Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГИ / БРАТЬЯ / СЕСТРЫ / БЛИЗОСТЬ МЕЖДУ СИБЛИНГАМИ / КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СИБЛИНГАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архарова Александра Ивановна

Статья репрезентует обзор работ учёных, посвящённых исследованию взаимоотношений между братьями и сестрами. В статье рассмотрены различные этапы развития человека на протяжении его жизни, отражены данные о связи взаимоотношений сиблингов на данных этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS OF CHILDREN IN THE FAMILY IN THE PROCESS OF ONTOGENESIS

The article represents an overview of the works of scientists devoted to the study of the relationship between brothers and sisters. The article discusses the various stages of human development throughout his life, reflects data on the relationship of the relationship of siblings at these stages of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА»

Психология личности

Psychology of personality

УДК 159.9

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА Архарова А.И.

Московский педагогический государственный университет Москва, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0002-8623-8177 SPIN-код: 7111-5630, AuthorID: 1202843 E-mail: a.i.archarova@inbox.ru

Аннотация. Статья репрезентует обзор работ учёных, посвящённых исследованию взаимоотношений между братьями и сестрами. В статье рассмотрены различные этапы развития человека на протяжении его жизни, отражены данные о связи взаимоотношений сиблингов на данных этапах онтогенеза.

Актуальность. Актуальность темы обусловлена фактором того, что более восьмидесяти процентов населения родились в семье с братом или сестрой, а связь между сиблин-гами является самой продолжительной родственной связью в жизни человека. Проблема, цель, задачи. Проблемой данной статьи выступает идея о том, что в современном обществе культ семьи заметно ослабевает, поддержание тесной связи с близкими, в том числе и с сиблингами, перестает быть необходимостью. Эти процессы неизбежно ведут к разобщению братьев и сестер, что является значимой проблемой для изучения. Целью данного исследования является исследование взаимоотношений сиблингов в процессе онтогенеза и установление их роли в жизни человека.

Результаты и их обсуждение. Полученные результаты дают нам возможность говорить о психологической ценности связи сиблингов. В младенчестве старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и привязанности. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его. В дошкольном возрасте старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. В подростковый период сиблинг способен удовлетворять такие потребности другого, как уважение и принятие. Во взрослом и преклонном возрастах сиблинги восполняют друг другу потребность в близости, оказывают друг другу поддержку и сочувствие, сходное с материнской заботой.

Заключение. В ходе исследования была выявлена недостаточная изученность многообразия взаимоотношений сиблингов и условий, которые определяют характер данных взаимоотношений. Помимо этого, была установлена недостаточная изученность механизмов в основе поведения сиблингов во взрослом возрасте, что открывает для нас новые горизонты исследований данных аспектов взаимоотношений сиблингов на разных этапах онтогенеза, начиная с младенчества, заканчивая пожилым возрастом.

Ключевые слова: сиблинги, братья, сестры, близость между сиблингами, конкуренция между сиблингами.

Взаимоотношения братьев и сестер являются одними из самых длительных и важных в жизни. М. Руфо отмечал, что отношения между сиблингами более длительные, чем между детьми и их родителями [8. С. 213]. А в период с младенчества до подросткового возраста дети в одной семье проводят друг с другом большую часть времени [14. С. 67]. Отличительной чертой сиблинговых отношений является то, что они устанавливаются в закрытой системе, где детям не дают выбрать, кто будет его сиблингом и как после его рождения у ребенка будут складываться отношения с родителями. Следует также отметить, что отношения сиблингов формируются с учетом места жительства братьев и сестер, наличия общих родителей и иных внешних условий жизни [4. С. 93]. Именно поэтому изучение связи между сиблингами остается актуальным, а вопрос развития этих отношений в процессе онтогенеза на протяжении всей жизни представляет для нас большой интерес.

Отношения между сиблингами двойственны, а потому представляют для нас большой интерес. С одной стороны, сиблинговые отношения в случае совместного проживания строятся внутри одной семьи с едиными ценностями и условиями воспитания, в которой братья и сестры находятся в тесной эмоциональной и бытовой коммуникации. Иными словами, это отношения родственные. С другой стороны, сиблинги являются ровесниками, и между ними сложнее выстроить четкую иерархию, чем между взрослым и ребенком.

Среди первых исследователей такого феномена, как сиблинговые взаимоотношения, можно выделить американского психолога Дж. Кеттела, К. Кенига, Ф. Гамильтона и Дж. Дана [17. С. 107]. Их работы посвящены в основном практическим вопросам, затрагивающим определение наиболее благоприятной для установления прочной связи между сиблингами разнице в возрасте, исследование способов снижения количества конфликтов, ситуаций ревности и соперничества в семье.

