Научная статья на тему 'Взаимообусловленность эстетического воспитания студентов в формировании эстетических идеалов подростков'

Взаимообусловленность эстетического воспитания студентов в формировании эстетических идеалов подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимообусловленность эстетического воспитания студентов в формировании эстетических идеалов подростков»

Психологические и педагогические науки

Чырагова В.М.

Аспирантка кафедры Педагогики, БГУ

Тынянских О.Н.

МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Воронежа

Взаимообусловленность эстетического воспитания студентов в формировании эстетических идеалов подростков

Чырагова В.М.

Аннотация

В статье освещается вопросы взаимообусловленности эстетического воспитания студентов в формировании эстетических идеалов подростков, раскрываются особенности формирования эстетической культуры личности, основные задачи эстетического воспитания студентов, важнейшие элементы системы эстетического воспитания, возможности изучаемых студентами предметов в педагогических факультетах, содержащие применяемых принципов для организации и осуществления системы эстетического воспитания. Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление подростков к восприятию прекрасного должна продолжаться беспрерывно и на более высоком уровне.

В развитии личности, ее всестронием формировании важную роль играют эстетические чувства, вкусы, идеалы и взгляд, являющиеся неотъемлемой частью мировоззрения.

Сегодня, когда существенно меняется содержание процесса воспитания и образования, наблюдаются деформационные процессы в системе человеческих отношений, дефицит эстетической культуры ведет к духовной деградации людей, поэтому требуется новый подход к вопросам и задачам воспитания личности.

Одним из средств решения, этой проблемы является эстетическое образование и воспитание студентов, осуществляемое в высших учебных заведениях.

Прогрессивная педагогическая мысль высоко оценивала роль эстетической культуры, эстетического отношения к действительности, понимание прекрасного как способа отражения и познания мира человеком через эстетическое переживания и эмоции. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Согласно Аристотелю искусство предназначено для того, чтобы создать и оживить изначально вложенное чувство красоты. Абу Наср Аль-Фараби считал, что красота, прежде всего, проявляется в духовном знании человека, а это знание можно приобрести, только приобщившись к понятию прекрасного. Выдающийся азербайджанский философ Бахманьяр считал, что категория прекрасного находит свое выражение в единстве разума и чувств[1,43].

Термин «Эстетика» впервые введено в научный обиход известным немецким ученым А.Г.Баумгартен, буквально (от гр. авШейков) означает «ощущение», «чувство». С термином «Эстетика» органически связано понятие эстетическое воспитание, обозначающее процесс формирования чувств в области прекрасного. Сама эстетика как наука о прекрасном тесна связана с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Эстетическое воспитание — один из видов воспитания личности, цель которого — формирование способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Формирование эстетической культуры личности включает в себя нижеследующие компоненты:

1. эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы;

2. эстетические чувства — эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

3. эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

4. эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний.

Эстетическое воспитание студентов помогает им уяснить, что искусство как форма общественного сознания удовлетворяет потребности человека — восприятию окружающей действительности в различных формах человеческой чувственности.

В научно-педагогической литературе основные задачи эстетического воспитания определяются по следующим параметрам:

• формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов;

• выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей;

• воспитание эстетической культуры, как неотъемлемой частью мировоззрения личности.

Являясь одним из важнейших элементов системы воспитания, эстетическое воспитание тесно связано с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и т.д.

Эстетическое воспитание студентов является комплексной проблемой, ее нельзя решать в изолированном виде. Оно тесно связано с социально-экономическим развитием страны и осуществляется комплексом средств.

Овладение студентами элементов эстетического воспитания способствует повышении их профессиональноквалификационного уровня, формированию научного мировоззрения, обеспечению активности эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетического мышления, а также формированием духовных потребностей.

Студенты должны понимать, что эстетические знания, умения и навыки необходимы человеку любой профессии и специальности. Ошибочно думать, будто эти элементы нужны только тем, которые занимаются проблемами эстетики, искусства.

Эстетическое воспитание и развитие студентов осуществляются с помощью определенной системы эстетического воспитания. Ее ядром является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляются художественное воспитание, образование и развитие студентов.

Система эстетического воспитания студентов должна строится с учетом отражения проблем прекрасного, сложившихся в многопредметной структуре вузовских программ. Изучаемые студентами предметы в педагогических факультетах имеют большие воспитательные возможности. Они способствуют формированию у студентов эстетического мышления, культуры, восприятия, выработке эстетических вкусов, обогащению эстетических ценностных критерий, развитию стремления вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.

Художественное воспитание как важный элемент этой системы является целенаправленным процессом формирования у студентов способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Не менее важным элементом этой системы является художественное образование, которое направлено на освоение студентами совокупности искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Художественное творчество присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. Художественное творчество включает в себя освоние культурного наследия.

Третьим элементом этой системы выступает художественно-творческое развитие, которое способствует формированию способностей и дарований студентов в различных видах и областях искусства.

