Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФРГ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПОЛИТИКО-ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФРГ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПОЛИТИКО-ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / ВОЕННЫЙ ЭКСПОРТ / БРАЗИЛИЯ / АРГЕНТИНА / ВЕНЕСУЭЛА / КОЛУМБИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунов Филипп Олегович

Статья представляет собой попытку оценить состояние системы двусторонних связей ФРГ со странами Южной Америки в сфере безопасности и обороны к 2020-м годам. Спад диалога с государствами Латинской Америки в период пандемии COVID-19 оказался существенно более значительным, чем на других региональных направлениях внешней политики Германии. Основной причиной этого, по автору, являются существенные трудности в вопросе укрепления стратегических позиций ФРГ на континенте во второй половине 2010-х годов. Отмечается функциональная и географическая узость использования Германией политико-дипломатических возможностей. В собственно военной сфере кооперация сводилась в основном к экспорту ФРГ вооружений. В стремлении обеспечить стратегическое проникновение в Южную Америку официальный Берлин традиционно фокусировался на развитии диалога с Бразилией. Фактор недиверсифицированности региональных контактов в полной мере проявился в условиях стагнации и деградации германо-бразильских отношений во второй половине 2010-х годов. Причины тому кроются не только в особенностях внешнеполитического курса Ж. Болсонару, но и в том, что переход на декларируемые новые уровни сотрудничества (стратегическое партнерство с 2008 г., запуск формата межправительственных консультаций в 2015 г.) не подкреплялся соответствующим ростом объема практической кооперации в сфере безопасности и обороны. В связи с подготовкой перезапуска германо-бразильских отношений отражены попытки ФРГ активизировать диалог с Аргентиной, Чили, Мексикой, а также растущее участие в обеспечении мира в Колумбии и урегулировании ситуации вокруг Венесуэлы. Неудачи в создании собственной вакцины от COVID-19 не позволили Германии использовать потенциальное «окно возможностей» для укрепления позиций на континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALOGUE OF THE FRG WITH LATIN AMERICA’ STATES: POLITICAL-MILITARY ASPECTS

The article analyses the state of German bilateral relations with South America’ states in defense and security field. The decline in the dialogue between Germany and Latin America’ countries during the COVID-19 pandemic turned out to be more significant than in other regional areas . The key reason is the difficulties in strengthening German strategic positions on the continent in the second half of the 2010. The paper stresses the functional and geographical narrowness of German political and diplomatic opportunities. In the military sphere the cooperation was mainly reduced to the export of weapons produced in Germany. In its attempts to create strategic positions in South America official Berlin has traditionally focused on strengthening relations with Brazil. The factor of non-diversification of Germany’s regional contacts has been fully manifested in the situation of stagnation and degradation of German-Brazilian relations in the second half of the 2010-s. The reasons of it are not only the specificities of president J. Bolsonaro`s foreign policy, but also the fact that transition to the declared new levels of cooperation (strategic partnership since 2008, the launch of interstate consultations format in 2015) was not supported by a corresponding increase of the volumes of practical cooperation in the field of security and defense. In this context the author focuses on relaunching German-Brazilian bilateral relations as well as the FRG attempts to make dialogue with Argentine, Chile and Mexico more active. At the same time Berlin tries to increase efforts for ensuring peace in Columbia and for settlement of the situation around Venezuela. Failures in creating its own vaccine against COVID-19 did not allow Germany to use a potential «window of opportunity» in strengthening its strategic positions in Latin America.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФРГ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПОЛИТИКО-ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.06

Трунов Ф.0.1, 2022

Взаимоотношения ФРГ со странами Латинской Америки: политико-военные аспекты

Аннотация. Статья представляет собой попытку оценить состояние системы двусторонних связей ФРГ со странами Южной Америки в сфере безопасности и обороны к 2020-м годам. Спад диалога с государствами Латинской Америки в период пандемии С0У10-19 оказался существенно более значительным, чем на других региональных направлениях внешней политики Германии. Основной причиной этого, по автору, являются существенные трудности в вопросе укрепления стратегических позиций ФРГ на континенте во второй половине 2010-х годов.

Отмечается функциональная и географическая узость использования Германией политико-дипломатических возможностей. В собственно военной сфере кооперация сводилась в основном к экспорту ФРГ вооружений. В стремлении обеспечить стратегическое проникновение в Южную Америку официальный Берлин традиционно фокусировался на развитии диалога с Бразилией. Фактор недиверсифицирован-ности региональных контактов в полной мере проявился в условиях стагнации и деградации германо-бразильских отношений во второй половине 2010-х годов. Причины тому кроются не только в особенностях внешнеполитического курса Ж Болсонару, но и в том, что переход на декларируемые новые уровни сотрудничества (страте-

1 Трунов Филипп Олегович - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (1 [email protected]).

гическое партнерство с 2008 г., запуск формата межправительственных консультаций в 2015 г.) не подкреплялся соответствующим ростом объема практической кооперации в сфере безопасности и обороны.

В связи с подготовкой перезапуска германо-бразильских отношений отражены попытки ФРГ активизировать диалог с Аргентиной, Чили, Мексикой, а также растущее участие в обеспечении мира в Колумбии и урегулировании ситуации вокруг Венесуэлы. Неудачи в создании собственной вакцины от С0У10-19 не позволили Германии использовать потенциальное «окно возможностей» для укрепления позиций на континенте.

