Научная статья на тему 'Взаимоотношения объединений работодателей и предпринимателей с органами власти'

Взаимоотношения объединений работодателей и предпринимателей с органами власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
343
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения объединений работодателей и предпринимателей с органами власти»

А.В.Михеев,

кандидат экономических наук

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Социально-экономические и политические преобразования в России, происходящие на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, привели к модернизации общественных отношений, стимулировали становление и развитие принципиально новых общественных объединений, в том числе объединений работодателей.

Объективными условиями становления и развития предпринимательских объединений являются: концентрация и централизация капитала; наличие у предпринимателей общеклассовых экономических, социальных и политических интересов; потребность у различных объединений предпринимателей в координации своих действий и усилий для совместного влияния на властные структуры и многочисленные «группы интересов» работников и профсоюзное движение.

Становление предпринимательских объединений в России прошло несколько этапов. Объединения предпринимателей стали создаваться на рубеже 80-90-х годов. Вначале это были корпоративные профессионально-отраслевые организации биржевиков, брокеров, банкиров и др. Затем сформировались союзы: Лига кооператоров и предпринимателей, Союз предпринимателей и арендаторов, Российский союз товаропроизводителей и др. В этот же период (1989-1991 гг.) был создан Научно-промышленный союз СССР, который впоследствии стал Российским союзом промышленников и предпринимателей; становление политических партий предпринимателей; возникли такие политические партии предпринимателей, как Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Партия консолидации.

1992-1993 гг. можно считать вторым этапом создания объединений предпринимателей и работодателей. Именно в эти годы активизировался корпус директоров крупных государственных и акционированных предприятий по формированию Федерации товаропроизводителей России, Лиги содействия оборонным предприятиям, Союза нефтепромышленников, Ассоциации российских банков, Объединения предпринимателей «За новую Россию», в состав которого вошли крупные предпринимательские объединения (Российс-

кий союз промышленников и предпринимателей, Всероссийская ассоциация частных и приватизированных предприятий).

1994-1997 гг. - третий этап формирования и развития объединений, который характеризуется интенсификацией процесса создания общероссийских общественных объединений предпринимателей и работодателей. В этот период возникли: «Круглый стол» бизнеса России, Ассоциация российских банков, Конгресс деловых кругов, Клуб реалистов и др.

Затем, в 1998-2002 гг., общероссийские объединения предпринимателей осуществили целенаправленные меры по координации своей деятельности. Этот период можно охарактеризовать как четвертый этап развития предпринимательских объединений. Именно в эти годы начал работу Координационный совет объединений работодателей (КСОР), входящих в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Руководители предприятий малого и среднего бизнеса в 2002 г. организовали Объединение предпринимательских организаций России, которое активно включилось во взаимодействие с институтами государственной власти, объединениями бизнеса, некоммерческими организациями. Предприниматели - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - создают общественное объединение «Деловая Россия». Аграрные предприниматели в мае 2002 г. объединились в Российское аграрное движение.

Заметно активизируется взаимодействие объединений предпринимателей с международными организациями. В этом отношении заслуживает внимания деятельность Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП), созданного в 1992 г. В него входят национальные советы промышленников и предпринимателей Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии. Они связаны устойчивыми исторически обусловленными экономическими интересами новых независимых государств.

МКПП получил статус наблюдателя при Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Делегация МКПП принимает активное участие в работе постоянных комиссий и пленарных заседаниях ассамблеи, в подготовке политико-правовых документов. МКПП сотрудничает с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, где имеет консультативный статус. МКПП участвует в осуществлении проектов, разработанных и реализуемых ЮНИДО, расширяя сотрудничество с крупнейшими промышленными компаниями различных стран.

Представляет интерес деятельность Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА) в развитии внешнеэкономических связей. ММБА объединяет свыше 200 российских и международных компаний, тесно взаимодействует с Правительством Москвы, сотрудничает с Европейским объединением деловых кругов, Американской торговой палатой и другими влиятельными международными бизнес-организациями.

