Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПЕРВЫЙ ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1700 ГГ.)'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПЕРВЫЙ ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1700 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
683
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЦЕРКОВЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ / ПРАВОСЛАВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красов А.В.

Вот уже 1032 года как языческая Русь приняла Православие. Несмотря на это, вопросы проблематики государственно-церковных отношений, взаимодействия Государства и Церкви и их взаимного влияния друг на друга, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности, в современных политических условиях не утратили своей актуальности. Новейшая история дает нам примеры того, что религиозный фактор, наряду с межнациональными отношениями и миграционными процессами, лежит в основе многих политических процессов и военных конфликтов. «Проблематика религиозных организаций» становится одним из приоритетов в международной политики отдельных государств. Для Российской Федерации, являющейся многонациональным и многоконфессиональным государством, вопросы государственно-церковных отношений и влияния религиозного фактора на обеспечение национальной безопасности весьма актуальны. Однако чтобы понять современные проблемы взаимоотношений Государства и Церкви в России, необходимо рассмотреть их исторической ретроспективе. Автор статьи, на основе исторического и аналитического методов исследования дает ответы на следующие вопросы: - каковы роль и участие Государства, в лице Царя и его приближенных, в учреждении Патриаршества на Руси; - какую роль сыграло учреждение Патриаршества для Русского государства; - какие роль и место занимали личности самих Патриархов в политике Русского государства и в государственном управлении; - каким образом государственно-церковные отношения в XVI-XVIII вв. влияли на религиозную безопасность и национальную безопасность, в целом, Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE CHURCH IN RUSSIA DURING THE FIRST PATRIARCHAL PERIOD (1589-1700)

It is already 1032 years since pagan Russia adopted Orthodoxy. Despite this, the issues of state-Church relations, interaction between the State and the Church and their mutual influence on each other, including in the sphere of ensuring national security, have not lost their relevance in modern political conditions. Recent history gives us examples of the fact that the religious factor, along with interethnic relations and migration processes, is at the heart of many political processes and military conflicts. “The problem of religious organizations” is becoming one of the priorities in the international policy of individual States. For the Russian Federation, which is a multi-ethnic and multi-confessional state, the issues of state-Church relations and the influence of the religious factor on national security are very relevant. However, to understand the current problems of the relationship between the State and the Church in Russia, it is necessary to consider them in historical retrospect. The author of the article gives answers to the following questions based on historical and analytical research methods: - what is the role and participation of the State, represented by the Tsar and his entourage, in the establishment of the Patriarchate in Russia; - what role did the establishment of the Patriarchate play for the Russian state; - what role and place did the personalities of the Patriarchs themselves occupy in the politics of the Russian state and in state administration; - how state-Church relations in the XVI-XVIII centuries affected the religious security and national security, in General, of the Russian state.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПЕРВЫЙ ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1700 ГГ.)»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 322 КРАСОВ А.В.

доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирского государственного университета путей сообщения, Российская Федерация, г. Новосибирск

E-mail: aleksander-krasov@yandex.ru

UDC 322 KRASOV A.V.

Church(MP), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management of the Siberian State

University of Railways E-mail: aleksander-krasov@yandex.ru

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПЕРВЫЙ ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1700 гг.) RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE CHURCH IN RUSSIA DURING THE FIRST PATRIARCHAL PERIOD (1589-1700)

Вот уже 1032 года как языческая Русь приняла Православие. Несмотря на это, вопросы проблематики государственно-церковных отношений, взаимодействия Государства и Церкви и их взаимного влияния друг на друга, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности, в современных политических условиях не утратили своей актуальности. Новейшая история дает нам примеры того, что религиозный фактор, наряду с межнациональными отношениями и миграционными процессами, лежит в основе многих политических процессов и военных конфликтов. «Проблематика религиозных организаций» становится одним из приоритетов в международной политики отдельных государств.

Для Российской Федерации, являющейся многонациональным и многоконфессиональным государством, вопросы государственно-церковных отношений и влияния религиозного фактора на обеспечение национальной безопасности весьма актуальны. Однако чтобы понять современные проблемы взаимоотношений Государства и Церкви в России, необходимо рассмотреть их исторической ретроспективе.

