Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

изменений развития региональной аэропортовой сети за счет прихода на рынок низкобюджетных авиакомпаний.

Использованные источники:

1. Upham, P., Thomas, C., Gillingwater, D. & Raper, D., Environmental capacity and airport operations: Current issues and future prospects. Journal of Air Transport Management, 9, pp. 145-151, 2003.

2. Upham, P., Raper, D., Thomas, C., McLellan, M., Lever, M. & Lieuwen, A., Environmental capacity and European air transport: stakeholder opinion and implications for modelling. Journal of Air Transport Management, 10, pp. 199205, 2004.

3. Regulation (EC) No 793/2004 of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 amending Council Regulation (EEC) No 95/93 on common rules for the allocation of slots at Community airports, Strasbourg, 21 April 2004.

4. Postorino, M.N., Barrile, V. & Cotroneo, F., Surface movement ground control by means of a GPS-GIS system. Journal of Air Traffic Management, 12, pp. 375381, 2006.

Смотрова Е.Е., к. э.н.

доцент Смирнова Т.В. студент

Волгоградский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Волгоград ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В настоящее время, как в Волгоградской области, так и во всей России, очень остро стоит вопрос о рациональном формировании потребительской корзины, о ее расширении и увеличении объема уже включенных продуктов. Это происходит за счет постоянного роста потребностей человека, что в свою очередь свидетельствует о техническом прогрессе и об улучшении качества жизни.

Потребительская корзина (ПК) - набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, то есть минимальный набор услуг, продуктов питания, и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья [1].

Этот термин в экономических публикациях появился достаточно давно. Так в 1913г. в расчет уровня жизни включалось 24 позиции: 11 -сельскохозяйственных продукты питания; 9 - предметов бытовой необходимости; 4 - промышленных продуктов питания. Затем в 1928г. в СССР рассчитывался потребительский набор продуктов, на основе которого оценивался уровень жизни советского работника (табл. 1) [4, с. 93].

Таблица 1 - Потребительский набор товаров в месяц

Потребительский набор товаров (в месяц)

№ п/п Статьи расходов и наименование товаров Единицы измерения 1913 г. 1928 г. 1990-е гг.

Сельскохозяйственные продукты питания

1 Хлебные продукты (мука и хлеб ржаные и пшеничные) кг 24,6 16 8

2 Кртаы кг 3 2,5 1,5

3 Овопш кг 21,2 12,4 15,6

4 Мясо кг 3,2 4,6 3,5

5 Молоко цельное л 3,4 6,2 15,4

6 Яйца шт 3 8,6 15,2

7 Промышленные продеты питания

8 Масло растительное кг 0,7 0,5 0,8

9 Сельдь кг 1,23 1 -

10 Прочие продукты (сахар, соль, чай) кг 1,6 2 2

Предметы бытовой необходимости

11 Обувь мужская пара 0,07 0,11 -

12 Ткани м 3,2 3,2 -

13 Посуда шт - 2

14 Керосин л 3 0,6 -

15 Мыло простое кг 0,4 0,5 -

16 Табак 2-го сорта кг 0,07 0,05 -

17 Спички коробок 3 1,6 -

18 Дрова т2 0,23 0,24 -

Коммунальные услуги

19 Электроэнергия ГБт/ч - 8 400

20 Вода (водопроводная) Гл

21 Трамвай билет - 3.4 -

Куль тур но -пр о се ет ит ел ь ские р а сходы

22 Газета номер - 4 -

23 Писчая бумага лист - 0.5 -

24 Кино билет - £ -

Если сравнить данные таблицы, то можно заметить, что в потребительской корзине 1928г. в сравнении с 1913г. имеются как экономические (квартплата, электроэнергия, транспорт), так и политические изменения (культурно-просветительские расходы), что имело большое значение для населения в период построения социализма. Расширяется состав потребляемых товаров, некоторые уходят на второй план, а некоторые наоборот становятся еще более востребованными.