В январе 2002 г. лидеры крупнейших международных общественных организаций бизнеса и профсоюзов встретились в Нью-Йорке и создали в ООН Консультативный совет по заключению Всемирного договора, призванного обеспечить права человека, права трудящихся, защиту окружающей среды на основе постоянного диалога с правительствами государств - членов ООН. К этому Всемирному договору присоединились компании и объединения бизнеса России.

В ноябре 2002 г. был принят Закон Российской Федерации «Об объединениях работодателей»1, в соответствии с которым работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, местного самоуправления на добровольной основе создавать объединения в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых и связанных с ними иных экономических отношений с профсоюзами и органами власти. Этим законом определены виды объединений работодателей по территориальному и отраслевому признакам; сформулированы принципы их деятельности: добровольность, самостоятельность, взаимодействие; изложены права, обязанности, ответственность членов объединений работодателей и самих объединений работодателей; указано, что структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединений работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей. Весьма важным является то, что в соответствии с названным законом объединение работодателей является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации.

В свою очередь объединения предпринимателей выступают с инициативой по разработке и принятию «Кодексов чести», «Хартии деловой и предпринимательской этики», в соответствии с которыми бизнесмены обязуются строить свою работу, «основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности»2. В этой свя-

1 См.: Российская газета. 2002. 30 нояб.

2 См.: Титов Б. Предприниматели приняли свой «Кодекс чести» // Российская газета. 2002. 25 окт.

зи предполагается создание комиссий по корпоративной этике, введение института посредников, судов чести и т. д.

В России в 2002 г. насчитывалось 65 общероссийских и свыше 500 региональных объединений предпринимателей и работодателей. Около 30 общероссийских объединений предпринимателей и работодателей участвуют в деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Кроме того, в стране продолжают работу восемь крупнейших межрегиональных социально-экономических ассоциаций: Центрального, Северо-Западного, Черноземного, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного районов.

Классифицируя объединения работодателей и предпринимателей, можно выделить несколько их типов в зависимости от тех или иных критериев: по организационным формам и принципам их создания; по их отношению к властным структурам; по масштабам деятельности (общероссийские, отраслевые, региональные, территориальные); по формам собственности (частное, государственное, предпринимательство с участием иностранного капитала) и т. д.

Главным во взаимодействии бизнеса и власти является воздержание предпринимателей и работодателей от прямого участия в политической борьбе, взаимная нацеленность на достижение соответствующих социально-экономических результатов в различных сферах и поиск путей консолидации российского общества. Хотя, как показывает опыт последнего десятилетия, отношения предпринимателей с органами власти характеризуются серьезными противоречиями, проявляющимися не только в различных формах диалога, но и во многообразных методах давления и даже грубого диктата со стороны ряда представителей бизнес-сообщества. К примеру, в начале 90-х годов основная масса предпринимателей поддерживали действия властей по основным направлениям реформирования экономики. Однако уже в середине 90-х стали проявляться сдержанно-негативные оценки деятельности властных структур, а к концу десятилетия отмечалось противостояние бизнес-элиты и институтов власти. Укрепление государства ставит бизнес-элиту в более жесткие рамки и ограничивает ее прямое влияние на некоторые политические процессы.

На рубеже XX - XXI вв. многие представители российского бизнеса выражают серьезные претензии к властвующей элите как в отношении собственно экономической политики государства, так и в связи с тем, что предпринимательские круги отстраняются от участия в выработке и принятии принципиально важных государственных решений. В свою очередь, судя по заявлениям высших должностных лиц государства, наметилась тенденция перекладывания от-

ветственности за трудности в преодолении кризиса в экономике и социальной сфере на предпринимательские круги. Это отчетливо проявилось, к примеру, в связи с так называемыми расследованиями деятельности группы «Медиа-Мост», «Норильского никеля», «АвтоВАЗа» (Тольятти), «ЛУКойла» и других, начавшимися в 2000 г. Это лишь несколько эпизодов достаточно глубокого и многогранного конфликта между предпринимательскими структурами и властью в отношении тактики и способов проведения рыночных реформ, роли в нем институтов государственной власти и частного предпринимательства.

Тем не менее для предпринимательских структур России всегда было характерно стремление к интеграции с институтами государственной власти. Опыт показывает, что если даже достаточно крупная предпринимательская структура теряет позиции во взаимоотношениях с властью, то это сказывается на снижении результатов ее экономической деятельности.