Ключевые слова: Германия, дипломатия, переговоры, военный экспорт, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Колумбия.

В начале 2020-х годов на фоне эпидемии COVID-19 динамика двусторонних отношений Германии со странами Латинской Америки продемонстрировала резкий спад. С одной стороны, обоснованием тому служит «заморозка» международных политических процессов в условиях пандемии. С другой - падение объемов дипломатических контактов ФРГ со странами Южной Америки было более значительным, чем, например, в случае Северной Африки или западной части постсоветского пространства. Почему?

На доктринальном и практическом уровнях внешней политики Германии многократно обозначалась значимость Латинской Америки. Это обусловлено не только разноплановым огромным потенциалом региона (в частности, природных ресурсов и растущего населения), но и социокультурной близостью Южной и Центральной Америки со Старым Светом в целом и Германией в частности. В этой связи обеспечение стратегических (в том числе политико-дипломатических и военных) позиций ФРГ в Латинской Америке выступает неотъемлемой предпосылкой для укрепления роли и места страны в мире в целом. Следовательно, причины трудности диалога, что особенно отчетливо проявилось в начале 2020-х годов, лежат не в стратегических интересах и стремлениях Германии, но в способах их достижения и используемой для этого ресурсной базе.

Задача данной статьи - оценить особенности и «узкие места» диалога ФРГ со странами Латинской Америки к началу 2020-х го-140

дов и его трансформацию в условиях пандемии. Немецкими исследователями уделялось достаточно большое внимание развитию ситуации в странах Южной и в меньшей степени Центральной Америки [Maihold, 2021; Zilla, 2019; Zilla, 2021]. Притом работы по вопросам современного этапа диалога Германии с региональными игроками крайне малочисленны (как на Западе [Die Beziehungen ..., 2010], так и в России), что само по себе показательно.

Особенности попыток стратегического проникновения ФРГ в Латинскую Америку

В стремлении обеспечить присутствие в регионе ФРГ действовала по традиционной для своей внешней политики схеме. Фон для существенного упрочения политических и создания военных позиций создавали достаточно разветвленные экономические и социокультурные связи, сформировавшиеся еще в период биполярного миропорядка [ibid.]. Еще Западная Германия, а затем объединенная ФРГ не только осуществляла экспорт промышленной продукции, но и играла роль донора, предоставлявшего бедным странам региона официальную помощь для развития.

Уже к середине 2000-х годов был определен фокусный партнер, выход с которым на уровень продвинутого сотрудничества должен был стать ключевым фактором проникновения на континент - Бразилия [Deutschland und Brasilien ..., 2022]. По своим возможностям эта страна, безусловно, занимает особые позиции в регионе. Вместе с тем опасность нес в себе такой момент, как недиверсифицированность контактов: подъем германо-бразильских отношений 2000-х - середины 2010-х годов не сопровождался существенным сближением официального Берлина ни с одним другим государством в регионе. Из гипотетической эта угроза дальнейшему укреплению позиций Германии в регионе перешла в разряд реальных с середины 2010-х годов. Какие меры предприняла ФРГ для выхода из неблагоприятной ситуации и насколько данные попытки оказались успешными?

«Узкие места» применения ФРГ инструментов внешней политики

Приступая к их оценке, следует выделить особенности использования Германией ресурсов на латиноамериканском направлении. Ключевая роль отводилась применению политико-дипломатических возможностей, однако и здесь существовал ряд функциональных и географических ограничений.

Во-первых, официальный Берлин при развитии межгосударственного диалога осуществлял политические контакты в их «узком» базовом понимании, слабо затрагивая острые вопросы региональной безопасности - в частности, вооруженный конфликт в Колумбии, проблему наркотрафика и нелегальной трансграничной миграции. Даже в случае Бразилии германская сторона в основном лишь делилась опытом противодействия угрозам нестабильности (проецируемым на ЕС из конфликтогенных государств Азии и Африки). Это положение стало меняться только к началу 2020-х годов: германские дипломаты подключились к имплемен-тации договоренностей между правительством и движением FARC-EP (ФАРК) в Колумбии, а также урегулированию ситуации вокруг Венесуэлы, однако в последнем случае контактируя преимущественно с оппозицией [Maas sichert ..., 2019]. Параллельно МИД ФРГ расширил список направлений гуманитарной помощи1, но ее объемы достаточно небольшие. Так, в декабре 2018 г. в условиях нехватки продовольствия в Венесуэлу по просьбе ООН была направлена гуманитарная помощь на сумму 14,6 млн евро [Venezuela: Hilfe ..., 2018]. А в феврале 2021 г. в районы, ранее контролируемые бойцами ФАРК в Колумбии, были направлены грузы на 1,0 млн евро [Vergessene Krisen ..., 2021].

Во-вторых, показательна географическая узость системы дипломатических представительств ФРГ, их малочисленность в странах региона. Так, только в случае Бразилии помимо посольства (в столице) функционируют генеральные консульства, причем все

1 В ФРГ гуманитарная помощь оказывается по линии МИД, а официальная помощь для развития предоставляется Министерством экономического сотрудничества и развития. - Прим. авт.