Для организации и осуществления системы эстетического воспитания применяются ряд принципов, к которым относятся:

а) всеобщность эстетического воспитания и художественного образования — обусловлена тем, что студенты постоянно взаимодействуют и сталкиваются с эстетическими явлениям в духовной жизни учебе, общении, с искусством и природой, в быту межличностным общении. Этот принцип является важнейшим условием формирования социально активной личности студента, его подготовки к духовной и трудовой деятельности;

б) принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания.

В эстетическом воспитании студентов различные виды искусства (декоративно - прикладное искусство, художественное литература, киноискусство, театр) взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на студента. Такое взаимодействие осуществляется в результате межпредметных связей в преподавании предметов для педагогических факультетов высших учебных заведений;

в) принцип единства художественного и общего развития студентов.

Художественно-эстетическая деятельность студентов обеспечивает интенсивные развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, эстетического мышления, культуры, вкуса и т.д.

г) принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности студентов. Этот принцип предусматривает участие студентов в различных драматических кружках, кружках поэзии и прозы, танцевальных и инструментальных ансамблях и т.д. С помощью этого принципа у студентов вырабатываются умения и навыки исполнения музыкальных произведений, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать стихи, рассказы, в целом заниматься художественным творчеством.

д) принцип эстетики всей студенческой жизни — требует организации отношений, деятельности, общения по законам красоты, приносящей им радость. Студент должен в своей учебной деятельности увидеть прекрасное в познании научных знаний и оценивать увиденное в природе, а также в произведениях художников и композиторов.

Система художественно-эстетического воспитания студентов реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на лекционных и практических занятиях и внеучебное время.

Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность студентов внеурочное время. Организуемые экскурсии в музеи, походы на природу, по историческим местам, памятниками культуры народа и т.д., способствует формированию у студентов через эмоциональные переживания высоких эстетических чувств, вкуса, ознакомлению шедеврами мировой и азербайджанской живописи, музыки, разнообразными видами искусства. Помимо этого организация различных кружков, студий, создание группы художественной самодеятельности, ансамблов и студенческих театров помогают выработке у студентов эстетического отношения к действительности и искусства.

Н.Г.Чернышевский писал: «прекрасное есть жизнь, какая она должна быть по нашим понятиям о ней» [5, 99].

Все учебные предметы, преподаваемые в педагогических факультетах высших учебных заведений своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе особая роль принадлежит таким предметам как литература, история, философия, политология, педагогика, в содержании которых имеются элементов эстетики.

Надо отметить, что разобщенный характер материалов по эстетике в содержании разных предметов затрудняет их системное познание студентами. Поэтому нужен тщательный и продуманный подход к вопросам усвоения знаний по эстетике.

Среди предметов, изучаемых в педагогических вузах литература является тем предметом, который благодаря своей интегральной сущности представляет собой образное воплощение действительности, осмысленной с позиций человека той или иной эпохи. Художественная литература как средство постижения действительности имеет огромный нравственно-эстетический потенциал, выражает общечеловеческие ценности и идеалы.

Художественные произведения дают студентам исторически обусловленные модели человека. Имея дело с образами, литература позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

В курсе литературы есть возможности выявить для студентов прекрасные свойства природы в художественных образах, восхищаться красотой и величием родной природы и изяществом слога писателя.

Изображенные природные пейзажи, человеческие переживания, прекрасные поступки героев в творчестве С.Вургуна, С.Рустама, М.Ибрагимова, С.Рагимова, М.Гусейна и др. создают предпосылки понимания студентами родной природы, умения выглядываться в природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть Земли [2, 111; 4,63].

С помощью художественных образов у студентов развиваются патриотические и гражданские чувства, меняется их представление и отношение к окружающей среде, обогащается образное восприятие, вкус, идеал. Знакомясь со стихотворением С.Вургуна «Азербайджан» студенты не могут остаться равнодушным к голубым небесам, горам, рекам Родины, его славным людям [2, 112].

Студенты изучают народные песни, сказки, пословицы, поговорки, поверья, в которых вопросы эстетики занимают особое место. В них отражаются моральные требования народа о способностях воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения красоты или уродства, возвышенного или низменного, трагического или комического.

Как известно, стремление к красоте как эстетическая потребность — не врожденное качество. Оно появилось у человека под воздействием труда и окружающей среды. Далеко не всякий может глубоко осмыслить и объяснить почему природы доставляет ему эстетическое наслаждение. Природа самый древний и обширный источник красоты. Она всегда вдохновляет человека, восхищает нас, пробуждает в нас светлые чувства, поднимает настроение людям.

Развитие эстетического отношения у студентов в конечном результате воздействует на активацию у них сознательного подхода к действительности.

В отличии о других учебных курсов, преподаваемые в вузах, курс «Педагогика» имеет предназначение непосредственно дать знания, умения и навыки по эстетическому воспитанию студентам.