В посткризисный период (после 1998 г.) влияние бизнес-элиты на власть остается значительным, но изменились его формы. Если интересы крупного бизнеса сначала проявлялись в получении привилегий для своих компаний, то с ростом масштабов их деятельности устремления предпринимателей стали распространяться на законодательное регулирование экономики в целом. Бизнесмены активно вошли во власть. Значительно увеличилось их количество среди депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, в Администрации Президента. Расширяется состав представителей бизнес-элиты среди губернаторов: в настоящее время в 12 субъектах Федерации органы власти возглавляют крупные бизнесмены.

Региональные предприниматели также значительно усилили свои позиции в законодательных органах субъектов Федерации. Этому способствовало и то обстоятельство, что в 1998-2001 гг. избиратели отдавали предпочтение и, естественно, свои голоса на выборах крупным хозяйственникам, руководителям акционерных обществ, предприятий и организаций. По итогам выборов в региональные органы законодательной власти представители промышленной и финансовой элиты, директорского корпуса получили 80% депутатских мест в Пермской области, около 70% - в Смоленской, свыше 60% -в Пензенской, Тамбовской, Томской областях1.

В то же время наметившаяся тенденция свидетельствует о сращивании предпринимательства с аппаратными структурами органов власти, о расширении так называемых инвестиций в чиновника. Не-

1 См.: Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998-2001 гг. // Социс. 2002. №8. С. 26.

редко в российских реалиях чиновник через подставных лиц является совладельцем какой-либо фирмы, имеет коммерческий доход и, соответственно, оказывает услуги данной предпринимательской структуре. В определенный момент он переходит на работу в эту структуру, обеспечивая таким образом свой благоприятный переход в бизнес.

Важным механизмом взаимодействия органов власти с объединениями предпринимателей является система социального партнерства. Основными функциями объединений работодателей и предпринимателей в системе социального партнерства являются следующие:

- последовательное укрепление самосознания предпринимательского слоя, интеграция различных групп предпринимателей в крупный класс, выражающий и защищающий интересы «ассоциированного» капитала, утверждение в их сознании того, что предприниматели и работодатели являются не только частными лицами и управляющими менеджерами, но и общественными фигурами;

- представительство интересов капитала как носителя экономической и политической власти во взаимоотношениях с властными структурами и профсоюзами для достижения возможно большей прибыли на вложенный капитал;

- заинтересованное участие работодателей и предпринимателей в разработке согласованной политики по вопросам повышения качества рабочей силы, совершенствования оплаты и условий труда, решения проблем занятости, обеспечения социальных гарантий, предотвращения острых социальных конфликтов;

- работодатели и предприниматели выделяют средства для создания системы информационно-коммуникативного обеспечения партнерских отношений, аккумулирования мирового опыта хозяйствования, освоения механизмов создания нового качества работы.

Объединения работодателей и предпринимателей в системе социального партнерства выступают и как институты соответствующих социальных гарантий. Вместе с государством они призваны решать социальные проблемы, проявлять социальную ответственность в условиях реформирования российского общества. В деятельности объединений работодателей по решению социальных проблем можно выделить три наиболее важных аспекта:

1) производственные результаты предприятий, их прибыль являются источником прямых налогов и социальных взносов;

2) на крупных предприятиях содержатся учреждения социальной сферы и организации, занимающиеся социальными услугами, которыми пользуются, прежде всего, работники этих предприятий, а нередко и население близрасположенных территорий;

3) политика объединений предпринимателей и руководителей предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость и заработную плату своих работников.

Многие объединения предпринимателей, взаимодействуя с институтами государственной власти и профсоюзами, принимают участие в реализации ряда социальных программ и государственной социальной политики в целом. У предпринимателей и властных структур практически нет расхождений по поводу проведения политики доходов и цен, сохранения в определенных масштабах регулирующей роли государства, соответствующей кризисному периоду. Одобряя, например, нацеленность правительственных программ на формирование активного рынка труда, в ходе коллективных переговоров, а также в законотворческой деятельности объединения предпринимателей последовательно проводят линию на поддержку работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места, ведущих подготовку и переподготовку кадров, содействующих развитию малого бизнеса. В данном случае их позиции сходятся на том, что лучше использовать средства для поощрения таких работодателей, чем выплачивать работникам пособия по безработице.

