DOI: 10.17805/trudy.2021.2.3 ПСИХОЛОГИЯ
СИБЛИНГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Е.А. Шевцова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы семьи в ракурсе цифровизации. Показано, что сиблинговые взаимоотношения в условиях цифровой трансформации общества переживают новые вызовы, но возникают и новые возможности их преодоления.
Ключевые слова: сиблинги, отношение братьев и сестер, семья, взаимосвязь, интернет, общение
SIBLING RELATIONSHIPS IN THE ERA
OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY: NEW OPPORTUNITIES
AND NEW CHALLENGES
E.A. Shevtsova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article deals with the problems of the family from the perspective of digitalization. It is shown that sibling relationships in the context of digital transformation of society are experiencing new challenges, but there are also new opportunities to overcome them.
Keywords: siblings, the relationship of brothers and sisters, family, relationship, internet, communication
Проблема «братьев и сестер» так же стара, как и проблема «отцов и детей». Она волновала и будет волновать человечество на протяжении всей его истории, потому что она неотделима от семейных отношений и не разрешима в полной мере до конца (Бурова, 2010). Вместе с тем, взаимоотношения, устанавливаемые между детьми, оказывают существенное влияние не только на них, но и на каждого члена семьи, на всю семью, а, значит, и на состояние общества в целом. Обращаясь к рассмотрению проблемы, отметим, что взаимоотношения братьев и сестер в семье называют «сиблинговыми» отношениями, основываясь на дословном переводе с английского. Благополучие во взаимоотношениях сиблингов (сиблинги (от англ. siblings) - термин, который обозначает детей одних родителей (родственников второй степени родства) и употребляется, чтобы избежать необходимости уточнять пол братьев и сестер - Авт.) - значимая предпосылка гармонии взаимоотношений между членами семьи в целом, установления здорового психологического микроклимата в семье. Только в таких семьях ее члены чувствуют свою защищенность, психологический комфорт и безопасность (Краснянская, Тылец, 2017).
Значимость сиблинговых взаимоотношений для функционирования
семьи и сохранения психологической безопасности ее субъектов определяет привлекательность проблематики для научного изучения, в первую очередь, «человековедческих» дисциплин, среди которых на первом месте стоит психология.
В психологии проблематика была впервые поднята на рубеже XIX-XX вв. с позиции психологического знания. З. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Один из первых исследователей проблемы - А. Адлер высказал идею, согласно которой личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер. Он полагал, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин «развенчивание» (dethronenment) для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи. Дальнейшие исследования показали, что порядок рождения ребенка в семье влияет не только на адаптацию человека к социальному окружению, но и выступает одной из значимых детерминант жизненного успеха (Salmon C., Buss D.). В настоящее время проблематика рассматривается, в основном, в практической плоскости (в различных учебных пособиях, практических руководствах), значительно утратив исследовательскую компоненту. В единичных научных исследованиях, например, Н.А. Нальгиевой, вместе с тем, отмечается сохранение потребности в ее разработке с позиции новых социокультурных условий (Нальгиева, 2013).
Мы предполагаем, что новая технологическая эпоха, вызванная значительными темпами прироста новых знаний и появлением цифровых технологий, изменяя физическую и психическую реальность (Краснянская, Тылец, 2016b; Тылец, Краснянская, 2017а), отражается на социуме в целом и неизбежно - на семье, а с ней - на взаимоотношениях братьев и сестер. Вероятно, новые социокультурные условия способствуют появлению новых возможностей в построении этих взаимоотношений и, одновременно, порождает новые вызовы (Краснянская, Тылец, 2020).
Большинство авторов, занимающихся изучением сиблинговых отношений отмечают, что число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка, а также непосредственно на их взаимоотношения. Ожидаемое поведение для братьев и сестер может зависеть от того, где ребенок находится в иерархии (старший, средний или младший ребенок) и является ли ребенок мужчиной или женщиной. По половому признаку выделяют три вида пар: брат-брат, брат-сестра, сестра-сестра. Пары сестра-сестра являются наиболее эмоционально близкими, а вот пары брат-брат, наоборот, конкурирующими (Дауни, Кондрон, Юсель, 2015).
