Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ ПТИЦ С ОРУДИЯМИ ЛОВА НА ПРОМЫСЛЕ МИНТАЯ И СЕЛЬДИ В ОХОТСКОМ МОРЕ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД 2020 г.'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ ПТИЦ С ОРУДИЯМИ ЛОВА НА ПРОМЫСЛЕ МИНТАЯ И СЕЛЬДИ В ОХОТСКОМ МОРЕ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД 2020 г. Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минтай / морские птицы / Охотское море / прилов / траловый промысел / Pollock / seabirds / the Sea of Okhotsk / by-catch / trawl fishery

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Артюхин Ю.Б.

Исследования проводили на борту крупнотоннажного траулера в северной части Охотского моря в феврале – мае 2020 г. В течение 763 сеансов наблюдений (374,4 ч) зарегистрировано 488 контактов птиц (в основном глупышей) с оснасткой трала (ваерами и кабелем прибора контроля трала). Все столкновения оказались легкими, без летальных исходов. Распределение значений частоты столкновений сильно различалось по промысловым районам. В сравнении с аналогичными данными 2015 г. подтверждена зависимость частоты столкновений глупышей с орудиями лова от их численности около траулера. В то же время не обнаружены установленные ранее связи частоты контактов с интенсивностью сбросов отходов обработки уловов и с направлением ветра относительно курса судна. Предположительно эти межгодовые различия обусловлены более сложной ледовой обстановкой в 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEABIRD INTERACTIONS WITH FISHING GEAR IN POLLOCK AND HERRING FISHERY IN THE SEA OF OKHOTSK DURING WINTER-SPRING 2020

The studies were carried out aboard the large freezing-processing trawler in the northern part of the Sea of Okhotsk in February – May 2020. During 763 observation rounds (374.4 hours), 488 contacts of seabirds (mostly northern fulmars) with trawl wires were recorded. The fulmars were equally often in contact with left warp and depth sounder cable (1.2 times per hour). All strikes were light and non-lethal. Frequency of contacts with wires varied greatly by the fishery districts. Much more strikes with wires were observed in the East Sakhalin subzone (7.3/hour for fulmars) than in the West Kamchatka (0.1) and Northern Okhotsk (0.0) districts. In comparison with similar data from 2015, the dependence of contact frequency for fulmars with fishing gear on their abundance near the trawler was confirmed. At the same time, the previously established relationships between the frequency of contacts and intensity of waste discharges after fish processing and wind direction relative to the vessel course were not found. Presumably, these interannual differences are due to more complex ice conditions in 2020, as a result of which 66% of trawling took place in ice-covered areas (in 2015 – only 11%). Under these conditions, fishermen use methods of deepening wires closer to the ship stern in order to avoid damage by ice floes, which significantly reduces the zone of potential collisions of birds with trawl wires.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ ПТИЦ С ОРУДИЯМИ ЛОВА НА ПРОМЫСЛЕ МИНТАЯ И СЕЛЬДИ В ОХОТСКОМ МОРЕ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД 2020 г.»

УДК 598.2:639.2.081.117.21 DOI: 10.17217/2079-0333-2021-57-44-53

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ ПТИЦ С ОРУДИЯМИ ЛОВА НА ПРОМЫСЛЕ МИНТАЯ И СЕЛЬДИ В ОХОТСКОМ МОРЕ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД 2020 г.

Артюхин Ю.Б.

Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Рыбаков, 19а.

Исследования проводили на борту крупнотоннажного траулера в северной части Охотского моря в феврале - мае 2020 г. В течение 763 сеансов наблюдений (374,4 ч) зарегистрировано 488 контактов птиц (в основном глупышей) с оснасткой трала (ваерами и кабелем прибора контроля трала). Все столкновения оказались легкими, без летальных исходов. Распределение значений частоты столкновений сильно различалось по промысловым районам. В сравнении с аналогичными данными 2015 г. подтверждена зависимость частоты столкновений глупышей с орудиями лова от их численности около траулера. В то же время не обнаружены установленные ранее связи частоты контактов с интенсивностью сбросов отходов обработки уловов и с направлением ветра относительно курса судна. Предположительно эти межгодовые различия обусловлены более сложной ледовой обстановкой в 2020 г.