В 1993г. в зависимости от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей было принято решение, что страна по прожиточному минимуму разделилась на 8 зон: от 1-ой -Краснодарский край до 8-ой - Якутия. В состав входило 35 наименования продуктов питания, что составляло 70% минимального потребительского бюджета, а остальные 30 рассчитывались без расшифровки статей - одной цифрой [4, с. 95].

В 1997г. был принят ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» (№134ФЗ), который стал основой для принятия в 1999г. ФЗ «О потребительской корзине» (№20.1-ФЗ). Он установил состав и объем федеральной ПК, в состав которой входят продукты питания, одежда, обувь, предметы обихода, услуги. Полный их перечень содержит Федеральный закон «О

потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (№ 44-ФЗ). Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека в совокупности и по каждой в отдельности из трех групп ПК: продукты питания, непродовольственные товары и услуги для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети [5].

В 2000 г была проведена работа по экспертизе проектов потребительской корзины. Экспертиза проводилась Минздравом России — по минимальным наборам продуктов питания, Минэкономразвития России — по минимальным наборам непродовольственных товаров, Госстроем России — по минимальным наборам услуг. Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти, подготовку сводного заключения. За период работы Комиссии по экспертизе с ноября 2000 г. по июнь 2001 г. субъекты РФ представили в Комиссию 85 проектов потребительской корзины, что охватывает более 95% регионов[2].

Стоимость потребительской корзины в среднем на душу населения в 2001 году составила 1 535 рубля: продукты питания — 755,5 рубля, непродовольственные товары — 371,4 рубля, услуги — 408,1рубля. По оценке Минтруда РФ, стоимость новой потребительской корзины превысила показатель, определенный на основе методики Минтруда РФ 1992г.: в 14 регионах, на 31-35%, в 37 регионах — на 20-30%, в 18 регионах — на 1120%, в 10 регионах - на 10%. Незначительно (менее 5%) увеличилась стоимость потребительской корзины при изменении методики расчета в Республике Мордовия, Республике Карелия, Удмуртской Республике, Волгоградской области.

В настоящее время в состав потребительской корзины входят 83 наименования услуг и товаров, в их числе: продовольственных товаров 30 видов, непродовольственных товаров 41 вид и 12 видов различных услуг.

Начиная с 1 января текущего, 2014 года, в Российской Федерации начала свое действие новая потребительская корзина, которая ранее была утверждена сроком на 5 ближайших лет [3].

На основе закона Волгоградской области «О потребительской корзине Волгоградской области», принятого Волгоградской областной думой 23 мая 2013г.: продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) по Волгоградской области, устанавливаются в объеме, представленном в табл. 2.

ЛЬ Наименование продукта Единица Объем потребления 1 в среднем на одного человека в

п/п измерения год)

Трудовое население Пенсионеры Дети

1 Хлеоные продукты (хлеб,

макаронные изделия в пересчете на муку, муха, крупы, бобовые) кг 171:6 137 101,2

2 Картофель кг Е0=2 70,0 80,8

3 Овогци и бахчевые кг 125,2 107,0 126,3

4 Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1

5 Сахар и кондитерские изделия б

пересчете на сахар кг 24,6 22,0 24,2

6 Мясопродукты кг 63,1 5 7:0 46,3

7 Рыбопродукты кг

8 Молоко и молокопродукты в

пересчете на молоко кг 116,0 98,0 164,4

9 Яйиа шт 210,0 200,0 201,0

10 Масло растительное, маргарин и

другие жиры кг 14,0 11.5 8,2

11 Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 5,1 4:3 3,5

Состав потребительской корзины свидетельствует о том, что жители России должны в больших количествах употреблять в пищу мясные продукты (увеличение с 40 кг/год до 50 кг/год), молочные продукты, рыбные продукты (с 16 кг/год до 20кг/год для взрослого населения), яйца, фрукты и овощи (увеличении почти в 2 раза), при этом значительно сократилась доля хлебных изделий и картофеля, маргарина, растительного масла и прочих жиров различного происхождения.

