Научная статья на тему 'Анализ социально-трудовой политики Воронежской области'

Анализ социально-трудовой политики Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / SOCIAL AND LABOUR RELATIONS / DEMOGRAPHIC POLICY / CONSUMER BASKET / MINIMUM WAGE / LIVING WAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санталова Марианна Сергеевна, Диденко Сергей Саргеевич

В статье исследуются социально-трудовые отношения Воронежской области. Анализируется социальная политика региона и представляется прогноз по развитию социально-трудовых отношений. Отдельно представляется прогноз по демографической ситуации в области. Улучшение демографической ситуации напрямую зависит от благосостояния населения. Анализ прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда дает четкое представление о благосостоянии и жизненном уровне населения. Также была исследована потребительская корзина России и Воронежской области. Приведены группы продуктов, входящих в потребительскую корзину и общее число наименований. Проанализировано процентное соотношение между различными группами товаров и услуг. Показано, на какие группы товаров население страны тратит большее и меньшее количество денежных средств. В статье даются рекомендации по увеличению потребительской корзины, что, в свою очередь, повлечет повышение прожиточного минимума и улучшение благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санталова Марианна Сергеевна, Диденко Сергей Саргеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL AND LABOUR POLICY OF THE VORONEZH REGION

In article social and labour relations of the Voronezh region are investigated. Social policy of the region is analyzed and the forecast of social and labour relations development is submitted. Separately the forecast of demographic situation in the region is submitted. Improvement of demographic situation directly depends on welfare of the population. The analysis of living wage and minimum wage gives a clear idea of welfare and standard of living of population. The consumer basket of Russia and the Voronezh region was investigated. Groups of products entering into a consumer basket and total number of names are given. The percentage ratio between various groups of goods and services is analyzed. It is shown, on what groups of goods the population of the country spends bigger and smaller quantity of money. In article recommendations for increase of consumer basket are made that, in its turn, will entail increase of living wage and improvement of welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-трудовой политики Воронежской области»

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

М. С. САНТАЛОВА, С. С. ДИДЕНКО

В статье исследуются социально-трудовые отношения Воронежской области. Анализируется социальная политика региона и представляется прогноз по развитию социально-трудовых отношений. Отдельно представляется прогноз по демографической ситуации в области. Улучшение демографической ситуации напрямую зависит от благосостояния населения. Анализ прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда дает четкое представление о благосостоянии и жизненном уровне населения. Также была исследована потребительская корзина России и Воронежской области. Приведены группы продуктов, входящих в потребительскую корзину и общее число наименований. Проанализировано процентное соотношение между различными группами товаров и услуг. Показано, на какие группы товаров население страны тратит большее и меньшее количество денежных средств. В статье даются рекомендации по увеличению потребительской корзины, что, в свою очередь, повлечет повышение прожиточного минимума и улучшение благосостояния населения.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, демографическая политика, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум.

Успешное развитие социально-трудовых отношений в обществе тесно связано с устойчивым демографическим развитием, обеспечивающим стабильное воспроизводство человеческого потенциала. Однако в Воронежской области, как и в России в целом, на протяжении последних двадцати лет население непрерывно сокращается.

В регионе на первом этапе реализации демографической политики обозначены основные направления и меры по стабилизации демографической ситуации, которая, в первую очередь, оказывает влияние на социально-трудовые отношения.

Но этого пока недостаточно, так как по оценкам экспертов, очевидно, что остающийся низким уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. В регионе численность мужчин и женщин старше трудоспособного возраста неуклонно возрастает и по состоянию на начало 2012 г. составляет 54,3 %. За последние десять лет доля лиц младше трудоспособного возраста сократилась с 18,1 % в 2000 г. до 13,8 в 2010 г. Тогда как, по данным службы статистики, общий показатель рождаемости в регионе вырос на 26,2 % с 8,4 на 1000 чел в 2006 г. до 10,9 в 2012 г. [2].

Тем не менее, существующая на начало 2012 г. структура населения позволяет прогнозировать, что в ближайшие десять лет численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного воз-

раста, почти в полтора раза превысит численность вступающих в трудоспособный возраст.

Сокращение численности населения, занятого в экономике, будет сопровождаться увеличением доли работающих старших трудоспособных возрастов.

Решение проблем демографии в области напрямую связано с повышением благосостояния населения, что на сегодняшний день является основной целью социальной политики правительства Воронежской области и главным критерием ее эффективности.

По мнению региональных аналитиков, в последние годы сложилась устойчивая положительная динамика основных индикаторов социальной политики Воронежской области (табл. 1) [2].