Ключевые слова: минтай, морские птицы, Охотское море, прилов, траловый промысел.

SEABIRD INTERACTIONS WITH FISHING GEAR IN POLLOCK AND HERRING FISHERY IN THE SEA OF OKHOTSK DURING WINTER-SPRING 2020

Artukhin Yu.B.

Kamchatka Branch of Pacific Geographical Institute FEB RAS, Petropavlovsk-Kamchatsky, Ryba-kov Prospect 19a.

The studies were carried out aboard the large freezing-processing trawler in the northern part of the Sea of Okhotsk in February - May 2020. During 763 observation rounds (374.4 hours), 488 contacts of seabirds (mostly northern fulmars) with trawl wires were recorded. The fulmars were equally often in contact with left warp and depth sounder cable (1.2 times per hour). All strikes were light and non-lethal. Frequency of contacts with wires varied greatly by the fishery districts. Much more strikes with wires were observed in the East Sakhalin subzone (7.3/hour for fulmars) than in the West Kamchatka (0.1) and Northern Okhotsk (0.0) districts. In comparison with similar data from 2015, the dependence of contact frequency for fulmars with fishing gear on their abundance near the trawler was confirmed. At the same time, the previously established relationships between the frequency of contacts and intensity of waste discharges after fish processing and wind direction relative to the vessel course were not found. Presumably, these interannual differences are due to more complex ice conditions in 2020, as a result of which 66% of trawling took place in ice-covered areas (in 2015 - only 11%). Under these conditions, fishermen use methods of deepening wires closer to the ship stern in order to avoid damage by ice floes, which significantly reduces the zone of potential collisions of birds with trawl wires.

Key words: Pollock, seabirds, the Sea of Okhotsk, by-catch, trawl fishery.

ВВЕДЕНИЕ

Среди орудий лова, применяемых в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, тралы занимают ведущее место [Ба-лыкин и др., 2014]. Основными объектами тралового промысла являются минтай Theragra chalcogramma и сельдь С1иреа ра1-\asii. Вокруг траулеров, производящих значительное количество отходов обработки уловов, постоянно образуются массовые скопления морских птиц, в основном труб-коносых и чайковых. Результаты первых исследований, выполненных нами в Охотомор-ской минтаевой экспедиции зимой 2015 г. [Артюхин, 2018, 2019в] и нашими коллегами в Беринговом море в летне-осенний период 2020 г. [Korobov, Glushchenko, 2020; Коробов, Глущенко, 2021], показывают, что, с одной стороны, траловый промысел поддерживает отходами обработки уловов жизнедеятельность многих морских птиц, с другой - данное орудие рыболовства представляет угрозу для жизни птиц. Однако в целом влияние тралового промысла на состояние популяций морских птиц в российских морях пока слабо изучено. В связи с этим в 2020 г. мы продолжили изучение этой проблемы в Охотском море по программе исследований, разработанной нами в 2015 г. Работы проходили на борту траулера такого же проекта с аналогичным промысловым оборудованием и снаряжением. Тем не менее результаты наблюдений, выполненных в течение двух промысловых сезонов, оказались неидентичными. Данные, полученные в 2020 г., дополняют наши представления об особенностях взаимодействия морских птиц с траловыми орудиями лова.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследования проводили в зимне-весенний период 2020 г. в северной части Охотского моря на борту БМРТ «Анива»

