УДК 343.163 DO110.47629/2074-9201_2021_3_26_28
Давитадзе Мевлуд Демуралович,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал), Московская область, город Одинцово,
ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассматривается вопрос о месте прокуратуры в системе государственного механизма. Исходя из задач и функционального назначения органов прокуратуры как одного из важнейших элементов механизма государства, предлагается повысить статус прокуратуры до уровня четвертой ветви власти. Ключевые слова: Конституция, органы прокуратуры, ветви власти, система органов государственной власти, задачи и функции органов прокуратуры
Mevlud D. Davitadze,
Doctor of Juridical Sciences, Full professor, professor at the Department of criminal Law, criminal procedure and criminalistics, Moscow State Institute of International Relations (university) Ministry of Foreign Affairs of the russian Federation (odintsovo branch), Moscow region, odintsovo,
PROSECUTOR'S OFFICES IN THE SYSTEM OF STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article deals with the question of the place of the prosecutor's office in the system of the state mechanism. Based on the tasks and functional purpose of the prosecutor's office as one of the most important elements of the mechanism of the state, it is proposed to raise the status of the prosecutor's office to the level of the fourth branch of government. Keywords: constitution, prosecutor's offices, branches of government, system of public authorities, tasks and functions of the prosecutor's office
Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, занимает особое место в системе органов государственной власти.
C момента образования (12 (23) января 1722 года) Российская прокуратура прошла неоднозначный путь своего становления и развития. За всю историю своего существования она подверглась различным реформам и преобразованиям. Еще в 1802 году институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции Российской империи [1].
В последующем функции органов прокуратуры были пересмотрены судебной реформой 1864 года «Основные начала судебных преобразований», в которой указывалась, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры» [2].
После Октябрьской революции 1917 года началась новая крупная судебная реформа в советской
России. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года [3] СНК РСФСР была упразднена прежняя система власти, в том числе и прокуратура, то есть существовавшие до революции суды, институты судебных следователей и прокурорского надзора.
В период с 1917 по 1922 год прокурорские функции осуществлял ряд органов государственной власти и управления: ВЦИК, СНК, народные комиссариаты юстиции, исполкомы и др. [4], что породило необходимость в законодательном порядке решить данную проблему.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое нормативное «Положение о прокурорском надзоре» [5], согласно которому в ноябре 1923 года в составе Народного комиссариата юстиции была образована Прокуратура Верховного суда СССР.
Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 года [6]. закрепили принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры.
ии
Следующим важным этапом развития прокуратуры явилось Положение о прокуратуре СССР, принятое ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года [7], определявшее правовой статус прокуратуры СССР как государственного союзного органа, осуществляющего высший надзор за исполнением законов на территории СССР. В результате данного акта была упразднена прокуратура при Верховном суде СССР.
В ноябре 1979 года после принятия Конституции СССР 1977 года был принят закон СССР о прокуратуре СССР, заменивший положение о прокурорском надзоре.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», определяющий понятие и закрепляющий функции и задачи органов прокуратуры.
В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры, согласно которому она выступала как самостоятельный государственный орган, формально не входящий ни в одну из ветвей власти.
Следует отметить, что согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения «на законодательную, исполнительную и судебную» [8].
Согласно Конституции, органы законодательной, исполнительной и судебной власти при осуществлении своих непосредственных полномочий действуют самостоятельно. Однако при реализации общих задач все ветви власти взаимодействуют друг с другом, по широкому кругу вопросов выступают как единый государственный механизм.
Понятие прокуратуры в период постсоветского законодательства, как уже было сказано, дается ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В ч.1 ст.1 [9] указанного закона говорится, что прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. В последующем положение данной нормы нашло свое отражение в ст. 129 Конституции РФ.
Вместе с тем следует отметить, что вопрос о месте прокуратуры в системе государственной власти за последние годы, как среди ученых, так и среди сотрудников органов прокуратуры различного уровня не теряет своей актуальности. Многие из них выступают за создание четвертой ветви власти в лице про-
куратуры, а часть из них - за сохранение прокуратурой прежнего статуса.
Одним из главных оснований и толчком для определения места органов прокуратуры в системе государственной власти послужило принятие 5 февраля 2014 года закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации №-2ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [10]. Именно данный закон послужил причиной внесения изменений в название главы 7 Конституции Российской Федерации, которая вместо «Судебной власти» получила название «Судебная власть и прокуратура».
Таким образом, в главе 7 Конституции по сравнению с прежней редакцией было определено равнозначное место судебной власти и органов прокуратуры, которые в системе правоохранительных органов занимают особое место. Главной целью указанных органов является обеспечение принципа верховенства Конституции и соблюдение требований законов Российской Федерации на территории страны. Однако при этом следует отметить, что место органов прокуратуры, обозначенное в главе 7 Конституции, не в полной мере соответствует их функциональному назначению.
Если проанализировать 7 главу Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», можно убедиться, что в ней из 12 статьей только одна - ст. 129 - посвящена органам прокуратуры, а остальные десять закрепляют и конкретизируют место судебной власти, в том числе конституционного суда в системе государственного механизма РФ (ст. 127 исключена).
На наш взгляд, настало время изменить существующую классическую систему деления власти на устоявшиеся ветви и, исходя из задач и функционального назначения органов прокуратуры (как ока государства), на конституционном уровне закрепить за прокуратурой статус четвертой ветви власти в системе государственного механизма.
Кроме того, следовало бы в системе органов прокуратуры учредить должность государственного/ конституционного прокурора, осуществляющего непосредственный контроль за соблюдением международных договоров РФ, Конституции РФ, федеральных законов и который во взаимодействии с конституционным судом осуществлял бы контроль за их исполнением. А за генеральной прокуратурой сохранить все другие направления деятельности, главная из которых будет заключаться в профилактике, предупреждении и борьбе с преступностью.
На наш взгляд, данное предложение может стать предметом должного обсуждения со стороны специалистов, на основании которого могут быть сделаны соответствующие выводы.
ип
Список литературы
1. https://samadm.ru/media/news/31303/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокуратура_Российской_Федерации
3. ПСЗ. Т. 44. № 46840. См. также: Российское законодательство X- XX веков. М., 1991. Т. 9. С. 8.
4. https://studme.org/70402/pravo/prokuratura_sovetskogo_perioda
5. Собрание узаконений 1922. № 36. С. 424.
6. https://studme.org/169052/pravo/prokuratura_sovetskogo_perioda
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокуратура_Российской_Федерации
8. http://www.consultant.ru/
9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
10. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - СЗРФ - 10.02.2014. -№ 6. - ст.548.
References
1. https://samadm.ru/media/news/31303/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Prosecutor's Office_Russia_federation
3. PSZ. Vol. 44. № 46840. See also: Russian legislation of the X- XX centuries. Moscow, 1991. Vol. 9. P. 8.
4. https://studme.org/70402/pravo/prokuratura_sovetskogo_perioda
5. collection of laws of 1922. № 36. p. 424.
6. https://studme.org/169052/pravo/prokuratura_sovetskogo_perioda
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Prosecutor's Office_Russia_federation
8. http://www.consultant.ru/
9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262 /
10. The Law of the Russian Federation on the Amendment to the constitution of the Russian Federation dated February 5, 2014 № 2-FKZ «On the Supreme court of the Russian Federation and Prosecutor's Office of the Russian Federation» [Electronic resource]. - NWRF - 10.02.2014. -№ 6. - Article 548.
икз