Предмет «Педагогика» ставит совей целью заложить основы формирования педагогического мышления студентов, ознакомить их с основными направлениями воспитательной работы, развивать у них способности организации процесса эстетического воспитания учащихся.

Огромные возможности данного курса способствуют выработке у студентов необходимых навыков работы с подростками по всем направлениям, и в том числе, по эстетическому воспитанию [3, 450].

Раскрывая роль эстетического воспитания в развитии личности его сущность и содержание, педагогика показывает пути формирования у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов, приобщения школьников к художественному творчеству и развития их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства.

Полученные знания студентами по педагогике являются важнейшим условием работы студентов со школьниками с целью формирования у юношей умений и навыков, развития их в эстетическом становлении.

Для ознакомления учащихся с красотой родной природы студентами проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные флоре и фауне страны и т.д.

Студенты, проходящие педагогическую практику в школах одновременно с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов должны обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Такая работа приводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках ими отрабатываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношения и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Изучаемые дисциплины в педагогических вузах, их содержание и имеющиеся в них материалы по эстетическому воспитанию, дают нам право утверждать, что складывающаяся система эстетического воспитания студентов может способствовать изменению сложившихся стереотипов и отношений к проблемам эстетической культуры, восприятия и вкуса и, в целом воспитательного процесса студентов в вузе.

Конечно, в содержании вузовского образования недостаточно полно отражены глобальные проблемы нашей действительности, а также вопросы формирования личности с высокими нравственными, эстетическими качествами в условиях построение нового государственного строя.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление подростков к восприятию прекрасного должна продолжаться беспрерывно и на более высоком уровне.

Список использованных источников

1. Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР Текст. / сост. А.А.Агаев.- М.: Педагогика, 1989. 592 с.

2. Вургун С. Собрание сочинений.Баку, 2009, 187 с.

3. Касумова Л.Н., Махмудова Р.М.. Учебник, Педагогика, Б., БГУ, 2012, 500 с.2

4. Рустам С. Собрание сочинений.Баку, 2009, 180 с.

5. Чернишевски Н.Г. "Эстетической отношение искусство к действительности " . М., 1979, 150 с.

Изучение информатики в школе

Тынянских О.Н.

Мы живем в информационном обществе. Деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Стремительное развитие технических средств выдвигает повышенные требования к организации процесса обучения в школе. От педагога требуется организовать процесс обучения таким образом, чтобы ученики были способны творчески использовать современные технические средства и информационные технологии в своей учебной, а в последствии и в профессиональной деятельности. Уроки информатики позволяют не только освоить простые приемы работы на компьютере, но и включают в себя множество основ самых разнообразных наук.

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы:, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: Информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных общеучебных умений.

Изучение информатики и ИКТ в общеобразовательных учреждениях с 2005/06 учебного года потерпело существенные изменения. Изучение информатики и ИКТ в школе и по сей день опирается на два основных нормативных документа:

1. Стандарт образования принят на федеральном уровне, согласно Приказу Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определяется содержание образования

2. Базисный учебный план принят на федеральном уровне согласно Приказу Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», где определяется учебная нагрузка.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет носит название «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)». При проведении учебных занятий по информатике и ИКТ осуществляется деление классов на две группы: городских образо-

вательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.

Если говорить о количестве часов в неделю, то здесь такое распределение: 3 класс — 1 час, 4 класс — 1 час, 8 класс — 1 час, 9 класс — 2 часа, 10 класс — 1 (4) часа, 11 класс — 1 (4) часа. Хочется отметить, что на федеральном уровне не предусматривается изучение информатики и ИКТ в 5-6 классах, что ведет к разрывности курса изучения. Но возможно изучение предмета «Информатика и ИКТ» на пропедевтическом уровне с 5 класса за счет часов школьного компонента по 1 часу в неделю. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе проводится на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого профиля. Как базовый общеобразовательный предмет «Информатика и ИКТ» входит в социально-экономический, индустриально-технологический и универсальный профили и изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет компонента образовательного учреждения до 2 часов ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов ежегодно. Для физико-химического, химико-биологического, биолого-геогра-фического, социально-гуманитарного, филологического, психолого-педагогического, аграрно-технологического, художественно-эстетического профилей предмет «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов. Для физико-математического и информационно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» представлена как профильный общеобразовательный предмет с учебной нагрузкой 4 часа в неделю ежегодно и изучается на профильном уровне. С 2009 года проводится ЕГЭ в качестве единственной возможной формы прохождения итоговой аттестации выпускников по информатике и ИКТ.

Как мы знаем, сейчас в образовании происходит много изменений. И в первую очередь это ввод новых стандартов. Таково одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для начальной школы уже разработан «Государственный стандарт общего начального образования» второго поколения. Одной из подпрограмм стандарта является формирование ИКТ-компетентности учащегося.

В заключении хочется отметить, что какие бы перемены нас не ждали, преподавание информатики в школе должно быть одним из приоритетных направлений. Изучению информатики и ИКТ стоит уделять особое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.