Продолжительное время исследования сиблингов касались того, как очередность их рождения и положение в семье влияют на когнитивные способности личности, целеустремленность, ответственность, на весь жизненный путь человека. Психологи анализировали, в частности, развитие де-виантного поведения или же способность ребенка добиться высоких достижений в будущем [1; 18].

Отношения между сиблингами во взрослом возрасте исследуются такими психологами, как В. Бедфорд [12. С. 125], Р. Стивард [20. С. 307], Х. Риггио [19. С. 709], И. Коннидис [10. С. 978], Л. Кэмпбел [11. С. 734]. Среди отечественных психологов, затрагивающих эту проблему, можно выделить О. А. Карабанову [3. С. 179], Н.В. Лукьяченко [6. С. 36], А. В. Черников [9. С. 123]. Но большая часть как зарубежных, так и отечественных исследований посвящена определению факторов, которые влияют на развитие сиблингов. Работы описанных выше авторов анализируют структуру семьи, порядок рождения детей, разницу в возрасте, пол детей, не уделяя должного внимания межличностным отношениям между братьями и сестрами в процессе их развития на протяжении всей жизни и психологическим механизмам приспособления и объединения сиблингов. Исследуем этот аспект более подробно.

Братья и сестры объединены материальным положением семьи, единым социальным уровнем, уровнем образования, общими родителями, если таковые имеются, бытовыми условиями, воспитанием, продолжительностью взаимодействий [13. С. 624]. Становясь взрослее, сиблинги приобретают еще и совместный эмоциональный опыт. Братья и сестры также оказывают прямое влияние на формирование характеров друг друга. Например, с помощью удовлетворения таких потребностей ребенка как потребности во внимании, в привязанности, в принятии, оценке, в поддержке, уважении, безопасности старший брат или сестра может поддержать младшего или, наоборот, дестабилизировать его состояние [7. С. 257]. Рассматривая взаимоотношения сиблингов в процессе онто-

генеза, опишем их взаимодействие во младенчестве, в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, в подростковом, взрослом и пожилом возрастах.

В первые годы жизни ребенка почти все время он окружен семьей, именно родители, братья и сестры выступают для ребенка первым социальным кругом, а наиболее значимая для младенца связь зарождается между матерью и ребенком. Взрослые, включая сиблингов, следуют принципу опережающей инициативы и, предоставляя ребенку образцы общения, которыми тот еще не владеет, способствуют формированию у него потребности в общении [5. С. 280]. Так в семь месяцев дети обретают способность различать «своих» и «чужих», возникает страх отделения, младенец может ярко среагировать на отсутствие рядом человека, который о нем заботится (чаще всего этими людьми являются мама и отец). Когда такой человек отсутствует, малыш может испытывать тревогу, которая влияет на развитие системы привязанности у ребенка, и, наоборот, присутствие близкого человека дает младенцу чувство безопасности [11. С. 56]. Часто именно в период нескольких лет после рождения формируются долговременные и значимые связи сиблингов. Так, например, исследователями была выявлена связь между возрастом сиблингов и степенью их привязанности: младшие дети сильнее привязываются к старшим. Мы связываем эти результаты исследований с тем, что дети видят в старших братьях и сестрах своих наставников, самую значимую фигуру после родителей. Более того, как мы уже отметили выше, старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и потребность в привязанности.

Рассматривая второй этап формирования ребенка, ранний возраст, следует отметить важнейшую роль привязанности ребенка к матери, отцу, сиблингу и ощущения базового доверия к окружающему миру. Вплоть до трех лет малыш не может безболезненно переносить сепарацию со значимым взрослым. Как пишет Эриксон, начиная ходить, ребенок сталкивается с

конфликтом между зарождающейся автономией и зависимостью от родителей [10. С. 356]. В этот период старший сиблинг является примером для младшего, учит его делиться пространством, игрушками, помогать окружающим и сочувствовать им. Но помимо этого, старший может дать младшему и негативный пример. Интересно также, что в большем количестве семей старшие братья и сестры продолжают проявлять заботу к младшим и защищать их уже во взрослом возрасте [14. С. 49]. Именно на этом этапе сиблинги впервые могут столкнуться с конкуренцией, как пишет Кузьмина [4. С. 45]. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его.