(ЗАО «Остров Сахалин», холдинг АО «Гидрострой») главным образом на специализированном промысле минтая. Наблюдения вели каждые судо-сутки на лову с 19 февраля по 8 марта в Западно-Камчатской рыболовной подзоне, с 9 марта по 9 апреля -в Северо-Охотоморской подзоне и затем до окончания работ 15 мая - в Восточно-Сахалинской подзоне, за исключением периода с 21 по 30 апреля, в течение которого возвращались в Западно-Камчатскую подзону для лова сельди. Траулер был оснащен типичным для данного типа судов промысловым оборудованием. Использовали два разноглубинных трала марки «Атлантика» 1 240 и 172/784 м, прибор контроля трала - ИГЭК (измеритель глубины эхолотный кабельный) был представлен моделью «Simpad SX-90».

Для сбора информации об особенностях поведения птиц во время операций с тралом использовали подходы, разработанные при выполнении аналогичных работ в других районах Мирового океана и успешно адаптированные к условиям Охо-томорской минтаевой экспедиции в 2015 г. [Артюхин, 2019в]. Учет контактов с орудиями лова и оценку численности вели раздельно для глупыша Fulmarus glacialis, крупных белоголовых чаек Larus sp. и моевки Rissa tridactyla. При анализе результаты наблюдений по группе Larus sp. и моевке были объединены (чайковые птицы). Всего с целью изучения закономерностей взаимодействия морских птиц с траловыми орудиями лова в рейсе на БМРТ «Анива» в феврале - мае 2020 г. выполнено 763 сеанса наблюдений общей продолжительностью 374,4 ч (табл. 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ И обсуждение

На судах типа БМРТ во время траления ваеры погружаются в воду на расстоянии примерно 10 м от кормы судна, а кабель прибора контроля трала - в среднем

30 м, поэтому за кормой создается зона шириной 8 м (расстояние между ваерами) и протяженностью до 30 м, при нахождении в которой птицы подвергаются опасности столкновения с тросами (рис. 1, а) [Артюхин, 2019в]. При работе в ледовых условиях рыбаки используют специальные приспособления, чтобы не повредить тросы о льдины. Так, на БМРТ «Анива» на кабель ИГЭК навешивали парные грузы через блок на поводке, в результате чего дистанция погружения кабеля в воду сокращалась на порядок - до 3-4 м от кормы. В плотных льдах, кроме того, прибегали к

стяжке ваеров - притягивали их ближе друг к другу лебедками с помощью закрепленных на ваерах отводящих блоков, отчего ширина между ваерами сокращалась до 3-4 м, а расстояние погружения в воду от кормы становилось не более 8 м (рис. 1, б). При использовании таких приспособлений вероятность контактов птиц с тросами многократно уменьшается. Регулярное заглубление кабеля эхолота, который представляет наибольшую опасность, предлагается использовать в качестве одного из способов сокращения смертности птиц на траловом промысле [Артюхин, 2019б].

Таблица 1. Количество и суммарная продолжительность (ч) сеансов наблюдений за взаимодействиями морских птиц с траловыми орудиями лова, выполненных на борту БМРТ «Анива» в феврале - мае 2020 г. (С-О - Северо-Охотоморская подзона, З-К - Западно-Камчатская подзона, В-С - Восточно-Сахалинская подзона)

Table 1. Number and total duration (hours) of observation rounds for seabird interactions with trawl fishing gear conducted aboard the BMRT "Aniva" in February - May 2020 (C-O - Northern Okhotsk subzone, З-K - West Kamchatka subzone, B-C - East Sakhalin subzone)

Стадия промысловой операции Рыболовная подзона

С-О З-К В-С Всего

n t n t n t n t

Постановка 60 20,1 38 14,0 41 15,0 139 49,1

Траление 174 85,2 143 69,3 158 75,4 475 229,9

Выборка 60 38,2 46 29,7 43 27,5 149 95,4

ИТОГО 294 143,5 227 113,0 242 117,9 763 374,4

Рис. 1. Расположение ваеров (1) и кабеля ИГЭК (2) на судах типа БМРТ при тралениях на открытой воде (а) и в ледовых условиях (б)