В свою очередь стоимость непродовольственных товаров и услуг устанавливается в следующих соотношениях со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Наименование Труд о спо со Зное население Пенсионеры ¡Дети

Непродовольственные товары 55 55 55

Услуги 55 55 55

Необходимо отметить, что повышение цен и прожиточного минимума отражаются только на продовольственных товарах, в отличие от непродовольственных, которые остаются неизменными уже долгое время.

Таблица 3 - Объемы потребления непродовольственных товаров

№ Наименование продукта Единица Объем потребления (в среднем на одного человека в

п/п измерения год)

Трудовое население Пенсионеры Детн

1 Верхняя пальтовая группа штук.'лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

2 В ерхняя ко спомно -платьев ая гртапа. штук.'лет 8/4,2 В/5,0 11/2,0

3 Белье штук.'лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

4 Чулочно-носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

5 Головные уборы и галантерейные изделия штук.'лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

6 Обувь пар/лет 6,3,2 6.3,5 7/1,8

7 Школьно-письменные товары ПГП'К 3/1,0 3/1,0 27/1,0

8 П о стельн о е белье штук.'лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

9 Товары культурно-бытового и хозяйственного значения штук.'лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

10 Предметы п ерв ой необходимости, санитарии и лекарства % от обшей величины расходов 10 15 12

Согласно таблице 3, каждый трудоспособный гражданин имеет право на приобретение верхней одежды раз в 2,5 года на выбор, осенней или зимней; 2 пары обуви в год (при 4-х сезонов в году); 2 комплекта постельного белья и 1 холодильник на семью, который служит 30 лет (в данной таблице не указано).

Значительную часть ПК составляют услуги, представленные в таблице

4.

Таблица 4 - Объемы потребления услуг

В среднем на одного гражданина в день приходится 2 ванны воды, транспортные же услуги предполагают 3 поездки в неделю пенсионеру, 619 поездок в год трудоспособному гражданину.

В настоящее время потребительская корзина состоит из минимального набора товаров и услуг, просто позволяющих балансировать человеку на грани физического существования.

ПК должна быть сформирована с учетом климатических, экономических и социальных особенностей каждого региона, должна

включать именно тот объем и перечень товаров и услуг, которые могут выступать в качестве важнейших социальных гарантий. Так же следует не увеличивать срок ее действия с каждым разом, а наоборот уменьшать, так как с учетом технического прогресса, увеличения темпов жизни и рыночной экономики, просто нет возможности, чтобы вещи служили по 20-30 лет, как в СССР. Необходимо рационально оценивать как биологические, так и социальные нужды граждан.

В наш век - век технического прогресса, просто невозможно игнорировать тот факт, что около 90% населения РФ пользуются техникой (телефон, компьютер, телевизор и др.), что тоже, несомненно, необходимо отразить в ПК.

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Станишевская, С.П. К вопросу о Российской экономической корзине / С.П. Станишевская, Д.А. Губанов // Вестник Пермского университета. Экономика. 2012. Вып. 2 (13). - С. 91-98.

2. Общество защиты прав потребителей [Электронный ресурс] // http: //ozpp .ru/tesaurus/198/72/.

3. Потребительская корзина [Электронный ресурс] // http: //www. ronl. ru/referaty/ekonomika/235557/.

4. Потребительская корзина на 2014г: состав. Деловая жизнь [Электронный ресурс] // http: //bs-life. ru/makroekonomika/potrebitel skaya-korzina2013. html.

5. Федеральный Закон о потребительской корзине в целом по РФ [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=59321

Смышляев В.А. магистрант 2 курса «Финансы и кредит» Российский Государственный Социальный Университет

Россия, г. Москва ИННОВАЦИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Эффективность использования инновационных финансовых продуктов и технологий в банковской деятельности показывает, что важнейшим перспективным направлением развития выступает внедрение инфокоммуникационных технологий на финансовых рынках. Однако данную стремительно развивающуюся тенденцию следует рассматривать в системной совокупности с рядом других инновационных направлений в банковском секторе, к числу которых следует отнести процессы финансовой глобализации, пронизывающие все сферы современной российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.