По данным правительства Воронежской области, в регионе среднемесячная заработная плата по итогам 2012 г. составила 19537 руб. и выросла к уровню 2011 г. на 121,7 % (по РФ -на 13,3 %). В реальном выражении ее рост составил 111,4 % [2].

Если сравнить среднемесячную зарплату Воронежской области с зарплатами стран Западной Европы, то мы получим сильно разнящиеся цифры - 630 долл. США против 4000 долл. США.

Покупательная способность заработной платы в Воронежской области увеличилась с 2,8 до 3,53 наборов прожиточного минимума.

Таблица 1

Индикаторы социальной политики в регионе

№ п/п Наименование показателя Фактические значения показателя

2010 г. 2011 г. 2012 г.

1. Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу предприятий, руб. 14839,6 17139,7 19537

Темп роста, % 112,1 115,5 121,7

2. Реальная заработная плата, в % к предыдущему году 105,6 106,9 111,4

3. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. 5359 5946 5535

4. Покупательная способность заработной платы, наборов ПМ в среднем на душу населения 2,80 2,90 3,53

5. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % от общей численности 18,4 17,3 10,4

Прожиточный минимум на 2012 г. составлял 5535, по сравнению с 2010 г., где он равнялся 5359. Как видим, прожиточный минимум вырос на 103 % [2].

Прожиточный минимум, как правило, разрабатывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина Воронежской области была сформирована исходя из потребностей населения области. В потребительской корзине были изменены объемы потребления мяса и мясных продуктов, молока и молокопродуктов, овощей, яиц, хлеба и жиров [ 1].

К примеру, объем потребления хлеба в год для трудоспособного населения составляет 128,4 кг, для пенсионеров - 98,7 кг, для детей - 78,3 кг. Потребительская корзина была принята Воронежской областной думой с участием областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и у представителей профсоюзов нареканий не вызвала [3].

Для качественного уровня жизни населения, потребительская корзина должна быть расширенной и включать в себя не только «основные продукты питания», затраты на здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, затраты на транспорт, на культурно-развлекательные мероприятия, но и соответствовать уровню качества жизни населения. Так же, при формировании потребительской корзины, следует учитывать темпы роста инфляции, из чего можно сделать выводы, что та прибавка к минимальному размеру оплаты труда, по сравнению с прошлыми годами, есть ни что иное, как инфляционная корректировка.

Если учитывать качество жизни населения при формирования потребительской корзины, можно прийти к выводу, что МРОТ должен превышать ныне существующий показатель в десятки раз.

Следует отметить, что потребительская корзина Воронежской области мало чем отличается от Федеральной потребительской корзины, которая действует с 1 января 2013 г. по 2018 г. [4].

Потребительскую корзину РФ подразделяют на три группы:

В первую группу включены продукты питания, которые составляют около 50 % ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, на продукты питания приходится около 20 %). Большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, белье, лекарства.

Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Согласно расчетам правительства в потребительскую корзину в 2013 г. на одного трудоспособного гражданина в год приходится 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов.

Обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации, должен употреблять в день: хлеба - 300 г., картошки - 280 г., овощей -300 г., фруктов свежих - 160 г., сладкого - 60 г., молока и молочных продуктов - 800 г., масла растительного и жиров - 40 г., мяса - 160 г., и употреблять за неделю 350 г. рыбы. А также 1 раз в 2 дня съедать одно яйцо (табл. 2).

В соответствии с расчетами правительства на непродовольственную группу товаров Российские граждане тратят в среднем 30 % , своих доходов в год. Из них 10-15 % уходит на предметы первой необходимости, санитарии и лекарств (табл. 3).

Что касается сферы услуг, то здесь, по мнению экспертов, трудоспособный российский гражданин тратит около 20 % от всех своих доходов.

Если брать услуги культуры, то среднестатистический гражданин имеет возможность на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр.

Таблица 2

Продукты питания

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население пенсионеры дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 76,6

Картофель кг 100,4 80,0 88,1

Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5

Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8

Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0

Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7

Яйца штука 210,0 200,0 201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

Таблица 3

Непродовольственные товары

Наименование Единица измерения/ срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население пенсионеры дети

Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0

Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

Чулочно-носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

Г оловные уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8

Школьно-письменные товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0

Постельное белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства % от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц 10 15 12

Для сравнения в странах Западной Европы потребительская корзина состоит в среднем из 350 наименований продовольственных товаров, промышленных товаров и услуг (к примеру, в Российской Федерации общее число по трем категория составляет 29 наименований). Потребительская корзина служит для определения индекса потребительских цен, в зависимости от которых

корректируется минимальный размер оплаты труда. В начале 2013 г. средний МРОТ в странах Западной Европы, если пересчитать на рубли, составлял 47695, а в России - 5554 руб. [4].

