Научная статья на тему 'Основные подходы в изучении сиблинговых отношений'

Основные подходы в изучении сиблинговых отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1248
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / СИБЛИНГИ / СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИУМ / КОНФЛИКТ СИБЛИНГОВ / КОМПРОМИС / КАЧЕСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ / SIBLINGS / SIBLING RELATIONSHIP / FAMILY / INTERRELATION / PSYCHOLOGIC CLOSENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алибегашвили Нино Мерабовна

Статья рассматривает общий информационный и исторический фон родственных связей. Затем обсуждаются психологические последствия взаимоотношений между братьями и сестрами, их различия в разных культурах, факторы, которые влияют на них, и их влияние на братьев и сестер. В последнем разделе статьи рассматриваются способы обеспечения близости в родственных отношениях. Психологические факторы, такие как эмоциональное внимание между братьями и сестрами и тепло, влияют на элемент близости между сиблингами. С другой стороны, активная агрессия и негативные конфликты приводят к снижению качества родственных связей. Методом данного исследования является сбор информации из современных источников о сиблинговых отношениях и анализ полученных сведений. Основными выводами исследования являются проблемы, выводы по различным вопросам, которые влияют на отношения между братьями и сестрами во взрослой жизни, которая в свою очередь определяет качество отношений в социуме. Сиблинги, которые растут в семьях, имеющих тесные связи, демонстрируют самые тесные отношения. Также автор рассматривает случай, когда старший сиблинг является методом подражания для последующих сиблинг в семье и последствия данного подражания. Автор также касается вопроса; от чего зависят в целом отношения в психологии и каким образом повлияли на сиблинговые отношения процессы модернизации и экономическое развитие почему в некоторых восточных обществах брат может быть более важным, чем супруг; в других, двоюродные братья могут считаться братьями и сестрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic approaches in sibling relationship studies

The article deals with common historical and informational situation in sibling relationships. Because of the psychologic implications of brotherhood and sisterhood, the differences in culture, factors, the impact of nihil, and the influence of brother and sister. The latter partially disintegrated with the near-extinction of near-birth defects. Psychological factors, such as emotional attention between brothers and sisters and warm, affect the element of closeness between siblings. Other stigma, active aggression and negative conflict attachment to low birth rate abstinence. The method used is the information obtained from the contemporary method of sublingual analysis and semi-quantitative analysis. In general, main conclusions are problems, in different issues, which influence sibling relationships, a loss of self-esteem. Siblings, who grow in one family demonstrate most tough relationships. In this way author discusses the case of the old sublingual method of sublimation of both the sublimation of the seed, and the result of the later sublimation. Author also deals with other questions; everything depends entirely on psychology and good education on the effects of the slow process of modernization and economic development further on in the brotherhood of the brother can, it is a painful problem; elsewhere, two brothers can clean their brothers and sisters.

Текст научной работы на тему «Основные подходы в изучении сиблинговых отношений»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Алибегашвили Н.М. Основные подходы в изучении сиблинговых отношений // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Alibegashvili N.M. (2019). Basic approaches in sibling relationship studies. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN419.pdf (in Russian)

УДК 159.9

Алибегашвили Нино Мерабовна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», Владикавказ, Россия

Аспирант факультета «Социальная психология»

Аспирант

E-mail: Nino.alibegashvili@yandex. ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=975260

Основные подходы в изучении сиблинговых отношений

Аннотация. Статья рассматривает общий информационный и исторический фон родственных связей. Затем обсуждаются психологические последствия взаимоотношений между братьями и сестрами, их различия в разных культурах, факторы, которые влияют на них, и их влияние на братьев и сестер. В последнем разделе статьи рассматриваются способы обеспечения близости в родственных отношениях. Психологические факторы, такие как эмоциональное внимание между братьями и сестрами и тепло, влияют на элемент близости между сиблингами. С другой стороны, активная агрессия и негативные конфликты приводят к снижению качества родственных связей. Методом данного исследования является сбор информации из современных источников о сиблинговых отношениях и анализ полученных сведений. Основными выводами исследования являются проблемы, выводы по различным вопросам, которые влияют на отношения между братьями и сестрами во взрослой жизни, которая в свою очередь определяет качество отношений в социуме. Сиблинги, которые растут в семьях, имеющих тесные связи, демонстрируют самые тесные отношения. Также автор рассматривает случай, когда старший сиблинг является методом подражания для последующих сиблинг в семье и последствия данного подражания. Автор также касается вопроса; от чего зависят в целом отношения в психологии и каким образом повлияли на сиблинговые отношения процессы модернизации и экономическое развитие почему в некоторых восточных обществах брат может быть более важным, чем супруг; в других, двоюродные братья могут считаться братьями и сестрами.