Автор статьи, на основе исторического и аналитического методов исследования дает ответы на следующие вопросы:

- каковы роль и участие Государства, в лице Царя и его приближенных, в учреждении Патриаршества на Руси;

- какую роль сыграло учреждение Патриаршества для Русского государства;

- какие роль и место занимали личности самих Патриархов в политике Русского государства и в государственном управлении;

- каким образом государственно-церковные отношения в XVI-XVIII вв. влияли на религиозную безопасность и национальную безопасность, в целом, Российского государства.

Ключевые слова: государство, церковь, национальная безопасность, государственная власть, управление церковью, православие, государственно-церковные отношения, религиозный фактор

It is already 1032 years since pagan Russia adopted Orthodoxy. Despite this, the issues of state-Church relations, interaction between the State and the Church and their mutual influence on each other, including in the sphere of ensuring national security, have not lost their relevance in modern political conditions. Recent history gives us examples of the fact that the religious factor, along with interethnic relations and migration processes, is at the heart of many political processes and military conflicts. "The problem of religious organizations" is becoming one of the priorities in the international policy of individual States.

For the Russian Federation, which is a multi-ethnic and multi-confessional state, the issues of state-Church relations and the influence of the religious factor on national security are very relevant. However, to understand the current problems of the relationship between the State and the Church in Russia, it is necessary to consider them in historical retrospect.

The author of the article gives answers to the following questions based on historical and analytical research methods:

- what is the role and participation of the State, represented by the Tsar and his entourage, in the establishment of the Patriarchate in Russia;

- what role did the establishment of the Patriarchate play for the Russian state;

- what role and place did the personalities of the Patriarchs themselves occupy in the politics of the Russian state and in state administration;

- how state-Church relations in the XVI-XVIII centuries affected the religious security and national security, in General, of the Russian state.

Keywords: state, church, national security, public authority, church government, Orthodoxy, state-church relations, religious factor.

Во многих государствах, в том числе и в России, исторически религиозные взгляды и учения находили свое отражение в политике и государственном управлении.

Потребность человека обеспечить свою личную безопасность и безопасность своих семьи, рода, общины, племени, а затем своего государства, защиту среды своего обитания - территорию государства и природ-

© Красов A.B. © Krasov A.V.

ных ресурсов, а также защиту религиозно-культурных традиций существует с древних времен. В этой связи, интерес представляет проблематика взаимоотношений Государства, особенно светского, и Церкви, влияния Церкви и религиозного фактора на принятие государственных решений и политику государства. Интерес к этому вопросу, безусловно, возрастает в современных условиях, учитывая, что религиозный и национальный факторы оказывают большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, состояние и обеспечение его национальной безопасности.

Вопрос взаимоотношений Государства и Церкви, в том числе проблематика их взаимного влияния друг на друга и влияние религиозного фактора на государственную политику, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности государства, невозможно понять без понимания истории этих взаимоотношений. При этом важно рассмотреть историю взаимоотношений Государства и Церкви в России в рамках нескольких исторических периодов, одним из которых является период от учреждения Патриаршества на Руси до его упразднения Петром I (1589 - 1721 гг.), так называемый первый Патриарший период.

Для понимания взаимоотношений Государства и Церкви, в этот период, необходимо ответить на вопросы: каковы роль и участие Государства, в лице Царя и его приближенных, в учреждении Патриаршества на Руси; какую роль сыграло учреждение Патриаршества для Русского государства; какие роль и место занимали личности самих Патриархов в политике Русского государства и в государственном управлении; каким образом государственно-церковные отношения в ХУ1-ХУШ вв. влияли на религиозную безопасность и национальную безопасность, в целом, Российского государства.

В России, в соответствии с «Сводъ законовъ Россшской Имперш» (1906 г.) [16, с. 30], духовенству, как сословию, отводилась почти главенствующая роль в обществе1. Материальная независимость Церкви, ее внутренняя самоорганизация, своеобразная наследственность статуса «белого» духовенства - все это можно назвать существенными признаками сословности духовенства. Однако, несмотря на сословность духовенства, хотя она и приобретала значение в государстве и обществе, религиозно-нравственные начала Православной веры, присущие русским людям от простолюдина до князя и Царя, способствовали росту авторитета соборного слова Церкви и ее иерархов и их участию при принятии и их влиянию на принятие государственных решений.