Среда, в которой воспитываются сиблинги также влияет на качество их отношений. Взаимное окружение, взросление в одном и том же доме, производит больше сходства с точки зрения определения характера. В современных условиях появления различных (в первую очередь, электронных) опосредователей
взаимодействия между людьми, в том числе, братьев и сестер, данное, ранее высоко верифицируемое утверждение, может снизить свою достоверность. Выступая своеобразными барьерами, они могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на построение взаимоотношений субъектов, а с ними - на их психологическое благополучие, комфорт, безопасность (Тылец, Краснянская, 2017b).
Успешные отношения между братьями и сестрами оказывают положительное влияние на рост и развитие детей от детства до подросткового возраста. Такие взаимодействия служат основой для формирования других отношений, в частности, положительной связи со сверстниками. Таким образом, успех в установлении позитивных родственных связей важен для лучшего взаимодействия с другими людьми в подростковом и взрослом возрасте. Жестокое обращение способствует формированию негативного поведения. Оно влияет на уровень креативности людей, снижает моральный дух, может привести к несчастным случаям, отрицательно влияет на способность к моральному и этическому суждению и/или мешает людям полностью реализовать свой потенциал в своих областях таланта (Воллинг, Ию, Гонсалес, Кеннеди, 2014). Как результат, могут формироваться негативные сценарии личной безопасности, проявляющиеся на протяжении всей дальнейшей жизни человека (Краснянская, Тылец, 2016а; 2018).
Сиблинги, которые растут в семьях, имеющих тесные связи, демонстрируют самые тесные отношения. Психологические факторы, такие как эмоциональное внимание между братьями и сестрами и тепло, влияют на элемент близости между сиблингами. С другой стороны, активная агрессия и негативные конфликты приводят к снижению качества родственных связей.
Еще один важный момент, который помогает понять сущность сиблинговых отношений, заключается в том, что процесс поддержания братско-сестринских отношений важнее формы, в которой они существуют. В этом смысле редкое общение по телефону или скайпу может быть в большей степени выражением родственной привязанности, чем традиция регулярно собираться в доме родителей, если последняя форма общения рассматривается как обязанность, а не результат добровольного выбора.
По сравнению со всеми другими видами родственных отношений сиблинговые отношения являются наиболее продолжительными. Ю. Паули отмечает, что сестры или братья - это те, у кого есть возможность быть рядом в течение всей жизни человека. Однако характер братско-сестринских отношений не остается неизменным на протяжении жизни сиблингов, более того, эти отношения обладают высокой степенью гибкости и свободы в формах выражения (Pauli, 2013).
В современном обществе цифровизация не только охватила все области мирового развития, но и уверенно внедряется в разные сферы человеческой жизни, создает условия для одиночества. Социальные сети, чаты, форумы не только упрощают, но порой и заменяют личные встречи (Краснянская, Тылец,
2015). Интернет делает разговоры более доступными, расстояние перестает иметь значение, а если ты не хочешь общаться с человеком или просто на него обиделся, то чтобы уйти от общения достаточно выключить телефон или просто не отвечать человеку (Малинина, Никитина, 2017).
Конечно цифровизация облегчила в какой-то мере общение. Теперь не обязательно ждать неделями или месяцами, чтобы рассказать какую-нибудь новость, не надо ждать письма или телеграмму, чтобы узнать, что у человека все в порядке, не надо идти на переговорный пункт или искать таксофон. Электронные средства делают информацию и любые средства общения более доступными, но, одновременно, они перегружают человека различными сведениями, забирают у него время, которое можно было бы использовать для взаимодействия, рождая напряженность, депрессию, агрессию и т.д. (Тылец, Краснянская, Иохвидов, 2020).
Ранее говорилось, что процесс поддержания братско-сестринских отношений важнее формы, в которой они существуют. Мы считаем, что и да, и нет. Да, конечно, общение по телефону сейчас стало неотъемлемой частью нашего мира. Конечно это выглядит просто, с одной точки зрения, т.к. мы можем не ждать неделю или месяц, чтобы увидеть родных, потому что теперь достаточно позвонить и включить камеру. Теперь наши родные могут быть спокойнее, ведь им не надо долго ждать, чтобы узнать, что с нами все в порядке, узнать, что нового произошло за этот день и чем мы занимались. Но никто не отменял потребность в живом общении, в тактильности, в возможности смотреть человеку в глаза в живую, а не через экран, ощущать, что ты рядом с человеком в безопасности, чувствовать его запах, его настроение, улавливать его эмоции, обнимать или держать за руку, видеть улыбку не на экране, а в живую и улыбаться в ответ, смеяться искренне и громко, потому что вы рядом друг с другом и вам хорошо. Электронные средства дают много возможностей, но и многого лишают, что неизбежно отражается на взаимоотношениях с другими людьми и на собственной психологической безопасности человека (Ю^пуашкауа, Tylets, 2015).