Проведя анализ предоставленных данных, можно сделать выводы, что потребительская корзина среднестатистического Российского гражданина должна составлять 135756 руб. в год. Из

них, на продукты питания приходится 43,7 %, на минимальный размер оплаты труда должен со-

непродовольственные группу товаров 33,7 % и ставлять 11313 руб., против нынешних 5554 руб.

22,6 % приходится на группу «Услуги». Так же (табл. 4, 5).

Таблица 4

Услуги

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население пенсионеры дети

Жилье кв. м общей площади 18 18 18

Центральное отопление Гкал в год 6,7 6,7 6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение литров в сутки 285 285 285

Г азоснабжение куб. м в месяц 10 10 10

Электроэнергия кВт. ч в месяц 50 50 50

Транспортные услуги поездок в год 619 150 396

Услуги культуры % от общей величины расходов на услуги в месяц 5 5 5

Другие виды услуг % от общей величины расходов на услуги в месяц 15 15 15

Таблица 5

Анализ потребительской корзины 2013 г.

Наименование Ед.изм. Объем потреб. в среднем товара на одного чел. в год Цена за ед. товара (руб.) Стоимость (руб.) Выражение в %

Продукты питания

Хлеб кг 100,4 30 3012 5,1

картофель кг 89,5 20 1790 3

овощи кг 108,4 50 5420 9,1

Фрукты кг 74,4 70 5208 8,8

Сахар кг 22,3 22 490,6 0,8

Мясопродукты кг 52,2 200 10440 17,6

Рыбопродукты кг 17,7 230 4071 7

Молокопродукты кг 302,8 90 27252 46

Яйца шт 203 4,7 954,1 1,6

Масло растительное и жиры кг 8,6 30 258 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочее (соль, чай, специи) кг 4,2 90 378 0,6

Итого по разделу 59273,7 43,7%

Непродовольственные товары

Верхняя одежда шт./лет 1/2 7000 3500 7,6

Костюмы и платья шт./лет 5/2 3000 7500 16,4

Белье шт./год 4 700 2800 6,1

Чулочно-носочные изделия пар/год 4 400 1600 3,5

Г оловные уборы и галантерея шт./год 1 2000 2000 4,4

Обувь пар/лет 5/2 3000 7500 16,4

Школьно письменные товары шт./год 11 400 4400 9,6

Постельное белье шт./год 2 1000 2000 4,4

Товары культурнобытового и хозяйственного назначения шт./год 2 4500 9000 19,6

Наименование Ед.изм. Объем потреб. в среднем товара на одного чел. в год Цена за ед. товара (руб.) Стоимость (руб.) Выражение в %

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарств % 12 - 5495,45 12

Итого по разделу 45795,45 33,7%

Услуги

Жилье кв. м 18 33,5 603 2

Центральное отопление Гкалв год 6,7 1704,36 11419,21 37,2

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение м3 /год 104,025 57,86 6018,88 19,6

Г азоснабжение м3 /год 120 5,97 716,4 2,3

Электроэнергия кВт.час /год 600 2,54 1524 4,9

Транспортные услуги Поездок в год 388 11 4268 14

Услуги культуры % от общей величины расходов на услуги 5 - 1534,34 5

Другие виды услуг % от общей величины расходов на услуги 15 - 4603 15

Итого по разделу 30686,86 22,6%

* * *

ANALYSIS OF SOCIAL AND LABOUR POLICY OF THE VORONEZH REGION

M. S. Santalova, S. S. Didenko

In article social and labour relations of the Voronezh region are investigated. Social policy of the region is analyzed and the forecast of social and labour relations development is submitted. Separately the forecast of demographic situation in the region is submitted. Improvement of demographic situation directly depends on welfare of the population. The analysis of living wage and minimum wage gives a clear idea of welfare and standard of living of population. The consumer basket of Russia and the Voronezh region was investigated. Groups of products entering into a consumer basket and total number of names are given. The percentage ratio between various groups of goods and services is analyzed. It is shown, on what groups of goods the population of the country spends bigger and smaller quantity of money. In article recommendations for increase of consumer basket are made that, in its turn, will entail increase of living wage and improvement of welfare of the population.

Key words: social and labour relations, demographic policy, consumer basket, minimum wage, living wage.

Литература

1. Санталова М. С., Щеглова Е. И. Показатели уровня жизни населения // Социально-экономические проблемы инновационного развития: мат-лы Между-нар. науч-практич. конф. Воронеж, 2012.

2. иКЬ: http://www.govvm.ru

3. иКЬ: http://www.vrnoblduma.ru

4. иКЬ: http://bs-life.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.