они расположены на атлантическом побережье Бразилии - преимущественно на южном отрезке (Порту-Алегри, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) и в центральной части (Ресифи), отсутствуя в бассейне р. Амазонка [см.: Deutschland und Brasilien ..., 2022]. Примечательно, что небольшая помощь Бразилии со стороны ФРГ в борьбе с пандемией направлялась прежде всего в район Амазонской низменности. Так, в г. Манаус прибыла партия из 80 аппаратов ИВЛ, притом доставлены они были транспортным самолетом люфтваффе [Deutsche Hilfe ..., 2021].

«Узким местом» обеспечения присутствия ФРГ выступает вопрос использования военного инструментария. В Южной и тем более Центральной Америке бундесвер к началу 2020-х годов не использовался для выполнения задач по урегулированию вооруженных конфликтов (как это, например, имело место на Балканах, Среднем Востоке, Сахеле), что выглядит логичным, учитывая особенности проявления политической активности. Более показателен другой факт - отсутствие сколько-нибудь масштабной вовлеченности бундесвера в совместную (двух- и многостороннюю) военно-тренировочную деятельность на территориях и в прилегающих акваториях Латинской Америки. Чем это обусловлено? Прежде всего слабостью общеполитических позиций. В техническом отношении «военная машина» Германии (особенно ВМС) обладает необходимыми практическими возможностями как минимум для эпизодической демонстрации флага в ходе военных учений в регионе. Подтверждение тому - осуществляемое с середины 2021 г. развертывание военно-морского присутствия ФРГ (фрегат) на Дальнем Востоке. Это решение опирается на поддержку Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Японии [Indo-Pacific ..., 2022] и США при администрации Дж. Байдена. Однако, если в случае Тихого океана Белый дом заинтересован в усилении военных позиций Германии с целью укрепления «периметра сдерживания» КНР, то в южной части Атлантического океана восприятие возможного присутствия ВМС ФРГ со стороны США оставалось иным даже при 46-м президенте, не говоря уже о его предшественнике. Главное же состоит в том, что в реалиях начала 2020-х годов рано ожидать подобного содействия Германии со стороны

стран Латинской Америки. Какие шаги предпринимаются для обретения такой поддержки? Помимо роста дипломатической активности это стремление увеличить объемы экспорта военной продукции (см. табл.).

Таблица

Динамика экспорта военной продукции ФРГ в ряд стран Южной Америки во второй половине 2010-х годов (евро)

Год Черты/ страна Бразилия Аргентина Чили Источник

201 6 Объем 14,6 млн 26,5 млн 43,3 млн [Bericht ..., 2017, S. 90-92]

Ключевые статьи Учебное оборудование Детали боевых самолетов Грузовики и комплектующие к танкам

201 7 Объем 65,6 млн 2,9 млн 8,5 млн [Bericht ..., 2018, S. 77, 90-92]

Ключевые статьи Комплектующие для танков и бронетехники Бортовые радары Комплектующие для ПЛ и фрегатов

201 8 Объем 79,0 млн 4,1 млн 24,0 млн [Bericht ..., 2019, S. 75, 8890]

Ключевые статьи Система обнаружения ракет на самолете Бортовые радары Взрывчатка, оптические приборы

201 9 Объем 82,9 млн 3,8 млн 27,3 млн [Bericht ..., 2020, S. 87, 102, 104, 105]

Ключевые статьи Моторы для ПЛ, грузовики Оборудование для коммуникаций Комплектующие для ПЛ и танков

202 0 Объем 114,3 млн 0,8 млн 12,1 млн [Bericht ..., 2021, S. 99, 114-116]

Ключевые статьи Приборы управления огнем Комплектующие для самолетов Приборы управления огнем

С одной стороны, в случае двух крупнейших стран Латинской Америки - Аргентины и особенно Мексики (ежегодный объем экспорта вооружений в эту страну не превышал отметки в 10,0 млн евро) [см.: Bericht ..., 2020, S. 106-107] - военно-техническая

кооперация весьма ограничена по количественным и качественным характеристикам. С другой - во второй половине 2010-х годов возросли поставки профильной продукции в Чили, а Бразилия вошла в топ-20 государств - импортеров германских вооружений (в 2017 г. - 20-е место, в 2018 г. - 16-е, в 2019 г. - 19-е, в 2020 г. - 10-е). То есть последняя демонстрировала стабильно высокий интерес к приобретению вооружений и военной техники из ФРГ после прихода к власти Ж. Болсонару и даже в условиях пандемии COVID-19. Для обеих южноамериканских стран Германия выступала модернизатором наземной бронетехники, подводного и надводного флотов. В случае Бразилии это объяснялось тем, что парк ее подводных лодок (ПЛ) состоял из субмарин производства фирм ФРГ проекта 209 (были поставлены в 1989-2005 гг.). В апреле 2019 г. министры иностранных дел двух стран договорились о создании консорциума с участием компании «Thyssenkrupp», который должен был произвести четыре фрегата общего назначения типа «Tamandre» для ВМС Бразилии [Gemeinsame Erklärung ..., 2019]. Это стало первым прецедентом создания ФРГ совместного военного производства с государством Латинской Америки. Практическая ценность сотрудничества тем важнее, что именно фрегатам как классу кораблей в XXI в. отводится ключевая роль в обеспечении присутствия в Мировом океане. С высокой долей вероятности именно Бразилия в перспективе может стать страной, один из портов которой будет использоваться как пункт поддержки кораблей ВМС ФРГ в Южной Атлантике. В качестве первого практического шага официальный Берлин может предложить проведение совместных учений с участием фрегатов бундесвера (прежде всего типа «Саксония») и поступающих на вооружение Бразилии типа «Tamandre».

