующих вопросов.

Любые ветви власти по отношению друг к другу имеют относительную долю независимости и самостоятельности, поскольку этим и достигается идея разделения властей теории Монтескье. Обеспечение такого порядка, чтобы власти сдерживали друг друга достигается через систему сдержек и противовесов. Наделив власти абсолютной независимостью по отношению друг к другу, придем к тому, что ни одна из ветвей власти не сможет воздействовать на другую, а значит, каждая из ветвей власти будет обладать своим собственным суверенитетом. Однако не стоит забывать, что суверенитет является свойством единой государственной власти.

В связи с этим следует подчеркнуть, что относительная зависимость одной ветви власти от другой, безусловно, должна быть. Иначе механизм сдерживания одной власти другой будет невозможен. Поэтому порядок назначения Генерального прокурора на должность Советом Федерации по представлению Президента не умаляет статус прокуратуры как самостоятельной ветви власти, не свидетельствует о подчинен-

ности прокуратуры президентской власти, а является механизмом сдержек и противовесов. Так, участие двух ветвей власти в процедуре формирования высших должностных лиц другой ветви власти свидетельствует о сдерживании полномочий одной ветви над другой.

Прокуратура Российской Федерации не может являться органом Президента, поскольку глава государства не обладает полномочиями по своевольному, безмотивированному освобождению Генерального прокурора от должности. Вместе с тем, отправить в отставку Правительство Президент может в любое время. А при освобождении Генерального прокурора от должности президент так или иначе связан мнением Совета Федерации.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. №1-ФЗ) // СЗ РФ. 2020. № 3. Ст. 4412.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // ВСНД ВСРФ. 1992. № 8. Ст. 366.

3. Кошелевский В. Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект. Пенза : «Пензенская правда», 2007.

4. Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М. : Проспект, 2019.

5. Фомичева О. А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 10. С. 50-55.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21 2014 No. 11-FKZ, dated July 1, 2020 No. 1-FZ) // SZ RF. 2020. No. 3. St. 4412.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Federal Law of January 17, 1992 No. 2202-1 (ed. of February 6, 2020) «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // VSND VSRF. 1992. No. 8. St. 366.

3. Koshelevsky V. D. Prosecutor's office in the system of state authorities of the Russian Federation: theoretical aspect. Penza : «Penzenskaya Pravda», 2007.

4. Kutafin O. E. Constitutional Law of Russia: textbook / E. I. Kozlova, O. E. Kutafin. M. : Prospect, 2019.

5. Fomicheva O. A. Prosecutor's office as a subject of the right of legislative initiative in legislative activity // State power and local self-government. 2018. No. 10. P. 50-55.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Конституционное право

россии

ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ

9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 671 с. Гриф МО РФ Гриф НИИ образования и науки Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

Информация об авторах

М. Д. Давитадзе — профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Одинцовского филиала МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук, профессор;

А. В. Сатышева — магистр кафедры Теории и истории государства и права Московского университета имени С. Ю. Витте.

Information about the authors

M. D. Davitadze— Professor of Criminal Law, Criminal Trial and Criminalistics of the Odintsovo Branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor;

A. V. Satysheva — Magister of the Department of Theory and History of State and Law of the Moscow University named after S. Yu. Witte.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 21.03.2022; accepted for publication 29.04.2022.

60

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 I 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.