Fig. 1. Position of warps (1) and depth sounder cable (2) for large freezing-processing trawlers during trawling in ice-free (а) and ice-covered conditions (б)

В 2020 г. в период наших наблюдений судно работало преимущественно в ледовых полях, поэтому рыбаки регулярно использовали способы, предохраняющие от повреждения тросов о льдины - заглубление кабеля эхолота и стяжку ваеров. Лишь одна треть тралений (34,0%) была выполнена на открытой воде без этих приспособлений (табл. 2). Данная ситуация существенно отличалась от условий, в которых мы проводили исследования в 2015 г. [Артюхин, 2019в], когда лов вели преимущественно на свободной ото льда акватории (88,9% времени тралений).

Таблица 2. Продолжительность (ч) сеансов наблюдений за взаимодействиями морских птиц с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) на стадии траления БМРТ «Анива» на открытой воде и в ледовых условиях в феврале - мае 2020 г. (С-О - Северо-Охотоморская подзона, З-К - Западно-Камчатская подзона, В-С - Восточно-Сахалинская подзона)

Table 2. Duration (hours) of observation rounds for seabird interactions with wires (warps and depth sounder cable) conducted aboard the BMRT "Aniva" at the stage of trawling in ice-free and ice-covered areas in February -May 2020 (C-O - Northern Okhotsk subzone, 3-K - West Kamchatka subzone, B-C - East Sakhalin subzone)

Состояние акватории (положение ваеров и кабеля ИГЭК) Рыболовная подзона Всего

С-О З-К В-С Абс. %

Открытая вода (без стяжки ваеров и заглубления кабеля ИГЭК) 2,3 42,3 33,6 78,2 34,0

Ледовые условия (заглубление кабеля ИГЭК) 21,8 5,7 31,7 59,2 25,8

Ледовые условия (стяжка ваеров и заглубление кабеля ИГЭК) 61,1 21,3 10,1 93,5 40,2

ИТОГО 85,2 69,3 75,4 229,9 100,0

Таблица 3. Количество столкновений морских птиц с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) на стадии траления по наблюдениям на борту БМРТ «Анива» в феврале - мае 2020 г.

Table 3. Number of seabird contacts with wires (warps and depth sounder cable) at the stage of trawling observed aboard the BMRT "Aniva" in February - May 2020

Вид троса Тип Глупыш Чайковые Всего Контактов/ч

взаимодействия птицы Mean SE

Легкий на плаву 9 0 9 0,06 0,05

Правый ваер Легкий в полете 12 1 13 0,08 0,06

Итого 21 1 22 0,14 0,11

Легкий на плаву 133 0 133 0,60 0,19

Левый ваер Легкий в полете 118 4 122 0,59 0,25

Итого 251 4 255 1,19 0,44

Легкий на плаву 36 4 40 0,19 0,12

Кабель ИГЭК Легкий в полете 165 5 170 0,99 0,46

Итого 201 9 210 1,18 0,58

ИТОГО Все типы 473 14 487 2,51 1,13

За 763 сеанса наблюдений всего зарегистрировано 488 контактов птиц с орудиями лова. Все они произошли на стадии траления, за исключением единственного легкого столкновения глупыша с кабелем ИГЭК во время выборки трала в Восточно-Сахалинской подзоне. Не было ни одного случая контактов птиц с канатно-сетной частью трала, а также смертельных попаданий в сеть или под куток трала на палубе. Все 488 столкновений с тросами оказались легкими; тяжелые контакты, повлекшие гибель птиц, не отмечены (табл. 3).