Состояние двусторонних отношений ФРГ со странами региона к началу 2020-х годов

В 2008 г. Германия и Бразилия провозгласили формулу стратегического партнерства. На глобальном уровне важным треком сотрудничества стало совместное участие в работе «G4» («большой четверки»), государствами-членами которого также являлись Индия и Япония. Задача этой группы состояла в обретении ее стра-

145

нами-участницами статуса новых постоянных членов Совета Безопасности (СБ) ООН. Пик усилий «G4» пришелся на 2005 г., когда был представлен доклад Генерального секретаря ООН «К большей свободе». Однако наряду с созданием новых постоянных мест в СБ ООН (вариант «А») проект предлагал и учреждение взамен новых непостоянных мест (вариант «Б»). По сути, развитие СБ ООН пошло скорее по второму, чем по первому сценарию; определенную роль в этом сыграла позиция группы «Объединившихся ради консенсуса», стремившейся не допустить реализации планов «G4». В состав этого формата вошла Аргентина, «торпедируя» планы Бразилии, что весьма негативно повлияло и на германо-аргентинские отношения. Однако неудача 2005 г. не привела к распаду «G4»: неоднократно накануне очередного открытия Генеральной Ассамблеи четыре державы декларировали приверженность варианту «А» реформы СБ ООН [Gemeinsame Presseerklärung ..., 2019]. Для германо-бразильских отношений это выступало определенной страховкой (как минимум в плане координации усилий на уровне глав МИД) на случай их общего спада.

До второй половины 2010-х годов данный сценарий был чисто гипотетическим. Так, в августе 2015 г. в столице Бразилии был запущен формат межправительственных (межгосударственных) консультаций с участием президента Д. Русеф и канцлера А. Мер-кель. Была установлена двухгодичная частотность встреч [Pressestatements ..., 2015], что являлось распространенной практикой в работе механизмов данного типа с участием ФРГ и незападных держав (Индии, КНР). Однако в последующее пятилетие переговоры в режиме межправительственных консультаций не проводились. Почему? Причины тому - отстранение от власти (апрель 2016 г.) и последующий импичмент (август 2016 г.) Д. Русеф - политика левого толка, стремившейся к диверсификации внешнеполитических контактов Бразилии. В дальнейшем подъеме отношений с ФРГ не проявили заинтересованности ни временный глава страны М. Темер (2016-2018), ни тем более Ж. Болсонару (избран в ноябре 2018 г.), что объяснялось рядом причин. Во-первых, Ж. Болсонару (прозванный за свои политические взгляды и тактику «тропическим Трампом» [Яковлев, 2020,

с. 614-618]) сосредоточил предельное внимание на развитии отношений с США. С начала 2020-х годов проявился рост интереса Бразилии к сотрудничеству в рамках БРИКС с его странами-участницами. На этом меняющемся фоне диалог с ФРГ оказался в тени, особенно с учетом глубокого кризиса в отношениях официального Берлина и Белого дома при 45-м президенте США. Показательно, что в 2018-2021 гг. между Ж. Болсонару и А. Меркель не было телефонных консультаций (!), не говоря уже о личных переговорах1. Во-вторых, не менее важным было другое обстоятельство: провозглашение стратегического партнерства (2008) и запуск формата межправительственных консультаций (2016) не сопровождались подведением под них достаточной практической основы сотрудничества в сфере безопасности и обороны. Так, координация усилий в рамках <^4» выступала почти единственным значимым треком сотрудничества на глобальном уровне.

ФРГ предприняла для изменения ситуации ряд шагов - как позитивного, так и негативного характера. К числу первых следует отнести отмеченную активизацию усилий Германии по урегулированию конфликтов в приграничных с Бразилией странах (Колумбия и Венесуэла), рост и углубление военно-технического сотрудничества. Негативными шагами выступают, во-первых, отсутствие Бразилии в маршруте дипломатического турне А. Меркель по странам Латинской Америки 8-9 июня 2017 г., притом что канцлер посетила Аргентину и Мексику. Во-вторых, отсутствие официальной реакции властей Германии на инициативу Д. Трампа о поддержке вхождения Бразилии в НАТО от 20 марта 2019 г. Очевидно, что ФРГ не готова распространять гарантии Североатлантического альянса на страну Южной Америки в принципе. Вместе с тем Бразилии могла бы быть предложена более активная повестка дня в области безопасности и сотрудничества, рамочную основу которой составляла формула стратегического партнерства. Фактически единственным шагом со стороны Германии стала идея создания совместного консорциума по строитель-

1 Рассчитано автором на основе данных сайта: URL: https://www.bundes kanzleramt.de (date of access: 02.04.2022).

ству фрегатов от 30 апреля 2019 г. [Gemeinsame Erklärung ..., 2019]. В-третьих, негативной стимулирующей мерой стал демонстрируемый Германией интерес к подъему отношений с Аргентиной.