В период дошкольного возраста у детей 6-7 лет складывается мнение о себе и отношениях со значимыми другими, ребенок в этом возрасте хорошо чувствует, любим он или нет. Откровенность между братьями и сестрами нередко создает большую близость между ними, чем между детьми и родителями. Сиблинги могут стать очень близкими друг другу людьми и сохранить связь на протяжении всей жизни, но также способны переносить детские обиды и недопонимания в сознательную жизнь, формируя амбивалентные отношения любви-ненависти. В возрасте 5-6 лет у детей могут возникать влюблённости, дистанцирующие сиблингов друг от друга. В то же время старший брат или сестра может подшучивать над младшим, тем самым обесценивая его увлечения, вычеркнув из памяти, что сам сталкивался с такими чувствами. Исследователи также выдвигают положения о том, что существует связь между степенью агрессивности в отношениях между сиблингами и уровнем агрессии братьев и сестер во взрослом возрасте [2. С. 46]. На данном этапе старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. Ссоры могут возникать на почве не поделённых игрушек.

Рассматривая младший школьный возраст, отметим, что отношения сиблингов здесь могут выходить на второй план, а

первостепенное значение имеют связи со сверстниками. Именно на этом этапе у детей возникают отдельные компании друзей, они позволяют детям расширить кругозор и научиться новым моделям поведения в социуме. Дистанция между сиблин-гами на данном этапе является самой большой, М. Руфо даже называет этот период мини-разводом [8. С. 218]. Но, несмотря на такое отдаление, при возникновении внешней опасности братья и сестры активно защищают друг друга. В этот период сиблинги начинают делить пространство и обязанности по дому. Более близкими в этот период остаются братья и сестры, живущие в отдельных комнатах и имеющие свои увлечения.

В подростковый период сиблинги учатся соотносить свои ценности с потребностями других людей. Их отношения становятся более симметричными, интерес к общению и совместному досугу падает, так как подростки более заинтересованы в поддержании дружеских и романтических связей, взаимоотношения становятся менее конфликтными и существует большая возможность построить более близкие отношения после периода распада. В этот период сиблинг способен удовлетворять такие потребности, как уважение и принятие. Конфликты могут возникать на почве агрессивного поведения подростка [2. С. 52].

При переходе во взрослую жизнь в возрасте около 20 лет молодые люди покидают дом, становятся финансово независимыми и строят романтические отношения. Сокращается время для общения с родительской семьей. Поддержание общения с сиблингами в таком возрасте становится добровольным. Отношения становятся менее конфликтными и конкурентными, чем в подростковом возрасте, по мнению самих сиблингов [2. С. 288]. Благодаря способности к переговорам и компромиссам, снижению конкуренции сиблинги на этом этапе могут стать гораздо ближе друг к другу. Большинство братьев и сестёр во взрослом возрасте хотят сохранять близкие связи друг с другом и, например, исследования Цицирелли на студентах показали,

что сиблинги оценивают поддержку от братьев и сестер, как сравнимую с материнской поддержкой в детстве [14. С. 45]. Смотря со стороны на жизненный путь сиблинга и то, как он решает задачи, стоящие на этом пути, братья и сестры учатся, обретают поддержку. Стоит отметить, что работы, исследующие взаимоотношения взрослых сиблингов, немногочисленны и скорее рассматривают поведенческие аспекты, а не механизмы в их основании, что свидетельствует о потребности исследований этого вопроса.

В преклонном возрасте важность братьев и сестер значительно возрастает ввиду сокращения круга общения [14. С. 56]. На данном этапе сиблинги восполняют друг другу потребность в близости.

Заключение. Таким образом, полученные результаты дают нам возможность говорить о психологической ценности связи сиблингов. В младенчестве старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и привязанности. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его. В дошкольном возрасте старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. В подростковый период сиблинг способен удовлетворять такие потребности другого, как уважение и принятие. Во взрослом и преклонном возрастах сиблин-ги восполняют друг другу потребность в близости, оказывают друг другу поддержку и сочувствие, сходное с материнской заботой.

В данной работе мы выявили ярко выраженную психологическую ценность взаимоотношений между сиблингами, которая распространяется за пределами детства, и недостаточную изученность многообразия взаимоотношений сиблингов и условий, которые определяют характер данных взаимоотношений. Помимо этого, была установлена недостаточная изученность механизмов в основе поведения сиблингов во взрослом возрасте.

Литература

1. Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997. 286 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Пер. с англ. СПб.: Питер. 1997. 330 с.

3. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А. Карабанова. М.: Айрис-Пресс. 2005. С. 240 с.

4. Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире // Школьный психолог. 2000. no 17. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001710

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Питер. 2009. С. 410.

6. Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности / Н. В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. 2010. nol. С. 31-40.

7. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К.Нартова-Бочавер, К.А. Бочавер, С.Ю. Бочавер. М.: Генезис. 2011. С. 320.

8. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. Екатеринбург: У-Фактория. 2006. С. 288.

9. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. / А.В. Черников // Тематическое приложение к журналу Семейная психология и семейная психотерапия. М. 1998. С. 152.

10. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд Университетская книга. 1996. С. 592.

11. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.

12. Bedford V. Relationships between adult siblings. In: A. Auhagan, M. Von Salisch (Eds), The diversity of human relationships. New York: Cambridge University Press. 1996. P. 120-140.

13. Brody G.H., Kim S., Murry V.M., Brown, A.C. Longitudinal direct and indirect pathways linking older sibling competence to the development of younger sibling competence // Developmental Psychology. 2003. Vol. 39. pp. 618-628.

14. Cicirelli V. Sibling relationship across the lifespan. New York: Plenum. 1995.

15. Connidis I.A. Life transitions and the sibling tie. Journal of Marriage and the Family, 54. 1992. 972-982.

16. Connidis I.A., Campbell, L.D. Closeness, confiding, and contact among siblings in middle and late adulthood. Journal of Family Issues, 16, 6. 1995. 722-745.

17. Dunn J. Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships (pp. 105-124). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co. 1996. 105-124.

18. Galton F. English men of science, their nature and nurture. London: Macmillan. 1874. - 270 p.

19. Riggio H.R. Measuring attitudes toward adult sibling relationships: 'The lifespan sibling relationship scale. Journal of Social and Personal Relationships, 17, 6. 2000. 707-728.

20. Steward R.B., Kozak A.L., Tingley L.M., Goddard J.M., Blake E.M., Casse W. Adult sibling relationships: Validation of a typology // Personal Relationships. 2001. Vol. 8(30). pp. 299-324.

21. Steward R.B., Kozak A.I., Tingley L.M., Casse W. Adult sibling relationships: Validation of a typology. Personal Relationships, 8, 3. 2001. 299-324.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Архарова А.И. Взаимоотношения детей в семье в процессе онтогенеза / А.И. Архарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6. С. 30-37.

Сведения об авторе Архарова Александра Ивановна

бакалавр 4 курса

Московский педагогический государственный университет Москва, Россия

ORCID ID: 0009-0002-8623-8177 SPIN-код: 7111-5630, AuthorID: 1202843 E-mail: a.i.archarova@inbox.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 30-37.

RELATIONSHIPS OF CHILDREN IN THE FAMILY IN THE PROCESS OF ONTOGENESIS

Arkharova A.I.

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia ORCID: 0009-0002-8623-8177 SPIN-код: 7111-5630, AuthorID: 1202843 E-mail: a.i.archarova@inbox.ru

Abstract. The article represents an overview of the works of scientists devoted to the study of the relationship between brothers and sisters. The article discusses the various stages of human development throughout his life, reflects data on the relationship of the relationship of siblings at these stages of ontogenesis.

Relevance. The relevance of the topic is because more than eighty percent of the population was born in a family with a brother or sister, and the relationship between siblings is the longest family relationship in a person's life.

Problem, goal, tasks. The problem of this article is the idea that in modern society the cult of the family is noticeably weakening, maintaining close ties with loved ones, including siblings, is no longer a necessity. These processes inevitably lead to the separation of brothers and sisters, which is a significant problem for study. The purpose of this study is to study the relationship of siblings in the process of ontogenesis and to establish their role in human life.

Results and discussion. The obtained results allow us to speak about the psychological value of the sibling connection. In infancy, an older sibling can meet the child's needs for security, comfort, love, and affection. If we talk about the needs of a child at an early age, then an older brother or sister can provide support and attention to the younger, inspire him. At preschool age, the older sibling can satisfy the younger sibling's need for approval. During adolescence, the sibling can satisfy the needs of the other, such as respect and acceptance. In adulthood and old age, siblings fill each other's need for intimacy, provide each other with support and sympathy, like maternal care. Conclusion. The study revealed insufficient knowledge of the diversity of sibling relationships and the conditions that determine the nature of these relationships. In addition, insufficient knowledge of the mechanisms underlying the behavior of siblings in adulthood was established, which opens new horizons for us to study these aspects of the relationship of siblings at different stages of ontogenesis, from infancy to old age.