Известно [МеЫп et а1., 2011; Артюхин, 2019в; Korobov, G1ushchenko, 2020], что наибольшую опасность для птиц представляет кабель прибора контроля трала, частота столкновений птиц с которым существенно выше, чем с ваерами. Это закономерно, так как дистанция его погружения в воду втрое длиннее, чем у ваеров; к тому же он во столько же раз тоньше ваера (9,4 и 32,0 мм соответственно), что делает его менее заметным для птиц. Однако во время наших исследований в 2020 г. птицы одинаково часто контактировали с кабелем эхолота и левым ваером - в среднем по 1,2 раза в час (табл. 3), что было связано с регулярным заглублением кабеля ИГЭК при работе во льдах. Разница на порядок в частоте контактов между двумя ваерами обусловлена тем, что на судах данного типа основная масса отходов сливается через шпигаты левого борта, поэтому концентрации птиц здесь многократно выше и стабильнее, чем с противоположной стороны, где за борт поступают только сливы с рыбомучной установки.

Подавляющее большинство столкновений с тросами случилось с глупышами (97,1%). Лишь 14 из 487 контактов пришлись на чайковых птиц (табл. 3), в одном случае это была тихоокеанская чайка Larus schistisagus, а в остальных - моевки. В 2015 г. во время сеансов наблюдений мы регулярно в малом количестве учитывали моевок у судна, но у них не было контактов с оснасткой трала. В 2020 г. исследования охватили весенний период, когда численность моевок существенно возросла; они постоянно кормились отходами у кормы судна и иногда задевали натянутые тросы. Чайковые птицы в основном избегают таких столкновений благодаря своему маневренному полету, в отличие от глупышей, у которых полет более прямолинейный.

Глупыши контактировали с ваерами одинаково часто на плаву и на лету (142 и 130 случаев соответственно), но с кабелем ИГЭК чаще сталкивались пролетающие птицы, чем сидящие на воде во время кормления отходами (165 и 36). У чайко-вых зарегистрированные контакты были в основном с кабелем эхолота (4 на плаву и 5 на лету), ваеры задевали только пролетающие птицы (5 случаев).

Как и в 2015 г., распределение значений частоты столкновений птиц с тросами статистически достоверно различалось по промысловым районам (Kruskal - Wallis test: у глупышей H = 49,038, df = 2, p < 0,001; у чаек H = 20,449, df = 2, p < 0,001). Глупыши многократно чаще ударялись о тросы в Восточно-Сахалинской подзоне со средней частотой 7,25 контакта/ч (SE 2,05), чем в Западно-Камчатской (0,11 контакта/ч), и совсем избегали оснастки трала в Северо-Охотоморской подзоне (рис. 2, а). У чаек столкновения с тросами наблюдали только в Восточно-Сахалинской подзоне со средней частотой 0,22 контакта/ч (SE 0,08) (рис. 2, б).

Подобная закономерность проявилась и в показателях численности глупышей, которую мы определяли во время каждого сеанса наблюдений в пределах 100 м от кормы судна (Kruskal - Wallis test: H = 99,310, df = 2, p < 0,001). Кормившихся у судна птиц больше всего было на северо-востоке Сахалина - в среднем 61,9 особей (SE 9,4) и в разы меньше в двух других рыболовных подзонах (рис. 3, а). У чаек численность также значительно различалась по районам промысла (Kruskal - Wallis test: H = 142,191, df = 2, p < 0,001), но в отличие от глупыша их было больше в Западно-Камчатской подзоне - в среднем 98,9 особей (SE 7,9), чем в других районах (рис. 3, б).