Исследователь государственно-церковных отношений и истории Церкви Шпаков А.Я. пишет «съ 988 года, когда Владимiръ принялъ крещеше въ Корсуни и вернулся въ Юевъ, начинается усиленная пропаганда хриспанства и даже насильственное обращеше язычни-ковъ. Владимiръ призналъ хриспанскую веру государственной и крестилъ своихъ подданныхъ» [18, с. 106].

После принятия Православной веры на Руси, во всех княжествах2 и, в последующем, в Русском государ-

стве (1478 - 1721 гг.) и в Российской Империи (17211917 гг.), Православие становится преобладающим и, в последующем, господствующим3 вероисповеданием

[15].

Свидетельство этому находим в документе «Полное собрате законовъ Россшской Имперш» [14, 1], изданном в царствование Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича еще в 1649 г., где говорится о том, что: «Государь Царь и Великш Князь Алексей Михайлович, всея Руссш Самодержец <...> советовал с отцемъ Своимъ и Богомольцомъ, Святейшимъ 1осифомъ, Па^архом Московскимъ и всея Руссш, и съ Митрополиты, и с Архiепископы, и съ Епископомъ, и со всемъ освященнымъ Соборомъ...», как «мировоззренческие основания этого свода» [8, с. 79] руководствуясь которыми принимались законы Русского государства.

Таким образом, каноны Православной веры, как преобладающей, в тот период времени, религии Руси, лежали в основе принимаемых Государем законов государства и решений по управлению государством. Подтверждением этому служит то, что Глава I Уложения гласит: «О Богохульниках и церковных мятежниках» [14, с. 3].

Из этого можно сделать вывод, что уже в XVII веке вопросу государственной защиты Православной веры, по сути религиозной безопасности Русского государства, уделялось одно из первостепенных значений, как основополагающей составляющей общей безопасности государства.

Такое положение Церкви в Русском государстве стало возможным еще и потому, что за 60 лет до издания Государем Алексеем Михайловичем, «Полное собраше законовъ Россшской Имперш», в царствование Феодора Иоанновича (1557 - 1598 гг., царя всея Руси и великого князя Московского), в январе 1589 г., на Руси было установлено Патриаршество4.

26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля, в присутствии царя Феодора Иоанновича, Константинопольский патриарх Иеремия II совершил каноничное поставление первого русского Патриарха Иова, «по избранию соборному и по заповеди и по закону да поставим архиепископа Московъского и наречем его патриархом» [1].

Это событие явилось не только актом утверждения и признания самостоятельности Русской Церкви, оно имело символичный акт фактического перехода Русской земле - Русскому государству - церковного значения центра Православия от Византии, которая к тому времени более столетия, с 1453 г., находилась под османским владычеством. В результате чего Константинополь потерял свое политическое значение «Второго Рима».

Такое положение Константинополя и Константинопольского (Вселенского) патриархата имело и политические последствия: «Русская церковь оставалась митрополией и номинально была зависима от Византии; между тем положение православной церкви и восточных патриархов под властью турок, <...>, было стесненное и печальное; значение константинополь-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

ских патриархов в глазах русских еще более принижалось укоризнами поляков о подчинении русской церкви патриарху - рабу султана и постоянной материальной зависимостью Востока от милостей и даров щедрой Руси» [18, с. 258 - 259].

Установление Патриаршества в Русской Православной церкви было не просто церковным актом или событием в церковной жизни, оно явилось важным государственно-политическим событием для Русского государства и усиления его влияния. Об этом профессор А.Я. Шпаков писал в 1912 г.: «Русским, непременно, нужно было иметь своего патриарха в Москве: этим наносился удар делу Витовта5, выдвигавшего религиозное значение Киева, этим окончательно закреплялась и завершалась царящая со времен Иоанна Ш-его идея о Москве - третьем Риме, о московских царях, как единственных наследниках и преемниках власти римских цезарей и византийских императоров, этим юридически завершались иерархический естественный рост и усиление церкви, единственной в то время могущественной и независимой православной страны России, которая только одна могла вступиться за православие.» [18, с. 259].