Телефон, интернет и прочие гаджеты лишают нас возможности тесного общения с другими людьми, в том числе, с братьями и сестрами. Это рождает определенные проблемы, отражающиеся на психологической безопасности личности. Возможно, в перспективе решение будет найдено. Однако, сфера взаимоотношений, в том числе с братьями и сестрами, требует к себе внимательного отношения уже сейчас. Очевидно, что необходима помощь со стороны психолога. В свою очередь, практическая деятельность должна основываться на результатах научных исследований. Соответственно, перспективными представляются исследования сиблинговых отношений в новой цифровой реальности, предлагающей новые возможности и обозначающей новые риски.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бурова С.Н. (2010) Социология брака и семьи. Минск, 444 с.
Воллинг Б., Ию Т., Гонсалес Р., Кеннеди Д. (2014) Дети - это реакция на мать и ребенка и взаимодействие с младшим братом: ревность или радость? // Журнал семейной психологии. № 28 (5), С. 634-644.
Дауни Д., Кондрон Д. и Юсель Д. (2015) Число братьев и сестер и социальных навыков, переосмысленных среди американских пятиклассников // Журнал по семейным вопросам. №36. С. 273-296.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2015) Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск - Москва. С. 56-61.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2016а) Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. № 4. С. 67-78. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2016b) Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржаунага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пихолага-педагапчныя навуш: педагопка, псiхалогiя, методыка. № 1 (47). С. 37-43.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2017) Изменение психологической безопасности личности в условиях субъектной интрузии // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). № 5. С. 60-65.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2018) Адаптационные сценарии концепции личной безопасности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. №7. С.69-74.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2020) Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. №2. С.152-166. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.14
Малинина Т.Б., Никитина К.М. (2017) Интернет как образ жизни современной молодежи // Наука и бизнес: пути развития. № 5(71). С.88-92.
Нальгиева Н.А. (2013) Психологические особенности формирования позитивного самоотношения сиблингов подросткового возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск: ПГЛУ. 23 с.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. (2017а) Модеративный потенциал принципа безопасности в моделировании психологической реальности // Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума. Ставрополь: ТЭСЭРА, С.710-713.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. (2017b) Фасилитирующий сценарий безопасных межличностных отношений субъектов образовательного процесса //Актуальные проблемы фасилитации межличностных отношений в образовательном процессе.
Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Ю.А. Ма-люшина. Курган: КГУ. С. 47-54.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. (2020) Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления // Профессиональное образование в современном мире. Т. 10, №№ 3. С. 3112-3120. DOI: 10.15372/PEMW20200321
Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. (2015) Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. N° 3 (5). С. 192199. DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192
Pauli J. (2013) «Sharing Made Us Sisters»: Sisterhood, Migration, and Household Dynamics in Mexico and Namibia // The Anthropology of Sibling Relations: Shared Parentage, Experience, and Exchange / eds E. Alber, C. Cati, T. Thelen. New York: PALGRAVE MACMILLAN. P. 29-50.
Шевцова Екатерина Александровна - магистрант Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Краснянская Т.М. - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). Эл. адрес: shevtsova.katy-usha99@mail.ru
Shevtsova Ekaterina Alecsandrovna - Master's student of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Krasnyanskaya Т.М. - DSc in psychology, professor, professor of the department of general, social psychology and history of psychology, Moscow University for the Humanities, Postal Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). E-mail: shevtsova.katyusha99@mail.ru
Для цитирования:
Шевцова Е.А. Сиблинговые взаимоотношения в эпоху цифровой трансформации общества: новые возможности и новые вызовы // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №2. С. 17-22. DOI: https://www.doi.Org/l0.17805/trudy.2021.2.3