Рис. 2. Частота столкновений глупышей (а) и чайковых птиц (б) с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) на стадии траления в различных рыболовных подзонах (С-О - Северо-Охотоморская, З-К - Западно-Камчатская, В-С - Восточно-Сахалинская)

Fig. 2. Frequency of seabird contacts with wires (warps and depth sounder cable) at the stage of trawling for northern fulmars (a) and gulls and kittiwakes (б), by fishery districts (C-O - Northern Okhotsk subzone, З-K -West Kamchatka subzone, B-C - East Sakhalin subzone)

Рис. 3. Численность глупышей (а) и чайковых (б) в пределах 100 м от кормы судна во время сеансов наблюдений за столкновениями птиц с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) на стадии траления в различных рыболовных подзонах (С-О - Северо-Охотоморская, З-К - Западно-Камчатская, В-С - Восточно-Сахалинская)

Fig. 3. Numbers of northern fulmars (a) and gulls and kittiwakes (б) within 100 m distance from the vessel stern during observations of seabird contacts with wires (warps and depth sounder cable) at the stage of trawling, by fishery districts (C-O - Northern Okhotsk subzone, З-K - West Kamchatka subzone, B-C - East Sakhalin subzone)

Для Восточно-Сахалинской подзоны подтверждается наш вывод о тесной взаимосвязи между частотой столкновений с орудиями лова и количеством глупышей, собирающихся вокруг траулеров для кормления отходами, который был сделан по наблюдениям в Камчатско-Курильской подзоне в 2015 г. [Артюхин, 2019в]. Причем положительная корреляция прослеживается не только по результатам учетов птиц на дистанции 100 м от кормы (R = 0,74) (рис. 4, а). Эта закономерность становится еще более прочной, если рассматривать показатели общей численности глупышей в околосудовых скоплениях (R = 0,80) (рис. 4, б).

В отличие от результатов 2015 г. [Артюхин, 2019в] в 2020 г. частота взаимодействий глупышей с траловыми орудиями лова слабо зависела от интенсивности сбросов отходов из рыбозавода (R = 0,36). Кроме того, не удалось обнаружить связь между частотой столкновений с тросами и направлением ветра относительно курса судна (Kruskal - Wallis test: H = 6,861, df =4, p = 0,143), которая была четко выражена во время наших предыдущих исследований.

Предположительно эти межгодовые различия связаны с изменениями площади

ледяного покрова. В зимний сезон 2014/15 г. в Охотском море был зарегистрирован абсолютный минимум ледовитости - 26,5% [Пищальник и др., 2016], в то время как в 2020 г. этот показатель был близок к сред-немноголетнему значению и за период с февраля по март составил в среднем 44% [Варкентин, Коломейцев, 2020]. Из-за более сложной ледовой обстановки 66% времени наших наблюдений за контактами птиц с орудиями лова пришлись на траления во льдах, где рыбаки использовали приспособления для заглубления ваеров и кабеля ИГЭК во избежание повреждения их льдинами (см. табл. 2). В итоге площадь зоны потенциальных контактов птиц с оснасткой трала настолько сокращалась, что вероятность столкновений становилась минимальной (рис. 5). Кроме того, глупыши - самые многочисленные птицы в районах работы тралового флота - избегают сплошных ледовых полей и не образуют там таких крупных околосудовых скоплений, как на открытой воде. Данные обстоятельства повлияли на некоторые закономерности, которые были выявлены нами в 2015 г. по результатам наблюдений, выполненных главным образом на свободных ото льда акваториях.

Рис. 4. Зависимость частоты столкновений глупышей с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) от их численности в пределах 100 м от кормы (а) и общей численности вокруг судна (б) на стадии траления в Восточно-Сахалинской подзоне

Fig. 4. Frequency of contacts of northern fulmars with wires (warps and depth sounder cable) vs their number within 100 m distance from the vessel stern (а) and their total number around the vessel (б) at the stage of trawling in the East Sakhalin subzone

Рис. 5. Частота столкновений глупышей с тросами (ваерами и кабелем ИГЭК) на стадии траления в Восточно-Сахалинской подзоне при работе траулера на открытой воде (0 - без стяжки ваеров и заглубления кабеля ИГЭК) и во льдах (1 - заглубление кабеля ИГЭК, 2 - стяжка ваеров и заглубление кабеля ИГЭК)