Ключевые слова: факторы; взаимоотношение; сиблинги; сиблинговые отношения; динамика развития; адаптация; социум; конфликт сиблингов; компромис; качество взаимоотношении

Сиблинговыми отношениями, в современной психологии, называются отношения, затрагивающие детей, рожденных в одной семье и являющимися друг другу родными братьями, и сестрами. С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: сиблингов прежде всего следует рассматривать, как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами

https:// mir-nauki. com

(эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями. С другой стороны, сиблинговые отношения - это, по сути, отношения со сверстниками, т. е. не взрослыми (какой бы ни была разница в возрасте между ними). Кроме того, сиблинги могут сильно влиять на систему семьи, некоторым образом преобразуя ее. В этом еще одна особенность взаимоотношений сиблингов. Так как большинство людей воспитываются вместе с сестрами и братьями, отношения между братьями и сестрами, как и многие другие социальные отношения, характеризуются различными процессами: конфликтами, близостью, соперничеством и теплотой в детстве, юности и взрослом возрасте. Исследование сиблинговых отношений происходит тремя основными направлениями. Негативные межличностные отношения в семьях часто связаны с непониманием родителей и детей, неадекватными ситуациями в общении, взаимоотношениями. Однако, как известно, что семья - это важный источник социализации личности ребенка, его психического развития и воспитания и как воспитывать ребенка - этот вопрос возникает практически в каждой ячейке общества. Основные задачи исследования заключались в том, чтобы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношений членов семьи с детьми, изучить психологические аспекты обращения с детьми в родстве. Первое - отношений между родителями и детьми- фокусируется на том, как родители устанавливают и/или поддерживают отношения со своими детьми. Второй подход подразумевает, как дети формируют отношения со сверстниками в различных социальных условиях. Третий подход, который является основным фокусом данного исследования, заключается в отношениях детей с их братьями и сестрами. Такой тип отношений может рассматриваться как самые длительные отношения, которые люди формируют в своей жизни.

Исследования Ниджи А., Маас И., Ван Ливена и Мандемейкерс К., описывает сиблинговые отношения в Голандии в конце 19-ого века. Изучено около 360 000 сиблингов из 189 000 семей, охватывающих более 500 муниципалитетов. Данное исследование показало, что родственные отношения зависит от различных факторов, таких как уровень привязанности, среда окружения, в которой воспитываются дети, и семейная атмосфера в целом. Социальная мобильность между поколениями со временем возросла благодаря индустриализации и другим процессам модернизации. К тому же, процесс социальной мобильности со временем отрывают друг от друга сиблингов [6, с. 549].

Привязанность родителей к ребенку предсказывает будущую компетентность детей и поведение при взаимодействии со сверстниками и братьями и сестрами [11, с. 643]. Поскольку родители и братья и сестры формируют первые отношения с младенцами, существует большой интерес к изучению влияния взаимоотношений родителей и братьев и сестер на психологическое развитие детей от младенчества и до раннего детства до подросткового возраста.

Некоторые исследования определяют предотвращение агрессии и предотвращение конфликтов как важные стратегии для создания позитивных отношений между братьями и сестрами [7, с. 529]. Также, в литературе о качестве родственных связей, особое внимание уделялось изучению психологических последствий родственных отношений, различий в родственных отношениях в обществе. Психологические процессы в отношении сиблингов влияют на формирование их личности. В продольном исследовании Вонг Т., Бранье С. [13, с. 673]. Изучался вклад братьев и сестер в процесс формирования идентичности как на стадии юности, так и во взрослом возрасте. Проанализировав полученные результаты, исследователи пришли к выводу, что «как пол, так и порядок рождения братьев и сестер влияют на процессы формирования личности начиная с подросткового возраста» [13, с. 673].

Посредством дифференциации, в период полового созревания и зрелости, братья и сестры отличаются от других, создавая уникальность в поведении и процессах социализации

[1, с. 12]. Теплота душевных отношении относится к психологическому чувству близости и способности родного сиблинга обеспечивать дружеское общение [5, с. 15-16]. Ненависть представляет собой психологическую эмоцию, которая влияет на родственные отношения. Ненависть и восприятие конкуренции за родительское внимание также могут влиять на степень близости между братьями и сестрами [3, с. 266].