Кроме того, высказывание А.Я. Шпакова свидетельствует и о том, что еще в XIV- XV вв. Запад пытался противопоставить Москве религиозный фактор Киева, что повторилось спустя шесть столетий в конце ХХ -начале XXI вв.6

Государственно-политическая и религиозно-духовная значимость установления Патриаршества на Руси обуславливалась еще и тем, что, после принятия князем Владимиром православной веры от Византии, Церковь и государственная власть попадали в зависимость от Константинопольского патриарха и Византийского императора, который считался фактическим главой Церкви. «Для упрочешя упомянутой зависимости константинопольскому па^арху было выгоднее иметь своими представителями на кафедре митрополш всея Руси лицъ греческой нацюнальности, такъ какъ таковыя должны были гораздо более тяготеть къ Византш и сильнее ощущать свою исключительную зависимость отъ Константинополя, а потому были более склонны поддерживать интересы константинопольской церкви и имперш, хотя бы въ ущербъ интересамъ той страны, попечеше о духовномъ просвещенш которой имъ было вверено; присылались греки, совершенно не знакомые ни съ русской жизнью, ни съ языкомъ, чуждые нравамъ и обычаямъ страны, часто неугодные народу и князьямъ» [18, с. 133-134]. Такая зависимость Русской церкви от Константинополя неизбежно влекла за собой политическую зависимость Русского государства от Византии, неминуемо наносила ущерб его национальной безопасности.

Преемственность Московскими Царями власти римских цезарей и византийских императоров, с точки зрения международной политики, не могло быть благосклонно воспринято иными «европейскими коронами» и Ватиканом. За Русью, после падения Византии,

фактически закреплялся статус «центра Православия», способного противостоять религии Запада католицизму и униатству, и «эстафета» многовекового политического влияния римской и византийской империй переходила Руси, способной стать, и, в последствии, ставшей Российской империей, с мнением и политикой которой пришлось считаться всем западным монархиям.

В 1589 г. «Московскому правительству нужно было укрепить на вечные времена, канонизировать происшедшее нововведение, а для этого, непременно, требовалось добиться признания патриарха московского и всея Руси вселенским собором» [18, с. 342]. Таковы были причины долгого задержания в Москве патриарха Иеремии, которое, по сути, было организовано царем Федором Иоанновичем и его ближайшим помощником Борисом Годуновым7. Этот факт свидетельствует о том, что государственная власть в России не просто была заинтересована в установлении и закреплении Патриаршества на Руси, но и принимала в этом самое деятельное участие и использовала свое влияние на весь этот процесс.

«Избрание Иова на патриаршую кафедру было решено царем Федором Иоанновичем заранее. <...> И по царского величества приказу о патриаршестве говорили, чтоб благословил и поставил в патриархии из Российского собору преосвященного митрополита Иева <...> Можно ли после этого говорить об активном, действительном участии духовного собора в избрании русского патриарха? Избирательный собор духовенства явился лишь декорацией, играя довольно жалкую пассивную, несамостоятельную роль, так как из источников известно, что избрание на патриаршую и митрополичьи кафедры было совершено во всем согласно с данным вперед царским наказом. Начало соборное, духовное было совершенно подавлено началом единоличным, государственным» [18, XV-XVI]. Государственная власть, в лице Царя, непосредственно участвовала не только в процессе учреждения патриаршества в России, но и определила кандидатуру первого патриарха Православной Церкви на Руси.

Шпаков А.Я. пишет: «Таким образом мы видим, что крупнейшее событие церковно-государственной жизни Московского государства в XVI веке - учреждение патриаршества совершилось "по изволению царского величества", <...> слабого телом и духом царя Феодора Ивановича и его ближайших светских советников» [18, XVIII].

На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим - православное Московское государство.

История первого Патриаршего периода (15891721 гг.), от учреждения Патриаршества в России в 1589 г. и до учреждения Петром Первым в 1721 г. Духовной Коллегии, свидетельствует о том, что из одиннадцати Патриархов, фактически только двое были избраны на Патриаршество духовным собором иерархов Церкви, а восемь - в той или иной степени были возведены на Патриарший престол или при непосредственном участии Царя, или его родственников или кого-то из

представителей государственной власти того времени.

В этот период Патриархи Московские играли огромную роль в тяжелейшие для России и ее государственности времена:

- Святейший Патриарх Иов (23 января 1589 - июнь 1605) - с середины 1580-х гг. близкий сподвижник Бориса Годунова, при его содействии возведен в митрополиты Московские и, по указанию Царя Феодора Иоанновича, поставлен Константинопольским патриархом Иеремией II первым Патриархом Московским.