Keywords: siblings, brothers, sisters, closeness between siblings, competition between siblings.

|| References

1. Adler A. Nauka zhit. [Adler A. Science to live]. Kiev, Port-Royal, 1997. 286 p. (In Russ.).

2. Beron R., Richardson D. Agressiya [Baron R., Richardson D. Aggression]. SPb, Piter, 1997. 330 p. (In Russ.).

3. Karabanova O.A. Vozrastnaya psihologiya: konspekt lektsiy [Karabanova O.A. Developmental psychology: lecture notes]. Moscow, Ayris-Press, 2005. 240 p.

4. Kuzmina M. Siblingi, ili Kain i Avel v odnoy kvartire [Siblings, or Cain and Abel in the same apartment]. Shkolnyiy psiholog [School psychologist], 2000. No 17. Available at: https://psy. 1 sept.ru/article.php?ID=200001710, accessed 7.06.2023. (In Russ.).

5. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obschenii [Lisina M.I. Formation of the child's personality in communication]. SPb. Piter, 2009. 410 p. (In Russ.).

6. Lukyanchenko N.V. Sotsialno-psihologicheskie osobennosti siblingovyih otnosheniy kak znachimyiy faktor stanovleniya i zhiznennogo puti zreloy lichnosti [Lukyanchenko N.V. Socio-Psychological Features of Sibling Relations as a Significant Factor in the Formation and Life Path of a Mature Personality]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2010. - No1. pp.31-40. (In Russ.).

7. Nartova-Bochaver S.K., Bochaver K.A., Bochaver S.Yu. Zhiznennoe prostranstvo semi: ob'edi-nenie i razdelenie [Nartova-Bochaver S.K., Bochaver K.A., Bochaver S.Yu. Family living space: unification and separation]. Moscow. Genezis, 2011. 320 p. (In Russ.).

8. Rufo M. Bratya i sestryi, bolezn lyubvi [Rufo M. Brothers and sisters, the disease of love]. Ekaterinburg. U-Faktoriya, 2006. 288 p. (In Russ.).

9. Chernikov A. V. Vvedenie v semeynuyu psihoterapiyu [ Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu "Semeynaya psihologiya i semeynaya psihoterapiya" [Chernikov A. V. Introduction to family psychotherapy]. Moscow, 1998. 152 p. (In Russ.).

10. Erikson E. Detstvo i obschestvo [Erickson E. Childhood and society]. SPb. Lenato, AST, Fond «Universitetskaya kniga», 1996. 592 p. (In Russ.).

11. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum, 1978. 392 p.

12. Bedford V. Relationships between adult siblings. In: A. Auhagan, M. Von Salisch (Eds), The diversity of human relationships. New York: Cambridge University Press, 1996. pp. 120-140.

13. Brody G.H., Kim S., Murry V.M., Brown, A.C. Longitudinal direct and indirect pathways linking older sibling competence to the development of younger sibling competence. Developmental Psychology, 2003. Vol. 39. pp. 618-628.

14. Cicirelli V. Sibling relationship across the lifespan. New York, Plenum, 1995.

15. Connidis I.A. Life transitions and the sibling tie. Journal of Marriage and the Family, 54, 1992. pp. 972-982.

16. Connidis I.A., Campbell, L.D. Closeness, confiding, and contact among siblings in middle and late adulthood. Journal of Family Issues, 16, 6, 1995. pp. 722-745.

17. Dunn J. Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships, Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co, 1996. pp. 105-124.

18. Galton F. English men of science, their nature and nurture. London, Macmillan, 1874. pp. 270.

19. Riggio H.R. Measuring attitudes toward adult sibling relationships: 'The lifespan sibling relationship scale. Journal of Social and Personal Relationships, 17, 6, 2000. pp. 707-728.

20. Steward R.B., Kozak A.L., Tingley L.M., Goddard J.M., Blake E.M., Casse W. Adult sibling relationships: Validation of a typology. Personal Relationships, 2001. Vol. 8(30). pp. 299-324.

21. Steward R.B., Kozak, A.I., Tingley, L.M., ... Casse, W. Adult sibling relationships: Validation of a typology. Personal Relationships, 8, 3, 2001. pp. 299-324.

Information about the author Arkharova A. I.

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia ORCID: 0009-0002-8623-8177 SPIN-^: 7111-5630, AuthorID: 1202843 E-mail: a.i.archarova@inbox.ru

Поступила в редакцию 07.06.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.