Состав семьи, его структура и особенности каждого ребенка влияют на родственные отношения в целом. Под составом подразумевается количество братьев и сестер, прогресс рождении, пол и годы детей и взрослых, уровень взаимодействия и интервалы между детьми. Например, у маленьких детей темперамент является важным фактором, в то время как дети старшего возраста обладают когнитивными, личностными и социальными навыками, которые являются важными детерминантами родственных отношений [7, с. 1363].

Факторы, которые влияют на качество отношений между братьями и сестрами, связаны друг с другом. Например, Диксон и соавторы изучали отношения между личностью и порядком рождения в многодетных семьях (семьях с 6 или более братьями и сестрами) [8, с. 137]. Они определили влияние возраста на экстраверсии личности, в то время как размер семьи и пол не оказали существенное влияние ни на один из исследованных аспектов личности. Это наблюдение предполагает, что возраст влияет на качество родственных связей. Хотя семейная среда в детстве братьев и сестер, возможно, привела к качественным отношениям, сиблинги испытывают отношения низкого качества во взрослом возрасте из-за давления работы и отдельных семей.

Среда, в которой воспитываются сиблинги также влияет на качество их отношений. Взаимное окружение, такое как взросление в одном и том же доме, производит больше сходства с точки зрения определения характера. Они испытывают разные переживания, которые по-разному влияют на их личность [4, с. 273].

В исследовании Уаитмена С. Изучалось влияние старших сиблингов на младших сиблингов. оценивалось такие аспекты, как компетентность сверстников, интерес к спорту и искусству, а также участие в рискованном поведении. Исследователи обнаружили положительную корреляцию между сообщаемым временным участием, а также близостью и положительным влиянием на младших братьев и сестер. Этот случай приводит к низкому качеству родственных отношений в раннем возрасте, когда семейное окружение не формирует первоначальное негативное восприятие соответственно. Действительно, у взрослых братьев и сестер качество их взаимоотношений зависит от среды, в которой они жили в детстве. Новое рождение вызывает чувство ревности у старшего брата [10, с. 634]. Этот случай создает конкурентное поведение. Тем не менее, наличие родного брата положительно влияет на уровень образования.

Успешные отношения между братьями и сестрами оказывают положительное влияние на рост и развитие детей от детства до подросткового возраста. Такие взаимодействия также служат основой для формирования других отношений, таких как положительная связь со сверстниками. Таким образом, успех в установлении позитивных родственных связей важен для лучшего взаимодействия с другими людьми в подростковом и взрослом возрасте. Жестокое обращение - это негативное поведение. Это влияет на уровень креативности людей, снижает моральный дух, может привести к несчастным случаям, отрицательно влияет на способность к моральному и этическому суждению и/или мешает людям полностью реализовать свой потенциал в своих областях таланта. Таким образом, его обладание среди родных сиблингов указывает на неудачные родственные отношения. Успешные родственные связи усиливают сердечную и эмоциональную привязанность между детьми [10, с. 529]. Однако, хотя негативные процессы и конфликты между братьями и сестрами могут указывать на неудачные родственные отношения, позитивные конфликты важны как основа для развития уважения и

https:// mir-nauki. com

доверия между братьями и сестрами [2, с. 156]. Таким образом, успешные отношения между братьями и сестрами помогают снизить порог негативных последствий меж родительских конфликтов.

В частности, родители несут основную ответственность за обеспечение справедливости и равенства между братьями и сестрами, чтобы свести к минимуму борьбу за власть. Сиблинги обмениваются своими эмоциями в обстановке любви, участия в конфликтах и поддержки. Хотя агрессия среди братьев и сестер считается приемлемым явлением, она потенциально влияет на адаптацию детей и подростков. По мнению Лендела О. подростков, перебирающихся в колледжи, «частые или интенсивные конфликты между братьями и сестрами в подростковом возрасте могут быть связаны с более позитивными и менее негативными отношениями с братьями и сестрами в первый год после ухода старших братьев и сестер из дома. [9, с. 626].

Такие стратегии влекут за собой поддержание адекватных равноправных отношений в детстве и уменьшение конфликтов между братьями и сестрами как в детстве, так и в подростковом возрасте.

Исследования по различным нормативным вопросам, которые влияют на отношения между братьями и сестрами во взрослой жизни, которая в свою очередь определяет качество отношений в социуме. Система взаимоотношений братьев и сестер является значимым компонентом социальной ситуации развития. Сиблинги образуют первую группу «равных», в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, вырабатывают стереотипы взаимодействий - ведения переговоров, сотрудничества и соперничества. Как правило, в этом постоянном процессе взаимообмена они занимают различные места, что укрепляет в них ощущение, сознание принадлежности к группе, так и сознание возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы. Данные стереотипы приобретут большое значение впоследствии, когда дети будут переходить во вне семейной группы «равных», в систему школы и позже - в мир работы. Таким образом, значение сиблинговых связей прослеживается в способности ребенка устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем, а также через эти связи формируется переживание принадлежности к семейной группе.