- Святейший Патриарх Ермоген (3 июня 16068 -17 февраля 1612) - поставлен Патриархом Московским и всея Руси Собором русских иерархов. Патриаршество святителя Ермогена пришлось на Смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России в эти годы. Призыв Патриарха Ермогена стал решающим для спасения Руси. Через несколько месяцев Москва была освобождена, и Смута окончательно завершилась воцарением в 1613 г. первого Царя из рода Романовых -Михаила Феодоровича» [3].

- Святейший Патриарх Филарет (24 июня 1619

- 1 октября 1633) - двоюродный брат царя Федора Иоанновича, фактически поставившего первого Патриарха Московского, и отец первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича, который, по завершении Смутного времени, 21 февраля 1613 г. был избран на царство. В это время, «митрополит Ростовский и Ярославский Филарет (Романов) вместе с другими членами русского посольства, прибывший к польскому королю Сигизмунду III под Смоленск, был арестован и отправлен пленником в Польшу. Вероятно, уже в это время решено было не избирать Патриарха, дожидаясь возвращения из плена Филарета (Романова), которого единодушно прочили в Предстоятели Русской Церкви. Подтверждением этому может служить то, что уже с 1614 г. в церквах как Первоиерарха поминали «Великого Государя Филарета, Митрополита Московского и всея России». Необычными были как титуляция светская -«великим государем» (явно происходящая из отцовства по отношению к царю), так и церковная - «митрополитом Московским», указывающая на статус Филарета как нареченного Предстоятеля Русской Церкви. Избрание Филарета Патриархом при сыне-Царе должно было обеспечить молодому и неопытному Царю верного и надежного со-работника и со-правителя и максимальное взаимодействие властей светской и церковной в преодолении последствий Смуты и послужить укреплению новой царской династии. Во многом такая ситуация напоминала симфонию времен св. Алексия и малолетнего Димитрия Донского. В обоих случаях характерно, что участие Первоиерархов Русской Церкви в политике отнюдь не приводило к утверждению клерикализма в Российском государстве, хотя Патриарх Филарет и воспринимался народом фактически как со-правитель своего сына-Царя» [12].

- Святейший Патриарх Иоасаф I (6 февраля 1634

- 28 ноября 1640) - «избран преемником Патриарха

Филарета, по указанию Царя Михаила Федоровича. Царь и его ближайшее окружение хотели видеть Патриархом личность менее яркую, чем почивший Первосвятитель, и менее склонную к политической активности. После Патриарха Филарета, образ влиятельного Предстоятеля Церкви пугал государя и его соратников, стремившихся к укреплению царской власти и усилению государственного начала в жизни страны. Еще при жизни, Патриарх Филарет, как отец государя, опасаясь возможных разногласий между Царем и будущим Патриархом, искал себе в преемники такую личность, которая отличалась бы, с одной стороны, аполитичностью, но с другой - имела бы все необходимые для духовного лидера качества. По всей видимости, именно такие соображения обусловили избрание на Патриаршество Иоасафа I, который и стал преемником Патриарха Филарета (Романова). Выборы традиционно были формальными: Царь, по обычаю, указал на одного из трех избранных архиереями кандидатов» [9].

- Святейший Патриарх Иосиф (27 мая 1642 - 15 апреля 1652) - избран, из «кандидатов предложенных Царем. Избрание нового Патриарха было довольно необычным для Русской Церкви: на сей раз его действительно, а не формально избирали из 6 кандидатов, предложенных царем Михаилом Феодоровичем путем молебна и жребия» [13].

- Святейший Патриарх Никон (25 июля 1652 - 12 декабря 1666) - согласно царскому желанию, митрополит Никон был избран для поставления в Патриархи из числа 12 кандидатов. Во время интронизации царь дал ему обещание не вмешиваться в дела Церкви. Государев любимец - «митрополит Новгородский Никон был не просто «собинным другом» царя Алексея Михайловича, он был его единомышленником, приверженцем идеи всеправославного царства и вытекающей из нее церковной реформы по греческому образцу» [10]. «Но наиболее ярко отношение Царя к Патриарху проявилось в том, что Алексей Михайлович разрешил Никону именоваться (и сам его именовал) «Великим Государем» который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого царского расположения» [6]. Прежде «Великим Государем» именовался только Патриарх Филарет, и то лишь в виде исключения, на правах отца и фактического со-правителя Царя Михаила Феодоровича. Царь Алексей Михайлович постоянно обсуждал с Патриархом Никоном важнейшие государственные дела. Мнение Патриарха молодой Царь не только внимательно выслушивал, но постоянно руководствовался им в своей деятельности [10; 11].