Какова схема попыток перезапуска их диалога? После длительного перерыва (2003-2016) канцлер ФРГ провела переговоры с президентом Аргентины в Берлине в июле 2016 г., а затем в июне 2017 г. они вновь встретились уже в Буэнос-Айресе [Pressekonferenz ... , 2017а]. Почти одновременно здесь была принята делегация депутатов Национального конгресса Аргентины. Для ФРГ, учитывая ее позиционирование как зрелой парламентской демократии, поддержание контактов по линии высших органов законодательной власти имело не только практическое, но и символическое значение. В ходе поездки по американскому континенту в мае 2018 г. глава МИД ФРГ Х. Маас провел переговоры с аргентинским коллегой, при этом он не имел аналогичного контакта с главой внешнеполитического ведомства Бразилии [Außenminister Maas ..., 2018]. А 3 февраля 2020 г. в столице ФРГ состоялись переговоры А. Меркель с новым президентом Аргентины А. Фернандесом. Иллюстративен ряд аспектов: Берлин стал следующим после Ватикана (имевшего исключительно важное для католической Аргентины) пунктом турне А. Фернандеса [Pressekonferenz ..., 2020]. Притом встреча прошла уже на фоне стремительно разворачивавшейся пандемии: с середины февраля 2020 г., т.е. всего неделю спустя А. Меркель отказалась от всех зарубежных поездок. В этом просматривается желание сторон (прежде всего принимающей) «перезапустить» отношения. Однако результат усилий оказался ограниченным: хотя политические вопросы региональной повестки дня стали обсуждаться более активно, существенного рывка в развитии взаимодействия и тем более перехода к сотрудничеству в области безопасности и обороны сделано так и не было [см.: Pressekonferenz ... , 2017а; Pressekonferenz ... , 2020]. В мае 2021 г. состоялась двусторонняя встреча на высшем уровне в видеоформате, что само по себе иллюстрировало рост интереса к Аргентине, особенно на фоне отсутствия подобных контактов ФРГ с Бразилией. Однако, как и ранее, вопросам безопасности было уделено более чем ограниченное внимание [Videokonferenz ..., 2021].

Характерна схема отношений с Чили. С одной стороны, эта страна занимала второе место (после Бразилии) по объемам закупок германских вооружений (см. табл.), а ФРГ демонстрировала повышенный интерес к изучению ситуации внутри Чили. С другой - политическое взаимодействие в области безопасности и обороны ограничивалось лишь координацией усилий в условиях нарастания внутренней напряженности в Венесуэеле [Pressekonferenz ..., 2018].

Еще меньшим по объему было в исследуемой сфере германо-мексиканское взаимодействие. В июне 2017 г. А. Меркель в ходе визита в страну попыталась изменить это положение, используя общее негативное восприятие фактора трампизма, связанное с тем, что обе страны испытали воздействие жесткой позиции США: в Мексике оно было вызвано возведением по приказу Трампа стены вдоль ее северных границ, а в Германии - развязыванием тор-гово-таможенного конфликта (с ЕС). Однако и данная попытка оказалась безуспешной: как и в случае с Аргентиной, ФРГ не могла предложить значимой для партнера повестки, обеспеченной своим активным участием в решении проблем региональной безопасности [см.: Pressekonferenz ..., 2017b].

Это отнюдь не означает, что официальный Берлин отказался от стратегического проникновения в Центральную Америку: новая попытка была осуществлена в мае 2019 г. в ходе переговоров канцлера ФРГ и президента Коста-Рики, проходивших в Берлине. Показательно не только место, но и содержание переговоров: было детально рассмотрено положение дел в ЕС, и лишь затем стороны перешли непосредственно к германо-коста-риканским отношениям [Pressestatements ..., 2019]. ФРГ обозначила готовность не только передавать опыт, но и оказывать практическую помощь Коста-Рике в противодействии неконтролируемой миграции из Никарагуа и Венесуэлы [ibid.]. Тем самым Коста-Рике отводилась роль фокусного партнера среди малых государств Центральной Америки, что объяснялось во многом географическим положением данной страны: к северу от нее располагается Никарагуа, к югу -Панама, Колумбия и Венесуэла.

В случае Колумбии ФРГ подключилась к урегулированию уже после заключения договоренностей о примирении между официальной Боготой и движением ФАРК (2016), стремясь дипломатически выполнять функции посредника с 2018-2019 гг. [Maas sichert ... , 2019].

На венесуэльском направлении Германия, напротив, активизировала политическую деятельность уже с начала конфликта (с 2017 г.) между сторонниками президента Н. Мадуро и оппозиционерами, ключевой фигурой среди которых считался депутат Национального собрания Х. Гуайдо. Поддерживая в целом последних, ФРГ действовала достаточно осторожно. В основу ее позиции был положен тезис о восприятии парламента как основополагающего элемента демократической системы, что обеспечивало пространство для политического маневрирования Германии. Так, в марте 2019 г. в Берлине был принят уполномоченный от Х. Гуайдо (он провозгласил себя временным президентом Венесуэлы 23 января 2019 г.) О. Гебуаэр, притом ему было отказано в аккредитации в статусе посла Венесуэлы с признанием в качестве поверенного Х. Гуайдо. Германская сторона с обеспокоенностью наблюдала за расколом в рядах венесуэльской оппозиции летом -осенью 2020 г., в ряде случаев даже отказываясь от комментариев ситуации [Erklärungen ... , 2020]. 5 января 2021 г. в Венесуэле прошли выборы в Национальное собрание, в результате которых был сформирован его новый состав без участия Х. Гуайдо. Опираясь на принцип парламентаризма, 6-7 января 2021 г. ЕС (по итогам согласования позиции глав внешнеполитических ведомств стран-участниц), а вслед за этим и ФРГ объявили о прекращении рассмотрения Х. Гуайдо как временного президента [Erklärungen ... , 2021], продолжив при этом поддерживать контакты с другими лидерами оппозиции (в частности, с Л. Лопесом). Данная схема - более чем ограниченного взаимодействия с официальным Каракасом и сохранения связей с оппозицией - лежала в основе дипломатической тактики ФРГ в отношениях с Венесуэлой и в начале 2020-х годов.