Сиблинги, которые растут в семьях, имеющих тесные связи, демонстрируют самые тесные отношения. Психологические факторы, такие как эмоциональное внимание между братьями и сестрами и тепло, влияют на элемент близости между сиблингами. С другой стороны, активная агрессия и негативные конфликты приводят к снижению качества родственных связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баер Д. Вот как ваши родственные отношения влияют на вашу взрослую жизнь -и хорошие, и плохие. 2014. С. 12-13.

2. Болл Т., Ферринг Д. и Филипп С. Влияние дифференцированного отношения родителей к качеству отношений с братьями и сестрами и родителями: оценка справедливости как посредники. Исследование социальной справедливости №18, 2005, с. 155-182.

3. Бьюи К., Паалман К., Бранье С. Продольное влияние качества родственных связей на поведение подростков: межэтническое сравнение. Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств, №20, 2014, с. 266-275.

4. Дауни Д., Кондрон Д. и Юсель Д. Число братьев и сестер и социальных навыков, переосмысленных среди американских пятиклассников. Журнал по семейным вопросам №36, 2015, с. 273-296.

5. Гембл В., Ию Дж., Кьен Е. Отношения между братом и сестрой подростка. Качество и адаптация. Доверие и моделирование брата и сестры как факторы, прямо и косвенно влияющие на эти ассоциации. Малден, 2011 с. 15-17.

6. Ниджи А., Маас И. Ван Ливен и Мандемейкерс К. Состояние достижения братьев и сестер в процессе модернизации. Американский социологический обзор №3, 2014, с. 549-574.

7. Мюррей К., Дуайер К., Рубин К. Отношения между родителями и детьми, родительский психологический контроль и агрессия: материнские и родительские отношения. Журнал юношеской молодежи №43, 2014, с. 13611373.

8. Рандел А., Паттерсон К. Аффективные качества споров между братьями и сестрами, конфликтные отношения матерей и теория развития ума у детей. Малден, Массачусетс - 2009, с. 136.

9. Такер С., Финкельхор Д., Тернер Х., Шаттак А. Динамика семьи и виктимизация детей младшего возраста, Журнал семейной психологии №28, 2014, с. 625-633.

10. Воллинг Б., Ию Т., Гонсалес Р., Кеннеди Д., Дети - это реакция на мать и ребенка и взаимодействие с младшим братом: ревность или радость? Журнал семейной психологии 28 (5), 2014, с. 634-644.

11. Уард М., Воган Б. и Робб М. Социально-эмоциональные адаптации и привязанность младенцев и матерей к братьям и сестрам: роль матери в согласованности между братьями и сестрами. Развитие ребенка №59, 2008, с. 643-651.

12. Вонг Т., Бранье С., Вандервок И. Роли братьев и сестер в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте. Журнал подросткового возраста №33, 2010, с. 673-682.

Alibegashvili Nino Merabovna

North Ossetian state pedagogical institute, Vladikavkaz, Russia E-mail: Nino. alibegashvili@yandex. ru

Basic approaches in sibling relationship studies

Abstract. The article deals with common historical and informational situation in sibling relationships. Because of the psychologic implications of brotherhood and sisterhood, the differences in culture, factors, the impact of nihil, and the influence of brother and sister. The latter partially disintegrated with the near-extinction of near-birth defects. Psychological factors, such as emotional attention between brothers and sisters and warm, affect the element of closeness between siblings. Other stigma, active aggression and negative conflict attachment to low birth rate abstinence. The method used is the information obtained from the contemporary method of sublingual analysis and semi-quantitative analysis. In general, main conclusions are problems, in different issues, which influence sibling relationships, a loss of self-esteem. Siblings, who grow in one family demonstrate most tough relationships. In this way author discusses the case of the old sublingual method of sublimation of both the sublimation of the seed, and the result of the later sublimation. Author also deals with other questions; everything depends entirely on psychology and good education on the effects of the slow process of modernization and economic development further on in the brotherhood of the brother can, it is a painful problem; elsewhere, two brothers can clean their brothers and sisters.

Keywords: siblings; sibling relationship; family; interrelation; psychologic closeness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.