Объединения предпринимателей все более активно выступают за реализацию антиинфляционной идеи о добровольной согласительной приостановке роста цен на выпускаемую продукцию на основе картельных соглашений между работодателями, профсоюзами и правительством.

Среди наиболее устоявшихся форм участия крупного бизнеса в политической жизни общества можно выделить следующие:

- соучастие в создании и проведении специальных программ экономического и социального развития;

- широкое использование средств массовой информации для поддержки правительственных акций, проводимых в интересах соответствующих фирм и объединений;

- воздействие на различные государственные органы и организации через разветвленную систему «корпоративного лоббизма», через своих представителей, работающих в законодательных структурах власти, правительственных учреждениях, через систему специальных консультативных комиссий, советов и комитетов, создаваемых в системе государственного управления и местного самоуправления;

- подготовка проектов и проталкивание в законодательных и исполнительных органах различных административных, законодательных и иных предложений, выражающих волю и интересы предпринимательских союзов и объединений;

- материально-финансовое обеспечение корпорациями и другими ассоциациями избирательных кампаний, всякого рода политических мероприятий, собраний, симпозиумов, конференций.

Каждый из этих путей и форм, обладая своими особенностями, служит своеобразным каналом взаимосвязи и взаимодействия предпринимателей и работодателей с политической элитой и политической системой современного общества. Вместе же они формируют механизм активного политического воздействия предпринимательских кругов на политическую сферу жизни общества, на внутреннюю и внешнюю политику современного государства. Различные уровни, пути и формы политической активности бизнеса со всей очевидностью свидетельствуют о том, что не только крупный капитал в целом, его формальные и неформальные группировки и объединения, но и отдельные корпорации, компании и фирмы играют все возрастающую политическую роль, являются прямыми участниками политического процесса.

Конечно, не следует идеализировать деятельность предпринимательских объединений, особенно в сфере социально-трудовых отношений. Реальная обстановка 90-х годов XX в. и первых лет XXI столетия характеризуется нарастанием нарушений с выплатой заработной платы работникам (за первое полугодие 2002 г. задолженность составила 35,6 млрд руб.).

Осуществляя партнерские отношения с органами власти, профсоюзами, работодатели нередко применяют деструктивные технологии: уклонение от подписания коллективных договоров и соглашений; экономическое принуждение работников (т. е. запугивание увольнением, сокращением рабочих мест, реструктуризацией предприятий и организаций); введением двойных форм оплаты труда (по ведомости и в конверте), внося тем самым раскол в трудовые коллективы.

При таком подходе к социальному партнерству нарушаются его основные принципы. Право на труд оказывается все больше подчиненным конкуренции, обусловленной снижением уровня социальных гарантий, а также субъективными предпочтениями работодателей.

Контролируя процесс накопления прибылей, социально-экономическую и политическую активность бизнеса, органы власти и управления должны обеспечивать его экономическую и социально-политическую ответственность перед обществом.

Активно включаясь в систему социального партнерства, крупный капитал стремится всеми доступными средствами воздействовать на властные структуры всех уровней. В частности, наблюдаются его довольно настойчивые усилия по изменению законодательных актов в сторону ограничения ряда социальных прав трудящихся,

уменьшения социальных гарантий. Примером этого может служить давление международных финансовых кругов в России через Всемирный банк по таким направлениям, как сокращение бюджетного финансирования социальной сферы, использование конкуренции рабочей силы для ограничения социальных льгот и гарантий работникам. Транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы в полной мере, к примеру, используют различия в цене рабочей силы в целях получения дополнительной прибыли.

Такого рода проявления отрицательно сказываются на развитии самого предпринимательства, которое осложняется многими факторами, связанными с негативным отношением к нему именно со стороны общества. Так, в ходе одного из социологических исследований, проведенных Институтом социологии РАН в 2001 г., больше половины предпринимателей отметили, что чувствуют недоброжелательное отношение общества. В ходе другого исследования 12,8% радикально настроенных респондентов объявили, что бизнесменов надо сажать в тюрьму или расстреливать1.