- Святейший Патриарх Иоасаф II (10 февраля 1667 - 17 февраля 1672) - «архимандрит Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе 16661667 гг., низложившем Патриарха Никона и избравшим 12 кандидатов на Патриарший престол, из которых «не без ведома» царя были оставлены трое. Из этих кандидатов Царь Алексей Михайлович указал на архимандрита Иоасафа» [5].

- Святейший Патриарх Питирим (7 июля 1672-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

19 апреля 1673) - «После смерти Патриарха Иоасафа митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший престол 7 июля 1672 г. Новоизбранный Патриарх был в преклонных годах и болел, поэтому к делам церковного управления призвали митрополита Новгородского Иоакима» [7].

- Святейший Патриарх Иоаким (26 июля 1674 -17 марта 1690) - ввиду болезни Патриарха Питирима, митрополит Новгородский Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам Патриаршего управления и 26 июля 1674 г. был избран Патриархом. Время патриаршества Иоакима характеризуется активной деятельностью Первосвятителя по укреплению центральной власти в России, как духовной, так и светской, в условиях углублявшегося церковного раскола и борьбы придворных группировок при молодых и слабых правителях. Патриарх был одним из наиболее влиятельных государственных деятелей того времени. После кончины Царя Алексея Михайловича (29 января 1676 г.) он благословил на царство Феодора Алексеевича. Исследователи считают, что Предстоятель сразу же позиционировал себя качестве одного из центров высшей власти в государстве наряду с Царем. Он сыграл важную роль в разрешении политических кризисов 1682 и 1689 гг. В день смерти бездетного Феодора Алексеевича9, Патриарх возглавил избирательный собор, на котором на Российский престол был избран Петр. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г., Патриарх Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы, 25 июня венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей [4].

- Святейший Патриарх Адриан (24 августа 1690 - 16 октября 1700) - во время последней болезни Патриарха Иоакима, митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I, 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси [2].

Подводя итог рассмотрения вопросов взаимоотношения Государства и Церкви в России, в первый Патриарший период, а также роли Церкви и религиозного фактора в государственном управлении и роли Государства в церковных делах можно констатировать:

1. Государство, в лице главы государства - Царя, принимало самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с учреждением Патриаршества в России и его документального оформления и закрепления, в том числе, на межцерковном и межгосударственном уровнях. «Выборы патриарха в XVII в. происходили на Соборе епископов Русской Церкви. Инициатива созвания Собора исходила ... от царя» [17, 91].

2. Учреждение Патриаршества в России сыграло очень важную роль для российского государства в обретении автокефалии (самостоятельности) Православной Российской церкви, официального закрепления ее авторитета среди других Восточных Православных церквей,

юридически завершались иерархический естественный рост и усиление Церкви.

3. С учреждением Патриаршества в России, Русские Цари стали наследниками и правопреемниками власти римских цезарей и византийских императоров, а Московское государство сделалось третьим Римом, что в значительной мере повысило международную значимость Русского государства и Русского Царя.

4. Государственно-церковные отношения в этот период характеризуются значительным влиянием государственной власти на систему административного управления Церковью, особенно это проявляется в вопросе поставления Патриархов.

5. Каноны и учение Православной веры были заложены в Свод законов, государь, как Православный верующий человек принимал государственные решение согласно своего религиозного убеждения, на основе Священного Писания и Апостольских Правил, и советуясь с иерархами Церкви.

6. В свою очередь, Церковь также принимает активное и деятельное участие в принятии государственных решений и вопросах государственного управления.

7. Учитывая преобладающую роль Православия в Российском государстве, можно с уверенностью говорить, что Цари, а ранее Князья, в полной мере осознавали значение Православной веры для русского народа и влияние на него Церкви. Более того, сами самодержцы были людьми Православными верующими, осознававшими значимость духовно-нравственного воспитания в государстве и необходимость сохранения чистоты Веры и ее защиты.