Fig. 5. Frequency of contacts of northern fulmars with wires (warps and depth sounder cable) at the stage of trawling in the East Sakhalin subzone in ice-free (0 - without warp straps and submersion of depth sounder cable) and ice-covered areas (1 - submersion of depth sounder cable, 2 - warp straps and submersion of depth sounder cable)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер взаимодействий морских птиц с траловыми орудиями лова определяется не только свойствами их конструкции и эксплуатации, но также зависит от весьма вариабельных особенностей распространения, биологии и поведения разных видов птиц, концентрирующихся у промысловых судов, и изменяющихся условий окружающей среды. В частности, по результатам двухлетних исследований можно заключить, что в Охотском море состояние ледяного покрова влияет не только на зимовки морских птиц [Артюхин, 2019а, 2021], но и на их специфичные связи с траловым промыслом. Отсюда следует вывод, что для объективной оценки

влияния этого вида рыболовства на популяции морских птиц необходимы целенаправленные исследования в течение нескольких сезонов с широким покрытием наблюдениями промысловых усилий тралового флота.

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследования выполнены в рамках договора с НКО «Ассоциация добытчиков минтая». Автор благодарит Ассоциацию в лице ее Президента А.В. Буглака, а также ЗАО «Остров Сахалин» (холдинг АО «Гидрострой») и экипаж БМРТ «Анива» (капитаны-директора Л.С. Окин и А.А. Варфоломеев) за логистическое обеспечение работ и содействие при проведении наблюдений в море.

ЛИТЕРАТУРА

Артюхин Ю.Б. 2018. Околосудовые скопления морских птиц на зимнем траловом промысле минтая в Охотском море. Известия ТИНРО. Т. 193. С. 50-56. Артюхин Ю.Б. 2019а. Зимнее население морских птиц открытых вод Охотского моря. Биология моря. Т. 45. № 1. С. 8-16. Артюхин Ю.Б. 2019б. Мировой опыт сокращения смертности морских птиц на траловых промыслах и возможности его использования в российских условиях. Русский орнитологический журнал. Т. 28. Экспресс-вып. 1802. С. 3531-3542. Артюхин Ю.Б. 2019в. Особенности взаимодействия морских птиц с траловыми орудиями лова. Известия ТИНРО. Т. 197. С. 219-232. Артюхин Ю.Б. 2021. Население птиц Охотского моря и сопредельных вод Тихого океана и Японского моря в зимне-весенний период 2020 г. Амурский зоологический журнал. Т. ХШ. № 2. С. 245-256.

Балыкин П.А., Бонк А.А., Старцев А.В. 2014. Оценка состояния запасов и управление промыслом морских рыб (на примере минтая, сельди и сайры). Москва: Всемирный фонд дикой природы (WWF). 68 с.

Варкентин А.И., Коломейцев В.В. 2020. Итоги сезона «А» охотоморской мин-таевой путины 2020 года. URL: http: //www. kamniro. ru/presscenter/ statin 1/itogi_sezona_a_ohotomorskoj _mintaev oj_putiny_2020_goda (дата обращения: 31.08.2020).

Коробов Д.В., Глущенко Ю.Н. 2021. Результаты учетов морских птиц, проведенных с борта рыболовного судна во время промысла минтая в западном секторе Берингова моря в летне-осенний период 2020 года. Русский орнитологический журнал. Т. 30. Экс-пресс-вып. 2039. С. 889-911.

Пищальник В.М., Романюк В.А., Минер-вин И.Г., Батухтина А.С. 2016. Анализ динамики аномалий ледовитости Охотского моря в период с 1882 по 2015 г. Известия ТИНРО. Т. 185. С. 228-239.

Korobov D.V., Glushchenko Yu.N. 2020. Study of mid-water trawl pollock fishery impact on the status of seabird populations in the West Bering Sea zone: Unpublished report. Vladivostok: NCO "Pollock Catchers Association". 38 p.