К началу пандемии система двусторонних отношений ФРГ со странами Латинской Америки находилась в состоянии сложной и в целом неудачной перестройки. На ключевом (бразильском) направлении позиции Германии оказались существенно более ослабленными, чем в середине 2010-х годов. Ситуация усугублялась отсутствием у Германии вакцины собственной разработки, что существенно снижало восприятие страны как значимого партнера, обладающего наукоемким потенциалом.

Иными словами, официальный Берлин не смог использовать «окна возможностей» для упрочения своих позиций в регионе в период эпидемии. Вместе с тем даже на ее фоне наблюдалась растущая политическая активность ФРГ на колумбийском и венесуэльском направлениях. С учетом неудач в перезапуске отношений с Аргентиной и Мексикой значение диалога с Бразилией еще более возрастает. Подводя под него практическую основу, ФРГ будет стремиться к перезапуску отношений в эпоху пост-Болсонару. Хотя ожидать положительных сдвигов в укреплении позиций Германии на континенте возможно только в средне- и долгосрочной перспективе.

Литература

Яковлев П.П. Латиноамериканская политика Д. Трампа // Феномен Трампа. - Москва : ИНИОН РАН, 2020. - С. 609-624.

Außenminister Maas reist nach Argentinien und in die USA // Auswärtiges Amt. - 2018. - 18.05. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-argentinien-usa-g20/2083540 (date of access: 23.04.2022).

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2016 (Rüstungsexportbericht 2016). - Berlin, 2017. -120 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2017 (Rüstungsexportbericht 2017). - Berlin, 2018. -116 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2018 (Rüstungsexportbericht 2018). - Berlin, 2019. -112 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2019 (Rüstungsexportbericht 2019). - Berlin, 2020. -128 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im Jahre 2020 (Rüstungsexportbericht 2020). - Berlin, 2021. -140 S.

Deutsche Hilfe für Brasilien : Lieferung von Atemgeräten nach Mana-us // Auswärtiges Amt. - 2021. - 26.03. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/brasilien-node/atemgeraete-manaus/2450 622 (date of access: 23.04.2022).

Deutschland und Brasilien: Bilaterale Beziehungen // Auswärtiges Amt. - 2022. - 24.02. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussen politik/laender/brasilien-node/bilateral/201112 (date of access: 23.04.2022).

Die Beziehungen zwischen Deutschland und Argentinien / Birle P. (Hrsg). - Frankfurt am Main : Vervuert Verlag, 2010. - 380 S.

Erklärungen des Auswärtigen Amts in der Regierungspressekonferenz vom 02.09.2020 // Auswärtiges Amt. - 2020. - 02.09. - URL: https://www. auswaertiges-amt.de/de/newsroom/regierungspressekonferenz/2380758#con tent_1 (date of access: 23.04.2022).

Erklärungen des Auswärtigen Amts in der Regierungspressekonferenz vom 06.01.2021 // Auswärtiges Amt. - 2021. - 06.01. - URL: https://www. auswaertiges-amt.de/de/newsroom/regierungspressekonferenz/2432278#con tent_5 (date of access: 23.04.2022).

Gemeinsame Erklärung Deutschland - Brasilien // Auswärtiges Amt. -2019. - 30.04. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/brasi lien-gemeinsame-erklaerung/2214526 (date of access: 23.04.2022).

Gemeinsame Presseerklärung der Außenminister der G4-Staaten -Brasilien, Deutschland, Indien und Japan - zur Reform des Sicherheitsrats der Vereinten Nationen // Auswärtiges Amt. - 2019. - 26.09. - URL: https:/ / www. auswaertiges-amt.de/de/newsroom/g4-reform-sicherheitsrat/2260412 (date of access: 23.04.2022).

Maas sichert Kolumbien weitere Unterstützung für den Frieden zu // Auswärtiges Amt. - 2019. - 01.05. - URL: https://www.auswaertiges-amt. de/de/aussenpolitik/laender/kolumbien-node/maas-kolumbien/2213754 (date of access: 23.04.2022).

Maihold G. Machtkampf in Venezuela : Auswegeaus der Sackgasse. -2021. - Januar. - 4 S. - (SWP-Aktuell ; N 8).