Для упрочения цивилизованных отношений с общественностью предпринимателям следует уделять серьезное внимание налаживанию прямых связей с организациями трудящихся, выявлению общественного мнения. Представляется, что как отдельным предпринимательским структурам, фирмам (непосредственно или с помощью PR-агентств и СМИ), так и объединениям, союзам, ассоциациям и другим общественным организациям, представляющим предпринимательскую среду, необходимо активизировать связи с общественностью, обращая внимание на позитивные итоги развития частнопредпринимательской инициативы, насыщение рынка нужными людям товарами и услугами, показывая участие предпринимателей в социально полезных делах - благотворительности, меценатстве, оказании помощи бедным слоям населения, образовательным, медицинским учреждениям, деятелям культуры, спортивным организациям.

Российский бизнес готов к переводу своих взаимоотношений с государством в рамки современной цивилизованной модели. Уровень его организованности заметно повысился. В отраслях производства и финансов постепенно формируются единые системы представительства интересов. Расширение членской базы объединений предпринимателей сопровождается повышением уровня требований к участникам, вводятся различные способы регулирования поведения на рынке путем принятия кодексов корпоративной и де-

1 См.: Волков Ю.Е., Шадрин В.В. PR-технологии и развитие цивилизованного предпринимательства в России // Труд и социальные отношения. 2001. № 3. С. 60.

ловой этики и др. Союзы и ассоциации предпринимателей, освобождаясь от излишней политизации, ориентируются на тесное взаимодействие с государством по конкретным вопросам социально-экономического и духовного развития.

Как показывает опыт, ныне действующая система взаимоотношений бизнеса и органов власти находится на довольно сложном и противоречивом этапе. Если на начальной стадии формирования главную свою задачу предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, в утверждении принципов свободного рынка, то спустя десятилетие наметилась тенденция к конструктивному расширению координационной, регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сфере.

Экономика в России приобретает все более значимое социальное содержание. Составной частью этого процесса является разветвленная система взаимодействия объединений предпринимателей с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателей и работников, воплощением которых является социальное партнерство.

В 2002 г. в республиках, краях, областях Российской Федерации действовали 4198 соглашений, заключенных на принципах социального партнерства: в том числе 78 региональных соглашений, 2981 - отраслевое, тарифное, 961 - территориальное (город, район), более 178 тыс. коллективных договоров, охвативших на предприятиях и в организациях свыше 28,1 млн человек1.

В условиях переходной экономики исключительно важное значение приобретают системообразующие и системовоспроизводящие функции государства. Именно от их реализации во многом зависит создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для предпринимательства. Однако, как свидетельствует опыт переходного периода, слабость государства, его неспособность создать соответствующую инфраструктуру экономики и обеспечить благоприятные условия для ее трансформации и дальнейшего развития стали главным препятствием модернизации экономической и политической систем, формирования правового государства и открытого гражданского общества.

В этой связи в настоящее время стоит важнейшая задача укрепления институтов государственной власти, разработки и реализации комплекса эффективных государственно-правовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных перекрыть кана-

1 См.: Гриценко Н.Н. Важнейший механизм построения социального государства // Солидарность. 2002. № 36.

лы воспроизводства криминальной экономики, предпринять кардинальные меры по улучшению механизма взаимосвязей предпринимательских объединений и органов власти на новых демократических принципах. От успешного решения этой задачи во многом будут зависеть перспективы поступательного развития российской государственности.

Переход предпринимательства и бизнеса к партнерству с органами власти, основанному на гибких формах отношений, предполагает наделение официальным правом представительства тех интересов, социальная значимость которых признана государством. Это, в свою очередь, вряд ли возможно без открытого социального плюрализма экономической элиты, который должен стать таким же общественным достоянием, как и сильная государственная власть. Современная ситуация настоятельно требует выработки адекватной эффективной системы взаимоотношений бизнеса, государства и общества, сердцевину которой составляет социальное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.