Свидетельством этому являются защита Православной Веры и суверенитета прежде отдельных княжеств и Русского государства, его политического влияния: при князьях Александре Невском и Дмитрии Донском, в Смутное время и при Русских Царях Федоре Иоанновиче, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче. В тех исторических условиях это являлось обеспечением религиозной безопасности государства, которая, как основополагающая составляющая компонента безопасности страны в целом, оказывала значительное влияние на принятие государственных решений и государственное управление по обеспечению национальной безопасности Русского государства.

Однако, в царствование Петра I, Патриаршество было упразднено. И это был двухвековой период, когда Государство взяло под контроль управление Православной Церковью в России.

Почему Царь решил произвести реформу в церковном управлении? Какие причины вынудили Петра I взяться за дело церковной реформы и как эта реформа влияла на государственно-церковные отношения в Российском государстве, в том числе на обеспечение национальной безопасности? Это предмет дальнейшего исследования Синодального периода во взаимоотношениях Государства и Церкви.

Примечения

1. Члены Государственного Совета по выборам от духовенства Православной Российской Церкви указаны первым наряду с другими избираемыми Членами Совета

2. Великое княжество Владимирское (1125-1389), Новгородская республика (1136-1478), Великое княжество Литовское (1236-1795), Великое княжество Московское (1263-1478)

3. В 1832 году, в царствование императора Николая I (1825-1855), в «Свод Основных государственных законов 1832 г.», в разделе «VI. О вере» утверждается господствующее положение Православного вероисповедания: «40. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Православная Восточная греко-российская.»

4. Патриарх (др.-греч. Патршрхп?; от пат|р - отец; ápxí - господство, начало, власть) - глава и основоположник чего-либо, старейшина рода, начальник отечества. Слово патрш многозначно, оно означает либо «род», либо территорию, занимаемую родом, либо страну-место происхождения - понятие, близкое к современному «Отечеству».

5. Витовт (Витольд; польск. Witold, около 1350 - 27 октября 1430) - великий князь литовский с 1392 года, один из наиболее известных правителей Великого княжества Литовского, еще при жизни прозванный Великим, был трижды крещен: первый раз в 1382 году по католическому обряду под именем Виганд, второй раз в 1384 году по православному обряду под именем Александр и третий раз в 1386 году по католическому обряду также под именем Александр, что свидетельствует о том, что сам Витовт не имел своих твердо сформировавшихся религиозных взглядов и убеждений, а из католичества в православие и опять в католичество переходил по временной политической конъюнктуре.

6. Вопрос предоставления Константинопольским патриархатом Киеву автокефалии и подчинения Православной Церкви в Украине от Московского патриархата Константинопольскому.

7. Борис Годунов был родным братом жены царя Федора Иоанновича - Ирины Годуновой

8. Здесь и далее наблюдаем некоторый временной период, между датой кончины предшествующего и избранием последующего Патриарха. В этот период, Церковь возглавляет местоблюститель Патриаршего престола, исполняющий все обязанности Патриарха, до момента избрания нового Патриарха.

9. 27 апреля 1682 г

Библиографический список

1. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Русь соборная, - Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело», 1995. 256 с., C. 79.

2. Петрушко В.И. Патриарх Иоасаф I и русская церковь в период его патриаршества [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravoslavie.ru/5241.html (дата обращения: 10.03.2020)

3. Петрушко В.И. Русская церковь в период патриаршества Никона. Часть I [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// pravoslavie.ru/5255.html (дата обращения: 10.03.2020)

4. Петрушко В.И. Русская церковь в период патриаршества Никона. Часть II [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.pravoslavie.ru/arhiv/041025110123.htm (дата обращения: 10.03.2020)

5. Петрушко В.И. Русская церковь и патриаршество Филарета (Романова) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// pravoslavie.ru/5239.html (дата обращения: 10.03.2020)

6. ПетрушкоВ.И. Русская церковь при Патриархе Иосифе. Часть 1 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravoslavie. ru/5247.html (дата обращения: 10.03.2020)

7. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917 гг.), (Geschichte der Russische Kirche) в 8 книгах. - Лейден, 1964, стр.91 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/istorija-russkoj-tserkvi-1700-1917/ (дата обращения: 22.03.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шпаков А.Я. Государство и церковь въ ихъ взаимныхъ отношешяхъ въ Московскомъ государстве. Царствоваше ©еодора Ивановича. Учреждеше патрiаршества въ Россш, - Одесса: Типографш «Техникъ». 1912.