Indo-Pacific Deployment 2021 // BMVg. - 2022. - URL: https://www. bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/indo-pacific-deployment-2021 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten der Argentinischen Republik, Mauricio Macri in Buenos Aires // Bundeskanzleramt. - 2017a. - 08.06. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/Pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesiden ten-der-argentinischen-republik-mauricio-macri-844018 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten der Vereinigten Mexikanischen Staaten, Enrique Peña Nieto in Mexiko-Stadt // Bundeskanzleramt. - 2017b. - 09.06. - URL: https://www.bundesregierung. de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-pra esidenten-der-vereinigten-mexikanischen-staaten-enrique-peña-nieto-844054 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Chile, Sebastián Piñera im Bundeskanzleramt / / Bundeskanzleramt. - 2018. -10.10. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonfe renz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-chile-sebastián-piñera-1536422 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Argentinien, Alberto Fernández in Berlin / / Auswärtiges Amt. - 2020. - 03.02. -URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-argentinien-alberto-fernán dez-1718922 (date of access: 23.04.2022).

Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und der brasilianischen Präsidentin Rousseff anlässlich der 1. Deutsch-Brasilianischen Regierungskonsultationen in Brasilia // Bundeskanzleramt. - 2015. - 20.08. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressestatements-von-bun deskanzlerin-merkel-und-der-brasilianischen-praesidentin-rousseff-anlaesslich-der-1-deutsch-brasilianischen-regierungskonsultationen-am-20-august-2015-846404 (date of access: 23.04.2022).

Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Costa Rica, Carlos Alvarado Quesada in Berlin / / Bundeskanzleramt. -2019. - 27.05. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pres sestatements-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-costa-ri ca-carlos-alvarado-quesada-1631394 (date of access: 23.04.2022).

Venezuela : Hilfe, die ankommt / / Auswärtiges Amt. - 2018. - 17.12. -URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/venezu ela-node/humanitaere-hilfe-venezuela-nachbarstaaten/2171650 (date of access: 23.04.2022).

Vergessene Krisen : Die langen Schatten des Konflikts in Kolumbien / / Auswärtiges Amt. - 2021. - 05.02. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/

de/aussenpolitik/themen/humanitaere-hilfe/vergessene-krisen-kolumbien/ 2439422 (date of access: 23.04.2022).

Videokonferenz von Bundeskanzlerin Merkel mit dem argentinischen Präsidenten, Alberto Fernández / / Bundeskanzleramt. - 2021. - 26.05. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/videokonferenz-von-bun deskanzlerin-merkel-mit-dem-argentinischen-praesidenten-alberto-fernández-1918026 (date of access: 23.04.2022).

Zilla C. Argentinien - politische Ruheimsozioökonomischen Unwetter. -2021. - Februar. - 4 S. - (SWP-Aktuell ; N 11).

Zilla C. Die Evangelikalen und die Politik in Brasilien. - Berl in : SWP-Studie, 2019. - 34 S.

DOI: 10.312249/ape/2022.03.06

Trunov Ph.0.1, 2022 The dialogue of the FRG with Latin America' states: political-military aspects

Abstract. The article analyses the state of German bilateral relations with South America' states in defense and security field. The decline in the dialogue between Germany and Latin America' countries during the COVID-19 pandemic turned out to be more significant than in other regional areas. The key reason is the difficulties in strengthening German strategic positions on the continent in the second half of the 2010.

The paper stresses the functional and geographical narrowness of German political and diplomatic opportunities. In the military sphere the cooperation was mainly reduced to the export of weapons produced in Germany. In its attempts to create strategic positions in South America official Berlin has traditionally focused on strengthening relations with Brazil. The factor of non-diversification of Germany's regional contacts has been fully manifested in the situation of stagnation and degradation of German-Brazilian relations in the second half of the 2010-s. The reasons of it are not only the specificities of president J. Bolsonaro^s foreign policy, but also the fact that transition to the declared new levels of cooperation (strategic partnership since 2008, the launch of interstate consultations format in 2015) was not supported

1 Trunov Philipp Olegovich - Ph.D. in Political Sciences, Leading Researcher INION RAS (1 [email protected]). 154

by a corresponding increase of the volumes of practical cooperation in the field of security and defense.

In this context the author focuses on relaunching German-Brazilian bilateral relations as well as the FRG attempts to make dialogue with Argentine, Chile and Mexico more active. At the same time Berlin tries to increase efforts for ensuring peace in Columbia and for settlement of the situation around Venezuela. Failures in creating its own vaccine against COVID-19 did not allow Germany to use a potential «window of opportunity» in strengthening its strategic positions in Latin America.

Keywords: Germany, diplomacy, negotiations, military export, Brazil, Argentina, Venezuela, Colombia.

References

Außenminister Maas reist nach Argentinien und in die USA. (2018) // Auswärtiges Amt. - 18.05. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/ newsroom/maas-argentinien-usa-g20/2083540 (date of access: 23.04.2022).

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2016 (Rüstungsexportbericht 2016). (2017). - Berlin. -120 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2017 (Rüstungsexportbericht 2017). (2018). - Berlin. -116 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2018 (Rüstungsexportbericht 2018). (2019). - Berlin. -112 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2019 (Rüstungsexportbericht 2019). (2020). - Berlin. -128 S.

Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionell e Rüstungsgüter im Jahre 2020 (Rüstungsexportbericht 2020). (2021). - Berlin. -140 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Deutsche Hilfe für Brasilien : Lieferung von Atemgeräten nach Manaus. (2021) // Auswärtiges Amt. - 26.03. - URL: https://www.auswaertiges-amt. de/de/aussenpolitik/laender/brasilien-node/atemgeraete-manaus/2450622 (date of access: 23.04.2022).