Melvin E.F., Dietrich K.S., Fitzgerald S., Cardoso T. 2011. Reducing seabird strikes with trawl cables in the pollock catcher-processor fleet in the eastern Bering Sea. Polar Biology. Vol. 34. P. 215-226.

REFERENCES

Artukhin Yu.B. 2018. Seabird aggregation around vessels during the winter trawl fishery for walleye pollock in the Sea of Okhotsk. Izvestiya TINRO (Transactions of the

Pacific Research Institute of Fisheries and Oceanography). Vol. 193. P. 50-56.

Artukhin Yu.B. 2019a. Winter seabird populations in open waters of the Sea of Okhotsk. Biologiya morya (Russian Journal of Marine Biology). Vol. 45. No. 1. P. 8-16.

Artukhin Yu.B. 2019b. International experience of seabird mortality reduction in trawl fisheries and potential for its use in Russian conditions. Russkiy ornithologi-cheskiy zhurnal (Russian Journal of Ornithology). Vol. 28. Iss. 1802. P. 3531-3542.

Artukhin Yu.B. 2019c. Features of seabird interaction with trawl fishing gear. Izvestiya TINRO (Transactions of the Pacific Research Institute of Fisheries and Oceanography). Vol. 197. P. 219-232.

Artukhin Yu.B. 2021. Population of seabirds in the Sea of Okhotsk and adjacent waters of the Pacific Ocean and the Sea of Japan during the winter-spring period of 2020. Amurskiy zoologicheskiy zhurnal (Amu-rian Zoological Journal). Vol. XIII. № 2. P. 245-256.

Balykin P.A., Bonk A.A., Startsev A.V. 2014. Assessment of the state of stocks and management of marine fish fisheries (on the example of pollock, herring and saury). Moscow: World Wildlife Fund (WWF). 68 p.

Varkentin A.I., Kolomeytsev V.V. 2020. Results of season "A" of the Okhotsk sea pollock fishing season 2020. URL: http: //www. kamniro.ru/presscenter/statin 1 / itogi_sezona_a_ohotomorskoj _mintaevoj _ putiny_2020_goda (accessed: 31.08.2020).

Korobov D.V., Gluschenko Yu.N. 2021. Results of counts of seabirds carried out from a fishing vessel during the Alaska pollock fishery in the western sector of the Bering Sea in the summer-autumn period of 2020. Russkiy ornithologicheskiy zhurnal (Russian Journal of Ornithology). Vol. 30. Iss. 2039. P. 889-911.

Pishchal'nik V.M., Romanyuk V.A., Miner-vin I.G., Batukhtina A.S. 2016. Analysis of dynamics for anomalies of the ice cover in the Okhotsk Sea in the period from 1882 to 2015. Izvestiya TINRO (Transactions of the Pacific Research Institute of Fisheries and Oceanography). Vol. 185. P. 228-239.

Korobov D.V., Glushchenko Yu.N. 2020. Study of mid-water trawl pollock fishery

impact on the status of seabird populations in the West Bering Sea zone: Unpublished report. Vladivostok: NCO "Pollock Catchers Association". 38 p.

Melvin E.F., Dietrich K.S., Fitzgerald S., Cardoso T. 2011. Reducing seabird strikes with trawl cables in the pollock catcher-processor fleet in the eastern Bering Sea. Polar Biology. Vol. 34. P. 215-226.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Артюхин Юрий Борисович - Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН; 683024, Россия, Петропавловск-Камчатский; кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель лаборатории орнитологии; artukhin61@mail.ru. SPIN-код: 4796-9800; Author ID: 84820. Scopus Author ID: 6506525621.

Artukhin Yuri Borisovich - Kamchatka Branch of Pacific Geographical Institute FEB RAS; 683024, Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky; Candidate of Biological Sciences, Leading Researcher, Head of Laboratory of Ornithology; artukhin61@mail.ru. SPIN-code: 4796-9800; Author ID: 84820. Scopus Author ID: 6506525621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.