9. Грамота об утверждении Московского патриархата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://doc.histrf.ru/10-16/ gramota-ob-utverzhdenii-moskovskogo-patriarkhata / (дата обращения: 05.03.2020)

10. Деятели Русской Православной Церкви. Адриан, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/671300.html (дата обращения: 10.03.2020)

11. Деятели Русской Православной Церкви. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/547832.html (дата обращения: 10.03.2020)

12. Деятели Русской Православной Церкви. Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/671293.html (дата обращения: 10.03.2020)

13. Деятели Русской Православной Церкви. Иоасаф II, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/561544.html (дата обращения: 10.03.2020)

14. Деятели Русской Православной Церкви. Никон, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/561484.html (дата обращения: 10.03.2020)

15. Деятели Русской Православной Церкви. Питирим, Патриарх Московский и всея Руси [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/561584.html (дата обращения: 10.03.2020)

16. Полное собрате законовъ Россшжой Имперш, т. I, [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/ search.php?part=5&regim=3 (дата обращения: 20.02.2020)

17. Свод Основных государственных законов 1832 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13651 (дата обращения: 20.02.2020)

18. Сводъ Законовъ Россшской Имперш: Въ пяти книгахъ. / Подъ редакщею и примЪчашями И.Д. Мордухай-Болтовского. - С.-Петербургъ: Русское Книжное Товарищество «Деятель». 1912., Книга первая, Том I часть II, стр. 30, пункт 12 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://civil.consultant.ru/reprint/books/169/41.html (дата обращения: 06.03.2020)

References

1. John, Metropolitan of Saint Petersburg and Ladoga, Cathedral Rus - Sankt-Peterburg: Carskoye Delo, 1995, - 256 p., p.79

2. Petrushko V.I., Patriarch Joasaph I and the Russian Church during his Patriarchate. Available at: http://pravoslavie.ru/5241.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

3. Petrushko V.I., The Russian Church during the period of Nikon's Patriarchate. Part I. Available at: https://pravoslavie.ru/5255.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

4. Petrushko V.I., The Russian Church during the period of Nikon's Patriarchate. Part II. Available at: http://www.pravoslavie.ru/ arhiv/041025110123.htm (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

5. Petrushko V.I., The Russian Church and the Patriarchate Filaret (Romanov. Available at: https://pravoslavie.ru/5239.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

6. Petrushko V.I., The Russian Church under Patriarch Joseph. Part 1. Available at: https://pravoslavie.ru/5247.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

7. Smolich I.K., History of the Russian Church (1700-1917), (Geschichte der Russische Kirche) in 8 books - Lieyden, 1964, p.91. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/istorija-russkoj-tserkvi-1700-1917/ (date of access: 22.03.2020) (in Russian)

8. Shpakov A.Y., The state and the church in their mutual relations in the Moscow States. Reign of Theodore Ivanovich. The establishment of the Patriarchate in the Russian - Odessa: Printing House "Technik". 1912.

9. Certificate of approval of the Moscow Patriarchate. Available at: http://doc.histrf.ru/10-16/gramota-ob-utverzhdenii-moskovskogo-patriarkhata / (date of access: 05.03.2020) (in Russian)

10. Figures of the Russian Orthodox Church. Adrian, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/671300.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

11. Figures of the Russian Orthodox Church. Hermogenes, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia. ru/db/text/547832.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

12. Figures of the Russian Orthodox Church. Joachim, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia.ru/ db/text/671293.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

13. Figures of the Russian Orthodox Church. Joasaph II, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia.ru/ db/text/561544.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

14. Figures of the Russian Orthodox Church. Nikon, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/561484.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

15. Figures of the Russian Orthodox Church. Pitirim, Patriarch of Moscow and all Russia. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/561584.html (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

16. Complete collection of laws of the Russian Empire vol.1. Available at: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=5&regim=3 (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

17. Code of Basic state laws of 1832. Available at: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13651 (date of access: 10.03.2020) (in Russian)

18. Code of Laws of the Russian Empire: In five books. - S.-Peterburg: Russkoye Knizhnoe Tovarishchestvo Dyeyatel'. 1912., First book, Vol I Part II, p. 30, paragraph 12. Available at: http://civil.consultant.ru/reprint/books/169/41.html (date of access: 06.03.2020) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.