Deutschland und Brasilien: Bilaterale Beziehungen. (2022) // Auswärti -ges Amt. - 24.02. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpo litik/laender/brasilien-node/bilateral/201112 (date of access: 23.04.2022).

Die Beziehungen zwischen Deutschland und Argentinien. (2010) / Birle P. (Hrsg). - Frankfurt am Main : Vervuert Verlag. - 380 S.

Erklärungen des Auswärtigen Amts in der Regierungspressekonferenz vom 02.09.2020. (2020) // Auswärtiges Amt. - 02.09. - URL: https://www. aus waertiges-amt.de/de/newsroom/regierungspressekonferenz/2380758#content_1 (date of access: 23.04.2022).

Erklärungen des Auswärtigen Amts in der Regierungspressekonferenz vom 06.01.2021. (2021) // Auswärtiges Amt. - 06.01. - URL: https://www. auswaertiges-amt.de/de/newsroom/regierungspressekonferenz/2432278#con tent_5 (date of access: 23.04.2022).

Gemeinsame Erklärung Deutschland - Brasilien. (2019) // Auswärtiges Amt. - 30.04. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/ brasilien-gemeinsame-erklaerung/2214526 (date of access: 23.04.2022).

Gemeinsame Presseerklärung der Außenminister der G4-Staaten -Brasilien, Deutschland, Indien und Japan - zur Reform des Sicherheitsrats der Vereinten Nationen. (2019) // Auswärtiges Amt. - 26.09. - URL: https://www. auswaertiges-amt.de/de/newsroom/g4-reform-sicherheitsrat/2260412 (date of access: 23.04.2022).

Maas sichert Kolumbien weitere Unterstützung für den Frieden zu. (2019) // Auswärtiges Amt. - 01.05. - URL: https://www.auswaertiges-amt. de/de/aussenpolitik/laender/kolumbien-node/maas-kolumbien/2213754 (date of access: 23.04.2022).

Maihold G. (2021). Machtkampf in Venezuela : Auswegeaus der Sackgasse // SWP-Aktuell. - Januar, N 8. - 4 S.

Indo-Pacific Deployment 2021. (2022) // BMVg. - URL: https://www. bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/indo-pacific-deployment-2021 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten der Argentinischen Republik, Mauricio Macri in Buenos Aires. (2017a) // Bundeskanzleramt. - 08.06. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesiden ten-der-argentinischen-republik-mauricio-macri-844018 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten der Vereinigten Mexikanischen Staaten, Enrique Peña Nieto in Mexiko-Stadt. (2017b) / / Bundeskanzleramt. - 09.06. - URL: https://www.bundesregierung. de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-der-vereinigten-mexikanischen-staaten-enrique-peña-nieto-844054 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Chile, Sebastián Piñera im Bundeskanzleramt. (2018) / / Bundeskanzleramt. -10.10. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonfe

renz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-chile-sebastián-piñera-1536422 (date of access: 23.04.2022).

Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Argentinien, Alberto Fernández in Berlin. (2020) / / Auswärtiges Amt. - 03.02. -URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-argentinien-alberto-fer ná n dez-1718922 (date of access: 23.04.2022).

Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und der brasilianischen Präsidentin Rousseff anlässlich der 1. Deutsch-Brasilianischen Regierungskonsultationen in Brasilia. (2015) // Bundeskanzleramt. - 20.08. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressestatements-von-bun deskanzlerin-merkel-und-der-brasilianischen-praesidentin-rousseff-anlaesslich-der-1-deutsch-brasilianischen-regierungskonsultationen-am-20-august-2015-846404 (date of access: 23.04.2022).

Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem Präsidenten von Costa Rica, Carlos Alvarado Quesada in Berlin. (2019) // Bundeskanzleramt. - 27.05. - URL: https: / / www.bundesregierung.de/breg-de/suche / pressestatements-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-praesidenten-von-cos ta-rica-carlos-alvarado-quesada-1631394 (date of access: 23.04.2022).

Venezuela : Hilfe, die ankommt. (2018) // Auswärtiges Amt. - 17.12. -URL:_https: / / www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/venezue la-node/humanitaere-hilfe-venezuela-nachbarstaaten/2171650 (date of access: 23.04.2022).

Vergessene Krisen : Die langen Schatten des Konflikts in Kolumbien. (2021) // Auswärtiges Amt. - 05.02. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/humanitaere-hilfe/vergessene-krisen-kolum bien/2439422 (date of access: 23.04.2022).

Videokonferenz von Bundeskanzlerin Merkel mit dem argentinischen Präsidenten, Alberto Fernández. (2021) / / Bundeskanzleramt. - 26.05. - URL: https: / / www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/videokonferenz-von-bun deskanzlerin-merkel-mit-dem-argentinischen-praesidenten-alberto-fernández-1918026 (date of access: 23.04.2022).

Yakovlev P.P. (2020). Donald Trump's policy towards Latin America [Latinoamerikanskaja politika D. Trampa] // Trump Phenomenon [Fenomen Trampa]. - Moscow : INION RAS. - P. 609-624.

Zilla C. (2021). Argentinien - politische Ruheimsozioökonomischen Unwetter // SWP-Aktuell. - Februar, N 11. - 4 S.

Zilla C. (2019). Die Evangelikalen und die Politik in Brasilien. - Berlin : SWP-Studie. - 34 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.